икона пятый вселенский собор

Пятый Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (4З1; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных «Главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о «Трех главах». Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского (552-565; 577-582). Согласно императорскому эдикту, дело о «Трех главах» было тщательно рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года. Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. Необходимость этой меры была обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания, позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии в отношении лично епископов Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.

На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.

Источник

Пятый Вселенский Собор

икона пятый вселенский собор. Смотреть фото икона пятый вселенский собор. Смотреть картинку икона пятый вселенский собор. Картинка про икона пятый вселенский собор. Фото икона пятый вселенский собор

Второй Константинопольский собор — Пятый Вселенский Собор, был созван в 553 году, в городе Константинополе, по инициативе императора Юстиниана I. Отверг учения богословов Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива (т.н. «антиохийская школа»), близкие несторианству.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в своё время известностью, а именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трёх сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый Четвёртый Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Постановления

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Пятый Вселенский Собор» в других словарях:

Пятый вселенский собор — Пятый Вселенский собор. Фреска из Собора Рождества Богородицы Второй Константинопольский собор Пятый Вселенский Собор, был созван в 553 году, в городе Константинополе, по инициативе императора Юстиниана I. Отверг учения богословов Феодора из… … Википедия

Пятый Латеранский собор — Дата 1512 1514 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Ферраро Флорентийский собор Следующий Собор Тридентский собор Созван Юлием II Под председательством Юлия II, Льва X Число собравшихся ок. 100 е … Википедия

Вселенский Собор — Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX век) Вселенские соборы (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте … Википедия

VII Вселенский собор — Седьмой Вселенский Собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 … Википедия

Седьмой Вселенский Собор — (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших… … Википедия

Седьмой Вселенский собор — (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших… … Википедия

Седьмой вселенский собор — (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших… … Википедия

Второй Вселенский собор — (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся… … Википедия

Второй Вселенский Собор — (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся… … Википедия

VI Вселенский Собор — Третий Константинопольский собор, также Шестой вселенский собор вселенский собор Церкви в 680 681 годах в Константинополе при императоре Константине Погонате. Собор созван был против лжеучения еретиков монофелитов, которые, хотя признавали в… … Википедия

Источник

Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них?

К дню святых отцов VII Вселенского собора

Приблизительное время чтения: 3 мин.

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

Второй Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

Третий Вселенский собор

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

Четвертый Вселенский собор

Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

Пятый Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

Шестой Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

Седьмой Вселенский собор

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Читайте также:

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: «Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам», а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле «смехотворцами» называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

Источник

ЗАСЕДАНИЕ ИЛИ СОБРАНИЕ ПЕРВОЕ

В 27-й год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12-й год после консульства Василия, в четвертый день майских нон, первого индикта, в судебной палате заседали почтеннейшие епископы сего царствующего города 35 :

Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима,

Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии,

Стефан, благоговейнейший епископ Рафии, и Георгий, благоговейнейший епископ Тивериады, и

Феодор, благоговейнейший епископ Кесарии в области первой Каппадокии,

Андрей, благоговейнейший епископ Ефеса,

Мегефий, благоговейнейший епископ Гераклеи фракийской,

Анастасий, благоговейнейший епископ Тавии, занимавший место Дорофея, благоговейнейшего епископа анкирского,

Иоанн, благоговейнейший епископ илийский, занимавший место Евперия, благоговейнейшего епископа кизического,

Евсевий, благоговейнейший епископ тирский,

Иоанн, благоговейнейший епископ никомидийский,

Константин, благоговейнейший епископ халкидонский,

Иоанн, благоговейнейший епископ Кесарии палестинской,

Помпейян, благоговейнейший епископ визакийский,

Амазоний, благоговейнейший епископ едесский,

Александр, благоговейнейший епископ гангрский,

Фома, благоговейнейший епископ Апамеи сирийской, Евфрант, благоговейнейший епископ тианский,

Феодор, благоговейнейший епископ Иераполя сирийского,

Босфорий, благоговейнейший епископ неокесарийский,

Иоанн, благоговейнейший епископ бострский,

Филипп, благоговейнейший епископ мирский,

Феодор, благоговейнейший епископ Селевкии исаврийской.

Юлиан, благоговейнейший епископ сардийский,

Феодор, благоговейнейший епископ гортинский,

Евстафий, благоговейнейший епископ дамасский,

Феодосий, благоговейнейший епископ родосский,

Фирм, благоговейнейший епископ Типазона 42 в области африканской,

Феодор, благоговейнейший епископ Антиохии писидийской,

Евлогий, благоговейнейший епископ пергский,

Севериан, благоговейнейший епископ афродисиадский,

Кириак, благоговейнейший епископ амидский,

Север, благоговейнейший епископ синнадский,

Петр, благоговейнейший епископ сидский,

Авраамий, благоговейнейший епископ сергиопольский,

Иоанн, благоговейнейший епископ адрианопольский во Фракии,

Кресконий, благоговейнейший епископ куикулский,

Феодосий, благоговейнейший епископ юстинианопольский, во второй Каппадокии,

Стефан, благоговейнейший епископ лаодикийский, или феодориадский,

Авксанон, благоговейнейший епископ Иераполя фригийского,

Евстафий, благоговейнейший епископ максимианопольский,

Эферий, благоговейяейший епископ аназарвский,

Феодор, благоговейнейший епиекоп дризипарской,

Север, благоговейнейший епископ помпеянопольский в Пафлогонии,

Григорий, почтеннейший епископ юстинианопольский, в Армении,

Василий, почтеннейший епископ Юстинианополя камулианского, Иоанн, почтеннейший епископ варкузский,

Кресконий, почтеннейший епископ затарский в области Нумидии,

Леонтий, почтеннейший епископ аркский,

Иоанн, почтеннейший епископ миринский,

Александр, почтеннейший епископ амфипольский,

Стефан, почтеннейший епископ клизмацкий,

Фома, почтеннейший епископ верисский,

Аристодем, почтеннейший епископ филомелийский,

Фалелей, почтеннейший епископ андрианопольский в Писидии, Феоктист, почтеннейший епископ ерифрский,

Диогениан, почтеннейший епископ созопольский,

Васс, почтеннейший епископ фамиатский,

Анатолий, почтеннейший епископ кимский, Диоген, почтеннейший епископ кратийский,

Реститут, почтеннейший епископ милеонский 51 в африканской области,

Феодор, почтеннейший епископ леонтопольский в Египте, Эмилиан, почтеннейший епископ антиниргский,

Феоктист, почтеннейший епископ прузский,

Георгий, почтеннейший епископ птолемаидский,

Сотир, почтеннейший епископ авлонский,

Зосим, почтеннейший епископ антандрский,

Киприан, почтеннейший епископ корикский,

Илия, почтеннейший епископ диоклитианопольский,

Феодор, почтеннейший епископ лимирский,

Геннадий, почтеннейший епископ зенопольский,

Асинкритий, почтеннейший епископ арадский,

Стефан, почтеннейший епископ вотрионский,

Филипп, почтеннейший епископ феллский,

Мина, почтеннейший епископ димириангельский,

Генефлий, почтеннейший епископ дорилейский,

Фома, почтеннейший епископ константинский,

Cевер, почтеннейший епископ тавский,

Феоктист, почтеннейший епископ галикарнасский,

Козьма, почтеннейший епископ маллийский,

Дионисий, почтеннейший епископ мегарский,

Каллиник, почтеннейший епископ опзнтский,

Пасхазий, почтеннейший епископ эгийский,

Еразм, почтеннейший епископ кивирский,

Стефан, почтеннейший епископ валанеонский,

Фома, почтеннейший епископ керкезийский,

Анатолий, почтеннейший епископ Севасты,

Макарий, почтеннейший епископ Примнезии,

Фалелей, почтеннейший епископ изиндский,

Никита, почтеннейший епископ Епифании,

Александр, почтеннейший епископ Дионисия,

Пелагей, почтеннейший епископ азанский,

Иерон, почтеннейший епископ анастасиопольский во Фригии, Главк, почтеннейший епископ алионский,

Петр, почтеннейший епископ домицианопольский,

Ураний, почтеннейший епископ траллийский,

Фроним, почтеннейший епископ синнайский,

Македоний, почтеннейший епископ юстинианопольский в Вифинии,

Екдикий, почтеннейший епископ острова Тена,

Феодор, почтеннейший епископ корадский, Елпидифор, почтеннейший епископ анастасиопольский в Карии, Кирион, почтеннейший епископ дадимский,

Феодор, почтеннейший епископ лаодикийский,

Лила, почтеннейший епископ тивериопольский,

Диоген, почтеннейший епископ августопольский,

Феодор, почтеннейший епископ ингелонский.

Юлиан, почтеннейший епископ зевгматский,

Доримений, почтеннейший епископ адраонский,

Иоанн, почтеннейший епископ лэрский,

Феодор, почтеннейший епископ гаргаронский,

Феодор, почтеннейший епископ команский,

Кириак, почтеннейший епискои касатанский,

Сисинний, почтеннейший епископ прэнетский,

Юлиан, почтеннейший епископ ватнонский,

Анастасий, почтеннейший епископ рахлийский,

Феодор, почтеннейший епископ пормский,

Павел, почтеннейший епископ стекторийский,

Стефан, почтеннейший епископ амасийский,

Павел, почтеннейший епископ адрасский,

Евандр, почтеннейший епископ гнидский,

Мина, почтеннейший епископ карпафийский 63 ;

Диодор, архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „Феодор, муж знатный, силенциарий, находится пред славнейшею вашею судебною палатою: он послан благочестивейшим и благовернейшим императором; о чем и доносим на ваше благоусмотрение“. Святейший архиепископ и патриарх Евтихий сказал: „пусть войдет“. Когда он вошел, святейший архиепископ и патриарх Аполлинарий сказал: „по какому делу ваша знатность прибыли к нам“? Знатный муж, силенциарий Феодор, сказал: «благочестивейший и благовернейший государь наш послал меня к вашей святости передать вам благочестивейшую грамоту для прочтения пред вашим святым собором». Святейший архиепископ и патриарх Домнин сказал: „пусть благочестивейшая грамота, о которой упомянул вельможный Феодор, принятая с подобающею честию, будет прочтена“. И диакон, нотарий и делопроизводитель Стефан принял и прочел:

„Во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа

Император цезарь Флавий Юстиниан, алеманский, готфский, французский, верхнегерманский, аланский, вандальский, африканский, благочестивый, счастливый, славный, победитель и триумфатор, постоянный август, блаженнейшим епископам и патриархам, Евтихию константинопольскому, Аполлинарию александрийскому, Домнину феопольскому, Стефану, Георгию и Дамиану благоговейнейшим епископам, занимающим место Евстохия, блаженнейшего мужа, архиепископа и патриарха иерусалимского, и прочим благоговейнейшим епископам, собравшимся из разных стран в этом царствующем городе.

„Искоренять возникавшие по временам ереси посредством собирания благоговейнейших епископов, и единодушным провозглашением правой веры доставлять мир святой Церкви Божией – было всегдашнею заботою православных и благочестивых императоров, предков наших. Посему и блаженной памяти Константин, – в то время, когда богохульствовал Арий и утверждал, что Сын не единосущен Богу Отцу, но есть тварь и сотворен из несущего, – собрал в Никее из разных округов триста восемнадцать святых отцов; и присутствуя на соборе сам для поддержания тех, которые признавали Сына единосущным Отцу, осудил арианское нечестие и позаботился об охранении правой веры. Итак, изложив святой символ или учение веры, святые отцы этим символом научили, что Сын единосущен Богу Отцу, в чем даже тогда многие сомневались. И блаженной памяти Феодосий старший, – в то время, когда Македоний отвергал божество Святого Духа, а Аполлинарий и ученик его Магн богохульствовали относительно домостроительства воплотившегося Бога Слова и утверждали, что Слово не восприняло человеческого ума, но соединилось с плотию, имеющею неразумную душу, – собрав в царствующем городе сто пятьдесят святых отцов и сам приняв участие на соборе, осудил вышеупомянутых еретиков вместе с их нечестивым учением и заставил провозгласить правую веру. Ибо, следуя правой вере, изложенной триста восемнадцатью святыми отцами, эти отцы изъяснили (учение) о божестве Святого Духа и вполне изложили учение о домостроительстве воплотившегося Бога Слова. Также, когда нечестивый Несторий утверждал, что иное Бог Слово и иное Христос, и вводил нечестивую мысль, что один – Сын Бога Отца по естеству, а другой – сын по благодати, и отвергал, что святая славная Приснодева есть Богородица, – когда тот же Несторий заразил своим нечестием почти всех восточных отцов, тогда блаженной памяти Феодосий младший собрал первый ефесский святой собор, на котором председательствовали святые отцы Целестин и Кирилл, и отправив сановников, долженствовавших присутствовать на соборе, заставил и самого Нестория прибыть туда и произвести суд над ним; и когда сделано было расследование, то эти же святые отцы, следуя во всем тому, что́ определено относительно веры прежними святыми отцами, осудили Нестория вместе с его нечестивым учением. После этого последователи нечестивого Нестория, восстав против Кирилла, поспешили (насколько было это в их власти) отразить осуждение, произнесенное против Нестория; но вышеупомянутый блаженной памяти Феодосий, защищая то, что́ справедливо было таким образом определено против Нестория и его нечестия, заставил твердо держаться произнесенного против него обвинения. И потом, когда появился еще безумный Евтихий с учением, что тело Господа не единосущно нам, и когда многие взволновались как в Константинополе, так и в Ефесе, тогда в защиту его сделана была еретиками такая уловка, что из-за него низвергнут был даже епископ царствующего города, блаженной памяти Флавиан. Но блаженной памяти Маркиан собрал в Халкидоне святых отцов, и когда произошел между епископами большой спор, то не только своих сановников послал на собор, но прибыл и сам, и привел всех в согласие. Следуя во всем тому, что в защиту веры определено тремя вышеупомянутыми святыми соборами и что́ присуждено относительно обвинения еретиков и их нечестия, эти святые отцы осудили и предали анафеме Евтихия и его нечестивое учение, а также и Нестория с его нечестивым учением, потому что в то время некоторые старались защищать Нестория и его нечестивое учение. Сверх того, те же халкидонские святые отцы предали анафеме тех людей, которые передали или передают иной символ, кроме того, который изложен триста восемнадцатью святыми отцами и изъяснен ста пятидесятью святыми отцами. Итак, после всех этих событий, совершившихся в разные времена, вышеупомянутые блаженной памяти отцы наши своими законами утвердили и оградили то, что определено было на каждом соборе, и изгнали еретиков, покушавшихся воспротивиться определениям вышеупомянутых четырех святых соборов и возмутить церкви. Но когда, по смерти блаженной памяти Маркиана, произошел в разных местностях спор о святом соборе халкидонском, то блаженной памяти Лев написал всем епископам во все места, чтобы каждый из них объявил собственное мнение относительно этого святого собора и чтобы, не рассчитывая друг на друга, каждый отвечал на то, о чем спрошен. По прошествии непродолжительного времени, снова восстали последователи Нестория и Евтихия и произвели такие смуты в святых Божиих церквах, что произошли в них разделения и расколы и церкви не имели между собою никакого общения. Ибо никто не осмеливался, переходя из города в город, вступать в общение (с другою церковию), ни клирик, переходя из одного города в другой, вступать в число (клириков) этой церкви. Когда же Господь Бог по своему милосердию вручил нам управление государством, то в основание и начало нашего правления мы положили соединить разделившихся священников святых Божиих церквей от востока до запада; и, совершенно пресекши спор, воздвигнутый последователями нечестивых Евтихия и Нестория против халкидонского собора, побудили провозглашать этот собор в святых Божиих церквах наравне с прочими вышеупомянутыми тремя святыми соборами, верно зная, что изложенное на нем во всем согласно с прочими тремя святыми соборами, и удовлетворили многих, восстающих против этого святого собора, а других, оказавшихся упорными противниками этому собору, изгнали из святых Божиих церквей и досточестных монастырей, чтобы в святых церквах проповедовалась одна и та же вера, которую провозгласили четыре святые собора, – будучи постоянно охраняема единодушием и миром святых Божиих церквей и их священников. Когда мы, при помощи Божией, сделали это в утверждение четырех святых соборов и когда наши деяния приняты были в святой Божией Церкви, то последователи Нестория, желавшие свое нечестие усвоить святой Божией Церкви и не могшие достигнуть этого чрез Нестория, вздумали ввести оное чрез Феодора мопсуестского, Несториева учителя, который богохульствовал гораздо хуже Нестория и сверх прочих бесчисленных хулений, направленных против Христа Бога нашего, говорил, что иное – Бог Слово, иное – Христос, – также и чрез нечестивые сочинения Феодорита, которые этот написал против правой веры и первого ефесского святого собора и против святой памяти Кирилла и его двенадцати глав, и в особенности чрез злотворное послание, которое, как говорят, написал Ива к Персу Маре и которое все наполнено нечестием Феодора и Нестория. Ибо при помощи этого нечестивого послания они старались освободить от осуждения не только нечестие, но и самые личности Феодора и Нестория, которых он особенно хвалит (защищает) и оправдывает, – этим нечестивым посланием старались освободить их от осуждения, говоря что оно принято святым халкидонским собором. Но они говорят это не в защиту святого собора, а стараясь его именем, как они думают, утвердить свое нечестие. Но известно, что это нечестивое стремление защитников имеет целью то, чтобы, если удастся им, не проповедовалось, что Бог Слово сделался человеком, и чтобы святая славная Дева Мария не проповедовалась Богородицею. Ибо это именно нечестиво изложили в своих сочинениях Феодор и Несторий; те же хулы произносит и тот, кто написал послание. Итак, следуя святым отцам и желая, чтобы правая вера проповедовалась в Божиих церквах без всякого искажения, желая также пресечь покушение нечестивцев, мы сначала спросили вас о вышеупомянутых нечестивых трех главах, не вызывая вас из ваших церквей; и вы объявили нам ваше мнение (о них), за которое мы и одобрили вас; так как вы, не сумняся и со всяким дерзновением, признали правую веру и осудили нечестивую. А так как и после сделанного вами обвинения некоторые остаются при тех же заблуждениях и защищают те же нечестивые три главы то мы вызвали вас в царствующий город и увещеваем вас, собравшихся вместе, снова объявить ваше мнение относительно этих глав. Ибо и Вигилию, благоговейнейшему папе древнего Рима, мы объяснили о трех главах подробно все, – когда он прибыл в наш царствующий город, – и спрашивали его, как он думает об этом деле; и сам он не раз, не два, а довольно часто в своих писаниях произносил анафему на нечестивые три главы. А что у него всегда была мысль об осуждении трех глав, – это он выразил и в весьма многих иных своих поступках и в осуждении Рустика и Севастиана, бывших диаконов древнего Рима, которые, сначала приняв сделанное им решение, в котором он предал анафеме эти нечестивый главы, потом приняли и стали защищать нечестивое их учение. Но он писал и объявлял об осуждении этих глав также Валентиниану, епископу скифскому, и Аврелиану, епископу церкви арелатской, которая есть первая из святейших церквей Галлии, и заповедовал им не принимать ничего, что осужденные диаконы пишут противного вышеупомянутому решению; коротко сказать: он всегда оставался при этом мнении. Обо всем этом мы объявим вам в свое время. А так как потом, по прибытии вашем, как сказано, в этот царствующий город, между вашею святостию и Вигилием, благоговейнейшим папою древнего Рима, была взаимная переписка о том, чтобы всем вам собраться вместе и произнести согласное с тем, что определено в защиту веры четырьмя святыми соборами, суждение о тех, которые бессознательно или сознательно защищают нечестивые главы: то мы и еще, чрез наших сановников и чрез некоторых из вас, просили его прибыть со всеми и сообща рассудить о вышеупомянутых главах для того, чтобы дать правой вере соответствующую ей форму, и в силу того, что мы в своих грамотах и его и вашу святость спрашивали об этом; пусть или главы будут осуждены всеми, как нечестивые, или он открыто объявит свое мнение, если считает их согласными с правдою. Ибо несвойственно христианам вместе с правою верою принимать нечестивое учение и не различать истины от лжи. Но он ответил нам, что окажет нам содействие, самостоятельно действуя по вопросу о вышеупомянутых трех главах. Итак убеждаем еще вас рассудить о них; ибо желаем, чтобы вы знали, что мы и сохраняем и защищаем и приемлем то, что́ изложено и определено об единой и той же вере четырьмя святыми соборами, никейским, константинопольским, ефесским первым и халкидонским, и что́ установлено ими относительно церковной обрядности, – приемлем и храним и все то, что́ согласно с ними. А все то, что́ несогласно с ними, или окажется написанным кем-либо против того, что́ определено о единой и той же вере четырьмя святыми соборами или одним из них, все то отвергаем, как совершенно чуждое истины; следуем же во всем святым отцам и учителям святой Божией Церкви, то есть, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову и Григорию нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем все, что́ написано и изъяснено ими о правой вере и в осуждение еретиков. Итак, твердо держась всего вышесказанного, мы приемлем тех отцов и священников, которые содержат и в святой Божией Церкви проповедуют то, что́ относительно веры изложили четыре святые собора и что́ проповедовали упомянутые святые отцы. А так как еретики всячески хотят защитить Феодора и Нестория и их нечестивое учение, как сказано выше, и говорят, что нечестивое послание, написанное, как оказывается, Ивою к Персу Маре, принято святым халкидонским собором: то мы просим вас рассмотреть то, что́ написано Феодором как в других сочинениях, так и в символе, который был читан и в Ефесе и в Халкидоне и подвергся анафеме на том и другом соборе, вместе с теми, которые так мудрствовали или мудрствуют, – просим также рассмотреть и то, что́ об нем и его хулениях написали святые отцы и обнародовали наши предшественники, равно и то, что́ написали о нем писатели церковной истории. Из всего этого вы узнаете, что как сам он, так и его хуления с давнего времени осуждены святыми отцами, что и за его хулы в предшествовавшие времена даже имя его было исключено из диптихов церкви, в которой он был епископом. Просим вас порассудить и о безрассудной проповеди тех, которые утверждают, будто не следует анафематствовать еретиков после смерти, и просим держаться в этом случае учения святых отцов, которые не только при жизни осуждали еретиков, но и по смерти анафематствовали умерших (нераскаявшимися) в своем нечестии, равно как оправдывали и вписывали в священные диптихи тех, которые осуждены несправедливо; это сделано и над Иоанном 64 и над Флавианом, блаженной памяти епископами константинопольскими. Ибо ваше благоговеинство знает, что́ сказал Господь в евангелии о себе самом: «веруяй в Он не будет осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единородного Сына Божия» ( Иоан. 3, 18 ). Но известно, что это сказано не только о живых, но и о тех, которые умерли (оставаясь) в своем нечестии. В особенности же просим вас обратить внимание на то, что́ нечестиво написано Феодоритом против правой веры и первого ефесского святого собора и против святой памяти Кирилла и против двенадцати его глав, и что́ тот же Феодорит нечестиво написал в защиту Феодора и Нестория и их хулений против святой памяти Кирилла. Просим также сделать исследование и о нечестивом послании, которое написал Ива к Персу Маре; в нем составитель его отрицает, что Бог Слово сделался человеком и что святая славная Приснодева Мария есть Богородица. Это же нечестивое послание осуждает и первый ефесский святой собор за то, будто Несторий осужден на нем без суда и следствия, а святой памяти Кирилла, учителя Церкви, называет еретиком и его двенадцать глав нечестивыми, Феодора же и Нестория и их нечестивое учение защищает и одобряет. И так как некоторые, как сказано, дерзают утверждать, что послание, содержащее вышеупомянутое нечестие, принято и святым халкидонским собором: то просим вас сличить то, что́ сказано этим святым собором в определении его, изложенном в защиту веры, с тем, что содержится в нечестивом послании, чтобы всесторонне доказать справедливое, а нечестивое осудить. Итак, все вышеупомянутое рассмотрите со всею внимательностию, как прилично священникам, содержащим в уме страх Божий и будущий суд, и не предпочтите ничего благочестию, правой вере и истине, славе и хвале Божией, содержа в уме и апостольское изречение, произнесенное против тех, которые передают противное правой вере, и ясно говорящее, что «аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет» ( Гал. 1, 8–9 ). Помните также и заповедь апостола Петра, который говорит: «готови присно (будьте) ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании» ( 1Петр. 3, 15 ) и немедленно объявите ваше мнение о том, о чем мы вас спрашивали; потому что когда вопрошаемый о правой вере надолго откладывает ответ, – это не иное что показывает, как только отрицание им правого исповедания. Ибо в вопросах и ответах, касающихся веры, нет ни первого ни второго; но кто окажется более готовым в исповедании правды, тот и приятен Богу. Благодать Божия да сохранит вас, святые и благоговейнейшие отцы, на многие лета. – Дано в четвертый день майских нон, в Константинополе в 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия“. Стефан и Георгий и Дамиан, благоговейнейшие епископы, занимавшие место Евстохия, святейшего патриарха иерусалимского, чрез одного из них, Стефана, благоговейнейшего епископа рафийского, сказали: „пусть выйдет вельможный муж Феодор, так как он исполнил повеление благочестивейшего императора“. И когда знатный муж силенциарий вышел, святой собор сказал: „после того, как стало известно содержание прочитанной императорской грамоты, мы, принимая во внимание, что между нами и Вигилием, святейшим папою древнего Рима, происходила относящаяся (к этому делу) переписка, считаем необходимым прежде всего прочего сделать ее известного чрез прочтение». И нотарий, делопроизводитель Стефан, взяв ее, прочитал 65 :

„Всесвятейшему и блаженнейшему господину, брату и сослужителю Вигилию, Евтихий.

Тот же почтеннейший Стефан прочитал:

«Возлюбленнейшему брату Евтихию и подчиненным тебе епископам, Вигилий.

По другим: в судебной палате (sесгеtагіо) почтенной епископии сего царствующего города заседали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *