икона похвала пресвятой богородицы описание
Икона «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, которая называется «Похвала Пресвятой Богородицы», является символом спасения всех христиан. Это чудотворная икона, которая должна быть в каждом православном доме.
Эта икона относится к разряду праздничных, так как изначально она была посвящена одноименному празднику, установленному примерно в конце 7 века. На данный момент в православии этот праздник отмечается на пятой седмице Великого поста.
История иконы
Икона «Похвала Богоматери» была написала примерно в то же самое время, когда и был установлен праздник в честь спасения Константинополя от врагов. Стоит отметить, что икона была написана в честь неоднократного спасения.
Конечно, сначала это был праздник чисто Константинопольский, однако позднее, он стал воистину мировым. Это не двунадесятый праздник, поэтому празднование его проходит скромно. Сама икона, которая была посвящена великому спасению, стала довольно известной. По сей день люди довольно часто используют ее для защиты своего жилища от беды и недобрых людей.
Описание иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»
На этой иконе, вариантов исполнения которой, кстати, немало, изображены:
В чем помогает икона
Помогает икона практически во всех аспектах, необходимых верующему человеку. Она оберегает дом от пожаров и воров, хранит людей от болезней. Икону используют как молитвенную, как защитную, а иногда даже возят с собой во время путешествий. «Похвала Пресвятой Богородицы» — это символ веры, поэтому перед ней можно читать молитву «Символ веры». Она как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Богу и всем святым, а также Деве Марии, нашей заступнице. Молитвы перед иконой помогают людям находить в себе силы для движения вперед, для сохранения веры.
Молитва перед иконой «Похвала Пресвятой Богородицы»
Перед иконой можно читать любые молитвы, а также молитву, посвященную ей самой:
«Пресвятая Дева Мария, Богородица и Заступница всех чад Божьих. Освети нашу жизнь светом своим и помоги нам, грешным, найти свой путь в этой жизни. Моли Бога о нас вместе со всеми святыми. Прости нам прегрешения наши, яко же и мы учимся прощать тех, кто обидел нас словом или делом. Накрой нас покровом своим и дай нам сил принять то, что мы не в силах понять. Аминь».
Дата празднования иконы
День празднования Похвалы Богородицы и почитания одноименной иконы — суббота пятой седмицы Великого поста. В этот день на акафистной неделе принято читать молитвы и посещать храм. Эти семь дней нужно прожить в особом смирении и спокойствии.
Читайте молитвы дома и во храме во время Великого поста. Эта икона может стать отличным подарком семье, людям, которые вам дороги и за которых вы переживаете. «Похвала Богоматери» — это один из древнейших образов, которые и составляют православное и христианское духовное наследие. Чтите историю и подвиги людей, которые сделали нашу веру такой, какой она является сейчас.
ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название « Похвала Пресвятой Богородицы».
Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.
Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери
Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: « Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице». С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.
Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.
На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.
Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)
На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: « Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.
Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.
Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век
В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)
В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.
Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?
Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.
Песнопения Субботы Акафиста
Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!
Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!
Похвала Богородицы 2021
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, в пятницу вечером).
Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков. Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.
Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события – сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.
А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
Акафист Похвала Богородице
Акафист Похвала Богородице – это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году – на пятой неделе Великого поста – верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней. Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.
Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста (Мф.6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью.
Мы предлагаем вам текст Акафиста Похвала Богородицы, который читается в храме вечером накануне праздника, то есть в пятницу пятой седмицы Великого поста. Он может читаться по желанию верующего дома и в другие дни.
Икона Похвала Богородице
«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век)
События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос… Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.
Похвала Пресвятой Богородице; XVIII в.; Россия. ruicon.ru
Икона «Похвала Богородице» поистине «гимн в красках»: в ней находят визуальное отображение поэтические образы, связанные с Богородицей и встречающиеся в посвященном Ей Акафисте.
Дионисий. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Развитие темы Похвалы Пресвятой Богородицы можно увидеть в храмовых росписях XVI-XVII веков. В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля. Там же, в Успенском соборе, хранится и самая древняя в России икона «Похвала Богородицы с Акафистом», датируемая второй половиной XIV века.
Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия (Путеводительница), стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе.
В праздник Акафист может читаться перед любой богородичной иконой.
Служба Похвала Богородице
Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.
Вечером в пятницу на утрене после обычного начала, псалмов и молитв с кондака «Взбранной Воеводе…» начинается Акафист. Он состоит из 12 икосов (хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся») и 12 кондаков (меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя»), но во время богослужения делится на четыре части – по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения фрагментов Акафиста священнослужитель выходит через царские врата и встает перед помещенной в центре храма иконой Богородицы.
В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.
Храмы Похвалы Богородицы в Москве
Похвала Богородицы – престольный праздник одного из пределов Успенского собора Московского Кремля. Именно в Похвальском приделе, по утверждению историков, в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов. Там же, в Кремле, есть и не действующий, но внешне частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы в здании Комендатуры. Когда-то это был домовый храм в жилых боярских палатах.
Первый и единственный в Москве доступный всем верующим храм в честь праздника Похвалы Богородицы был построен в XV веке на берегу Москва-реки неподалеку от того места, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. После пожара в XVII веке деревянный храм сменился каменным. В 30-е годы ХХ века старинная церковь Похвалы Богородицы была снесена вслед за находившимся рядом кафедральным собором – оба храма мешали строительству Дворца Советов, которое, к слову сказать, так и не было завершено. Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы ХХ века.
Несколько лет назад появился и храм Похвалы Богородицы в Москве. В июле 2012 года был отслужен первый молебен на месте строительства Похвальской церкви в московском районе Зябликово. Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба… Прихожане надеются, что на этом месте со временем появится постоянный храм в честь Похвалы Богородицы.
Молитва Похвала Богородицы
Акафист Богородице – это и есть молитва Похвала Богородице. Но есть и короткие молитвы праздника – тропарь и кондак.
Тропарь Похвалы Богородицы: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».
Кондак Похвалы Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров. Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл. «Взбраннй Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.
Икона Богородицы Акафистная Дионисиатская (Мироточивая)
Празднование
История
В монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная* («Похвала Пресвятой Богородицы»** или «Мироточивая»). Древнейшая на Афоне чудотворная икона входит в иконостас левого придела «Похвалы Пресвятой Богородицы» соборного храма Дионисиатской обители. Согласно древнему монастырскому преданию это одна из 70 икон, написанных евангелистом Лукой. Она выполнена не красками, а из восковой мастики, черты лика размыты по причине истечения мира. Размеры её малы: в высоту 33 см и в ширину 27,5 см.
Эту икону держал в руках патриарх Константинопольский Сергий I, обходя стены осаждённого аварами Константинополя [1] (624 г.), о чем свидетельствует надпись на ней на греческом языке [2] : «Эта чудотворная икона есть та, что держал патриарх Сергий, обходя стены Константинополя, и изгнал врагов, и её император Алексей Комнин своими руками подарил св. Дионисию». Заступничеством Пресвятой Богородицы неприятельский флот был рассеян штормом, и город спасен. Перед этой иконой впервые был совершен Акафист Пресвятой Богородице.
Также, во время освобождения Константинополя от крестоносцев Акафистная икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Трапезунда Алексеем III (1337–1390 гг) в честь основания.
С Акафистной иконой связано много чудес. Похищенная пиратами (1592 г.), она была возвращена ими в Дионисиат, после того как Пресвятая Богородица явилась в открытом море капитану корабля и грозно сказала: «Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек? Отвези Меня в жилище Мое!» Пират не обратил внимания на сон и продолжал свой путь далее. Вдруг на море поднялась страшная буря, грозившая гибелью кораблю. Тут пират вспомнил об иконе, бросился к ящику, где она находилась, и, к своему ужасу, увидел его разбитым на несколько частей, а святую икону — всю омоченную миром. Пират взял икону в руки, и буря тотчас прекратилась. Тогда пираты поспешили возвратиться в монастырь, отдали икону инокам и рассказали о бывшем чуде. 2 пирата (по другим данным их было больше) покаялись и стали монахами.
Другое чудо произошло с начальником Афонской академии знаменитым церковным и общественным деятелем XVIII в. Евгением Вулгарисом: он подробно описал исцеление от опухоли в груди в 1758 г.
В 1767 году Акафистная икона снова была украдена, на этот раз разбойниками-турками. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос.
Местные жители не желали возвращать икону в обитель, за что впоследствии и были наказаны. Остров, воспротивившийся воле Царицы Небесной, поразила язва, и жители сами отдали икону в Дионисиатскую обитель. Кроме того, в знак раскаяния они пожертвовали монастырю земли на острове Скопелос.
Литургию в приделе, где находится Акафистная икона, служат ежедневно, а каждый вечер перед чудотворным образом читается Акафист Пресвятой Богородице. На великие праздники (Пасху, Рождество, Богоявление и Рождество Иоанна Предтечи) икона переносится в кафоликон и ставится в киоте перед левой колонной. Серебряная позолоченная риза, согласно надписи на ней, изготовлена «мастером Георгием» в 1786 г. и принесена в дар обители «архиереем Иеремией». На её оборотной стороне изображено вручение иконы преподобному Дионисию императором Алексеем III Комнином.
Празднование в честь Акафистной иконы совершается в субботу на пятой неделе Великого поста.
Примечания
* «Παναγία των Χαιρετισμών ή του Ακαθίστου» («Всесвятая (Богородица) радований (=приветствий)» или «Всесвятая (Богородица) Акафиста»).
** Получила это наименование в русском источнике, видимо, в честь праздника (См. Поселянин Е. Н., «В субботу пятой седмицы Великого поста». Икона «Похвала Пресвятой Богородицы». // Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002.
[1] В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на своих руках икону Богородицы «Влахернскую», что, cогласно афонскому преданию, ошибочно.
[2] «Αυτή ή είκών ή Θαυματουργός εστί την οποίαν βάσταξέ Σέργιος ό Πατριάρχης περιερχόμενος τα τείχη της Κωνσταντινουπόλεως έδιωξε τους πολεμίους και την οποίαν ό Αυτοκράτωρ Αλέξιος ιδιοχείρως εδώρησε τω Άγίω Διονυσίω».
Богородицу хвалим! Суббота радости
Прошло уже больше половины Великого Поста, и все это время мы пытаемся ограничивать себя в чем-то, настраиваем свои мысли на борьбу с грехами. Постом, как известно, принято читать каноны, поскольку они носят в себе покаянный характер. Однако есть в постном календаре день, который послабляет нашу строгость и призывает нас радоваться. 13 апреля Церковь отмечает Субботу Акафиста (или Похвалу Пресвятой Богородицы).
Этот светлый день своим радостным настроением предваряет Пасху. Множество верующих собирается в храме, чтобы спеть хвалебную песнь — Акафист Божией Матери.
О чем праздник?
События происходили примерно в VI-IX веках от Рождества Христова. Положение константинопольских христиан в те времена было не завидным. То и дело город подвергался нападениям со стороны разных народов. Арабы, персы, скифы, варвары неоднократно пытались захватить город. Но всякий раз этого удавалось избежать благодаря заступничеству Пресвятой Девы.
Так, в 860 году при нападении на город русов со стороны моря произошло чудо. После усердной молитвы в храме, христиане совершили крестный ход вокруг города с Ризой Божией Матери. И когда верующие подошли к морю, то патриарх Фотий опустил Ризу Пресвятой Богородицы в воду и после чего на море началась сильная буря в результате которой русам пришлось отступить.
Чудесное спасение Константинополя
«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…»
(Примечательно, что буквально через несколько лет русы направляют своих послов Константинополь и сообщают о своём желании креститься. Так при князьях Оскольде и Дире в Киеве состоялось малое крещение русского народа.)
Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери
После чудесного освобождения Константинополя от беды, верующие в течении всей ночи в храме пели хвалебную песнь Богородице «Взбранной воеводе» перед Её чудотворным образом именуемым «Влахернская», который был написан евангелистом Лукой. Восторг и ликование наполнял сердца людей, и потому они всю ночь напролет стояли в храме, славя и благодаря Господа и Его пречистую Матерь. Отсюда и пошло название «акафист», что в переводе с греческого обозначает «неседальный».
Традиция пения акафиста Божией Матери со временем прочно вошла в церковный Устав. Это богослужение, совершаемое на 5-ой седмице Великого Поста, особо любимо верующими. Автором того самого, первого акафиста является Григорий Писсидийский, дьякон, который служил в церкви Константинополя.
Известно, что акафист был составлен в середине VII века. Позднее так же был составлен канон Субботы Акафиста, но уже другим автором – Иосифом Студитом.
Со временем появились и другие акафисты, посвященные Богородице, Господу и святым. И подобное молитвенное стояние вошло в более широкий богослужебный круг. Чаще всего акафист поют на вечернем богослужении накануне праздника или дня памяти особо чтимого святого.
Второе название акафиста Богородице – акафист Благовещения. И действительно, на всем протяжении пения акафиста как будто слышится приветственный архангельский глас «Радуйся благодатная, Господь с тобою!» Такое пение напоминает верующим об этом великом празднике, который чаще всего приходится на время Великого Поста.
В состав акафиста входят 12 икосов, 12 кондаков что составляет 24 песни по числу букв греческого алфавита. Традиционно начало песни составляются в соответствии с этими буквами. В конце каждого кондака трижды поется «Аллилуйя», что в переводе с греческого обозначает «Хвалите Бога!». А каждый икос содержит в себе 7 абзацев с припевами архангельского возгласа «радуйся». Так же в акафист входит особый, 13й кондак, который читается трижды, а за ним снова прочитывается 1й икос и 1й кондак образуя таким образом невидимый молитвенный круг.
В Церкви сложилась традиция исполнения акафиста на праздничной утрене, когда батюшки выходят в центр храма и вместе с народом молитвенно соединяются в пении акафиста. Таким образом, священнослужители становятся ближе у народу, делая молитву единым целым. И поэтому акафист так полюбился народу, что уже вышел за рамки церковных стен. Многие верующие люди, любят исполнять акафист келейно, добавляя его к домашним молитвам.
Существует также икона Богородицы именуемая «Акафистная». Полное ее название «Похвала Пресвятой Богородицы с акафистом».
Икона “Похвала Пресвятой Богородицы”
Старинный образ 16 века имеющий греческое происхождение сейчас хранится в Успенском соборе Московского Кремля. В центре иконы изображается Богоматерь, сидящая на троне, а по бокам от нее изображены ветхозаветные пророки, держащие в руках свитки с пророчествами о Божией Матери. По периметру иконы также изображены клейма, повествующие о земной жизни Богородицы. В основе иконографии этой иконы заложена мысль о том, что Богородица стала матерью воплотившегося Бога Слова.
Существуют храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В Москве такой храм находится в Зябликове.