икона распятие с апостольскими страданиями
ЭКСПОЗИЦИЯ ИКОН
В настоящее время в помещении церкви располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлёвские соборы.
Развитие русской живописи XVII века делится на два этапа, граница между которыми проходит почти посередине столетия. Первый этап — 1600–1650-е годы — отличается попытками оживить угасающий дух прежнего великого искусства как путём следования древнему художественному канону (линия развития искусства «грозненской школы»), так и путём повышенной его эстетизации (линия искусства «строгановской школы»). Второй этап — с 60-х годов до конца столетия — характеризуется постепенным отходом от традиционного стиля древнерусской живописи и все обостряющимся интересом к искусству, которое позднее приобрело название «реалистического».
Экспозиция икон позволяет проследить одно из направлений развития русской иконописи первой половины XVII века, «строгановское», и получить представление о работе царских изографов второй половины XVII века, в творчестве которых проявился интерес к окружающей жизни, природе, человеку, отразились новые художественные идеалы, новое понимание художественного образа.
Название «строгановская школа» условно. Оно введено в XIX веке первооткрывателями древнерусского искусства И.М. Снегирёвым, И.П. Сахаровым, Д.А. Ровинским и сохраняется ныне лишь по традиции. Оно навязано с меценатством «именитых людей Строгановых», у которых уже в XVI веке были собственные мастерские, в том числе и иконописные. Однако, уже в прошлом столетии Г. Д. Филимонов, а вслед за ним Н.П. Лихачёв утверждали, что искусство, называемое «строгановской школой», связано с Москвой. Активная деятельность мастеров школы продолжалась до 30-х годов XVII века, а основные формально-художественные принципы оказали влияние и на ход развития русской иконописи 50–60-х годов. Строгановские иконы писались для тонких ценителей живописи и поэтому наряду с обычной религиозно-символической функцией они несли еще повышенную эстетическую функцию. Подобные иконы должны были не только «возвышать душу», но и «услаждать глаз».
В экспозиции музея представлены иконы, близкие «строгановской школе», за исключением первой «Праотец Исаак», написанной для праотеческого «чина». В своей основе искусство «строгановцев» продолжало оставаться традиционным, тем не менее, хотя и с большой осторожностью, допускались в идеальный мир элементы окружающего «тварного» бытия. Иконы «Почи Бог в день седьмый», «Во гробе плотски» — небольшие по размеру, но многофигурные, яркие, колоритные, с тщательно выписанным рисунком и обилием золота. Такие иконы носят название «пядницы», они предназначались не для большого храма, а, скорее, для камерного помещения, где были более доступны для внимательного рассматривания, их часто дарили, заказывали для подарка. Таковы образы Великомученицы Екатерины, Митрополита Петра, Александра Ошевенского, а также икона в форме креста.
В иконах второй половины XVII века наблюдается отход от традиций древнерусской живописи к новому, «реалистическому» направлению, которое принято называть «школой царских изографов». Оно отличается высокой техникой письма, яркостью красок, изысканностью орнамента. Одной из главных особенностей живописи того времени стало стремление к достижению «живства», то есть передаче в пределах канона традиционной русской иконы черт живого, прекрасного человеческого лица. Лики писали мелкими, сплавленными мазками, положенными по форме, стараясь передать объём при помощи света и тени. Особо следует заметить интерес живописцев к бытовым деталям, одеждам, интерьерам, пейзажам. Одним из наиболее ярких представителей этого направления, его основоположником и теоретиком был Симон Ушаков. В экспозиции музея представлены его царские врата.
После смерти Симона Ушакова главой царских изографов стал Фёдор Зубов, приглашённый в Москву из Великого Устюга. Поразительна его икона «Андрей Первозванный» из кремлёвского Чудова монастыря. Большой интерес представляют архитектурно-пейзажные фоны икон, на протяжении XVII века менявшиеся от условно-фантастических до почти реалистических. Обратите внимание на исполнение пейзажного фона на иконе «Иоанн Предтеча в пустыне», «Иоанн-воин» конца XVII века, а также на архитектурные и пейзажные фоны на иконе Федора Рожнова «Распятие с апостольскими страданиями».
На творчество царских изографов большое влияние оказывали широко распространившиеся в то время в России произведения западноевропейского искусства и массовые гравированные издания. Заимствуя некоторые элементы композиции, русские художники творчески их перерабатывали, сочетая с иконописной традицией. Кроме того, кремлёвские мастера стремились к освоению новых материалов и техники: живописи маслом на холсте, аппликации и пр. Так, икона «Поклонение кресту» исполнена на холсте вместо деревянной основы, в смешанной технике (темпера, масло) с использованием цветных лаков.
Живопись XVII века — важный этап в развитии русского искусства. Она тесно связана с духовной, общественной и политической жизнью Русского государства. Развивая традиции прошлого, она несла в себе черты нового зарождающегося реалистического искусства нового времени.
ЭКСПОНАТЫ
«Почи Бог в день седьмый»
Икона сложного догматического содержания. Композиция разделена на две части. Наверху, в центре тройного круга — лежащая фигура отдыхающего Саваофа в окружении огненных херувимов и зелёных серафимов. Слева и внизу этого круга — ангелы; над левым ангелом, в овале — Богоматерь Зна́мение. Круг наложен на коричневато-красный ромб, в углах которого представлены символы евангелистов. Слева от круга, в окружении ангелов — распятый Христос с поникшими крыльями, а за ним — полуфигура Саваофа. Справа — обнажённый с крыльями Христос, которого благословляет Саваоф. Дробная, насыщенная композиция завершается тройной волнообразной линией со стилизованными облачками. В нижней части иконы, слева — Сотворение Адама, изгнание Адама и Евы из рая. В нижнем правом углу в круге неправильной формы сцены назидания ангела Адаму и Еве, убийство Каином Авеля, оплакивание Авеля Адамом и Евой. Рядом на дереве фигура Каина. Эти все сценки даны на фоне зелёных с дробными белильными лещадками горок. Слева — фигуры животных. Фигуры короткие, крепкие, большеголовые. Вохрение тёмной охрой с интенсивными белильными высветлениями на лбу и щеках. В колорите преобладают плотные глухие цвета: коричневато-красные, тёмно-зелёные, коричневые, охряные. Фон, нимбы, крылья и каймы на одеждах ангелов, лузга иконы — золотые. Надписи чёрные и киноварные. Поля иконы чёрные, с темно-коричневой полосой по внешнему краю. На полях, мелкими буквами, семь надписей, рассказывающих о семи днях сотворения мира. Икона написана на одной доске, с одной врезной шпонкой.
Икона-крест
Икона-крест, состоит из пяти иконографических сюжетов: в центре — изображение сцены Распятия Христа, в верхней части — «Отечества», слева — Введения во храм Пресвятой Богородицы, справа — Покрова Пресвятой Богородицы, снизу, под «Распятием» — Жён-Мироносиц, обретших пустые пелены Христа. Икона обрамлена по краям узкой серебряной, золочёной, с резным орнаментом пластиной. Происходит из церкви Чуда Михаила Архангела в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля.
Троица ветхозаветная
Иконография иконы «Троица» представляет собой дорублёвский извод с изображениями Авраама, Сарры, месящей тесто, и юноши, закалывающего тельца. Здесь очевидно стремление мастера передать атмосферу обычной трапезы: помимо чаши на столе изображены кубки, стоящие перед ангелами, и другие предметы убранства стола: ножи, вилки. Строгановские иконы писались для тонких ценителей живописи, и поэтому, наряду с обычной религиозно-символической функцией, они несли ещё и повышенную эстетическую. Подобные иконы, должны, были не только «возвышать душу», но и «услаждать глаз». Икону «Троица» отличает тонкий красивый рисунок, тщательно выписаный фон; цветовая гамма звучная, состоит из ярких, слегка разбелённых тонов.
Митрополит Алексей на фоне Московского Кремля
Митрополит Алексей — выдающийся церковный деятель XIV века, наставник Дмитрия Донского и единомышленник Сергия Радонежского. На иконе святитель представлен молящимся Спасителю, изображённому в облаках. На митрополите — белый клобук, тёмно-малиновый саккос, богато орнаментированный золотым узором, красный с высветлениями в два тона подризник и красная обувь. В левой согнутой руке он держит на красном плате Евангелие в золотом с драгоценными камнями окладе. Лик и руки выполнены объёмно. Резкие белильные высветления по коричневому санкирю положены на лбу, носу, щеках. За фигурой митрополита — панорама Московского Кремля. За коричневыми кремлёвскими стенами со Спасской башней, завершённой двуглавым орлом, виднеются белокаменные палаты, соборы, колокольня Ивана великого, увенчанные золотыми куполами с киноварными крестами. Внизу на зеленовато-коричневом позёме — белая прямоугольной формы виньетка с песнопениями митрополиту Алексею; справа — тропарь, слева — кондак. В левом верхнем углу над Кремлём, в облаках – поколенное изображение благословляющего Спаса. Надписи чёрные, с красными заглавными словами. Нимбы, фон, пробела на одеждах Спаса — золотые. Поля иконы — коричнево-зелёные. Икона написана на одной доске с двумя врезными встречными шпонками.
Александр Ошевенский
В правой части иконы в трёхчетвертном повороте влево — ростовое изображение Александра Ошевенского в молитвенной позе, обращенной к Христу, парящему в облаках. На святом охряной подризник, красноватая ряса и тёмно-зелёный куколь. Христос изображён в золочёных одеждах. Александр Ошевенский изображён на фоне основанного им монастыря. Архитектура монастыря деревянная, здания с шатровыми и двускатными кровлями. Монастырь стоит на берегу реки, через которую перекинут деревянный мост. Фон иконы — светло-зелёный, поля охряные, опушь — красно-коричневая. Вохрение на иконе выполнено разбелённой охрой по тёмно-коричневому санкирю. По верхнему полю иконы надпись, выполненная коричневой охрой. Ковчег иконы мелкий, лузга пологая. Икона написана на одной доске с двумя врезными встречными шпонками.
Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах
Тонкость письма и миниатюрность «строгановских» икон прозвучала в иконе «Похвала Богоматери с акафистом». На основании изучения документов и стилистического анализа памятника исследователи полагают, что её писали мастера из Ярославля. В среднике изображена Дева Мария в царских одеяниях и в короне с Христом на руках, восседающая на красивом престоле в окружении 16-ти пророков в овальных медальонах из зелёных стеблей и красочных цветов. Композицию обрамляют выполненные с отменным мастерством 24 клейма Акафиста с надписями на полях. Тончайшие архитектурные формы имеют, вид зубчатых башенок, многоглавых церквей, горочки напоминают хрупкие сталактиты. Колорит яркий, красочный, строится на изысканных переливах розового, светло-зелёного, сиреневого тонов со звучными ударами алого, изумрудно-зелёного и тёмно-вишнёвого. Обильно применено творёное золото в орнаментации рамок, украшении архитектурных сооружений, в разделке одежд: на Богоматери — золотое с жемчужным шитьём облачение, на Младенце — белая одежда с шитыми жемчугом зарука́вьями, оплечьем и золотой гиматий. Трон украшен чёрным цветочным орнаментом по золоту.
Царские врата
Царские врата из собора Чуда Михаила Архангела в Хонех Московского Кремля. В шести клеймах врат изображены: сцена Благовещения и четыре евангелиста. На левой створке наверху поясное изображение Архангела Гавриила. Правая рука его поднята в благословляющем жесте, в левой, согнутой в локте — красное мери́ло. На Архангеле тёмно-коричневый хитон и наброшенный на левое плечо вишнёвый плащ. Ниже — в прямоугольном клейме — поясная фигура евангелиста Иоанна. Его правая рука покоится на раскрытом, с киноварным обрезом и золотыми круглыми застежками Евангелии; указательным пальцем левой руки он касается своих губ. На апостоле вишнёвый хитон и наброшенный на левое плечо и руку исчерна-коричневый плащ. Над правым плечом полуфигура ангела в тёмном хитоне и красном плаще. Слева — символ евангелиста Иоанна — орёл. В нижнем клейме — поясная фигура евангелиста Луки. На нём исчерна-коричневый хитон и наброшенный на левое плечо вишнёвый плащ. В руках раскрытое Евангелие с чёрным текстом; слева — символ евангелиста — бык. На правой створке наверху — поясное изображение Богоматери, её руки подняты к груди. На Богоматери темно-зелёный хитон и вишнёвый мафорий. Ворот и рукава хитона украшены коричневыми каймами расшитыми жемчугом и драгоценными камнями. В верхнем левом углу край белильного облака, из которого на Богоматерь нисходят пять киноварных лучей с белым голубем в зелёном круге с золотой и белильной штриховкой. В центральном клейме — поясное изображение евангелиста Матфея, одетого в исчерна-коричневые одежды сплошь прописанные золотыми пробела́ми. В руках он держит раскрытое Евангелие. Справа — поясная фигура ангела — символа евангелиста Матфея. В нижнем клейме — поясная фигура евангелиста Марка. Хитон красный, на левое плечо наброшен тёмно-коричневый плащ с золотыми пробела́ми. В руках раскрытое Евангелие с золотыми застёжками и чёрным текстом. Над правым плечом — символ евангелиста — лев. Все лики написаны в светотеневой манере. Вохре́ние тёмной плотной охрой по зелёному санкирю с подрумянкой и интенсивными белильными оживками на лбу, около глаз, на носу, руках. Одежды прописаны плотными золотыми пробела́ми. Фоны клейм — зеленовато-голубые. Нимбы белые с зеленоватым приплеском. Надписи наверху, на фоне — коричневые. Каждое клеймо окаймлено темно-зелёной рамкой с тонкой белильной о́пушью. Поля коричневые. Каждая створка написана на одной доске с двумя врезными шпонками.
Апостол Андрей Первозванный
Икона из собора Чуда Михаила Архангела в Хонех Московского Кремля. Апостол Андрей Первозванный представлен в рост, в левой руке он держит свиток, правой — благословляет, вверху изображён благословляющий Христос. Широкоплечая фигура апостола написана уверенно, лик производит сильное впечатление скорбным выражением, взглядом мудреца, погружённого в свои думы. Лик написан в «ушаковской» свето-теневой манере, но его моделировка более жёсткая. При этом образ эмоционально сильнее, человеческая значимость выражена более ярко.
Поклонение кресту
Икона мастера Ивана Салтанова исполнена на холсте вместо деревянной основы, в смешанной технике (темпера, масло) с использованием цветных лаков. В молении перед крестом предстоят византийский царь Константин и его мать царица Елена в венцах и парадных одеяниях. В традиционный сюжет Иван Салтанов ввел изображения своих современников — царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в нарядных, узорных одеждах. Под изображением царя — припадающий архиерей в митре-короне, и хотя над фигурой нет надписи, считается, что это патриарх Никон. Заказчики иконы, вероятно, были сторонниками опального патриарха, хлопотавшие о его возвращении из ссылки. Среди них была сестра царя Алексея Михайловича — царевна Татьяна.
Иоанн-воин
В центре иконы изображён Иоанн воин, облачённый в богато орнаментированные доспехи, выполненные по типу западноевропейских. В левой руке он держит флажок на пике. Справа внизу изображён выпуклый щит и шлем с пером, также напоминающие по форме западноевропейские. Фоном иконы является пейзаж, написанный в прямой перспективе, в голландской манере. Икона создана в то время, когда западные живописные и гравюрные образцы стали эталоном, на который ориентировались русские заказчики и мастера. Западноевропейские гравюры сыграли важную роль в процессе становления новых представлений об отражении пространства в живописи, о новой — прямой перспективе. Интересно, что возникала она, как правило, на периферии сюжета, проявляясь в трактовке фона — архитектурного и пейзажного. В этом отношении икона «Иоанн-воин» характерный образец подобных новаций конца XVII – начала XVIII веков. Мастер передает глубину пространства, демонстрируя знание свето-воздушной перспективы — холмы и деревья на втором плане изображены нечётко, как бы в дымке. И хотя многочисленные домики, башни и церкви сродни архитектуре русских городов, весь пейзаж в целом, с долами и горами, реками и перекинутыми через них мостиками, чрезвычайно близок нидерландским ландшафтам.
Рождество Богородицы
В иконе Кирилла Уланова «Рождество Богоматери», много новаций, которые касались применения прямой перспективы, использования западноевропейских гравюрных прототипов, новых принципов организации композиционного пространства. Как можно заметить, автор, отводит определяющую роль в построении композиции архитектуре. Пол выложен шашечкой, несколькими расходящимися линиями переданы балки потолка, зафиксирована одна из боковых стен с зарешёченными окнами — получается своеобразная «перспективная клетка», внутри которой располагаются персонажи. В глубине, на ложе с балдахином, возлежит Анна, на троне восседает Иоаким. На переднем плане — две женщины и новорожденная Мария, причём фигуры первого плана отодвинуты от передней кромки доски. В пропорциональных отношениях между фигурами и архитектурой намечается не свойственная более ранней живописи XVII столетия классическая мера. Как и другие художники XVII века, Кирилл Уланов использовал для своих икон элементы композиции из массовых западноевропейских гравированных изданий, которые играли роль нового иконографического образца. Но источник переосмысливался — убирались второстепенные персонажи и детали обстановки, вместо условных одежд появлялись шёлк и парча, интерьер дополняли декоративными деталями (решетки на окнах, богатые драпировки, орнаментация). Это объяснялось русским пониманием прекрасного, стремлением улучшить образец согласно идеалам своей культуры. Икона была написана для праздничного чина Похвальского придела Успенского собора Кремля. Иконостас придела создавался группой художников под руководством Кирилла Уланова в 1698–1699 годах.
Праотец Иов
Икона написана на светло-голубом фоне, имеет оливково-зелёное поле, образ святого окружает золотой нимб. Лицо праотца отличается почти реалистически трактованными глазами с ровно окрашенными сероватыми белками, коричневой радужной оболочкой, крупными веками, ресницами и красноватыми слезниками. Икона происходит из праотеческого чина Похвальского придела Успенского собора, который создавался группой художников под руководством Кирилла Уланова в 1698–1699 годы. Отличительной особенностью трёх верхних рядов этого иконостаса: де́исуса, праотеческого и пророческого — являются погрудные изображения святых имеющие видимость условных «портретов» в рамах. Это было необычно для иконостасов XVII столетия, в которых повсеместно изображались фигуры в сложных поворотах, с манерно завихряющимися складками одеяний.
Распятие с апостольскими страданиями
Икона была выполнена по заказу патриарха Адриана мастером Федором Рожновым в 1697–1699 годах и украшала столп, у которого стоит патриаршее место в Успенском соборе Кремля. Она принадлежит к числу икон, созданных в русле церковно-схоластического барокко, призванного в Россию из Западной Европы во второй половине XVII века Петром I и получившего широкое распространение в культуре петровского времени. Иконография иконы очень сложна. В центре в круглом медальоне помещена сцена Распятия, вокруг которой располагаются эмблемы мучений Христа. В круглых медальонах изображены мучения апостолов. В верхней части, в центре — сцена коронования Марии, слева — вознесение Богоматери, справа — сошествие Святого Духа на апостолов. В нижней части, слева и справа — апостолы из числа семидесяти, в центре — побиение камнями архидиакона Стефана. Лично́е написано в свето-теневой манере, пейзажи и архитектурные фоны трактованы реалистически. Изображения сопровождаются текстами из «Сказания о двунадесяти апостолах» Епифания Кипрского. Нам не известно точно, когда икона была установлена в Успенском соборе, при жизни патриарха Адриана или после его смерти, наступившей в октябре 1700 года, так как фиксирующая её появление опись собора датируется 1701 годом. Однако, события происшедшие за два с лишним года написания иконы, не могли не повлиять на её восприятие массовым сознанием верующих. Устанавливая монументальный образ страдания апостолов возле патриаршего места в Успенском соборе, создатели иконы определенно рассчитывали на широкий общественный резонанс. Этому способствовал насыщенный богатой ассоциативностью сюжет иконы. Рассматривая события современности сквозь призму библейских аналогий, церковь учитывала возникающие в сознании верующих аллюзии апостольского мартирия не только на страдания церкви, но и на мучения стрельцов. К ним, в результате беспощадной жестокости Петра, в народе стали относиться как к хранителям православия и подлинным мученикам за веру. Не исключено, что под впечатлением массовых розысков и казней икона могла получить не заложенное в её изначально дополнительное осмысление, и стала восприниматься как своеобразная форма «печалования» по страстотерпцам, которого ждали от главы православной церкви сочувствующие стрельцам современники.
Распятие с апостольскими страданиями
Реставрация: нет данных
Размер: нет данных
Автор: Федор Никитин Рожнов
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Спаситель, апостолы
Уточняющая датировка: XVII в Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы
Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами
Иконографическая справка
Центральный образ окружают двенадцать кругов меньшего размера, в каждом из которых представлены моменты мученической кончины апостолов. Напомним, что они, оставившие Христа в момент казни, позже претерпели мученическую кончину — все, кроме Иоанна Богослова. Шестеро из них были распяты, как их Учитель: апостол Андрей Первозванный был казнен на Х-образном кресте, получившем название «Андреевский»; апостол Петр — по собственному желанию на перевернутом кресте вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть так же, как Спаситель; были распяты апостолы Филипп, Фаддей и Варфоломей (с последнего была содрана кожа после распятия). Между кругом с Распятием Христовым и кругами со страстями апостолов содержится еще один малый ряд из десяти окружностей, в каждой из которых изображены орудия Страстей Христовых.
ОЖНОВ ФЕДОР НИКИТИН (уп. 1692–1703)
иконописец, из Казани.
13 марта 1692 г. ему было послано в Казань из Патриаршего казенного приказа 10 руб. за то, что он писал образ Воскресения Христова десятилистовый, который, по указу святейшего патриарха, писан и поставлен на Москве в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы на аналое (МАМЮ. Кн. № 143. Л. 136).
В июле 1697 г. Рожнов впервые называется “домовым иконописцем” (Там же. № 165. Л. 156).
В том же месяце он получил из Патриаршего казенного приказа 7 руб. 16 алт. 4 деньги за то, что “в церковь 12 апостолов, что в доме святейшаго патриарха, написал из своего золота и красок два образа, образ Спасов Нерукотвореннаго, образ Иоанна Предтечи Усекновение честныя его главы на трех четвертных цках… да… в Московском уезде в домовом селе Пушкине в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на трех стенах подписывал летопись” (Там же. № 165. Л. 156).
В том же году и в ту же церковь Рожнов написал “на прежней цке… образ Спасов седящаго на престоле, во умелении по сторонам Пресвятыя Богородицы да Иоанна Предтечи, в подножии Николая Чудотворца да Алексея митрополита, цка мерою вышиною трех аршин, шириною полтретья аршина, который стоял в закомаре на колокольне, и в пожарное время от огня испортило… Наемным мастером, которые доличное писали, дано 3 р. 16 алт. 4. — Да на цку, на которой написаны будут проповеди апостольския в соборную Успенскую церковь, — мерою цка вышиною трех аршин, шириною полтретья аршина… Да на образ Николая Чудотворца, который написан в Николаевский монастырь, что на Перерве, в новопостроенную церковь, — мерою цка в вышину 2 ар., шириною в аршин” (Там же. № 165. Л. 244об–245).
Осенью 1697 г. Рожнов “с товарыщи в церковь Двунадесяти апостолов, что в доме святейшаго патриарха, написал образ апостольския проповеди из своего золота и красок на цке, а мерою цка в длину аршин, поперег три четверти без вершка. А за письмо того образа… ему Федору из домовыя казны 7 р.” (Там же. № 170. Л. 138).
В расходной книге Патриаршего казенного приказа 7207 г., между прочим, читаем: “В прошлых в 205 и в 206 и в нынешнем в 207 годах, по указу великаго господина святейшаго кир Адриана, архиепископа московскаго и всея России и всех северных стран патриарха, иконописец Федор Никитин сын Рожнов Казанец написал в соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы образ местный на цке липовой, которому стоять в киоте резном у столпа, что за местом святейшаго патриарха; мерою цка — в длину 3-х аршин, в ширину 2 аршина. А на той цке в средине написано Распятие Иисуса Христа, в предстоянии у креста Пресвятыя Богородицы да Иоанна Богослова, вверху над Распятием Коронование Пресвятыя Богородицы, да по сторонам в кругах — по правую Вознесение Господне, а по левую Сошествие Святого Духа, кругом Распятия Страдание Двунадесяти апостолов, внизу на цке по сторонам Собор семидесяти апостолов, а между тех апостолов в средине Страдание первомученика и архидиакона Стефана; у двунадесяти апостол подпись на виршах, в клеймах держат ангелы, у того образа у всех святых и у ангелов ризы и в иных местах, где прилично золотом твореным красным, а оглавие и клейма кроме подписей росписаны по золоту”. За “письмо” иконы Рожнову уплатили 30 руб. и еще 20 руб. 26 алт. 4 деньги за материалы (Там же. № 173. Л. 153об–154).
В 1699 г. Рожнов написал в Успенский же собор иконы (в киотах, которые делал старец Ипполит) — “в средине Проповеди апостольская, а по-сторонь — Воскресение Христово и царь Константин и Елена” (Там же. № 173. Л. 154об). Киоты у столпа, за патриаршим местом. Константин и Елена были изображены стоящими по сторонам животворящаго креста Господня. Ризы на иконе были писаны “золотом твореным красным на аксамитное подобие”. За один этот образ Рожнову дали 20 руб. (Там же. № 173. Л. 155об), а за икону Воскресение (размер ее — в длину 3 арш., а в ширину 2 арш.) 30 руб. (Там же. № 173. Л. 162об–163). 20 августа 1699 г. Федор Рожнов получил 4 руб. за четыре иконы Успения Божией Матери штилистовые, доброго письма, под чеканные оклады (Там же. № 173. Л. 242об).
13 мая 1700 г. ему же дали 6 руб. за икону шесть икон Спасовых поясных штилистовых, писанных на красках (Там же. № 176. Л. 227об).
“В нынешнем 1700-м году, — читаем мы в расходной книге Казенного патриаршего приказа, — в июне и в июле месяцах, по указу святейшаго патриарха, домовой иконописец Федор Рожнов с товарыщи у церкви Трех святителей, что в доме святейшаго патриарха, в притворе церковном, на церковной стене — образ Всемилостиваго Спаса, сидящаго на престоле, в предстоянии с Богородичным и со Предтечевым по старописанному письму лица и ризы и все написал вновь на отделку: писал он, Федор, с товарыщи своим товаром” (Там же. № 176. Л. 152 и об).
Рожнов же в августе и сентябре того же 1700 г. “починил заново образ Спасов, седящий на престоле во умолении по сторонам Пресвятыя Богородицы да Иоанна Предтечи, в подножии Николая Чудотворца да Алексея митрополита; мерою цка того образа в вышину 3-х аршин, в ширину полтретья аршина; который стоял в Московском уезде в его святейшаго патриарха домовом селе Пушкине у церкви Николая Чудотворца с приходу в колокольной стене, закомаре, и от великия бурь и ветру с стены свалился и цку разшибло, и от того образа… ему Федору… 5 р.” (Там же. № 176. Л. 152об–155) (Успенский 1917).
Ок. 1700 г. Федором Рожновым было написано две иконы для иконостаса собора в Угличе: “Воскресение — Сошествие во ад” (См. раздел Сохранившиеся произведения) и “Преображение” (не сохранилось). На обороте “Преображения” имелась надпись о написании икон Федором Рожновым (Архив УМЗ). (К. Н.)
В 1701 г. Федор Никитин сын Рожков (!) в патриаршей верхней маленькой келье, “что от собору”, починивал стенное письмо, которое попортило пожаром (Писарев 1904).
В 1701 г. Федор Рожнов чинил икону «Похвала Богоматери, с акафистом» в Успенском соборе Кремля. Об этом свидетельствует запись в соборной описи 1701 года: «С северной страны, в средине, в киоте место порожнее; а по сказке ключарей, в том место стоял образ пресвятыя Богородицы, седящей на престоле. Кругом на полях писаны кондаки и икосы, в лицах, пресвятые Богородицы акафистного канона; и тот де пресвятые Богородицы образ отдан, для поновления и починки, иконописцу Федору Рожнову» (РИБ, т. III. Стлб.626).
В марте 1703 г. заключил договор на иконописные работы в церкви Успения Пресвятой Богородицы что у Ильинскиъх ворот в Москве по заказу гостя В. Филатьева: “Марта в 17 день иконописец Федор Никитин сын Рожнов подрядился у гостя у Василья Филатьева писать в церкви Успения Пресвятыя Богородицы что у Ильинских ворот во всем олтаре от евангилия или от иных книг чюдеса и притчи, что понадобитца, добрым мастерством и своими красками. А за то дело принятца сего ж году в апреле месяце и отделать одним летом. Рядил за работу восмьдесят рублев да косяк камки. Напред взял тритцать рублев, а впредь брать по делу смотря. Неустойки сто рублев. К той записи он, иконописец Федор, и свидетели приказу Большие казны подьячей Андрей Иванов сын Шумской, Еренского городка посадской человек Михайло Евксихиев сын Попов сами руки приложили” (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 793). (Н. М.)
1. Распятие, с апостольскими страстями. 1696 г. ГМЗМК. Инв. Ж264. 1071 соб. 215,5х198,5 см. Находилась в Успенском соборе над жертвенником. Расчищена полностью в 1975–1978 гг. Находится в экспозиции церкви 12 апостолов в Кремле.
2. Ангел-хранитель. 1696 г. ГТГ. Инв. ДР 953. 90х50 см. Находилась в Патриаршей ризнице. Пост. из ГОП в 1940 г.
В правом нижнем углу надпись: “7204 го (1696) иуниа в 24 ден Феодор Рожнов”.
3. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1696 г. ГМИР. Инв. А5493IV. 40х30 см. Пост. в 1946 г. из ЦАМ, в ЦАМ из ГОП в 1940 г.
На нижнем поле белилами надпись: “7204-го (1696) августа в 27 день писал Феодор Рожнов”.
4. Спас Нерукотворный. 1697 г. ГИМ. Инв. VIII 4615/ГИМ 53900. 47,5х52,5 см. Из Патриаршей ризницы через ГОП. Реставрация старая.
Надпись на нижнем поле белыми буквами: “Писал Федор Рожнов 7205 го июля в 11 день”.
5. Константин и Елена. 1699 г. ГМЗМК. Инв. Ж161. 1057 соб. 213х140 см. Находилась в Успенском соборе на стене.
6. Сошествие во ад. 1699 г. ГМЗМК. Инв. Ж263. 1070 соб. 213х140 см. Находилась в Успенском соборе, на южной стене.
Раскрыта в 1989 г., реставратор Л. Г. Пименова (“Союзреставрация”). Много утрат в нижней части композиции.
7. Воскресение — Сошествие во ад, со страстями. Ок. 1700 г. Собор в Угличе, местный ряд иконостаса.
8. Троица Новозаветная. К. XVII в. Собрание В.Н.Набокова-Алексеева в Москве. 31 х 26,9 см. Раскрыта до поступления в собрание.
Надпись белилами на обороте под верхней шпонкой: «Писал Феодор Рожнов».(Шесть веков русской иконы 2007).
В©2009 Рздательство «РРЅРґСЂРёРє».
В©2003-2009 РРіРѕСЂСЊ Александрович Кочетков, текст.