икона с черепом внизу что означает
Адамова голова – древний христианский символ
На старинных иконах, изображающих распятого Иисуса Христа, у самого подножия креста иконописцы часто изображали несколько шокирующую для современного обывателя символику в виде черепа с перекрещенными костями. Для многих не ведомо, что данный символ имеет обоснование и глубокое значение. В христианстве его называют «Адамова голова». Немного о том, как толкуется в христианском учении история происхождения и значение Адамовой головы.
В наше время мало кто знает, что гора Голгофа, где был казнен Иисус, является местом захоронения первого человека — Адама. Не случайно название, которым в далекие времена нарекли данную гору, переводится с арамейского языка как череп. Со временем оно приобрело другое значение и подрахумевалось как лобное место. Само же изображение человеческого черепа на костях изначально символизировало могилу с останками Адама.
Адамова голова — символ чистоты и веры
В первой половине XVIII в России наступает эпоха перемен и реформ. Быть может по причине петровских преобразований, во многом направленных на подражание Европе, в Российской империи постепенно забывают о святом символе. Правда, очень занимателен случай, имевший место в период войны на Кавказе в XIX веке. В 1851 году командир самого успешного и отважного 17 казачьего полка на Кавказе Бакланов Я. П. получил посылку от анонимного отправителя. В посылке было знамя, на черном полотнище которого серебром были вышиты Адамова голова и слова из Символа Веры. Бакланову очень понравился данный флаг и он сделал его полковым значком. Казаки поначалу с недоверием и некоторым суеверным страхом относились к черному флагу, но со временем, вдохновленные победами полка, искренне полюбили его. Для горцев казачий 17 полк под черным знаменем стал по накстоящему грозным.
Допустимо ли использование символа Адамова голова?
Источники символизма (христианские корни):
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.
Похожие вопросы
4 Ответа
Не совсем понятно, что конкретно Вы имеете в виду, когда пишите о «войске» Христовом, сражающемся в «последние времена с войсками антихриста». Если Вы подразумеваете здесь всех православных христиан, то зачем изобретать какой-то отличительный знак. Нательный крест – вот наш отличительный знак. А главное, наши дела и образ жизни должны нас отличать, а не нашивки.
В христианском искусстве этот символ создавался не с целью угрожать или пугать кого-то, он символизирует освобождение человечества от смерти и Спасение. На одеянии схимника изображение «Адамовой головы» воспринимается иначе, нежели на военной форме или стилизованной под военную. В военном деле больший упор в использовании данного символа делается на устрашение, он как бы символизирует угрозу смерти от рук противника. Такое понимание противоречит изначальному христианскому смыслу данного изображения.
Вы же не будете каждому встречному в деталях объяснять историю происхождения выбранной Вами символики. Есть символы, использование которых военными преступниками навсегда изменило отношение к ним. Например, фашистская свастика. Не фашисты придумали ее, она более древняя, фашисты ее позаимствовали. Но теперь свастика у многих ассоциируется именно с фашизмом и теми бедами, которые он принес. У нас в стране свастика вообще запрещена. И никто не оправдывает ее использование лишь потому, что она изначально имела иной смысл.
Главным христианским символом во все времена является крест. Он символ победы Жизни нам смертью.
православные люди не боятся смерти, не боятся положить свою голову за Веру, Царя и Отечество
Не стоит идеализировать, далеко не все православные христиане не боятся смерти. За веру, царя и отечество голову клали в последний раз, вероятно, в Гражданскую войну. Царя давно нет, а веры в отечестве стало куда меньше, чем при царе. К тому же христианство никак не привязано к земному отечеству.
Обратим внимание, что в христианстве Адамова глава используется в символике Креста, а не сама по себе. Сам по себе этот символ в настоящее время больше связан с электрическими шкафами.
Предание сохранило рассказ, согласно которому Богочеловек Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду (подробнее).
И в облачении великой схимы Глава адама изображается в основании Креста.
Поэтому крайне некорректно извлекать из цельного символа один элемент, который, при этом, теряет главный свой смысл.
Знак «Адамова голова» издавна использовался в христианской религиозной символике. В частности, у многих из нас он присутствует на шейном кресте.
Христианские воины также пользовались им в качестве самостоятельного символа. Здесь можно вспомнить и знаменитый стяг атамана Бакланова, и знамена четников на Балканах.
В общем, символ замечательный, но и пользоваться им надо, имея правильные побуждения. Да и надо ли нам примеривать на себя роль «воинов Апокалипсиса», придумывать для них символику? Достойны ли мы быть ими или даже сравнивать себя с ними? Не уверен.
Могут для нас воины, пусть и талантливые, служить образцами в богословских вопросах?
У чётников череп с костями имеет кардинально иную символику, чем у Главы Адама — не жизни, а смерти. Символика четников — чёрное знамя, где изображён череп с костями, а внизу написано: «С верой в Бога. Свобода или смерть».
Так молодой человек и задавал вопрос об Адамовой голове, как о воинском символе.
С уважением,
Выше в ответах было показано, что этот символ имеет глубокое богословское значение в символике Креста, но не в отрыве от Него.
Я полагаю, что применение этого символа возможно и в таком виде, если понимать и преподносить его в верном контексте. Скажем, святитель Николай Велимирович одобрял четническое движение времен Второй мировой войны и нигде не осуждал их символику. Ее носили и многие священнослужители, участвовавшие в четническом движении.
С уважением,
Вот в этом и загвоздка? Кто сможет преподнести и кто понять в том значении, которое будет вкладывать носитель этой «условной эмблемы»?
И это вопрос не из области можно/нельзя, а из области лучше/хуже.
Очевидно, что свт. Николай понимал этот символ не так, как будет понимать его большинство наших современников. Например, лозунг «Пpaвославие или cмeрть» нам понятен, а в РФ признан экстремиcтcким.
Голгофский Крест: фото, значение надписей
В православном вероисповедании символ креста несет в себя глубочайший иделогическо-духовный смысл. Крест символизирует великое ректификационное самопожертвование, которое совершил Иисус во имя человечества и даровал им право на вечную жизнь, которым они были обделены в следствии первобытного греховного действия, которое совершили первые люди Адам и Ева. Крест имеет довольно много изображений, и любое из них несет в себе уникальный духовный смысл. Одним из видов начертания креста, считается Голгофский Крест, речь о котором и пойдет в нашей статье.
Крест – картина великого события
Контуры креста известны всем людям, которые тем или иным образом сталкивался с христианскими символами, знак креста зачастую наносят на одеяния священников, на вещи храмовой посуды, а еще в символах, которые используются для освещения домов и автомобилей.
Голгофский Крест символизирует собой имитированное изображение случая, который случился две тысячи лет назад в Палестинском государстве, и который в корне изменил всю историю мира.
В такой вид Креста включает в себя: очертание Креста – на котором распяли Мессия, Господнего Сына, и горной возвышенности Голгофы, на самом пике которой и случилось эта казнь, и очертание Адамовой главы, находящейся в пещерах этой горы, обычно расположенной в низу Креста. Помимо этого, тут изображают текст, который несет в себе объяснительный, и определенный философский смысл.
Сияние в римском небе
Главным элементом изображения считается именно Крест. Согласно, историческим фактам, очертание креста в качестве магического знака и ко всему прочему как символ бога существовало ещё у верующих древнейших религий. Только во времена Римской империи крест стал символом унизительной и жестокой смерти, к которой чаще всего приговаривались рабы и жестокие злоумышленники. Очертание креста стали появляться на катакомбах, в которых во втором и третьим столетии первые православные верующие проводили подпольные службы. Такие изображения креста изображались ввиде оливковой ветви, кнута и сокращённого варианта имени Всевышнего. В традиционном, «очевидном виде», Крест стали изображать в начале четвертого столетия, именно в это время православие в Римской империи признали как официальное вероисповедание. Как говорится в Священном Писании, правителю Константину во сне пришел Иисус Христос и сказал нанести очертание Креста на флаг, под которым его армия готовилась выйти против врага. На восходе солнца в Римском небе возникло видение в виде креста, разогнав императорские колебания. Выполнив приказ Спасителя, Константин в скором времени выиграл бой.
Три памятных креста
Знаменитый римский ученый Евсевий Памфил описывал этот флаг с начертанием Креста в образе пике с пересекающими брусьями и написанной вверху аббревиатуры имени нашего Спасителя. Безусловно, то что Голгофский Крест, которому посвящена данная статья, является итогом нескольких модификаций знака, нанесенного на королевский флаг римского правителя. После выигранной битвы императором Константином, и во имя признательности Всевышнему Константин отдал приказ поставить три скульптуры Креста и подписать их «Иисусе Христос триумфатор». На греческом языке этот текст звучит так: IC.XP.NIKA. Этим же текстом, однако лишь на русском языке, подписаны все христианские Голгофские Кресты. В середине трехсотых годов произошло судьбоносный случай: Согласно Миланского приказа,созданного по велению императора Константина, в Римском государстве была провозглашена религиозная свобода. Православие спустя более трёх столетий нахождения в подполье, наконец было признано государственным вероисповеданием, наконец, и христианской атрибутики доровали сильнейший толчок для последующего усовершенствования.
Основные элементы Креста
Символическое мерило греховности
В низу вертикального бруса располагается короткая кривая дощечка, обозначающая условный пьедестал, прибитый уже после того как Всевышнего приколотили к Кресту. Голгофский Крест, как и в целом все христианские кресты, рисуются с брусом, у которого правая сторона немного выше левой. Этот обычай берет корни из текста в Священном писании, рассказывающий о том, что по бокам от Всевышнего были казнены два преступника, и тот, кто находился в правой стороне, раскаялся, отыскал право на вечную жизнь, а другой, находящийся в левой стороны, ругал Всевышнего и нашел себе на вечные страдания. Таким способом, кривой брус означает символическое мерило людских грехов.
Символ Лобного места
Трость, копьё и череп
Помимо всего вышесказанного, Голгофский Крест, означает прежде всего, олицетворение самопожертвование и избавление от грехов людей путем мучений Иисуса, обычно, изображают с символикой карателей, отмеченных в Библии. Такими атрибутами является жезл, на одной стороне которого находилась тряпка смоченная в уксусе, и пика, которая проткнула телеса Иисуса. Как правило они отмечаются двумя буквами – «Т» и «К». Одно из главных мест в изображении принадлежит черепу, который изображают в недрах Голгофы. Эта глава означает голову отца всего человечества – Адама, о чем указывают написанные подле неё буквы «Г» и «А». Считается, что священная кровь Иисуса, которая протекла в недра горы, смыла с нее первородный грех. Что касается того как глава Адама, появилась в пещерах Гольгофы, имеется пару вариантов. Согласно первому- считается, что труп Адама принесли сюда святые духи, по второй версии, Адама похоронил в недрах это горы наследник Сиф, а согласно более известному свидетельству, труп Адама оказался здесь вследствии Всемирного потопа.
Прочие надписи
Частица Божьей Благодати
Наглядное изображения места казни Иисуса, которыми является Голгофский Крест, исподний, нагрудный и антиминс и которые стали самыми популярными и почитаемыми атрибутами православной религии. В наше время такое изображение считается не лишь символом монашеской жизни, а и реликвией, заботливо сохраняемой праведными верующими. Практически все люди, а в некоторых случаях и те, которые не относят себя к числу верующих, соблюдают, так или иначе христианские обычаи и одевают на шею атрибуты православия, в большинстве случаев представленной Голгофским Крестом. И не важно из какого материала он сделан: Серебра, золота или же других веществ. Благословенный в храме Иисуса, такой крест завсегда обладает частицей Господней Милости, которая так нужна в жизни всякого верующего.
Именно это и положило традицию в православной вере показывать Иисуса Христа в образе Ожившего носителя Креста, который держит и призывает под свою защиту весь земной мир и несет на Себе новозаветный символ алтаря Крест.
Почему в ногах распятия изображается череп с костями?
Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.
Адамова глава – символ спасения
Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».
Как попала голова Адама на Голгофу
Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.
Как использовали этот символ на Руси
Наряду с главным символом христианства – крестом – важнейшую роль в качестве знака смерти и воскресения играет череп (Адамова голова).
Голгофа, еврейское название площади в Иерусалиме, по евангельскому толкованию означает «место лба» («лобное место») (Матф. 27, 33; Ин. 19, 17). Такое объяснение давало основание предполагать, что здесь в большом количестве лежали черепа казнённых. Согласно другой версии, здесь указание на форму холма, своим видом напоминавшего человеческий череп, ведь евангелист Лука называет это место просто «череп», «лоб» (Лк. 23, 32). Наконец, существует древняя легенда, называющая этот холм местом погребения Адама.
Вполне вероятно, что Голгофа представляла собой скалистый холм, подобно человеческому черепу возвышавшийся на восточной стороне той площадки, которая была расположена на расстоянии 100 локтей от западной стороны Иерусалима. Трупы казнённых здесь могли потом переноситься в пещеру, которую имела в себе Голгофа подобно почти всем холмам в окрестностях Иерусалима. Таким образом, весьма естественно представлять и обилие черепов на лобном месте.
С этим связано и особое отношение в христианстве к телу усопшего. Святая Церковь воздаёт подобающую честь и уважение самому праху умершего как освященному благодатию Божиею храму Святого Духа, которое некогда восстанет из могилы по звуку трубы Архангельской и разделит участь души в будущей вечной жизни. Православная Христова Церковь повелевает поэтому живым чадам своим благоговейно преклоняться перед останками всякого скончавшегося христианина.
Ветхозаветный пророк Иезекииль в своём видении был поставлен «среди поля, и оно было полно костей». И повинуясь приказу Господа, пророк заговорил с ними: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете… Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости… И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла…» (Иез 37: 1–8).
Череп – весьма частая деталь на иконах и портретах христианских святых и кающихся грешников (к примеру, Марии Магдалины, апостола Павла, св. Иеронима).
Ритуал хранения черепов святых практикуется, в частности, в Афонском монастыре в Греции. По афонской традиции, преставившегося монаха заворачивают с головой в мантию и предают земле без гроба в день смерти. Через три года могилу раскапывают. Если тело не истлело полностью, её снова зарывают. Если же истлело, омытые кости переносят в костницу. Череп с написанным именем и датой смерти монаха ставят на специальную полку. Согласно афонским преданиям, белый цвет костей усопшего монаха, останки которого после трёх лет пребывания в земле выкапываются и омываются вином, свидетельствует о спасении его души и пребывании с Господом. Медово-восковой цвет бывает у черепов подвижников, стяжавших у Господа духовными подвигами особую милость.
Подобное хранилище черепов имеется и в Киево-Печерской Лавре. Между прочим, этот факт послужил одним из пунктов обвинения во время показательного судебного процесса, проводившегося в 30-е годы борцами с религией. Монахов обвиняли в том, что они убивали и грабили богомольцев в подземных лабиринтах, приводя в качестве «доказательства» черепа, сложенные в нишах.
В Киево-Печерской Лавре из черепов иноков выделяется миро − особая жидкость, в объяснении происхождения которой современная наука оказывается безсильной. Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. Время от времени они начинают источать особую благоуханную маслянистую жидкость, которой помазывают верующих. Возраст некоторых из этих черепов приближается к тысяче лет.
Во времена антирелигиозных гонений монастырь был превращён в музей-заповедник, и мироточение прекратилось. Однако в 1988 году, когда в честь 1000-летия Крещения Руси часть музея вновь была передана Православной Церкви, несколько черепов «ожили». В этот раз атеисты не могли обвинить священников в «обмане верующих», потому что факт мироточения был зафиксирован научными сотрудниками музея-заповедника. Состав жидкости был исследован в биохимической лаборатории Киевского мединститута. Экспертная комиссия во главе с профессором Юрием Хмелевским пришла к выводу, что она имеет дело с выделениями, присущими живому организму. По словам учёного, в исследованном образце были обнаружены высокоочищенные масла примесей белков, которые имеют органическое происхождение. Синтезировать подобные соединения даже при использовании современных технологий практически невозможно.
По словам паломника, посетившего обитель святой Екатерины у горы Синай, «в этом монастыре на возвышении по правую руку от главного алтаря стоит небольшой и невысокий ковчег из белого мрамора, в котором заключены лежащие в безпорядке и перенесённые сюда с вершины горы Синай кости и голова блаженной девы и мученицы Екатерины. Прелаты монастыря с подобающей торжественностью, молитвами и благоговением открывают этот ковчежец перед пилигримами и показывают лежащие в нём святые реликвии. Старший чин с помощью специального серебряного инструмента с силой трёт кости и раздаёт появляющуюся – о чудо Господне! – из костей жидкость желающим, однако в малых количествах, ибо жидкость эта выступает из костей наподобие пота, а не сочится постоянно. Жидкость обладает особым ароматом, и она считается Божьим даром, ниспосланным благодаря святой Екатерине, и отличается от бальзама, масла и любой другой жидкости, ибо – а это достоверно известно – транцендентной природой обладает».
В 1987 – 1989 гг. во время археологических исследований в Антониевых пещерах Черниговского Болдиногорского Богородичного монастыря, с XVII cтолетия известный под названием Ильинский, или Троицкий Ильинский, был зафиксирован древний и редко встречающийся на территории Древней Руси христианский погребальный обряд, суть которого заключалась в эксгумации (повторном вскрытии) останков погребённого с последующим перемещением их на постоянное хранение в специальное помещение – костницу. До настоящего времени на территории монастыря обнаружено и исследовано три подобных памятника.
Наиболее интересным из них является кимитрия, расположенная на втором ярусе Антониевых пещер, в пространстве между подземными храмами Феодосия Тотемского и Николы Святоши. В одной из вырубленных площадок подземелья обнаружено прямоугольное погребальное углубление с тремя человеческими скелетами, захороненные один над другим через определённые промежутки времени.
Комплекс «Пещеры Иова» был исследован в 1995 году. Он находится по соседству с основным комплексом Антониевых пещер. Камера заполнена землёй с большим количеством человеческих костей и черепов, среди которых обнаружены фрагменты древнерусской керамики и плинфы, керамической поливной плитки, обломки стекла и фрагмент донца стеклянного сосуда. Показательно, что кости располагались горкой в центре помещения, а черепа – вдоль её стенок. При осмотре камеры на её восточной стороне обнаружено граффити в виде равностороннего креста.
По результатам раскопок можно говорить о двух этапах существования памятника. Первый: конец XI – начало XII века, когда подземелье служило местом обитания монаха-анахорета. Второй: вторая половина XII – начало XIII века, когда после некоторого периода запустения в заброшенной келье сформировалась костница. Эта погребальная традиция ведёт своё прямое происхождение с Афона. Сходным образом в Чернигове монаха после смерти клали в яму со срубом, где тело лежало некоторое время, до полного истлевания мышечных тканей. После этого кости помещали на материковое возвышение, раскладывая по нишам.
Возможно, черепа некоторых монахов помещали в обнаруженные в стенах маленькие ниши. Также находит аналогии на Афоне и топографическое расположение костницы. Её местонахождение перед северным входом в Ильинскую церковь и возможное соединение с ней деревянной галереей говорит о том, что и воспринималась кимитрия как находящаяся «под основанием церковным».
Подобные пещерные усыпальницы можно встретить и в Палестине. Способ погребения, бытовавший у палестинских монахов, описан на примере Лавры Святого Саввы Освященного: «Против часовни гроба св. Саввы, к северу от неё, находится великая пещера – общая братская усыпальница; высечена она в скале под землёю, и вход в нее прикрыт большою плитою. Пещера эта тройная: в одной устроен придел во имя святого Николая, в другой – также предел в честь пострадавших в Лавре отцов, а третья служит общей усыпальницею. Когда кто-либо из братии умирает, то его тело относят в усыпальницу и кладут на каменное ложе, где и оставляют лежать до следующего покойника, тогда спускаются опять в усыпальницу и если первый покойник уже совсем разложился, то обмывают его кости, служат над ним панихиду и ссыпают их в особую тут же пещеру-усыпальницу, а череп кладут отдельно на каменную полку».
Другая показательная находка была открыта в 1986 году на черниговском детинце во время исследования кладбища XI – XII веков вблизи церкви-усыпальницы, построенной Владимиром Мономахом в 1070 – 1080 гг. Небольшая по размерам, она была двухэтажной, причём первый этаж играл роль крипты-усыпальницы. По всей видимости, впоследствии она стала монастырским храмом, что косвенно подтверждается наличием обломков кирпича-плинфы или дикого камня, зафиксированных в ногах и головах погребенных. В северо-восточной части некрополя обнаружено 54 черепа, сложенных горкой в 4 – 5 ярусов.
По словам преподобного Ефрема Сирина: «Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнажаемые от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим в них себя самих. Где красота настоящего цвета? Где доброзрачность ланит? Размышляя об этом, откажемся от плотских вожделений, чтобы не быть нам постыжёнными в общее воскресение мёртвых».
Таким образом, череп вошёл в христианскую символику как символ жертвенного искупления грехов во имя грядущего спасения через Воскресение. Христиане полагают, что Голгофа находилась в центре мiра, представляя собой вершину мiровой горы и то место, где Адам был не только похоронен, но и сотворён изначально. «Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15, 45). Череп изображён не только на распятиях в христианских храмах, но и на нательных крестах, и на облачениях схимников – монахов, принявших сугубый постриг, как бы заживо легших в гроб, дабы возродиться из него к жизни вечной.
Сергей Николаевич НЕПОДКОСОВ