икона с предстоящими святыми
Икона Господа с предстоящими (Деисис), алтарный образ
Деисис (греч. δέησις — прошение, моление) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисис). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисис). Основной догматический смысл деисисной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху Деисис помещался на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисисный чин высокого иконостаса.
This slideshow requires JavaScript.
Одним из ранних сохранившихся примеров деисиса является фреска в римской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VII век) — на ней Иисус Христос изображен в полный рост, а Иоанн Креститель имеет не молитвенный, а указующий жест.
Ангельский деисис — «Спас Эммануил с ангелами». Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисиса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С XII—XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.
Иконы с полеосными святыми
Иконы с полеосными святыми
Издревле христианам хотелось помещать своих покровителей поближе к чудотворным образам. Известно, что на чудотворных иконах цари заказывали мастерам-иконописцам дописывать их святых.
В самые древние времена, первого христианства, иногда на иконописном изображении помещали маленькими, молящимися, даже не святых покровителей, а изображали непосредственно заказчиков (донаторов). Такая традиция есть у католиков и по сей день. А русский человек, православный, кроткий и смиренный сердцем, не смеет даже подумать о том, чтобы изображение себя-грешника поместить на святое место рядом с образом, а, потому, просит художников написать своих покровителей, которые бы молились о нем.
Наши работы
Шуйская-Смоленская икона Прсв. Богородицы
Это икона написана для господина Евгения Волкова. Он является идейным вдохновителем и руководителем одиннадцати институтов «Институты Волкова». Одиннадцать ректоров этих институтов попросили Екатерину Ильинскую написать икону для торжественного подарка своему уважаемому и любимому руководителю в честь его пятидесятилетия.
Казанская икона Прсв. Богородицы
Феодоровская икона Прсв. Богородицы
Каково же было удивление всех, когда мы поняли, что родила она как раз в тот самый день, когда празднуется икона Божией Матери «Феодоровская»! В честь Феодоровской иконы Богоматери мальчика назвали Федором.
Матерь Божия Преблагословенная, дивны дела Твои происходящие от Феодоровской иконы Твоей! Радуйся, Пречистая!
Икона Прсв. Богородицы «Споручница грешных».
Эту икону попросила написать молодая женщина в подарок своему любимому мужу. На полях иконы тезоименитый святой покровитель ее супруга: св. мч. Дмитрий Сербский и Ангел Хранитель.
Использовано белое и желтое сусальное золото. Икона аналойного размера.
Икона Прсв. Богородицы «Знамение».
Но Карен, хотя и молодая девушка, но человек очень сильной души. Она почувствовала силу соборной православной молитвы и приняла решение принять православие. Так она крестилась с именем Екатерина.
Карен попросила написать ей икону Пресвятой Богородицы, которая была бы ей верной Помощницей и Покровительницей всю ее жизнь.
Но как выбрать образ, которой соответствовал бы внутреннему состоянию души новокрещенной Екатерины? Мы предложили ей познакомиться с многочисленными образцами икон Пресвятой Богородицы. Карен целый день рассматривала книги, репродукции. Ей нравились все иконы, многие особенно сильно впечатляли ее.
Катерина сделала правильный выбор. Мы написали ей икону Пресвятой Богородицы «Знамение» и на полях предстоящих св. вмч. Екатерину и Ангела Хранителя.
Икона Деисус (Христу предстоят: Богородица, святой Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Архангел Гавриил)
Икона Деисус (Христу предстоят: Богородица, святой Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Архангел Гавриил); на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель и святой апостол Петр.
Икона Пресвятой Богородыцы «Неувядаемый Цвет» со святыми покровителями на полях иконы
Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»; на полях иконы святые покровители: святой мч. Дионисий, святая Анна, святая прпмц. Фекла, святая мц. София.
Икона Пресвятой Богородицы Донская
Икона Пресвятой Богородицы Донская; на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель, святая равноапостольная Елена, святой Николай Чудотворец, святой мученик Уар.
Икона Пресвятой Богородицы Знамение
Икона Пресвятой Богородицы Знамение; на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель, святой Сергий Радонежский, святой Прокл Константинопольский патриарх, святой Савва Сторожевский.
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Иверская икона Пресвятой Богородицы; на полях иконы святые покровители: святой Алексий митрополит Московский и святой Мелетий Харьковский архиепископ.
Икона Пресвятой Богородицы Казанской
Икона Пресвятой Богородицы Призри на смирение
Икона Пресвятой Богородицы Призри на смирение; на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель и святая мученица Людмила.
Иконы с Пресвятой Богородицей
Икона Пресвятой Богородицы Владимирская-Волоколамская с предстоящими святыми покровителями семьи.
Икона Пресвятой Богородицы Владимирская-Волоколамская с предстоящими святыми: святой Архангел Михаил и святой Архангел Гавриил, святой Митрополит Петр Московский и святой Митрополит Иона Московский, святой Алексий Свирский, святая равноап. княгиня Ольга, святой равноап. князь Владимир, святая равноап. Нина, святой прп. Иосиф Волоцкий.
Икона Пресвятой Богородицы «Домостроительница».
Святой Димитрий Солунский и святая равноапостольная Ольга и святые Ангелы.
Покров Пресвятой Богородицы со святыми угодниками Божьими.
Предстоящие святые: святой Александр Невский и святая праведная Анна. На полях святые оптинские старцы.
Икона Божией Матери Всецарица со святыми целителями на полях.
Икона «О Тебе радуется» с предстоящими святыми покровителями семьи
Икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется» с предстоящими святыми покровителями семьи и благословляющим Иисусом Христом. В молении предстоят: святой блгв. князь Михаил Тверской, святой Николай чудотворец, святой ап. Павел, святой вмч. Пантелеймон, святая мц. Зоя Римская, святая мц. Лариса, святой ап. Андрей Первозванный, святой мч. Дионисий, святой мч. Анатолий, святая мц. Клавдия, святая вмц. Екатерина, святой ап. Иоанн Богослов, святая мц. Иулия. святой равноап. князь Владимир, святая мц. Наталия, святой блгв. князь Даниил Московский.
Икона «Всем скорбящим Радость»
Пока жива в человеческой душе жажда материнской любви, ласки и заботы верующие христиане открывают сердца Матери Божией Богородице. Она вместила Господа нашего Иисуса Христа как Святая Православная Церковь, Она открывает наш путь ко спасению.
На образе показаны тезоименитые святые членов семьи заказчика. Святые предстоят пред Богородицей и Она ходатайствует перед Богом об этом семейном роде. Описание святых мы нашли по дням их почитания Православной Церковью в иконописном подлиннике 17 в.
Богоматерь Сама познала радости и горести земной жизни и кто как не Она поймёт, примет и утешит нас? Так возникла икона «Всех скорбящих Радость Пресвятыя Богородицы». Нуждающиеся получают у Неё утешение. Сладчайшие слова Акафиста написаны на свитках в верху образа. Ангелы Небесные в благоговейном трепете пред Нею закрывают ладони своих рук.
Этот образ в древности был составлен по видению князя Андрея Боголюбского. Из жизнеописания святого князя мы знаем как он вез чудотворную икону «Владимирскую» и, вдруг, неожиданно в 10 верстах от града Владимира, лошади остановились и дальше отказывались идти. Здесь был заложен монастырь и, в честь этого события, написана икона Божией Матери именуемая «Боголюбская» или «Боголюбивая».
На этом образе изображен святой блгв. кн. Андрей в молении перед Богоматерью. Такая икона находилась в реставрации в нашей мастерской.
Но также на этом образе пишут кроме святого кн. Андрея и других святых, испрашивающих у Богоматери ее заступления перед Богом. Посмотрите, как святые обращаются к Пресвятой Деве, а Она, в свою очередь, к Господу.
На таком образе пишут самых разных святых. В том числе и святых покровителей семьи, всего рода. Так и мы написали этот образ. Посмотрите, сколько движения в нем. Какой сильный молитвенный порыв в лицах и движениях святых, предстоящих перед Богоматерью. Как Мятерь Божия протягивает Свои Пречистые ручки ко Господу. Господи, услыши молитву Мою!
Пречистая, заступись за нас, грешных. Не отгони нас от Себе, просящих Твоей милости, упроси Сына Своего, снизойти к нашим немощам. Аминь.
Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская» с предстоящими святыми покровителями семьи и благословляющим Господом Вседержителем. В молении предстоят: свт. Василий Великий, святой мч. Александр Африканский, святая равноап. Ольга, святая Муза Римляныня, отроковица, святой мч. Дионисий, святой мч. Валерий, святая мц. Ирина, святая мц. Анастасия.
День иконы Казанской Божией Матери: как отмечают и что запрещается делать
4 ноября 2021 года православные верующие отмечают День Казанской иконы Богородицы, которая помогала русским воинам защищать Отечество.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок
В православных храмах в этот день проводят праздничные богослужения, а накануне — великую вечерню. Сразу два праздника, посвященных Казанской иконе Божией Матери, отмечают верующие — первый 21 июля, второй — 4 ноября. И если летнее празднование приурочено ко дню чудесного обретения образа в Казани в 1579 году, когда в уничтоженном пожаром городе была найдена нетронутая огнём икона, то второй — осенний — церковь установила в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году.
Мозаичная Казанская икона Божией Матери на ограде храма Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Фото © ТАСС / Ирина Дмитриева
Русское ополчение всю ночь молилось перед святыней накануне решающего сражения. Считается, что благодаря помощи Богородицы 4 ноября 1612 года удалось освободить Москву от польских интервентов. После этого князь Пожарский построил на Красной площади храм Казанской иконы. Почти 300 лет там хранился список чудотворной иконы. В настоящее время он находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
Как празднуют День иконы Казанской Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва).
Православные почитают икону Казанской Богоматери как заступницу от бед. Ей молятся те, кто нуждается в помощи и поддержке. Издревле на Руси Богородица считалась покровительницей незамужних девушек. Поэтому 4 ноября часто играли свадьбы. Праздник сулил новобрачным счастье, взаимопонимание. Для этого во время венчания невесте давали подержать икону Казанской Божией Матери. В ранней дохристианской традиции на Руси этот день был посвящён молодым незамужним девушкам.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок
Во время праздника иконы Казанской Божией Матери всегда открывались осенние сельские ярмарки. В храмах было принято молиться о здоровье родных и детей. Девушки просили чудотворный образ о скором и счастливом замужестве. Было принято свататься 4 ноября. Дома готовили много вкусных блюд.
Казанская осенняя — была ещё и временем расчётов за выполнение строительных работ. 4 ноября было принято рассчитываться с наёмными работниками. Также в этот день проветривали подвалы и кладовки, подпаливали можжевельник и окуривали им помещение. Считалось, что после такого обряда запасы будут храниться дольше и не потеряют свою первоначальную свежесть.
Этот день на Руси считается переломным. Поскольку после него в свои права вступает зима. О том, насколько суровым будет предстоящее время года, люди узнавали по приметам. Например, если в этом году был очень богатый урожай, значит, зима будет холодной.
Что запрещалось делать 4 ноября
В этот день запрещено ссориться, негативно мыслить. Важно преодолеть разногласия, не поддаваться конфликтам. Нельзя также прибираться в доме, стирать бельё, мыть полы, заниматься мелким ремонтом. Не советуют совершать дальние поездки, так как обратный путь может оказаться трудным. Нельзя заниматься тяжёлой работой.
Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.
Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.
Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.
Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.
Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.
Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.