икона сергия радонежского рублев
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского мастера Феодосия около 1510 г. из собрания музея имени Андрея Рублева
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами [1] написана для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора Дмитрова – удельного города князя Юрия Ивановича, сына великого князя Ивана III и великой княгини Софии Палеолог. Завершение возведения каменного Успенского собора исследователи относят к началу 1510-х годов [2]. Икона написана, по всей видимости, по заказу князя Юрия, который был тесно связан с Троицкой обителью и особо почитал преподобного Сергия.
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Мастер Феодосий
Создателем дмитровской иконы можно считать мастера Феодосия – сына Дионисия. С дмитровской иконой обнаруживают сходство выполненные Феодосием миниатюры Евангелия 1507 г. (РНБ. Погод. 133) [3]. Они близки иконе по цветовому решению, мотивам изображения архитектуры. К первому десятилетию XVI в. Феодосий был зрелым мастером. Он принимал участие в росписях Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря (где писал с Дионисием также иконы), Рождественского Ферапонтова монастыря, в 1508 г. руководил работами по росписям Благовещенского собора Московского Кремля. По сравнению с иконами Дионисия и его мастерской художественный язык дмитровской иконы имеет некоторые отличия. При близкой манере письма личного живопись отличается большей контрастностью цвета, жесткостью рисунка и симметрией в построении композиций. Изображение святого Сергия в среднике дмитровской житийной иконы ориентировано на ростовой образ преподобного Кирилла Белозерского рубежа XV-XVI вв. кисти Дионисия (ГРМ). Другие иконы, которые можно было бы приписать Феодосию, в настоящее время неизвестны
Житийный образ преподобного Сергия Радонежского из Дмитрова имеет уникальную иконографическую программу, что отличает его от более ранних житийных икон святого Сергия конца XV – начала XVI в. с 19-ю клеймами из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, с поясным изображением святого Сергия в среднике (СПМЗ) и из Успенского собора Московского Кремля, с ростовым изображением святого Сергия в среднике (ГИКМЗ «Московский Кремль»), а также более поздних житийных икон преподобного Сергия. Аналогий дмитровской иконе по составу и расположению клейм неизвестно [4].
Состав клейм: 1. Рождество Святого. 2. Старец благословляет отрока Варфоломея. 3. Пострижение. 4. Изгнание бесов молитвами Святого. 5. Поставление в дьяконы. 6. Поставление в иереи. 7. Изведение источника. 8. Моление Святого над умершим младенцем. 9. Святой возвращает живого младенца отцу. 10. Служение божественной Литургии святым Сергием с Ангелом, видение Божественного огня на Литургии. 11. Явление Богородицы Святому. 12. Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея. 13. Исцеление ослепшего греческого епископа. 14. Исцеление За-харии Бороздина. 15. Исцеление бесноватого вельможи. 16. Погребение Святого. 17. Исцеление слепого у гроба Святого.
Уникальность иконографической программы дмитровской житийной иконы преподобного Сергия подтверждает авторство Феодосия. «Феодосий Иконник» был духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого, о чем известно со слов самого Иосифа [5]. В Иосифо-Волоколамский монастырь Феодосий вложил высоко ценившиеся иконы письма Андрея Рублева. Дмитровский князь Юрий Иванович также почитал преподобного Иосифа, который помог ему примириться с братом, великим князем Василием III Ивановичем. К князю Юрию обращены два послания волоцкого игумена. Вместе с преподобным Иосифом – главным обличителем ереси жидовствующих – Феодосий вел борьбу с ересью. С его слов в текст Жития преподобного Иосифа Волоцкого помещен рассказ о неистинно покаявшемся новгородском еретике-священнике, вылившем Святые Дары после Литургии в горящую печь (6).
Выделение клейм с изгнанием бесов преподобным Сергием на дмитровской житийной иконе выражало мысль о борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, отрицавших Святую Троицу, иконопочитание, церковные таинства (преподобный Иосиф Волоцкий часто сравнивал в своих посланиях еретиков с бесноватыми). Антиеретические иконографические программы известны в это время и во фресковых циклах.
Как и радонежский игумен, преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515) являлся защитником церковного и государственного единства Руси. Создание мастером Феодосием уникального житийного образа преподобного Сергия Радонежского – почитателя Святой Троицы – подчеркивало важнейшее значение святого Сергия в духовной жизни русского государства начала XVI в.
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад: «Ремарко», 2013. С. 323-327.
[1] ЦМиАР. кп 3395, инв. 2859-1. Дерево, левкас, темпера. 136 x 97,5 см. Икона реставрирована в 1928 – 1929 гг. В.О. Кириковым в Дмитровском краеведческом музее, три нижних клейма им же в Музее имени Андрея Рублева в 1966-1967 гг. В среднике по контуру фигуры святого Сергия утраты красочного слоя и остатки записи. На золоте мелкие остатки охряной записи, многочисленные чинки левкаса в местах от гвоздей басмы с остатками синей записи и охры. Тонировки в местах утрат и потертостей красочного слоя, особенно значительные на одеждах святого в среднике, на поземе около фигуры. Потертости золота фонов, киновари (огня из потира) в 10-м клейме, креста в руке святого Сергия (в 15-м клейме), надписей.
Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона Сергия Радонежского
Прп. Сергий Радонежский
Икона Сергия Радонежского отражает внутренний мир великого святого. Его строгий, одухотворенный лик взирает на молящегося почти в любом храме России, так любящей «игумена всея Руси». Он – утешение скорбным, помощь слабым, поддержка – сомневающимся.
Кратко о преподобном
Путь к монашеству
Варфоломей остался один – но в то же время не один, покрываемый Божиим промыслом. Не случайно же среди леса нашел его игумен Митрофан, от руки которого юноша принял пострижение с именем Сергия. Было же ему только 22 года.
Настоятель
М. Н. Нестеров, «Труды преподобного Сергия» (1896–1897)
В пустынном уединении собирался монах Сергий провести свои дни. Не пугали его ни внешние скорби – холод, голод, ни бесовские нападения, коих, как говорит «Житие» святого, было предостаточно. Но прошло немного времени, и к нему стали собираться братия, к ак-то узнавшие о подвижнике. Причем ж елали они, ни много, ни мало, подвизаться под руководством его, совсем молодого монаха.
Сергий был крайне смущен: «Братия мои, у меня и помысла никогда не было об игуменстве, одного желает душа моя – окончить дни свои простым иноком. Не принуждайте же вы меня».
Каким был его характер и облик при жизни
Однажды, когда преподобный уже был знаменит далеко за пределами скромной обители, посмотреть на великого угодника Божия пришел один поселянин. Игумен трудился тогд а на обительском огороде, где и застал его пришедший : увидел монаха в грязном подряснике, с лопатой. Возмутившись, он, ожидавший узреть благообразного старца, возроптал на монахов, думая, что над ним пошутили. Л ишь сам преподобный остановил братий, которые было хотели выгнать «паломника» из обители, ему же самому пообещал:
« Не скорби, друг, ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть ».
Вслед за этим к обители прибыл князь. Сначала с изумлением, а затем со страхом наблюдал поселянин, как пал державный в ноги тому самому оборванному монаху, как просил его благословения. Теперь он действительно увидел святого. По уходе князя крестьянин бросился в ноги игумену, плача, моля о прощении. А вместо обличений услышал утешающее:
«Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!»
Чистота жизни преподобного привлекала к нему великую благодать:
Но до конца земного жития преподобный оставался скромным, не носил не только дорогих, но даже новых одежд, строго постился. Таким его запомнили современники, духовные чада, многочисленные ученики.
Когда появились первые изображения святого
Скончался преподобный 8 октября 1392 г. Почитание его началось сразу по кончине, хотя Церковь еще не прославила угодника Божия. Через 30 лет, в 1422 г., монахи обители, как великое утешение, обрели мощи своего аввы. Именно к этому году, как считается, относится первый образ преподобного.
Прп. Сергий Радонежский. Покров (196 × 84 см)
1420-е годы. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.
Это не писаная икона, а вышитая пелена для гроба святого. Ее подарил монастырю сын блгв. Димитрия Донского, князь Василий. Кем создано это изображение, точно не известно. Нередко такие пелены делали жены и дочери великих князей, желавшие своими трудами послужить Церкви. Но случай этой пелены, конечно, особый. Современные церковные историки предполагают:
Именно благодаря первой иконе рано сложились описания изображения святого в так называемых «иконописных подлинниках». Вот как рекомендует писать прп. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:
Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским, XV век.
Сергий Радонежский с житием Неизвестный автор времени Андрея Рублева Конец XV в. 140 × 102 см. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
1510 г. датируют искусствоведы еще одну житийную икону, из Успенского собора Москвы. Установлено, что основой иконы послужило «Житие» преподобного пера Пахомия Логофета, составившего жития многих святых Сергиевой обители. На иконе всего 17 клейм, представляющих как прижизненные события жизни святого, так его посмертные чудеса.
Сергий Радонежский с житием». Россия, Москва, 1480-е гг. Успенский собор Московского Кремля.
Какие каноны установились в иконографии прп. Сергия, их значение
Традиции изображения святого заданы его первыми иконами, прежде всего, образом подвижника на первой из них по времени, надгробной пелене.
Одежда святого
Святого пишут в одеяниях, которые он носил при земной жизни. Это полное монашеское облачение: подрясник, куколь, который до богослужебных реформ патриарха Никона носили все иноки. Свт. Симеон Солунский пишет о куколе:
«Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».
Именно такое облачение мы видим на преподобном, но оно не прикрывает его главу, а в виде опущенного капюшона лежит на плечах.
Благословение и слово истины
Жест ы святого на иконах различны:
Поясные, ростовые, житийные изображения
Иконография: Сергий Радонежский, преподобный Датировки: XVII в. Вторая половина XVII века. Происхождение: Из деисусного чина иконостаса церкви во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Троице-Благовещенской Синозерской мужской пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области). Пустынь основана в 1600 году преп. Ефросином Синозерским (†1612). Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 93 см, ширина 35 см.
Знаменитые икон ы XV — XVI вв. дали начало «житийным» образам прп. С ергия. В первые годы после церковного прославления подвижника иконописцы были сосредоточена на его подвиге, иноческом пути, молитвенных трудах.
С течением лет, с умножением случаев помощи, заступничества «игумена земли Русской», иконописцы все большее место уделяют его посмертным чудесам.
Икона прп. Сергия с житийными клеймами.
А среди прижизненных выделяются деяния, связанные с защитой страны от врагов, духовной помощью воинам. Так на разных иконах появляются клейма:
Некоторые сюжеты клейм со временем становятся самостоятельными иконами.
Икона Сергия Радонежского Куликова битва
Преподобный Сергий Радонежский, с житием, с историческими сценами и историей Куликовской битвы, XVIIв.
Считается, что сюжет появился с конца XVII в., когда исполнялось 300 лет «Мамаева побоища». Так, уже упомянутая икона Ярославской школы была «надставлена» двумя досками с клеймами, изображающими событ ия перед битвой, само сражение, победу православного воинства.
Впоследствии появляется образ « Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы ». Современные искусствоведы указывают на символическое значение этой иконы – лежащий на земле шлем князя и куколь на главе святого, крест, которым Сергий благословляет воинство, и опущенный меч блгв. Димитрия. Все это символизирует, что Куликовская победа одержана не столько военной силой, сколько духовной.
«Чудо о птицах»
Еще один житийный сюжет, получивший самостоятельное значение – видение преподобным во время молитвы о учениках множества птиц, что символизировало множество будущих иноков его монастыря и обилие благодати. На иконе преподобный представлен, как повествует его «Житие», вышедшим из кельи, окруженной множеством белых птиц, цвет оперения которых – символ душевной чистоты иноков.
Явление Пресвятой Богородицы
Наконец, один из первых житийных сюжетов, ставший самостоятельным изводом икон преподобного – событие явления ему Пречистой Богоматери.
Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому
Считается, что первые такие иконы исходят из самой Сергиевой обители. На них обычно представлены:
В чем помогает молитва к преподобному согласно церковному преданию
Ученик святого, прп. Епифаний, пишет о своем авве:
«Он всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено с приятностью и с любовью».
А потому обращаются к преподобному с любыми душевными и телесными немощами, лишь бы просимое было полезно самому просящему. К преподобному прибегают:
Бесконечная любовь преподобного привлекала к нему сердца в суровое время вражеских нашествий, когда многие ожесточались. Влечет она к себе и сейчас, ведь святой – живой пример исполнения слов Апостола Павла:
Сергий Радонежский с житием
¦ Преподобный Сергий Радонежский, с житием и сценами Сказания о Куликовской битве
Конец XVI века; конец XVII века (сцены в среднике и надставка с изображением Мамаева побоища). Москва; Ярославль
173 × 113 см. Дерево, темпера
ЯХМ, инв. № И-394
Из церкви Троицы Власьевского прихода в Ярославле
Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321–1392) — самый почитаемый русский святой. Родился в Ростове Великом в семье бояр Кирилла и Марии, переехавших затем в Радонеж. В крещении получил имя Варфоломей. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном удалился в пустынное место на гору Маковец, принял монашеский постриг с именем Сергий и после ухода брата в Москву построил церковь в честь Святой Троицы. С увеличением численности братии в 1354 году был рукоположен и возведен в игумены в г. Переславле-Залесском епископом Афанасием. По благословению константинопольского патриарха Филофея ввел в монастыре общежительный устав. Когда братия высказала недовольство строгими порядками в монастыре, удалился
¦ на новое место, основав Киржачскую обитель, но затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к св. Сергию за благословением приходил князь Димитрий Донской. Св. Сергий при жизни удостоился явления Богоматери. Его ученики и последователи основали около 40 новых монастырей. Мощи св. Сергия обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора. Память преподобного отмечается дважды — 25 сентября / 8 октября и 5/18 июля (Обретение мощей).
Древнейшая редакция Жития св. Сергия создана через 26 лет после его смерти Епифанием Премудрым. Во второй половине XV века оно переработано Пахомием Сербом, который также написал службу св. Сергию и Похвальное слово. В 1640-х годах келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин написал новую редакцию Жития, в котором также кратко описывается история монастыря и его осада поляками в Смутное время. Житийная иконография преподобного Сергия разнообразна по своему составу. Публикуемая икона представляет собой уникальный образец соединения житийного повествования с двумя историческими сказаниями. Нижнее поле иконы в конце XVII века было надставлено доской с изображением сюжетов Сказания о Мамаевом побоище, в котором участвовали два ученика св. Сергия — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На фоне иконы дописаны также сюжеты с историческими событиями конца XV — начала XVII века, включая сцены осады монастыря в Смутное время, когда св. Сергий неоднократно являлся монахам и воинам, поддерживая и укрепляя своими молитвами защитников обители.
¦
Детали | ||
[A] Построение Свияжска | [B] Русские города посылают воинов в Москву | [C] Куликовская битва |