икона сергия радонежского рублев

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского мастера Феодосия около 1510 г. из собрания музея имени Андрея Рублева

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами [1] написана для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора Дмитрова – удельного города князя Юрия Ивановича, сына великого князя Ивана III и великой княгини Софии Палеолог. Завершение возведения каменного Успенского собора исследователи относят к началу 1510-х годов [2]. Икона написана, по всей видимости, по заказу князя Юрия, который был тесно связан с Троицкой обителью и особо почитал преподобного Сергия.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Мастер Феодосий

Создателем дмитровской иконы можно считать мастера Феодосия – сына Дионисия. С дмитровской иконой обнаруживают сходство выполненные Феодосием миниатюры Евангелия 1507 г. (РНБ. Погод. 133) [3]. Они близки иконе по цветовому решению, мотивам изображения архитектуры. К первому десятилетию XVI в. Феодосий был зрелым мастером. Он принимал участие в росписях Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря (где писал с Дионисием также иконы), Рождественского Ферапонтова монастыря, в 1508 г. руководил работами по росписям Благовещенского собора Московского Кремля. По сравнению с иконами Дионисия и его мастерской художественный язык дмитровской иконы имеет некоторые отличия. При близкой манере письма личного живопись отличается большей контрастностью цвета, жесткостью рисунка и симметрией в построении композиций. Изображение святого Сергия в среднике дмитровской житийной иконы ориентировано на ростовой образ преподобного Кирилла Белозерского рубежа XV-XVI вв. кисти Дионисия (ГРМ). Другие иконы, которые можно было бы приписать Феодосию, в настоящее время неизвестны

Житийный образ преподобного Сергия Радонежского из Дмитрова имеет уникальную иконографическую программу, что отличает его от более ранних житийных икон святого Сергия конца XV – начала XVI в. с 19-ю клеймами из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, с поясным изображением святого Сергия в среднике (СПМЗ) и из Успенского собора Московского Кремля, с ростовым изображением святого Сергия в среднике (ГИКМЗ «Московский Кремль»), а также более поздних житийных икон преподобного Сергия. Аналогий дмитровской иконе по составу и расположению клейм неизвестно [4].

Состав клейм: 1. Рождество Святого. 2. Старец благословляет отрока Варфоломея. 3. Пострижение. 4. Изгнание бесов молитвами Святого. 5. Поставление в дьяконы. 6. Поставление в иереи. 7. Изведение источника. 8. Моление Святого над умершим младенцем. 9. Святой возвращает живого младенца отцу. 10. Служение божественной Литургии святым Сергием с Ангелом, видение Божественного огня на Литургии. 11. Явление Богородицы Святому. 12. Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея. 13. Исцеление ослепшего греческого епископа. 14. Исцеление За-харии Бороздина. 15. Исцеление бесноватого вельможи. 16. Погребение Святого. 17. Исцеление слепого у гроба Святого.

Уникальность иконографической программы дмитровской житийной иконы преподобного Сергия подтверждает авторство Феодосия. «Феодосий Иконник» был духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого, о чем известно со слов самого Иосифа [5]. В Иосифо-Волоколамский монастырь Феодосий вложил высоко ценившиеся иконы письма Андрея Рублева. Дмитровский князь Юрий Иванович также почитал преподобного Иосифа, который помог ему примириться с братом, великим князем Василием III Ивановичем. К князю Юрию обращены два послания волоцкого игумена. Вместе с преподобным Иосифом – главным обличителем ереси жидовствующих – Феодосий вел борьбу с ересью. С его слов в текст Жития преподобного Иосифа Волоцкого помещен рассказ о неистинно покаявшемся новгородском еретике-священнике, вылившем Святые Дары после Литургии в горящую печь (6).

Выделение клейм с изгнанием бесов преподобным Сергием на дмитровской житийной иконе выражало мысль о борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, отрицавших Святую Троицу, иконопочитание, церковные таинства (преподобный Иосиф Волоцкий часто сравнивал в своих посланиях еретиков с бесноватыми). Антиеретические иконографические программы известны в это время и во фресковых циклах.

Как и радонежский игумен, преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515) являлся защитником церковного и государственного единства Руси. Создание мастером Феодосием уникального житийного образа преподобного Сергия Радонежского – почитателя Святой Троицы – подчеркивало важнейшее значение святого Сергия в духовной жизни русского государства начала XVI в.

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад: «Ремарко», 2013. С. 323-327.

[1] ЦМиАР. кп 3395, инв. 2859-1. Дерево, левкас, темпера. 136 x 97,5 см. Икона реставрирована в 1928 – 1929 гг. В.О. Кириковым в Дмитровском краеведческом музее, три нижних клейма им же в Музее имени Андрея Рублева в 1966-1967 гг. В среднике по контуру фигуры святого Сергия утраты красочного слоя и остатки записи. На золоте мелкие остатки охряной записи, многочисленные чинки левкаса в местах от гвоздей басмы с остатками синей записи и охры. Тонировки в местах утрат и потертостей красочного слоя, особенно значительные на одеждах святого в среднике, на поземе около фигуры. Потертости золота фонов, киновари (огня из потира) в 10-м клейме, креста в руке святого Сергия (в 15-м клейме), надписей.

Источник

Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Икона Сергия Радонежского

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Прп. Сергий Радонежский

Икона Сергия Радонежского отражает внутренний мир великого святого. Его строгий, одухотворенный лик взирает на молящегося почти в любом храме России, так любящей «игумена всея Руси». Он – утешение скорбным, помощь слабым, поддержка – сомневающимся.

Кратко о преподобном

Путь к монашеству

Варфоломей остался один – но в то же время не один, покрываемый Божиим промыслом. Не случайно же среди леса нашел его игумен Митрофан, от руки которого юноша принял пострижение с именем Сергия. Было же ему только 22 года.

Настоятель

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

М. Н. Нестеров, «Труды преподобного Сергия» (1896–1897)

В пустынном уединении собирался монах Сергий провести свои дни. Не пугали его ни внешние скорби – холод, голод, ни бесовские нападения, коих, как говорит «Житие» святого, было предостаточно. Но прошло немного времени, и к нему стали собираться братия, к ак-то узнавшие о подвижнике. Причем ж елали они, ни много, ни мало, подвизаться под руководством его, совсем молодого монаха.

Сергий был крайне смущен: «Братия мои, у меня и помысла никогда не было об игуменстве, одного желает душа моя – окончить дни свои простым иноком. Не принуждайте же вы меня».

Каким был его характер и облик при жизни

Однажды, когда преподобный уже был знаменит далеко за пределами скромной обители, посмотреть на великого угодника Божия пришел один поселянин. Игумен трудился тогд а на обительском огороде, где и застал его пришедший : увидел монаха в грязном подряснике, с лопатой. Возмутившись, он, ожидавший узреть благообразного старца, возроптал на монахов, думая, что над ним пошутили. Л ишь сам преподобный остановил братий, которые было хотели выгнать «паломника» из обители, ему же самому пообещал:

« Не скорби, друг, ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть ».

Вслед за этим к обители прибыл князь. Сначала с изумлением, а затем со страхом наблюдал поселянин, как пал державный в ноги тому самому оборванному монаху, как просил его благословения. Теперь он действительно увидел святого. По уходе князя крестьянин бросился в ноги игумену, плача, моля о прощении. А вместо обличений услышал утешающее:

«Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!»

Чистота жизни преподобного привлекала к нему великую благодать:

Но до конца земного жития преподобный оставался скромным, не носил не только дорогих, но даже новых одежд, строго постился. Таким его запомнили современники, духовные чада, многочисленные ученики.

Когда появились первые изображения святого

Скончался преподобный 8 октября 1392 г. Почитание его началось сразу по кончине, хотя Церковь еще не прославила угодника Божия. Через 30 лет, в 1422 г., монахи обители, как великое утешение, обрели мощи своего аввы. Именно к этому году, как считается, относится первый образ преподобного.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Прп. Сергий Радонежский. Покров (196 × 84 см)
1420-е годы. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.

Это не писаная икона, а вышитая пелена для гроба святого. Ее подарил монастырю сын блгв. Димитрия Донского, князь Василий. Кем создано это изображение, точно не известно. Нередко такие пелены делали жены и дочери великих князей, желавшие своими трудами послужить Церкви. Но случай этой пелены, конечно, особый. Современные церковные историки предполагают:

Именно благодаря первой иконе рано сложились описания изображения святого в так называемых «иконописных подлинниках». Вот как рекомендует писать прп. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским, XV век.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Сергий Радонежский с житием Неизвестный автор времени Андрея Рублева Конец XV в. 140 × 102 см. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

1510 г. датируют искусствоведы еще одну житийную икону, из Успенского собора Москвы. Установлено, что основой иконы послужило «Житие» преподобного пера Пахомия Логофета, составившего жития многих святых Сергиевой обители. На иконе всего 17 клейм, представляющих как прижизненные события жизни святого, так его посмертные чудеса.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Сергий Радонежский с житием». Россия, Москва, 1480-е гг. Успенский собор Московского Кремля.

Какие каноны установились в иконографии прп. Сергия, их значение

Традиции изображения святого заданы его первыми иконами, прежде всего, образом подвижника на первой из них по времени, надгробной пелене.

Одежда святого

Святого пишут в одеяниях, которые он носил при земной жизни. Это полное монашеское облачение: подрясник, куколь, который до богослужебных реформ патриарха Никона носили все иноки. Свт. Симеон Солунский пишет о куколе:

«Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».

Именно такое облачение мы видим на преподобном, но оно не прикрывает его главу, а в виде опущенного капюшона лежит на плечах.

Благословение и слово истины

Жест ы святого на иконах различны:

Поясные, ростовые, житийные изображения

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Иконография: Сергий Радонежский, преподобный Датировки: XVII в. Вторая половина XVII века. Происхождение: Из деисусного чина иконостаса церкви во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Троице-Благовещенской Синозерской мужской пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области). Пустынь основана в 1600 году преп. Ефросином Синозерским (†1612). Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 93 см, ширина 35 см.

Знаменитые икон ы XV — XVI вв. дали начало «житийным» образам прп. С ергия. В первые годы после церковного прославления подвижника иконописцы были сосредоточена на его подвиге, иноческом пути, молитвенных трудах.

С течением лет, с умножением случаев помощи, заступничества «игумена земли Русской», иконописцы все большее место уделяют его посмертным чудесам.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Икона прп. Сергия с житийными клеймами.

А среди прижизненных выделяются деяния, связанные с защитой страны от врагов, духовной помощью воинам. Так на разных иконах появляются клейма:

Некоторые сюжеты клейм со временем становятся самостоятельными иконами.

Икона Сергия Радонежского Куликова битва

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Преподобный Сергий Радонежский, с житием, с историческими сценами и историей Куликовской битвы, XVIIв.

Считается, что сюжет появился с конца XVII в., когда исполнялось 300 лет «Мамаева побоища». Так, уже упомянутая икона Ярославской школы была «надставлена» двумя досками с клеймами, изображающими событ ия перед битвой, само сражение, победу православного воинства.

Впоследствии появляется образ « Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы ». Современные искусствоведы указывают на символическое значение этой иконы – лежащий на земле шлем князя и куколь на главе святого, крест, которым Сергий благословляет воинство, и опущенный меч блгв. Димитрия. Все это символизирует, что Куликовская победа одержана не столько военной силой, сколько духовной.

«Чудо о птицах»

Еще один житийный сюжет, получивший самостоятельное значение – видение преподобным во время молитвы о учениках множества птиц, что символизировало множество будущих иноков его монастыря и обилие благодати. На иконе преподобный представлен, как повествует его «Житие», вышедшим из кельи, окруженной множеством белых птиц, цвет оперения которых – символ душевной чистоты иноков.

Явление Пресвятой Богородицы

Наконец, один из первых житийных сюжетов, ставший самостоятельным изводом икон преподобного – событие явления ему Пречистой Богоматери.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому

Считается, что первые такие иконы исходят из самой Сергиевой обители. На них обычно представлены:

В чем помогает молитва к преподобному согласно церковному преданию

Ученик святого, прп. Епифаний, пишет о своем авве:

«Он всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено с приятностью и с любовью».

А потому обращаются к преподобному с любыми душевными и телесными немощами, лишь бы просимое было полезно самому просящему. К преподобному прибегают:

Бесконечная любовь преподобного привлекала к нему сердца в суровое время вражеских нашествий, когда многие ожесточались. Влечет она к себе и сейчас, ведь святой – живой пример исполнения слов Апостола Павла:

Источник

Сергий Радонежский с житием

¦ Преподобный Сергий Радонежский, с житием и сценами Сказания о Куликовской битве
Конец XVI века; конец XVII века (сцены в среднике и надставка с изображением Мамаева побоища). Москва; Ярославль
173 × 113 см. Дерево, темпера
ЯХМ, инв. № И-394
Из церкви Троицы Власьевского прихода в Ярославле

Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321–1392) — самый почитаемый русский святой. Родился в Ростове Великом в семье бояр Кирилла и Марии, переехавших затем в Радонеж. В крещении получил имя Варфоломей. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном удалился в пустынное место на гору Маковец, принял монашеский постриг с именем Сергий и после ухода брата в Москву построил церковь в честь Святой Троицы. С увеличением численности братии в 1354 году был рукоположен и возведен в игумены в г. Переславле-Залесском епископом Афанасием. По благословению константинопольского патриарха Филофея ввел в монастыре общежительный устав. Когда братия высказала недовольство строгими порядками в монастыре, удалился
¦ на новое место, основав Киржачскую обитель, но затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к св. Сергию за благословением приходил князь Димитрий Донской. Св. Сергий при жизни удостоился явления Богоматери. Его ученики и последователи основали около 40 новых монастырей. Мощи св. Сергия обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора. Память преподобного отмечается дважды — 25 сентября / 8 октября и 5/18 июля (Обретение мощей).

Древнейшая редакция Жития св. Сергия создана через 26 лет после его смерти Епифанием Премудрым. Во второй половине XV века оно переработано Пахомием Сербом, который также написал службу св. Сергию и Похвальное слово. В 1640-х годах келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин написал новую редакцию Жития, в котором также кратко описывается история монастыря и его осада поляками в Смутное время. Житийная иконография преподобного Сергия разнообразна по своему составу. Публикуемая икона представляет собой уникальный образец соединения житийного повествования с двумя историческими сказаниями. Нижнее поле иконы в конце XVII века было надставлено доской с изображением сюжетов Сказания о Мамаевом побоище, в котором участвовали два ученика св. Сергия — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На фоне иконы дописаны также сюжеты с историческими событиями конца XV — начала XVII века, включая сцены осады монастыря в Смутное время, когда св. Сергий неоднократно являлся монахам и воинам, поддерживая и укрепляя своими молитвами защитников обители.
¦

Детали
[A] Построение Свияжска[B] Русские города посылают воинов в Москву [C] Куликовская битва

Источник

Иконография преподобного Сергия Радонежского в исторической перспективе

Преподобный Сергий Радонежский – величайший подвижник земли Русской, основатель Троице-Сергиева и нескольких других монастырей, воспитавший целую плеяду учеников, которые также организовывали монашеские обители по всей Руси от Белого моря до Астрахани. Преподобный Сергий стал одним из самых почитаемых русских святых. Но его жизнь и труды имеют огромное значение не только для истории монашества. Посвятив свой монастырь Троице, Сергий Радонежский призывал русских людей к единству, и тем самым способствовал духовной консолидации народа в годы татаро-монгольского ига.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Прорись иконы прп. Сергия Радонежского.
из книги «Труд иконописца»
мон. Иулиании (Соколовой, 1899-1981)

Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года, а спустя 30 лет, в 1422 году, его мощи были обретены. Почитание святого началось сразу после кончины как местночтимого, а с середины XV века оно становится общерусским. Об этом свидетельствует такой факт, что «вскоре после 1459 года была расписана небольшая церковь Сергия Радонежского, выстроенная при дворе новгородских архиепископов, в знак глубокого почитания этого московского святого всей Русской Церковью». Значительная «часть храма была занята сценами из житийного цикла Сергия Радонежского, который является более ранним, чем сохранившиеся на московской почве, родной для преподобного Сергия». Это свидетельство того, что данный святой особо почитался в Великом Новгороде.

Иконография святого Сергия основана на житиях, составленных иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года.

В данном докладе не ставится задача рассмотреть всю иконографию Сергия Радонежского, так как она многочисленна и разнообразна. Будут рассмотрены только наиболее распространенные образы и сделана некая попытка их систематизации.

В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» приводит следующее описание: «Старец 78 лет, из боярскаго русскаго рода, средняго роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него – открытый, брови – поднятыя, нос – средний. Одежда на нем – подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера».

В книге «Труд иконописца» монахини Иулиании (Соколовой) приводятся прориси икон, разработанные ею. Среди них представлен преподобный Сергий Радонежский. Он изображен в рост, облачен в полное монашеское облачение, полусогнутые в локтях руки разведены в разные стороны.

Пальцы правой руки сложены в жесте прямой речи, в левой – развернутый свиток, на котором может быть написан один из текстов, используемых на иконах преподобного Сергия.

В новом сводном иконописном подлиннике, изданном в Московской духовной академии под редакцией архимандрита Луки (Головкова), содержится следующее описание: «Преподобный Сергий согласно традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке».

Иконография святого очень разнообразна, его образы встречаются в иконописи и храмовых росписях. Преподобного Сергия изображают как в полный рост, так и в поясном варианте. Пальцы правой руки могут быть сложены в различных жестах, таких как благословение или повествование, внимание и некоторые другие. В левой руке может быть свиток, развернутый или свернутый. Много икон преподобного Сергия с клеймами или образы, написанные на сюжеты жития, например «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Также встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается в такие композиции, как «Собор всех святых в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и другие сюжеты, посвященные русским святым.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Шитая пелена («первый» покров)
на раку прп. Сергия Радонежского.
Ок. 1422-1425/6 гг. Музей
«Ризница Троице-Сергиевой Лавры»

Самый древний образ – это шитый надгробный покров, датируемый 1422 годом, когда состоялось обретение мощей. Согласно преданию, шитая пелена была подарена Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского – великим московским князем Василием Дмитриевичем. По мнению директора центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г. В. Попова: «Принято считать, что облик преподобного Сергия в первом покрове обусловлен стремлением воспроизвести его индивидуальные черты. Предполагается даже, что знаменщиком рисунка здесь мог быть сам Андрей Рублев». Создатели плащаницы могли помнить, как выглядел святой Сергий, или же руководствовались его прижизненным изображением. Дело в том, что «они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву». На данном образе представлен прямоличный образ святого в рост, в полном монашеском облачении, на плечи откинут куколь – капюшон, символизирующий шлем, хранящий монаха от земных соблазнов. Его правая рука прижата к груди, в области сердца, что символизирует сердечную молитву, которая была в центре всей его жизни. Такая молитва характерна была для исихастов, практиковавших особую, углубленную молитвенную аскезу. В левой руке свернутый свиток, характерная деталь для иконографии духовных учителей и наставников или основателей монастырей. Данный образ явился основополагающим для всех последующих изображений. Пелена хранится в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.

Также следует привести икону начала XV века «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским» – это одно из первых изображений преподобного Сергия в русской иконописи. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом восседает на престоле, как «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Трон символизирует царственное величие Богородицы. Она указывает на Сергия, который молитвенно предстоит перед троном и внимает божественным словам. Пропорционально фигура Сергия значительно меньше, чем Богородицы и Христа. Это иконописный прием, по которому более значимый персонаж изображается крупнее, чтобы подчеркнуть его главенство. В верхнем левом углу, в медальоне, изображен архангел Гавриил, который всегда сопутствует Деве Марии. На данной иконе представлен ежедневный молитвенный труд святого, призывающего милость Пресвятой Богородицы на Русь, на ее народ. Святой игумен земли Русской и ныне, как прежде, предстоит в молитве за Святую Русь. И благосклонно внимает его молитве Пресвятая Владычица. Таинство их общения длится вечно, и эта вечность запечатлена на данной иконе. Она была написана для местного ряда Троицкого собора Троицкого Махрищского монастыря. В настоящее время она находится в Государственном историческом музее города Москвы, в который поступила из музея Александровской слободы в 1941 году.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Прп. Сергий Радонежский с житием.
Ок. 1510 г. Икона из иконостаса
Успенского собора г. Дмитрова.
Мастерская Феодосия. ЦМиАР

Одной из лучших среди житийных икон преподобного Сергия считается икона, написанная в мастерской Феодосия около 1510 года для местного ряда иконостаса Успенского собора в Дмитрове. При ее написании применена схема житийных икон второй половины XV века, разработанная Дионисием и его окружением. По всей вероятности, икона была написана «по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича, тесно связанного с Троице-Сергиевым монастырем и особо почитавшего преподобного Сергия». Данная иконография разработана на основании жития, составленного Пахомием Сербом (Логофетом). В настоящее время икона находится в Москве, в собрании центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В центре иконы, в ковчеге, помещен образ святого Сергия. Изображение поразительно, с одной стороны, простотой композиции, отсутствием лишних деталей, в то же время фигура святого величественна и монументальна. Преподобный Сергий изображен в рост, в полном монашеском облачении. Цвет одеяния ориентирован на древнейший шитый покров: красно-коричневая мантия, епитрахиль и куколь сине-зеленого, и ряса серого цвета. Руки святого разведены в разные стороны, при этом пальцы правой руки сложены в повествовательном жесте, в левой руке развернутый свиток, содержащий его поучение.

По краям средника помещены клейма, из которых расположенные сверху и снизу представлены без вертикальных разделений – таким образом, один житийный сюжет плавно перетекает в следующий. Всего на полях иконы расположено 17 клейм: 1) Рождество Варфоломея; 2) Научение грамоте; 3) Пострижение в монахи; 4) Изгнание бесов; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Чудо воскрешения отрока; 9) Возвращение Сергием живого отрока отцу; 10) Видение Сергием божественного огня на литургии; 11) Явление Богоматери Сергию; 12) Приход послов от константинопольского патриарха Филофея; 13) Исцеление от слепоты греческого епископа; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение Сергия; 17) Исцеление слепого у гроба Сергия.

Житийный цикл может насчитывать от 12 до 36 клейм. Из изображений в клеймах некоторые сюжеты со временем стали самостоятельными иконами.

Наверное, самая распространенная икона, написанная на житийный сюжет, – «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». Богородица изображена как Небесная Игумения, с посохом. За Ней изображаются апостолы Петр и Иоанн, беседующие между собой. Преподобный, согласно житию – упал ниц, Пречистая же прикасается или указывает на него. Таким образом, Сергий изображается коленопреклоненно, как на 11 клейме вышеупомянутой иконы, а Богородица жестом руки указывает на него. Событие, согласно житию, происходило в сенях, в то время как его ученик Михей оставался в келье, где они перед этим молились. На иконах видна фигура ученика преподобного, который закрывает от страха и трепета лицо.

икона сергия радонежского рублев. Смотреть фото икона сергия радонежского рублев. Смотреть картинку икона сергия радонежского рублев. Картинка про икона сергия радонежского рублев. Фото икона сергия радонежского рублев

Явление Пресвятой Богородицы
прп. Сергию Радонежскому.
Икона XVI в. Неизв. авт. Мастерская
Троице-Сергиева монастыря

В то же время на иконе, написанной в середине – третьей четверти XVI века в мастерской Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий изображен в полный рост, а рядом с ним стоит вовсе не присутствовавший при данном событии – его ученик и последователь Никон. Возможно, потому, что в данном явлении Богородица обещала Сергию не покидать обитель, а Никон возглавил монастырь после кончины Сергия. Таким образом, в композиции иконы прослеживается идея преемства и покровительства.

В XVII веке иконография претерпевает некоторые изменения. Преподобный Сергий изображен дважды: выходящим в сени навстречу Пресвятой Богородице и падающим перед Ней на колени. В иконографии это довольно распространенное явление, когда один и тот же святой изображается дважды или более.

На иконе, написанной ярославскими иконописцами в начале XVII века, перед нами предстает образ преподобного старца, которому характерны удлиненные пропорции фигуры. Пальцы правой руки сложены в благословляющем перстосложении, в левой – он держит развернутый свиток со словами: «Братия моя духовныя подвигнитеся, имейте страх Божий, в сердце своем чистоту». Над преподобным Сергием, сверху на полях, изображен образ Спаса Нерукотворного, что еще раз подчеркивает верное служение преподобного Христу.

Икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших» была написана в 20-30 годы XX века монахиней Иулианией (Соколовой), много потрудившейся в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры. На ней преподобный Сергий изображен в группе радонежских святых – своих учеников, сподвижников и последователей: Никона, Михея, Стефана Махрищского, архимандрита Дионисия. Они расположены в середине композиции, в географическом центре рядом с Московским Успенским собором, на фоне Троице-Сергиева монастыря. В левой руке преподобного Сергия – свернутый свиток, правая рука раскрыта ладонью вверх, что означает его открытость для приятия божественной благодати и готовность служения людям. Окружающие его святые словно прислушиваются к нему, научаясь в постижении высшей истины. Сергий среди других святых, но память о нем не только жива, но и возносит его над всеми святыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *