икона сергия радонежского с клеймами

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского мастера Феодосия около 1510 г. из собрания музея имени Андрея Рублева

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами [1] написана для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора Дмитрова – удельного города князя Юрия Ивановича, сына великого князя Ивана III и великой княгини Софии Палеолог. Завершение возведения каменного Успенского собора исследователи относят к началу 1510-х годов [2]. Икона написана, по всей видимости, по заказу князя Юрия, который был тесно связан с Троицкой обителью и особо почитал преподобного Сергия.

икона сергия радонежского с клеймами. Смотреть фото икона сергия радонежского с клеймами. Смотреть картинку икона сергия радонежского с клеймами. Картинка про икона сергия радонежского с клеймами. Фото икона сергия радонежского с клеймами

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Мастер Феодосий

Создателем дмитровской иконы можно считать мастера Феодосия – сына Дионисия. С дмитровской иконой обнаруживают сходство выполненные Феодосием миниатюры Евангелия 1507 г. (РНБ. Погод. 133) [3]. Они близки иконе по цветовому решению, мотивам изображения архитектуры. К первому десятилетию XVI в. Феодосий был зрелым мастером. Он принимал участие в росписях Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря (где писал с Дионисием также иконы), Рождественского Ферапонтова монастыря, в 1508 г. руководил работами по росписям Благовещенского собора Московского Кремля. По сравнению с иконами Дионисия и его мастерской художественный язык дмитровской иконы имеет некоторые отличия. При близкой манере письма личного живопись отличается большей контрастностью цвета, жесткостью рисунка и симметрией в построении композиций. Изображение святого Сергия в среднике дмитровской житийной иконы ориентировано на ростовой образ преподобного Кирилла Белозерского рубежа XV-XVI вв. кисти Дионисия (ГРМ). Другие иконы, которые можно было бы приписать Феодосию, в настоящее время неизвестны

Житийный образ преподобного Сергия Радонежского из Дмитрова имеет уникальную иконографическую программу, что отличает его от более ранних житийных икон святого Сергия конца XV – начала XVI в. с 19-ю клеймами из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, с поясным изображением святого Сергия в среднике (СПМЗ) и из Успенского собора Московского Кремля, с ростовым изображением святого Сергия в среднике (ГИКМЗ «Московский Кремль»), а также более поздних житийных икон преподобного Сергия. Аналогий дмитровской иконе по составу и расположению клейм неизвестно [4].

Состав клейм: 1. Рождество Святого. 2. Старец благословляет отрока Варфоломея. 3. Пострижение. 4. Изгнание бесов молитвами Святого. 5. Поставление в дьяконы. 6. Поставление в иереи. 7. Изведение источника. 8. Моление Святого над умершим младенцем. 9. Святой возвращает живого младенца отцу. 10. Служение божественной Литургии святым Сергием с Ангелом, видение Божественного огня на Литургии. 11. Явление Богородицы Святому. 12. Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея. 13. Исцеление ослепшего греческого епископа. 14. Исцеление За-харии Бороздина. 15. Исцеление бесноватого вельможи. 16. Погребение Святого. 17. Исцеление слепого у гроба Святого.

Уникальность иконографической программы дмитровской житийной иконы преподобного Сергия подтверждает авторство Феодосия. «Феодосий Иконник» был духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого, о чем известно со слов самого Иосифа [5]. В Иосифо-Волоколамский монастырь Феодосий вложил высоко ценившиеся иконы письма Андрея Рублева. Дмитровский князь Юрий Иванович также почитал преподобного Иосифа, который помог ему примириться с братом, великим князем Василием III Ивановичем. К князю Юрию обращены два послания волоцкого игумена. Вместе с преподобным Иосифом – главным обличителем ереси жидовствующих – Феодосий вел борьбу с ересью. С его слов в текст Жития преподобного Иосифа Волоцкого помещен рассказ о неистинно покаявшемся новгородском еретике-священнике, вылившем Святые Дары после Литургии в горящую печь (6).

Выделение клейм с изгнанием бесов преподобным Сергием на дмитровской житийной иконе выражало мысль о борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, отрицавших Святую Троицу, иконопочитание, церковные таинства (преподобный Иосиф Волоцкий часто сравнивал в своих посланиях еретиков с бесноватыми). Антиеретические иконографические программы известны в это время и во фресковых циклах.

Как и радонежский игумен, преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515) являлся защитником церковного и государственного единства Руси. Создание мастером Феодосием уникального житийного образа преподобного Сергия Радонежского – почитателя Святой Троицы – подчеркивало важнейшее значение святого Сергия в духовной жизни русского государства начала XVI в.

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад: «Ремарко», 2013. С. 323-327.

[1] ЦМиАР. кп 3395, инв. 2859-1. Дерево, левкас, темпера. 136 x 97,5 см. Икона реставрирована в 1928 – 1929 гг. В.О. Кириковым в Дмитровском краеведческом музее, три нижних клейма им же в Музее имени Андрея Рублева в 1966-1967 гг. В среднике по контуру фигуры святого Сергия утраты красочного слоя и остатки записи. На золоте мелкие остатки охряной записи, многочисленные чинки левкаса в местах от гвоздей басмы с остатками синей записи и охры. Тонировки в местах утрат и потертостей красочного слоя, особенно значительные на одеждах святого в среднике, на поземе около фигуры. Потертости золота фонов, киновари (огня из потира) в 10-м клейме, креста в руке святого Сергия (в 15-м клейме), надписей.

Источник

Преподобный Сергий Радонежский, с житием в 12 клеймах

Преподобный Сергий Радонежский, с житием в 12 клеймах.

XVI век.
Дерево, две доски, надставленные с четырех сторон в XIX веке, две сквозные шпонки, темпера. 51 × 40,2 × 2,3.
Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева.
ДРЖ-1195.
Антикварная реставрация.

Порядок клейм: 1. Рождество Сергия; 2. Сергий по Божьему откровению научился грамоте от святого старца; 3. Пострижение Сергия в чернеческий образ; 4. Преподобный Сергий прогоняет молитвой «аки огнем» дьявольское нашествие; 5. Благоверный князь с боярином у преподобного Сергия; 6. Воскрешение умершего отрока; 7. Причащение преподобного Сергия после чудесного явления ему ангела; 8. Исцеление слепого; 9. Исцеление «некого мужа люто болящего»; 10. Исцеление беснующегося приложением животворящего креста; 11. Преставление преподобного Сергия; 12. По молитвам преподобного чудесное истечение источника для потребы монастыря.

Житийные иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского были широко распространены в XVI веке. Сергия почитали не только как заступника и молитвенника всей земли русской, ему приносили молитвы как великому чудотворцу и целителю души и тела.

Подобная икона могла находиться в небольшом храме или приделе, посвященном преподобному. Обращает на себя внимание своеобразный подбор сюжетов в клеймах, где преобладают случаи чудесных исцелений.

Икона уникальных древних писем отличается тонкой графичностью и мягким теплым колоритом. (М. Федосеева)

Источник

Сергий Радонежский с житием

¦ Преподобный Сергий Радонежский, с житием и сценами Сказания о Куликовской битве
Конец XVI века; конец XVII века (сцены в среднике и надставка с изображением Мамаева побоища). Москва; Ярославль
173 × 113 см. Дерево, темпера
ЯХМ, инв. № И-394
Из церкви Троицы Власьевского прихода в Ярославле

Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321–1392) — самый почитаемый русский святой. Родился в Ростове Великом в семье бояр Кирилла и Марии, переехавших затем в Радонеж. В крещении получил имя Варфоломей. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном удалился в пустынное место на гору Маковец, принял монашеский постриг с именем Сергий и после ухода брата в Москву построил церковь в честь Святой Троицы. С увеличением численности братии в 1354 году был рукоположен и возведен в игумены в г. Переславле-Залесском епископом Афанасием. По благословению константинопольского патриарха Филофея ввел в монастыре общежительный устав. Когда братия высказала недовольство строгими порядками в монастыре, удалился
¦ на новое место, основав Киржачскую обитель, но затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к св. Сергию за благословением приходил князь Димитрий Донской. Св. Сергий при жизни удостоился явления Богоматери. Его ученики и последователи основали около 40 новых монастырей. Мощи св. Сергия обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора. Память преподобного отмечается дважды — 25 сентября / 8 октября и 5/18 июля (Обретение мощей).

Древнейшая редакция Жития св. Сергия создана через 26 лет после его смерти Епифанием Премудрым. Во второй половине XV века оно переработано Пахомием Сербом, который также написал службу св. Сергию и Похвальное слово. В 1640-х годах келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин написал новую редакцию Жития, в котором также кратко описывается история монастыря и его осада поляками в Смутное время. Житийная иконография преподобного Сергия разнообразна по своему составу. Публикуемая икона представляет собой уникальный образец соединения житийного повествования с двумя историческими сказаниями. Нижнее поле иконы в конце XVII века было надставлено доской с изображением сюжетов Сказания о Мамаевом побоище, в котором участвовали два ученика св. Сергия — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На фоне иконы дописаны также сюжеты с историческими событиями конца XV — начала XVII века, включая сцены осады монастыря в Смутное время, когда св. Сергий неоднократно являлся монахам и воинам, поддерживая и укрепляя своими молитвами защитников обители.
¦

Детали
[A] Построение Свияжска[B] Русские города посылают воинов в Москву [C] Куликовская битва

Источник

Иконография Преподобного Сергия Радонежского

икона сергия радонежского с клеймами. Смотреть фото икона сергия радонежского с клеймами. Смотреть картинку икона сергия радонежского с клеймами. Картинка про икона сергия радонежского с клеймами. Фото икона сергия радонежского с клеймами

Житием твоим, еже в мире сем,
образ быв всем… яко солнце, просиял еси.
(Канон на обретение мощей, песнь 3)

По обилию и разнообразию иконографических сюжетов преподобный Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви. Самые ранние изображения преподобного появились уже в начале XV в. Из дошедших до нашего времени изображений древнейшим является, очевидно, покров со святых мощей преподобного, датируемый двадцатыми годами XV в. (Сергиево-Посадский госуд. историко-художественный музей-заповедник). Лицевое шитьё достаточно точно передает портретные черты преподобного; во всяком случае, близкие по времени иконографические сюжеты с преподобным это портретное сходство в большей или меньшей степени учитывают. Надо отметить, что более поздние (уже середины XV в.) покровы с мощей преподобного Сергия впечатления портретного сходства уже не оставляют.

икона сергия радонежского с клеймами. Смотреть фото икона сергия радонежского с клеймами. Смотреть картинку икона сергия радонежского с клеймами. Картинка про икона сергия радонежского с клеймами. Фото икона сергия радонежского с клеймами

Преподобного Сергия вскоре после обретения мощей стали достаточно часто изображать в многофигурных композициях в числе наиболее почитаемых святых. Литературной основой для изображения конкретных событий жизни преподобного стало его Житие, составленное в 1417—1418 гг. его учеником Епифанием Премудрым.

Какие же события из жизни преподобного Сергия нашли отражение в иконографических сюжетах? Епифаний Премудрый, начиная жизнеописание преподобного Сергия, говорит: Надеюсь я на Милосердного Бога и на молитву Его угодника, Преподобного старца. Видимо, и самым первым сюжетом, усвоенным в иконографии преподобного, стало его молитвенное предстояние Святой Живоначальной Троице:

От младаго возраста, отче Сергие, Христа возлюбив и Сего живоносным стопам последуя, мира всего избегл еси и достигл еси в незаходимый свет разума, идеже ныне дерзновенно Святей Троице предстоиши, Юже о всех нас умоли (из канона на обретение мощей преподобного Сергия).

В собрании Третьяковской галереи хранится новгородская икона первой половины XV в. — Богоматерь на престоле с сидящим

Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры).

Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора.

В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту — оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении.

Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

Большие житийные иконы преподобного Сергия появляются во второй половине XV в. Литературной основой для них служило Житие, написанное Епифанием Премудрым и в середине XV в. основательно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В числе наиболее известных — икона начала XVI в., круга Дионисия, из Успенского собора города Дмитрова; ныне она в собрании Музея им. преподобного Андрея Рублева. Посмотрим, как представлена на ней жизнь Троицкого игумена.

Первое клеймо (левое верхнее) — рождение Варфоломея, затем следуют: «Научение грамоте» (старец-монах благословляет отрока Варфоломея); пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном.

Далее идут сюжеты поставления Сергия во диаконы, а затем и во иереи, епископом Волынским Афанасием, жившим тогда в городе Переяславле. Надпись на развернутом свитке, который держит над главою преподобного архиерей: Божественная благодать, всегда немощныя исцеляющая, а недостаточныя полняющая…

Следующий сюжет — изведение источника: собравшиеся к преподобному иноки возроптали на отсутствие воды в пустынной обители. Сергий вышел из монастыря, взяв с собою одного из иноков, и спустился с ним в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды. Преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой, говорится в Житии.

Следующие клейма рассказывают о воскрешении младенца по молитве преподобного Сергия: несчастный отец спешил донести своего тяжело заболевшего малютку-сына до келии преподобного и просить молитв о его исцелении, но не успел — сын умер. Отец отправился за гробом, чтобы сына похоронить, но преподобный Сергий горячо молился над умершим, и Господь возвратил младенцу жизнь.

Клеймо «Служение Божественной литургии преподобным Сергием с Ангелом» иллюстрирует следующий рассказ Жития. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим родным братом Стефаном и племянником епископом Феодором. Молившимся в храме монахам Исаакию молчальнику и Макарию было видение в алтаре четвертого священнослужителя — сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Иноки поняли, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.

С этим сюжетом связывают и чудесное видение, которое имел ученик преподобного Симон: когда святой Сергий служил Литургию, Симон увидел огонь, разливающийся по святому престолу. Когда Преподобный причащался, то Божественный огонь вошел в святой потир.

Далее на иконе из Успенского собора расположено описанное выше изображение чудесного посещения преподобного Сергия Богородицей.

Следующее клеймо — приход послов от Константинопольского Патриарха Филофея. В обитель преподобного Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы Патриарха; они передали подарки — крест, параман, схиму — и послание с советом устроить в обители общежительный монастырь.

Далее — клейма с чудесными исцеления-ми. Клеймо с изображением исцеления греческого епископа, приезжавшего в Москву. Епископ много слышал о святом (слава о Сергии достигла Константинополя!), но думал про себя так: «Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?» Приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а войдя в монастырскую ограду, ослеп. Преподобный Сергий исцелил епископа, и тот прозрел.

На другом клейме — исцеление Захария Бороздина, тверского боярина, давшего во время болезни обет посетить Сергиеву обитель; преподобный явился ему в сонном видении и исцелил; выздоровевший Захария с радостью отправился в монастырь.

Еще один случай чудесной помощи преподобного Сергия — исцеление некоего знатного человека, жестоко мучимого бесом. Преподобный отслужил молебен о страждущем, и тот стал приходить в себя и, пробыв в монастыре несколько дней, уехал домой полностью здоровым.

Последний из изображенных на дмитровской иконе случай исцелений относится к посмертным чудесам преподобного: это возвращение зрения слепцу, приведенному к гробу преподобного Сергия. Получивший прозрение недавний слепец остался в обители трудником.

Клеймо с изображением погребения преподобного Сергия: стоящий у гроба Ангел держит раскрытую книгу с молитвой шестого часа святителя Василия Великого «Боже и Господи сил и всея твари Содетелю…»

На житийных иконах преподобного из Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля кроме перечисленных сюжетов представлены также следующие:

«Приведение отроком Варфоломеем старца к родителям» — дополнение к сюжету «Научение грамоте».

«Чудо о некоем земледельце». Некий крестьянин-земледелец пришел в монастырь, чтобы увидеть преподобного. Крестьянин никогда ранее не видел Сергия и, придя в обитель, начал его разыскивать и никак не мог поверить, что сам преподобный в ветхой одежде работает на огороде, и надменно отвернулся от него. В это же время в обитель прибыл князь и земно поклонился преподобному Сергию, тем самым вразумив крестьянина.

Сюжет с изображением множества птиц. Однажды, когда святой совершал свое молитвенное правило, вдруг раздался голос: \«Сергий!\» Преподобный открыл оконце келии и увидел множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю. Послышался голос: \«Так же многочисленны будут твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам\».

Необходимо упомянуть здесь и знаменитую икону святителя Алексия, Митрополита Московского с житием, написанную в конце XV — начале XVI вв. Дионисием для Успенского собора Московского Кремля (ныне в ГТГ). Здесь заслуживают внимания два клейма, связанные со взаимоотношениями святителя и преподобного. На седьмом клейме святитель Алексий просит преподобного Сергия отпустить его ученика Андроника на игуменство в Спасский (ныне Спасо-Андроников) монастырь, который свт. Алексий основал в 1361 г. на высоком берегу реки Яузы в Москве. Перед сидящим святителем стоит преподобный Сергий и сопровождающие его два Троицких монаха; преподобный смиренно принимает первосвятительское благословение (Блаженный не отверг просьбу святителя и отпустил с ним Андроника, говорится в Житии). На тринадцатом клейме Митрополит Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призывает преподобного Сергия на первосвятительское служение. Преподобный сидит в мантии на широком седалище напротив святителя Алексия, Митрополит — на святительском престоле; между ними возвышается киворий… По великому смирению своему преподобный Сергий не принял предложения, и Митрополит Алексий, утешив преподобного духовными назиданиями, отпустил его в свой монастырь. Этот сюжет очень точно воспроизводится в миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия XVI в. (Российская государственная библиотека).

В начале XVI в. для собора Высоцкого монастыря в Серпухове была написана житийная икона преподобного с восемнадцатью клеймами; сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Рассматривая сюжеты, изображенные на житийных иконах преподобного Сергия Радонежского, обращаешь внимание на их назидательность; каждый эпизод жития великого игумена Святой Руси не только исторически точен, но открывает для молящегося пред иконой преподобного принять его как добрый пример в своей христианской жизни: житием своим, еже в мире сем, преподобный Сергий являет образ всем — в том числе и нынешнему поколению христиан.

Источник

Сергий Радонежский с житием

Реставрация: антикварная и в 2013 г. (ГИМ)

Размер: 90 х 65

Автор: Нет данных

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: преподобный Сергий радонежский в житии

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

В среднике изображена фигура преподобного Сергия в рост, со свитком, на котором чита­ется текст поучения братии, произнесенный перед смертью: «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие. ». По периметру средника следует текст тропаря преподобному: «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие, отче наш».

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) — прославленный святой Русской православной церкви, известный церковный и общественно-политический деятель Руси второй поло­вины XIV в. Его житие написано в 1418 г., вскоре после преставления старца, его учеником и со-постником Епифанием Премудрым. В своем повествовании он использовал и свой опыт обще­ния со святым, и воспоминания очевидцев и родственников, пребывающих в Троицкой обители. В дальнейшем, после открытия нетленных мощей преподобного Сергия, первоначальный текст был обработан Пахомием Сербом (Логофетом) и расширен новыми сюжетами и чудесными явле­ниями из жизни подвижника, включая случаи исцелений у гроба чудотворца. Эта редакция серб­ского агиографа легла в основу ряда житийных икон преподобного, созданных в конце XV — на­чале XVI в. в Московском Кремле и Троице-Сергиевой лавре. Древние иконы святого «устроителя» Церкви послужили образцом и для более поздних памятников второй половины и конца XVI в. По документам известно, что почти во всех подмосковных храмах были иконы преподобного, в том числе «з житиями». Композиция публикуемой иконы является точным повторением крем­левского образа, с равновеликим сокращением на 35 см сверху и по бокам.

Преподобный Сергий родился от благочестивых родителей, ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Рождение сопровождалось чудесными событиями: в храме во время литургии все присутствующие услышали трижды глас из утробы матери, исходящий от еще нерожденного младенца. После свершившегося знамения родители дали обет посвятить ребенка Богу. Родив­шийся младенец отказывался вкушать молоко после употребления матерью мясной пищи, а че­рез некоторое время, в среду и пятницу, соблюдая пост, также не прикасался к еде. Это событие, ставшее ключевым в понимании жизненного подвига преподобного, построившего монастырь Святой Троицы, на публикуемой иконе отражено косвенно — помещением сюжета рождения Вар­фоломея в традиционной иконографии Рождества (клеймо 1). Следующее чудо — это освоение Варфоломеем книжной премудрости по молитве таинственного странника, который благосло­вил отрока и предрек родителям богоизбранный путь его (клейма 2, 3). В отличие от женившихся братьев Варфоломей решил принять иночество, но сделал это позже, т.к. по просьбе родителей ухаживал за ними в старости. После их смерти он вместе со старшим братом Стефаном ушел в ра­донежские леса, где братья построили келью и храм, посвятив его Святой Троице — в память зна­мения, данного Сергию еще до рождения, стать учеником Святой Троицы и привести к вере в Бога других. Брат, не выдержав тягот пустынного жития, оставил Варфоломея, поселился в московском Богоявленском монастыре. Варфоломея на 23 году, по его просьбе, проезжающий мимо игумен Митрофан постриг в монашество с именем Сергий и оставил новопостриженного инока «без-молствовати и единствовати» (клеймо 4). Жизни монашеского уединения посвящено следующее клеймо — «изгнание бесов». Живя в пустыни, отправляя иноческий устав, беспрестанно молясь, преподобный Сергий терпел нужду, холод, жару, но дикие звери не трогали его, подобного «пер­возданному Адаму» в райском саду. Не раз бесы, «грозя и устрашая», нападали на него во время богослужения в церкви «бяху в одеждах и шапках островерхих литовских», желая разорить цер­ковь, но преподобный Сергий молитвой прогонял их (клеймо 5). Следующий сюжет посвящен ос­нованию монастыря. Со временем стала приходить к Сергию братия, и просились они стать его учениками, но преподобный долго не соглашался. Когда братия уговорила его, Сергий «трое или четверо келлии своими руками сделал», посеял огород. Преподобный Сергий выполнял все по­слушания монашеские, «без лености братиам аки купленный раб служаше». Игуменствовавший у них священник заболел и умер. Братия уговорила Сергия принять игуменство и руководство над ними. После общей молитвы братия отвезла преподобного Сергия в Переяславль — там он был уже известен епископу Афанасию Волынскому как строитель монастыря и как молитвенник и рукоположен им в один день в иподьякона, дьякона, а затем в иерея (клеймо 6).

Следующий цикл клейм посвящен духовному устроению монашеской жизни в обители: изо­бражаются чудеса, свидетелями которых была сама братия, часто изумленная, сомневающаяся и ропщущая. Таким чудом стало изведение источника рядом с монастырем, так как первона­чально приходилось приносить воду из реки, до которой путь был долгий. Братия возроптала и хо­тела перенести монастырь ближе к реке, но преподобный Сергий уговорил их подождать: как-то он спустился с иноком в овраг, где было сыро от снега, помолился, и место наполнилось «высо­кой водой» (клеймо 7). В присутствии брата Симеона Параклисиарха на литургии сходил к жерт­веннику Благодатный огонь, которым преподобный Сергий причастился (клеймо 10). Келей­ник Михей стал свидетелем чудесного явления Сергию Богоматери и апостолов Петра и Иоанна (клеймо 12). Слава о новом духовном светоче на Руси распространилась далеко за пределами мо­настыря: к нему обращаются за помощью поселяне (клейма 8—9,13). Из далекого Царьграда при­ходили греческие послы со схимой, крестом, парамандом и благословением патриарха Констан­тинопольского, после чего игуменом в монастыре был введен общежительный устав (клеймо 11). В нижнем ряду клейм представлены сцены погребения, обретения мощей и чудесные исцеления у гроба подвижника (клейма 14—18).

Публикуемая икона происходит из Сергиевского придела старообрядческой белокриницкого согласия церкви Успения на Апухтинке, освященной в 1909 г. В пятиярусных иконостасах нижнего и верхнего храмов были собраны иконы XV—XVII вв. со всей России. В описях храма упоминается древняя житийная икона преподобного Сергия XVI в. новгородского письма. Анализ основы по­казал, что памятник был дважды в реставрации. Изображение на иконе находится под слоем про­писей, которые в отдельных местах перекрывают кракелюр; многие детали нарисованы заново. Золото и надписи, воспроизводящие житийные тексты (в некоторых случаях ошибочно), также относятся к позднему поновлению. Известно, что над декорацией храма работал мстерский ху­дожник-реставратор Г.И. Чириков, замечательный иконописец-«подстаринщик». Возможно, ре­ставрация и была им выполнена.

Происхождение

Происходит из московской старообрядческой церкви Успения на Апухтинке. Поступила в 2007 г. из Покровского собора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *