икона спас на троне с предстоящими

Спас на престоле, с предстоящими Святыми (деисус)

Реставрация: Реставрировалась в 2003 году Н.Ю.Ярцевой

Размер: 31 х 27,5

Автор: нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Димитрий Солунский, Параскева Пятница, преп.Зосима и Савватий Соловецкие

Уточняющая датировка: 17 в. Последняя четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Тронное

Иконографическая справка

В центре иконы изображен Спас, восседающий на золотом орнаментирован­ном престоле. Правой рукой он благословляет, левой придерживает на колене раскрытое Евангелие с текстом: «Приидите благословение Отца моего наследуй­те уготование. » (Мф. XXV, 34>». Спасителю предстоят Богоматерь и Иоанн Пред­теча со свитками (надпись на свитке Богоматери: «Владыко многомилостиве. »).

За престолом Спаса изображены архангелы Михаил и Гавриил, выше — апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. К подножию престола припадают мученики Димитрий Солунский и Параскева Пятница, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. В верхней части иконы, в малиновых облаках, представлен Бог Отец, от которого к Спасу нисходит Святой Дух в виде голубя.

Икона представляет собой вариант Деисуса — сцены молитвенного предсто-яния Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и святых Господу на небесах. В отличие от наиболее распространенного типа деисусной композиции в виде ря­да икон в иконостасе здесь все фигуры объединены на одной доске.

Ритмическая согласованность композиции, динамичный абрис фигур, при­хотливость рисунка золотых и серебряных облаков и золотого ассиста придают иконе особое изящество. Обилие золота, звучная красно-зеленая цветовая гам­ма и яркое личное письмо с открытой подрумянкой сближают ее с ярославскими иконами последней четверти XVII — начала XVIII века.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в 1970 году.

Источник

История и значение иконы Спас на престоле, дни празднования и молитва

Икона, почитаемая в православии как «Спас на престоле», особенно любима верующими. На ней Господь изображен восседающим на троне. Он – Царь и Судья, что наказывает и милует справедливо и непреклонно. Молитва, прочитанная перед иконой, помогает православным христианам познать истинную веру, получить прощение, очищение от грехов, помощь и защиту Вседержителя.

История иконы «Спас на престоле»

По преданиям, первая икона Спасителя была нерукотворной. Существует несколько воспоминаний о том, что Иисус умыл лицо водой, а затем протер его убрусом (платком), и на нем проступил его светлый лик. Долгие годы художникам было запрещено рисовать Господа. И только в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, было официально разрешено иконопочитание.

Образ Иисуса на троне, в короне, с раскрытым Евангелием на колене появился примерно в IX веке в Византийской империи. Русские мастера учились иконописи у византийских, чтобы каждое произведение церковного искусства соответствовало строго установленным канонам и несло в себе глубокий сакральный смысл. И все же отечественные иконы отличаются яркостью, они насыщены живым и звонким цветом. Лишь в XII веке «Господь на престоле» украсил храмы в России.

Из всех изображений Господа Иисуса Христа, представленных в церкви, верующие сердечно чтят «Спаса на престоле». Сын Божий изображен в полный рост, он величественно восседает на Божественном престоле, символизирующем царскую власть. Ибо Господь – Пантократор, Царь Небесный всех видимых и невидимых, всей Вселенной, его престол выше земного. Ему открыты мысли, дела, благие и грешные поступки каждого человека.

С любовью глядит Сын Божий с иконы, но взгляд неподкупен и строг, как у любящего родителя. Верховный Священник церкви и Вседержитель на страшном суде – бесстрастный, но мудрый и справедливый. И он же является избавителем бессмертных праведных душ в конце всех времен. Нимб вокруг Спасителя указывает на славу Божественную и сияющий свет.

Хитон Царя Небесного на иконе чаще всего окрашен в красный цвет, а гиматия – в синий. Оттенки красного символизируют мученический подвиг и царское достоинство. Синий олицетворяет небесную чистоту. Правая рука, поднятая вверх, благословляет всех верующих. На иконах никогда не отражается тень, так как Небожители сами являются светом.

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

Древнерусские изображения Спаса находятся не только в христианских церквях России. Часть из них принадлежит музеям, например:

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

Значение в православии

Священнослужители советуют всем верующим иметь такую икону у себя дома. Образ Господа призван напоминать последователям христианской церкви о Божественной любви и о жертве, которую Спас совершил ради спасения всего человечества.

Молящиеся обращаются к Господу в любых, даже очень трудных ситуациях:

Молятся не только за себя, но и за своих близких.

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

Дни празднования

Икона «Спаса на престоле» есть в каждом храме, она чествуется в официальные дни, отмеченные в календаре Православной церкви:

Текст молитвы

Молитва – это язык, на котором люди могут общаться с Небожителями. Он чист и способен возвысить наше сознание, помыслы и чувства до неземных высот. Главное – практиковать непрестанную молитву и делать это как можно искреннее.

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные.

Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные.

Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Источник

Икона «Спас на Престоле»

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

Знаменитая икона Иисуса Христа «Спас на Престоле» является важным образом в православном мире. В ней заключается божественная сила, которая исцеляет и помогает в любой трудной ситуации каждому верующему.

Образ Сына Божьего «Спас на Престоле» имеет общие черты с известной по всему миру иконой «Спас Вседержитель». Лик Спасителя является одним из самых почитаемых и прославленных образов среди христианского народа. Это, пожалуй, одна из самых главных икон, которая должна быть дома у каждого верующего человека.

История иконы

Впервые данный образ Христа появился в Византийской империи в далеком девятом веке. В Россию прославленная икона «Спас на Престоле» пришла лишь спустя несколько столетий, приблизительно в 12 веке.

Главной составляющей святого образа является взгляд на Сына Господа как на величайшего и истинного Судью всего человечества, который явится в Судный день и воздаст за грехи каждому смертному на этой земле. Такое представление об Иисусе Христе и послужило поводом для написания великой святыни.

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

Икона «Спас на Престоле» является особенно почитаемой и одной из любимых у верующих. Почти у каждого православного человека хранится чудотворный образ Господа в доме. Многие христиане становились свидетелями чудес, которые исходили от великой святыни Спасителя. На протяжении веков святой лик помогал и исцелял верующих, заслужив тем самым их любовь и доверие.

Где находится икона «Спас на Престоле»

В нашей стране основной и особенно почитаемый образ можно встретить в Третьяковской галерее. Святыня была написана в Новгороде в 13 веке. Не менее прославленные списки хранятся:

Описание иконы «Спас на Престоле»

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

Главной особенностью священного образа Спасителя на данной иконе является Его изображение в полный рост, в богатых одеяниях. Жестом одной руки Он дарует свое благословение, а в другой держит Евангелие в открытом виде. Иисус восседает на престоле, который заключает в себе символ бескрайней Вселенной, а также вездесущее господство и невообразимое могущество Бога.

В чем помогает образ «Спас на Престоле»

Христиане читают свои молитвы перед святейшим ликом Господа с просьбами о помощи в самых тяжелых и трудных жизненных ситуациях. Также молят об отпущении грехов, о прощении за все злые и плохие деяния, которые они сотворили в жизни. Православная икона способна помочь преодолеть смертельные болезни, злые недуги, психические и душевные расстройства, полностью исцелив тело и душу молящегося.
«Спас на Престоле» является покровителем рабочих, чья работа связана с нефтяной и газовой промышленностью.

Дни празднования

В календаре праздников русской православной церкви отмечено три официальных дня, когда проводится празднование святого образа «Спас на Престоле»:

Молитва перед чудотворным образом

икона спас на троне с предстоящими. Смотреть фото икона спас на троне с предстоящими. Смотреть картинку икона спас на троне с предстоящими. Картинка про икона спас на троне с предстоящими. Фото икона спас на троне с предстоящими

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные. Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные. Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Помните, что Господь всегда рядом и поможет в любую минуту каждому, кто истинно верует в Его силу и молится от чистого сердца перед Его чудодейственными образами. Не забывайте благодарить Христа за все хорошее, что есть в вашей жизни, и тогда ваши мольбы будут услышаны, а Его поддержка не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры, счастья,

Источник

Спас на престоле

Конец XIV — XVII в. [конец XIV — начало XV в. (Новгород); 1698 г. (Москва, Кирилл Уланов)]

¦ 1. Спас на престоле
(стр. 27–30; илл. стр. 29, 185, 381)
Гос. Музеи Московского Кремля, инв. Ж 134 (965 соб.).
Голова Спаса и фрагмент престола — конец XIV — начало XV в.
Остальное изображение — 1698 г., мастер Кирилл Уланов (с реставрационными поновлениями XIX в.).
180 × 148.

Происхождение. Из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Икона располагалась в центральной части иконостаса, к северу от царских врат, между непосредственно соседствовавшей с вратами «Богоматерью Владимирской» (сейчас в ГТГ) и «Богоматерью с младенцем» (на обороте которой — «Георгий» XI — начала XII в.). Вероятно, икона попала в собор из Новгорода в XVI в.

Раскрытие. Реставрировалась в 1852 г. (?) Н. И. Подключниковым (надпись в нижней части иконы, см. «Описание»), а в 1934–1935 гг. раскрыта В. О. Кириковым (правая половина иконы) и Н. А. Барановым (левая половина) 1 (в основном до слоя 1698 г.).

1 Гос. Музеи Московского Кремля, научный архив, ф. 20, д. 1934/20, л. 42; д. 1935/11, лл. 36, 37, 39, фото лл. 75–79.

Доска первоначальная, липовая (?) из четырех частей, с двумя торцовыми шпонками и следами тыльных накладных шпонок. В настоящее время части доски скреплены врезными деревянными карасями и металлическими накладными планками. Оборот доски окрашен коричневой краской. Глубокий ковчег. Паволока.

Сохранность. От первоначальной живописи сохранилось изображение головы и шеи Спаса, по вырез хитона, а также фрагмент престола с орнаментом, слева внизу. Неясно, является ли золото нимба (теплого оттенка, отличающееся от золота фона) первоначальным. На всей остальной поверхности иконы живопись поздняя, однако исполненная «по старым контурам».

Фигура и трон Христа исполнены в 1698 г., а овальное двухступенчатое подножие и подушка на нем — в 1852 г. (?).

На лике Спаса красочный слой потерт, мелкие вставки левкаса на правой щеке, на пряди волос, по вырезу хитона. Контуры волос, бровей, глаз, носа дополнены или усилены при реставрации. В теневых местах по потертому авторскому слою дописана подрумянка. Первоначальное вохрение сохранилось на лбу, скулах и небольшой фрагмент на шее. Черты лика прографлены при поновлении. На хитоне и на правой руке Спаса в утратах просматривается древний живописный слой. Складки хитона и гиматия прографлены. Первоначальный орнамент трона под потемневшей олифой.

Золото фона подлинное.

В характеристике сохранности иконы использованы консультации реставратора С. И. Голубева и данные научной карточки Е. Я. Осташенко.

Описание.

Композиция вписана в широкую, почти квадратную доску. Христос восседает на престоле с прямой широкой спинкой, изображенной фронтально. На седалище красная подушка, под ногами ступенчатое подножие и зеленая подушка.

Спас облачен в золотой хитон с розовыми тенями, в зеленый гиматий с золотым ассистом. Правой рукой он благословляет раскрытое Евангелие, левой придерживает его на колене. На Евангелии, на золотых страницах, пространный текст вязью: «От Матфеа. Зач[ало] 20. Рече гдь не судите да не судими будете. » (ср. ; но здесь текст из Евангельских чтений). Древний лик Спаса исполнен по зеленоватому санкирю, который виден в тенях широкими участками. Рельеф передан постепенным наложением очень светлой розоватой охры, положенной пастозно, ее отдельные длинные мазки в освещенных местах — на лбу, скулах — сливаются в единое пятно. Блики света даны параллельными мазками. На щеках подрумянка коричневатого оттенка. Губы ярко-красные. Контуры черт лика и брови — коричневые. Верхние веки переданы черными линиями. Радужные оболочки глаз — коричневые, зрачки черные.

Волосы написаны черными линиями по ровному коричневому общему тону. Граница между ликом и волосами обозначена широким черным контуром.

Белильными линиями подчеркнуты подглазные тени, гребень носа слева, кончик носа.

2 См.: Гос. Оружейная палата, Архив, Отдел памятников Кремля, негатив № 956 (декабрь 1934 г.). Фото до реставрации не дает возможности определить время написания фигуры Варлаама. См. о ней также в разделе «Датировка и атрибуция».

Надпись сообщает о том, что в 1852 г. (?) по благословению митрополита Филарета с иконы Спаса были удалены поновления — с лика четыре слоя, а с остальной поверхности иконы — три слоя, и тем самым открыт ее подлинный вид.

Иконография.

Изображения Спаса на престоле принадлежат к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. Однако в иконографии данной иконы есть ряд специфических особенностей. Поскольку имеются основания считать, что поновители позднего времени повторили первоначальную композицию, эти особенности следует учесть.

6 В. Г. Брюсова полагает, что в иконе сохранились фрагменты живописи XIV в. См.: В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов [1971], с. 97.

О поздних копиях и репликах «Спаса царя Мануила» в Новгороде см.:

В Новгородском музее, помимо присланной из Москвы копии в Софийском соборе, хранится еще одна икона такого же извода (сообщение Э. А. Гордиенко). Архим. Макарий называет еще три реплики этой иконы в новгородских храмах: в Знаменском соборе, в церкви Иоанна на Опоках, в Вяжищском монастыре (Макарий [1860], 2, с. 115, прим. 208).

9 В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов [1971], с. 102.

Особенности извода «Спаса царя Мануила»: вытянутая по вертикали доска с очень широкими полями, узкое поле изображения, строго фронтальное и симметричное положение фигуры (в том числе колен, ступней) и, главное, положение правой руки, указывающей на текст Евангелия.

12 A. Grabar. Sculptures byzantines de Constantinople (IV-e — XV-e siècle). Paris, 1963, p. 36–37, pl. IX–1.

По расшифровке П. Мийовича, на миниатюре изображено, как «Иисус Христос читает и толкует еврейским мудрецам книгу Исаии» (см.: П. Мийович. Грузинские менологии с XI по XIV век. — «Зограф», 8. Београд, 1977, с. 21–22).

14 Г. Н. Логвин. София Киевская. Киев, 1971, табл. 182.

Фигуры апостолов, фланкировавшие в византийском искусстве изображение Христа описываемого извода, подчеркивали учительную роль Христа. По отношению к «Спасу царя Мануила» этот момент был выявлен двояко. С одной стороны, парной к «Спасу» была в Софийском соборе икона «Петр и Павел», с изображением двух верховных апостолов. С другой стороны, есть основания полагать, что на окладе иконы Спаса были изображения апостолов: на копии «Спаса царя Мануила», находящейся в иконостасе новгородского Софийского собора, изображены на верхнем поле — «Деисус», на боковых — двенадцать апостолов, внизу — пророки. Закономерно, что идея проповеди, просвещения акцентирована именно в «Спасе царя Мануила» и «Петре и Павле» — древнейших иконах новгородского Софийского собора, которые были одними из первых произведений, украшавших его интерьер.

Этот извод получил большую популярность на Руси начиная с XVI в.

Среди памятников XVII в. укажем

17 «Сокровища Суздаля». Сост. С. Ямщиков. М., 1970, с. 68.

18 М. М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974, с. 65.

20 Е. И. Силин, Н. А. Реформатская, Н. Е. Мнева. Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. [Сост. в 1925 г.]. ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341, л. 25.

22 Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, с. 169–170 (№ 318). В этой иконе сочетаются приметы «Спаса царя Мануила» и иконы из Благовещенского собора.

23 Снимок В. Н. Максимова, 1909 г., Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, фотоархив, 0.376, № 497.

Третья по времени икона сходного извода — издаваемый памятник из Успенского собора. Особенности иконографии: широкая, почти квадратная доска с узкими полями; трон с прямой спинкой (как в «Спасе царя Мануила»), но очень широкий и разукрашенный; фигура Христа относительно невелика; поза как в иконе Благовещенского собора, однако ракурс менее резок; правой рукой Христос как бы благословляет Евангелие. Таким образом, черты обеих более ранних прославленных икон здесь сочетаются.

24 История иконы изложена в надписи на полях, повторяющей, видимо, более ранний текст. Надпись, в свою очередь, приведена в Описи Успенского собора 1701 г. См.:

Датировка и атрибуция.

Икона не исследована, в литературе имеются лишь упоминания о ней. В древних описях Успенского собора (изданы в 1876 г.), как и в ранних описаниях собора (например, А. Г. Левшин [1783]), отмечается серебряный оклад иконы, ныне не существующий. Начиная с И. М. Снегирева [1856] и Д. А. Ровинского ([1856], [1903]) икона приписывается «новгородскому письму». Г. Истомин [1888] сообщает легенду о привозе иконы из Новгорода при Василии III и московском митрополите Варлааме, который сам приписал фигуру своего патрона Варлаама Хутынского. В основе этой легенды — явная путаница двух «Спасов на престоле» Успенского собора — с припадающим Киприаном (привезен из Владимира при московском митрополите Варлааме в 1518 г.) и с припадающим Варлаамом Хутынским (привезен, как мы предполагаем, из Новгорода в XVI в.). Такая же путаница — в альбоме «Большой Успенский собор в Москве» [1896]. В. Г. Брюсова и Я. Н. Щапов [1971] указывают время привоза «Спаса» с Варлаамом Хутынским — 1511–1512 гг., не ссылаясь на источник.

В пользу новгородского происхождения «Спаса на престоле» говорит прежде всего его иконографический извод, восходящий к «Спасу царя Мануила» из Софийского собора (см. выше, раздел «Иконография»). Важным доказательством является и то обстоятельство, что на иконе у ног Спаса было написано изображение Варлаама Хутынского, новгородского святого. Поскольку после удаления этой фигуры при реставрации под ней открылся очень тщательно исполненный орнамент престола, возникают сомнения в том, что фигура Варлаама была на иконе первоначально. Но даже если фигура Варлаама была исполнена позже первоначальной живописи, не в Новгороде, а уже в Москве, то это было сделано, вероятно, как бы в память о привозе иконы из Новгорода.

Когда «Спас на престоле» попал из Новгорода в Москву? Скорее всего, это произошло в XVI в., когда в Москву были вывезены многие древние новгородские произведения (подробнее о вывозах см. кат. № 5, «Датировка и атрибуция»). Предположение косвенно подтверждается тем, что именно в XVI в. появляются многочисленные реплики со всех трех новгородских «Спасов на престоле», оказавшихся в Московском Кремле: со «Спаса царя Мануила», «Спаса» из Благовещенского собора и «Спаса» с Варлаамом Хутынским — издаваемого.

Лик Спаса по типу, колориту, живописным приемам близок к ликам в новгородских иконах последней четверти XIV в, — «Борисе и Глебе» на конях (Новгородский музей) и особенно в «Благовещении» с Феодором Тироном. Обобщенность контуров и смягченное выражение лика позволяют предположить несколько более позднее время создания «Спаса на престоле» — конец XIV — начало XV в.

Таким образом, издаваемый «Спас на престоле» восходит к очень древней иконографической традиции, имеющей византийские истоки, укоренившейся в Новгороде уже в XI в. и отразившей важную для ранней новгородской культуры идею проповеди евангельского учения. Икона московского Успенского собора является новым свидетельством отражения древних местных традиций в новгородской культуре XIV — начала XV в.

Литература.

Источник

Спас на престоле, с избранными святыми

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XIII — начало XIV вв.

¦ 14. Спас на престоле, с избранными святыми на полях.

XIII век. Новгородская школа.

Доска липовая, шпонки сквозные, врезные, на деревянных гвоздях, третья шпонка набивная по верхнему торцу. На нижнем поле видны отверстия от гвоздей утраченной набивной шпонки. Левкас, яичная темпера. 106×73.

Происходит из г. Крестцы близ Новгорода.

Собр. А. И. Анисимова.

Поступила в 1931 году. [22938]
¦

¦ 3. Спас на престоле, с избранными святыми на полях
(илл. стр. 43, 44, 46, 270, 271)

ГТГ, инв. 22938.
Вторая половина XIII в.
106 × 73.

Происхождение. Из поселка Крестцы, Новгородской области. Находилась в собрании А. И. Анисимова, (в описи этого собрания 1919 г. икона еще не названа). В 1931 г. поступила в ГТГ.

Раскрыта, очевидно, до поступления в ГТГ (точных сведений не имеется). При подготовке архивного наследия А. И. Анисимова к изданию Г. И. Вздорнову не удалось обнаружить там сведений о раскрытии «Спаса на престоле».

Доска липовая из трех частей, с двумя тыльными накладными шпонками и сохранившейся лишь вверху торцовой (на ней по коричневому фону орнамент из желтых кружков). Нижняя торцовая шпонка утрачена. Ковчег, паволока.

Сохранность. Многочисленные потертости красочного слоя частично тонированы при раскрытии. На гиматии Христа осталось много нетонированных мелких утрат. По нижнему краю тянется вставка позднего грунта с грубой реставрационной заделкой (синие, зеленые, коричневые пятна). Вверху по трещине досок — утраты грунта и выщербины доски (пострадало изображение головы архангела Михаила).

Описание.

Хитон Христа светло-коричневый, с розоватым оттенком; клав, поручи и оплечье желтые, гиматий сине-зеленый, мутноватого оттенка (типа земляной зелени). Нимб желтый, с синим перекрестием, обведенным белилами и украшенным красными «камнями».

Престол желтый, с окаймлениями из «жемчугов» и камней; на седалище киноварная подушка, поверх которой изображена накинутая белая ткань. Боковины и верхняя планка спинки слегка изогнуты. Подножие овальное киноварное. Весь престол, кроме подушки и подножия, густо покрыт черным орнаментом в виде изгибающихся стеблей и спиралей с завитками (такой же орнамент умеренно использован в украшениях одежд Христа — поруч хитона — и святых на полях).

На фоне средника, по сторонам нимба — крупные концентрические круги (белые с синей серединой) с белильными буквами: IC ХС.

Поля белые. На верхнем — «Этимасия» и полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. На боковых изображены стоящие святые: на левом Георгий, Климент и Илья Пророк, на правом Димитрий, Ипатий и Никола. На нижнем поле погрудные изображения Флора, Власия и Лавра. Георгий и Димитрий представлены воинами и мучениками: в пластинчатых доспехах и плащах, с крестами и мечами в руках. Климент, Ипатий и Никола — в святительских одеждах — в фелонях с омофорами; правой рукой они благословляют, на левой держат Евангелия. Илья — в хитоне и милоти, со свитком. У Флора и Лавра показаны красные плащи, у Власия белый святительский омофор.

Очертания фигур и драпировок обведены широким черным или темно-коричневым контуром. В среднике тени на хитоне переданы густо положенной краской того же тона, а блики — растушеванными пятнами белил. В одеждах фигур на полях тени и блики встречаются очень редко.

Лик Христа в среднике исполнен желтовато-розовой охрой, поверх которой лежат зеленоватые и красноватые тени, румянец щек и белильные блики (в виде тонких длинных линий, под глазами располагающихся веером); черты лика обведены густым черным контуром. Лики святых на полях имеют более обобщенный, схематичный рисунок и написаны плоскостнее: по светлой желтой охре — черные контуры черт, мазки красноватых теней и белильных бликов. Волосы Христа и юных святых — коричневые, старцев — санкирного оттенка, с графически прорисованными прядями. Нимбы желтые, обведенные черным контуром. По лузге — коричневая рамка.

Краски немногочисленные: кроме белил и черной, это киноварь, сине-зеленая (типа земляной), желтая (охра), светло-коричневая розоватого оттенка, коричневая. Краски жидкие, грубо тертые, лежат тонким, местами прозрачным слоем.

Надписи па полях черной краской, уставом. У фигур верхнего поля:

У фигур на боковых полях:

на нижнем поле:

Иконография.

Фигура Христа.

1 Об иконографии Христа см.:

2 См., напр., изображения Христа на синайских темплонах — эпистилиях XII в. (G. et М. Sotiriou. Icones du Mont Sinaї, I. Athenes, 1956, fig. 95–96, 57–61, 103–111).

3 Напр., роспись Чарикли килисе (Гереме, капелла 22) в Каппадокии (М. Restle. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien, Bd. II. Recklinghausen, 1967, Taf. 196). Здесь совпадают и форма трона и тип седалища с белым покрывалом.

Иконографическую и композиционную близость к изображению на новгородской иконе обнаруживает мраморный рельеф в Сан Марко в Венеции, исполненный около 1230 г. и восходящий к византийским комниновским традициям конца XII в. 4 (ср. сходный рисунок фигуры и драпировок; разница состоит в форме трона и в том, что в рельефе Евангелие закрыто; илл. стр. 162).

4 О. Demus. The Church of San Marco in Venice. History. Architecture. Sculpture. Washington, 1960, fig. 44.

Изображения на полях.

5 Об изображениях «Этимасии» см.: Th. von Bogyay. Hetoimasia.— K. Wessel, M. Restle. Op. cit., Bd. II, Lief. 16. Stuttgart, 1971, Sp. 1189–1202 (с подробной библиографией).

8 Там же, стр. 34, прим. 3.

9 Сергий, архим. Указ. соч., отд. I, стр. 20; отд. II, стр. 27–28.

10 Г. И. Вздорнов. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (в печати).

15 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года. — В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, стр. 188.

16 Его же [6], стр. 83, табл. 64а.

18 «Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Филимонова». М., 1874, стр. 200.

Изображения Ипатия в XII–XIV в. почти так же часты, как и Климента:

Они известны и в новгородской пластике:

26 Н. Г. Порфиридов. Об одной группе древнерусских медных литых изделий. — «Сообщения ГРМ», вып. VI. Л., 1959, стр. 52, 54–55. Автор относит изготовление образцов этого типа к XIV–XV вв.

27 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года, стр. 188.

В издаваемой иконе фигуры Климента и Ипатия скоординированы, они «парные». Климент чаще изображался не с Ипатием, а с Николой (вспомним о сходстве их культа):

Но встречается и сочетание Климента с Ипатием:

Изображения этой пары святителей есть в XIII в. и в Суздале —

но в Новгороде мы их встречаем чаще. Скорее всего, их почитание имело не аграрно-хозяйственный, а более широкий оттенок и держалось в Новгороде несколько дольше в силу традиционности местных верований. В XV в. изображения Климента и Ипатия встречаются уже редко, причем главным образом в провинциальных произведениях.

33 Г. И. Вздорнов. Вологда. Л., 1972, илл. 29.

34 А. Н. Овчинников. Суздальские златые врата. — «Сокровища Суздаля». Сост. С. Ямщиков. М., 1970, стр. 153. Подробно о суздальских вратах и их иконографии см.: Г. К. Вагнер. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век., М., 1975, стр. 97–142 (глава «Декоративная система «золотых» дверей суздальского собора и вопрос об их датировке»), особенно прим. 44 на стр. 172–173.

Сочетание этих же двух персонажей встречается и в псковской живописи, например

36 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [14], I, № 29, илл. 48.

37 Там же, № 49, илл. 59.

38 В. Н. Лазарев [6], табл. 89б.

39 Э. С. Смирнова. Живопись древней Руси. (Находки и открытия). Л., 1970, табл. 8.

40 В. Н. Лазарев [6], табл. 37а.

41 А. Косцова. Беломорская и северодвинская экспедиции. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», вып. XVII. Л., 1960, стр. 74, 76.

42 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [14], I, № 34, илл. 52.

43 Э. С. Смирнова. Указ. соч., илл. 19.

Очевидно, идея сравнения Ильи и Николы, аналогии между ними пришла из Византии на Русь. Утратив свою литературно-аллегорическую основу, она отразилась в составе избранных святых и на редкость долго (по XV в.) держалась в новгородской иконографии.

45 H. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. — «Известия ГАИМК», т. XI, вып. 10. Л., 1932, стр. 21–23.

В целом следует отметить, что состав святых на полях в издаваемой иконе обусловлен общеновгородскими верованиями и не является лично-патрональным (как это было, например, в иконе Николы из Духова монастыря, см. кат. № 1, где многие святые изображены, очевидно, как соименные заказчикам и членам их семей).

О необычной «вилкообразной» (в виде буквы «Y») форме омофора у святителей см. кат. № 2. Эта особенность встречается также в иконах: кат. № 4 и 13.

Датировка и атрибуция.

Выставки.

47 Сведения об этом см.: В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [14].

Литература.

Детали
[A] Христос[B] Власий[C] Ипатий[D] Георгий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *