икона спас недреманное око
Икона Богородицы «Недремлющее Око»
Празднование
История
В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.
Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».
Спас «Недреманное Око»
Школа или худ. центр: Москва
¦ 12. Спас Недреманное Око
Середина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 34,5 × 26,5
Оклад
Середина XVI века. Москва
Серебро; басма, золочение, канфарение
Происходит из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря 1
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-786/1-2
1 Соловецкий монастырь расположен на нескольких островах Белого моря. В первой трети XV в. здесь поселились первые монахи-отшельники Савватий и Герман, а немного позднее возник монастырь, первым игуменом и строителем которого стал старец Зосима. Расцвет строительной, хозяйственной и художественной деятельности монастыря приходится на XVI в. В это время в монастыре уже существуют собственные иконописные мастерские, объединяющие выходцев из разных художественных центров; сюда поступают многочисленные вклады из Москвы, Новгорода и других крупных центров России.
В кремлевский музей икона вместе со многими другими памятниками была привезена в 1923 г. Н. Н. Померанцевым после закрытия монастыря.
В центре композиции изображен Христос-отрок, возлежащий на красном ложе, которое расположено на верху горы. Поза его символизирует сон, но глаза открыты. Изголовье ложа венчает дерево с широкой кроной, а тонко прорисованные травы и цветы на белом фоне за ним представляют рай. По сторонам от ложа стоят Богоматерь и ангел, держащий в правой руке Голгофский Крест, а в левой — сухую ветвь с цветком на конце. Еще один ангел подлетает к Христу с рипидой, увенчанной изображением херувима.
Источником создания этой сложной композиции были тексты Псалтири и других библейских книг, вдохновлявшие церковных гимнографов. Наиболее ранние изображения датируются XI–XII веками. Наименование композиции в русской живописи указывает на то, что это образ Бога, наблюдающего за миром и хранящего свой народ: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля» ( ); «. Он слышит меня со святой горы Своей» ( ). Не случайно такие изображения имеют охранительный характер, и в монументальной живописи они чаще всего располагаются над входом в храм.
Покоящийся на ложе Христос изображен спящим и бодрствующим, что символизирует двуединство его человеческой и божественной природы. «Аще и мертв виден был еси, но живый яко Бог возводиши от земли к небесным оттуда падшия, Иисусе» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии первой). Известно, что с открытыми глазами Христос изображался в сценах «Распятия» еще в IX–X веках. Заимствованный из Физиолога образ льва, спящего с открытыми глазами, и льва, который рождается мертвым, а затем воскресает, мы находим в Службе Великой субботы, где умирающий и воскресающий Христос сравнивается со львом: «Якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв восставши, отложив старость плотскую» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии первой). Вместе с тем в Библии «молодым львом» именуется праотец Иуда, земной предок Христа: «Молодой лев Иуда с добычи, сын мой поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» ( ). Этот текст читается на великом повечерии Входа в Иерусалим, которое служит введением к службе Страстного цикла. Таким образом, эта сложная композиция в первую очередь посвящена осмыслению смертной жертвы Христа, но она прообразует и ее священное повторение, совершаемое в храме.
Икона Божией Матери «Недремлющее Око»
Икона Божией Матери «Недремлющее Око», иначе называемая еще «Недреманное Око Спасово», имеет древнее происхождение и встречалась еще на византийских фресках, в России такой образ появился примерно в XIV веке. Название иконы имеет символическое значение. Оно указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.
Иконография: В основе иконографии, которая по-гречески называется Анапесон или Возлежащий, лежит библейское повествование о том, что отрок Иисус Христос по пути из Иерусалима в Назарет прилег отдохнуть. На иконе юный Иисус возлежит на красном ложе.
Богоматерь, по обычаю всех матерей, оберегает Его сон. В это время ангелы предвозвестили Ей крестные страдания Сына. С грустью, любовью и болью взирает Пресвятая Богородица на Божественного Сына.
Недремлющее око Матери и Недремлющее око Сына… Мать, зная, что ждет Сына, покоряется воле Божией, но страдание терзает Ее душу. Сын, в преддверии Своих крестных мук и Божественного предназначения, как-будто спит, но все видит. «Аз сплю, а сердце Мое (любовь Моя к вам) бдит» из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5,2).
Справа стоит ангел с орудиями страстей: крест, копье и трость с губкою. Над Божественным Отроком парит еще ангел, осеняя Его рипидою.
По своей духовной наполненности икона глубока и уникальна. Пресвятая Богородица молит Его, постоянно бдящего, защитить грешной род человеческий от всяких бед; от нас самих, от нашей собственной духовной слепоты и греховности; от искушений, уводящих с праведного пути. Ведь мы забываем о Недремлющем оке Божием, о том, что Господь Всемогущ и Всеведущ.
Распростертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхарестический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой.
Поверх мафория Божией Матери накинут красный плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат символизирует покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств. Алый цвет означает также Воскресение.
Списки иконы: Этот список иконы Божией Матери «Недремлющее Око» находился в городе Угличе Ярославской губернии в Богоявленской часовне Богоявленского женского монастыря, куда был пожертвован в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой.
Лебедева сообщила, что икона очень древняя и прославлена многими исцелениями, поэтому издавна почиталась как чудотворная. К сожалению, в годы революционного лихолетья, часовня была разграблена, икона исчезла.
В настоящее время в монастырской Смоленской церкви находится чтимый список чудотворной иконы. Высота иконы 1 аршин с 1 вершком, а ширина 3 / 4 аршина. Написана икона на деревянной доске.
В Рыбинске, в храме Богоявления, находилась древняя икона Божией Матери «Недремлющее Око», пожертвованная дочерью известного в Ярославской епархии проповедника протоиерея Родиона Тимофеевича Путятина.
После закрытия храма она была спасена и сохранена верующими и передана в 1999 году в Спасо — Преображенский собор города Рыбинска, где и находится в настоящее время.
На иконе поясное изображение Пресвятой Богородицы, на руках Которой спит Богомладенец, одетый в белую рубашку. Очи Богоматери полузакрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Пресвятая Богородица сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета.
Глава Богоматери покрыта белым покрывалом, из-под которого видны волосы. Пречистое лицо Пресвятой Богородицы и печальный взор пронзают сердце. Левая рука Божией Матери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая — спящего Младенца.
Глаза Предвечного Младенца закрыты. Глава Его обращена в правую сторону. Правая рука покоится на правой руке Богоматери, левая — на согнутом колене Его левой ноги. Икона размером 1 аршин высотой и 10 вершков шириной. Она написана на полотне, наклеенном на деревянную доску, итальянской живописи.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об освобождении от тяжкого сна греховного, при бессоннице детей.
Празднование: 29 мая / 11 июня
О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец
Икона божией матери недремлющее око ч. 1
11 июня 2010 года (29 мая по ст. стилю) Русская православная церковь Московского Патриархата официально почитает одну из своих святынь «Икону Божией Матери «Недремлющее Око».
Если посмотреть информацию об этой иконе на сайте (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1172.htm), то там можно прочесть следующее:
«Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске.
Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование «Недремлющее Око» усвоено иконе в связи с надписью под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн. 5, 2)».
И тут же «богословские историки» добавляют, что мол… «известен и другой древний чудотворный образ Божией Матери «Недремлющее Око», находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.
Эта икона была пожертвована монастырю в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой.
По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями».
Поэтому у нас появляется и первая дилемма.
Какой же, из двух образов, является первоначальным, а какой «списком» то есть копией?
И как вообще в той, старой России возник культ почитания этой иконы?
Во первых потому как города Рыбинск и Углич, это даже не только не соседские города, а в масштабах истории России, это как бы две исторические противоположности.
Во вторых с самим понятием иконописного образа «Недремлющее око», как то не сложилось в РПЦ МП.
Потому как есть еще и иконы с очень сходным названием. «Спас. Недремлющее око».
Все это, безусловно, вносит сумятицу в умы верующих, но и дает «шанс» историкам внести ясность в этот вопрос.
Поэтому последуем по пути указанному нам на сайте «Православие. ру» и отправимся в славный, но, увы, ныне совершено забытый старинный, а я бы и добавил исконно русский город Рыбинск.
Ну, а какое же путешествие без карт и путеводителя?
Тем более по такому сложному маршруте и еще боле сложному вопросу как появления в Рыбинске «чудотворной иконы Божией Матери».
А в качестве путеводителя, мы возьмем в дорогу книгу Е. Поселянина. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери!!
Очень занимательная книга, да вот название настораживает.
Слово «сказание» и «история» как-то мало друг с другом совместимы?
Но, давайте посмотрим, что собрал для нас о предмете нашего исследования, уважаемый в РПЦ МП популяризатор церковной истории.
Да и важное замечание! Мы читаем все не просто так. Мы с вами уважаемый читатель попытаемся все перепроверить! Итак….
Икона «Недремлющее око»
Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью.
Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной.
Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью.
Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу.
Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз.
Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами.
Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.
Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери:
«О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».
Как видим информация Е.Поселянина немного дополняет ту информацию, что мы узнали на сайте «Православие.ру».
Но далее Е. Поселянин дает информацию и об иконах с очень сходным названием.
А именно об Иконе «Недреманное око. Спасово»
«Кроме двух указанных икон, именующихся «Недремлющее око», существуют еще символические изображения Богоматери с названием «Недреманное око Спасово». Известны два таких изображения.
На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре.
К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке.
Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою.
(Справка: Рипи;да, рипи;ды (греч. ;;;;;;;; — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.
Рипиды употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях говорится, что два диакона должны держать их с обеих сторонпрестола. По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.
Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе залитургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившегоархиерея.
«На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку.
Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость.
Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой».
Как видим вопрос о происхождении иконы «Недремлющее око» не так прост, как может показаться при первом рассмотрении этого вопроса.
Для жителей Москвы и ее окрестностей вдруг решивших, на выходные, внезапно совершить путешествие в город Рыбинск и лично приложится к иконе «Недремлющее око», сообщаю, что туда не так вот просто и попасть.
Пассажирский поезд из Рыбинска следует до Москвы 3 раза в неделю через малонаселённые районы Ярославской и Тверской областей, через станции Сонково и Савёлово.
Кроме этого, через Рыбинск следуют пассажирские поезда из Самары,Иванова на Санкт-Петербург.
Других пассажирских поездов дальнего следования через Рыбинск не ходит.
Пригородным железнодорожным сообщением и автомобильными дорогами Рыбинск связан с Ярославлем, и путь с пересадкой в Ярославле часто оказывается быстрее.
Для тех же из читателей которые никогда не бывали и вероятно никогда и не будут в Рыбинске тем не менее могут представить себе населения этого городка, по составу популярной российской группы «Чё те надо?» (первый состав группы «Балаган Лимитед») была создана в мае 1996 года в городе Рыбинске!
Ну, а мы, переходя к официальной характеристике города должны отметить, что, ныне Рыбинск — город в Ярославской области России.
Сам город расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи в равнинной, часто заболоченной, местности. Через него проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги.
Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка.
Устье реки Шексны — левого притока Волги, как и другие левобережные районы, вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.
В историческом центре города найдена стоянка каменного века, что позволяет говорить, что люди здесь жили «всегда».
Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна.
В 1137 году под именем Рыбинску поминается в уставе Новгородского князя Святослава Ольговича.
В 1504 году упоминается уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III, в это время и позднее принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой.
Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей.
В 1777 году она, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск.
После переноса российской столицы Петром Первым в Петербург, г. Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках.
Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги.
Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой.
В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а в с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы.
Далее грузы следовали во все концы России и за границу.
В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн. т на сумму около 75 миллионов рублей.
Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива.
В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей.
Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и грузчиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей.
И тут автор предлагает небольшую задачку.
Давайте посчитаем, какое же количество бурлаков должно было быть нанято, чтобы доставить следующий груз.
Плечами, грудью и спиной
Тянул он барку бечевой,
Полдневный зной его палил,
И пот с него ручьями лил.
И падал он, и вновь вставал,
Хрипя, “Дубинушку” стонал;
До места барку дотянул
И богатырским сном уснул
И, в бане смыв поутру пот,
Беспечно пристанью идет.
Зашиты в пояс три рубля.
Остатком – медью – шевеля,
Подумал миг, зашел в кабак
И молча кинул на верстак
Трудом добытые гроши
И, выпив, крякнул от души,
Перекрестил на церковь грудь:
Пора и в путь! пора и в путь!
Он бодро шел, жевал калач,
В подарок нес жене кумач,
Сестре платок, а для детей
В сусальном золоте коней.
Он шел домой – неблизкий путь,
Дай бог дойти и отдохнуть!
Дети рыбинского купца Жилова (фотография)
Все редкие фото к этой части находятся здесь! Настоятельно рекомендую посмотреть!
Икона спас недреманное око
Календарь Молитвослов Библия
Икона «Недремлющее Око» празднование ( 29 мая / 11 июня)
Икона «Недремлющее Око» празднование ( 29 мая / 11 июня)
Другое название иконы «Спас Недремлющее Око». Икона «Недреманное Око» основана на благочестивой легенде, по которой Христос-отрок на пути из Иерусалима в Назарет прилег отдохнуть. Богоматерь оберегала Его сон, и в это время ангелы предвозвестили Ей крестное страдание Христа. По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями. Перед образом также обращаются к Богородице при бессоннице детей.
Молитва пред иконою «Недремлющее Око»:
О, Пресвятая и Преблагая Владычице Богородице, чистейшая Святаго Духа приемнице и непорочное Слова Божия святилище! Радуйся, яко Ты еси радость ангелом и человеком, Сладчайшего бо Иисуса Христа нашествием Духа Святаго родила еси плотию, и яко Младенца Того пеленами повила еси, яко возлюбленного Сына млеком питала еси и обнимающи лобзала еси. Молим тя, Великая Владычице: не отрини раб Твоих, сему чудотворному образу предстоящих и всю надежду свою по Бозе на Тя возложивших: Ты бо еси надежда и прибежище наше, жизнь и заступление наше, крепость наша и отрада. Умоли возлюбленного Сына Твоего, еже сохранитися отечеству нашему и всякой стране христианстей в мире и безмятежии и утвердитися державе Российстей, соблюдатися же непоколебимой Святей Православней Церкви нашей, неверию искоренитися, ересем и расколом упразднитися, пастырем нашим в ревности укрепитися, еже право правити слово истины. Паки умоли, Госпоже, возлюбленного Сына Твоего, да избавит всех нас от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет нам тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное спасение, да умирит страждущая сердца наша и да исцелит сердечные скорби, да вразумит нас на добрая дела, да очистит умы от помыслов суетных и наставит к исполнению заповедей Своих, и от вечныя муки да избавит, да дарует нам Небесное Царствие, в нем же возвеличим Тя, Преславную Владычицу нашу, и прославим пречестное и великолепное Имя Великаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и в бесконечныя веки веков.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Её иконою «Недремлющее Око»:
О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша, яко Человеколюбец. Аминь.
Величание :
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Молитва Господу нашему Иисусу Христу
Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконография
Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».