икона спас в силах андрея рублева
Икона спас в силах андрея рублева
Новые участники
Дни рождения
Именинники
Дневники
СПАС В СИЛАХ
Georgios Katimertzoglou. Греция
фреска
ГОСПОДЬ В СИЛАХ
центр.Россия,первая половина XIXв., 53х44 см.
Частное собрание, Англия.
Последняя четверть XVII века. Кострома.
Дерево, левкас, темпера.
СПАС В СИЛАХ
Из деисусного чина
1660-е годы. Москва.
Дерево, левкас, темпера; ковчег.
132,5х95,3 см.
ЦАК МПДА
Происходит из разрушенного в 30-е годы прошлого века храма Харитона Исповедника в Огородниках в Москве.
Церковь впервые упоминается в документах в 1618 г. В 1652-1662 гг. церковь Харитона Исповедника перестроили, посвятив ее «Пресвятые Богородицы владимирские» и устроив придел «подъ колоколы во имя преподобного отца нашего Харитона исповедника». При ликвидации храма церковное убранство было частично уничтожено, а частично, со временем, оказалось в Покровской Академической церкви в Московской Духовной Академии. Документы поступления икон в ЦАК отсутствуют.
СПАС В СИЛАХ
1497 год
иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
СПАС В СИЛАХ
ИКОНОСТАС
СПАС В СИЛАХ
Россия, начало XIX в., яичная темпера, дерево.
собрание Британского музея.
СПАС В СИЛАХ Россия, 1800-1835.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 26 x 18 см.
Частное собрание, Германия
Середина XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Андрей Рублев. Московская школа. Государственная Третьяковская Галерея. 10-е годы XV века. 18 x 16 см
Москва 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. Дерево, левкас, темпера. 189 × 136 см.
Тверь. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская Галлерея. Липа, паволока, левкас, темпера. 116 х 84 см.
Середина XVI века. Костромские земли. Дерево, левкас, темпера. 96Х77,8 см.
Московская школа. Андрей Рублёв. 10-е годы XV века.
Дерево, левкас, темпера. 18 x 16 см.
Вологда, XVI век. Дерево, левкас, темпера. 72.8 x 114.8 см.
1500. Дионисий. Центральная икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Государственная Третьяковская Галерея
1408. Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире. Третьяковская галерея, Москва. Доски липовые, паволока, левкас, темпера. 314 х 220 см
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.
По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.
Икона спас в силах андрея рублева
Новые участники
Дни рождения
Именинники
Дневники
СПАС В СИЛАХ
Georgios Katimertzoglou. Греция
фреска
ГОСПОДЬ В СИЛАХ
центр.Россия,первая половина XIXв., 53х44 см.
Частное собрание, Англия.
Последняя четверть XVII века. Кострома.
Дерево, левкас, темпера.
СПАС В СИЛАХ
Из деисусного чина
1660-е годы. Москва.
Дерево, левкас, темпера; ковчег.
132,5х95,3 см.
ЦАК МПДА
Происходит из разрушенного в 30-е годы прошлого века храма Харитона Исповедника в Огородниках в Москве.
Церковь впервые упоминается в документах в 1618 г. В 1652-1662 гг. церковь Харитона Исповедника перестроили, посвятив ее «Пресвятые Богородицы владимирские» и устроив придел «подъ колоколы во имя преподобного отца нашего Харитона исповедника». При ликвидации храма церковное убранство было частично уничтожено, а частично, со временем, оказалось в Покровской Академической церкви в Московской Духовной Академии. Документы поступления икон в ЦАК отсутствуют.
СПАС В СИЛАХ
1497 год
иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
СПАС В СИЛАХ
ИКОНОСТАС
СПАС В СИЛАХ
Россия, начало XIX в., яичная темпера, дерево.
собрание Британского музея.
СПАС В СИЛАХ Россия, 1800-1835.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 26 x 18 см.
Частное собрание, Германия
Середина XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Андрей Рублев. Московская школа. Государственная Третьяковская Галерея. 10-е годы XV века. 18 x 16 см
Москва 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. Дерево, левкас, темпера. 189 × 136 см.
Тверь. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская Галлерея. Липа, паволока, левкас, темпера. 116 х 84 см.
Середина XVI века. Костромские земли. Дерево, левкас, темпера. 96Х77,8 см.
Московская школа. Андрей Рублёв. 10-е годы XV века.
Дерево, левкас, темпера. 18 x 16 см.
Вологда, XVI век. Дерево, левкас, темпера. 72.8 x 114.8 см.
1500. Дионисий. Центральная икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Государственная Третьяковская Галерея
1408. Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире. Третьяковская галерея, Москва. Доски липовые, паволока, левкас, темпера. 314 х 220 см
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.
По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.
Икона «Спас в силах» — описание святого лика
Икона «Спас в силе» присутствует в каждом храме. Она располагается в центральной части иконостаса. Имеет особое значение и важность среди людей, которые верят в Бога. Икона «Спас в силе» включает в себя все важные события, которые присутствуют в Христианстве. Они изображены таким образом, каким представляли их пророки. Ниже будет рассмотрено значение данного образа.
История образа
Достоверного портрета Иисуса Христа не существует, но уже в первые века существования христианства люди пытались нарисовать на досках или бумаге Спасителя.
В римских катакомбах были найдены множественные фрески, на которых нарисован восседающий на троне Спаситель. Самое древнее на сегодняшний день изображение Христа — это Синайская икона 4 века н.э., которая хранилась в монастыре святой Екатерины.
Аналог «Спаса в Силах» впервые появляется в IV-V веке н.э., а окончательно данный иконографический тип сложился в 14-15 вв. Христос представлен на нем как Пантократор — Царь Неба и Земли.
Именно так представляли Его иконописцы, когда читали Откровение и размышляли над Апокалипсисом. Считается, что впервые художники нарисовали Его таким после прочтения книги пророка Иезекииля, который описывает картины Страшного Суда.
Описание и значение святого образа
Иисус Христос чаще всего изображается как добрый пастырь, который спасает овец, но христиане порой забывают, что Мессия — часть Троицы и Он также будет судить людей в конце времени. Поэтому важно регулярно вспоминать таким Мессию, чтобы иметь правильное представление о Нем. На сегодняшний день самая известная икона «Спас в Силах» принадлежит кисти Андрея Рублева.
Самим наименованием образа “Спас в силах” выражена богословская концепция – явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: “Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа”. Явление Божьей славы передается на иконе в виде символических фигур – геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.
В центре – Христос, восседающий на престоле. Красный цвет символизирует огненную природу божества (“Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий”. (Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2). Одежды золотого цвета – символизируют сияние славы, белые – чистоту и непорочность Спасителя как жертвенного Агнца.
Фон иконы заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал), и красный квадрат (ромб). Сочетание красного и синего символизирует соединение во Христе божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.
На ней изображен восседающий на троне Христос, Его ноги при этом стоят на специальном возвышении, а левая рука держит раскрытую книгу. Правой рукой Мессия благословляет всех людей, вокруг трона можно увидеть все небесные силы: войско ангелов, чьи лики окружены белоснежными крыльями. Считается, что именно рисунок небесного воинства вокруг Христа дало название образу.
Отличительная черта данной иконы состоит в том, что она имеет очень сложную символику, в отличии от остальной иконописи Пантократора. Само изображение состоит из нескольких важных элементов:
Икона «Спас в силе» имеет несколько важных элементов:
Значение иконы «Спас в силах» заключается в сочетании геометрических фигур, на фоне которых изображен Христос, которые трактуют, как знамение наличия у Сына Господа и человеческих и божественных качеств. Этот образ Спасителя является изображенным библейским трактатом о Втором Пришествии Сына Божьего, который исполнит волю Господа и соединит все небесное и земное воедино.
Почему образ в центре иконостаса
Иконостасом называют перегородку между стенами перед алтарем, которая является центральной частью интерьера. Она состоит из нескольких рядов образов (от 1 ряда до 5) и приковывает к себе взгляды всех молящихся, закрывая от них же алтарь. Размещение иконостаса таким образом является ветхозаветной традицией, это некое подобие иудейской завесы в храме, которая скрывала Святое Святых.
Изначально иконостас включал в себя 12 образов, которые символизировали апостолов, а наверху располагался крест. Позже крест был заменен иконами с изображением Христа, к которому стали возносить молитвы. Ряд с иконами, на которых был Мессия, стал главным (деисусным) и традиционно располагался по центру.
С появлением «Спаса в Силах» началось развитие древнерусского иконостаса, куда включили праздничные образы (на них изображены христианские праздники), пророческие и праотеческие.
По замыслу духовенства весь иконостас должен был картиной истории человечества, поэтому там было запечатлено ожидание Мессии, Его Распятие и Страшный Суд, который грядет. Именно поэтому икона со Христом должна всегда располагаться в центре иконостаса, будь он в храме или дома в красном уголке.
В чем помогает икона
Икона Спас в силах помогает всем верующим и предоставляет защиту от нечистых сил каждому молящемуся.
Люди воздают молитвы перед образом во время различных бед таких как:
• страшные недуги;
• сложные мирские ситуации;
• утрата любимых людей.
Помимо этого, обращаться к Всевышнему вы можете с целью защиты от душевных и физических потрясений, а также для обретения душевной гармонии.
Данная икона является действенным средством защиты от влияния на людей дьявольских сил, прегрешений и осуществления опрометчивых и опасных деяний.
Перед этим образом люди молятся о:
• наступлении мира в семье;
• счастье;
• гармонии;
• а еще о терпеливости и понимании своих родственников.
Святой образ сохранит от рискованных, необдуманных поступков и грехопадения, поможет в сложных жизненных ситуациях, особенно при потере родного человека или обнаружении тяжелого заболевания.
Икона поддержит во времена психических расстройств и нестабильного эмоционального фона, чтобы уберечь от глупостей и посодействовать выздоровлению. Также Спас в силе славится своими способностями дарования человеку семейного благополучия, взаимопонимания и любви.
Молитва иконе «Спас в силах»
Молиться перед этой святыней нужно во время празднования Спаса в августе. Кроме того, вы можете возносить молитву молиться в период и иных великих христианских торжеств.
Верующие, которые посетили храм, должны знать, что они могут обращаться к Всевышнему в такой форме, которая им больше приходится по душе. Но Вы можете найти специальную молитву к лику и читать ее при молитвенном обращении к Господу.
Молитва иконе «Спас в силе» имеет следующий текст:
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Образ Сына Божьего помогает защитить себя от действий нечистой силы, грехопадения и совершения необдуманных и рискованных поступков. Возле этой иконы можно просить о благополучии в семье, любви, взаимопонимания, а также о возможности понимать и принимать близких людей такими, какие они есть.
День памяти иконы Спас в Силах
Чудодейственная икона «Спас в силах» чтится православными верующими в дни великих христианских праздников, и в особенности во время празднования Спаса: четырнадцатого, девятнадцатого и двадцать девятого августа.
В доме христианских верующих святые образы непременно должны размещаться в домашнем красном уголке. В случае, когда красный уголок не установлен в жилище, но все равно иконы не рекомендуют размещать возле иных предметов интерьера.
Не советуют ставить икону и на книжные шкафы, а также в стеклянные дверцы шкафчиков, возле косметических средств, сувениров, фотокарточек, картинами и иными деталями интерьера.
Святой лик не является «накопителем» божественной милости. Божественная милость опускается на просящих не от образа, а через него. Благодать даруется Господом тем людям, кто верит в Него.
Преклонение к иконе без настоящей веры в Господа, в его силы и с нечистыми помыслами лишено смысла. Но искренняя вера и надежда на поддержку дарят верующим избавление, помощь и благодать. Кроме того, нужно осознавать, что икона — это не талисман, который характерен язычеству. Она не избавляет чудесным образом от скандалов, бед, не представляет оберег от нечисти.
Христианская вера направляет людей по жизни Божиим Словом. Именно поэтому образам Иисуса отводят главнейшее место в церковном иконостасе и домашнем.