икона спас в терновом венце
Икона спас в терновом венце
Изображение «Спасителя в терновом венце» пришло в православную культуру из католичества.
В Европе оно было известно с XIII века, а в России этот образ встречается только в начале XVIII века. Анализируя сохранившиеся произведения, можно сказать, что распространение изображения Спаса в терновом венце в России получает во второй половине XIX века.
Большой интерес приставляет развитие иконографии этого сюжета от реалистических, почти эмоциональных портретов, до натуралистичных наивных изображений. Доподлинно известно, что в конце XIX столетия русская иконописная традиция была вытеснена западноевропейской живописью.
Евангельские сцены страстей Христовых наряду с библейскими сюжетами, например, становятся программными в Императорской академии художеств, ученики которой постоянно делали копии с работ европейских мастеров. История увенчания Спасителя терновым венцом становится необычайно популярной как в живописи, так и в иконописи. Христос изображался со следами мучительной боли во взоре, в приподнятой и чуть вскинутой голове. В более ранних православных иконах на первый план выходит торжество духа, побеждающего страх, а в западных произведениях акцент сделан на физической боли и телесных страданиях Спасителя.
Если лавровый венок символизирует победу и славу, то терновый венок воспринимается нашим сознанием как боль и терзание Христа. История этого сюжета основана на тексте Евангелиста Матвея. Он описывает сцену истязаний и насмешек над плененным Христом римскими воинами, когда они раздели его, дали в руку скипетр и возложили ему на голову терновый венец, провозгласив царем иудейским. Как оказалось, это была знаменитая шутовская игра римских солдат, своего рода забава.
Этот факт нашел свое исследовательское и научное подтверждение. Археологи нашли в Иерусалиме плиты с изображением этого представления, когда побежденного венчали на царство, а потом казнили. Терновый венец на голове Христа был насмешкой и тяжелой пыткой. Острые шипы терна бередили сосуды и раны, вызывая болезненное кровотечение, усиливая мучения.
В иконографии этого сюжета натурализм сводился к изображению Христа с подчеркнуто страдальческим ликом и каплями крови, струящимися из-под венка. Примером для русских мастеров служили западноевропейские образцы. В творчестве П. Рубенса тема Христа занимает важное место. Его знаменитый «Христос в темнице»- яркое свидетельство плодотворной работы над этой темой. Свой выразительный неповторимый образ создал итальянский живописец Гвидо Рени в XVII веке.
Одним из самых известных изображений «Спаса в терновом в венце» в России был образ, написанный архимандритом Антонием, русским миссионером в Палестине, в 1880-х годах. Русские художники-академисты нередко обращались к этой теме, пытаясь создать новую иконографию этого сюжета, среди них А. Иванов, Васнецов, М. Нестеров и многие другие.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ОБРАЗ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО) В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ ИЗ ЧАСОВНИ В ДОМИКЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Самой почитаемой в С.-Петербурге иконой с XVIII века был чудотворный образ Христа Спасителя (в терновом венце) из часовни в домике Императора Петра Великого на Петербургской Стороне.
Помещался он в бывшей столовой домика Петра I, самой первой постройки С.-Петербурга, возведенной всего за три дня 24-26 мая 1703 г., здесь царь жил последующие пять лет, до постройки Зимнего и Летнего дворцов.
Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.
Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья. несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.
По преданию, образ был привезен из Греции для царя Иоанна III и находился с ним в стоянии на Угре (1480). Более вероятно то, что икона, происходящая из палат русских царей в Московском Кремле, была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. К Петру I образ попал от фельдмаршала графа Ф.А. Головина и сопровождал царя в сражениях и военных походах, постоянно находясь в походной церкви. В день смерти царя образ Спасителя в терновом венце находился у его изголовья.
Особенной любовью пользовалась эта икона у школьников, кадетов и студентов всех учебных заведений столицы. Считалось, что молитва перед образом Спасителя помогает успешно сдавать экзамены. Накануне экзаменационных сессий многие родители лично возили в Домик Петра Великого своих нерадивых чад.
Пристань на перевозе у Летнего сада в народе так и называлась: «Пристань к Спасителю», а призывные выкрики вахтенного матроса: «К Спасителю за две копейки!» были слышны задолго до подхода к набережной.
В 1878 году в часовне был поставлен новый иконостас из бронзы, а старый отправлен в село Коробово Костромской губернии, на родину Ивана Сусанина.
В XIX в. икона стала одной из самых почитаемых в столице, и слова «идти или ехать к Спасителю» были понятны каждому петербуржцу.
Во время молебна перед образом, среди прочих, в часовне читалась молитва «Господи, щедрый и многомилостивый», написанная будущей Императрицей Елизаветой Петровной.
Перед ней, как святыней Дома Романовых, молились все русские Императоры.
Потомки бережно относились к этому старейшему в городе строению, и уже в 1723 году вокруг него был выстроен каменный футляр с галереей по проекту Д. Трезини. В 1784 году строение было возобновлено И. Б. Фоком. В 1844 году над домиком Петра I был выстроен новый шатер по проекту Р. И. Кузьмина (чтимый образ в это время находился во временной часовне). Перед домиком в 1874 был поставлен бюст Петра I работы П. П. Забелло. В 1889 футляр с западной стороны расширили пристройкой по проекту Н. М. Салько. Составленный в 1910 году А. И. фон Гогеном чертеж более обширного защитного шатра был отклонен.
Перед самой революцией и после нее в часовне служил бывший царский духовник протоиерей Николай Григорьевич Кедринский.
В 1917 году все ценности часовни были вывезены в Москву, а сама часовня национализирована. 23 января 1930 часовня, управляемая обновленцами, была закрыта властями и передана Музею революции.
где и пребывает поныне у правого клироса в центральном приделе.
информация с сайтов http://www.preobragensky.ru/content/sacr.html
http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/churches/chasovnyapetr/
Терновый венец Иисуса Христа: значение в христианстве
В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.
Терновый венец Иисуса Христа: значение и история
Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:
«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)
То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.
Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.
Где хранится терновый венец Иисуса Христа
Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.
До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.
Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.
Спаситель в терновом венце: икона
Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.
Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?
Терновый венец Иисуса Христа: значение в христианстве
Упоминания о терне в том или ином виде присутствуют в христианских писаниях, являясь символом опустошения, начиная с изгнания Адама из рая. Терновник символизировал опустошительные последствия божьего суда. Изгоняя за грех Адама и Еву из рая, Бог проклинает землю и говорит, обращаясь к Адаму: «только тернии и волчцы произрастит она тебе».
Терновый венец — символ величия и страдания
После приговора, вынесенного Иисусу в преддверии распятия, римские воины, исполняя указание Пилата, подвергли его избиению и унижению, по существовавшей тогда казарменной традиции, одели на голову Сына Божьего терновый венец, а в правую руку дали трость, с насмешкой став на колени и произнеся: «Радуйся Царь Иудейский». В то время величественным особами было принято носить трость и венки, но другие, из лавра.
Римские солдаты короновали Сына Божьего терновым венком, желая показать, что он обычный человек и проповеди его не заслуживают внимания. Но результат оказался противоположным, ожесточенные люди потребовали казни, крича: «нет у нас царя, кроме кесаря». Венец стал символом величия в результате страданий, в противовес лавровому являющемуся таковым в результате власти. Так Иисус Христос стал «Царем царей и Господом господствующих», в подтверждение своих слов: «Царствие Мое не от мира сего». Откр.19:16
История Тернового Венца
К сожалению, нет убедительных исторических фактов, о том, кто сохранил реликвию после Распятия. В начале 1000 годов Терновый венок, вместе с другими артефактами был перевезен в Константинополь из Иерусалима, где хранился до тех пор.
В 1024 году Константинополь был разграблен в результате 4-го крестового похода, среди вывезенных ценностей оказался и Терновый венец. Дальше его следы обнаружены в Венеции у купцов, к которым он попал в качестве залога.
В 1239 году был выкуплен Людовиком Святым за 135 тысяч ливров (что составляло половину тогдашнего годового бюджета королевства) и доставлен в Париж. Интересно, что венецианцы срезали 70 шипов венчавших святыню, и во Францию Венок уехал без них. Для хранения священных реликвий по указанию Людовика была построена особая церковь Сент–Шапель.
Во времена французской революции Париж полыхал в огне, сгорела и церковь Сент – Шапель. Спасенный венец был разделен на три части и перенесен в Национальную библиотеку, где временно хранился до возвращения церкви Наполеоном.
В 1806 году, помещен в ризницу Собора Парижской Богоматери, где и находился до пожара 15 апреля 2019 года. В настоящий момент на временном хранении в мэрии Парижа. Все три части Тернового Венца сохранились и располагаются в футляре с золотыми скобами, обозначающими места рассечения.
В настоящее время Терновый Венец Спасителя можно увидеть в первую пятницу каждого месяца, во время чина Поклонения Венцу проводимого Католической Церковью.
Иконография Тернового Венца
Иконы с изображением Иисуса Христа в терновом венце приобрели популярность и получили распространение в католической церкви в 13 веке, после приобретения святыни Людовиком IX. Русская иконография подхватила тенденцию после реформ Петра I.
В XIX веке в Европе получила распространение традиция размещения на памятниках высокопоставленных вельмож и священников барельефов с изображением Тернового Венца, как подтверждение того, что при жизни усопший пребывал в благодати любви к главному Мученику и в знак мучений выпавших на долю умершего.
В память о страданиях Спасителя, перед Пасхой, вечером Страстного Четверга проводится служба «Двенадцати Евангелий». Благовестие о страданиях Иисуса Христа выбрано из всех евангелистов, по количеству часов ночи разделено, на двенадцать чтений. Верующие должны, подобно апостолам провести всю ночь в слушании Евангелий. Каждый час символизирует один подвиг Спасителя. Таким образом раскрывается полная картина страданий Господних от Гефсиманского сада до Голгофского распятия.
Терновый венец напоминает людям о жертвенности, и если нет способности на нее, то хотя бы о снисхождении к ближнему, и соучастии. Невинный взял на себя вину, безгрешный принял на себя грехи всех, и вечным символом этого нечеловеческого поступка является Терновый Венец.
Терновый венец Христа
Христос в терновом венце
«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», — первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», — изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.
Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?
«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин
Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)
Терновый венец Спасителя
В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.
Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)
Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.
Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.
Людовик IX встречает Терновый венец
Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.
Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.
Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.
В соборе Парижской Богоматери
Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.
К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:
-Нам же разрешили!
-Кто вам разрешил?
— Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?
— Какой кардинал?! – изумляется охранник.
— Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!
Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.
Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет песнопения.
Вынос венца Христова
Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.
Днесь висит на древе, на водах землю повесивый:
венцем терновым облагается Ангелов Царь
в ложную багряницу облачается, одевающий небо облаками
заушение принимает Тот, кто в Иордане освободил Адама
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный
копием прободеся Сын Девы
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое воскресение
Стоим последние минуты у Венца, заключенного в хрустальный оклад.
Два года назад здесь стоял Святейший Патриарх Алексий, он приезжал в Нотр-Дам. Выступить с докладом в ПАСЕ, а затем отслужил в Нотр-Даме молебен перед Терновым венцом.
«Конечно, молебен был именно православный, католики при нем просто присутствовали, но эффект был совершенно феноменальный». Тимофей, проведя нас по Собору, идет к левому приделу – практически напротив алтаря, в нише — икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II.
Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сущий, и страждет Своей плотью.
Фото: Анатолий Данилов, Анна Данилова, официальный сайт Собора Парижской Богоматери