икона спаса нерукотворного в ярославле

В Ярославский Спасо-Афанасиевский монастырь передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного

Ярославль, 2 апреля 2021 г.

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

В Ярославский Спасо-Афанасиевский мужской монастырь возвращена икона «Спас Нерукотворный» XVI – XVII веков. 2 апреля в торжественной церемонии передачи образа обители приняли участие губернатор Дмитрий Миронов и министр культуры РФ Ольга Любимова, сообщает «Ярославский Регион».

– Сегодняшний день – исторический для Ярославля. В Спасо-Афанасиевскую обитель возвращается драгоценная святыня – икона Спаса Нерукотворного, – сказал Дмитрий Миронов. – Более четырехсот лет назад она освятила формирование в Ярославле народного ополчения, собиравшегося для освободительного похода на Москву. Образ долгие годы находился в музейных запасниках и требовал серьезной реставрации. Мы нашли возможность восстановить икону, чтобы она смогла стать главной святыней возрождающегося монастыря.

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

В XVII – начале XX века икона «Спас Нерукотворный» являлась чтимой реликвией приходской Спасо-Пробоинской церкви. На месте обретения образа в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени был основан Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. В феврале 1925 его закрыли. В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия. Икона поступила в Ярославский художественный музей. С 2018 до 2020 года она проходила исследование, а затем реставрацию в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. В процессе работы реставратор Олеся Романова удалила поздние живописные слои с лика Спасителя, и образ предстал в своем первоначальном виде.

– Мы рады, что благодаря заботе музейных сотрудников, бережной реставрации ГосНИИРа и усилиям монастыря икона смогла вернуться на историческое место. Это является результатом нашей совместной работы. Конечно, возвращение святыни будет важным и для паломников, которые будут стремиться посетить обитель, – сказала Ольга Любимова.

Она подчеркнула, что здесь в монастыре созданы все необходимые условия для обеспечения сохранности чтимой реликвии. Образ помещен в специализированный климатический киот. Для круглосуточной охраны реликвии установлена многоуровневая охранно-пожарная сигнализация и обеспечено видеонаблюдение. Икона остается в составе Государственного музейного фонда.

Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим поблагодарил губернатора области и Министерство культуры за помощь в реставрации иконы и возвращении ее в монастырь.

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

Спасо-Афанасиевский монастырь существенно преобразился в последнее время благодаря усилиям Правительства области и Ярославской митрополии, а также поддержке мэрии Москвы. В 2017 – 2018 годах проведены большие ремонтно-реставрационные работы на фасадах зданий обители, воссозданы две колокольни. В частности, работы на колокольне Спасо-Пробоинской церкви проводились по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках федеральной целевой программы «Культура России». В результате монастырю был возвращен исторический облик. В 2019 году в память о роли Ярославля и его жителей в освобождении России от поляков в период Смутного времени на территории комплекса установлен памятник лидерам народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Фотографии предоставлены правительством Ярославской области

Источник

Чудотворную икону «Спас Нерукотворный» передали в ярославский монастырь

Приблизительное время чтения: 1 мин.

2 апреля 2021 года состоялась передача чудотворной иконы «Спас Нерукотворный» XVI-XVII веков в Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославской области.

В церемонии передачи образа приняли участие губернатор региона Дмитрий Миронов и министр культуры России Ольга Любимова, сообщает сайт Минкультуры.

В ходе передачи иконы обители Ольга Любимова отметила значимость возвращения Церкви святыни, которая до 1930-х годов находилась в ярославской приходской Спасо-Пробоинской церкви.

– Мы рады, что благодаря заботе музейных сотрудников, бережной реставрации ГосНИИРа и усилиям монастыря икона смогла вернуться на историческое место. Это является результатом нашей совместной работы. Конечно, возвращение святыни будет важным и для паломников, которые будут стремиться посетить обитель, – сказал министр культуры.

Глава ведомства подчеркнула, что в монастыре созданы все условия для сохранности иконы, при этом образ остается в составе Государственного музейного фонда.

Со своей стороны, Дмитрий Миронов напомнил об исторической роли этой иконы в Смутное время.

– Безусловно, это является значимым событием для Ярославской области. Более четырехсот лет назад она освятила формирование в Ярославле народного ополчения, собиравшегося для освободительного похода на Москву. Образ долгие годы находился в музейных запасниках и требовал серьезной реставрации. Мы нашли возможность восстановить икону, чтобы она смогла стать главной святыней возрождающегося монастыря, – сказал глава региона.

Образ «Спас Нерукотворный» явился в 1612 году во время моровой язвы. Икона находилась в ярославской Спасо-Пробоинской церкви и почиталась как чудотворная. При ликвидации общины в 1930 году святыню передали в Ярославские реставрационные мастерские, а оттуда, в октябре 1930-го, – в собрание Ярославского краеведческого музея. В 1969 году, когда из состава этого музея выделился Ярославский художественный музей, икона вошла в его собрание.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославлеикона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославлеикона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославлеикона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославлеикона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

Главные новости

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

Архив

Второе явление Спаса Нерукотворного

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

На июньском Синоде (журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 9, 2021, PDF-версия).

Видение протопопу Илие

История чудотворного образа Спасителя связана с событиями преодоления Смуты Российским государством в 1612 году. Народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Димитрием Пожарским прибыло в Ярославль в начале марта 1612 года для мобилизации сил и средств, чтобы через несколько месяцев выдвинуться освобождать Москву от польских интервентов. Из-за большого скопления войск в городе началась моровая язва. Как говорится в «Сказании о иконе Господа нашего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских» — памятнике ярославской письменности, в котором запечатлены все чудеса и знамения, связанные с явлением этой святыни, — чтобы спастись от губительного поветрия, жители города решили обратиться к главной защитнице ярославцев, иконе Толгской Богоматери, и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Архиерейское благословение на крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Небесной Заступницы было получено. Но накануне назначенного дня настоятель Успенского собора протопоп Илия увидел необычный сон. Ему велено было найти в часовне возле церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских икону Спаса Нерукотворного. Когда священник нашел образ и рассмотрел его, то сильно засомневался в истинности своего сонного видения: икона явно много лет пребывала в забвении, под толстым слоем пыли даже не было видно лика. Совсем не верилось, что это тот самый Спас, который спасет ярославцев, да и всю Русь, от моровой язвы и польских захватчиков. Но протопопу снова было во сне велено «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что отец Илия, отбросив всякие сомнения, и сделал, объявив о повелении, полученном во сне, Минину, Пожарскому и всем людям на Соборной площади.

Во время крестного хода произошло первое чудо — исцеление слепого, просившего «милостыню от христолюбивых подателей». Второе чудо случилось, когда на обратном пути шествие поравнялось с часовней, где прежде находилась икона: «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Пораженные этим чудом и посчитав его особым знамением, «ибо возлюбил Господь это место», ярославцы решили поставить здесь в честь иконы Спаса Нерукотворного деревянную церковь, срубив и освятив ее в один день, — «обыденную». По преданию, перед чудотворной иконой в числе первых молились Минин и Пожарский. Эпидемия в городе разом прекратилась. И ополченцы смогли отправиться в поход на Москву.

Позже церковь не единожды горела, однако образ Спаса сохранялся невредимым. Заступничеству этой иконы ярославцы приписывали и прекращение морового поветрия 1654 года. Позже вместо деревянной была установлена каменная церковь, получившая название ­Спасо-Пробоинской (по названию улицы, на которой находилась).

Молодой монастырь

Все последующие три столетия икона Спаса Нерукотворного оставалась особо почитаемой в Ярославле. При больших бедствиях горожане прибегали к молитве перед чудотворным образом, все крестные ходы по городу проходили с этой иконой.

В 1929 году Спасо-Пробоинский храм был закрыт. Икона оказалась в Ярославском отделении Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), где известный реставратор Николай Брягин составил подробное ее описание. ЦГРМ были закрыты в 1934 году, и икона поступила в собрание Ярославского краеведческого музея. В 1969 году при реструктуризации учреждения культуры она вошла в собрание Ярославского художественного музея. Но уже в то время было сложно определить, тот ли это чудотворный образ или поздний список с него.

Второе обретение иконы Спаса Нерукотворного связано с возрождением Спасо-Афанасиевского монастыря в Ярославле.

— Это самый последний по времени основания (1615 год) и единственный мужской монастырь в нашем городе, — рассказывает пресс-секретарь Ярославской епархии священник Александр Сатомский. — Восстановление монашеской жизни здесь началось значительно позже, чем в других обителях Ярославля — Толгской или Казанской. В январе 2008 года в возрожденном монастырском храме состоялась первая служба. С этого дня начался отсчет новой жизни обители. Ее главными святынями были частицы мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Но монастырь был исторически связан и с чудотворным образом Спаса Нерукотворного. Ведь именно рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла в часовне он был обретен. В память об этом событии и был учрежден монастырь. Соседний с монастырем Спасо-Пробоинский храм все века своего существования был на особом положении — прихода не имел и находился на общегородском содержании.

И лик очистился

Как уточняет отец Александр, в период восстановления обители храм вошел в состав ­Спасо-Афанасиевского монастыря. Его наместник — игумен Никодим (Федоров), являющийся также древлехранителем Ярославской епархии, заинтересовался судьбой иконы Спаса Нерукотворного. На ее след отца Никодима навела книга начала 1960-х годов — аннотированная опись икон, хранящихся в Ярославском художественном музее, в которой значился образ, по всем своим характеристикам совпадающий с разыскиваемой иконой. И это его привело в городское хранилище древностей.

— В 2018 году отец Никодим обратился к нам с вопросом, существует ли эта икона и где она находится. И мы долгое время ему отвечали, что да, у нас по описям, которые были опубликованы, значится икона Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинской церкви, но мы не уверены, это поздний список или та самая икона, — разъясняет Виктория Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, — поскольку в описях нашего музея, сделанных в 1930-е годы, значились целых две иконы Спаса Нерукотворного из этой церкви. Но до наших дней сохранилась только одна, и ее реальные размеры не совпадали с размерами, указанными в описях. Расхождения были незначительные — всего 2,5-3 сантиметра, но тем не менее. Поэтому мы предложили отцу Никодиму отдать икону на экспертизу и таким образом выяснить, та ли это икона или нет.

Экспертиза Государственного научно-исследовательского института реставрации (­ГосНИИР) в Москве подтвердила подлинность иконы, датируя ее концом XVI — началом XVII века. После чего было принято решение о ее реставрации в этом же институте.

— Реставрационные работы длились более полутора лет, — вспоминает Виктория Горшкова. — Еще Брягин в начале 1930-х годов писал о том, что на иконе присутствовало большое количество поздних поновлений, сделанных, скорее всего, в ХVII веке. Реставраторы провели сложное укрепление памятника, составили схему временных живописных слоев и раскрыли его из-под позднейших слоев записей. На заключительном реставрационном совете 31 января 2020 года икона предстала с родной живописью на полях (как и писал Брягин, «празеленого тона»), были удалены поздние живописные слои с лика Спасителя, и образ открылся в своем первоначальном виде. Изначально на иконе был только лик Христа без плата. Но было принято решение сохранить более позднее изображение плата и надпись на нижнем поле.

Святыни возвращаются в Ярославль

В феврале 2020 года отреставрированный образ Спаса Нерукотворного был передан Ярославскому художественному музею как владельцу иконы. Виктория Горшкова рассказывает, что, когда уже была подтверждена ее подлинность, всем было понятно, что она должна находиться не в музее, а в храме.

— В нашей епархии есть хорошая практика сотрудничества Ярославского художественного музея с Толгским монастырем по совместному хранению иконы Толгской Богоматери конца XIII — начала XIV века, — уточняет отец Александр Сатомский. — Этот опыт пригодился, когда икона Спаса Нерукотворного передавалась в Спасо-Афанасиевский монастырь. Образ тщательно упаковали, в специальной бронированной машине в сопровождении вооруженной охраны доставили к святым воротам обители и крестным ходом перенесли в Алексиевский придел собора Афанасия и Кирилла.

Для хранения святыни был изготовлен специальный киот с климат-контролем. В храме поддерживаются необходимые температурно-влажностные показатели. Для круглосуточной охраны реликвии установлена многоуровневая охранно-пожарная сигнализация и обеспечено видео­наблюдение. Музей обеспечивает надзор за ее состоянием, заключен договор с ГосНИИР на регулярный мониторинг физического состояния чудотворного образа. Удивительно, но Ярославлю за период с начала 2000-х и до 2020 года было даровано две уникальные древние реликвии, которые считались безвозвратно утерянными. Это частица Ризы Господней, которая хранилась в Ризоположенском приделе храма Илии пророка, одна из самых почитаемых горожанами реликвий; ее также обрели в запасниках Яро­славского музея. И вот теперь вернулся чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Каждый вторник в Спасо-Афанасиевском монастыре перед ним служится молебен с акафистом Спасителю. И все желающие могут присоединиться к этой молитве.

Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим: Мы благодарим Господа за то видимое благоволение, которое было явлено нашему богоспасаемому граду Ярославлю и всему нашему Отечеству в годы смутного лихолетья от Его чудотворного образа. И сейчас, вновь обретя эту святыню, мы надеемся, что этим знаком Господь протягивает нам руку помощи и благословляет на созидательные труды во славу Его святого имени.Особенные слова благодарности хочу сказать сотрудникам Ярославского художественного музея, сохранившим святыню в годы коммунистического безбожного правления и тем самым обеспечившим возможность ее возвращения в стены Церкви.

Источник

Икона спаса нерукотворного в ярославле

Как видится из апологетики явление икон происходит так: гуляя по берегу реки (по лесу) крестьянин N (крестьянка, девочка, мальчик) в глухом месте обнаруживает икону, если она (икона) плывёт по реке, то обязательно против течения и так, далее…

В наше время обретение икон происходит менее романтично. Пропавшие иконы обнаруживают в запасниках музеев, куда они попали в результате национализации церковно-монастырского имущества по Декрету Совета Народных Комиссаров от 23.01.1918 года.

В 90-х годах прошлого века в хранилище Государственного Исторического музея была обнаружена Державная икона Божией матери из церкви честь Казанской иконы Божией Матери села Коломенское. 23 июля 1990 года по Приказу Министерства культуры Российской Федерации икона была передана в церковь села Коломенского. Подобная история произошла и в городе Ярославле. 13 марта 2018 года в хранилище Ярославского художественного музея (в Митрополичьих палатах) произошло второе обретение чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинского храма. Волею судьбы, я оказалась непосредственным участником этой истории. О ней я и расскажу в этой статье.

А начиналась эта история так. Компания, в которой я работаю, выиграла в 2017 году тендер на проектно-исследовательские работы по воссозданию иконостаса центрального предела (образа Спаса Нерукотворного) Спасо-Пробоинской церкви (1696–1705 гг.) в городе Ярославле. Заказчиком проекта-настоятелем Кирилло-Афанасьевского монастыря отцом Никодимом было высказано пожелание в рамках изыскательских работ не только исследовать судьбу иконостаса, но и, по возможности, установить судьбу одной из святынь Ярославля – чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинской церкви. Неизвестная судьба этой иконы особенно печалила настоятеля. Эта икона остановила моровое поветрие в 1612 году в Ярославле во время пребывания там народного ополчения Минина и Пожарского. В память об этих событиях и был заложен Спасо-Пробоинский храм[1].

К началу поисков иконы от настоятеля мне было известно, что икона бесследно пропала. То ли икона не вернулась с зарубежной выставки, то ли была продана. Настоятель обращался к сотрудникам Ярославского Художественного музея с вопросом о нахождении иконы в хранилище музея, но ему было однозначно заявлено, что иконы Спаса из Спасо-Пробоинской церкви у них в хранилище нет. В хранилище лишь есть рама иконы и поздний список с иконы.

Позднее, когда работа по поиску иконостаса и иконы была в самом разгаре, настоятель Кирилло-Афанасьевского монастыря передал мне протокол № 76 ЯО ЦГРМ из фондов Ярославского художественного музея[2]. Согласно этому протоколу икона Спаса Нерукотворного 4 февраля 1930 года (после закрытия храма) поступила в Ярославское отделение ЦГРМ к художнику-реставратору Н.И. Брягину.

Состояние иконы при поступлении в мастерскую было следующим. «Доска посредине расклеилась, покоробления почти нет.

Затыль иконы была оклеена крашеным холстом (вклейка давняя). Письмо иконы подвергалось неоднократно поновлениям, причем давнее поновление, произведенное, очевидно, в 17 веке, сделано со сплошной пролевкаской полей и также возможно и ковчега, если не всего, то значительной его части, по крайней мере, под доличным письмом. Затем позже икона была чинена подлевкаской выпадин по краю нижнего поля. В 1911–1912 г. икона подвергалась чрезвычайно грубой расчистке. Этой расчисткой поля иконы не тронуты, а в ковчеге чищен слой олифы на письме плата, причем чисткой местами поврежден слой письма давнего поновления. На венце очищен совсем верхний слой краски до контура головы, при этом контурная линия получилась «рваная». На венце, как заметно по некоторым недоочищенным остаткам, была запись, не относящаяся к самому давнему поновлению, и возможно, что верхний слой давней записи был очищен еще при поновлениях, производимых до 1911 года. Письмо лика, по-видимому, только помыто».

Чтобы определить, временя написания иконы, реставратор Николай Иванович Брягин провел ее пробное раскрытие.

Икона на предмет фиксации ее состояния при поступлении в мастерскую была зафотофиксирована. Куда потом была отправлена икона из реставрационных мастерских после пробного раскрытия в протоколе информации не было.

Но вернемся к началу исследований. Поскольку первоначально никаких данных по иконе для поиска у меня мне не было, то, чтобы узнать о судьбе иконы, мне предстояло найти ее изображение с полным описанием и установить, имела ли икона кроме исторической ценности еще и художественную ценность. Выявление сведений по иконе и иконостасу я начала с государственного архива ярославской области (далее по тексту ГКУ ЯО ГАЯО).

Также опись имущества Спасо-Пробоинского храма была направлена в Ярославскую контрольно-учетную коллегию, которая контролировала деятельность Ярославского губернского ликвидационного отдела по учету церковно-монастырского имущества[4].

Дальнейшее выявление документов по судьбе иконы и иконостаса я продолжила уже в федеральных архивах и в музейных фондах федеральных музеев. Работа в Государственном архиве РФ (ГА РФ) не выявила сведений, имеющих непосредственное отношение к предметам поиска, но дала подсказку по художественной ценности иконы и иконостаса и их конечной судьбе. В соответствии с указаниями Комиссии по учёту и реализации государственных фондов Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР (КомЭКОСО) от 11 января 1926 года при закрытии храмов иконы и иконостас, не представляющие особой ценности, подлежали уничтожению[7]. То, что иконостас Спасо-Пробоинского храм был уничтожен, не оставалось никаких сомнений. Но храмовая икона Спаса могла сохраниться, если она имела художественную ценность. Иконы, имеющие художественную ценность, поступали в госфонды и могли быть реализованы за границу Главной конторой Росторга «Антиквариат». Документы по предметам, представляющим художественную ценность, можно найти в фондах музейного отдела Народного комиссариата просвещения (далее Наркомпрос) и его подотдела № 6: реставрационный подотдел. В состав 6-го реставрационного отдела была Всероссийская Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Председателем Комиссии был И.Э. Грабарь. С 1921 года Комиссия была переименована в Центральные реставрационные мастерские (ЦРМ). В 1924 году эти мастерские стали называться Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ).

16 июня 1934 года ЦГРМ были ликвидированы Постановлением Наркома просвещения. Документы ЦГРМ после их ликвидации были переданы в Государственный исторический музей и в Государственную Третьяковскую галерею. Частично документы ЦГРМ и его ярославского отделения есть и в фондах Центрального Исторического архива г. Москвы (далее ГБУ «ЦГА Москвы»). Поэтому дальнейшее выявление документов по судьбе иконе я продолжила в фондах Отдел письменных источников Государственного Исторического музея (далее ОПИ ГИМ), в Отделе Рукописей Государственной Третьяковской галереи (далее ОР ГТГ) и в ГБУ «ЦГА Москвы».

В ОР ГТГ в фонде материалов по реставрации и обследованию памятников древнерусской живописи в Ярославле не удалось найти сведений по иконе. Поиск данных по иконе в ОР ГТГ был продолжен в фондах искусствоведов Анисимова Александра Ивановича (1877–1937 гг.) и Грабаря Игоря Эммануиловича (1871–1960 гг.). Как я уже писала выше, Грабарем была создана Комиссия по реставрации памятников иконописи и живописи в Москве и ее окрестностях, которая 10.06.918 года была переименована во Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. В 1921 году эта Комиссия стала подотделом Реставрационного отдела Главнауки Наркомпроса. Руководил подотделом ученый эксперт А. И. Анисимов. При подотделе действовала мастерская по реставрации иконописи М.И. Тюлина. В этой мастерской наряду с другими иконами проходили «раскрытие» и «укрепление» и иконы из ярославских храмов и монастырей.

Дальнейший поиск документов, проясняющих судьбу иконы и иконостаса Спасо-Пробоинского храма я продолжила в фондах Отдела письменных источников Государственного Исторического музея и в фонде ЦГРМ ГБУ «ЦГА Москвы». Параллельно направила запросы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, но документов по иконе там также не оказалось.

узнать, была ли икона Спаса передана в ярославский музей или уничтожена. Поэтому я и не нашла описей имущества Спасо-Пробоинского храма в ярославских архивах. В фондах Наркомпроса этих описей также не было.

После закрытия храма икона Спаса в 1930-м году поступила ЯО ЦГРМ. Что подтвердилось и протоколом реставратора Брягина Н. И. Таким образом в 1930 году икона Спаса все еще была в Ярославле.

В 1931 году ЯО ЦГРМ было ликвидировано. Иконы, находившиеся в хранилищах реставрационных мастерских, были переданы Ярославскому окружному музею. Оставалось искать икону в каталогах Ярославского художественного музея.

Поэтому я обратилась к первому тому каталога музея, который был выпущен в 2002 году. Издание каталога было осуществлено в соответствии с Федеральной целевой программой «Культура России (2001–2005 гг.)», раздел «Культурное наследие России». Издатели каталога – Ярославский художественный музей (текст, иллюстрации, перевод) и Фонд «Возрождение, сохранение и развитие ярославской иконы». В разделе каталога «нераскрытые иконы» под номером 116, к моему глубочайшему изумлению, была указана икона Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинского храма:

Дерево, левкас, темпера, ковчег.

Реставрация. Пробная расчистка в 1928.

Реставратор Н.И.Брягин, ЯО ЦГРМ.

Происхождение. Из Спасо-

Пробоинской церкви Ярославля.

Поступление. В 1970.

Литература. ГЯРМЗ. Каталог1964, №36.

Эта же икона есть и в каталоге Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ГЯРМЗ). Каталог был выпущен в 1964 году, составители: Е.П. Юдина, В.П. Митрофанов.

Дальнейшая работа по поиску икону продолжилась в хранилище Ярославского художественного музея (далее ЯХМ). 13 марта 2018 года настоятель Кирилло-Афанасьевского монастыря и сотрудники Ярославского художественного музея нашли икону в хранилище музея (в Митрополичьих палатах) по инвентарному номеру 312 и описанию иконы из протокола реставратора Брягина Н. И. 14 марта акт нахождения иконы в хранилище музея был официально зафиксирован губернаторской комиссией. Поскольку сотрудники ЯХМ сомневаются, что найденная икона и есть та икона, которая в 1612 году спасла Ярославль от моровой язвы, то по решению губернатора Ярославской области Дмитрия Юрьевича Миронова 16 апреля 2018 года икона направлена на экспертизу в ГОСНИИР. Экспертиза продлится полгода.

Что же касается списка с иконы Спаса Нерукотворного, то он действительно есть в ЯХМ под инвентарным номером 785. Это поздний список с иконы – 1757 год. В 2002 году реставратором из Ярославля Мазнова Д. В. была проведена реставрация этого списка. Вообще, в фондохранилище Ярославского художественного музея находится весьма внушительная коллекция произведений древнерусской живописи. Число икон составляет 2034 единицы хранения, из этого числа, отреставрированных икон всего 460 единиц. Если, в среднем, в год реставрируется не более 8 икон (среднеарифметическая динамика), то при сохранении нынешних темпов, на приведение в порядок этих произведений искусства потребуется более 200 лет. Конечно, если эти уже хранящиеся иконы «доживут» и не «рассыпятся» в прах.

В заключении хочется сказать, что сотрудники Ярославского художественного музея, будучи федеральными экспертами, не могут не знать, что художественная экспертиза не располагает сегодня методиками точной датировки (до десятка лет), а из предания известно, что икона Спаса находилась в храме уже несколько лет. То есть если образ был написан за десять лет до события явления, то ни один эксперт не станет с абсолютной уверенностью утверждать, что икона написана в шестнадцатом веке. В данном случае нужно атрибутировать икону по другим параметрам. И, конечно, в нынешнем состоянии образ Спаса нуждается в полной и сложной расчистке и реставрации. За прошедшие 88 лет после Брягина к иконе не прикасалась ни одна рука реставратора, да и хранителей видимо тоже. Не эта ли причина заставляла искусствоведов ЯХМ отрицать существования иконы в фонде музея?

[1] Монастыри и храмы земли Ярославской:краткая иллюстрированная энциклопедия : [в 3 т.] / [авт.-сост. Марина Шиманская, Сергей Метелица].Т. 3., с. 159–160, 2001 г.

[2] ЯХМ. Ф.7. Оп.1. Д.57. Л. 209–209 об.

[3] ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-600. Оп. 1. Д. 34.

[4] ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-773. Оп. 1. Д.47

[5] ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-773. Оп. 1. Д.90, Л. 24–24 об.

[6] ГКУ ЯО ГАЯО.Ф. Р-1007. Оп. 1. Д.90. Л. 113.

[7] ГА РФ. Р-5263. Оп.23. Д. 1–6.

[9] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. Р-1. Оп. 1. Д.458.

Необходимое добавление

икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть фото икона спаса нерукотворного в ярославле. Смотреть картинку икона спаса нерукотворного в ярославле. Картинка про икона спаса нерукотворного в ярославле. Фото икона спаса нерукотворного в ярославле

В апреле этого года чудотворный образ «Спаса Нерукотворного», обнаруженный 13 марта 2018 года в хранилище ЯХМ, был направлен на экспертизу в ГосНИИР. Согласно акту ГосНИИР от 20 августа 2018 года, оригинальное изображение образа Спаса Нерукотворного на иконе датируется второй половиной 16 века-началом 17 века, с дополнениями (изображение убруса) 17-18 века.

Учитывая крайне неудовлетворительное состояние иконы, необходимо срочно провести комплекс консервационно-реставрационных работ…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *