икона спорительница хлебов оптина пустынь
«Спорительница хлебов»: история одной из самых необычных икон Богородицы
Приблизительное время чтения: 1 мин.
«Спорительница хлебов» — чудотворный образ Богородицы, который почитается в Русской Православной Церкви.
Дата празднования: 28 октября.
Где находится: оригинал иконы утерян.
История
В 1889 году игумения Илария, настоятельница Болховского Богородично-Всесвятского монастыря, показала преподобному Амвросию Оптинскому новую икону Богородицы. Изображение на ней заимствовали с образа «Всех святых», находящегося в монастырском храме. По просьбе старца одна из монахинь написала для него особый список, с добавлением изображения пшеничного поля со сжатыми снопами. Старец благословил написать еще одну такую икону и поставить в монастырском амбаре, «чтобы не было оскудения хлеба».
Игумения Илария привезла новую икону в Оптину в феврале 1890 года. Старец назвал ее «Спорительница хлебов» и благословил сделать с нее литографии, которые в последний год своей жизни во множестве раздавал и рассылал обращающимся к нему.
Первое чудо от иконы зафиксировали 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая. После молитвы перед иконой по благословению старца Амвросия в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб уродился.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891)
Святой Русской Православной Церкви, один из четырнадцати канонизированных старцев Введенской Оптиной пустыни. Большую часть жизни в монастыре принимал у себя людей и помогал молитвами и духовными советами. В 1884 году благословил основать недалеко от Оптиной пустыни Шамординский женский монастырь (официальное название — Казанская Амвросиевская пустынь). Там старец и скончался.
Смысл названия
Название «Спорительница» происходит от слова «спорый» — быстрый, умелый. А «спорить» — значит способствовать, помогать. Старец Амвросий заказал икону как символ того, что Божия Матерь — «помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного», то есть Богородица помогает людям в заботах о пропитании. В частности, перед иконой «Спорительница хлебов» часто молились при засухе.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
28 октября Церковь вспоминает икону Божией Матери «Спорительница хлебов».
Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: история
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию. Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным — Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав — снопы ржи. По сравнению с другими образами Божией Матери, «Спорительница хлебов» считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ «Иверской» Божией Матери восходит к евангелисту Луке. Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции.
История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей. Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ «Спорительницы хлебов». Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным.
Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», начался дождь и засуха закончилась.
В 1892 году Святейший Синод издал приказ вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Дальнейшие события разворачивались таким образом, что сейчас местонахождения оригинала иконы, к сожалению, остается неизвестным. Возможно подлинник храниться в Литве в селе Михнево под Вильнюсом. В самой же Шамординской обители, возродившей после трудных лет свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
В чем помогает икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Пресвятая Богородица помогает людям в добыче хлеба насущного. Перед этой иконой молятся:
Молитвы Иконе Божией Матери «Спорительница хлебов»
Вы прочитали об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов».
Читайте также:
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Как себя укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а нам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. Хотя минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя так. Наше дело укорить себя, хотя бы и на очень короткое время, а остальное предоставим Богу.
Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее – духовно, конечно. Почему так, мы не знаем. Это закон духовной жизни. Как в нашей телесной жизни мы подкрепляем силы пищей, так и в духовной жизни наши духовные силы подкрепляются самоукорением.
Ежели случится принять от кого укоризну или пренебрежение, необходимо научать сердце свое глаголать, что „мы хуже их»,– не краем языка, но сердечным залогом.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Об иконе Божией Матери «Спорительница Хлебов»
С любовью и надеждой в печалях и радостях молимся мы Пресвятой Богородице, Заступнице рода христианского, перед ее чудотворными иконами, которых на Руси «как звезд на небе».
Есть среди них одна, особо почитаемая в Оптиной Пустыни, благословенная старцем Амвросием, великим утешителем земли Российской. Старец назвал эту икону «Спорительница хлебов» и установил ее празднование 15/28 октября – после времени окончания жатвы и уборки урожая. Спустя некоторое время именно в этот день тело старца было предано земле.
Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящим жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от него же питающееся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии сущее, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда придет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).
Икона с необычной иконографией, исполненная глубокого духовного содержания, изображает Божию Матерь над созревшими хлебными снопами, благословляющую Русскую землю. В последние годы жизни тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы. Тихая величественная красота Русской земли благословляется Царицей Небесной с этой иконы.
Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «… первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился.
В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода».
В настоящее время икона «Спорительница хлебов» – икона с необычной иконографией и наименованием – глубоко почитаема верующими. И среди множества храмов, словно рассыпанных Создателем небесных жемчужин, есть храмы, посвященные этому образу.
В 2000 году храм в честь иконы «Спорительница хлебов» был освящен и на территории подсобного хозяйства Оптиной Пустыни.
Нам ничего не известно о судьбе той иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы. В 1892 году по указу Святейшего Синода эту икону унесли из Шамординской обители. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» нам встретилось указание на сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо, в котором он указывает на то, что эта икона находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом.
Промыслом Божиим в келье преподобного старца Амвросия в скиту Оптиной Пустыни несколько лет назад появился живописный список с ранних икон «Спорительницы хлебов». Эту икону в 1999 году передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ Царицы Небесной, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы, скрытую под слоем краски:
Радуйся Благодатная Господь
С Тобою подаждь и нам
Недостоиным Росу благодати
Твоея и яви милосердие Твое
Празднование 15-го Октября
Еще ниже:
Образ Сеи Старца
Оптиной Пустыни
Иеросхимонаха Амвросия
Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница хлебов» написано тем же почерком, что и надпись на обороте.
Зная, что ничего в нашей жизни случайного нет, радуясь, что с обретением этой иконы восстановилась утраченная связь времен, молимся перед благословенным образом и верим, что молитвы наши не остаются неуслышанными: «Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая, люди Твоя…»
Из статьи В. Кашириной и Г. Черкасовой «К истории иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов». Оптинский альманах, вып. 2.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Празднование 15/28 октября
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земле Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости,
Добрым всходам спорости,
Матерь Божия Спорительница!
В. И. Иванов. «Песни смутного времени» (1917)
Владычица мира изображена на нем сидящею на облаках, руки Ее подняты в благословляющем движении, внизу же простирается сжатое поле, а на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. И мысль написать это поле, и название образа, и толкование его глубинных смыслов принадлежали самому старцу Амвросию. Матерь Божия как Помощница (Спорительница: «спорить» кому или чему, по Далю, — «способствовать, улучшать, удобрять») людям в трудах их к снисканию хлеба насущного — толкование простейшее.
Церковь издавна именовала Матерь Божию в своих песнопениях «всех стихий земных и небесных освящение», и не случайно отдельные Ее образы как бы знаменуют различные природные стихии: огонь — «Неопалимая Купина», воду же — «Живоносный Источник»; и вот прозрением старца Амвросия в эту чреду встала «Спорительница хлебов».
Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконою, учил особо почитать ее своих духовных дочерей — инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков и поныне находится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.
Одна из икон «Спорительницы хлебов» нового по времени, подлинного по сути письма стоит в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря — женского ответвления Оптиной, чьих насельниц некогда обучал церковной живописи инок Даниил.
Празднование Божией Матери «Спорительница хлебов» совершается 15 октября по старому стилю — в тот самый день, когда преставившегося еще 10 октября старца Амвросия предали земле. Теперь же его честные мощи пребывают в соборе Оптиной пустыни; сам изначальный чудотворный образ ныне оказался в Литве, в деревне Михново под Вильнюсом, а перед иконами «Спорительницы хлебов» по всем градам и весям православного мира звучит составленный самим преподобным Амвросием для этого образа особый припев к Богородичному акафисту:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
Тропарь, глас 3
О Пречистая Дево Марие, Мати Царя небесе и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению, Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе€и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и Православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Не давайте сердцу привязаться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в свободном сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе обитель Господь.
Чистота сердца достигается хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь. Необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей. Как незыблемое основание необходимо смирение.
Старайтесь тщательно очищать сердца свои от всего Богу неугодного откровенною исповедью, Иисусовой молитвой и исполнением заповедей Божиих.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами чествуем икону Божией Матери, именуемой «Спорительница хлебов». Икона, которая так тесно связана с нашей обителью — святой Оптиной Пустынью, потому что написана она была по благословению оптинского старца, преподобного Амвросия, при его жизни. В благословение тем обителям, особенно женским прежде всего, для того, чтобы там Матерь Божия помогала в снискании хлеба насущного, земных плодов.
Конечно же, Матерь Божия помогает нам и в снискании истинного Хлеба, и Слова Божия, и Хлеба Евхаристии, которым все мы с вами причащаемся. Потому что так премудро все устроено в этом мире, и в этой иконе мы видим, как сплетается и небесное, и земное. Казалось бы, Матерь Божия парит над земными нивами, над снопами ржи, ячменя, благословляя их, но, одновременно, Она пребывает в духовном горнем мире, показывая нам то, что эти два мира тесно связаны, они не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, как кому-то порой хочется думать, или люди забывают о том, что в этой земной суете, в процессе христианской жизни, мы забываем ради чего мы пришли в Храм. Живем так, словно бы Бог где-то живет на задворках нашей жизни. Нам все время бывает некогда: некогда задуматься о вечности по-настоящему, некогда по-настоящему раскаяться, мы все время говорим какие-то слова о покаянии, о смирении, совершенно выхолащивая смысл этих слов, уже забыв практически что такое покаяние, когда по-настоящему проливали горькие слезы о своих грехах.
Смирение становится словом уже избитым, мы потеряли соль этого слова, его глубинную суть. Этого великого и таинственного явления и свойства человеческой души, но которое есть, прежде всего, свойство Божественной природы, это одно из свойств Божества — глубочайшее смирение! Только тот, кто приобщается к Богу, в состоянии по-настоящему познать это чувство и приобщиться ему.
И вот, Матерь Божия говорит нам о том, что снискивая насущный хлеб, совершая земные труды, какие-то свои дела, заботы, которые, конечно же, придлежат каждому из нас, невозможно в этом мире не трудиться — это есть заповедь Божия: возделывать эту землю, — чтобы мы не забывали прежде всего о том, чему это все посвящено, потому что без осмысления перед лицом вечности все наши труды могут быть нам лишь в осуждение, чтобы они не были пустой суетой, когда что-то совершается совершенно без Бога.
Как однажды некоему подвижнику было открыто об одном монахе, который колол дрова на дворе монастырском и наколол их огромную кучу. И этому подвижнику было видно, что монах, который совершал этот труд, что ему помогает демон. Он удивился, что же происходит, почему так, почему этот монах трудится в монастыре, но помогает ему бес. Он спросил его после:
— Брат, а ты, — говорит, — для кого эти дрова колешь?
— А ты за послушания это делаешь?
— Да, за послушание — мне положено дрова колоть.
— А с каким помыслом ты это делаешь?
— Ни с каким помыслом я это не делаю.
И тогда этот подвижник понял, что этот монастырский труд, совершаемый без памяти о Боге, без внутреннего посвящения Богу, без желания этот труд Богу посвятить, он угоден, оказывается, демону, потому что он оказывается бессмысленным перед лицом вечности.
Поэтому, что бы мы не делали, как бы мы в монастыре не трудились, это безусловно должно сочетаться с памятью о Боге, о том, что я это делаю ради любви к своим собратьям в этом монастыре, или сестрам, если это женская обитель; ради того, что Господь заповедовал трудиться; ради того, чтобы действительно совершить свое послушание в монастыре и, тем самым, преклонять свою волю пред начальствующими, тем самым оказывая повиновение старшим, потому что так заповедовал Господь и так я делаю, как осознающий, что я есть человек грешный и мне это полезно — безусловно смиряться, подчиняться и слушаться. Потому, что Сын Божий, как сказано, пришел исполнить не Свою волю, но волю Отца Своего Небесного. Чтобы в этом послушании исцелить падшую, растленную волю человека, восставить его прежнее величие, которое утратил человек через Адама, преслушавшего Бога. Но в послушании нового Адама-Христа вновь соединиться с Богом и достигнуть жизни вечной.
И, вот, Матерь Божия всему этому нас с вами научает: что заповедь Божия — она не просто Слово, но есть закон вечный, движущий все в этой вселенной, подчиняющий все этому Небесному гармоничному порядку, распорядку, и человек, идущий против этого закона, разрушает свою жизнь. И когда мы говорим о своих болезнях, о своих скорбях, оказывается что все это лишь тесно связано с тем, что мы не помним и не знаем Евангелия Христова, не стремимся Его в своей жизни исполнять. Оттого все в нашей жизни распадается, все в этой жизни нашей начинает смешиваться в какой-то беспричинный хаос и возникают определенные скорби, неприятности, болезни.
Хотя, конечно же, надо отличать это от тех скорбей, которые имели праведники, потому что тот, кто истинно исполняет Закон Божий, он тоже будет иметь скорби, и болезни, и всевозможные гонения, и неудобства. Но человек, истинно угождающий Богу понимает, что это есть уже месть демонов, есть уже нападки демонические, которым не нравится, когда человек живет истинно перед Богом. И эти скорби, наоборот, еще более увеличивают благодать в сердце такого человека, потому что он смиренно и кротко претерпевает их ради Христа. Как познавший, что всякий желающий следовать за Христом, должен взять свой крест и идти этим же крестным путем.
И вот, Матерь Божия, которая в этот день благословляет род человеческий, благословляет нас на снискание этого насущного нашего земного хлеба, да подаст нам смысл воспринимать и хлеб духовный, чтобы нам в своих земных заботах не о земном лишь помышлять, но стремиться всем сердцем к небесному, где есть наше Отечество, где есть наша жизнь, где есть наше гражданство. Которого да сподобимся мы, заступлением Ее пред Сыном Своим и Богом во веки. Аминь.