икона страшного суда толкование

Икона Страшный суд

В настоящее время икона «Страшный суд» находится в станице Старочеркасской в Войсковом Воскресенском соборе с левой стороны от центрального входа. Икона не имеет точной датировки изготовления, автор также неизвестен, но судя по шрифту, которым она подписана, её можно отнести к началу XIX века. На ней изображено около 200 персонажей.

В центре изображён престол с раскрытой книгой бытия. Вокруг престола изображены: в верхней части два ангела с иерехонскими трубами, слева на коленях Ева, а справа Адам, ниже изображены весы с двумя чашами, на левой чаше изображен платочек со слезами покаяния, рядом душа человеческая и архангел Гавриил, на правой чаше грехи человеческие и два чёрта.

Выше этой композиции в верхней части помещено изображение Иисуса Христа на престоле в царской одежде с символами власти в руках, вокруг него в облаках сонм ангелочков, над головой Христа в облаках изображён бог Саваоф. Перед престолом на коленях изображены: слева Дева Мария, справа Иоанн Предтеча.

Ниже весов изображён змей — искуситель на его теле прописаны 24 порока за которые человек несёт наказания: лакомство, чародейство, ложь, идолослужение, гнев, жадность, неправда, убийство, грабление, лесть, зависть, сквернословие, пляски, объедение, чревобесие, сребролюбие, лихоимство, блуд, прелюбодеяние, тщеславие, пьянство, отчаение, ябедство, млакия.

В верхнем левом углу в облаках изображены праведники, мученики и мученицы, святители и пророки. Ниже изображён Рай в форме золотого купола, под которым в райском саду расположились праотцы: Авраам, Иаков, Исаак. Рай имеет ворота и лестницу за ними. Перед воротами изображён апостол Пётр с ключами от райских врат, а перед ним изображена очередь, идущих в рай и она не очень большая. Интересно, что половина объёма изображения в Раю, занято под лестницу, на второй верхней половине изображено святое семейство и лишь лёгкие намёки на сад в виде густой растительности с левой стороны.

В самом низу иконы 10 маленьких картинок с изображением мук грешников, они подписаны жёлтой краской. Слева направо: «Мука ростовщика и серебролюца»; «Мука разбойникам»; «Мука идолослужителей»; «Мука прелюбодетеля и блудника»; «Мука душегубца»; «Мука злыдни»; «Мука чародея и колдуна»; «Мука еретика»; «Мука жёнам прелюбодеяницы и блудницы»; «Мука воров».

Всеобщая христианская идея воздаяния на иконе «Страшный суд» представлена очередью грешников, а подписи к ним классифицированы по их функциональной иерархией в обществе. Мужчины представлены в категориях царей, священников, купцов земледельцев, ремесленников, а вот женщины только в своей ипостаси и наказываются «за украшение лиц».

Интересны и картинки с изображением мук грешников. Объединяет их присутствие огня, как основного наказания, но есть и нюансы, которые исходят из правил архаического судопроизводства, по которому наказанию должен быть подвержен согрешивший член тела. Например, на картинке «Мука воров» человек изображён, подвешенным за ноги, а руки и голова в огне.

В основе многочисленных сюжетов Страшного суда лежит византийский литературный памятник Х века «Житие Василия Нового», который удостоился чести видеть всё лично. (Журнал Родина. Весна 1996.5 стр 72-75) Можно только представить, какой назидательной силой и наглядностью обладают сюжеты иконы «Страшного суда» особенно для набожного человека. Если даже сейчас в век космических полётов и атеистических взглядов в обществе сюжеты иконы интересуют всех туристов, которые посещают Воскресенский собор.

Источник

Чем страшен Страшный Суд

Апо­ка­лип­сис, рас­ска­зы­ва­ю­щий о Страш­ном Суде и пред­ше­ству­ю­щих ему вели­ких бед­ствиях, завер­шает радост­ный воз­глас: «Ей, гряди, Гос­поди Иисусе!» Глядя на ниж­ние части иконы Страш­ного Суда раз­де­лить радость этого ожи­да­ния непро­сто. Воз­можно, именно поэтому в цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной среде эсха­то­ло­ги­че­ская тема нередко вызы­вает опре­де­лен­ное напря­же­ние: люди выис­ки­вают при­знаки конца вре­мен даже там, где их нет, ищут чудес­ных средств «отсро­чить» испол­не­ние Откро­ве­ния, выпа­дают из соци­ума и даже зары­ва­ются под землю… О пра­виль­ном отно­ше­нии к гря­ду­щим судь­бам мира и Церкви наш кор­ре­спон­дент Елена Насле­ды­шева бесе­дует с про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Степановым.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов в 1980 году окон­чил физи­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета. Рабо­тал в Физико тех­ни­че­ском инсти­туте им. А.Ф. Иоффе, Ленин­град­ском инже­нерно-стро­и­тель­ном инсти­туте (ЛИСИ), заве­до­вал лабо­ра­то­рией теп­ло­фи­зики. Кан­ди­дат физико-мате­ма­ти­че­ских наук. Руко­по­ло­жен в сан свя­щен­ника в 1992 году. Насто­я­тель домо­вой церкви вели­ко­му­че­ницы Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ницы и храма свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Фео­дора, Давида и Кон­стан­тина Яро­слав­ских в Санкт-Петер­бурге. Пред­се­да­тель епар­хи­аль­ной комис­сии по бла­го­тво­ри­тель­но­сти СПб. Глав­ный редак­тор радио­стан­ции «Град Петров».

— Если мы обра­тимся к биб­лей­скому повест­во­ва­нию о конце вре­мен, то, во-пер­вых, уви­дим радость. Это не страшно, это радостно: «И уви­дел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ); «се творю все новое» ( Откр.21:5 ). Пред взо­ром чита­теля воз­ни­кает новый Иеру­са­лим, новый град, испол­нен­ный вся­кого богат­ства. Пере­чис­ля­ется мно­же­ство дра­го­цен­ных кам­ней, золото и про­чее (см. Откр.21 ). Это не веще­ствен­ные дра­го­цен­но­сти, а образ чего-то наи­бо­лее цен­ного, наи­бо­лее пре­крас­ного, что в созна­нии людей того вре­мени могло быть.

Книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова повест­вует, конечно, не про­сто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конеч­ной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее без­услов­ное тор­же­ство. Да, зна­чи­тель­ная часть посвя­щена борьбе мира сего про­тив Хри­ста, про­тив вер­ных, про­тив тех людей, кото­рые хотят жить не по зако­нам мира сего, а по зако­нам Божьим, по зако­нам, кото­рые Хри­стос оста­вил людям. Но по суще­ству, Апо­ка­лип­сис активно утвер­ждает, что эсха­то­ло­ги­че­ское, послед­нее, пре­дель­ное в смысле конца («эсха­тон» — это конец, обрыв, завер­ше­ние чего-то) изме­ре­ние уже при­сут­ствует в этом мире. То есть веч­ность уже вошла в мир. Одно­вре­менно с этим вхо­дит и суд. Суд, соб­ственно, начался с того момента, когда Гос­подь вопло­тился. С этого момента мы имеем образ Чело­века с боль­шой буквы. «Се, Чело­век!» — гово­рит Пилат. Мы имеем как бы уни­вер­саль­ную меру всех вещей, уни­вер­саль­ную меру добра и зла, кри­те­рий суда вообще, при­чем явлен­ный не тео­ре­ти­че­ски, не в виде фило­со­фии или какой-то тео­рии, а в виде живой лич­но­сти. И Сама эта Лич­ность гово­рит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ).

Суть хри­сти­ан­ского бла­го­ве­стия в том, что Цар­ство Божие, как гово­рит Гос­подь в Еван­ге­лии (см. Мф.4:17 ), при­бли­зи­лось, оно уже при­сут­ствует здесь. Конец уже при­сут­ствует в мире, и это при­сут­ствие есть Цер­ковь. И каж­дый из живу­щих сей­час может быть при­об­щен к этому окон­ча­тель­ному бытию мира, войдя в Цер­ковь, начав по-насто­я­щему глу­боко жить ее жиз­нью — не ужас­ной, а радостной!

— Кажется, однако, что даже веру­ю­щие люди в глу­бине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.

— А какой смысл его отсро­чить? Может быть, дать время кому-то еще оду­маться, придти к Богу. Но это время опре­де­ляет Сам Гос­подь. Тогда, когда пол­нота всего доб­рого и пози­тив­ного, что может про­изойти в мире, свер­шится, испол­нится, тогда, оче­видно, будет исчер­пан смысл бытия этого мира…

— Мно­гие, осо­бенно в цер­ков­ной среде, видят при­знаки послед­них вре­мен в про­ис­хо­дя­щих то там то здесь ката­клиз­мах и сти­хий­ных бед­ствиях. Что вы дума­ете об этом?

Наблю­дая за этими собы­ти­ями, мы можем гово­рить о том, что при­бли­жа­ется время конца света. Но в Еван­ге­лии Гос­подь гово­рит: «Не ваше дело знать вре­мена или сроки, кото­рые Отец поло­жил в Своей вла­сти» ( Деян.1:7 ). Еван­ге­лие мно­го­кратно воз­вра­ща­ется к теме того, что мы должны быть все­гда готовы «пред­стать пред Сына Человеческого».

Нов­го­род­скаяикона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование икона XV века «Страш­ный суд». Слева вверху — Гор­ний Иеру­са­лим со свя­тыми, в цен­тре в круге — Гос­подь-Саваоф в окру­же­нии сера­фи­мов и Еноха, взя­того живым на небо и полу­чив­шего от Бога откро­ве­ние о пред­сто­я­щих перед кон­цом мира собы­тиях. Справа — Хри­стос с анге­лами, про­го­ня­ю­щими тре­зуб­цами тьму, и анге­лами, скло­нив­ши­мися перед кре­стом. В сле­ду­ю­щем ряду — ангелы и апо­столы, в цен­тре — Хри­стос-Спа­си­тель, рядом с ним Бого­ма­терь и Иоанн Пред­теча, на коле­нях стоят Адам и Ева. Они молят Хри­ста за чело­ве­че­ский род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия раз­но­цвет­ные кольца, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие мытар­ства, через кото­рые должны пройти греш­ники. Ниже — длань, дер­жа­щая весы, кото­рые бесы ста­ра­ются пере­тя­нуть в свою сто­рону. Справа — земля и море, «отда­ю­щие мерт­ве­цов», под ними — ад, где сатана дер­жит Иуду. Ангел тре­зуб­цем отправ­ляет в ад греш­ни­ков: епи­скопа, царя и монаха. Слева в кругу изоб­ра­же­ние рая с Бого­ро­ди­цей, анге­лами и бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, внизу врата рая, в кото­рые вхо­дят пра­вед­ники, левее них — схим­ники с кры­льями (схиму назы­вают «ангель­ским обра­зом»). Ад и рай раз­де­лены стол­бом, к нему при­ко­ван «мило­сти­вый блуд­ник» из визан­тий­ской притчи, кото­рый «ради мило­стыни избав­лен от веч­ных мук, а ради блуда лишен Цар­ства Небесного».

— Ино­гда можно услы­шать вопрос: за что Богу судить нас, если на все воля Божия?

— Бог сотво­рил чело­века сво­бод­ным. Он сотво­рил его таким, что Сам в эту сво­боду не может вме­шаться. И если чело­век изби­рает опре­де­лен­ный путь, при­ни­мает какое-то реше­ние — это его реше­ние, и Бог ува­жает его. Поэтому если чело­век при­ни­мает какое-то реше­ние, пус­кай даже очень непра­виль­ное с точки зре­ния Бога, Он, тем не менее, попус­кает чело­веку выпол­нить его, в част­но­сти, совер­шить грех. Иначе Тво­рец начал бы про­сто ломать то, что Сам создал.

Гос­подь на про­тя­же­нии жизни чело­века как-то вли­яет на чело­века. Если обра­титься к этой ана­ло­гии: роди­тель вос­пи­ты­вает ребенка, обу­чает его, пыта­ется как-то огра­дить от вли­я­ния недолж­ного и чего-то злого. Но чело­век, в конеч­ном счете, ста­но­вится взрос­лым и сам изби­рает добро или зло.

Когда перед нами стоит воз­мож­ность совер­ше­ния греха, мы очень часто чув­ствуем, что про­ис­хо­дят какие-то собы­тия, кото­рые как бы удер­жи­вают нас от совер­ше­ния этого шага. Как пра­вило, они носят не запре­ти­тель­ный харак­тер, а пре­ду­пре­ди­тель­ный. И чело­век может на минуту оста­но­вить свое уже нача­тое дви­же­ние и хотя бы дать себе отчет в том, что он делает. Дальше он может про­дол­жить дви­же­ние, направ­лен­ное ко греху, но может и удер­жаться. Гос­подь все­гда дает эту воз­мож­ность и несколько как бы удер­жи­вает чело­века. Бог ста­ра­ется нам помочь, но окон­ча­тель­ное слово все­гда оста­нется за нами. Поэтому при под­ве­де­нии итога жизни — ответ­ствен­ность будет на человеке.

Мы назы­ваем 25‑ю главу Еван­ге­лия от Мат­фея Еван­ге­лием о Страш­ном Суде, хотя слова «страш­ный» там нет. Что же в нем страш­ного? Если мы про­чи­таем весь текст, то уви­дим, что страшна оче­вид­ность нашего без­за­ко­ния, оче­вид­ность нашего рав­но­ду­шия. В этой главе Сам Гос­подь гово­рит о послед­нем суде, и Он гово­рит о том, что оправ­даны будут те, кото­рые помогли ближ­нему сво­ему: посе­тили боль­ного, заклю­чен­ного в тем­нице, накор­мили голод­ного, напо­или жаж­ду­щего, одели нагого; и будут осуж­дены те, кто этого не сде­лал. Ибо, гово­рит Гос­подь, «так, как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне».

Здесь, на этом послед­нем срезе нашего бытия, на грани пре­бы­ва­ния в веч­но­сти обна­жа­ется вся правда о нас самих. Поэтому послед­ний суд будет стра­шен именно тем, что эта правда, кото­рую, может быть, мы часто скры­ваем от окру­жа­ю­щих и больше всего — от самих себя, будет пред­став­лена пред нами во всей своей непри­гляд­но­сти. И мы уви­дим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стре­мимся, жерт­вуем ли чем-то ради чело­века, кото­рый нуж­да­ется рядом с нами, или мы живем только эго­и­сти­че­ским устрем­ле­нием. Вот это и будет страш­ный и послед­ний суд.

Источник

Страшный суд в картинах и иконах

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Иероним Босх

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Стефан Лохнер

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Ганс Мемлинг

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Микеланджело Буанарроти

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Середина XVI в.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. 1580 г.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Середина 15 в.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Второе пришествие.Греция.Около 1700 г

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. 17 в. Фреска

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд Румыния, подписана 1899 г

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Украина

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Миниатюра Синодика XVII в.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный суд. 18 век. Поволжье

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

икона страшного суда толкование. Смотреть фото икона страшного суда толкование. Смотреть картинку икона страшного суда толкование. Картинка про икона страшного суда толкование. Фото икона страшного суда толкование

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Текст: протоиерей Серафим Слободской

Читайте также:

Протоиерей Николай Погребняк

В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).

Источник

Икона Страшного суда — о чём молятся перед образом

Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.

В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.

История сложения

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

Икона Страшный Суд традиционно включает три темы:

Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.

Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.

Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Тексты, которые повлияли на иконографию Страшного Суда

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния».

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле.

Для некоторых образов иконы требуется отдельное толкование:

Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники.

Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Первый и второй ярус

Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.

Третий и четвертый ярус

Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.

Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).

Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» – изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.

Изображение змея

Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама.

Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.

Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.

Какое значение имеет икона для верующих

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния.

Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Эту икону обычно не рассматривают как образ для чтения молитвы. Она несёт скорее мотивационную нагрузку. Но всё же никто не запрещает молиться и перед ней, если хочется.

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Отче наш

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда — неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *