икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Икона Николая 2 и его семьи: значение, о чем ей молятся

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Одним из наиболее трагических событий в российской истории 20 века является убийство царской семьи. По утверждениям большевиков, оно было продиктовано т. н. «революционной необходимостью». Жертвами бесчеловечной «революционной» логики пали император Николай II, последний представитель 300-летней династии Романовых, императрица Александра Федоровна, его супруга, и их дети: четверо дочерей в возрасте 17-23 лет и цесаревич Алексей 14 лет, бывший наследником престола. Расстреляны были также люди, до последнего сохранившие верность царю и его семье: родственники и некоторые из приближенных.

Грех убийства

Помазанник Божий, его жена и дети были зверски убиты, и тот грех в течение долгих десятилетий тяготел над всей Россией. Только в 2000-м, на рубеже тысячелетий, убиенного императора Николая II и его семью Русская православная церковь канонизировала как царственных страстотерпцев. Для прославления новых святых появились икона Николая 2 (фото представлено далее), а также образа, посвященные его царственной супруге и детям.

Однако следует помнить, что увековечение иконописцами царственных жертв октябрьского произвола продиктовано не только желанием их прославить. Появление иконы Николая 2 и его семьи служит напоминанием о необходимости покаяния всего народа, который является повинным в страшном грехе — отступничестве от помазанника Божьего, оставленного вместе с невинными супругой и детьми в руках безжалостных врагов.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Святые иконы как напоминание о незыблемости основ православия

Поэтому неудивительно, что почти в каждом православном храме, а также дома у многих верующих можно увидеть икону мученика Николая 2 и образа, посвященные канонизированным членам его семьи. В этом и заключается их значение: напоминать о мученическом подвиге императора и его близких, совершенном во имя мира на русской земле и подтвердившем незыблемость в Российском государстве основ православия.

Свершившийся исторический факт нашел отражение как в иконописи, так и в существующих молитвах и акафистах к царственным мученикам. Сегодня известно множество свидетельств о чудесах, произошедших по молитвенным просьбам о защите к иконе царя Николая 2 и его семьи. Зафиксированы случаи исцеления недугов, соединения семей, находившихся на грани разрушения, мироточения образов императора и его близких.

Икона Николая 2: история создания

История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России — по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора — мученика в великокняжеских одеждах.

Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.

Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева — праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

О судьбе иконы

Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне. Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.

Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев. Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первый случай чудесного исцеления зафиксирован в храме Троицы Живоначальной (Хохлы). Здесь, благодаря иконе святого царя-мученика, было возвращено зрение полковнику в отставке А. М. Вытягову.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти. После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

Об иконографии царственных мучеников

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

В основу иконографии семьи Романовых положены подлинные фото близких императора. Лики царственных страстотерпцев имеют сходство с их фотографическими портретами. Некоторые мастера изображают мучеников в иконописном стиле. Увековечены на святых образах не только члены семьи царя, но и все те, кто до самого смертного часа сохранял им верность.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Об иконе «Страстотерпцы Романовы»

О чудесах, происходивших по молитвам к убиенному государю императору Николаю Второму, а также безвинно замученным императрице Александре и детям: царским дочерям Марии, Татьяне, Анастасии, Ольге и царевичу Алексею – ходят легенды. До нашего времени не иссякает великое заступничество царственных мучеников. Обращаясь к ним, молят о родной земле, о помощи и защите.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Дни почитания иконы «Святые царственные страстотерпцы» («Страстотерпцы Романовы») — 17 июля (дата гибели семьи царя) и 7 февраля (дата празднования Собора новомучеников, которые пострадали за Христову веру после октябрьской революции).

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

В чем помогает икона?

Царственные страстотерпцы становятся покровителями для всех, кто носит их имена. Молитва перед иконой семьи царя помогает поддерживать взаимное уважение поколений, а также близкие отношения между родными людьми, воспитывать в благочестии детей, укреплять в них верность православным устоям и патриотизм.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Иконография образа «Царственных страстотерпцев»

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьиРусская иконопись, в силу ее основного принципа – верности церковному преданию, всегда следовала своим лучшим образцам, которые отличало строгое соблюдение всех иконописных канонов. При этом существует исторически объяснимое стремление «примирить» традиционную иконопись с живописным наследием синодальной эпохи.

Принято считать, что истоки упадка русской иконописи коренятся в начале XVIII века. Фактически же это произошло на несколько десятилетий раньше. Именно в середине XVII столетия западное влияние на русскую иконопись оказалось столь сильным, что патриарх Никон вынужден был прибегнуть к самым решительным мерам: велел отбирать иконы, писанные по образцу западных картин.

Собственно, само по себе искусство, привнесенное из западной церковной традиции, не является антихудожественным или принципиально несовместимым с традиционной русской иконописью. Причина кроется в подходе к сути изображаемого: в разрушении древнего иконографического канона и исторической правдивости, когда, так называемая, «авторская свобода», то есть вольное истолкование иконописных образов, растворяет догматическую суть иконописного образа и, тем самым, уводит от правдивого изображения исторической реальности.

Православная икона пишется с точки зрения вечности, она – свидетельство Царства Божия, а свидетельство не имеет права на интерпретацию. То, что допустимо в религиозной живописи, интерпретирующей определенный священный сюжет, немыслимо в иконе, где изображенное должно следовать (или восходить) первообразу.

К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности, которая очевидна в религиозной живописи. 100 правило VI Вселенского Собора гласит: «Изображение на досках или ином чем представляемыя, обаяющыя зрение, растлевающыя умы, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, непозволимо отныне, каким бы то ни было способом начертавати».

Современные условия требуют от иконописцев не бездумно копировать готовые образцы, но быть вдумчивыми творцами, высоко образованными, как в иконописном деле, так и в истории. К сожалению, при выборе стиля и образцов художники-иконописцы нередко руководствуются преимущественно лишь своими вкусами или желаниями заказчика. В итоге, выразительная форма оказывается не выражением догматического содержания, а его интерпретацией, зачастую весьма вольной.

Создание новых иконографий всегда было делом трудным и очень ответственным. Сегодня мы становимся свидетелями создания иконографий святых нового времени. Самый обширный пласт новой иконографии составляют образы новомучеников. За период с 1988 года и до настоящего времени в Русской Православной Церкви был прославлен сонм святых. Только на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 1154 святых. По традиции, при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новомучеников еще не найдено общепризнанного образа. Те иконы, которые все-таки пишутся сегодня, не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям.

Каждая икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико-каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

Очертив круг наиболее важных требований, которые предъявляются к традиционной русской иконописи, попытаемся рассмотреть несколько образов иконографии «Царственных мучеников», столь широко ныне почитаемых.

Следует отметить, что икона написана с нарушением исторической правдивости изображения. Во-первых, это касается одеяний императора. Николай II, как известно, на Всероссийский престол был коронован в 1896 году. Коронация проходила в соответствии с установившейся традицией. Во время церемонии император получил символы царской власти: скипетр и державу, и облачен он был в парадный военный мундир и горностаевую мантию. Впервые данная атрибутика была использована во время провозглашения императором Петра I, но ко времени вступления на престол Николая II превратилось в своего рода закон. Одежд русских царей XVI-XVII веков император Николай II не носил и во все время своего дальнейшего правления.

Следующая, и весьма существенная историческую погрешность в изображении, заключается в том, что св. Николай изображен со скипетром и державой в руках, как с неотъемлемыми атрибутами русского самодержца. Не вдаваясь в дебаты, «как» и «отчего» произошли известные исторические события. Остановимся на бесспорном: Государь добровольно отрекся от Престола, сложив, тем самым, с себя монаршую власть. Возможность отречения Российского Государя от Престола по какой бы то ни было причине не предусматривалась Актом о Престолонаследии, и, в этой связи отречение Императора Николая II от государственной власти явилось беспрецедентным фактом в государственной жизни России. Изображение на иконе царя-мученика этих символов власти ни с какой точки зрения не может быть расценено как исторически обоснованное. Вместе с тем, иконографический канон строго определяет усвоение мученикам и страстотерпцам как действительно неотъемлемого символа мученического креста в деснице. Но этого нет в рассматриваемом образе.

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных

Среди других, наиболее известных икон с изображением Царской семьи, обращает на себя внимание икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» из храма Христа Спасителя. Средник этой иконы очень известен, благодаря многократному литографическому тиражированию.

Фрагмент
В центральной нижней части средника изображена Царская семья. И, в первую очередь, обращает на себя внимание все та же историческая ошибка. Император, императрица и все члены царской семьи изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон XVI-XVII веков. Вызывает недоумение, почему царь Николай II и царица Александра изображены на втором плане семифигурной композиции. В иконографических традициях ключевые фигуры святых изображаются в центре, обозначая, тем самым, композиционный и смысловой центр. Возможно, что иконописцы поместили их в глубину композиции с целью избежать некоторых проблем, связанных с детализацией изображения образов. Но, так или иначе, это нарушает существующие иконописные каноны.

В последнее время широкое распространение получила икона «Святые Царственные мученики». Икона выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике. Подобное смешение стилей является невозможным для православной иконы, но, к сожалению, в иконе есть и другие, еще более серьезные противоречия.

Среди часто издаваемых большими тиражами икон есть иконы и с изображением непосредственно св. царя Николая II. В целом, им, как правило, присущи те же иконографические противоречия, о которых говорилось выше. Кроме того, стоит отметить, что изображение святого не в окружении членов Царской семьи все-таки тоже выходит за рамки канона. В иконографической традиции, конечно, есть примеры, когда из собора святых изображались лишь избранные святые, но они единичны. Для общего поклонения и почитания в традиции Русской Церкви с древности изображались соборы единопрославленных святых: «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся», «Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие» и др.

Таким образом, кратко обозначив круг основных требований иконографического канона и рассмотрев на общеизвестных примерах основные противоречия, существующие в современной иконографии «Царственных страстотерпцев», попытаемся определить, что же включает в себя исторически обоснованное и иконографически верное иконописное изображение.

Первоочередным здесь выступает требование следовать строго иконографическим традициям русской иконописи, не смешивая стили и художественные решения. С точки зрения иконографии нам представляется наиболее обоснованным следующее решение.

В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Более того, к моменту своей кончины св. Николай оставался единственным законно поставленным государем, единственным помазанником. В России помазание Святым миром на царство было воспринято из традиции Византийской империи, но восходило ко временам Ветхозаветной Истории (вспомним помазание на царство царя Давида (1 Пар. 16,1.12)). Согласно учению Церкви, Дары Духа Святого, которые подаются через таинство миропомазания, неизгладимы, и даже добровольно оставивший Престол св. царь Николай оставался единственным законным правителем.

Иконографически справедливым будет, с учетом сказанного, изображать Царскую семью и в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву должна занимать центральное место.

Иконопись, бесспорно, является верной хранительницей преемственности священных традиций. Эту мысль отразили в своих определениях Отцы VII Вселенского Собора, и эту мысль должно продолжать во исполнение догматической и исторической истины.

Источник

С короной на голове, но чаще без нее – иконы Царственных страстотерпцев

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

ХХ век был для Русской Православной Церкви временем тяжелых испытаний. Но Церковь выжила, обрела свободу и смогла возродиться. Большую роль в этом играет память новомучеников, благодаря подвигу которых Церковь выстояла и заступничеством которых она продолжает свой путь. За последние годы в Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых, увеличивший святцы едва ли не вдвое.

Только Собором 2000 года к лику святых было причислено 1154 человека. И это поставило перед иконописцами грандиозную задачу создания для каждого новопрославленного святого достойной иконы. И мы видим, как появляются иконы не только с изображением единичных образов, но целые соборы, например, «Собор новомучеников и исповедников Российских», «Собор Соловецких мучеников» и т.д.

Создание нового образа — дело непростое, требующее от художника не только мастерства, но и богословской грамотности, церковного сознания, чувства соборности, а порой и пророческого видения. Не каждый иконописец обладает этими качествами, не каждый способен создать новый образ, хотя берутся многие. И, к сожалению, далеко не все новописанные иконы удовлетворяют каноническим и художественным требованиям, а некоторые из них рождают недоумения и даже отторжение.

Есть образы недавно канонизированных святых, иконография которых уже вполне сложилась, например, св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Тихон, Патриарх Московский, и даже в некоторой степени Великая княгиня Елизавета Федоровна. При всем разнообразии используемых деталей в этих иконах есть устойчивые элементы, которые четко выстраивают образ, делают его узнаваемым и духовно достоверным.

Но есть и явно неудачные образы, к сожалению, их немало. Как ни странно, для современных иконописцев знание того, как выглядел святой (почти всегда мы имеем фотографии), оказывается проблемой.

Только опытный иконописец может написать лик, в котором сохранено портретное сходство, но также явлено духовное преображение святого, что и призвана показывать икона.

Все сказанное в равной мере касается и иконографии царской семьи, которая находится еще в стадии формирования.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Иконописцы в стадии поисков и экспериментов

Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья — императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть спустя более чем 80 лет, и, конечно, по меркам истории, это срок небольшой для того, чтобы создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным. Пока, нужно сказать, в основном иконописцы находятся в стадии поисков и экспериментов.

Надо сказать, что образы царской семьи появились в России задолго до канонизации. Во многом благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к лику святых Государя Императора и его семью уже в 1981 г. вместе с сонмом новомучеников Российских. И в начале 80-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых Новомучеников Российских, от безбожников убиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около двухсот святых, изображен Государь Император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Важно отметить, что Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в чине страстотерпцев, а Зарубежный Синод — как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с царской семьей в доме Ипатьева, так же как претерпевших мучение от безбожников, это семейный врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

С воссоединением РПЦ и РПЦЗ было восстановлено не только литургическое и евхаристическое общение церковного народа, но и почитание общих святых, к которым относится царская семья и все погибшие вместе с ними в Екатеринбурге. Это не могло не отразиться в иконографии. Так, в одном из московских храмов есть икона, на которой изображены все мученики Ипатьевского дома вместе с погибшими в Алапевске, где были сброшены в шахту св. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, Великие князья и др. (иконописец Антон Яржомбек, храм Живоначальной Троицы в Хохлах). Это, конечно, нетипичный случай, но очень важный не только для развития иконографии царской семьи, но и почитания новомучеников в целом.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Два года назад наша Церковь причислила к лику святых доктора Боткина. Это первый шаг к признанию страстотерпцами всех пострадавших в доме Ипатьева.

Безусловно, в центре трагедии стоит фигура Государя Императора, поэтому к иконографии его образа наиболее пристальное внимание. Первые иконописные изображения Николая Александровича появились на Западе еще в 1920-30-х гг. задолго до его канонизации не только в РПЦ, но и в РПЦЗ. Мне приходилось видеть фреску с изображением Николая II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. Есть упоминания, что в 1928 году Государь и члены его семьи, расстрелянные с ним, были причислены к лику святых Катакомбной церковью, а в 1938 году они канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако документальных подтверждений этому нам не удалось найти.

Обычный человек, на долю которого выпал тяжелый крест

Но, по крайней мере, начиная с 80-х гг. ХХ века и по сей день по всему миру создается немало иконописных изображений Николая II. Однако, если проанализировать эти изображения, то можно убедиться, что у иконописцев нет единого подхода: на одних иконах государь изображен в простой гимнастерке, на других — в традиционном для иконописи княжеском одеянии, на третьих — в мундире с орденами и в горностаевой мантии, на четвертых — в белых одеждах, на пятых — в красных как мученик и т.д.

Нередко Николай Александрович представлен с короной на голове или с венцом, в шапке Мономаха, с царскими регалиями в виде скипетра и державы, с георгиевским крестом, орденами и лентами. Есть иконы, где на голове у царя офицерская фуражка. Немало икон, где он изображен и вовсе без головного убора, без каких-либо регалий и отличительных знаков, как бы в предельном уничижении. Встречаются иконы оплечные, полуфигурные, ростовые и даже на коне, где царь представлен подобно святому Георгию.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Встречаются и житийные иконы Государя, на полях которых изображены эпизоды жизни и мученичества Николая и всей его семьи. Но в одних иконах подчеркивается его служение государству, а в других — акцент ставится на подвиг последних месяцев, проведенных в Ипатьевском доме, и на расстрел.

К сожалению, сегодня существует немало маргинальных групп, прославляющих Николая II как царя-искупителя. И это оказывает влияние на сознание церковного народа и на образы, которые пишут иконописцы, которые, увы, не всегда разборчивы. Так нередко встречаются иконы, на которых мученический подвиг царя предельно сакрализируется, примером может служить изображение головы Императора на блюде, отсылающей к традиционной иконографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Или, например, Николай изображается у престола, на котором стоит потир и дискос, и он как священник совершает жертвоприношение, тем самым намекается на его «сходство» с Христом, который, согласно Св. Писанию, царь и священник одновременно. Совершенно понятно, что подобные изображения не могут считаться каноничными.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Безусловно, каноничными могут быть только иконы, где Государь представлен как обычный человек, на долю которого выпал тяжелый крест и он с достоинством его принял.

Как это должно быть выражено в иконе, вопрос не только художественного мастерства, но и серьезного богословского осмысления.

Нередко встречаются изображение императора Николая и императрицы Александры Федоровны вместе на одной иконе, а иногда их образ помещают в среднике, а на полях изображают княжон и цесаревича, что подчеркивает единство царской семьи перед лицом страданий, выпавших на их долю.

С короной на голове, но чаще без нее

Есть иконы, на которых Александра Федоровна изображена одна. Ее почитание сегодня, можно сказать, возрастает в народе, особенно после публикации писем и дневников. При этом вновь мы видим множество вариантов, говорящих, что нет единого понимания, как изображать Императрицу. На одних иконах на ней царское одеяние, на других – декольтированное платье, иногда Александра изображена с короной на голове, но чаще – без нее. Немало икон, где Государыня предстает в одежде сестры милосердия, что подчеркивает ее смиренное служение в годы Первой мировой войны.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Точно так же в одеждах сестер милосердия изображают и великих княжон, хотя чаще встречаются иконы, где они представлены в платьях, характерных для начала ХХ века. Надо сказать, что отдельно великих княжон пишут редко, исключение составляют т.н. «мерные иконы».

Образ царевича Алексея гораздо чаще можно встретить на отдельных иконах. И тут тоже мы видим большое разнообразие вариантов. Цесаревич предстает то в княжеском одеянии, то в простой гимнастерке или в матроске, или даже в казачьей форме, то в белой или красной (символы мученичества) тунике или в красном плаще. Иногда он изображается с короной на голове, но чаще без нее. Часто в руках Цесаревича изображают крест. На некоторых иконах представлены вместе Государь и Наследник престола. Имеют также хождение иконы, где цесаревич изображен на коленях у Григория Распутина. Но это, безусловно, иконография, сформированная в маргинальной среде, далекой от истинного понимания святости.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Однако большинство икон представляют нам всю царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Например, известный иконописец Александр Соколов написал икону, где Государь и цесаревич изображены в гимнастерках и без корон, а царица и княжны – в условно княжеских платьях. Здесь подчеркнут не парадный характер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, цесаревич без короны, потому что он уже не наследник, а царица и царевны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев.

В Екатеринбургском храме на крови хранится икона, где царица и княжны в одеждах сестер милосердия (автор Елена Водичева), что символизирует милосердный характер служения народу, ради которого и пошла на подвиг царская семья, став заложниками революционной ситуации в стране.

Широкое распространение получил образ, на котором все, включая царя и царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7:14). Белизна одежд подчеркивается красным фоном, еще более выявляющим мученический аспект образа. Один из вариантов подобной иконографии мы можем видеть в Сретенском монастыре.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

При этом на сретенской иконе в верхней части изображен Господь Иисус Христос, восседающий на престоле, перед которым предстоит царская семья в молитве. Эта икона получила название «Снятие пятой печати», что подчеркивает апокалиптический характер образа, усиленный образом Высшего Судии. Однако при всей грандиозности замысла этот образ богословски не совсем точен, ибо Пятая печать в Откровении Иоанна Богослова обозначает души, убиенные за слово Божие, а гибель царской семьи не была связана прямо с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством, что было учтено при канонизации царской семьи.

Иногда можно встретить икону, на которой царская семья представлена на фоне креста, но чаще в руках святых страстотерпцев изображаются кресты, и эта деталь ясно указывает на их подвиг.

Однако чаще всего царскую семью изображают без учета мученического или страстотерпческого смысла, просто как образ канонизированной власти. Поэтому их облачают в княжеские или царские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на головах, этим всем прославляется не столько подвиг страстотерпцев, сколько царственность этих святых.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Что же нужно, чтобы иконография сложилась

Надписание икон также сильно разнится: на большинстве икон имеется надпись «страстотерпцы» в соответствии с канонизацией на Соборе 2000 г., но немало таких, где царская семья именуется «мучениками», как это принято в РПЦЗ. А на некоторых иконах встречается уже совсем недопустимое именование «Царь-искупитель». Но такое надписание явно свидетельствует о другом богословии, находящемся за границами ортодоксии, ибо если Николай II – Искупитель, то кто же тогда Христос? В какого Бога верит написавший данный образ и почитающий его?

Иногда пишут царя или царицу с иконой в руках. Этот прием хорошо известен в иконографии. Однако, понятно, если Государь на иконе держит в руках образ прп. Серафима Саровского, их связь очевидна, ведь канонизация прп. Серафима была утверждена при содействии Николая Александровича.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Однако странно видеть образ преп. Серафима с иконой Государя или всей царской семьи, здесь явно не только хронология нарушена, но нарушена духовная иерархия. С образом Николая в руках нередко изображают свт. Иоанна Шанхайского, и это вполне объяснимо, так как святитель Иоанн Максимович очень почитал Государя и способствовал распространению этого почитания в русской диаспоре. С иконой Государя в руках изображают также новомученика Василия Иванова, который пострадал при советской власти именно за почитание Николая II.

Наиболее иконографически устойчивым и богословски оправданным является изображение царской семьи в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву занимает центральное место.

икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Смотреть картинку икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Картинка про икона страстотерпцев царя николая и его семьи. Фото икона страстотерпцев царя николая и его семьи

Описанное нами множество образов (а многое осталось и за пределами рассмотрения), с одной стороны, свидетельствует о большом интересе к царской семье и вообще к новомученикам, с другой – говорит о том, что в Церкви пока не выработан канон изображения царственных страстотерпцев, общепринятый образ не найден, и каждый иконописец изобретает нечто свое или пользуется разработками других, не слишком вникая, что в них приемлемо, а что нет. Причина этого, на мой взгляд, в том, что церковно образ царской семьи еще глубоко не осмыслен богословски и литургически.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась? Прежде чем решать иконографические проблемы, необходимо осознать историческое значение канонизации и ее духовный смысл.

Дискуссия по поводу расстрела царской семьи, которая началась задолго до официальной канонизации, многолетняя работа Комиссии по канонизации, долго вызревавшее решение Собора, до сих пор продолжающаяся полемика вокруг царских останков – все это показывает, как непросто образ царственных страстотерпцев входит в церковное сознание.

А следовательно, и создание достойного образа – дело непростое и несиюминутное, тут нужна историческая дистанция и большая духовная работа. Образ должен вызреть, родиться изнутри церковного соборного разума, сложиться, стать отражением единой веры, а не созданием одного, пусть и гениального мастера, и даже не группы людей, это должен быть духовный плод всей полноты Церкви.

1 Губарева О. В. Вопросы иконографiи святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссiйскому прославленiю Императора Николая II и Его Семьи. СПб., Издательскiй проектъ «Русскiй символъ», 1999.

Текст впервые был опубликован в Журнале Московской Патриархии, №5, 2018

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *