икона святого христофора в свияжске

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Время: первая половина XIX века.

Где написали икону: Урал, город Невьянск.

Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.

Источник

Свияжск. Фреска. Святой Христофор.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжскеa_mokeev написал:
Май, 5, 2009 в 11:46

Святой Христофор Псеглавец долгое время почитался православной церковью, и лишь на московском соборе в 1667 году он был запрещен. Но старообрядческая церковь до сих пор почитает этого святого, и икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова.

О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя во искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Сохранились также и скульптурные изображения святого, одно из которых хранится в соборе Парижской Богоматери.

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове Великом, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.

Источник

Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником[1]. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске
Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.)[2].

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске
Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке[7]. В левой руке святой держит крест.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске
Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых[8].

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске
Святой Христофор (?). Прорись. Первая четверть XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки[12] представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

[1] Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

[2] Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

[3] Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

[4] Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355.

[6] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.

[7] Гувакова Е. В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? Обзор икон святого мученика Христофора в собрании фонда древнерусской живописи ГИМ // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 143. Забелинские чтения 2003. М., 2004. С. 59.

[8] См.: Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 87. Кат. 21, 23, 79, 80, 83–85, 86, 88, 95, 127, 144.

[9] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 56.

[10] Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231. Кат. 68.

[11] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 59.

[12] Владимирский В., священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234

Источник

Несущий Христа: семь фактов об уникальной фреске Святого Христофора в Свияжске

С греческого Христофор дословно переводится как «Несущий Христа». Одно из редчайших в России религиозных изображений, фреска в высоту всей колонны храма с животным ликом христианского святого полностью отреставрирована и вскоре предстанет как первозданная перед туристами и паломниками в Успенском соборе Свияжска.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

«Татар-информ» проследил историю уникального изображения с XVI века до наших дней. В преддверии Светлой Пасхи рассказываем о загадках и невероятных обстоятельствах «биографии» фрески несущего Христа святого.

1. Чудо рукотворное – почерк неизвестен

Живопись в соборе Успения Пресвятой Богородицы Свияжска, внесенном летом прошлого года в список объектов ЮНЕСКО, датирована XVI веком и представляет собой подлинную уникальную роспись храма. Самая древняя часть собора построена при основании Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Обустройство обители напрямую связано с походом Ивана Грозного на Казань. Фрески, по мнению бригадира реставрационных работ в Свияжске, художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва – прим. Т-и) Валерия Косушкина, украсили храм в 60-е годы того же столетия.

«В левом верхнем углу фрески святого Христофора я оставил контрольный участок – темный квадрат, который свидетельствует о том, какие записи (слои позднейшей росписи поверх оригинала – прим. Т-и) были сняты. Эта фреска, как и все остальные, была под прописями конца XIX – начала ХХ века. На сегодняшний день подобных аналогов не обнаружено, документов о том, кто был автором, тоже не обнаружено. Но эти росписи на уровне чуда: художники были очень хорошие, очень крепкая была артель. У них уверенный рисунок, у них уверенная расколеровка – они экстра-класса мастера. Но при этом неизвестно, откуда они появляются, и неизвестно, куда уходят – исчезают, поэтому нет аналогов этих свияжских фресок. Но тут еще нужно говорить, что до нас из XVI века и дошло очень мало – многое погибло», – пояснил Косушкин.

Однако ученые и реставраторы не оставляют надежды установить мастеров свияжских фресок. Авторы или хотя бы художественная школа неизвестны, так пожар XVII века в Казанском кремле уничтожил архив края. Но сейчас проверяются гипотезы, что примерами аналогичной живописи и, соответственно, работой мастеров той же художественной школы могут быть росписи Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске (Архангельская область) и Собора Рождества Христова в Александрове (Владимирская область).

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Кроме того, свияжская живопись уникальна еще и тем, что половина используемых для ее создания красок была не местного происхождения – привозные. На первых фресках найдены остатки смальты – сваренного стекла синего цвета (позже выяснилось, что были и зеленый, желтый, оранжевый цвета), которое истирали в пудру, а затем наносили в качестве краски. Технологию придумали итальянцы в первой половине XVI века и стали активно внедрять.

2. Почему же именно Христофор?

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

К числу основных святых мучеников Христофор не относится, хотя почитается как в католичестве, так и в православии. Тем не менее, как подчеркнула заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Елена Карташева, даже после нескольких лет пристального изучения уникальной фрески Успенского собора и иконографии образа в христианском мире не все аспекты выявлены.

На Руси первые изображения Христофора появляются в самом конце XII века, затем на какое-то время перестают прослеживаться, но с конца XV века снова появляются. В основном это середина XVI – XVII век, начало XVIII века. Наибольшее число изображений с песьей головой или с лошадиной, то есть наибольшая популярность святого приходится на середину XVI – конец XVII века.

Согласно отголоскам истории, до Крещения этого мощного, рослого, великаноподобного человека, обезглавленного за христианскую веру в III–IV веках, звали Репрев. По одной версии легенды, он был из племени киноцефалов – людей с песьими головами, но исповедовал христианство. Воин изобличал преследователей христиан и обращал их в религию. Был захвачен римлянами, которые считали киноцефалов свирепыми дикарями, в плен и казнен.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

По другой версии, рожден Репрев был, наоборот, очень красивым и сам попросил Бога обезобразить его внешность, устав от внимания женщин.

В католицизме распространена версия, что сильный Репрев был римлянином. По совету отшельника, чтобы быть полезным Христу, он стал переносить на своей спине через реку людей. И однажды, переправляя мальчика, великан вдруг почувствовал небывалую тяжесть – он нес Христа. Отсюда и имя святого Христофор, в дословном переводе означающее «несущий Христа». Но и в этой легенде святой погибает мученической смертью – заточенный в тюрьму за массовое вовлечение римлян в христианство.

Елена Карташева обратила внимание, что за рубежом изображения святого Христофора получают широкое распространение в XV–XVII веках. В католичестве больше популярны образы в человеческом облике. Единичные лики с песьей головой относятся к более древнему времени, впрочем, сохранялись они и позже в среде старообрядцев.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

К слову, исследователи в изображении Святого Христофора с головой животного видят связь с религией Древнего Египта. Считается, что таким образом копты (православные египтяне – прим. Т-и) совместили с христианством образ бога Анубиса. Причем не только Христофор, но и еще несколько святых довольно долго, до XVIII века, существовали в иконографии коптской церкви с собачьими головами – например, святые Ахракс и Аугани (о древнеегипетских традициях, перенятых иконописью, читайте также здесь).

Западная версия легенды о великане, переносящем на своих плечах людей через брод, изображена на одной из известнейших картин нидерландского художника Иеронима Босха (XV век). Девятиметровая фреска Христофора во всю стену находится в кафедральном соборе испанского города Толедо, где одно время находились его мощи, затем перевезенные в аббатство Сен-Дени во Франции.

На Руси считалось, что Христофор защищает от моровых поветрий (болезней). Появление этой фрески у нас в соборе, с одной стороны, объясняется тем, что в то время это было распространенное изображение, а с другой – именно тогда нередки были эпидемии, в том числе здесь, в Свияжске. Но есть и еще одно предположение. Это житие самого Христофора, когда сначала он был язычником и производил устрашающее впечатление своим звероподобным образом, а затем произошло его духовное преображение после принятия христианства и связанные с этим чудеса. Конечно, эта история могла быть поучительной именно в Казанском крае – после удачной кампании Ивана Грозного по присоединению территории Казанского ханства с его мусульманским и языческим населением», – рассказала Елена Карташева.

3. Укрытая за мощами первого настоятеля

Со времени строительства и росписи Успенского собора Свияжска в XVI веке к моменту начала реставрационных работ в 2010 году в негодность пришло лишь около 5 процентов фресковой живописи. Значительная часть росписей дошла до наших дней, несмотря на отчаянный период богоборчества в советской истории. Фреске Святого Христофора истребление грозило еще задолго до 1917 года.

Впервые, как рассказала Елена Карташева, писать Христофора с головой животного было запрещено церковью еще в ХVII веке. Затем уже в синодальный период истории Русской церкви, веком позже, запрет был повторен, и теперь официально было разрешалось писать святого только в человеческом облике. Тем не менее параллельное существование двух видов иконографии продолжалось.

«Когда Петром I было отменено патриаршество и появился священный Синод, начали приводить в порядок изображения в церквях, на иконах. Был введен запрет на Христофора с собачьей или конской головой, потому что считалось, что он вводит в соблазн, что недопустимо. Такие изображения в храмах почти везде были уничтожены или переписаны. Иконы со звероподобными ликами сохранялись у старообрядцев.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Свияжской фреске случайно повезло: раньше мощи первого настоятеля здешнего монастыря Германа стояли между западной стеной храма и колонной с изображением Христофора, а над мощами возвышалась сень (деревянная конструкция из четырех арок на четырех колоннах – прим. Т-и), которая закрывала его. Так как к тому времени живопись была уже достаточно сильно загрязнена, закопчена и выглядела неброско, грубо говоря, ее пропустили, ну, или связываться не стали. Это чудо, которое помогло этой композиции спастись», – пояснил Валерий Косушкин.

4. Под покровительством гуаши

Еще веком позже, со времен Николая I, в России началась охрана памятников. Теперь местные власти не могли на свой вкус и лад вмешиваться в древнюю живопись. Окончательное разрешение на реставрацию и поновление давало отныне только Министерство императорского двора и уделов. Оно же приставляло людей для наблюдения за реставрационными работами.

«Для работ в Свияжске был выбран Дмитрий Айналов – довольно известный искусствовед, знаток древнерусской живописи, возглавлявший археологическое общество. Он и контролировал художников, не позволив прописать живопись масляной краской, как хотели заказчики. Фрески были поновлены клеевыми красками – аналогом современной гуаши. Поскольку фрески пишутся на желтке, если бы их прописали сверху масляной краской, то со временем масло краски впиталось бы в оригинал и исказило бы его цвет – он бы потемнел. Тогда говорить об идентичности цвета XVI века и цвета, который был бы после масляной краски, уже не приходилось бы. Так случилось с живописью в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область – прим. Т-и). Вот и было придумано, что свияжские фрески надо поправить, осветлить гуашью. Живопись укрепили желтком куриных яиц, сверху заново прописали. Когда мы пришли, мы ее не размывали даже – работали щетинными кистями, обрезав ворс на разную длину, снимали эту наслоившуюся краску», – вспоминает начало реставрационных работ на объекте ЮНЕСКО Валерий Косушкин.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

К моменту первой реставрации собора в начале XX века поменялся сам подход к подобным объектам. В это время, как обратил внимание Косушкин, у церкви уже было понятие «памятники истории и культуры», открывались церковные музеи, появлялись церковные археологические общества, поэтому уничтожить официально запрещенное Православной церковью изображение «ни у кого уже рука не могла подняться». К 1911 году некоторые фрески собора уже осыпались, реставрацию пригласили выполнить иконописца-реставратора Николая Сафонова.

5. Когда тюрьма – охранная грамота

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

После Октябрьской революции, когда монастырь был закрыт, стараниями казанских активистов Главнауки (государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды науки и культуры в РСФСР в 1921–1930 годах – прим. Т-и.), Успенский собор смогли взять под охрану местные власти. Свинарник, который успели к тому времени устроить в подвале здания, разогнали. Некоторое время подвалы использовались как холодильник для хранения льда.

В помещениях собора до Отечественной войны действовал музей. Позже территорию отдали колонии: с отходом к НКВД сюда уже не мог попасть никто. Одна из стен и нижняя часть другой были закрашены в синий цвет, помещение использовали как склад готовой продукции, которую изготавливали заключенные – корзинки, табуретки и т.д. При советской власти собор переходил от одного охранного обязательства под другое, благодаря чему, можно сказать, не пострадал.

Борцы с религией не добрались в храм – это тоже, конечно, чудо. Он остался на территории тюрьмы. Даже иконы в иконостасе сохранялись до 1960-х годов. Когда возникла угроза, что иконостас могут растащить, иконы перевезли в Музей изобразительных искусств в Казани. А вот исторические паникадила (висячие люстры. – Ред.), тем не менее, были утеряны в 90-е годы ХХ века. Когда уже мы сюда пришли, живопись была цела, но, правда, закопчена и практически не видна», – вспоминает Валерий Косушкин, первый раз выполнявший реставрацию фресок Успенского собора Свияжска в 70-е годы ХХ века.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

6. Под колпаком ЮНЕСКО

Начатые в 2010 году реставрационные работы, продолжались семь лет и позволили включить Успенский собор Свияжска в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Бригада реставраторов в разные периоды насчитывала до 16 человек. Как одно из самых главных изображений храма фреску святого Христофора бригадир группы Валерий Косушкин, первый раз работавший в соборе еще в 1970-е годы, реставрировал лично. Реставраторы протонировали фрески, деликатно выполнив цветовые акценты, делающие изображения более четкими и красочными, но сохраняющие их историческую ценность.

«У команды разная степень квалификации, а с разной степенью квалификации у них разные допуски к определенным работам. Трогать уникальную композицию, тем более что у святого здесь лик песье-конский, очень опасно: по моему опыту, человек неопытный мог бы просто стряхнуть верхний слой краски, не разобраться. Так что ребята фона раскрывали, антисептиком все пропитывали с ваточки – выполняли технические задачи. Самые важные работы я делал сам», – пояснил Косушкин.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Для завершения реставрации специалистам потребуется еще один сезон. В этом году работы коснуться верха четверика собора (основной части храма – прим. Т-и).

«Но здесь надо понять, что из этого времени (семи лет – прим. Т-и) мы по факту работали с живописью всего примерно год и три месяца. Храм не отапливается, поэтому работать можно было только летом, когда подсохнут стены – это июль, август, сентябрь. Сказать конкретно, сколько мы работали именно с этой фреской, сложно. Постоянно леса стояли по всему объему собора. Поэтому мы поочередно выполняли то один процесс, то другой. Только расчистка фресок длилась целый сезон – в течение двух с лишним месяцев, потому что все это делалось кисточкой, а потом живопись укреплялась довольно сильно разведенным куриным желтком, чтобы избежать разрушения. Затем кое-где, как написано в реставрационном задании, «строго в местах утрат», сделали тонировки акварельными красками, потому что, например, у святого Христофора были сильно потерты ноги», – рассказал реставратор.

По словам собеседника, росписи в нижней части собора были затерты любопытными и суеверными туристами. В народе стали говорить, что если прикоснуться именно к Христофору, то сразу спишется 40 грехов. В связи с этим реставраторы просят запретить посещение Успенского собора Свияжска вне организованных групп. Но, по мнению Валерия Косушкина, Успенский собор может не выдержать туристического потока, ожидаемый в Свияжске на уровне 300–400 тыс. человек за сезон, поэтому, по рекомендациям климатологов, в соответствии с требованиями к объектам ЮНЕСКОразрабатываются регламенты посещения храма.
икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

«Еще в советское время в соборе Святой Софии в Киеве (построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году – прим. Т-и), который посещало гигантское количество туристов, проводились замеры. Оказалось, что от выдыхаемого людьми во время экскурсий воздуха набиралось почти целое ведро воды. От этого сильно повышалась влажность. Так что с открытыми дверями он стоять не будет – это можно гарантировать», – пояснил Косушкин.

В настоящее время решается вопрос о передаче Успенского собора Свияжска в совместное пользование Русской Православной церковью и историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск», на которые будут возложены обязательства по его сохранению.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

7. Христофорово многообразие

Свияжский музей с 2015 года начал собирать коллекцию икон и иных предметов, персонажем которых стал Святой Христофор. Исследователи искали и изучали его образы в монументальной живописи российских храмов и на иконах. Тогда с участием нескольких десятков музеев была организована выставка «Святой воин Христофор». Сейчас помимо уникальной фрески в Успенском соборе в Свияжске хранится еще с десяток музейных экспонатов, на которых изображен мученик. Причем на некоторых иконах он предстает с человеческой головой, на некоторых – с головой животного. Собачьей или лошадиной, к слову, не всегда можно достоверно сказать.

Грань между песьей головой и лошадиной не всегда очевидна, даже по поводу нашей фрески в Успенском соборе иногда ставится такой знак вопроса. Но есть образы, где это более очевидно. Например, на иконе из нашей коллекции Божией Матери «Всех скорбящих Радости» к ней обращаются молящиеся, и среди стоящих слева – святой Христофор в своем зверином облике», – пояснила Елена Карташева.

На четырехчастной иконе (состоит из четырех отдельных сюжетов внутри одной иконной доски – прим. Т-и) наряду с Богородицей «Всех скорбящих Радость», «Усекновенной главой Иоанна Предтечи», Ангелом-хранителем изображены святые Улита и Кирик и Христофор в человеческом обличии. Здесь его образ прописан в традиции изображения воинов-мучеников: в стилизованном воинском римском одеянии и с крестом в руках – символом мученичества.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Еще одной, наиболее древней иконе, на которой изображены святая София с дочерьми Верой, Надеждой, Любовью и святой Христофор, предстоит реставрация. По словам заместителя директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», такая иконография тоже имела место. Причем если музей располагает иконой, где святой изображается с человеческой головой, то известны образцы, где он с песьей головой.

«Это более старая икона, поэтому пока у нее предположительно датировка более широкая – ориентировочно начала XIX века. Более точно будет определено о время реставрационного исследования, где будут изучаться и материалы, и техника», – сообщила Елена Карташева.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Все собранные в коллекции иконы святого Христофора не местные. Они находились в среде бытования (в народе) Волжско-Камского края, Среднего Поволжья или Урал. Из антикварного салона в собрание попал непривычный для православных, а потому редкий в России предмет, связанный с западно-европейским, католическим его почитанием. Это накладка на автомобиль: в ХХ веке святой Христофор стал считаться и покровителем автомобилистов.

Как пояснила собеседница, это связано с тем, что издавна католическая церковь считала мученика заступником путешественников и мореплавателей (в православной традиции им покровительствует Николай Чудотворец – прим. Т-и).

«Здесь мы видим уже совершенно другую иконографию, чем на православных иконах. В католической иконографии святой Христофор всегда изображается в виде великана, который идет по реке и несет на своем плече младенца Христа, который несет на себе все тяготы мира», – обратила внимание Елена Карташева.

икона святого христофора в свияжске. Смотреть фото икона святого христофора в свияжске. Смотреть картинку икона святого христофора в свияжске. Картинка про икона святого христофора в свияжске. Фото икона святого христофора в свияжске

Летом этого года в Свияжске вновь планируется открыть тематическую выставку, посвященную образу святого Христофора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *