икона святого льва римского

Святитель Лев I, папа Римский

Дни памяти

3 марта (переходящая) – 3 марта (18 февраля) в невисокосный год / 2 марта (18 февраля) в високосный год

Житие

Житие святителя Льва I Великого, папы Римского

Свя­ти­тель Лев 1 Ве­ли­кий, па­па Рим­ский (440–461), по­лу­чил пре­крас­ное и раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое от­кры­ва­ло пе­ред ним бле­стя­щую свет­скую ка­рье­ру. Од­на­ко, стре­мясь к ду­хов­ной жиз­ни, он из­брал иной путь и стал ар­хи­ди­а­ко­ном при па­пе Сиксте III (432–440), а по­сле его смер­ти был из­бран, в сен­тяб­ре 440 го­да, па­пой Рим­ской Церк­ви. Это бы­ло труд­ное для Церк­ви вре­мя, ко­гда ере­ти­ки оса­жда­ли твер­ды­ню пра­во­сла­вия сво­и­ми со­блаз­ни­тель­ны­ми лже­уче­ни­я­ми. Свя­ти­тель Лев умел сов­ме­щать пас­тыр­скую мяг­кость и доб­ро­ту с несо­кру­ши­мой твер­до­стью в во­про­сах ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Имен­но он явил­ся ос­нов­ным за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия про­тив ере­си Ев­ти­хия и Ди­о­ско­ра, учив­ших об од­ном есте­стве в Гос­по­де Иису­се Хри­сте, и ере­си Несто­рия. Он упо­тре­бил всё свое вли­я­ние для то­го, чтобы уми­рить сму­ща­е­мую ере­ти­ка­ми Цер­ковь и сво­и­ми по­сла­ни­я­ми к свя­тым Кон­стан­ти­но­поль­ским ца­рям Фе­о­до­сию II (408–450) и Мар­ки­а­ну (450–457) де­я­тель­но спо­соб­ство­вал со­зы­ву IV Все­лен­ско­го Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра (451) для осуж­де­ния ере­си мо­но­фи­зи­тов. На Со­бо­ре, где при­сут­ство­ва­ло 630 епи­ско­пов, бы­ло огла­ше­но по­сла­ние свя­ти­те­ля Льва к уже по­чив­ше­му то­гда свя­ти­те­лю Фла­виа­ну, пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му (447–449), по­стра­дав­ше­му за пра­во­слав­ную ве­ру от раз­бой­ни­чье­го Ефес­ско­го со­бо­ра в 449 го­ду. В по­сла­нии свя­ти­те­ля Льва бы­ло из­ло­же­но пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах в Гос­по­де Иису­се Хри­сте. С уче­ни­ем этим со­гла­си­лись все при­сут­ство­вав­шие на Со­бо­ре епи­ско­пы. Ере­ти­ки Ев­ти­хий и Ди­о­скор бы­ли от­лу­че­ны от Церк­ви. Свя­ти­тель Лев явил­ся так­же за­щит­ни­ком сво­е­го оте­че­ства от на­тис­ка вар­ва­ров. В 452 го­ду он си­лою сво­е­го сло­ва удер­жал от ра­зо­ре­ния Ита­лии гроз­но­го пред­во­ди­те­ля гун­нов [1] Ат­ти­лу, а в 455 го­ду, ко­гда пред­во­ди­тель ван­да­лов Ген­зе­рих вторг­ся в Рим, он су­мел убе­дить его не пре­да­вать го­род раз­ру­ше­нию, не жечь зда­ний и не про­ли­вать кро­ви. Свя­ти­тель Лев до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти. Он за­ра­нее знал о сво­ей смер­ти и при­го­то­вил се­бя теп­лой мо­лит­вой и доб­ры­ми де­ла­ми к пе­ре­хо­ду из это­го ми­ра в веч­ность.

Он умер в 461 го­ду и был по­гре­бен в Ри­ме, в Ва­ти­кан­ском со­бо­ре. Его ли­те­ра­тур­ное и бо­го­слов­ское на­сле­дие со­сто­ит из 96 про­по­ве­дей и 143 по­сла­ний, из ко­то­рых са­мое зна­ме­ни­тое – к свя­ти­те­лю Фла­виа­ну.

Источник

Папа Римский – защитник православия

Открыв православный церковный календарь на страничке 3 марта, мы прочтем о том, что сегодня — день памяти святителя Льва, Папы Римского, жившего в V веке. Наверное, для многих непривычно звучит этот титул, ныне носимый исключительно главой Римско-католической церкви, применительно к святым, которые благоговейно поминаются в православных храмах.

икона святого льва римского. Смотреть фото икона святого льва римского. Смотреть картинку икона святого льва римского. Картинка про икона святого льва римского. Фото икона святого льва римского

Однако первым римским епископом церковь считает первоверховного апостола Петра. Среди его преемников, прославленных в лике святых до отделения Католической церкви в 1054 году, есть подвижники, уже тогда именовавшиеся римскими папами. Например, это Григорий Двоеслов, автор Литургии преждеосвященных даров, священномученик Климент, или святитель Лев I Великий.

Святитель Лев был родом из Энтурии (северо-западная область древней Италии). Как и многие церковные иерархи, прославленные в лике святых, он получил разностороннее светское образование, в то же время будучи воспитанным в искренней любви к христианской вере. V век — время, когда церковь терзали уже не гонения со стороны внешних противников, но настроения внутренние, когда борьба шла не только с пережитками язычества, но и с еретическими мудрствованиями своих же, порой «в погоне за истиной» очень далеко отходивших от неискаженного учения Господа Иисуса Христа. В то время истинными героями церкви становились те, кто неустанно боролся с ересями, и главным в этой борьбе было мудрое слово, опирающееся на знание, слово, убедительное и полное силы, к которому охотно прислушивались люди. Поэтому и призывал Господь на пастырское служение лучших и притом образованнейших. Несомненно, к таким людям относился и великий святитель Лев, пользовавшийся огромным авторитетом как богослов. В юности он имел возможность сделать прекрасную светскую карьеру, однако предпочел полностью посвятить себя служению Богу. В 430 году он был рукоположен в диаконы, стал ближайшим помощником Папы Римского Целестина I, a затем, при Папе Сиксте III, — архидиаконом. По смерти же Папы Сикста святитель Лев, пользовавшийся любовью и уважением верующих людей, в сентябре 440 года единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви.

О нравственном облике святителя Льва свидетельствуют его дела — дела милосердия, к которым он призывал людей, говоря, что богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему, но долг милосердия при этом определяется не по мере благ, а расположением сердца. Он был мягким и добрым человеком, но когда речь заходила о главном — защите православия от ересей, святитель Лев становился твердым и непреклонным. Людям, далеким от веры, возможно, кажется странной такая бескомпромиссность в отношении «всего лишь нескольких пунктов» вероучения. Они забывают о том, что для искренне верующих людей Христос не идея, не набор моральных и догматических правил, Он — живой, Он — личность, богочеловек, заявивший о себе вполне определенно и призвавший следовать за ним, именно таким, каков он есть. А не каким его потом представят себе и другим ариане, несториане, монофизиты… Всего лишь один искаженный догмат — и искаженным может в глазах людей оказаться истинный подвиг Христа, а то и вовсе — перечеркнутым, не имеющим смысла.

На долю Папы Римского Льва выпало стать главным защитником православия против ереси константинопольского архимандрита Евтихия и александрийского патриарха Диоскора — ереси монофизитства, как назовут ее позднее. Приверженцы этого лжеучения заявляли, что Христос — Бог, но не человек, утверждали наличие в Спасителе одной лишь божественной природы (естества) и отвергали его совершенное человечество.

Святителю Льву как раз и понадобились его ученость, богословский и проповеднический дар, наконец, церковный авторитет и уважение паствы, чтобы достойно противостоять еретикам. Он деятельно способствовал созыву IV Вселенского халкидонского собора 451 года, целью которого было осуждение ереси монофизитов. На этом соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому, пострадавшему за православную веру от Эфесского «разбойничьего» собора в 449 году. Святитель Лев излагал свое понимание слияния во Христе человеческой и божественной природы.

Об этом послании рассказывали, что сам первоверховный апостол Петр, ученик Христов и первый римский епископ, чудесным образом исправил его своей апостольской рукой. Положив послание к святому Флавиану на гроб великого апостола, святитель Лев горячо молился, прося: «Если я, как человек, в чем-либо ошибся или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена церковь и сей престол, исправь написанное». Апостол Петр явился ему спустя 40 дней и сказал: «Прочитал и исправил». Святейший Папа Лев, прочтя взятое с гроба апостола свое послание, действительно нашел его исправленным.

Итак, когда на Вселенском соборе в Халкидоне, на котором святитель Лев не смог присутствовать, во время прений с еретиками многие стали колебаться, было прочтено послание к патриарху Флавиану. После этого все сомнения отпали. «Святой апостол Петр глаголет устами Льва», — сказали все присутствовавшие на соборе епископы, согласившись с учением, изложенным святителем Львом. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от церкви.

Читайте также: Что есть Бог — «нечто» или Личность?

Запомнился святитель Лев Великий потомкам и как защитник своего отечества, Италии, от варваров. Жизнеописание святого повествует о том, что когда в Италию вторгся лютый Атилла, предводитель гуннов, Папа Лев горячо молился Богу и, наложив на себя пост, призывал на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А потом отправился к Атилле и, по преданию, приветствовал вождя варваров словами: «Приветствую тебя, бич Божий». Красноречие святителя возымело необычайное действие — грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. В Житие святого Льва рассказывается, что воеводы Аттилы «немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

— Не видели вы того, что я видел, — отвечал им Аттила. — А видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам Папы; в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея». Ангелоподобными мужами этими были святые первоверховные апостолы Петр и Павел.

В 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, святитель Лев также сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

За свое благочестие и горячую защиту православия святитель Лев получил наименование «Великого». Он дожил до глубокой старости и уже ожидал своей смерти, готовился к ней молитвой. Скончался Папа Римский Лев I Великий 10 ноября 461 года. После себя он оставил знаменитое послание к Флавиану, Патриарху Константинопольскому, о двух природах Господа Иисуса Христа, а также 96 проповедей и 143 послания.

Святитель Лев Великий был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Издревле он почитается святым как в Православной церкви, так и в Католической.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Свт. Лев Великий, Папа Римский, и его Томос

икона святого льва римского. Смотреть фото икона святого льва римского. Смотреть картинку икона святого льва римского. Картинка про икона святого льва римского. Фото икона святого льва римского
икона святого льва римского. Смотреть фото икона святого льва римского. Смотреть картинку икона святого льва римского. Картинка про икона святого льва римского. Фото икона святого льва римского


Свт. Лев Великий и некоторые биографические сведения

икона святого льва римского. Смотреть фото икона святого льва римского. Смотреть картинку икона святого льва римского. Картинка про икона святого льва римского. Фото икона святого льва римского
Лев I Великий, папа Римский. Константинополь. 985 г. Миниатюра. Минологий Василия II. Ватиканская библиотека. Рим

Авторитетные исторические памятники, описывающие времена свт. Льва Великого сообщают о его огромном авторитете, пасторской энергии, ревностном служении своей пастве и всей Церкви. Известны два случая из истории Рима, которые не являются лишь легендой, а повествованием о реальных событиях. Они наглядно свидетельствуют о подлинном служении свт. Льва как истинного пастыря Церкви, защитнике народа Божия от ее врагов. В 452г. в пределы северной Италии вторгся известный предводитель гуннов Атилла, который разрушил ряд городов и реально угрожал Равенне, тогда резиденции императоров западной части империи, и самому Риму. По просьбе императора Валентиниана III свт. Лев отправляется в лагерь Атиллы в сопровождении двух патрициев: консула Авиенуса и префекта Тригетиуса. Свт. Лев поехал во всем епископском облачении. В местечке Минцио близ Мантуи состоялась встреча свт. Льва и Атиллы. Свт. Лев, назвав Атиллу «бичом Божиим», велел оставить Италию и вернуться обратно. Анонимный автор жизнеописания свт. Льва даже сохранил слова, с которыми Римский первосвященник обратился к Атилле: «О Атилла, тебе покорились целые области, которые были дарованы римлянам благодаря победам над народами, чтобы они были им завоеваны. Теперь мы молимся о том, кто завоевал других, покорить самого себя. Люди ощутили твой бич. Теперь же они хотели бы ощутить твое милосердие». Некоторые источники сообщают о видении Атиллой двух ангелов с горящими мечами и грозившими его поразить в случае отказа повиноваться слову Римского первосвященника. А в 455г. ему пришлось упросить предводителя вандалов Гейнзериха не уничтожать и не сжигать Рим. Однако город подвергся четырехдневному разграблению пожару. Уцелели всего лишь три церкви. После погрома свт. Лев занялся восстановлением разрушенного города и храмов. Среди них был и новый храм апостола Петра на Ватиканском холме и св. муч. Севастьяна на Аппиевой дороге. Это еще больше подняло авторитет свт. Льва у римлян.

икона святого льва римского. Смотреть фото икона святого льва римского. Смотреть картинку икона святого льва римского. Картинка про икона святого льва римского. Фото икона святого льва римского
Встреча свт. Льва с Атиллой. Рафаэль Санти, Сикстинская капелла, Рим

Нас преимущественно будет интересовать участие свт. Льва в борьбе с новоявленной ересью Евтихия, одного из архимандритов и игуменов монастыря Константинопольской церкви. Почему мы останавливаемся именно на этой деятельности свт. Льва, а не на другой? Чтобы это понять необходимо, прежде всего, себе ясно представлять, что для Святых Отцов любая ересь – это не просто какое-то личное высказывание о Боге, некая система философии, а хула на Бога. Святые Отцы были своего рода индикаторами Православия, и потому с небывалой ревностью реагировали на всякое нововведение в вере, которое, как правило, оказывалось несогласным с учением Церкви. Учение Евтихия, как это обнаружил свт. Флавиан, архиепископ Константинопольский, было совершенно несогласно с учением Церкви, поскольку этот малообразованный архимандрит, якобы являясь строгим последователем свт. Кирилла Алексндрийского, учил:

1. до воплощения Христос имел две природы, а

2. после воплощения имеет одну сложную природу

3. Евтихий отвергал самое главное – единосущие воспринятой Господом человеческой природы нашей человеческой природе.

Опровергая обвинения архимандрита Евтихия в несторианстве свт. Флавиана, последний пишет опровержение этим мнениям в «Списке исповедания веры», который был преподнесен императору Феодосию II: «Ничто так не требуется от священника Божия, просвещенными догматами Божественными, как то, чтобы он был готов удовлетворить всякому требующему от него ответа относительно нашей надежды и благодати. Поэтому. и проповедуем одного Господа нашего Иисуса Христа, рожденного по Божеству от Бога Отца безначально прежде век, в последние же дни для нас и ради нашего спасения (родившегося) по человечеству от Девы Марии, совершенного Бога и совершенного человека, по восприятию разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству и единосущного Матери по человечеству. Итак, исповедуя Христа в двух естествах, после Его воплощения от святой Девы и вочеловечения, мы исповедуем в одной ипостаси и одном лице одного Христа, одного Сына, одного Господа и не отрицаем, что одно естество Бога Слова воплощенное и вочеловечевшееся; потому что из двух естеств один и тот же есть Господь наш Иисус Христос».

Узнав от свт. Флавиана о распространившейся в Константинополе ереси Евтихия, свт. Лев в письме императрице Пульхерии пишет: «Ибо ныне подвергается обсуждению не какая-нибудь незначительная частица нашей веры, которая была бы менее ясна, но несмысленное противление дерзает нападать на то, чего Господь не хочет оставить неведомым ни для кого во всей Церкви»


Эфесский собор как один из примеров созыва лжесоборов в истории Церкви

Тем не менее, переписка со свт. Львом свт. Флавиана, в которой Римский первосвященник полностью оказывался на стороне Константинопольского епископа, не привела к нужным результатам. Хотя в Эфесе в 449г. и состоялся собор, но на нем была защищена не истина, а ложь. На этом соборе председательское место занял Диоскор, архиепископ Александрийский, который был сторонником архимандрита Евтихия. Свт. Лев пишет к собору в Эфесе специальное послание. В этом послании он пишет о направлении в Эфес своих представителей: епископа Юлиана, пресвитера Рената, диакона Илария, и писца нотариуса Дульцития, чтобы они «осудили гибельное заблуждение, рассудили бы даже и восстановлении того, кто заблудил неблагоразумно». Кроме того, свт. Львом для прочтения на соборе было написано письмо-послание свт. Флавиану Константинопольскому, которое, можно сказать, представляло собой изложение веры Римской церкви. В истории это знаменитое послание получило наименование Томоса свт. Льва, папы Римского. В нем подвергалось осуждению учение архмандрита Евтихия. Оно начиналось следующими словами: «Прочитав послание твоей любви, как запоздавшее к нашему удивлению, и рассмотрев порядок епископских деяний, наконец, мы узнали, какой случился у вас соблазн и восстал против чистоты веры. » И далее свт. Лев пишет: «А что беззаконнее, как нечестиво умствовать о вере и не следовать мудрейшим и опытнейшим. И что по всей вселенной исповедуется устами всех возрожденных, того еще не понимает сердцем этот старик. » Тем не менее, письмо это было сокрыто, а осужденным оказался свт. Флавиан. Узнав о состоявшемся разбое на соборе в Эфесе, и о тех побоях, которые претерпел свт. Флавиан, а также о несправедливом и возмутительном оправдании Евтихия и осуждении свт. Флавиана, свт. Лев пишет патриарху Константинопольскому: «Что и сколько любовь твоя перенесла в защищении кафолической веры, мы узнали от дьякона , который украдкой убежал из Эфеса. И хотя прославляем Бога, укрепляющего тебя силою Своей благодати: впрочем нам необходимо болезновать о падении тех, через кого истина подвергается ниспадению и пострясается самое основание целой Церкви..Свт. Флавиан, епископ Дорилейский Евсевий и Феодорит подали апелляцию свт. Льву на решения этого собора. Состоявшийся в том же 449г. году собор в Риме объявил лишенным всякой силы состоявшийся собор в Ефесе. Собор в Ефесе получил достойное наименование «разбойничий» (ληστρική, latrocinium Ephesinum). Как замечает профессор Афинского университета, известный догматист Иоанн Кармирис, когда были узнаны факты случившегося на соборе в Эфесе «они были ознаменованы серьезным возмущением и противодействием насильственным поспешным, нечестивым и весьма лукавым решениям его». Собор в Эфесе служит одним из убедительнейших доказательств того, что далеко не всякий собор епископов и даже предстоятелей поместных церквей является вселенским и выражает истину. Как подчеркивает свт. Лев Великий в письме к народу Константинополя «там не было соблюдено ни правило справедливости, ни благочестие веры».


Томос свт. Льва Великого и IV Вселенский собор

24 августа 450г. состоялось избрание в императоры Маркиана. Одним из главных его деяний в истории его правления Восточной империей был, безусловно, созыв Вселенского собора. Ηесмотря на просьбы свт. Льва созвать его в Италии, императорский двор решил иначе. Сакрой императора от 17 мая 451 собор был назначен на 1 сентября 451г. в Никее. Император считал необходимым присутствовать на соборе персонально, поэтому по ряду причин собор был перенесен в Халкидон, расположенный напротив Константинополя на Азиатском берегу Босфора. Однако некоторые политические события заставили отложить открытие собора на более позднее время. Собор был открыт 8 ноября 451г. На соборе присутствовало 630 епископов.

Свт. Лев послал на собор свое святительское послание, в котором говорится: «Я желал, возлюбленнейшие, чтобы по любви к нашему собранию, все священники Господа стояли в одном благоговеинстве кафолической веры и чтобы никто не поддавался или ласкательствам, или угрозам мирских властей, так, чтобы отступить от пути истины. Поэтому, возлюбленнейшие братия, совершенно отложив дерзость спорить против веры, от Бога нам внушенной, пусть умолкнет суетное неверие заблуждающих. И не следует защищать то, чему не должно веровать; потому что, на основании евангельского авторитета, пророческих внушений и апостольского учения, весьма ясно и полно изложено было в наших посланиях, которые мы послали к блаженной памяти Флавиану, каково должно быть благочестие и искреннее исповедание относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа. »

Собор проходил в храме святой влмч. Евфимии Всехвальной, и как пишет известный российский церковный историк В. В. Болотов, главная задача самого собора состояла не в осуждении Диоскора патриарха Александрийского и его разбойничьих деяний, а «в изъяснении православной веры православному миру». И именно заседания собора, проходившие 10, 17 и 22 октября, были посвящены раскрытию православной веры о Богочеловеке, об образе соединения двух естеств в лице Бога Слова. На соборе был соблюден порядок прочтения важных вероучительных текстов, которые рассматривались, вероятно, в качестве символических вероучительных текстов. Состав текстов и порядок их прочтения был таков: Символ Никейский и Константинопольский (наш Символ веры), 2 послания свт. Кирилла Александрийского (послание к Несторию, которое носит характер чисто догматический, а также примирительное послание к Иоанну Антиохийскому). По прочтении этих вероучительных документов было прочитано послание свт. Льва, папы римского к архиепископу Константинопольскому Флавиану, т.е. Томос свт. Льва.

Наиболее значительным местом в этом послании свт. Льва является следующее: «Плодотворность Деве дарована Духом Святым; а истинное тело заимствовано от ея тела. И когда таким образом Премудрость созидала себе дом, Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоанн 1, 14), т.е. в той плоти, которую Оно заимствовало от человека, и которую одушевило духом жизни разумной.

Таким образом, при сохранении свойств того и другого естества и при сочетании их в одно лице, воспринято величием уничижение, могуществом немощь, вечностью смертность. Для уплаты долга естества нашего, бесстрастное естество соединилось со страстною природою, дабы один и тот же, Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 15), и мог умереть по одному (естеству) и не мог умереть по другому, как того и требовало свойство нашего врачевания. Посему истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека; всецел в своём, всецел с нашем. Нашим же мы называем то, что Творец положил нас в начале, и что Он хотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил (в себя). И хотя Он сделался причастным человеческих немощей, но отсюда не следует, что сделался участником и наших грехов. Он воспринял образ раба без скверны греха».

Томос свт. Льва в точности излагая православное учение о боговоплощении, как замечает профессор В.В.Болотов, примиряет богословие александрийской школы и антиохийской[10] и «дает гармоничное сочетание лучших результатов того и другого». В чем же это примирение и сочетание состояло? На это профессор В. В. Болотов отвечает следующим образом: «В Антиохии выдвигали активность человечества слишком энергично (что и породило ересь Нестория, примеч. наше), в Александрии, напротив, оставляли эту сторону на втором плане. Лев разъясняет, что человеческая природа во Христе есть реальная, живая со всеми своими свойствами, что человечество остается в нем Неизменным до самой смерти, и после воскресения Христос является с человеческой плотью. Человечество в Нем не только есть, оно живет и действует. Христос есть совершенный человек с истинно личною полнотою жизни».

В наше же время, когда в ходе богословского диалога с т.н. Ориентальными Восточными (Антихалкидонскими) ведется, хотя и вяло, диалог, необходимо заметить следующее:

1. эти христианские церкви являются строгими последователями, как они считают, учения свт.Кирилла Александрийского о «едином естестве Бога Слова воплощенного», которым отвергается ересь Нестория о фактически обоженном Человеке Христе,

2. эти христианские деноминации категорически отвергают Томос свт. Льва Великого и определение Халкидонского собора.

3. в христологии все они придерживаются учения Севира Антиохийского «об одной сложной природе» Бога Слова воплощенного. (Армянская Апостольская церковь, Копсткая церковь, Малабарская церковь) ,

4. поэтому все они, хотя и отвергают христологию Евтихия, но принимая формулировки Севира Антиохийского и отвергая Томос свт. Льва Великого и определение IV Вселенского собора являются еретическими,

5. и необходимым условием для соединения с ними является признание Томоса свт. Льва Великого и вероопределения IV Вселенского собора и последующих соборов Православной Церкви.

В Деяниях Собора в Халкидоне, сохранивших ход и последовательность его заседаний, имеется важное свидетельство того, что свт. Лев разделял учение свт. Кирилла. После прочтения двух важных посланий святителя Александрийского епископы собора единодушно заявили: «Все так веруем! Папа Лев так верует! Анафема тому, кто разделяет, и тому, кто сливает! Эта вера архиепископа Льва; Лев так верует; Лев и Анатолий так веруют; все так веруем; как Кирилл, так веруем. Вечная память Кириллу ».

И после прочтения Томоса свт. Льва епископы, как об этом свидетельствуют церковные историки и Mansi восклицали, что «устами Льва вещает сам апостол Петр», «анафема тому, кто не так верует; это через Льва изрек Петр; этому учили Апостолы. Лев и Кирилл учат согласно; это вера истинная; православные так думают; это вера отеческая».

То, что свт. Лев мыслил о Боговоплощении, как и свт. Кирилл Александрийский, доказывается им же самим в письме к епископу Юлиану Косскому. Но не только это. Как доказывает профессор И. Романидис, на соборе все епископы были сторонниками учения свт. Кирилла и поэтому в течение пяти дней тщательно сверяли текст Томоса свт. Льва Великого с Третьим посланием свт. Кирилла к Несторию и 12-ю анафематизмами. И именно это и дало право всем епископам утверждать о верности, православности и точности Томоса свт. Льва Великого. Церковная память также хранит повествование о написании свт. Львом этого послания к свт. Флавиану против ереси Евтихия. Свт. Софроний патриарх Иерусалимский в своем знаменитом «Луге духовном» помещает достойный самого пристального внимания рассказ о том, как свт. Лев после написания текста послания положил его на гроб апостола Петра. В течение сорока дней Римский святитель постился и молитвенно просил Апостола исправить все вкравшиеся в текст неточности. После чего ему явился сам апостол Петр и возвестил о том, что им исправлены все ошибки его собственной рукой.

Церковный историк Евагрий Схоластик Томос свт. Льва характеризует такими словами: «Ибо это послание согласно с исповеданием великого Петра, и есть как бы столп против людей зломыслящих».

Не взирая на еще недостаточную отточенность текста Томоса свт. Льва, тем не менее он лег в основу вероопределения IV Вселенского собора.

Мы напомним основную часть этого вероопределения, которое как лезвием бритвы отрезало и отсекло от православного вероучения о Христе искажения несторианства и монофизитства:

Церковное предание свято хранит память о чуде, совершенном св. вмч. Евфимией. Члены собора, желая убедиться в православности принятого соборного вероопределения поступили следующим образом. Вскрыв саркофаг с мощами св. вмч. Евфимии, патриарх Константинопольский Анатолий возложил на нетленное благоуханное тело мученицы два свитка: с православным исповеданием и исповеданием последователей Диоскора Александрийского. Через несколько дней, когда крышка саркофага была вскрыта вновь, то перед всеми открылось следующее зрелище: св. влмч. Евфимия в руках держала свиток цитированного нами выше православного исповедания веры, а в ногах лежало исповедание вер последователей Диоскора.

Несомненно, при сопоставлении текста вероопределения собора в Халкидоне и Томоса свт. Льва становится очевидным огромное влияние текста последнего на итоговый догматический документ Вселенского собора, его орос.

Итак, мы еще раз подчеркнем, что Томос свт. Льва – это тот наиважнейший вероучительный документ, который Церковью всегда рассматривался как необходимый фундамент, основа православного учения о Христе как истинном Богочеловеке, обладающим в едином Лице (una persona) двумя совершенными, истинными и полными природами после своего воплощения от святой Девы Марии и от Святого Духа. Поэтому Православная Церковь рассматривала Томос свт. Льва Великого в качестве своей символической книги, образцом православной веры (τύπος πίστεως), и такое отношение к Томосу свт. Льва должно быть в Церкви неизменным, и никто не имеет власти это отношение пересматривать.

Игумен Симеон (Гаврильчик), кандидат богословия
Насельник Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры

[1] См. Στ.Γ. Παπαδοπούλος. Πατρολογία, τόμος.2, σελ.26

[2] Как известно св. император Константин великий принял святое Крещение за год до своей блаженной кончины, но уже во время I Вселенского собора он был оглашенным.

[3] Στ.Γ. Παπαδόπουλου. ΠΑΤΡΟΛΟΓΙΑ, τόμος.2,Ο ΤΕΤΕΡΤΟΣ ΑΙΟΝΑΣ (Ανατολή καί Δύση). Αθήναι 1990, σελ.26

[4] Мы оставляем в стороне одну вероятно из важных проблем, которую решал свт. Лев не без помощи императорской власти – это возвышение Римской кафедры на Западе над остальными, развитие учения и примате Римского папы в связи с т.н. привилегиями апостола Петра. Мы также не касаемся конфликта, возникшего между Ветхим и Новым Римом из-за предоставления Константинопольскому епископу первенства чести 28 правилом. См. Browner Nail. Leo Great/ The Early Church Fathers/

[5] natione Tuscus, ex patre Quintiano. В Liber Pontificales XLVII Leo (440-461) http://www.thelatinlibrary.com/liberpontificalis1.html

[7] Hic inuenit duas hereses, Eutychiana et Nestoriana// Liber Pontificales

[8] ΒΛΑΣΙΟΣ ΦΕΙΔΑΣ, Εκκλησιαστική Ιστορία, τ. α’, Αθήναι 1994, σ.634

[9] Nisi naturam nostrum ille susciperet et suam faceret

[10] Профессор Власиос Фидас считает несколько иначе: «Христология Томоса Льва одержала победу не только над Евтихием, но и, преимущественно, над александрийским богословием, которое симпатизировало терминологии о единой природе Христа после соединения. Характерно то, что Несторий выразил свое удовлетворение по породу терминологии Томоса Льва: 2Когда я нашел и прочел этот текст, я возблагодарил Бога за тот факт, что Римская церковь была православной и безупречной в исповедании веры, несмотря на тот факт, что она высказала позицию отличную от моей». ΒΛΑΣΙΟΣ ΦΕΙΔΑΣ, Εκκλησιαστική Ιστορία, τ. α’, Αθήναι 1994, σ.635

[11] См. замечания относительно содержания текста томоса и докторской диссертации Αθανασίου,Αντωνάκης (2005, Εθνικό και Καποδιστριακό Πανεπιστήμιο Αθηνών (ΕΚΠΑ)), Η διδασκαλία της εν Χαλκηδόνι Δ΄ Οικουμενικής συνόδου Και ο αντιχαλκηδονισμός, Αρχαίος καισύγχρονος ,σελ.103-109

History of the Christian Church, Volume III: Nicene and Post-Nicene Christianity. A.D. 311-600. а также в Acta Sanctorum

В. Задворный. История Римских пап от св. Петра до св. Симплиция. М. 1995, т.1, с. 237 См. также Catholic Encyclopedia (1913), Volume 9 Pope St. Leo I (the Great), by Johann Peter Kirsch. https://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/Pope_St._Leo_I_(the_Great)

Original Catolic Enciclopedia. Pope Leo I, Saint

Catholic Encyclopedia.CD-ROM. Pope. St. Leo I (The Great)/

Medieval: Sourcebook Leo I and Atilla/ http://www.fordham.edu/halsall/source/attila2.html

Original Catolic Enciclopedia. Pope Leo I, Saint и указываются исторические памятники, дающие в разной степени подробности об этом факте: Canisius, in the Vita Leonis (in the Acta Sanctorum, for the month of April, tom. ii. p. 18)

Prosper, Chron ad ann. 455

Деяние Вселенских соборов.СПБ. 1996, т. 2, с. 15 Послание свт. Флавиана Константинопольскому, архиепископу Льву

Деяния Вселенских соборов, т.2, стр.231-232

Ιωάννη Καρμίρη, Τα Δογματικά και Συμβολικά Μνημεία της Ορθοδόξου Καθολική Εκκλησίας, Τόμος Α΄, σελίς 167

Хотя Ю. А. Кулаковский, ссылаясь на историка Mansi, уверенно говорит о том, что император являлся убежденным сторонником Диоскора и считал что собор 449г. в Эфесе установил в империи прочный мир. Ю.А. Кулаковский. История Византии, годы 395- 518. СПб. Алитейя. 1996, с. 249

См. В. В.Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Репринт. Киев. 2007, т. 4, с. 266

Ιωάννη Καρμίρη, Τα Δογματικά και Συμβολικά Μνημεία της Ορθοδόξου Καθολική Εκκλησίας, Τόμος Α΄, σελίς 156

Деяния Вселенских соборов, т.2, с. 52-53

В. В. Болотов. Указ. сочин., с. 286

В. В. Болотов. Указ. сочин.,стр.270-271

См. Жан Клод Ларше. Исторические основания антихалкидонизма и монофизитста Армянской Церкви (V – VIIIвв.)//Богословский вестник № 7, 2008, стр.144- 196. О влиянии Севира Антиохийского и Юлиана Галикарнасского на богословие Армянской церкви см. Там же, стр.177- 189

Ἱερᾶ Κοινότης Ἁγίου Ὄρους Ἄθω, Παρατηρήσεις περί τοῦ θεολογικοῦ διάλογου Ὀρθοδόξων καί Ἀντιχαλκηδονίων, Ἄγιον Ὄρος, 1996

John S. Romanides. ST. CYRIL’S «ONE PHYSIS OR HYPOSTASIS OF GOD THE LOGOS INCARNATE» AND CHALCEDON.

Хотя, как известно на одном изпоследних заседаний еископ Аттик Иллирийский настоятельно предлагал сопоставить текст томоса и третьим посланием свт.Кирилла к Несторию с 12 анафематизмами

Деяния Вселенских соборов., с. 231

Евагрий Схоластик. Церковная история. М. 1997, кн.2, 18, с. 91

John S. Romanides. ST. CYRIL’S «ONE PHYSIS OR HYPOSTASIS OF GOD THE LOGOS INCARNATE» AND CHALCEDON.

Луг Духовный, творение блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад. 1915, стр.174-175 слова ап. Петра «прочитал и исправил». Далее помещается рассказ свт.Евлогия патриарха Александрийского и явлении ему свт. Льва после его блаженной кончины и благодарение за защиту его Томоса, но не только его лично а ап. Петра и всей Церкви против еретиков. с.175-176

Евагрий Схоластик. Церковная история. М. Экономическое образование. 1997, с. 57

ἀσυγχύτως, ἀτρέπτως, ἀδιαιρέτως, ἀχωρίστως γνωριζόμενος

Цит. по В.В.Болотов.Указ.сочин., с.292

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *