икона святого макария великого
Преподобный Макарий Великий, Египетский
Дни памяти
Житие
Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому († 356), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие – смирение.
Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.
По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
В годы царствования императора Валента арианина (364–378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли Святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека – соединение душ с Богом, – основная мысль в творениях преподобного Макария.
Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины († ок. 390-391) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.
Преподобный Макарий – Великий и Богоносный
Преподобный Макарий Великий [1] родился в 300 году в деревне Жижбер, расположенной в дельте Нила, и был поначалу погонщиком верблюдов. Повинуясь зову Божию, он затворился в келье в родной деревне, чтобы предаться подвижнической жизни и молитве. Поскольку местные жители хотели, чтобы Макарий стал священником, он был вынужден бежать в другое селение.
Макарию было в ту пору 30 лет. Он c неудержимым рвением принялся за всевозможные аскетические подвиги: питался только один раз в неделю, вкушая немного хлеба c водой, спал прислонившись к стене своей кельи и лишь несколько коротких мгновений, постоянно пребывал в молчании, удержании ума от посторонних помыслов с помощью внутренней умной молитвой. Ел он или голодал, его тело всегда выглядело одинаково изможденным, словно оно не повиновалось законам материи. Макарий так говорил об этом: «Тело того, кто постоянно занят очищением собственной души, испепеляется страхом Божиим, словно головня, пожигаемая огнем».
Макарий был настолько отрешен от материальных благ этого мира, что однажды, застав в своей келье вора, который собирал немногочисленные бывшие там предметы, сам помог злоумышленнику погрузить добро на его верблюда. Дни и ночи отшельник пребывал в келье: руки его занимались плетением пальмовых листьев, душа сокрушалась в воспоминании о грехах, а дух возносился на Небеса. Он не произносил длинных молитв, но, протягивая руки к небу, во всякое время повторял: «Господи, как Ты Сам хочешь и знаешь, будь милостив ко мне!»
Некто спросил однажды у Макария, как двигаться вперед по пути спасения. Святой послал его на кладбище ругать мертвых, а затем восхвалять их. Когда тот вернулся, Макарий сказал: «Вот видишь, трупы тебе ничего не ответили. Так и ты, если желаешь спастись, стань словно мертвый, ставя ни во что презрение людей или их похвалы».
Бесы, придя в ярость от прямой атаки подвижника, предприняли ответную осаду всеми своими силами, но святой сокрушал ее c презрением. Один из нечистых духов ему говорил: «Все, что ты делаешь, и я тоже делаю: ты постишься – я вовсе не ем, ты воздерживаешься от сна – я совсем не сплю. Ты берешь верх лишь одним – своим смирением. Из-за него-то я и бессилен перед тобой». В результате таких битв Макарий приобрел большой опыт в распознавании различных видов бесов. По его словам, они делятся на две основные категории: те, что склоняют нас к страстям, таким как гнев или зависть, и те, более грозные, что погружают человека в духовную иллюзию (прелесть), приводят к богохульству и ересям.
Слава о добродетелях преподобного Макария разнеслась вскоре по всему Египту, и множество людей стало стекаться в Скитскую пустыню. Святой в радости и простоте принимал всех приходящих к нему, никого не осуждал и наделял каждого тем, что ему требовалось: одним давал наставление, о других молился. В знак почтения преподобный подносил гостям немного вина и сам пил вместе c ними, зато потом, оставшись один, не пил даже воды столько дней, сколько порций вина он выпил.
О нем говорили, что он как «бог на земле», поскольку авва Макарий подобно тому, как Бог охраняет мир Своим Промыслом, укрывал ошибки, которые видел, словно бы не видел их вовсе, и окружал всех людей своей любовью.
Безграничное милосердие побуждало его молиться даже за безнадежных грешников.
Однажды он шел по пустыне и наткнулся на череп языческого жреца, который произнес такие слова: «Всякий раз, когда ты проявляешь свою милость к тем, кто пребывает в адских муках, мы, погруженные в огонь, спина к спине, получаем некоторое облегчение и можем на краткий миг видеть лица наших собратьев по несчастью».
Каждый жил в отдельной келье, занимаясь всю неделю каким-нибудь физическим трудом, дававшим пропитание, а если представлялся случай, то денег хватало и на милостыню. Особенно же полезен был такой труд для борьбы c унынием и для поддержания разума в бдящем состоянии. Монахи Скита вели очень суровую, наполненную подвигами жизнь c единственной целью – держать ум постоянно сосредоточенным на Боге. Они достигали этого чистой молитвой, которую поддерживали чтением наизусть псалмов и длинных текстов из Священного Писания.
Когда в пустыне была выстроена церковь, все монахи стали там собираться по субботним вечерам, служили всенощную и причащались святых таин. Наутро, после Божественной литургии, они сообща трапезовали – для многих это был единственный прием пищи за неделю – и затем свободно беседовали, испрашивая душеполезных наставлений у более опытных отшельников. После этого все расходились по кельям, набрав пальмовых листьев, необходимых для работы на протяжении следующей недели.
Поскольку количество учеников и просто посетителей неуклонно росло, преподобный Макарий несколько раз менял место своих подвигов. Он жил вдалеке от других келий, всего c двумя спутниками поблизости. Святой соорудил подземный ход, который вел из его кельи в отдаленную пещеру, чтобы иметь возможность удаляться туда без ведома кого-либо и сохранять ум нерассеянным, когда визиты к нему становились слишком частыми.
Поначалу каждый раз, когда преподобный Макарий хотел участвовать в Божественной литургии, он должен был идти пешком по раскаленной пустыне в Нитрию, расположенную более чем в 60 километрах от его кельи. Такой путь был слишком труден для его учеников, поэтому, по настоянию преподобного Антония, Макарий согласился принять рукоположение и стал пресвитером в 40 лет.
Тогда Святой Дух в изобилии даровал ему благодать исцелений, пророчества и различения помыслов. Дважды он воскрешал умерших: один раз, когда надо было оправдать невинно осужденного за убийство, в другой раз – чтобы показать еретику истинность веры в воскресение людей. Из всех уголков Египта и отдаленных краев империи стекались в пустыню Скит люди, чтобы вести ангельскую жизнь, привлеченные рассказами о преподобном Макарии и его учениках, а также благодаря вдохновенным проповедям о монашестве святого Афанасия. Со временем пустыня превратилась в настоящий город, и к концу века в Скиту было уже четыре храма, в которых сотни аскетов собирались каждое воскресенье на службу.
В 374 году арианину Лукию удалось получить епископскую кафедру в Александрии, и он вновь начал преследования православных. Его первые удары поразили самых влиятельных монахов: преподобные Макарий Египетский, Макарий Александрийский и еще несколько святых подвижников были высланы на один из островов в дельте Нила. Однако их ссылка пошла на пользу Церкви, поскольку исповедники обратили в христианство местных язычников. Вскоре они были возвращены в свою пустыню из-за волны народных возмущений и протестов. Так их слава еще более окрепла.
Преподобный Макарий, чувствуя приближение смерти, в последний раз посетил своих учеников в Нитрии. В качестве духовного завещания он сказал им со слезами на глазах: «Будем плакать, братия, и пусть наши глаза будут непрестанно наполнены слезами, прежде чем мы отправимся туда, где наши слезы будут жечь наши тела». Некоторое время спустя «духовный отец пустыни», которому было 90 лет, в мире отошел ко Господу.
Его честные мощи неоднократно переносили во время нашествий мусульман. В 784 году их положили в коптском монастыре, носящем имя преподобного Макария и основанном в тех местах, которые подвижник освятил своим пребыванием.
Для преподобного Макария христианская жизнь имеет одну цель – стяжать уже здесь, на земле, благодать Святого Духа, ощутить в себе это прекрасное изменение, которое даст нам «духовную чувствительность», в результате чего мы сможем «ощущать» присутствие Божие в каждый момент нашей жизни.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
[1] Сведения о жизни преподобного Макария собраны в алфавитном собрании «Изречений отцов-пустынников», в «Лавсаике» (гл. 17) и в «Истории монахов в Египте» (гл. 21).
[3] Хотя преподобные Макарий Египетский и Макарий Александрийский были учениками преподобного Антония Великого, их не следует путать с Макарием Писпирским, который находился при великом старце в последние годы его жизни и стал его преемником, возглавив большую группу отшельников.
[4] В настоящее время многие ученые приписывают их Симеону Месопотамскому. – Прим. ред.
преподобный Макарий Великий, Египетский
Биография
Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор (Нижний Египет). Рано овдовел, занявшись после смерти жены изучением Священного Писания. После смерти родителей, покинул селение и стал послушником у некого проживающего поблизости старца. Спустя некоторое время, он был рукоположен во диакона местной церкви, но довольно скоро удалился в полное одиночество в Фаранскую пустыню.
Услышав об Антонии Великом, прп. Макарий стал его учеником, поселившись, по совету преподобного, в Скитскую пустыню. Там он был рукоположен во пресвитера и прославился многочисленными чудесами. Около 360 года он основал монастырь, названный потом его именем. Там он и скончался в 391 году.
Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.
Молитва преподобному Макарию Великому
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, преподобне отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжжены стрелы диавольския, да не прекоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Святой Великий Макарий: житие, молитва и икона
Как часто православные люди, беря в руки готовый молитвослов, задаются вопросом, кто написал эту книжицу? Кто придумал сами молитвы? Почему именно эти молитвы вошли в число «утренних», а другие обозначаются как «вечерние» или «на всякую потребу»? И почему у одних молитв есть авторы, а другие их не имеют? И кто же он, святой Великий Макарий, чьи молитвы ежедневно читаются тысячами православных христиан?
День поминовения святого
Чудо рождения святого
Жизнь святого Макария Великого началась с самого настоящего чуда. Его родители жили в Египте, носили имена древних святых – Авраам и Сарра. Отец Макария был пресвитером. Сама атмосфера в доме была изначально исполнена глубокой веры. Долгие годы их брак оставался бесплодным. Решив, что так угодно Господу, супруги стали жить целомудренно, но расставаться не пожелали. Долгие годы их сожительство было духовным. Жизнь их состояла из благих дел, молитв, поста и почитания Господа.
Внезапно Авраам так сильно заболел, что слег и не мог даже двигаться. Все ждали его близкой смерти. Но однажды ночью ему снова приснился сон, в котором сам Ангел Господень, выйдя из алтаря, велел ему встать, так как вскоре у него родится сын. Этот ребенок станет сосудом Божественной благодати и проживет свою жизнь, словно ангел. Вскоре у них появился сын, которого они назвали Макарием, что значило «блаженный». Так свершилось чудо рождения Великого святого, которое предсказал во сне его отцу Святой Патриарх Авраам с Ангелом Господним. Случилось это около 300 года.
Божественное предопределение
Невозможно представить, что святость приходит к человеку сама по себе. Вот и для Макария Господь создавал все условия. Селение Птинапор не случайно было выбрано Богом для места переселения родителей Святого Макария. Оно находилось рядом с Нитрийской пустыней. Это обстоятельство помогло Макарию возлюбить жизнь пустынническую.
С самого детства Макарий отличался кротостью, смирением и повиновением своим родителям. Вскоре после вступления в отрочество мальчик увлекся изучением Святого Писания. Святой Великий Макарий лишь в одном старался отстоять свое мнение: родители уговаривали его вступить в брак, он же просил их не лишать его возможности посвятить себя чистой духовной девственной жизни. Настойчивость, с которой родители желали его женить, в конце концов, возымела свои плоды. Памятуя о заповеди любить и почитать своих родителей, святой Макарий поддался на их уговоры. Однако сначала он попросил Господа устроить так, чтобы этот брак не помешал его истинному предназначению.
После брачного пира святому пришлось слукавить и претвориться больным, чтобы не нарушить обета девства, которые он в сердце своем дал Господу. Вскоре один из его родственников собрался сходить в пустыню за селитрой и позвал с собой Макария. Его родители настояли, чтобы он пошел. Когда же путники пришли к Нитрийской горе, они легли отдохнуть. Во сне Макарию явился муж в блестящих одеждах и показал ему красоту пустыни, призывая оставить мир и удалиться в нее для дальнейшего служения Господу. Само это видение привело его в недоумение, так как в те времена о пустынниках ничего не было известно. Да и его супружеский и сыновий долг не позволяли ему так распорядиться своей жизнью. Однако, придя домой, он застал жену свою при смерти. Благодаря ему она отошла в мир иной нетронутой девственницей, что давало ей много шансов на спасение.
Судьбоносная встреча
Но на подобный шаг святой Макарий решился не сразу. Вначале он долго печалился, что не осталось на этой земле у него никого из близких, с кем он мог бы посоветоваться, обсудить свою будущую жизнь, поведать о своих дальнейших планах.
Однако он уповал на Господа и продолжал традиции своих родителей, которые в дни поминовения святых устраивали пир, чтобы накормить нищих и странников. В такой день святой Макарий приготовил обед и пошел в храм. Там во время службы он увидел инока, который жил в пустыне недалеко от селения Птинапор. Никто прежде не видел его, так как сам пустынник избегал мира. Однако в этот день по Божескому промыслу он пришел в тот же храм, что и святой Макарий.
Вид пустынника очень поразил святого. Несмотря на долгий пост и суровые условия пустыни, которые сделали его лицо сухим и темным, весь его вид светился внутренним благолепием. Святой подошел к старцу и попросил его прибыть на его пир. Старец согласился. После вкушения трапезы святой Макарий снова приблизился к старцу и попросил принять назавтра его к себе в гости. Старец охотно согласился, исполняя волю Господа.
Первые поучения
На другой день святой Макарий пришел к старцу и попросил стать его учителем. Старец весь день рассказывал Макарию о трудностях жизни в одиночестве в пустыне. Ночью, когда святой Макарий уснул, старец стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему его предназначение в жизни этого юноши. Вскоре ему явился сон иноков, которые призывали спящего Макария встать и пополнить их ряды для служения Господу. Этот сон он рассказал утром святому Макарию, призывая его не медлить с решением оставить мир ради служения Богу.
Первые шаги к святому служению
Житие святого Макария Великого показывает, с чего начинается отказ от мирской суеты. В первую очередь святой избавился от всего имущества, которое оставили ему родители. Он раздал его нищим и нуждающимся, тем самым порвав самые прочные узы с миром, которые сам считал тяжким бременем. Не оставив себе ничего, даже самого необходимого, он как бы заново входил в эту жизнь, не привязанный к нему владением вещами.
Начало иночества
Святой Великий Макарий снова пришел к знакомому старцу и со смирением попросил его стать для него наставником. Старец, видя стремление юноши скорее приступить к служению, начал учить его основам иночества – молитвам, молчанию, рукоделию, которое поможет приобрести необходимое количество еды для пустынника, а также одинокому служению. Вскоре он переселил святого Макария в пещеру, которую выкопал специально для него. С той поры святой Макарий стал отшельником, который своей смиренной жизнью служил Господу. Чтобы добыть себе пропитание, он плел корзины. За малую плату их покупали жители близлежащих селений. Вскоре слава о святом отшельнике стала доходить до глав местной церкви.
Отказ от клирикального служения
Епископ местной церкви очень удивился, узнав, что в пустыне появился смиренный отшельник, который ведет богоугодную жизнь. Он призвал святого Макария, поговорил с ним и назначил его клириком в приходе Птинапора. Святой Макарий ссылался на свою молодость – в то время ему было сорок лет. Однако епископ решил, что молодость для него не может быть помехой и поставил его в должность собственной волей.
Это нарушало уже установившийся уклад жизни святого Макария. Ему пришлось бежать и поселиться в пустыне недалеко от другого селения. Здесь к нему в услужение пришел один из местных жителей, который стал служить святому тем, что продавал его корзины и покупал необходимую пищу для отшельника.
Искушения святого
Жизнь иноческая кажется мирянам простой и размеренной. Пост, молитва и труд – остальное по воле Господа. Однако именно иноки искушаются бесами сильнее всего. Житие святого Макария Великого содержит множество фактов, которые говорят о том, как часто и сильно святого искушал враг рода человеческого – Дьявол. Он одолевал святого греховными мыслями и бранной речью, пугал чудищами, которые являлись ему среди молитвы. При ночных бдениях потрясал его келью или вползал ядовитой змеей, чтобы отвлечь святого от молитвы. Но инок, помня о защите Господа, ограждал себя крестом и молитвой, против которых сам Дьявол был бессилен.
Клевета против святого
В ближайшем селении жили юноша и девушка, которые любили друг друга. Именно их избрал Дьявол своим орудием. Родители девушки были против их брака, так как юноша был бедным. Но вскоре их дочь оказалась беременной. Наученная Дьяволом и своим любовником, всю вину она свалила на святого Макария, представив его насильником. Люди в селении избили святого, проклиная его. Человек, который прислуживал ему, умолял людей не трогать святого, но его не слушали. Вскоре святой Макарий оказался близок к смерти, только тогда его оставили. Человек, прислуживавший ему, перенес его в келью и ухаживал за ним.
Как только святой пришел в себя, он стал усиленно работать, чтобы прокормить опозоренную девушку и ее нерожденное дитя. Когда же пришло ей время рожать, Господь наказал ее. В страшных болях и мучениях провела она несколько дней, пока не призналась, что оклеветала невинного. Люди хотели попросить у него прощения, но святой, не желая мирской славы, удалился в другие места.
Великий Макарий – ученик Великого Антония
В рассказах о святых Великий Макарий всегда идет своим путем, который еще до рождения назначил ему Господь. Три года он прожил в уединении в пещере Нитрийской горы, затем пошел к Антонию Великому, чтобы еще учиться у него пустыннической жизни. Великий Антоний с радостью принял нового ученика и поделился с ним всеми имеющимися у него знаниями. Долгое время они иночествовали вместе, однако вскоре святой Великий Макарий снова ушел в уединенное место, где продолжил свою незримую войну с бесами.
Однажды в пустыне святой Макарий нашел череп языческого жреца, который рассказал ему, какие тяжкие мучения испытывают те, кто умерли некрещенными, так как не знали Иисуса. Но еще сильнее страдают те, кто знал Его и отрекся.
Именно там появились на свет его молитвы, которые до сих пор защищают нас от бесов, постоянно атакующих православных христиан искушениями. Читая эти молитвы, вряд ли кто помнит, что их составил святой, которому сам Дьявол признался, что его смирение не позволяет сломить его дух.
Окончание великого пути
Святые молитвы
О чем молятся святому Макарию Великому? Во всем христианском мире он почитается, как святой, помогающий во всех возможных проблемах и обстоятельствах – телесных и духовных. Часто призывают его в помощи при бесновании родственников, так как сам он при жизни неоднократно вступал в схватку с Дьяволом и всегда выходил победителям. Но и в обычных житейских проблемах святой Макарий Великий придет на помощь при искренней молитве. Она содержит в себе очень верные слова. Утренняя молитва святого Макария Великого по своему объему невелика. Она также быстро запоминается.
Молитва 1-я, святого Макария Великого
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод: Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.
В православных молитвословах в разделе «Утренние молитвы» она обозначена, как «Молитва 1-я святого Макария Великого». Всего их в утреннем блоке четыре. Молитва 5-я святого Макария Великого перенесена в блок молитв «Вечерних». Ее текст очень подходит для вечерней домашней исповеди.
Так как люди часто обращаются к святому со своими нуждами, существуют молитвы святому Макарию Великому на различные потребы. Самая часто читаемая молитва:
О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Образ святого
До Великой Октябрьской революции этот святой был почитаем в России. Но в последние годы его часто обходят вниманием, забывая, что сам враг рода человеческого признал перед ним свое поражение:
“Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, – ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, – и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня. Это смирение. Вот почему я и не могу бороться с тобою”.
К сожалению, не в каждом храме есть икона святого Макария Великого.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов