икона святого патрика ирландского

Святитель Патрикий, просветитель Ирландии

Память 17 / 30 марта

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия [1] в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источник

«Святой Патрик для многих — такой забавный старичок»

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Подвиг святого Патрика все помнят

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Протоиерей Георгий Завершинский. Фото: patriarchia.ru

– Православная Церковь, наконец, признала святого Патрика. Как вы отреагировали на эту новость? Что сказали прихожанам?

– Святой Патрик – один из ранних кельтских святых. По духу он – православный святой, поэтому, конечно, новость была воспринята радостно на наших приходах и в Ирландии, и в Шотландии, в частности на приходе в Дублине, где я являлся клириком 9 лет. Новость радостная, ожидаемая долго, и, конечно, День святого Патрика, его подвиг христианского просвещения Ирландии все помнят.

А сколько русских приходов на территории Ирландии?

– У нас 7 приходов: 4 в Шотландии – в городах Эдинбурге, Глазго, Абердине и Данди, 2 прихода в Северной Ирландии – в Белфасте и Ньюри, и 1 на острове, который находится между Великобританией и Шотландией – Айл-оф-Мэн. Там тоже было немало местночтимых святых – в значительной степени представлена Католическая Церковь.

Мы могли бы придать новый смысл этому празднику

– Как, по-вашему, надо отмечать День святого Патрика? В понимании большинства — это участие в карнавальном шествии. Как перейти на другие рельсы?

– На другие рельсы переходить не надо. Святой Патрик, а из русских святых, например, святители Стефан Пермский, Геннадий Новгородский, просвещали народ.

Христианство просвещает, смысл этих празднований, фестивалей – это народные традиции, обычаи, которые укоренились. Их отменять бессмысленно, да и невозможно.

Святой Патрик представляется как веселый, забавный старичок, который относится ко всем добродушно, развлекает многих. С этим образом, конечно, ассоциируется не святой, а, наверное, в нашем понимании такой старичок-лесовичок. Люди надевают большие шапки, приклеивают рыжие бороды, одежду украшают трилистниками. Кстати, трилистник – это действительно из сферы проповеди святого Патрика, а вот зеленые шапки, кафтаны – это народное.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Фото: AP / Graham Hughes

Мы могли бы придать новый смысл этому празднованию – христианский, просвещающий многие народы. И это делается. В Ирландии в День святого Патрика в католических храмах служится месса на кельтском (местном) языке, что привлекает людей (а в Дублин на праздник съезжаются со всего мира). То есть перед тем, как начнется парадное шествие, карнавал и многое другое светского характера (а парады проходят и во многих других городах мира, в т.ч. в Москве), совершается богослужение, и это правильно, таким образом отдается духовная дань.

Ведь святой Патрик – апологет христианства. Христианизированные кельты потом дошли до южных краев, до Италии (в местечке Боббио есть монастырь, основанный ими), они дошли и до русских новгородских земель. Существуют доказательства их присутствия там, главным свидетельством является новгородский крест – крест в круге – такие кресты были у кельтов в древности.

– Как в идеале православный христианин может почтить память святого Патрика?

– Прийти на богослужение, как и многие католики делают. День святого Патрика они начинают с мессы и Причастия. Да, есть фестиваль и есть духовное почитание. Одно с другим не конфликтует, одно продолжает другое, что очень естественно и приемлемо. У нас на приходах День святого Патрика будет отмечаться 30 марта (иконы, тропари, кондаки уже написаны), а парад был 17 марта. Похожая ситуация с Christmas (западным Рождеством). Получается такое разделение: парадное шествие, музыка, винопитие, а в другой день будет богослужение с иконами. Может, кто-то задумается и придет в наш храм.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Святой Патрик – не поп-звезда

– «Святой Патрик стал своеобразной поп-звездой», – говорят некоторые священники в России. Вы согласны с этим? Чем он выделяется на фоне традиционных святых?

– Санта-Клаус тоже поп-звезда, если так говорить. Преподобный Серафим Саровский хорошо известен в западных кругах как добрый, человечный батюшка, его облик, иконы очень любят западные христиане.

Святой Патрик, конечно, известная личность, но не поп-звезда. Благодаря особенности характера Патрика и его потомков – ирландского народа, русские и ирландцы похожи по характеру, есть какая-то духовная общность в простоте, человечности, смиренности.

Патрик был смиренным. Он начинает свой труд словами: «Я – Патрик, грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно презираемый многими», т. е. полное уничижение. Это говорит о характере, об отношении его к людям, Богу и о представлении себя не как кого-то особенного, хотя он был известным уже в те времена. К нему обращались враждующие кланы, князья просили помочь им примириться.

Он использовал не только проповедь, но и убеждение, хитрость; использовал и золото для выкупа плененных христиан. Он был мудрым, смиренным и деятельным. Он был признаваемым многими авторитетом, который мог примирять враждующих непримиримых соперников.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Памятник святому Патрику на горе в Ирландии. Фото: LeBrvn Photography / Facebook

На вершине той горы ощущаешь с ним духовное родство

– Какие святые места, связанные со святым Патриком, сохранились?

– В первую очередь это гора святого Патрика. Она не очень высокая, около 800 метров. Находится у западного побережья близ городка Ньюпорт. На этой горе святой Патрик 40 дней и 40 ночей постился и молился перед тем, как спуститься и пойти просвещать Ирландию.

Это место весьма почитаемое, туда постоянно идут поклонники и туристы. Там стоит небольшой храм, в котором уже совершалась православная Литургия. Сохранилась «кровать» святого Патрика, на самом деле это камень, на котором он молился день и ночь.

Гора каменистая, и подъем к вершине довольно крутой. Некоторые паломники поднимаются босиком. Я босиком не поднимался, но видел таких. Камни острые, скатываются, ноги обдираются до крови, т. е. такой подъем требует определенной выдержки. Могу сказать, что из нашего прихода один человек поднимался босиком. Такой вот аскетический подвиг в честь Патрика Ирландского.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

«Кровать» святого Патрика. Фото: John Finn Photography

– Что вас больше всего поражает в его биографии?

– Поражает преданность тому народу, у которого оказался поначалу в рабстве. Святой Патрик был британцем. Мальчиком его захватил ирландский клан, но потом он сбежал. Выучился, стал епископом и… вернулся в Ирландию. Он писал, что его сердце горело, так он хотел туда вернуться. Это поражает!

Представьте себе, кто захочет вернуться туда, где его насильно держали, заставляли работать, может быть, относились плохо? Кто из людей, попав в рабство и вернувшись домой, захочет назад? Это безумие.

Но здесь, видимо, было что-то другое. Возможно, его приняли в семью не как раба. Ирландский народ доброжелательный, не воинственный, не жестокий, а добродушный, с чувством юмора, артистичный, в художественном отношении развитый, талантливый.

Например, количество лауреатов Нобелевской премии по литературе из ирландцев на душу населения больше, чем в любой другой стране (Йейтс, Джойс и другие). Кстати, святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы.

– Есть ли у вас личная история, связанная со святым Патриком?

– Да, есть, она связана с подъемом на его гору. Когда ты оказываешься на вершине этой горы, откуда Патрик пошел проповедовать, то ощущаешь с ним духовное родство.

Вся страна перед тобой: горы, океан, реки, озера – страна, которую тебе дал Господь, чтобы ты пошел и проповедовал тем, кто населяет эту страну. Они ждут тебя.

Для меня Ирландия тоже в каком-то смысле родное место, потому что я начал здесь священническое служение и, можно сказать, состоялся как пастырь.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Вид с горы святого Патрика. Фото: Brian Joyce Photography / Facebook

Я бы попросил у Патрика молитвы о духе мира и согласия

– Как вы думаете, чему православные могут научиться у этого святого?

– Деятельному смирению. Не смирению как уединению и концентрации на своих внутренних переживаниях, а деятельному смирению, когда человек идет и преодолевает сложные обстоятельства жизни благодаря личному смирению. Святой Патрик был смиренен и активен.

– Кто еще из британских святых, живших до раскола христианской Церкви на Западную и Восточную (1054 г.), может дополнить календарь Русской Православной Церкви?

– Брендан мореплаватель, Бригитта Килдарская и Колумбан. Святые того времени знали друг друга и встречались на своем пути, проповедуя каждый на своей территории.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Св. Брендан Мореплаватель

Есть еще знаменитый валлийский святой кельтской Церкви Дэвид Акватикус. Он читал Псалтырь, стоя по пояс в воде моря Ирландского, весьма холодного. Каким должно быть горение духовное, чтобы подобное исполнить!

– Если бы встретили святого Патрика на улице, что бы вы ему сказали?

– Отче святителю Патрикие, моли Бога о нас, ходатайствуй о нас и помогай нам! Святой Патрик был прост, открыт, добродушен, с чувством юмора и, одновременно, все-таки имел твердый характер – ведь он устроил ирландскую Церковь. Но устроил мирно – там не было восстаний или войн местных язычников, друидов против христианизации. Поэтому я бы попросил у Патрика молитвы о духе мира и согласия.

– Как католик и православный могли бы вместе отметить этот день? А также дни памяти других общих святых?

– Литургической молитвой мы не соединены. Тогда как? Именно через святость святых неразделенной Церкви, как католических, так и православных – без разделения. Через их святость мы можем действовать.

Это образ той веры, которая не имеет границ, поэтому она и помогает нам, христианам, идти рука об руку, несмотря на те границы, которые воздвиг не Бог, а человек.

Патрик Ирландский – образ единства и той святости, которая соединяет, а не разделяет Западную и Восточную Церкви.

Источник

Огненный апостол, или три заблуждения о святом Патрике

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Святой Патрик

В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.

С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями. Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике.

икона святого патрика ирландского. Смотреть фото икона святого патрика ирландского. Смотреть картинку икона святого патрика ирландского. Картинка про икона святого патрика ирландского. Фото икона святого патрика ирландского

Патрик не был пивоваром

Какая первая мысль приходит в голову тем, кто собирается праздновать Saint Patrick’s Day? Правильно! Где будем пить? Вопрос «что пить», продвинутыми падди, как правило, не ставится. Естественно, пиво.

Как видите, первые ассоциации, связанные с Днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией Дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в «компетентных» рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.

Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.

Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.), написанная им около 460 года. Надо сказать, немногие авторы полуторатысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний. А вот о пиве там — ни слова, ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.

В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Бог, в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых-патрикианцев (т. е. изучающих все, связанное с деятельностью св. Патрика) Дэвид Бинчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его „деревенской латыни“».

Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.

Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.

Патрик использовал один важный миссионерский ход, который впоследствии и помог христианству беспрепятственно распространиться по всему острову. Когда язычество бросало святому вызов, он аргументами слов и силой веры ниспровергал его до основания. Когда язычники были искренни в своих заблуждениях — Патрик был предельно терпим, ведь боролся он не с людьми. Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в День святого Патрика — это символ Святой Троицы, а не зеленого змия. Патрик не был пивоваром, и, словно предвидя такую метаморфозу во времени, он пишет свою «Исповедь», которая свидетельствует нам о том, кем же был на самом деле Патрик: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». А еще…

Патрик не был… Патриком

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.

Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.

Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати — римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом — членом городского совета, наследственным аристократом.

Говоря о таком христианском семействе, было бы естественно представить детство Патрика полным благочестия, созерцательной жизни и молитвенного настроя. Но по свидетельству «Исповеди», жизнь сына дьякона и внука священника была далека от христианских идеалов. Вот как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».

Впрочем, с обывательской точки зрения, первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались вполне счастливо. Вместе с двумя своими сестрами он получает домашнее образование на вилле отца, живет жизнью, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи», в достатке и изобилии, ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом. Он стал бы состоятельным членом третьего, после сенаторов и всадников, сословия Римской империи. Унаследовал бы место своего отца, сделался бы муниципальным чиновником. Следил бы за контролем налогов, поступающих из римской Британии в имперскую казну. «Сколотил» бы состояние, родил бы детей и умер бы в достатке и сытости — без особых подвигов и славы, но зато в родном доме, на своей постели, в окружении любимой семьи. Все могло бы так и быть, если бы в спокойную жизнь Патрика не вошел Христос, разделив ее на две половины.

Итак, первые шестнадцать лет жизни Магона проходили по-детски безмятежно. Но вот в 405 году на виллу Кальпурния напали пираты, которые приплыли из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом плена. Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций».

В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.

Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.

Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима (Роуза), «огненным апостолом Христа».
Патрик не был ирландцем

То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение.

Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в христианство.

Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.

Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается. В раннем средневековье Ирландию будут называть не иначе как «островом святых». А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами.

Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке — церковное разделение, расстояния и годы сделали почти невозможной передачу сведений за пределы западной части христианской цивилизации. Но в XX веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), который сейчас прославлен Русской Православной Зарубежной Церковью как святой. Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников — например, иеромонаха Серафима (Роуза), который писал: «Мы не должны думать: „Ага, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь — какая в этом польза?“ Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу».

Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.

Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых. Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании Дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта — в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами. Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства. И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.

Вот и сегодня, празднуя память святого Патрика в России, можно хоть немного призадуматься над тем, Кто же был этим факелом, осветившим веселием и радостью нелегкую и трудную дорогу Патрика и его последователей. И для тех, кому с ним по пути, зеленый цвет этого дня станет не цветом зеленого змия, а цветом вечности, цветом «доброго и дорогого Пастыря», как называли Господа древние ирландцы.

Святые Британии и Ирландии

Преподобный Коламба

Святой чудотворец и миссионер Коламба, известный также под именем Колум Килле («Голубь Церкви»), по рождению принадлежал к королевской семье Уи Нейлов в Ирландии. Он обучался у знаменитых подвижников и ученых своего времени и около 551 года стал священником.

Коламба считается одним из величайших святых древней Ирландской Церкви. Его житие — пример жизни настоящего подвижника, молитвенника и чудотворца. Еще при жизни лицо святого сияло небесным светом — биограф даже пишет, что «он имел лицо ангела». Это фаворское сияние, исходившее от Коламбы, не раз отмечается в его житии, и роднит его образ с образом нашего русского святого — Серафима Саровского.

Основанный им монастырь на острове Айона стал настоящим плацдармом для миссионерства в Шотландии и колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Церкви на Британских островах. Ученики Коламбы распространили Благую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, когда-либо там проповедовавшие, и обратили в христианство большинство местных жителей.
Мученик Албаний

Как и в самом Риме, первые христиане Британии подвергались гонениям. В начале IV века уже известен первый британский мученик — Албаний.

Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику возможность сбежать, а сам сдался римским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни.

Город, в котором казнили Албания, уже много столетий носит его имя и называется Сент-Олбанс. Веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников.

Вы прочитали материал Огненный апостол, или три заблуждения о святом Патрике. Читайте также:

Справка о Святом Патрике

Святой Патрик — христианский святой.

Святой Патрик считается покровителем Ирландии и Нигерии.

Святого Патрика почитают в католицизме, в отдельных протестантских церквях и Русской Православной Церкви.

Множество соборов и церквей по всему миру названы в честь Святого Патрика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *