икона святой ольги в чем помогает фото
святые покровители
Страница: 1 2 3 4 5 6 Все |
Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа. Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный. Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника. Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена, княгиня Ольга, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов. Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона, или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна. Святая княгиня ОльгаСодержание статьиЭта святая считается основоположницей православия на Руси, народной защитницей, помощницей вдовам, укрепительницей христианской веры. Чести называться Святыми равноапостольными кроме Ольги за всю историю христианства удостоились всего пять женщин: святая Елена, Мария Магдалина, просветительница Грузии Нина, мученицы Апфия и Фекла. Образ святой на иконахВ русской православной традиции два основных канонических изображений святой равноапостольной Княгини. Ольга – духовная матерь всех русских людей. Святая пользуется заслуженной любовью народа, храмы, посвященные ей есть по всей стране и за рубежом. Однако храм в ее руках – это не какой-то конкретный храм (хотя доподлинно известно, что она основала несколько церквей в Пскове), это символ веры, которую она принесла на землю русскую. А вот крест реальный, тот, что она привезла из Константинополя и который участвовал в обряде крещения. Храмы и нетленные святыниВсего в мире 105 храмов и приделов Равноапостольной княгини. Больше всего церквей расположены в Москве и Московской области (8), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (18) и Пскове и области (10). Так же церкви святой находятся в: Нетленные мощи святой равноапостольной княгини Ольги через 20 лет после ее смерти были перенесены князем Владимиром в Киевскую Десятинную церковь и считались чудотворными. Владимир возвел для нетленных останков бабушки специальную гробницу с окошком, к которому приходили паломники. Мощи могли видеть и надеяться на помощь святой только верующие люди, маловерам или сомневающимся видеть святыню было не дано. В 1240 году Десятинная церковь была разрушена татарами и святыня долгое время считалась утраченной. В 17 веке место прежней десятинной церкви было расчищено, нетленные останки найдены и перезахоронены в новом, отстроенном на этом же месте храме. В 18 веке святые мощи были утрачены и не найдены до сих пор. Впрочем, есть легенда, что чудотворная святыня вернется в страну в трудное время, чтобы защитить народ. Святую Ольгу принято поминать один день в году – 24 июля. В народе этот день называют Страдница (разгар летних полевых работ) и Стожарница, так как в эти дни особенно ярко сияют Плеяды, на которые крестьяне часто ориентировались при проведении сельскохозяйственных работ. О чем молиться святойНесмотря на то, что в новой жизни княгине было дано имя Елена, святую равноапостольную княгиню мы знаем именно под этим именем и именно так могут называть по святцам девочек, рожденных за несколько дней до и после 24 июля. Святая равноапостольная княгиня Ольга является основоположницей православной веры на Руси, у нас ее почитают за то, что она способствовала духовному развитию огромной нации. И пусть в правление княгини последователей христианства было немного и даже сын Святослав был язычником, святая воспитала внука, впоследствии ставшим Крестителем страны. Икона святой может быть не только в храмах, но и в домах, где проживают женщины или девочки, считающие ее своей небесной заступницей. Благочестивая считается помощницей матерей, обращающихся к ней с просьбами оградить детей от проблем, угроз, неправильных решений в любых ситуациях. Так же икона: Ежедневно, ежечасно и ежеминутно прихожане обращают к княгине молитвы с просьбами о помощи. Мудрости и поддержки святой хватит на всех. МолитваСвятая равноапостольная княгиня! К твоей помощи прибегаем в своем смирении покорном. Защитница всего рода людского, утолительница печалей и скорбей наших. Не оставь нас в часы горестей и сомнений, укрой нас своей защитой да отринь от нас уныние. Заступись за чад наших, дабы не знали бед они и не свернули с пути истинного, Божьим светом озаренного. Укрепи волю нашу да веру праведную. Надели мудростью поступать по чести и справедливости, прощая недругов наших. Аминь. Другие памятникиИкона – далеко не единственный атрибут, напоминающий нам о великой благочестивой правительнице Руси. О ней писал Нестор в «Повести временных лет», но не только. На карте мира можно найти: Что интересно, икона святой (портретное изображение) присутствует и в соборе святого Петра в Ватикане, в северном трансепте. Именем Ольги так же названы несколько государственных наград в России и Украине, сняты фильмы и мультфильмы и даже создан балет. ЖитиеЕе недаром называют «Истоком православия». Первой она приняла христианство, стала строить каменные храмы, воспитала внука – будущего Крестителя Руси Святого князя Владимира. Есть даже икона, изображающая бабушку и внука вместе. При этом оба седые – это признак мудрости, кротости и олицетворение великих государственных дел. Имя святой скандинавского происхождения (Хельгла), является женским вариантом мужского имени Олег, которое так же перешло в русский. Имя означает «светлая», «святая», «священная», «мудрая». Такой она и была. Родилась будущая мудрая правительница Руси в селе Выбуты, под Псковом (Россия). Информация не точна, так же как происхождение будущей святой. По одним источникам, она является потомком вещего Олега, но наиболее вероятно, что принадлежала Ольга к роду князей Изборских. По тем же источникам мы можем судить о характере будущей святой: ясный ум, нравственная чистота, простота и ясность изложения мыслей. Иначе как объяснить, что в 10 (по другим источникам – в 12 лет) увидев юную красавицу, будущий правитель Руси князь Игорь стал склонять ее ко греху, а она речью своей пристыдила его и заставила отказаться от неугодных помыслов? Девушка произвела на Игоря настолько сильное впечатление, что, когда пришло время жениться, тот настоял, чтобы сватов заслали именно к этой целомудренной девице. Свадьбу сыграли в 903 году, а в 945 году Игорь был убит древлянами. Правительница значительно укрепила верховную власть в стране, разделила страну на регионы, вложила много сил и средств в укрепление русских границ и возведение оборонительных сооружений. Она больше не вышла замуж, сохранив права на престол за Святославом. Путь Ольги к христианству был не внешним, а внутренним. Именно поэтому история не знает имен ее духовников: согласно преданию, это было Божественное вразумление. В 955 году княгиня приняла крещение в Константинополе под именем Елены, в честь Великой равноапостольной царицы Елены, которая известна иерусалимскими раскопками, в результате которых миру были явлены сразу две святыни – Крест животворящий и Гроб Господень. По свидетельствам Нестора, княгиня во время обряда была как губка, которая впитывала молитвы и не могла насытиться словом Божьим. Святая возвращается в Киев, взяв с собой богословские книги, и крест, с которым ныне изображается ее икона. Поначалу апостольская деятельность княгини не была удачной. Сын Святослав, убоясь осуждения дружины, так до конца жизни и остался убежденным язычником. Отчаявшись в попытках крестить сына, святая начала просветительскую деятельность среди киевлян, обратив в веру многих знатных граждан. Правительница заложила храм святой Софии, храм святого Николая. Затем она отправилась на север, не щадя языческих идолов и устанавливая на их месте каменные кресты. Исторически достоверно, что именно святая равноапостольная княгиня Ольга является основательницей Пскова и нескольких церквей в нем. Конец жизни святой был омрачен тем, что Святослав покинул мать и обосновался в Переяславце. В 968 году Киев оказался в осаде и пожилая правительница вместе с внуками, среди которых был и будущий Креститель Руси Владимир, оказались в смертельной опасности. Возможно, именно усердные молитвы бабушки в минуты опасности так повлияли на Владимира, что, спустя 19 лет он крестил Русь, а впоследствии сделал христианство государственной религией. Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвыПриблизительное время чтения: 11 мин. Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини ОльгиПамять святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю). Когда правила великая княгиня ОльгаГоды жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич. Происхождение великой княгини ОльгиМы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга. Правление великой княгини Ольги до принятия христианстваВеликая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях. После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова. Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены; ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века. Крещение великой княгини ОльгиВеликая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Интересно, что после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином. Как говорит «Повесть временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Существуют и другие версии, кто, когда и при каких политических обстоятельствах крестил великую княгиню Ольгу. Одно известно точно — произошло это в столице Византии. В Киев правительница вернулась уже христианкой. Смерть, почитание и прославление великой княгини ОльгиТогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых. Иконография святой равноапостольной великой княгини ОльгиИконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и князь Владимир, крестивший Русь; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга. Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма. Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром. Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков, составленная святой равноапостольной великой княгиней ОльгойО премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения. Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси. Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки. Молитвы святой равноапостольной великой княгине ОльгеО святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь. Величание святой равноапостольной Ольге, во святом крещении ЕленеВеличаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, и свет веры православныя народу своему предвозвестившую. Тропарь святой равноапостольной Ольге, во святом крещении ЕленеКрилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимая твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная. Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбеИсторически усадьба была собственностью Великого князя Михаила, младшего сына Николая I. Это был целый комплекс зданий с домовой церковью в центре. Ее по желанию князя освятили в честь святой покровительницы его жены — Ольги Феодоровны, урожденной Цецилии-Августы, принцессы Баденской. По традиции, отчество Феодоровна давали всем немецким принцессам, принявшим православие, — в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Церковь в русском стиле в 1864 году спроектировал петербургский архитектор Давид Гримм. С трех сторон к храму примыкала открытая галерея, окруженная восемнадцатью колоннами. Венчал церковь купол из красной меди. Роспись стен, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Последний владелец Михайловской усадьбы — великий князь Сергей Михайлович Романов — был расстрелян в 1918 году вместе со святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Произошло это в Алапаевске, на старой заброшенной шахте — именно туда палачи сбросили тела мучеников. В советские годы усадебные постройки использовали для самых разных нужд. С 1918 года церковь принадлежала детскому дому «Красные Зори», в ней хранили семена. Во время Великой Отечественной войны Михайловка была в оккупации — в зданиях усадьбы размещался немецкий госпиталь. После победы церковь стала продовольственным магазином. В 1968 году она сильно пострадала от пожара, затем год от года разрушалась. К 90-м годам от некогда величественного храма остались только стены с дверными и оконными проемами. Возрождение храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе началось в 1998 году. Первую после долгих лет забвения Литургию здесь отслужили в 2002-ом. Современный адрес храма: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, корп. 5. Орден святой равноапостольной княгини ОльгиОрден святой равноапостольной княгини Ольги — женский. В 1988 году его учредил Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви — в честь 1000-летия крещения Руси. Если считать по времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые так или иначе служат Церкви и делу христианского просвещения. Памятник великой княгине Ольге в КиевеПамятников святой равноапостольной великой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа. Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей. Городские власти организовали конкурс на памятник великой княгине Ольге. Победила работа скульптора Ф.П. Балавенского, но после долгих споров жюри выбрало для монумента других авторов — скульпторов И.П. Кавалеридзе, с Ф.П. Балавенского, П.В. Сниткина и В.Н. Рыкова. Композицию выполнили из модного в те годы бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву». Интересно, что пышных торжеств по случаю открытия памятника не получилось: в одной из киевских больниц в те дни умирал великий Петр Столыпин. В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер. В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника— Ивана Кавалеридзе. Читайте также другие публикации о святой княгине Ольге. На заставке фрагмент: Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824
за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания. Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям! Сюжеты и образы: иконография равноапостольной ОльгиСпасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»Сотни икон святой Ольги и еще больше храмов известно сегодня. Ее лик смотрит на нас с фресок под сводами или на фасаде, барельефов, храмовых икон. Хотя прославлена равноапостольная княгиня менее 500 лет назад, ее изображения сохранились с древности. Когда день памятиОн отмечается 24 июля. Это день преставления святой (969 г.) Житие: коротко о главномОльга была супругой второго древнерусского князя, Игоря. После его гибели (945 г.) княгиня возглавляла Русь до совершеннолетия сына, Святослава, примерно до 960 г. Считается, что главной ее политической реформой была отмена так называемого полюдья – ежегодного похода князя по своим землям для сбора дани (в одном из них, убитый племенем древлян, погиб ее муж). Церковно княгиня чтится, однако, не как политик, а как первая русская правительница, принявшая христианство. Хотя Крещение Ольги было личным, то есть не повлекло массового обращения русичей, она чтится, как равноапостольная, так как: Когда, как и почему причислили к лику святыхГодом канонизации святой обычно считается 1547. Однако современные историки обращают внимание на то, что почитание как Ольги, так еще десятков угодников Божиих к этому времени уже сложилось, но, по словам отцов Поместного Собора 1547 г., «не бе им до днесь соборного пениа». Именно празднование давно прославленным святым и установил Собор, созванный также угодником Божиим, свт. Макарием, Митрополитом Московским. Церковь признает святую равноапостольной, основанием для чего являются: ИконографияОна начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой. Как изображаютОбычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной. Какие символы используютБогословский смыслПо словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного. Самое древнее изображениеНекоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью. Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору. А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром. Лик святой в храмовых росписяхБольшинство икон святой княгини относится к XIX в.: с этого времени имя Ольги носят многие представительницы царствующего дома. Академическая роспись, мозаики и фрескиРаспространенность икон святой с XIX в. совпала с так называемым «академическим» периодом русской иконописи, когда к делу создания храмовых фресок обращаются светские художники. Первоначально они совершенно разрывают все связи с канонами иконописи, однако впоследствии появляются попытки совместить иконописные традиции с портретным искусством. Пример тому – работы Виктора Васнецова, включая изображения святой княгини. Сам он так говорил об «академическом стиле» церковного искусства: Однако написанная Васнецовым в 1895-96 гг. по «академическим» традициям икона св. Ольги до сих пор принадлежит к числу самых узнаваемых. «Княгиня Ольга». Васнецов В.М. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 гг. Самая знаменитая иконаОна создана В.В.Васнецовым для Владимирского собора Киева. Образ построен по канонам портретной живописи, но с соблюдением также традиций иконописного изображения: святая держит крест, на левой длани – храм, облачена в русские княжеские одежды. Лик Ольги суров и строг. Образ Васнецова не раз копировали другие живописцы. Широко распространен он также после возрождения церковной жизни России, с 1990-х. Фреска В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая»Совсем другой образ святой представлен на другой фреске для того же храма. Она изображает святую среди других угодников Божиих, ожидающих Царства Небесного. Предчувствие встречи с Христом уже отражается на лике Ольги. Ее заботливо несут Ангелы. Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть триптиха. 1885-1996 Другие изображенияСреди других икон святой можно выделить: Эскиз к мозаике Н. К. РерихаОн создан художником в 1915 г. Здесь иконописные каноны сочетаются со своеобразным стилем художника. Ольга представлена возвышающейся до небес, в одной ее руке крест, на другой – храм, а у ног – Псков, город, где она насаждала христианство. «Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год Где находятся особо чтимые и чудотворные образаОдна из чтимых святынь Троицкого собора г. Пскова, по преданию, основанного княгиней – ее икона работы наместника Псково-Печерского монастыря архим. Алипия (Воронова) (1914-1975 гг.). Образ восходит к известной иконе М.В.Нестерова, однако святая изображена на фоне Троицкого собора и другого псковского храма – прор. Илии. Еще одна икона святой с богатой историей известна в Петербурге. Она находится в ее храме при Детской больнице № 4. Образ подарен церкви герцогом Вюртенбергским Карлом (Германия). Икона принадлежала тезоименитой святой дочери императора Николая I, которая стала супругой короля Вюртенберга. В чём помогает святая по молитве перед ее образомК святой часто обращаются: Примеры помощиНаиболее известны исцеления на «Ольгином ключе» под Псковом. Здесь есть часовня с иконой святой, всегда горят свечи. Одна из трех мозаичных икон святой Ольги западной стены ильинского храма у Брода в Выбутах Вот одна из историй, рассказанная на сайте просветительского журнала «По ком звонит колокол»: «Ослепший мужчина умывался ледяной водой из ключей. И вдруг последние струйки показались ему тёплыми. И он громко сказал об этом окружающим. Люди ответили: «Да нет же, вам показалось, вода очень холодная!» «Тёплая», — повторил мужчина и прозрел… Вот такое чудо.» На севере Петербурга в пос. Новое Девяткино еще только строится храм св. Ольги. Но его приход уже сотрудничает с реабилитационным центром для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. И уже не один человек встал на путь духовной жизни по молитвам святой. Вот лишь один такой рассказ: «Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя! Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года». До наших дней через свои иконы, освященные святыни, княгиня продолжает помогать христианам. А еще – молиться об обращении тех, кто пока не пришел к Богу. И, как более 1000 лет назад, молитвы эти действенны.
|