икона святых бориса и глеба

Икона Бориса и Глеба

Описание

Икона написана в середине XIV столетия московскими мастерами. Это одно из первых творений русских иконописцев. В их работах того времени прослеживаются византийские иконные особенности. В иконе святых князей чувствуется рука первоклассного мастера. Икона имеет необычную вытянутую форму. Вероятно писалась для расположения на столпе храма.

Святые изображены в виде воинов-всадников, держащих в руках копья. Борис и Глеб, как бы выступают в поход на помощь Московскому князю в его ратных делах. Скачущие в ногу кони святых не ступают по земле, а парят над ней. Иконописец изображает полет святых воинов над землёй, ибо они принадлежат небу, но не земной тверди.

История

Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, прославленными в лике в 1078 году. В чём же их святость?

Перенесемся мысленно в 1015 год. Близится к концу княжения святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Христианству на Руси ещё немного лет и ещё сильны нравы и обычаи языческих времен. Брат восстаёт на брата, сын на отца. Нередки распри между княжескими родами и даже внутри одного рода. Набеги соседних народов и кочевых племен тревожат русскую землю.

И вот вновь пришла весть о набеге печенегов. Пораженный недугом князь Владимир посылает против них своего сына Бориса. Юному князю было тогда немногим более 20 лет. Борис был любимым сыном князя Владимира и именно ему хотел он оставить престол.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Как раз в то самое время, когда Борис находился в походе против печенегов, равноапостольный князь Владимир умирает в Киеве. Власть коварно захватывает старший сын Владимира — Святополк. Он осознавал, что Борис для него опасен. Как отстоять захваченную им власть? А Борис уже возвращался во главе большого войска.

Казалось бы он мог легко победить Святополка и забрать власть (его войско насчитывало 8 тыс. человек). Но юный князь Борис живёт уже иным пониманием жизни. Он христианин, он не может поднять руку на брата. В молитве обретает он убежденность — не подниму руку на брата своего, да ещё старшего, которого мне следует почитать за отца.

И поразительно — Борис во сне получил предупреждение о ждущей его смерти. Она представилась ему в виде страшного чёрного зверя. Но он всё же отпускает дружину. И подосланные Святополком убийцы совершают своё чёрное дело. Князь Борис был убит во сне, после вечерней молитвы.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Иди скорее, отец зовет тебя, он очень болен.

Глеб был предупреждён о злодействе Святополка, но всё же он отправился навстречу своей гибели. Подосланные убийцы расправились с младшим сыном князя Владимира, когда он плыл на ладье по Днепру. Тело князя было брошено между двух колод и долгое время оставалось ненайденным.

Огненное знамение и ангельское пение указало людям, где находятся останки князя-страстотерпца. Мощи святого были обретены нетленными через 4 года после злодейского убийства и погребены в одной могиле с Борисом.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Злодейство не помогло Святополку. Он после жестокой борьбы был принужден к бегству прибывшим из Новгорода Ярославом, получившим позднее прозвище «Мудрый».

В чём же явилась святость Бориса и Глеба? Ведь они пострадали как будто не за веру, а за обычные для того времени политические распри. Но нет. Именно за веру, за ту новую для своего времени убежденность, что грехом преступления, убийством, нельзя утвердить справедливость на земле.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас.

И Борис, зная о готовящемся злодеянии, молится:

Сподоби меня, Боже, принять страдание это, не от врагов, но от брата моего. Не поставь ему, Господи, сего в вину.

Святополк умер позорный смертью, погубил свою душу и на все времена был проклят прозвищем «Окаянный». Так было и так будет всегда. Торжество зла — есть временная видимость. Зло может восторжествовать на какое-то время, но оно всегда обречено перед лицом вечности. Святые князья Глеб и Борис в сознании православного народа навеки останутся победоносными войнами, несущими гибель всякому злому делу.

Где находится

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Икону можно найти в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

В чём помогает

Святых называют заступниками земли Русской. Раньше Борис и Глеб считались небесными помощниками русских князей. Немало побед было одержано в честь их имени и благодаря их помощи — победа Рюрика над Кончаком, Александра Невского над шведами в Невской битве и др.

Старинные летописи также полны рассказов об исцелении возле гроба святых князей. Особенный акцент на этом сделан в свидетельствах XII века.

Молитва

О двоице священная, святые страстотерпцы Борис и Глеб, от юности Христу верою чистою и любовью послужившие, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиеся, и ныне со Христом царствующии!

Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапной смерти.

Молим вас, христолюбивые страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже некогда благоверному князю Александру Невскому.

Да несут Российские воины страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа.

Видео, где протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о русских страстотерпцах:

Источник

Икона святых Бориса и Глеба

В православном мире иконы являются надежным оберегом, святые, изображенные на них, помогают христианам глубже понять подвиг веры во Христа и преобразовываться в Его образ. Среди множества святых образов есть широко почитаемые лики, а есть такие, к которым обращаются в периоды особой нужды.

Икона Бориса и Глеба — святой лик, помогающий приобрести терпение и праведность через подвиг смирения и принятия смерти родными братьями.

История жизни и смерти святых братьев

После принятия христианства ярый язычник Владимир стал приверженцем истинной веры. Отказавшись от многоженства, князь Владимир жил с одной женой и с ней воспитывал своих сыновей в покорности, смирении и терпении. Борис и Глеб были младшими детьми великого князя, росли в познании священного Писания, помощи убогим и сиротам.

Борис правил в Ростове, Глебу достался Муром. Великий Владимир наследником своего княжества назначил Бориса, хотя он не был старшим сыном.

Глеб, зная о намерениях старшего брата, не хотел битвы и пытался уйти от расправы, но убийцы настигли его под Смоленском, убили и бросили в поле.

Борис был убит в палатке во время молитвы. Пронзенный мечами, молодой князь попросил милости совершить последнюю покаянную молитву, после которой сказал палачам поскорее закончить свое грязное дело.

Сын Владимира Ярослав, впоследствии названный Мудрым, не мог стерпеть убийства братьев, разбил войско Святополка, его самого изгнал из Киевской земли и стал править сам. Память о невинно убиенных молодых князьях не давала покоя Ярославу Мудрому, и он решил отыскать их могилы. Если могила Бориса была известна, то место захоронения Глеба не знал никто.

Ещё похожие статьи:

Местные жители местности под Смоленском рассказали людям Ярослава, что в поле есть место, над которым по ночам видно дивное свечение и слышны ангельские голоса. После тщательных раскопок были найдено тело Глеба, которое оказалось нетленным и издавало приятный аромат. Мощи убиенных были перенесены в церковь Вышгорода, над ними сразу начались происходить чудеса.

В 1026 году храм Василия Святителя, в котором хранились мощи молодых князей, сгорел. Ярославом Мудрым была построена новая усыпальница, в нее были помещены тела князей, которые в 1072 году были канонизированы православной церковью.

При отмечании 100 лет со дня гибели братьев под руководством князя Олега Святославича был построен новый храм Бориса и Глеба, в нем устроили новую усыпальницу, но она была разграблена в 1240 году татарской ордой, мощи святых пропали, но появляются святые образа Бориса и Глеба, у которых происходят чудеса.

Описание святого лика

Время написания святого образа относится к XIV веку. В разных церквях можно увидеть несколько святых образов.

Первой появился образ, изображающий убиенных князей в княжеском убранстве, держащими меч и крест, символизирующий убиение и приверженной христианской вере.

Позже появляется икона, изображающая князей на конях. При этом Сам Иисус взирает на них.

Православная Церковь признала братьев святыми покровителями русской земли. Именно этот образ брало с собой войско Александра Невского, с ними шли в бой воины Дмитрия Донского.

О чем молятся у святой иконы

Святые братья признаны Православной Церковью первыми страстотерпцами, их подвиг прощения, невоздавания злом на зло, помогает христианам воспитать у себя способность:

Многие болезни XXI века, в том числе онкология, ставшая бичом множества людей, имеют корни в непрощении. Этот грех может передаваться из рода в род и пока не будут вырваны корни, беда не покинет семью.

Храмы в честь святых князей Бориса и Глеба:

У мальчиков и мужчин по имени Борис есть надежный покровитель святой страстотерпец, князь. У его иконы возносится молитва обоим братьям о здоровье, мире, покое.

Внимание! Самыми древними являются иконы братьев, хранителями которых являются храмы Великого Новгорода, Коломны в Запрудах, Спасо-Ефросиниевская обитель.

Источник

Икона святых Бориса и Глеба

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Борис и Глеб
Школа или худ. центр: Москва; Средняя Русь
Начало XIV в.
Алпатов 1974: XIV в., Средняя Русь
Onasch 1977: Конец XIII в., Москва
Лазарев 1980: Начало XIV в., Москва
Лазарев 2000/1: Начало XIV в., Москва
Вилинбахова 2014: Вторая половина XIV в., Средняя Русь
143 × 95 × 2.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-2117

Они стали первыми, кого Церковь причислила к лику святых. Жизнеописание страстотерпцев, зафиксированное в летописных повествованиях — словно живые свидетельства их современников, дошедшие до наших дней.

Краткое житие святых

Борис и Глеб — младшие сыновья князя Владимира Святославича, правившего на Руси до 1015 года. Еще при жизни родителя каждый из наследников получил в управление вотчину. Борису надлежало княжить в Киеве, а его младшему брату — в Муроме.

Однако после кончины родителя русские земли накрыла смута. Вопреки желанию почившего князя престол в Киеве захватил Святополк. Чтобы укрепить свое положение, старший брат повелел уничтожить Бориса и Глеба.

Борис и Глеб, ведая о намерениях Святополка, отказались идти войной на смутьяна. Неподчинение старшему по роду в их представлении оказалось страшнее собственной гибели и каждый из них смиренно принял свою участь во имя соблюдения христианских заповедей.

Как изображают на иконах

Иконописцев на создание первого образа святых вдохновили чудеса, произошедшие на могиле страстотерпцев. Первая икона была написана для Борисоглебской церкви, в которой и покоились мощи святых. Согласно апокрифам, она максимально точно воспроизводит облик мучеников, поскольку запечатлена по их нетленным мощам.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Святые благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) († 1015), с житием Владимира, Бориса и Глеба
Первая треть XVII в.
Дерево, темпера.
115 × 80 см
Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия

Начиная с IX-XIII вв. иконография образов не претерпела существенных изменений. Традиционно парное изображение святых отчасти продиктовано летописными источниками, в частности, «Житием Бориса и Глеба», в которых подвиг князей описывается в единой событийной канве.

Особенностью древних иконографических образов является одеяние мучеников. В отличие от доминирующих в этот период византийских одежд, в которых изображали святых, Борис и Глеб представлены на иконах в национальном княжеском облачении. На изображение страстотерпцев влияла также традиция иконописной школы и стремление подчеркнуть важную смысловую линию. Так, художники часто изображали святых князей с крестом или мечом в руках, подчеркивая святость и мученичество либо миссию защитников и покровителей Русской Земли.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Святые благоверные князья Борис и Глеб Школа или худ. центр: Средняя Русь 1550–1560-е годы
30.6 × 23.3 см
Собрание Воробьевых, Москва, Россия

Позже, в XIV веке, появились житийные иконы. Их изображение включает клеймы, в которых символически запечатлен земные события, приведшие к кончине князей.

Образ «Борис и Глеб на конях»

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Борис и Глеб на конях Школа или худ. центр: Москва; Псков Середина XIV в.

Эта иконографическая трактовка получила распространение в XIV в. Нравственное единение братьев иконописцы передают с помощью жестов. Так, Борис изображен смотрящим вперед, взгляд же Глеба обращен к нему, что символизирует почитание младшим братом старшего. В некоторых изводах лики обращены друг к другу или же направлены в одну сторону, что передает единство их устремлений.

Княжеские одежды икон домонгольского периода сменяет воинское облачение, что говорит о предназначении святых оберегать Отечество от внутренних распрей и внешних врагов.

О чем молятся святым

Святые считаются небесными покровителями власти и защитниками Отечества. Им молятся об оставлении злобы между людьми, о благоволении властей, а также просят защиты и помощи на поле брани от внешних врагов.

Примеры Божией помощи по молитве перед иконой святым

Известный полководец Александр Невский получил помощь по молитве перед иконой, готовясь к своему главному сражению. Обрел покровительство и другой великий полководец Дмитрий Донской. Святые страстотерпцы помогли одержать победу над внешним врагом в древние времена, помогут они и в наши смутные дни прекратить братоубийственные войны, вернуть мир в дома и души соплеменников, ибо «по вере вашей да будет вам» Мф. 9:29

Евгения Пономарева

Источник

Икона Бориса и Глеба

Борис и Глеб, крещенные именами Роман и Давид, стали первыми русскими святыми, канонизированными как мученики-страстотерпцы. Эти два князя были младшими сыновьями Владимира Святославича, великого князя киевского, и пали жертвами борьбы за власть.

Житие Бориса и Глеба

Князь Владимир был крестителем Земли Русской. Сам он всей душой был предан вере Христовой и младших сыновей своих воспитал в праведности и приверженности истинной вере. Оба брата были хорошо образованы, много времени посвящали изучению Священного Писания и богослужебных книг, помогали сирым и убогим в соответствии с христианскими заповедями.

Князь Владимир, чуя приближение смертного часа, завещал киевский престол Борису и отдал дружину под его командование, Глеб же, младший, получил во владение Муромские земли.

После смерти князя Владимира в 1015 году, хотя он изъявил перед кончиной свою волю, началась междоусобная борьба. Борис, ставший по завещанию отца князем киевским, находился в походе против печенегов, и в это время киевский престол самовольно занял его старший брат Святополк. Однако Борис даже не попытался бороться за власть, поскольку слишком велико было его уважение к старшему брату и святости кровных уз.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Тем не менее Святополк, опасаясь брата, решился на его убийство. Хотя Борис знал о его страшном замысле, он не попытался бежать и 24 июля 1015 года был заколот копьями во время молитвенного бдения.

Но на этом Святополк не остановился и отправил своих верных людей в Муромскую землю, где княжил его младший брат Глеб. Глеб также знал о злокозненных умыслах брата, но считал братоубийственную войну невозможной, и в итоге убийцы настигли его поблизости от Смоленска, у реки Смядыни.

Остаток жизни Святополка, всеми ненавидимого и гонимого, прошел в бесконечных скитаниях. Ярослав же, брат и убийцы, и безвинно убиенных, разыскал останки Бориса и Глеба и поместил их в церковь Василия Великого в Вышгороде, где их мощи прославились благодаря чудесным исцелениям и чудотворным явлениям.

Описание иконы «Святые Борис и Глеб»

Обычно икона «Борис и Глеб» изображает братьев в полный рост в богатом облачении, с мечом в одной руке и крестом в другой как символом их приверженности христианской вере и принятых ими мучений. Несколько позже появилась икона «Борис и Глеб» на конях, где на святых взирает сам Христос.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

В народном сознании братья навсегда остались страстотерпцами, которые сохранили верность христианским заповедям даже при угрозе их жизни, а православная церковь прославила их как покровителей земли Русской и небесных помощников русских князей. Известно, что иконе «Святые Борис и Глеб» молились воины Александра Невского перед битвой на Чудском озере, а перед Донским побоищем – войско князя Дмитрия Донского.

В чем помогает икона

Борис и Глеб – одни из наиболее почитаемых православных святых, их икона считается заступницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить враждующих, спасти душу от нечистых помыслов, восстановить мир и спокойствие, сохранить крепость веры.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Праздник 15 мая и 6 августа.

Значительно реже встречается икона одного только святого благоверного князя Бориса. Икона «Святой Борис» станет покровительницей мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет в жизнь семьи мир и взаимопонимание. Ей молятся об исцелении от болезней, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от врагов, о мирной семейной жизни. Хотя на иконе изображен один страстотерпец Борис, в молитве обращаются сразу к обоим братьям.

Праздник 18 сентября.

Молитва пред иконой Бориса и Глеба

О двоице священная, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою чистою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже некогда благоверному князю Александру Невскому, да несут Российстии воини страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб — первые русские святые

Князей Бориса и Глеба называют первыми русскими святыми? Борис и Глеб — князья-страстотерпцы, подражавшие подвигу угодников Божиих.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Борис и Глеб отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

икона святых бориса и глеба. Смотреть фото икона святых бориса и глеба. Смотреть картинку икона святых бориса и глеба. Картинка про икона святых бориса и глеба. Фото икона святых бориса и глеба

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

И помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?» И решил в сердце своем: «Да будет воля Твоя, Господи!» Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные, и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими. Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, и ни от чего нет подспорья — ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует — все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».

Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его и его красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью.

Весь облик его был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив и щедр, тих, кроток, смирен, всех он жалел и всем помогал.

Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою Владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое Божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной». И пошел С радостным сердцем, говоря: «Господи Премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!»

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

Обратимся вновь к летописи: «Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удрученным сердцем вошел он в шатер свой и заплакал в сокрушении сердечном, но с душой просветленной, жалобно восклицая: «Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов Твоих и разделю жребий со всеми Твоими святыми, ты Бог милостивый, и славу Тебе возносим вовеки! Аминь».

Вспомнил он о мучении и страданиях святого мученика Никиты и святого Вячеслава, которые были убиты так же, и о том, как убийцей святой Варвары был ее родной отец. И вспомнил слова премудрого Соломона: «Праведники вечно живут, и от Господа им награда и украшение им от всевышнего». И только этими словами утешался и радовался.

Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями. Потом лег спать, и сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная:, как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук вседержителя. И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. А был воскресный день. Сказал он священнику своему: «Вставай, начинай заутреню». Сам же, обувшись и умыв лицо свое, начал молиться к Господу Богу.

Посланные же Святополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего на заутреню Псалтырь. И получил он уже весть о готовящемся убиении его. И начал петь: «Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня» — и остальные псалмы до конца. И, начавши петь по Псалтыри: «Окружили меня скопища псов и тельцы тучные обступили меня», продолжил: «Господи Боже мой! На тебя я уповаю, спаси меня!» И после этого пропел канон. И когда окончил заутреню, стал молиться, взирая на икону господню и говоря: «Господи Иисусе Христе! Как ты, в этом образе явившийся на землю и собственною волею давший пригвоздить себя к кресту и принять страдание за грехи наши, сподобь и меня так принять страдание!»

Был же он родом венгр, по имени Георгий, и наградил его князь золотой гривной [*], и был любим Борисом безмерно. Тут и его пронзили, и, раненный, выскочил он в оторопе из шатра. И заговорили стоящие около шатра: «Что стоите и смотрите! Начав, завершим поведенное нам». Услышав это, блаженный стал молиться и просить их, говоря: «Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте помолиться богу». И воззрев на небо со слезами, и вознося вздохи горе, начал молиться такими словами: «Господи Боже мой многомилостивый и милостивый и премилостивый! Слава Тебе, что сподобил меня уйти от обольщений этой обманчивой жизни! Слава Тебе, щедрый дарователь жизни, что сподобил меня подвига достойного святых мучеников! Слава тебе, Владыка-Человеколюбец что сподобил меня совершить сокровенное желание сердца моего! Слава Тебе, Христос, слава безмерному, Твоему милосердию, ибо направил ты стоны мои на правый путь! Взгляни с высоты святости твоей и узри боль сердца моего, которую претерпел я от родственника моего — ведь ради Тебя умерщвляют меня в день сей. Меня уравняло с овном, уготованным на убой. Ведь Ты знаешь, Господа, не противлюсь я, не перечу и, имев под своей рукой, всех воинов отца моего и всех, кого любил отец мой, ничего не замышлял против брата моего. Он же сколько мог воздвиг против меня. «Если бы враг поносил меня — это я стерпел бы; если бы ненавистник мой клеветал на меня, — укрылся бы от него». Но ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим и не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою. Аминь».

И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!»

И все, кто слышал слова его, не могли вымолвить ни слова от страха и печали горькой и слез обильных. С горькими воздыханиями жалобно сетовали и плакали, и каждый в душе своей стенал: «Увы нам, князь наш милостивый и блаженный, поводырь слепым, одежда нагим, посох старцам, наставник неразумным! Кто теперь их всех направит? Не восхотел славы мира сего, не восхотел веселиться с вельможами честными, не восхотел величия в жизни сей. Кто не поразится столь великому смирению, кто не смирится сам, видя и слыша его смирение?»

И так почил Борис, предав душу свою в руки Бога Живого в 24-й день месяца июля, за 9 дней до календ августовских.

Перебили и отроков многих. С Георгия же не могли снять гривны и, отрубив голову ему, отшвырнули ее прочь. Поэтому и не смогли опознать тела его.

Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце. И так скончался, восприняв неувядаемый венец. И, принесши тело его, положили в Вышгороде и погребли в земле у церкви святого Василия.»

Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *