икона тамары и стефана
Житие святого Стефана и в чем помогает икона первомученика, тексты молитв
О святом Стефане известно из Деяний апостолов, в которых описана сцена суда в Синедрионе и казнь христианского мученика в окрестностях Иерусалима. Апостол погиб, утверждая вероучение Христа. Его кровь была первой, пролитой после смерти и Вознесения Спасителя. Последовавшие вскоре гонения на христиан продолжили безжалостное уничтожение последователей Мессии.
Дни памяти
Русская православная церковь чтит Стефана, как мученика, святого праведника и архидиакона. Точные даты рождения и смерти святого неизвестны. День поминовения был выбран в IV веке 26 декабря, на следующий день после Рождества Христова. В Восточной Церкви 26 декабря стали поминать Богородицу, святого Стефана – 27 декабря (с переходом на новый стиль – 9 января).
Кроме этой даты, в православных храмах служат минеи 15 августа (в память перенесения мощей), 28 сентября (обретения мощей).
Служение и мученичество
Стефан был в числе 70 последователей Христа, приравненных к апостолам после казни и Вознесения Спасителя за их горячую веру, праведный образ жизни и большой вклад в распространение христианского учения. Несмотря на молодой возраст, он выделялся знанием Священного Писания, искренней верой. Апостолы определили его старшим над 6 диаконами в церкви.
В обязанности диаконов входило следить за порядком в церкви во время богослужений. Назначение служителей было вызвано конфликтами между евреями-переселенцами, говорившими на греческом языке, и иерусалимскими евреями, родной язык которых был арамейский.
Стефан, по примеру апостолов, проповедовал в Иерусалиме учение Христа. Его речи вызвали возмущение консервативной общины евреев, придерживавшихся воззрений из Ветхого Завета и не признававших в полной мере христианское вероисповедание.
Служители синагоги обратились в Великий Синедрион, высший государственный орган евреев во время римского господства, находившийся в Иерусалиме. В состав аристократического сената входили потомки Аарона Коэны, Левия, евреи с родословной. Собирался Синедрион в одном из залов Храма, возведенном на Храмовой горе.
По обвинению в ереси и богохульстве архидиакон Стефан предстал перед Синедрионом. Но, вместо оправданий в свой адрес, он выступил с обличительной речью, в которой назвал отцов верховных судей убийцами Иисуса Христа. В заключение святой заявил, что видит сейчас Сына Человеческого на Небесах по правую руку от Бога.
Эти слова вызвали гнев присутствовавших на суде евреев. Они прервали его речь и, не дожидаясь вердикта Синедриона, устремились к Стефану, схватили, вывели за город и побили камнями до смерти.
Параллели со Страстями Христовыми
Святой Стефан погиб в 34-35 году от Р. Х. Он стал первомучеником, отдавшим жизнь за вероучение Спасителя. Христианские богословы нашли совпадения в речах и поведении Стефана во время суда и казни со Страстями Христовыми (сравнения Евангелия от Луки с Деяниями Апостолов). В обоих случаях судилище прекратилось после слов о Сыне Человеческом: Иисуса Христа обвинили, что он назвал себя Богом; Стефана – что увидел Сына Человеческого.
Во время казни и избиения Иисус и Стефан просили Господа простить палачей, как не ведающих о греховности своего поступка. Последние слова Спасителя: «Отче! В руки твои предаю дух мой». Стефан говорил, когда его побивали камнями: «Господи Иисусе»! Прими дух мой».
Интерпретации
Существует мнение, распространенное среди исследователей зарождения христианства, что причиной смерти Стефана была не клевета, а внутренний раскол между апостолами. Семьдесят апостолов, на которых снизошел Святой Дух после Вознесения Спасителя, могли предлагать свою трактовку вероучения, не поддерживаемую двенадцатью апостолами.
Мощи и почитание
О том, как были обнаружены мощи святого Стефана, известно от священника Лукиана. Он описал, что ему трижды явился во сне раввин Рабан Гамлиэль, указавший, где захоронены останки святого Стефана. Чудодейственная сила мощей проявилась сразу после вскрытия могилы в 415 году: от них исходило благоухание, излечившее 73 больных.
Большую часть священных останков перенесли в храм на горе Сион. Небольшая часть мощей попала в христианские храмы на севере Африки, где широко распространилось почитание праха святого Стефана, и засвидетельствованы многочисленные исцеления.
Иерусалимский епископ передал часть мощей в Константинополь. Еще одна часть была перенесена в храм на Масличной горе, построенный на месте гибели святого. Священным останкам в средние века поклонялись в Италии (храмы в Риме, Анконе), Франции (часовня в Меце), Испании (церковь в Оссете).
Молитвы
Тропарь, глас 3
Апо́столом совсе́льник/ и страстоте́рпцем первострада́лец,/ Христо́в служи́тель, прехва́льне Стефа́не,/ пе́рвее бо соверши́в муче́ния тече́ние,/ безчи́сленныя ро́ды челове́к ра́вно Подвигополо́жнику Христу́ приведе́./ Те́мже я́ко апо́стола и страда́льца верхо́внаго/ чту́ще тя, мо́лим:/ моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6
Пе́рвый се́ялся еси́ на земли́ Небе́сным де́лателем,/ всехва́льне Стефа́не,/ пе́рвый на земли́ за Христа́ кровь излия́л еси́, блаже́нне,/ пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на Небесе́х,/ страда́льцев нача́ло,// вене́чниче, му́чеников первострада́льне.
Молитва 1-я
О, святы́й первому́чениче, апо́столе архидиа́коне Стефа́не! Прекло́ньше коле́на души́ и се́рдца на́шего, тя мо́лим: воздежи́ ру́це твои́ ко Го́споду и сподви́жи всему́ ро́ду челове́ческому Предста́тельницу и Хода́таицу к Сы́ну Своему́, Пресвяту́ю Ма́терь Де́ву, и о нас (имена), при́сно прогневля́ющих грехо́м и ле́ностию, моли́ Блага́го Спа́са на́шего, да пода́ст нам благода́ть во благовре́менную по́мощь к покая́нию, и твои́м предста́тельством и заступле́нием Пресвяты́я Ма́тере Своея́, в день он стра́шный и пра́ведный, да не поста́вит пред на́ми грехи́ на́ша, но по щедро́там Свои́м, тобо́ю умоле́н быв, да рече́т душе́ на́шей: спасе́ние ва́ше есмь Аз во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я
Пе́рвый во диа́конех, пе́рвый и в му́ченицех показа́лся еси́, святы́й Стефа́не, апо́столе, испо́лнь бо ве́ры и си́лы во уче́нии и в зна́мениих вели́к яви́лся еси́, и никто́же возмо́же противуста́ти прему́дрости и ду́ху, ими́же глаго́лал еси́, лице́ же Твое́ на со́нмищи ви́дено бысть, я́ко лице А́нгела. Те́мже, испо́лнен Свята́го Ду́ха быв, видел еси́ отве́рстое не́бо и сла́ву Бо́жию и Сы́на челове́ча, Го́спода на́шего́ Иису́са Христа́, одесну́ю стоя́ща Бо́га Отца́. Та́же и от жестоковы́йных и уби́йц иуде́ев ка́мением пред лице́м Преблагослове́нныя и моля́щияся о Тебе́ Де́вы, Ма́тере Его́, побива́емь, прекло́нь коле́на, возопи́л еси́ гла́сом ве́лиим: Го́споди, не поста́ви им греха сего́! И та́ко дух твой Го́споду Иису́су ра́достно преда́л еси́. Сего́ ра́ди моли́твенника и предста́теля тя стяжа́хом, коле́на души́ и се́рдца на́шего прекло́ньше, тя мо́лим: воздежи́ ру́це твои́ ко Го́споду, и сподви́жи всему́ ро́ду челове́ческому Предста́тельницу и Хода́таицу к Сы́ну Своему́, Пресвяту́ю Ма́терь Де́ву, и о нас, при́сно прогневля́ющих грехо́м и ле́ностию, моли́ Блага́го Спа́са на́шего́, да пода́ст нам благода́ть во благовре́менную по́мощь к покая́нию и Твои́м предста́тельством и заступле́нием Пресвяты́я Ма́тере Своея́ в день он, стра́шный и пра́ведный, да не поста́вит пред на́ми грехи́ на́ша, но по щедро́там Свои́м, тобо́ю умоле́н быв, да рече́т ду́ши на́шей: спасе́ние ва́ше есмь Аз во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Некоторые храмы, посвященные св. Стефану
Храмовые сооружения в честь первомученика имеются в Западной и Восточной Европе, Иерусалиме, Стамбуле:
Описание иконы
На иконах святой изображается в нескольких ипостасях:
Икона тамары и стефана
А знаете ли Вы своего Ангела-хранителя и икону-заступницу?
У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения.
Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.
Икона Божьей Матери «Державная»
Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».
Икона Божьей Матери «Владимирская»
Икона «Неопалимая купина»
Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.
Икона Божьей Матери «Иверская»
Родившимся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.
Икона Божьей Матери «Казанская»
Иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями.
Икона Божьей Матери «Споручница грешных»
Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.
Икона «Взыскание погибших»
Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери — заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель.
Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
Просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы-хранители — святые Александр, Иоанн и Павел.
У икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.
Икона «Воздвижение Креста Господня»
Святой Павел — ангел-хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают.
Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»
Иконы Божьей Матери «Иерусалимская»
Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение». Святой Николай Угодник и святая Варвара — их ангелы-хранители.
Изображения иконы Стефан Сербский, св.
Страницы: [1]. Всего изображений: 4. Сортировка: в обычном порядке.
Описание: [Сербия. XVI.] Свв. Савва I архиепископ, преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сын святой Иоанн (Бранкович) и святой Стефан деспот. Икона. Сербия. XVI в. Ризница монастыря Керка в Далмации (Сербская Православная Церковь).
У КАЖДОГО ЕСТЬ СВОЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ И СВОЯ ИКОНА-ЗАСТУПНИЦА
Молитесь перед своей иконой, просите через неё Господа об исцелении и оно обязательно будет.
Икона Иверской Божьей Матери для тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.
Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери — для родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель.
Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Через иконы Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.
Святой Павел — ангел-хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская».
Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества через иконы Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение». Святой Николай Угодник и святая Варвара — их ангелы-хранители.
Иконы по знаку зодиака.
Ваша икона: Казанская Божья Матерь.
Ваши Ангелы-хранители: Софроний
Ваши Ангелы-хранители: Святые Стефан и Тамара. Апостол Святой Иоанн Богослов.
Близнецы (22.05 — 21.06)
Ваши иконы: Взыскание погибших. Неопалимая Купина, Владимирская икона Божьей Матери.
Ваши Ангелы-хранители: Святые Алексей Московский и Константин.
Ваши иконы: Богородица всех скорбящих радость. Казанская икона Божьей Матери.
Ваш Ангел-хранитель: Святой Кирилл.
Ваши иконы: Неопалимая Купина, Страстная икона.
Святые Александр, Иоанн, Павел.
Ваша икона: Почачаевская икона Божьей Матери, Неопалимая Купина, Воздвижение креста Господня.
Ваш Ангел-хранитель: Святой Сергий Радонежский-чудотворец.
Скорпион (24.10 — 22.11).
Ваши иконы: Скоропослушница Божья
Матерь и Иерусалимская икона.
Ваш Ангел-хранитель: Святой Павел.
Стрелец (23.11 — 21.12).
Ваши иконы: Тихвинская Божья Матерь, Знамение.
У КОГО КАКОЙ АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ (БОЖЬЯ ЗАЩИТА)
У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.
Молитесь своей иконе, просите через нее Господа об исцелении, и оно обязательно будет.
защитит икона Божьей Матери «Державная»,
а ангелы-хранители у них святой Сильвестр,
и преподобный Серафим Саровский.
Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют
иконы Божьей Матери «Владимирская»
«Неопалимая купина».
является заступницей Икона Иверской Божьей Матери
Ангелы-хранители у них святой Алексий
Милентий Антиохский.
Родившихся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты
а охраняют их святые Софроний
а также Георгий Исповедник.
Рожденных с 21 апреля по 20 мая защитят
Иконы « Споручница грешных»
Святые Степан
и Тамара,
апостол Иоанн Богослов являются их ангелами-хранителями.
Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить помощи
у икон «Взыскание погибших»,
«Неопалимая купина»
и «Владимирская».
Охраняют святые Алексей Московский
и Константин.
Родившихся с 22 июня по 22 июля
Иконы « Всех скорбящих радость»,
и Казанская икона Божьей Матери- заступницы,
Рожденные с 23 июля по 23 августа
Святой Николай Угодник
а икона « Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.
Кто родился с 24 августа по 23 сентября.
Просить защиты у иконы «Неопалимая купина»
и « Страстная» следует тем,
Их ангелы- хранители- святые Александра,
Иоанн
и Павел
Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября
должны искать защиты у икон
« Неопалимая купина»,
Охранет их святой Сергий Радонежский.
Родившихся с 24 октября по 22 ноября
Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»
и « Иерусалимская » их защищают.
Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества
у икон Божьей матери «Тихвинская»
Святой Николай-угодник
и святая Варвара – их ангелы- хранители.
В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Святая царица Тамара Великая
Жизнеописание по грузинским летописям
2013 год был объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.
Святая благоверная царица Тамара (в центре), ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III. Фрагмент фрески монастыря Бетания
Жизнь святой благоверной царицы Тамары
Два замужества и утверждение на престоле
Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.
Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.
Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.
Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.
Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.
Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.
Расцвет грузинской культуры
Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.
Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа [39] в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.
Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» [41] и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.
Смерть и посмертное почитание
Нравственные качества святой царицы
Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.
Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.
Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и в России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.
Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!
[1] Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.
[2] См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. — Тб.: Мецниереба, 1985.
[3] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.
[4] См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. — Тб.: АН ГрузССР, 1954.
[5] «Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».
[6] История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.
[7] Точные годы жизни святой царицы Тамары до сих пор обсуждаются среди историков. См. Бердзнишвили М. М. Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар» // Жизнь царицы цариц Тамар. С. 18.
[8] История и восхваление венценосцев. С. 16.
[10] Святой Давид Строитель — грузинский царь, правивший с 1089 по 1125 гг. За время своего царствования он с Божией помощью вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. В 1122 г., освободив Тбилиси, царь Давид сделал его столицей Грузии. Память святого Давида Строителя Грузинская Православная Церковь чтит 26 января // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 3 ред. Православие.Ru.
[11] История и восхваление венценосцев. С. 30.
[12] Святой Давид Строитель упоминается как «царь абхазов, кратвелов, ранов и кахов, сомехов, шарванша и шаханша» // Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии (с древнейших времен до наших дней) // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Vachn/07.php
[13] История и восхваление венценосцев. С. 32.
[14] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 28.
[15] Везир в переводе с арабского значит «советник», «помощник».
[16] Азнауры — грузинские дворяне.
[17] История и восхваление венценосцев. С. 37.
[19] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 33.
[20] См. История и восхваление венценосцев. С. 30–32.
[21] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.
[22] История и восхваление венценосцев. С. 32.
[23] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.
[25] История и восхваление венценосцев. С. 42.
[28] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 51.
[34] В грузинской летописи его имя произносится как «Нукардин».
[35] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 41.
[39] Монастырь Вардзия — монастырь Успения Пресвятой Богородицы — уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) на юге Грузии, в долине р. Кура: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой: однажды, когда царица Тамар была еще маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда еще недостроенного монастыря; вдруг мужчина потерял ее из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В XVI в. монастырь был захвачен и разрушен персами, а затем турками. В первой половине XIX в., после освобождения этой территории русскими войсками, возобновлен как греческий. В советское время — музей. С конца XX в. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 4 ред. Православие.Ru.
[40] Жизнь царицы цариц Тамар. С.
[41] Поэма «Тамариани» посвящёна святой Тамаре.
[42] История и восхваление венценосцев. С. 79.
[43] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 47.
[46] В наших святцах указано 1-е мая по старому стилю. Дата 18 января указана в летописи. Сама дата смерти до сих пор точно неизвестна. Разные исследователи указывают 1207, 1210 и 1216 годы.
[47] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 49.
[48] Так написано в «Жизни царицы царей Тамар».
[49] Так, турки сожгли в 1555 году мощи святого Саввы Сербского. Слишком много чудес исходило от них.
[50] Крестовый монастырь в Палестине — монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Был разрушен арабскими завоевателями в X–XI вв. Восстановлен в конце XII — начале XIII вв. как грузинский. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамар: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма. С XVIII в. в монастыре действовала Богословская школа Иерусалимского Патриархата (закрыта в 1908 по причине финансовых трудностей). На протяжении всего XX в. монастырь был в упадке: кроме настоятеля, здесь не было других насельников. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 6 ред. Православие.Ru.
[51] Рафаил (Карелин), архимандрит. Царственная лилия. О святой царице Тамар // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/4218.htm
[52] История и восхваление венценосцев. С. 55.
[53] См. История и восхваление венценосцев. С. 54–55.
[54] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.
[55] История и восхваление венценосцев. С. 66.
[56] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.
[57] История и восхваление венценосцев. С. 38.