икона трех святых фото
Икона с тремя святыми
Люди, не очень разбирающиеся в православной традиции, иногда задаются вопросом: что такое тройная икона или как называется икона с тремя святыми? По всей видимости, речь идет об иконе трех святых, на которой изображены Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Они внесли неоценимый вклад в формирование христианского вероучения, значение которого было настолько велико, что они были канонизированы в сане святых.
История
Их жизнь и деятельность попали в сложный период истории христианства — 4-5 веков, когда шла непримиримая борьба между христианством как официальной религией и пережитками язычества. Эти святые также внесли огромный вклад, который в Византии пользовался любовью и почитанием. Со временем они стали восприниматься как единое целое, и в XI веке они даже учредили праздник Трех Святителей. Причем на иконах трое святых всегда изображались вместе.
До того, как началась история их деятельности в качестве учителей веры, они прошли великую школу жизни, которая только укрепила твердость их веры. Блестящее образование и жизненный опыт, полученные всеми тремя, позволили им судить о духовной и светской жизни на основе христианства или язычества и убедительно продемонстрировать истинность христианского учения.
Однако само христианское учение переживало тяжелые времена из-за широкого распространения еретических движений, против которых посвятили свою жизнь три святых: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Как епископы Византийской империи в своих проповедях и богословских трудах они утверждали единство Святой Троицы, толковали Священное Писание, осуждали еретиков и занимались общественной деятельностью.
Они также внесли огромный вклад в литургический канон. Иоанн Златоуст и Василий Великий принадлежат к анафорам, которые составляют центральный момент литургии, они написали молитвы, которые православные христиане до сих пор читают каждое утро и вечер. Их произведения стали источником образов для многих более поздних церковных писателей.
На собственном примере они доказали, что защищаемое ими христианское учение представляет собой сочетание высокой морали, аскетизма и бескорыстного служения церкви и людям, для чего они стали олицетворять твердыню христианской веры. Именно это изображено на иконе трех святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Описание иконы трех святителей
На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Они всегда изображаются в полный рост, в торжественных церковных облачениях. В образе этих пожилых святых обращено внимание на их высокие лбы, знак интеллекта, культуры и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах — свитки), пальцы правой сложены для благословения.
Все детали облачения тщательно написаны, но не затемняют смысла лиц: каждое из них индивидуально и отмечено глубоким психологизмом.
В чем помогает икона «Три святых»
Поскольку эти три святых являются экуменическими учителями и отличились исключительной культурой, перед иконой трех святых они молятся о хорошей учебе (как самих учеников, так и их родителей). Кроме того, каждому из них предлагаются индивидуальные молитвы:
Кроме того, всякий, кто собирается построить свой дом или перед тем, как войти в новую квартиру / дом, обязательно должен молиться перед иконой трех святых. Молитва перед этой иконой защитит вас от искушений и гонений со стороны нечестивых или властей.
Рекомендуемая литература: Четырехчастная икона Божией Матери
Молитва иконе
В блаженстве светильника Церкви Христовой Василий, Григорий и Иоанн светом ортодоксальных догм озарили все концы земли и мечом Божьим погасили кощунственную неразбериху и колебания ересей; на вашу милость, с верой и любовью из глубины души, плачем: неминуемо к Престолу Пресвятейшей, Единосущной, животворящей и Неделимой Троицы, для слова Нюжа, письма и жизни доброго дела и положи свой души, молись ей всегда в Православии и укрепляющей и родственной его психике, и непоколебимой до смерти в исповедании веры Христовой и в послушании всей души Его Святой Церкви:
вы опоясываете нас с высоты власти над всеми нашими невидимыми и видимыми врагами;
да сохранит Церковь свою неприкосновенность от неверия, суеверий, ереси и раскола;
да ниспошлет нашему архипастырю здоровье, долголетие и во всем спешку:
да даст пастырь наш духовную трезвость и ревность для спасения стада, властитель суда и справедливости, как воин терпение, мужество и побеждать врагов, за сестер и вдов заступничество, за исцеление больных, за молодых, хороший рост в вере, пожилым людям необходимо утешение для оскорбленного ходатайства, и для всей временной и вечной жизни это необходимо, как если бы в мире и покаянии желание спасения пылко, Господь трудится, борется в доброе дело, наш путь закончится и нам будет даровано Царство Небесное, мы всегда будем ласкать и прославлять Пресвятое и Великолепное Имя Отца, Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Святые отцы Вселенские, молитесь за нас Богу!
Три великих святителя Церкви на одной иконе
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона трех святителей и учителей
13 февраля – престольный праздник множества православных храмов, посвященных памяти трех епископов – Василия, именуемого Великим, Иоанна, патриарха Константинополя, и Григория, за высокую духовность прозванного Богословом. Каждый из них в свое время был любим паствой. Близки христианам тр и святителя и сейчас. А потому образ их есть почти в каждой церкви.
Икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова
Установление единого праздника
Считается, что память трех святителей появилась на страницах церковного календаря не ранее середины XI столетия. Во всяком случае, первое изображение трех учителей Церкви известно по греческой Псалтири Студийского монастыря. Ее датируют 1066 годом.
Существуют различные версии происхождения праздника:
Полезные материалы
Собор трех святителей
Василий Великий
Время жизни святого — IV в. Он, епископ города Кесарии области Каппадокия считается одним из ярких полемистов с арианством. При этом Василию удалось помочь Церкви облечь в слова то, что подвижники знали только опытом и чувством. Это представление о Боге как Троице. Василий ввел в богословие термины «Сущность» и «Ипостась». Так он пришел к догмату Триединства: «Три Ипостаси в одной Сущности».
Григорий Богослов
Современник, соученик, близкий друг свт. Василия, он получил наименование Богослова за свою полемику с еретиками. Но самое главное – за то, что точно изложил догмат о Троичности Лиц Бога :
На сочинениях свт. Григ ория основывались православные, полемизируя с католиками по поводу их прибавлении к Символу Веры об исхождении Святого Духа «и от Сына».
Иоанн Златоуст
Иконография
Икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова
Порядок изображения святых может быть различен:
О чем молятся перед иконой трех святых
Икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова
В Греции день памяти святых – праздник всех «учащих и учащихся». Особенно торжественно он отмечается студентами, преподавателями Афинского университета, где некогда учились свт. Василий и Григорий. По традиции, перед иконой поэтому молятся об успешности учения, научной работы. Кроме того, святые помогают:
Более 1500 лет отделяют нас от времени, когда жили и творили святители. Но они по-прежнему остаются близкими для христиан. Пусть не всем доступно высокое богословие сочинений Василия, Григория, Иоанна, на литургии звучат написанные ими молитвы, песнопения. А значит – продолжается молитвенное общение святых и их паствы.
Тропарь, кондак, величание
Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Молитва
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцем утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Икона трех святых — Иоанна, Василия и Григория
Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.
Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.
История иконы трех святых
История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом:
Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.
Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.
Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Василий Великий, изображенные на иконе трех святых, имели блестящее образование, которое позволило им получить достойные знания не только о духовной составляющей жизни, но также и о светской.
К примеру, Василий Великий предлагал обязательно изучать светскую жизнь, беря из нее лишь все самое хорошее и не противоречащее Святому Учению. При этом он приводил в пример трудолюбивых пчел, которые садятся на каждый цветок, однако берут всегда разное количество нужной им пыльцы.
Василий Великий после окончания своего обучения, пустился в путешествие, посетив почитаемых христианских старцев в Сирии. Египте и Палистине. Приехав обратно, он укрепился в желании совершения иноческих подвигов, решив отправиться в пустыню.
Тут он списывается со своим давним другом Григорием Богословым, который изображен на православной иконе трех святых по центру. Под руководством древнейших монахов-толкователей, в строгих аскетических условиях, оба они изучали Священное Писание.
Иоанн Златоуст также прошел совершал иноческие подвиги – два года он провел в полном молчании в уединенной пещере, четыре года – в пустыне.
Огромный вклад внесли они и в богослужебный канон. Иоанну Златоусту и Василию Великому принадлежат анафоры, составляющие центральный момент в литургии, ими написаны молитвы, которые православные и сегодня читают ежедневно утром и вечером. Их произведения стали источником образов для многих последующих церковных писателей.
Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают.
Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании.
Житие Василия Великого
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года в удивительной благочестивой семье, давшей человечеству сразу нескольких прославленных святых. Христианское воспитание, полученное будущем святителем, явилось крепким фундаментом его последующей строгой аскетической жизни, твердости в православной вере, искреннем служении Церкви и ближним.
В семье Василия Великого было десять детей, пять сыновей и пять дочерей. Из них пятеро были впоследствии причислены к лику святых: сам Василий, его братья Григорий Нисский и Петр Севастийский, и две сестры: Макрина Младшая и праведная Феозва — диакониса. Дед Василия по матери стал мучеником при свирепом гонителе христиан Диоклетиане.
Дед и бабка с отцовской стороны во время гонений семь лет прожили в лесах на севере Каппадокии и среди лишений только укрепили свою веру. Уже в более благоприятные времена бабка Макрина добровольно вернулась к пустынножительству в безлюдный понтийский лес.
Начиная с нее, три поколения рода дали трех святых женщин, а одно поколение еще и трех святых епископов — Василия и его братьев Григория и Петра. Такой пример благочестивого жительства должно, несомненно, укреплять и нас, современных христиан, ищущих примеров правильного построения малой Христовой Церкви.
Отец Василия, по имени также Василий, известный своим благочестием, был женат на Еммелии, которая в юности отличалась редкой красотой и, хотя была склонна к девственному образу жизни, все-таки вышла замуж за человека уважаемого и безупречного.
Вероятно, незадолго перед кончиной, он принял сан священника, как об этом можно заключать из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого супругой иерея. По словам того же свт. Григория Богослова, их супружество совсем не помешало им преуспеть в добродетели.
Считается, что первое слово о Христе будущий святитель услышал от своей благочестивой бабки Макрины и собственной матери. Отец же его не только наставлял основам христианской веры, но учил и светским наукам, которые были ему хорошо известны, так как он сам преподавал риторику и философию.
Святитель рано ушел из жизни, в 49 лет закончив свое земное странствование. Григорий Богослов, всю жизнь стремившийся к уединению и монашеству, был вынужден постоянно находится во главе управления церковным кораблем.
Это тяготило, мучило его, он неоднократно скрывался от людей, от необходимости властвовать и распоряжаться. Такая тяжелая внутренняя борьба желания молитвенного уединения и необходимости участвовать в церковных и житейских делах сопровождала его практически до самой кончины.
Житие Григория Богослова
Святой Григорий родился в 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского, по имени которого он иногда называется Назианзином. Родителями будущего святителя были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна.
Интересно, что отец Григория долгое время был нехристианином, принадлежа к малоизвестному ипсистарийскому лжеучению. Матерь же святого Григория, блаженная Нонна, происходила от христианских родителей, и сама была благочестивою христианкою. Именно благодаря усердным молитвам святой Нонны отец святителя пришел к Богу, и настолько преуспел в благочестии и добрых делах, что впоследствии был избран на епископский престол.
Святитель Григорий до последних дней жизни родителей исполнял свой долг перед ними, непрестанно заботясь о них. В этом проявилось его смирение перед Промыслом Божием, твердость в неустанном исполнении заповедей господних.
Святой Григорий также как и его друг Василий Великий обладал выдающимися способностями, к которым присоединилось еще и прекрасное образование, полученное в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах, где он также изучал различные науки. В Афинах дружба между будущими святителя стала более крепкой, они поддерживали стремления друг друга к Богу, и таким образом вместе преодолевали многие искушения, свойственные тому времени.
После окончания обучения и преподавания в Афинах, святой Григорий возвратился домой для помощи своему престарелому отцу в заботах о многочисленной пастве. Хотя священническое служение и тяготило душу святителя, которая была более склонна к уединенному образу жизни, однако на время он принял на себя это служение.
С течение времени желание монашеского уединения стало брать вверх над Григорием Богословом. Он уезжал в монастырь к Василию Великому, в течение трех лет прятался в пустыне от должности епископа Сасимского. По складу характера святому Григорию было тяжело находится среди людей, дух его беспокоился от житейской суеты и необходимости в участии в делах управления.
После кончины друга Григорий Богослов вступает в новую полосу жизни, подвергаясь большим испытаниям и искушениям. После того, как византийским императором становится Феодосий, по его приказу в Константинополь вызывается святой Григорий для борьбы с арианами.
По прибытии в святой град Григорий Богослов подвергается нападкам со стороны многочисленных противников, в том числе и со стороны верных чад Церкви. Такое противостояние переносится им с трудом и со слезами.
Святитель возвращается в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить правящего архиерея снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Его душа жаждала общения с Богом, все сложнее становилось жить среди людей, жить мирскими заботами и житейской суетой.
После ухудшения здоровья на место святителя был назначен иной епископ, а сам Григорий Богослов смог удалится на покой в своё фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В это время он пишет многие богословские сочинения, подробную автобиографию, путешествует по обителям.
Блаженная кончина святителя последовала в 389 г. в Назиане, где он и был похоронен. По его завещанию фамильное имение перешло в распоряжении епархии. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в Соборе святого Георгия в Стамбуле.
Житие Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 г. Вскоре после рождения Иоанна скончался отец будущего святителя Секунд, а его мать Анфуса, отказавшись от повторного вступления в брак (а ей было тогда всего около 20 лет), все свои силы посвятила воспитанию сына.
Именно от нее вселенский пастырь получил первые наставления в православной вере и благочестии. Как и другие два святителя, Иоанн Златоуст прошел обучение у лучших учителей своего времени. Он также учился и в Афинах, где превзошел мудростью своих сверстников и многих учителей.
Душа молодого Иоанна Златоуста более стремилась к монашеству, поэтому, узнав, что епископ Афин решил поставить его после своей смерти на архиерейскую кафедру, незамедлительно вернулся к себе в родной город. Святитель принимает решение сделаться монахом, но его мать просит подождать с этим до ее кончины.
После смерти своей матери святой Иоанн принимает монашество и посвящает себя написанию богословских работ. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, где были написаны им три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества», сочинение «Сравнение инока с царем» и другие работы.
Затем, желая большего уединения, он тайно удалился в пещеру и пробыл в ней в течение двух лет, живя в одиночестве. В результате особых монашеских подвигов святитель подрывает свое здоровье и вынужденно возвращается назад в Антиохию для лечения.
В 398 г. Иоанн Златоуст занимает Константинопольскую кафедру. Архиепископ ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Церковь питала великое множество странников, больных, заключенных, дев и вдовиц.
Средства, которые предназначались для него, святой потратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой.
Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию, которыми добился возвращения в Церковь маркионитов (гностическое течение); посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих.
Особенно сильно обличал святитель грехи, совершаемые нечестивыми людьми, в том числе и из числа императорского двора. В этом подвиге он уподобился Иоанну Крестителю, который, не взирая на лица, называл грех своим именем. Святитель претерпел множество скорбей и лишений за нелицеприятное отстаивание правды и твердость в защите несправедливо обижаемых.
На жизнь святого неоднократно покушались. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.
Несмотря на высокий авторитет святителя и заслуженное доверие у паствы, безумная царица, при поддержке некоторых церковных недоброжелателей святого, осудила Иоанна Златоуста на смертную казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Истощенный болезнями святитель в сопровождении жестоких конвоиров три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход.
14 сентября 407 года, причастившись Святых Христовых Таин, вселенский великий учитель, святитель Иоанн Златоуст отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!». Тот, которого весь мир не был достоин, скончался в изгнании от трудов, болезней, голода и холода. «Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста».
Описание иконы
На золотом фоне иконы, изображены три вселенских святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс.
В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.
Тщательно выписаны все детали облачения, но оно не затмевает значимости ликов: каждый из них индивидуален и отмечен глубоким психологизмом. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям.
В чем помогает икона
«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то.
Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:
Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.
Молитва перед иконой «Собор трех святителей»
«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».
Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других.
Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.
День празднования
Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.
До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.
Где находится икона
Несмотря на то, что 12 февраля (30 января по старому стилю) — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными.