икона царских мучеников страстотерпцев

Иконография образа «Царственных страстотерпцев»

икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть фото икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть картинку икона царских мучеников страстотерпцев. Картинка про икона царских мучеников страстотерпцев. Фото икона царских мучеников страстотерпцевРусская иконопись, в силу ее основного принципа – верности церковному преданию, всегда следовала своим лучшим образцам, которые отличало строгое соблюдение всех иконописных канонов. При этом существует исторически объяснимое стремление «примирить» традиционную иконопись с живописным наследием синодальной эпохи.

Принято считать, что истоки упадка русской иконописи коренятся в начале XVIII века. Фактически же это произошло на несколько десятилетий раньше. Именно в середине XVII столетия западное влияние на русскую иконопись оказалось столь сильным, что патриарх Никон вынужден был прибегнуть к самым решительным мерам: велел отбирать иконы, писанные по образцу западных картин.

Собственно, само по себе искусство, привнесенное из западной церковной традиции, не является антихудожественным или принципиально несовместимым с традиционной русской иконописью. Причина кроется в подходе к сути изображаемого: в разрушении древнего иконографического канона и исторической правдивости, когда, так называемая, «авторская свобода», то есть вольное истолкование иконописных образов, растворяет догматическую суть иконописного образа и, тем самым, уводит от правдивого изображения исторической реальности.

Православная икона пишется с точки зрения вечности, она – свидетельство Царства Божия, а свидетельство не имеет права на интерпретацию. То, что допустимо в религиозной живописи, интерпретирующей определенный священный сюжет, немыслимо в иконе, где изображенное должно следовать (или восходить) первообразу.

К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности, которая очевидна в религиозной живописи. 100 правило VI Вселенского Собора гласит: «Изображение на досках или ином чем представляемыя, обаяющыя зрение, растлевающыя умы, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, непозволимо отныне, каким бы то ни было способом начертавати».

Современные условия требуют от иконописцев не бездумно копировать готовые образцы, но быть вдумчивыми творцами, высоко образованными, как в иконописном деле, так и в истории. К сожалению, при выборе стиля и образцов художники-иконописцы нередко руководствуются преимущественно лишь своими вкусами или желаниями заказчика. В итоге, выразительная форма оказывается не выражением догматического содержания, а его интерпретацией, зачастую весьма вольной.

Создание новых иконографий всегда было делом трудным и очень ответственным. Сегодня мы становимся свидетелями создания иконографий святых нового времени. Самый обширный пласт новой иконографии составляют образы новомучеников. За период с 1988 года и до настоящего времени в Русской Православной Церкви был прославлен сонм святых. Только на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 1154 святых. По традиции, при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новомучеников еще не найдено общепризнанного образа. Те иконы, которые все-таки пишутся сегодня, не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям.

Каждая икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико-каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

Очертив круг наиболее важных требований, которые предъявляются к традиционной русской иконописи, попытаемся рассмотреть несколько образов иконографии «Царственных мучеников», столь широко ныне почитаемых.

Следует отметить, что икона написана с нарушением исторической правдивости изображения. Во-первых, это касается одеяний императора. Николай II, как известно, на Всероссийский престол был коронован в 1896 году. Коронация проходила в соответствии с установившейся традицией. Во время церемонии император получил символы царской власти: скипетр и державу, и облачен он был в парадный военный мундир и горностаевую мантию. Впервые данная атрибутика была использована во время провозглашения императором Петра I, но ко времени вступления на престол Николая II превратилось в своего рода закон. Одежд русских царей XVI-XVII веков император Николай II не носил и во все время своего дальнейшего правления.

Следующая, и весьма существенная историческую погрешность в изображении, заключается в том, что св. Николай изображен со скипетром и державой в руках, как с неотъемлемыми атрибутами русского самодержца. Не вдаваясь в дебаты, «как» и «отчего» произошли известные исторические события. Остановимся на бесспорном: Государь добровольно отрекся от Престола, сложив, тем самым, с себя монаршую власть. Возможность отречения Российского Государя от Престола по какой бы то ни было причине не предусматривалась Актом о Престолонаследии, и, в этой связи отречение Императора Николая II от государственной власти явилось беспрецедентным фактом в государственной жизни России. Изображение на иконе царя-мученика этих символов власти ни с какой точки зрения не может быть расценено как исторически обоснованное. Вместе с тем, иконографический канон строго определяет усвоение мученикам и страстотерпцам как действительно неотъемлемого символа мученического креста в деснице. Но этого нет в рассматриваемом образе.

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных

Среди других, наиболее известных икон с изображением Царской семьи, обращает на себя внимание икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» из храма Христа Спасителя. Средник этой иконы очень известен, благодаря многократному литографическому тиражированию.

Фрагмент
В центральной нижней части средника изображена Царская семья. И, в первую очередь, обращает на себя внимание все та же историческая ошибка. Император, императрица и все члены царской семьи изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон XVI-XVII веков. Вызывает недоумение, почему царь Николай II и царица Александра изображены на втором плане семифигурной композиции. В иконографических традициях ключевые фигуры святых изображаются в центре, обозначая, тем самым, композиционный и смысловой центр. Возможно, что иконописцы поместили их в глубину композиции с целью избежать некоторых проблем, связанных с детализацией изображения образов. Но, так или иначе, это нарушает существующие иконописные каноны.

В последнее время широкое распространение получила икона «Святые Царственные мученики». Икона выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике. Подобное смешение стилей является невозможным для православной иконы, но, к сожалению, в иконе есть и другие, еще более серьезные противоречия.

Среди часто издаваемых большими тиражами икон есть иконы и с изображением непосредственно св. царя Николая II. В целом, им, как правило, присущи те же иконографические противоречия, о которых говорилось выше. Кроме того, стоит отметить, что изображение святого не в окружении членов Царской семьи все-таки тоже выходит за рамки канона. В иконографической традиции, конечно, есть примеры, когда из собора святых изображались лишь избранные святые, но они единичны. Для общего поклонения и почитания в традиции Русской Церкви с древности изображались соборы единопрославленных святых: «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся», «Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие» и др.

Таким образом, кратко обозначив круг основных требований иконографического канона и рассмотрев на общеизвестных примерах основные противоречия, существующие в современной иконографии «Царственных страстотерпцев», попытаемся определить, что же включает в себя исторически обоснованное и иконографически верное иконописное изображение.

Первоочередным здесь выступает требование следовать строго иконографическим традициям русской иконописи, не смешивая стили и художественные решения. С точки зрения иконографии нам представляется наиболее обоснованным следующее решение.

В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Более того, к моменту своей кончины св. Николай оставался единственным законно поставленным государем, единственным помазанником. В России помазание Святым миром на царство было воспринято из традиции Византийской империи, но восходило ко временам Ветхозаветной Истории (вспомним помазание на царство царя Давида (1 Пар. 16,1.12)). Согласно учению Церкви, Дары Духа Святого, которые подаются через таинство миропомазания, неизгладимы, и даже добровольно оставивший Престол св. царь Николай оставался единственным законным правителем.

Иконографически справедливым будет, с учетом сказанного, изображать Царскую семью и в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву должна занимать центральное место.

Иконопись, бесспорно, является верной хранительницей преемственности священных традиций. Эту мысль отразили в своих определениях Отцы VII Вселенского Собора, и эту мысль должно продолжать во исполнение догматической и исторической истины.

Источник

ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ

икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть фото икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть картинку икона царских мучеников страстотерпцев. Картинка про икона царских мучеников страстотерпцев. Фото икона царских мучеников страстотерпцев
Царственная семья Романовых. Фото 1910-х гг.

Царственные страстотерпцы [1] император Всероссийский Николай II Александрович, императрица Всероссийская Александра Феодоровна, цесаревич великий князь Алексий Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татиана Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна (+ 1918)

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.

14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских. В заглавии составленной на 4 июля службы, а также в самих её текстах упоминались и прославлялись не только члены собственно царской семьи, но и другие лица царского рода, впоследствии получившие отдельные дни памяти, а также царские слуги, в том числе лица, скончавшиеся вне общения с Православной Церковью [2].

икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть фото икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть картинку икона царских мучеников страстотерпцев. Картинка про икона царских мучеников страстотерпцев. Фото икона царских мучеников страстотерпцев
Царственные страстотерпцы. Икона (Россия, 2000-е гг.)

Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи [3]. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» [4]. 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи] к лику святых страстотерпцев» в 1996 году [6]. Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена.

икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть фото икона царских мучеников страстотерпцев. Смотреть картинку икона царских мучеников страстотерпцев. Картинка про икона царских мучеников страстотерпцев. Фото икона царских мучеников страстотерпцев
Царственные страстотерпцы. Икона (Россия, 2000-е гг.)

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов, известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству [7]. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов):

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

С 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название «ереси царебожия».

Иконография

Молитвословия

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,// я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Использованные материалы

[3] Тайны Коптяковской дороги, 3.

[6] «Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г.»

Источник

Икона Николая II и его семьи — о чём молятся царю-мученику и его семье

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича.

Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени.

Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества.

Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России — по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора — мученика в великокняжеских одеждах.

Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.

Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева — праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.

Краткое жизнеописание царя

Будущий царь получил прекрасное образование, он знал несколько европейских языков, разбирался в истории, был политически подкован. С детства он воспитывался в традиционной православной вере, любил ходить в храм, знал богослужение.

В юности Николай познакомился с будущей женой, принцессой Алисой Гессен-Дармштадской и сразу же стал просить благословения на брак с ней, но получил он его спустя несколько лет, в 1884 году. Счастливой событие совпало по времени с болезнью отца, правящего императора Александра третьего. Он умер незадолго до венчания.

Перед свадьбой принцесса приняла православие и вступила в брак с именем Александры Федоровны. Тот факт, что Алиса долго раздумывала о смене вероисповедания, говорит о ее глубокой внутренней религиозности. У царственной четы родилось пятеро детей: четыре дочери – Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия, и наследник, цесаревич Алексей.

Современная история до сих пор не может дать однозначную оценку личности св. Николая Второго, однако соборный разум Церкви прославляет последнего русского царя в чине «страстотерпцев» или мучеников. Николай Александрович Романов был канонизирован в 1981 году, сначала Зарубежной Русской Церковью. В России покаянное осмысление трагической смерти царской семьи произошло позже.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов.

Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Тропарь, кондак, величание

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

О судьбе иконы

Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне.

Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.

Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев.

Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *