икона царицы тамары грузинской
Святая царица Тамара Великая
Жизнеописание по грузинским летописям
2013 год был объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.
Святая благоверная царица Тамара (в центре), ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III. Фрагмент фрески монастыря Бетания
Жизнь святой благоверной царицы Тамары
Два замужества и утверждение на престоле
Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.
Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.
Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.
Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.
Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.
Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.
Расцвет грузинской культуры
Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.
Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа [39] в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.
Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» [41] и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.
Смерть и посмертное почитание
Нравственные качества святой царицы
Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.
Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.
Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и в России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.
Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!
[1] Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.
[2] См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. — Тб.: Мецниереба, 1985.
[3] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.
[4] См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. — Тб.: АН ГрузССР, 1954.
[5] «Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».
[6] История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.
[7] Точные годы жизни святой царицы Тамары до сих пор обсуждаются среди историков. См. Бердзнишвили М. М. Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар» // Жизнь царицы цариц Тамар. С. 18.
[8] История и восхваление венценосцев. С. 16.
[10] Святой Давид Строитель — грузинский царь, правивший с 1089 по 1125 гг. За время своего царствования он с Божией помощью вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. В 1122 г., освободив Тбилиси, царь Давид сделал его столицей Грузии. Память святого Давида Строителя Грузинская Православная Церковь чтит 26 января // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 3 ред. Православие.Ru.
[11] История и восхваление венценосцев. С. 30.
[12] Святой Давид Строитель упоминается как «царь абхазов, кратвелов, ранов и кахов, сомехов, шарванша и шаханша» // Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии (с древнейших времен до наших дней) // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Vachn/07.php
[13] История и восхваление венценосцев. С. 32.
[14] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 28.
[15] Везир в переводе с арабского значит «советник», «помощник».
[16] Азнауры — грузинские дворяне.
[17] История и восхваление венценосцев. С. 37.
[19] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 33.
[20] См. История и восхваление венценосцев. С. 30–32.
[21] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.
[22] История и восхваление венценосцев. С. 32.
[23] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.
[25] История и восхваление венценосцев. С. 42.
[28] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 51.
[34] В грузинской летописи его имя произносится как «Нукардин».
[35] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 41.
[39] Монастырь Вардзия — монастырь Успения Пресвятой Богородицы — уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) на юге Грузии, в долине р. Кура: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой: однажды, когда царица Тамар была еще маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда еще недостроенного монастыря; вдруг мужчина потерял ее из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В XVI в. монастырь был захвачен и разрушен персами, а затем турками. В первой половине XIX в., после освобождения этой территории русскими войсками, возобновлен как греческий. В советское время — музей. С конца XX в. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 4 ред. Православие.Ru.
[40] Жизнь царицы цариц Тамар. С.
[41] Поэма «Тамариани» посвящёна святой Тамаре.
[42] История и восхваление венценосцев. С. 79.
[43] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 47.
[46] В наших святцах указано 1-е мая по старому стилю. Дата 18 января указана в летописи. Сама дата смерти до сих пор точно неизвестна. Разные исследователи указывают 1207, 1210 и 1216 годы.
[47] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 49.
[48] Так написано в «Жизни царицы царей Тамар».
[49] Так, турки сожгли в 1555 году мощи святого Саввы Сербского. Слишком много чудес исходило от них.
[50] Крестовый монастырь в Палестине — монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Был разрушен арабскими завоевателями в X–XI вв. Восстановлен в конце XII — начале XIII вв. как грузинский. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамар: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма. С XVIII в. в монастыре действовала Богословская школа Иерусалимского Патриархата (закрыта в 1908 по причине финансовых трудностей). На протяжении всего XX в. монастырь был в упадке: кроме настоятеля, здесь не было других насельников. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 6 ред. Православие.Ru.
[51] Рафаил (Карелин), архимандрит. Царственная лилия. О святой царице Тамар // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/4218.htm
[52] История и восхваление венценосцев. С. 55.
[53] См. История и восхваление венценосцев. С. 54–55.
[54] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.
[55] История и восхваление венценосцев. С. 66.
[56] Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.
[57] История и восхваление венценосцев. С. 38.
Благоверная Тама ́ ра Грузинская, царица
Дни памяти
8 мая (переходящая) – Неделя свв. жен-мироносиц
Житие
Краткое житие благоверной Тамары, царицы Грузинской
Святая Тамара [1] (1184–1213 гг.), грузинская царица, была дочерью Георгия III от красавицы Бурдухан. При ее матери христианство уже распространилось в разных частях Грузии. Тамара оставила о себе добрую память в народе. Некоторые племена Грузии почитают Тамару как целительницу недугов.
Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того, она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. Церковь за заботы и щедрые дары причислила Тамару к лику святых.
Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло.
Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской
Святая Тамара происходила из знатного рода Багратионов, по преданию восходившему к самому царю Давиду. Ее отец Георгий в 1178 году провозгласил свою дочь царицей. Через 7 лет он скончался. С этого момента началось правление святой.
Когда святая Тамара взошла на престол, то сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Эта фраза определила все ее правление.
Автор биографии Тамары оставил такое описание юной царицы: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».
Царица начала свое правление с кадровых перестановок. Она сместила злоупотреблявших властью правителей и военачальников, назначив вместо них других. Она освободила Церковь от налогообложения, облегчила участь крестьян.
В 1185 году патриарх предложил правительнице выйти замуж. Для этого на Русь отправили посольство. Вскоре оно вернулось вместе с Георгием, сыном князя Андрея Боголюбского. Тамара уверяла свое окружение, что со свадьбой надо бы повременить. Ведь нужно еще понять, что это за человек. Но придворные настояли на своем. К несчастью, опасения мудрой царицы оправдались. Георгий оказался неравнодушным к спиртному, совершая «много неприличных дел». Два с половиной года Тамара терпела его грубое обращение, всячески пытаясь образумить мужа. Все было тщетно. Ей пришлось расстаться со своим супругом.
Долгое время святая думала оставаться вдовой при живом муже, но ради наследника согласилась повторно выйти замуж – за осетинского царевича Давида. Этот брак оказался счастливым, и вскоре Грузия увидела своего будущего правителя.
В период царствования святой Тамары страна достигла пика своей славы и могущества. Царица была справедливым судьей. Ее трудолюбие, государственный талант, христианское сострадание предопределили «Золотую эпоху» Грузии.
Она успешно остановила нашествие халифа Абу-Бакра, который, собрав огромное войско из Индии, надеялся поживиться богатствами Грузии. Та же участь постигла и другого захватчика – султана Рукн-ад-Дина.
Сразу после восшествия на престол Тамара уделила пристальное внимание организации единого богослужебного устава и церковного канона. Она призывала всех богословски образованных людей, знатоков Закона Божьего, епископов и священников приехать в город Картли. Здесь вскоре прошел общий Собор, на котором присутствовала и сама царица.
Перед смертью царица Тамара успела закончить все необходимые государственные дела и распорядиться по основным церковным и монастырским вопросам. Неожиданно ее настигла неизвестная болезнь. Врачи оказались бессильны. Вся страна вымаливала свою царицу, однако 18 января 1213 года великая правительница мирно скончалась.
О точном месте захоронении святой Тамары до сих пор ведутся споры среди историков и археологов.
Примечание
[1] Тамара – русское производное имя от библейского «Фамарь». Переводится как «финиковая пальма».
Икона святой Тамары
Православие, зародившись в Византии и пришедшее благодаря князю Владимиру на Русь, распространилось и на территории других стран. Одним из государств, где православная культура, равно как и в нашей стране, составляет основу, является Грузия. В этой стране большую роль в распространении религии сыграла известная грузинская красавица — царица Тамара, причисленная к лику святых за праведную жизнь.
История иконы
Жизнь царицы Тамары, жившей в 12-13 веках известна практически каждому, интересующемуся историей страны или живущему в Грузии. Царствуя, Тамара всегда следовала простому принципу — власть не должна ни при каких обстоятельствах служить личной выгоде, но должна служить во благо своего народа.
Во многих вопросах, касающихся ли взаимоотношений с другими государствами или помощи обездоленным, царица Тамара руководствовалась, в первую очередь, библейскими принципами. По перечисленным причинам, как только царицы не стало, причем обстоятельства смерти остались невыясненными, равно как и место захоронения царицы, стало появляться довольно много икон с ее изображением.
Читайте о других святых женщинах:
Значение иконы
Век, в котором царица правила государством принято именовать золотым, в том числе по той причине, что Тамара сберегла свою страну от воздействия ислама, сохранив уникальную грузинскую культуру.
Внимание! Икона святой Тамары — изображение, которое можно приобрести только лишь в храмах Грузии, неслучайно царица признана покровительницей этой страны.
Считается, что царица Тамара, наделенная при жизни величайшей мудростью и справедливостью, в образе иконы служить хорошим оберегом для семьи, не только имеющей отношении к Грузии, но и для совершенно любой национальности.
Значимость иконы Святой Тамары особенно велика для грузинского народа, который от века к веку почитает ее и как царицу своей страны, и как святую, хранящую свою страну и свой народ от различных бед. Вероятно, по этой причине в Грузии принято иметь при себе небольшую иконку с изображением Святой Тамары, дабы в любой момент иметь возможность обратиться к ней с молитвой.
Описание святого лика
Все иконописные изображения Святой Тамары объединены некоторыми общими чертами изображения. На большинстве из них Святая царица изображена в праздничных царских одеждах, держащая в правой руке крест, а в левой — церковь. Такое изображение выступает символом заступничества и стремления защитить всех людей, обращающихся в молитвах к святой.
Следует сказать о том, что сегодня в Грузии повсеместно распространены иконы Святой Тамары, выполненные в технике вышивки бисером, ставшей уже довольно популярной для иконописных изображений.
В чем помогает
Что касается универсальной помощи Святой Тамары, то совершенно любой человек, молясь перед иконой святой, может просить помощи в таких ситуациях, как:
Что нужно знать про икону
Изображение царицы Тамары находится в ею основанном Вардзийском пещерном монастыре, который сохранился в первозданном виде до наших дней. Здесь среди множества росписей имеются фрески, на которых изображена не только царица Тамара, но и ее отец.
Важно! Относительно иконы Святой Тамары существует поверье, что когда случается какое-то горе, по молитве, Святая воскресает именно там, где людям требуется помощь.
Святая благоверная царица ТАМАРА, Грузинская (†1209/1213)
Но не только внешние военные успехи, характеризуют тогдашнюю Грузию. Это и внутренний мир, и распространение христианства по всем народностям Кавказа, и расцвет и закрепление духовного образования и письменности, как церковной, так и светской, расцвет церковного и гражданского строительства, рост городов, экономическое процветание и обширная торговля.
Период времени, начиная с царствования святого царя Давида Строителя и кончая царствованием святой Тамары, вошел в историю грузинской нации, как «золотой век».
Происходила царица Тамара из древней грузинской династии Багратидов, древнейшего царского рода Армении и Грузии. Родилась она около 1165 года и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан. Воспитала её высокообразованная тетка Русудань. Еще в юном возрасте она была коронована своим отцом и разделила с ним бремя власти.
С древних времен крупные феодалы-эриставы стремились к независимости и высказывали неподчинение централизованной царской власти. Отец и прадед царицы Тамары силой добивались уничтожения стремления знати к автономии. Тамаре же во многом удалось сделать это посредством уступок. Так был водворен внутренний мир.
Царствование Тамары окружено поэтическим ореолом. Поэты восхваляли ее ум и красоту, посвящали «богоподобной» восторженные оды. Современник так писал о ней: «Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Её называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, красоту. О ее совершенствах ходили легенды. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.
По прошествии двух лет своего странного, двусмысленного брака Тамара, наконец, решилась развестись с Юрием, отправив его в Константинополь с богатыми дарами. Однако, вскоре, Юрий вернулся с большим войском надеясь вернуть утраченный грузинский престол, и это ему удалось на время.
В 1189 году царица Тамара вступила в новый брак с другом детства осетинским князем Давидом Сослани (из боковой ветви Багратиони). От него она родила двоих детей: царевича Георгия (Лашу) и царевну Русудан. Ее муж не обладал большим государственным умом, но отличался воинской доблестью и мужеством.
Через 10 лет после вступления на престол царица Тамара открывает наступательную политику. Она сумела не только удержать унаследованные от предков земли, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского морей.
Царица весьма успешно воевала с персами, сарацинами, турками и византийцами; одержала блестящую победу над султаном ардебильским, а битва при Шамхорате (Азербайджан) в 1203 году доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением султана алеппского.
Царица Тамара проявляла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры Христовой. Создавая храмы в горах и ущельях Кавказа и Закавказья, святая царица не щадила средств для их украшения святыми иконами и снабжала их церковной утварью и богослужебными книгами. По примеру Давида Строителя она помогала многим храмам и монастырям Эллады, Афона, Македонии, Фракии, Константинополя, Иерусалима, Исаврии, Кипра. Она основала Рождество-Богородичный монастырь Бетани (Вифания) в ущелье реки Веры недалеко от Тифлиса.
Ею был расширен и благоустроен Вардзийский Успенский пещерный монастырь близ Ахалцихе. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале «Большую» церковь, которая отличалась простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Влево от церкви были комнаты царицы.В этом монастыре святая царица провела последние годы жизни. Ее келлия сообщалась посредством оконца с храмом, из которой о на могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.
Молитва святой благоверной царице Тамаре
О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. А минь.
Тропарь
Вышния красоты желая, нижния сласти далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.