икона царя николая в александро невской лавре
Афонская Скоропослушница на Неве
Главные святыни Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры – мощи святого благоверного князя Александра Невского, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница», чудотворные списки других почитаемых икон Божией Матери. Эти святыни находятся в Свято-Троицком соборе монастыря.
Тысячи верующих ежедневно притекают к чудотворной иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Образ находится в Никольском приделе Троицкого собора.
Икона была принесена на берега Невы в 1878 г. иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием. Они прибыли в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (ныне г. Демре, Турция).
Образ, принесенный с Афона, отличался от традиционной «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца – оглавно, с молитвенно простертой десницей. Образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы».
Монахи остановились в Александро-Невской Лавре. В это же время в центре Санкт-Петербурга подходило к концу строительство часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского на пересечении улиц 2-й Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта. Часовню посвящали чудесному спасению императора Александра II в Париже во время покушения на него народовольца-террориста. Часовню «причислили» к храму в Мирах Ликийских, чтобы «доходы ее шли на его восстановление». В 1879 г. в День памяти Святителя Николая (6/19 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни. Сюда и передали святогорцы образ Божией Матери «Скоропослушница».
Однако русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм в Мирах Ликийских.
Между тем осенью 1885 г. (по другим источникам – в 1880 г.) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар. Часовня сгорела дотла. На пепелище была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница». После чудесного спасения святыни к ней потянулись богомольцы, непрерывно совершали молебны. Особенно почитала икону императрица Александра Феодоровна.
Со временем часовню решили перестроить в храм во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого благоверного князя Александра Невского. Его освящение состоялось 30 ноября 1905 г. На должность настоятеля Николо-Мирликийского храма был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов), впоследствии известный старец Ефрем. По благословению Иоанна Кронштадтского отец Ефрем принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной Литургии, который совершал в течение 40 лет.
Однако церковь оказалась тесной и низкой, наскоро возведенные стены дали трещину, и в 1912 г. решено было построить новый храм, проект которого утверждал сам император Николай II. Церковь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого благоверного князя Александра Невского при подворье Императорского Палестинского Общества построили за два года.
О почитании иконы в 1920-е гг. рассказывает дочь священника Владимира Шамонина Зоя Владимировна Шамонина:
«Кроме ежедневных служб, заказывали молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой…
Эту чудесную икону возили также по домам, где служили молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона «Скоропослушница». Встречный народ становился на колени и кланялся. Если кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных».
В храме вели особый журнал чудес и исцелений Божией Матери «Скоропослушница». К счастью, некоторые выписки из него сохранились благодаря Зое Шамониной:
«1. Заброшенная больная женщина в своей квартире – общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась.
2. Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180º и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна.
3. Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням.
4. Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
5. Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».
В 1957 г. чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница» был перенесен во вновь освященный Свято-Троицкий собор Лавры. Для Князь-Владимирского храма выполнена точная копия чудо¬творной иконы.
Среди других святынь Свято-Троицкого собора следует отметить почитаемые списки с чудотворных икон – «Казанской» и «Тихвинской», «Достойно есть».
Кисти священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и священноархимандрита Лавры, принадлежит еще одна почитаемая икона Свято-Троицкого собора «Спаситель в белом хитоне» (она расположена рядом с ракой благоверного князя Александра Невского).
Справа от Голгофы в Троицком соборе находится мироточивая икона Александра Невского, на которой князь изображен во весь рост. Икона была написана около 10 лет назад в мастерских Лавры и начала мироточить во время православной выставки в Москве.
Икона царя николая в александро невской лавре
Кто был в Александро-Невской лавре в Троицком соборе наверное не раз обращал внимание на необычную икону святой Параскевы Пятницы,которая находится недалеко от входа в собор в правом приделе.
Очень интересная история явления этой чудотворной иконы.Место, на котором была обретена икона, представляло собой край большого выпаса для скота, рядом с небольшим лесом. В ХVII веке, в Ильинскую пятницу, местный пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде. Пастух попытался принудить ее спуститься вниз, щелкнув по дереву кнутом, а затем стал кидать камни. Но кнут и камни прилипли к дереву (в дореволюционных свидетельствах упоминается, что вплоть до начала ХХ века на этом месте стояло старое дерево с вросшими в него несколькими камушками и обрывком высохшего кожаного кнута ). Уразумев, что это чудесное явление, пастух бережно снял ребёнка с дерева, посадил в сумку и понес в деревню, однако по дороге ребенок исчез.
Пастух сообщил о случившемся местному священнику. Когда священник и жители деревни пришли к березе, то увидели Икону Святой Параскевы, в которой пастух и узнал девочку, виденную им ранее. Пришедшим людям она явилась уже внизу, в корнях дерева, и была торжественно отнесена в местный Храм святителя Николая Чудотворца. После этого, один из приделов Храма освятили во имя Св.вмц. Параскевы. Другой был освящен во имя Св. Илии Пророка.
Недалеко от чудесного места нашли камень с углублениями в виде детской ступни. Детский следок в камне постоянно наполнялся чистой и холодной водой, которая считалась целебной и особенно помогала при детских недугах, а также в лечении глазных болезней и паралича. Возле места явления иконы была возведена часовня. В 1961 году часовня была взорвана, тогда же был утерян чудесный камень со стопочкой Параскевы-Пятницы. Часовню взорвали, как утверждают многие, по личному распоряжению Хрущева.
Ко дню рождения Царя-страстотерпца
В Александро-Невскую Лавру прибыла чудотворная икона Царя-мученика Николая II из Сербии
Как стало известно РНЛ, по благословению наместника епископа Кронштадтского Назария, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Петербурга принесена большая крестоходная икона царя-страстотерпца Николая II, написанная в Сербии. Святыня будет пребывать в обители до 15 июня.
Сербские братья во Христе поведали нам историю иконы. В 2018 году в Сербии по благословению настоятеля храма Архангела Михаила в Коренице о.Николая Малобабича и настоятеля храма Пророка Иеремии близ города Смедерево о.Душана Поповича были написаны три большие крестоходные иконы царей. Иконописец этих образов пожелал остаться неизвестным. Икона Царя-страстотерпца Николая II была освящена в древней церкви святого пророка Иеремии в местечке Вербовец близ города Смедерево 24 февраля 2019 года. Сербы чтят это место – ведь во время Первой мировой войны в 1916 году здесь погибло около трех тысяч сербский солдат.
Когда священник Душан в сослужении четырёх иереев освящал икону, она замироточила. В храме было очень много верующих, все они с молитвой опустились на колени. Это было первое чудо от этой иконы.
За два года икона прошла во многих Крестных ходах, благословленных Святейшим Патриархом Иринеем, в Сербии, Черногории, Республике Сербской, в Косово и Метохии. Множество людей молилось пред иконой Царя-мученика Николая, поклонилось его святому образу. В обителях и храмах, где находилась икона, люди нередко отстаивали немалую очередь, чтобы только поклониться горячо любимому в Сербии Русскому Царю, приложиться к его честной иконе. Известны случаи чудесной помощи по молитвам к страстотерпцу Николаю пред новонаписанным образом.
Так, схимонахиня Д. из монастыря Василия Острожского на горе Рожай была тяжело больна лейкемией. За пять лет до приезда в монастырь Царской иконы она приняла схиму. Образ Царя находился в монастырской церкви три недели. Каждый день после литургии монахини читали акафист святому Царю. Потом икона была увезена, чтобы посетить святые места Центральной Сербии. Через две недели после этого монахиня, почувствовав себя лучше, посетила врача. Её анализы оказались такими, как если бы она никогда не болела! Врач был изумлен. И теперь она, слава Богу, здорова.
Почти тридцать храмов и монастырей Сербии принимали икону Государя, а с ней и ещё две царские иконы – святого Царя Лазаря Сербского и Царя Иоанна Сильного (так зовут Государя Иоанна Грозного в Сербии). Все они прославились чудесным заступлением и помощью.
Были иконы три месяца в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы на горе Рудник, куда ради них приезжало очень много людей, а также и священников, и монахов из Центральной Сербии. Здесь и в других местах между богослужениями непрестанно читался Акафист святому Царю Николаю или Царственным мученикам.
Были иконы Царей и в Белграде, в храмах святой Параскевы Пятницы и святителя Николая. Неоднократно находились в сербско-русских Крестных ходах, предпринимаемых ради укрепления веры и спасения сербского и русского народов. Много раз там, где находились иконы, ощущалось благоухание.
Благословение на принесение икон в Россию дали чтимые в Сербии духовники – старцы Иоанн (Иеленко) и Серафим (Милькович; † 24.12.2020). Эту миссию осуществила госпожа Биляна Ракович, духовная дочь отца Серафима, горячо любившего Россию и русский народ.
Благодать Божия, почивающая на иконах, проявила себя и в аэропорту Белграда. Пока его сотрудник, сначала холодно объявивший себя неверующим, распоряжался перемещением икон к трапу – а они в футлярах были очень велики, что создавало проблемы, – он совершенно переменился, буквально преобразился. В конце бережно положив с другими сотрудниками иконы на движущуюся ленту, он вытянулся в струночку и отдал Русским Царям воинскую честь! Так же поступили и помогавшие ему. Глаза его сияли. А сотрудницы аэропорта, провожая Царей, плакали, одна стала на колени.
Иконы прибыли в Россию в начале Страстной седмицы этого года. Образ Царя Лазаря сейчас находится в Ростовской области. Люди также получают через него помощь свыше.
Неделю по благословению настоятеля протоиерея Константина Королева и почетного настоятеля схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) пробыла икона Царя страстотерпца Николая в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, Кингисеппа. Затем по благословению архимандрита Нектария (Головкина) более недели образ находился в храме святых Петра и Февронии в Петергофе. Здесь икона, вносимая а храм, заблагоухала.
Принятие императорского титула знаменовало важные перемены в международном положении России, закрепляя за ней положение одного из мировых лидеров. Через три года Император Всероссийский Петр Первый заложил Александро-Невскую Лавру.
Царь-Мученик Николай не оставляет свой народ
В Александро-Невской Лавре совершён молебен у чудотворной иконы Императора, привезённой из Сербии
19 мая, в день рождения Царя Мученика Николая Александровича, много верующих петербуржцев собралось в Троицком соборе Александро-Невской Лавры у его чудотворной иконы, привезённой из Сербии, сообщили РНЛ организаторы. За Божественной Литургией в византийской традиции пел молодёжный хор имени преподобного Иоанна Дамаскина под руководством автора РНЛ и давнего друга нашей редакции Ирины Валентиновны Болдышевой. Древнее пение и участие в богослужении знаменитого не только в России хора создало особенно торжественную, возвышенную и тёплую молитвенную атмосферу. После был отслужен молебен с пением акафиста Святому Царю Страстотерпцу.
Все больше людей узнает о чудотворном сербском образе святого Государя и притекает к ней с верой, надеждой и любовью. Торжество, которое пережили присутствующие в Троицком соборе в день памяти Иова Многострадального, оставило светлое чувство, что Святой Царь-Мученик Николай не оставляет свой народ молитвенным заступлением.
Этот образ являет удивительное сходство с фреской, которая была написана по благословению святителя Николая Сербского в Жичском монастыре ещё до прославления Царя Николая в знак великой благодарности ему Сербского народа.
«Один из приделов новой, уже освященной церкви св. Саввы в Жиче посвящен русскому Царю Николаю II. Здесь художник барон Майендорф создал фреску Царя-святителя.
Прекрасная фреска в нашем церковном стиле дала очень верный лик самого большого друга сербского народа, так как ктитор, владыка Николай, именно так хотел увековечить глубокую благодарность сербов России и ее честному Царю за все, что они для сербов сделали в мировой войне» (Цитата из сербской довоенной газеты).
Когда на Сербскую Землю пришли годы нацизма, владыка Николай благословил закрыть фреску бумагой, чтобы её сохранить. Только монахини знали о её существовании и строго хранили тайну.
Потом пришли годы коммунистической власти. Спустя многие годы во время землетрясения в Кралево в 2010 году бумага отпала и перед глазами монахинь предстал этот величественный образ. Сегодня эта фреска – одна из особо почитаемых святынь обители.
11 августа 1927 года в белградских газетах появилось удивительное сообщение под заголовком: «Лик Императора Николая II в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере». Речь шла о русском художнике и академике живописи Колесникове, который был приглашён для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума. Ему была предоставлена полная свобода творчества в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещённых в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов он написал сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный.
Примечательно, что это произошло в то время, когда св. Николай Сербский, горячо любивший и прочитавший Царя Николая, как и весь сербский народ, был святителем Охридским.
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона — окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной. Смотрит не мысленный образ, созданный воображением, а живой обитатель Рая. Известно очень много случаев, когда святые выходили из иконы, отделялись от неё и творили чудеса на глазах у изумлённых зрителей.
Икона Царя Мученика Николая Александровича пробудет в Александро-Невской Лавре до 15 июня.
Вера Георгиевна Глушкова
Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга
2.2. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (площадь Александра Невского, Набережная р. Монастырки, д. 1) является исключительной значимости религиозным центром не только в масштабе Санкт-Петербурга, но и всей России. Во-первых, это второй по значимости в стране православный монастырь (после подмосковной Троице-Сергиевой лавры); во-вторых, это важный историко-культурный и мемориальный памятник; в-третьих, это выдающийся архитектурно-художественный ансамбль; в-четвертых, это место земной жизни более двух десятков святых, в нем пребывают многочисленные святые мощи и реликвии. В Александро-Невской лавре пребывают мощи более 250 святых, в том числе святого князя Александра Невского, 3 чудотворные иконы: икона Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница», икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» («Милующая») и преподобного Серафима Саровского, а также 9 особо почитаемых икон: две иконы Божией Матери «Казанская», Иверская, две Тихвинские, «Знамение», а также образ Пресвятой Троицы, образ святого Александра Невского, образ святого Николая Чудотворца.
История Александро-Невской лавры связана с большим числом неординарных россиян, в том числе канонизированных Церковью. Более чем у двух десятков святых их земная жизнь была тесно связана с этой Лаврой, среди них император Николай II, его супруга императрица Александра Федоровна и их пятеро детей (Николай II и его семья часто совершали паломничество в Лавру, икона которой «Невская Скоропослушница» и образ преподобного Серафима Саровского были среди их любимейших икон), великая княгиня Елизавета Федоровна (она, сестра императрицы, и ее муж, родной дядя Николая II, великий князь Сергей Александрович, часто приезжали в Лавру, подарили ей петербургский список иконы «Скоропослушница»), 4 митрополита – Филарет (Дроздов), Владимир (Богоявленский), Вениамин (Казанский), Серафим (Чичагов), а также архимандрит Лев (Егоров) и его брат митрополит Гурий, протоиерей Петр Скипетров (был смертельно ранен в 1918 г. при первой попытке новой власти захватить, разграбить монастырь), а также подвижники благочестия XVIII – ХХ вв. (жили в монастыре): миссионеры Иннокентий (Кульчицкий, в 1719–1721 гг. подвизался в этом монастыре), Софроний (Кристалевский-Назаревский, в 1742 г. поступил в этот монастырь, был казначеем, с 1753 г. – наместником), знаменитый старец Феодор Санаксарский (Ушаков, дядя адмирала Ф.Ф. Ушакова, в 1747 г. был пострижен в Александро-Невском монастыре, где жил 10 лет) и другие.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, первоначально как обычный монастырь, была заложена по воле царя Петра I в 1710 г. на месте, где, как тогда считали, произошла под руководством князя Александра Невского битва со шведами в 1240 г. (на самом деле Невская битва произошла в устье р. Ижоры). Петр I выбрал место для нового монастыря, названного в честь святого князя Александра Невского, объявленного небесным покровителем Петербурга. А первая часть названия Лавры свидетельствует о ее преемственности подмосковной Свято-Троице-Сергиевой лавре. Главный собор нового монастыря посвятили празднику Пресвятой Троицы. Помнили о том, что Петр I родился через несколько дней после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы; крепость Питер-Бурх заложили (1703) тоже на Троицу. Кроме того, в этих местах Петр I в 1702 г. одержал победу над шведами.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.
Строительство этого монастыря началось в 1712 г., в том же году в нем поселилась братия. Архитектор Д. Трезини составил первый проект монастыря, в котором под руководством генерал-губернатора Петербурга князя А.Д. Меншикова и под личным наблюдением Петра I развернулось активное каменное строительство. В 1713 г. освятили первый монастырский деревянный Благовещенский храм; этот день, 25 марта 1713 г., стали считать официальной датой основания монастыря (значит, в 2013 г. ему исполнится 300 лет). На месте деревянного Благовещенского храма в 1717–1724 гг. был построен каменный (арх. Д. Трезини, Т. Швертфегер). В 1724 г. по распоряжению Петра I (1723) в монастырь были торжественно перенесены из Владимира мощи святого князя Александра Невского (с 1790 г. они стали пребывать в главном Троицком соборе монастыря). В 1725 г. в обители уже были 23 иеромонаха и еще 8 находились при флоте.
Благовещенский храм стал усыпальницей царской семьи и родовитого дворянства. В нем были похоронены вдова царя Ивана V (правившего совместно с Петром I) Прасковья Федоровна, ее внучка правительница Анна Леопольдовна, любимая сестра Петра I – царевна Наталья Алексеевна, дети Петра I – Петр и Анна, первая супруга императора Павла I – Наталья Алексеевна, дочь Павла I – Ольга, дочери императора Александра I – Мария и Елизавета и некоторые другие высочайшие особы. В храме 34 года находилась могила императора Петра III, в 1796 г. ее по решению его сына императора Павла I перенесли в Петропавловский собор. В храме была похоронена грузинская царевна Дарья Георгиевна; до наших дней в Благовещенской церкви сохранился некрополь Грузинского царского дома. В храме есть захоронения Санкт-Петербургских архиепископов. В этом храме находится могила великого русского полководца А.В. Суворова, на белой мраморной плите выбита простая надпись: «Здесь лежит Суворов». В Благовещенском храме также были похоронены граф П.И. Ягужинский, фельдмаршалы В.В. Долгорукий, А.Г. Разумовский, А.М. Голицын, дипломат Н.И. Панин и другие видные государственные деятели России XVIII в.
С 1716 г., главным образом в 1722–1753 гг., построили главный соборный Свято-Троицкий храм (арх. Т. Швертфегер), но вскоре на нем появились трещины, стали оседать фундамент и стены. В 1755 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны этот собор разобрали. В 1776–1790 гг. по проекту И.Е. Старова был построен новый величественный Свято-Троицкий собор в стиле классицизма. Над внутренними росписями и убранством этого собора работали скульптор Ф.И. Шубин, художники И. Пинкетти, А. Анисимов, Ф. Давыдов. В 1783–1785 гг. Старов возвел главные ворота монастыря с надвратной церковью.
Монастырь быстро строился и богател. У него были 3 подворья в Петербурге, несколько подворий в Москве и Новгороде, он владел более чем 7 тыс. крестьянских дворов, соляными варницами, обширными землями в нескольких губерниях России.
Могила А.В. Суворова в Благовещенском соборе
Свято-Троицкий собор. Фото 1903 г.
В 1719 г. в этом монастыре создали первую в Петербурге типографию, в 1721 г. – Славянскую школу для детей от пяти до 13 лет, на ее основе в 1726 г. создали Александро-Невскую греко-латинскую семинарию, с 1788 г. – Главная семинария, преобразованная в 1797 г. в Александро-Невскую академию, она с 1809 г. называлась Санкт-Петербургской Духовной академией; в 1909 г. образовали музей – Древнехранилище (открыто было в 1910 г.).
С 1721 г. Александро-Невский монастырь был постоянной резиденцией Новгородского архиепископа. После учреждения Свято-Петербургской епархии в 1742 г. монастырь возглавил местный первосвятитель – епископ, а с 1783 г. – митрополит Петербургский и Новгородский, в этом монастыре разместилась его резиденция. В 1797 г. по указу императора Павла I монастырь получил статус Лавры (официально признанный особо привилегированный монастырь). Александро-Невская лавра тогда стала считаться по степени значимости третьей в Российской империи (после лавр Киево-Печерской и Троице-Сергиевой).
С Александро-Невской лаврой была тесно связана, особенно в 1808–1816 гг., земная жизнь святителя Филарета.
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов, 1783–1867 гг., митрополичье служение с 1826 г.) – выдающийся церковный деятель, один из самых замечательных православных подвижников XIX в. Он родился в подмосковном г. Коломна в семье с давними церковными традициями, его отец был соборным диаконом этого города, а дед – священником. Юноша учился в Коломенской Духовной семинарии, затем – семинарии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которую закончил в возрасте 20 лет, потом преподавал в ней. В возрасте 25 лет он стал монахом; иеродиакона Филарета вызвали (1808) в Петербург для преподавания в духовных учебных заведениях. Он стал инспектором, а со временем – ректором Александро-Невского Духовного училища.
Икона Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского
В возрасте 29 лет (1812) он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, стал профессором философских и богословских наук. Святитель Филарет, кроме родного, великолепно знал греческий и еврейский языки, обладал поэтическим даром. Благодаря ему Петербургская духовная академия стала примером для всех духовных учебных заведений России. В возрасте 31 года он стал первым в России действительным доктором богословия. С конца 1808 г. до марта 1816 г. (более 6 лет) он жил и работал в Петербурге. В возрасте 33 лет он был назначен настоятелем Московского Новоспасского (романовского) монастыря, затем был епископом Ревельским (с 1817 г.), архиепископом Тверским (с 1819 г.) и Ярославским (с 1820 г.), стал архиепископом (с 1821 г.) Московской епархии и архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В возрасте 43 лет он был возведен (1826 г.) в сан Московского митрополита и до самой своей смерти в возрасте 84 лет жил и служил в Москве. Святитель Филарет оказал большое влияние на императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Александр II привлек его к подготовке Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости; текст Манифеста 1861 г. в большой мере составил именно митрополит Филарет. Задумывая, начиная, проводя реформы, Александр II всегда советовался с Филаретом. Исключительный интерес представляет письменное наследие митрополита Филарета, его опубликованные работы, прекрасные стихи (которые высоко ценил даже А.С. Пушкин) и письма к разным людям. Знакомство с ними приводит к значимым раздумьям, новым мыслям. Богословские и морально-нравственные труды святителя Филарета интересны и актуальны и в наши дни.
Митрополит Филарет был человеком редчайшего интеллекта и огромных знаний. Именно он, а не М.С. Горбачев ввел в практический оборот и действительно грамотно обосновал сущность, значимость, необходимость введения в практику, реальную жизнь терминов и категорий «гласность», «перестройка», «перестроение» (1867).
У Благовещенских ворот Александро-Невской лавры. Фото начала XX в.
Святитель Филарет огромное внимание уделял повышению качества образования и развитию духовных учебных заведений, результативно способствовал распространению православных знаний, культуры, трогательно заботился о бедных духовного звания (по его инициативе в 1833 г. в Москве было основано первое в России попечительство о бедных духовного звания), а также о рядовых бедных православных прихожанах.
Митрополит Филарет много сделал для становления единоверия в России.
Святитель Филарет прожил долгую для своего времени жизнь – 84 года (при средней по стране продолжительности жизни в то время 35–40 лет), в том числе он был в монашестве 59 лет. Митрополит Филарет был причислен к лику святых в 1994 г., с 2004 г. его святые мощи пребывают в Москве в кафедральном храме Христа Спасителя.
В 1915 г. в Александро-Невской лавре было 14 церквей, проживали 50 монахов и 11 послушников, а ее киновии (отделение-скит) – соответственно 11 и 30. При Лавре имелись госпиталь и богадельня для увечных солдат, офицеров и служилых людей. Кладбище при Лавре было самым престижным в Петербурге.
Среди монахов Александро-Невской лавры и членов Александро-Невского братства особо выделялся архимандрит Лев (Леонид Михайлович Егоров, 1889–1937 гг., канонизирован Церковью). Результативная деятельность Александро-Невского братства в большой мере связана с ним и с его родным братом монахом Гурием (в миру Вячеслав). Они родились в селе Опеченский Посад Боровичского района Новгородской губернии в семье владельца артели ломовых извозчиков.
Слева направо – иеромонах Лев (Егоров), иеромах Гурий (Егоров), архимандрит Иннокентий (Тихонов). 1921 г.
Священномученик архимандрит Лев (Егоров)
Монастырские кладбища: Лазаревское (самое старое из них, основано в 1716 г.), Тихвинское, Никольское – с давних пор являются самыми престижными в Петербурге.
В монастырском Некрополе XVIII в. погребены М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Д. Кваренги, И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, В.Л. Боровиковский, И.П. Мартос и другие яркие личности. В Некрополе мастеров искусств похоронены Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, П.А. Федотов, И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, В.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, П.К. Клодт, В.П. Стасов и его сын В.В. Стасов, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие деятели культуры. В Лавре похоронены многие представители рода Шереметевых, среди них Д.Н., Н.П., Б.П. Шереметевы, графиня П.И. Шереметева (на сцене Ковалева-Жемчугова) и др. Здесь похоронены Е.Д. и П.Г. Демидовы, А.П. и П.И. Шуваловы, М.М. и П.А. Голицыны. Даже перечислить трудно всех известных россиян, похороненных в этой Лавре или чьи захоронения были перенесены на ее кладбища в 1930-е годы. На исторических кладбищах этой Лавры находятся могилы целого ряда ярких церковных служителей, монахов, уважаемых угодников Божиих. На Никольском кладбище похоронен великий подвижник русского Православия, духовный писатель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Иван Матвеевич Снычев, 1927–1995 гг.) вошел в отечественную историю как выдающийся деятель Русской православной церкви, мыслитель, яркий богослов, смелый историк. Он был духовным сыном, помощником, учеником православного русского подвижника епископа (со временем митрополита) Мануила (В.В. Лемешевский, 1884–1968 гг.), еще пономарем стал его келейником, помогал ему составлять его эпохальный многотомный труд, ставший важнейшим источником по истории Русской православной церкви «Список русских иерархов последних 60 лет (1897–1957)». Иван Сычев в возрасте 19 лет (1946) стал монахом.
О. Иоанн Кронштадтский в 1870-х гг.
Митрополит Иоанн был блестяще образованным человеком, магистром богословия и доктором церковной истории. С начала служения владыки Иоанна в Санкт-Петербургской епархии, с выходом его трудов, книг, текстов его проповедей, он стал одним из самых главных духовных наставников православных россиян. Каждая из его книг является достоянием русской национальной идеологии. В них он доказывал, что православная Россия стоит на страже духовного мира всего человечества, является преградой на пути зла. Большой знаток истории (мировой, отечественной, церковной), он трезво оценивал события и изменения в России в самом конце ХХ в. Его служение схоже со служением святого протоиерея Иоанна Кронштадтского в самом начале ХХ в. По словам видного публициста М.Н. Любомудрова (род. в 1932 г.), владыка Иоанн «…стал духовным отцом и путеводителем русского народа». Он точно опознавал христоненавистников, растлителей, сатанистов разных мастей, коррупционеров, подлинный смысл псевдодемократической риторики. Он писал: «Единое государство разрушено. Русский народ расчленен на части границами новоявленных “независимых государств”. Россия отброшена в своем территориальном развитии на 350 лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц “свободной” прессы и экранов телевизоров. …Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистот “масскультуры” и фальшивых ценностей “общества потребления”». Он видел единственный путь к дальнейшему позитивному развитию – путь объединения вокруг русских вековых святынь, путь спасения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения (по Платонову О.А., цит. по «Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации», с. 324). Митрополит Иоанн прожил 68 лет.
Архитектурно-художественный комплекс Александро-Невской лавры впечатляет. Его композиционным центром является Свято-Троицкий собор. Архитектурный ансамбль Лавры представляет собой обнесенное каменной оградой каре, прямоугольник. Несколько корпусов окружают двор. Собор и другие храмы возведены главным образом в стиле русского барокко.
По левую сторону от монастырских ворот находится старейший Благовещенский храм (1717–1722 гг., арх. Д. Трезини). Это прямоугольное здание, увенчанное восьмигранной главкой с фонариком на высоком барабане, с вытянутыми большими окнами, разделенными пилястрами. Внутри – два храма, верхний – во имя святого Александра Невского (освящен в 1724 г.) и нижний – во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 г., место захоронения знатных людей и видных государственных деятелей царской России; здесь находится могила А.В. Суворова).
Вид Александро-Невской лавры с птичьего полета
Центральное место в Лавре занимает Свято-Троицкий собор (основан в 1716 г., освящен в 1790 г.), построенный в стиле раннего классицизма; в его основание был заложен мраморный ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного. Храм имеет в плане форму вытянутого латинского креста, он увенчан одной главой на широком барабане, над притвором возвышаются две звонницы. Длина собора со стенами и папертью 73,5 м, ширина против купола 42 м и в малом поперечнике 33,5 м, ширина купола 17 м, высота храма с куполом 60 м, высота колокольни 46 м. Западный фасад собора запоминается двухъярусными четырехугольными башнями колоколен (их высота более 40 м) с карнизами, полуколоннами, капителями и входом-папертью с колоннадой из 6 колонн. Внутреннее пространство собора делится мощными пилонами со сдвоенными коринфскими колоннами на 3 части. Иконостас из белого итальянского мрамора. Царские врата сделаны из старорусского дуба.
Рака с мощами св. Александра Невского в Свято-Троицком соборе
В соборе в 1790–1922 гг. находилась серебряная рака со святыми мощами князя Александра Невского; с 1989 г. мощи Александра Невского снова пребывают в соборе. В нем в большом ковчеге пребывают мощи 132 святых, в том числе возвращенные мощи князя Александра Невского. В мощевике, в застекленном мраморном киоте, пребывают мощи еще 91 святого. В Троицком соборе пребывает одна из самых почитаемых святынь Петербурга – особо почитаемая (по другим данным, чудотворная) икона «Невская Скоропослушница». Другие наиболее почитаемые образа этого собора: иконы Божией Матери «Казанская», иконы Иверская, две Тихвинские, «Отрада и Утешение», «Знамение», святого Николая Чудотворца, образ Параскевы Пятницы.
Сохранились корпуса Лавры, старейший из них – Духовской (1717 г., арх. Д. Трезини) соединяет Благовещенский храм с собором. Митрополичий дом (1755–1758 гг., арх. М.Д. Расторгуев) отличается богатым декоративным убранством (карнизы, полуколонны, пилястры, наличники); сохранилась внутренняя отделка приемного зала с коринфскими пилястрами и лепными украшениями. Сохранились и некоторые другие исторические строения Лавры.
Главными святынями Лавры являются мощи святого князя Александра Невского и особо почитаемые (по Берташ А., с. 80, 81), а по другим данным, чудотворные 3 иконы: иконы Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница» и «Достойно есть» («Милующая»), а также образ преподобного Серафима Саровского.
Икона «Невская Скоропослушница»
«Невская Скоропослушница» – икона, одна из самых почитаемых в Петербурге, пребывающая в Свято-Троицком соборе. Эту икону так стали именовать по решению Синода Русской православной церкви с 2004 г. Этот тип иконы – без Богомладенца – не встречается в Греции и на Православном Востоке, поэтому этот образ назвали «Невской Скоропослушницей». Список с такой иконы подарили Никольскому храму Никольского Барградского подворья в Петербурге великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна (канонизирована Церковью). Этот образ, как быстро помогающий обращающимся к нему, вскоре стал одним из самых любимых у жителей Петербурга, его особенно почитали императрица Александра Федоровна и дети. Императрица написала в письме А.А. Вырубовой в 1917 г. из тобольской ссылки: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у “Скоропослушницы”; люблю Ее чудный лик». После закрытия Никольского храма этот чудотворный список перенесли в Князь-Владимирский собор Петербурга, а в 1957 г. она вернулась в возрожденный Свято-Троицкий собор. Первообраз иконы «Невская Скоропослушница», известный как «Скоропослушница», находится в Греции, на Афоне, в Дохиарском монастыре; считают, что он был написан в Х в.
Икона «Достойно есть» («Милующая») с давних времен находится в Греции на Афоне, в Карейском монастыре. История иконы связана с появлением песнопения «Достойно есть». Предание повествует, что в Х в. недалеко от Карейского монастыря в келье жил старец со своим послушником. Однажды старец отправился в монастырь на службу, а послушник остался один. Ночью к нему постучался неизвестный инок, послушник впустил его, и они вместе стали молиться. Во время пения слов «Честнейшую Херувим…» гость сказал, что в его местах добавляют в этом месте слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Преснепорочную Матерь Бога нашего». Пока длилось их песнопение, келейная икона Богоматери «Милующая» сияла необычным светом. Послушник попросил гостя записать эту дивную песнь, но в келье не было бумаги; пришелец написал слова на камне, размягчившемся подобно воску под рукой писца. Пришелец назвал себя Гавриилом, вскоре он стал невидимым (это был Архангел Гавриил). Вскоре эту икону перенесли в Карейский собор и назвали «Достойно есть». С иконы сделали списки, некоторые из них, как первообраз, почитаются чудотворными.
Пребывающая в Александро-Невской лавре икона преподобного Серафима Саровского с начала ХХ в. почитается чудотворной. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759 или 1760–1833 гг.) – один из самых почитаемых русских святых и духовный мыслитель. В возрасте 27 лет он стал монахом, в 35 лет стал отшельником, нес подвиг столпничества (в течение 1000 ночей простоял на большом камне в лесу и непрестанно молился), перенес мученичество (в возрасте 45 лет на него напали разбойники и избили до полусмерти), позже наложил на себя подвиг молчальничества, в возрасте 66 лет оставил затвор и посвятил себя подвигу старчества. Он основал Дивеевский монастырь и предсказал, что это будет единственная в России женская лавра. Серафим Саровский духовно наставлял людей, поражал своей любовью ко всем и неисчерпаемым стремлением помогать всем нуждавшимся в его поддержке. Он учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого, условия этого стяжания – трезвление души и духа, чистота плоти, средства для этого стяжания – пост, молитвы, добрые дела. Серафим Саровский был канонизирован в 1903 г., этому усиленно способствовали император Николай II и его супруга императрица Александра Федоровна. Они чрезвычайно почитали преподобного Серафима Саровского. Чудотворцу Серафиму Саровскому молятся и просят помочь в жизни, прежде всего просят об исцелении болезней ног, болей в пояснице, просят излечить от чревных болезней, от беснования, нервных болезней, просят изгнать бесов, просят избавить от мучений в болезненном состоянии.
С Александро-Невской лаврой, как уже отмечалось, неразрывно связана история возникновения и жизни Петербургской Духовной академии и семинарии. В домовом Иоанно-Богословском храме Санкт-Петербургской Духовной академии пребывает почитаемый чудотворным образ Божией Матери «Знамение» (или чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение»-Царскосельская). Эта почитаемая чудотворной икона особенно почиталась Романовыми – русскими царями и императорами.