иконописная мастерская зачатьевского монастыря
Контактная информация, адреса магазинов
Приобрести писаные иконы, а также киоты, полки для икон и другую храмовую утварь в Москве можно по следующим адресам:
Магазин на Большой Ордынке
Писаные иконы, киоты и полки для икон, храмовая утварь.
Адрес: Москва, ул. Большая Ордынка, д. 60 (двухэтажное здание во дворе прихода храма вмч. Екатерины), ст. м. «Третьяковская» или «Добрынинская».
Офис и магазин Братства расположены на втором этаже.
Магазин работает в будние дни с 10.00 до 19.00, в субботу с 10.00 до 17.00.
(495) 959-12-88 телефон/факс
Офис, склад и торговый зал на Варшавке
Писаные иконы, киоты и полки для икон, храмовая утварь.
Адрес: Москва, Варшавское шоссе, д. 37 А, территория завода ОАО СКИМ, ст. м. «Нагатинская».
Проезд: ст. м. «Нагатинская», последний вагон из центра, выход на Варшавское шоссе к Центру международной почты. Далее одну остановку в сторону центра на трамвае 3, 16, 35, 47 или десять минут пешком. Здание завода СКИМ находится за зданием Почты России. Вход через центральную проходную завода. Далее пройти через главное здание в соседний корпус. Офис, склад и торговый зал находятся на втором этаже. Заезд грузового автотранспорта осуществляется или через ворота со стороны Варшавского шоссе (справа от здания завода), или со стороны Нагатинской набережной.
(495) 971-76-24, 721-88-58, (499) 611-90-47 отдел продаж
(495) 544-53-05 бухгалтерия
Лавка в Зачатьевском монастыре
Киоты и полки для икон.
Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, Зачатьевский женский монастырь (вход с ул. Остоженка), ст. м. «Кропоткинская».
(495) 695-16-90, (495) 971-76-38
Православный магазин «Щигры»
Полный ассортимент продукции Братства.
Адрес: Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д.22, ст. м. «Чернышевская»
(812) 322-96-84 телефон/факс
Головной офис Свято-Троицкого братства
Курская область, г.Щигры, ул.Семашко, д.2
Телефон: (47145) 4-21-91, (910) 213-12-21
Без икон Россию и представить себе трудно, они сопровождали и оберегали православного человека от самого его рождения и до последнего вздоха. К сожалению, о том, что такое мерная икона, знают далеко не многие. А ведь мерные иконы приносят людям значительно больше пользы, чем любые лекарства.
Именная икона – это икона, на которой изображен соимённый Святой Покровитель человека. Такую икону правильнее называть Тезоименной иконой.
Чаще всего на семейной иконе изображают Богородицу с Младенцем в окружении угодников Божиих, пишут Святого Ангела Хранителя или Господа Вседержителя.
Венчальной парой называются Икона Спасителя и Пресвятой Богородицы. Согласно старинной православной традиции венчальные иконы преподносятся в дар новобрачными.
Иконописная мастерская
Особое внимание в монастырях и храмах Руси всегда уделялось иконописи. Икона, являясь «окном в Царство Небесное», служит посредником в общении человека с Божественным миром, и важно, чтобы писалась она не только технически и канонически грамотно, но обязательно с молитвой и благоговением. Раньше при написании иконы в монастыре молилась вся братия. Поэтому-то иконы прежних времен завораживают своей духовной возвышенностью.
Иконописная мастерская Данилова монастыря существует почти с самого начала возрождения обители. Огромный объем восстановительных работ, проводимых в те годы в полуразрушенной обители, требовал труда не просто мастеров-иконописцев, а высококлассных специалистов, прекрасно знакомых с историей монастыря. Ведь восстанавливать приходилось облик старейшей, «первой на Москве» обители, где в убранстве храмов сохранялись следы многовековой духовной и историко-культурной жизни монашества и всего православного народа Руси.
Доверены эти архисложные иконописные работы были уже известному к тому времени иконописцу о. Зинону (Теодору), под руководством которого стали трудиться как известные к тому времени мастера, так и молодые юноши и девушки, которых увлекала русская иконопись.
Восстановление Данилова монастыря стало первым и значительным шагом к развитию иконописной традиции современной России: ориентации на канонический образ. Иконы, написанные для Данилова монастыря, ориентированы на московскую школу живописи XV-VI веков, их отличает мягкость световой разделки и деликатно положенного золота, тонкость колористической гаммы и легкие плави лично́го письма. В то же время в них виден профессионально сильный рисунок и четкий ритм композиции, акцент на гибкость силуэта.
Этот стиль, тогда весьма редкий, воспринимался почти как новаторство, хотя на самом деле он является возвратом к более древнему образу храма, почти забытому в синодальный период и в советское время. Много потрудилась для возвращения канонической иконы в Россию и матушка Иулиания (М. Н. Соколова), духовная дочь знаменитого московского старца Алексия (Мечёва). После о. Зинона коллектив реставраторов Данилова монастыря возглавила ученица матушки Иулиании Ирина Васильевна Ватагина, принадлежащая к знаменитой династии художников.
В настоящее время в иконописной мастерской работают художники- профессионалы, посвятившие себя служению «проповеди в красках». За плечами у каждого многолетний стаж иконописной работы. По сей день, иконописная мастерская Данилова монастыря придерживается основополагающих принципов и традиций, заложенных ее выдающимися основателями. Даниловские мастера создают иконы для иконостасов, храмовые иконы, принимают участие в настенной росписи храмов и выполняют множество частных заказов по написанию домашних икон: мерных, семейных, венчальных.
При выполнении заказов от храмов или частных лиц иконы пишутся в разных техниках и стилях. Некоторым заказчикам ближе живописные образы, но наиболее востребованным всё же остается письмо в стилистике древнерусской иконописи: натуральными красками на основе минеральных пигментов, разведенных яичной эмульсией, на досках, покрытых меловым левкасом.
Наряду с изготовлением новых изделий в иконописной мастерской реставрируют и старые. Много икон проходит через искусные руки наших мастеров. Иногда под слоем ранней неумелой реставрации, копоти и пыли после расчистки и восстановительных работ обнаруживаются настоящие раритеты иконописи, о которых их владельцы даже не подозревали. Обновленные иконы вновь начинают радовать и вдохновлять на молитву и славословие своих обладателей.
Наши мастера создают произведения церковного искусства, помогающие более глубокому и полному восприятию величественности и благодати Православной Церкви, ее богослужений, внешнего и внутреннего благолепия.
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь – святыни, история возраждения, полезная информация для прихожан
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь основан в 14 веке (1360 г.). Это действующий московский православный ансамбль центрального административного округа Москвы. Он расположен в районе Хамовники и включает в себя несколько святынь, а также трапезную и сестринский корпус. Обитель посвящена Богородицы Праведной Анны.
Святое место нередко посещают женщины, у которых не получается стать матерью. Паломники и туристы приезжают сюда с целью экскурсии. Службы проводятся по расписанию, доступ является открытым для всех. Святыня поражает своими размерами. Она отстраивалась за свою историю пять раз. Внутри нее царит особенная торжественная атмосфера.
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.
С тем как добраться до Зачатьевского монастыря не возникнет каких-либо трудностей. Обитель расположилась в районе Хамовники в городе Москва. Для того чтобы доехать, удобно пользоваться метро. Самые ближайшие станции – Кропоткинская и Парк культуры. Кроме того, до остановки «Зачатьевский монастырь» ходит автобус. Не предусмотрена автомобильная стоянка возле монастырского комплекса.
Коротко об истории
История обители является непростой. Дело в том, что строения подвергались неоднократным разрушениям. Их поджигали, громили, оскверняли во время политических сложностей. Комплекс основан Митрополитом Московским Алексием. Первые монахинями являлись родные сестра священнослужителя. Позднее на этом месте появился храм Зачатия святой праведной Анны. Но его, к сожалению, разрушили к середине 16 века. Он не смог справиться с татарскими нападками и постоянными пожарами.
В 1696 году возвели надвратную церковь Спаса Нерукотворного. Это единственное здание, которое не смоли разрушить во время революционных атак. В 19 столетии на данной земле появился еще один храм. Он был выполнен в готическом стиле. Его главным украшением выступал предел Зачатия Святой Анны. Но объекту тоже не суждено было сохраниться. Его взорвали в 1934 году. На участке было решено построить школу.
В начале 21 столетия местные власти взялись серьезно за восстановление построек. На первом этапе советские возведения демонтировались, проводились археологические исследования. Собор Рождества Пресвятой Богородицы построили заново. Освещение состоялось в 2005 году.
Святыни монастыря
Обитель посещают туристы и верующие со всех регионов России. Это обусловлено большой ее значимостью, наличием несколько святынь. Здесь находится милостивая икона Божией матери. В народе ее называют «Услышательница». Такое необычное название появилось потому, что одно ушко у образа является немного приоткрытым. Так она слышит все обращения от народа. Расположена обитель в Храме Рождества Богородицы. К ней приходят для того чтобы помолиться о выздоровлении или попросить у Бога ребенка, счастье и любовь в дом. Также она помогает многим людям в получении работы.
Во время советских восстаний образ транспортировали в церковь Пророка Илии. Там она находилась длительное время. Обратно в монастырский комплекс святой лик привезли в 1999 году.
Другой святыней, хранящейся здесь, является пояс Пресвятой Богородицы. Данная реликвия имеет особый статус, так как над ней работали сестра Зачатьевского монастыря. Хранение святыни осуществляется в специальном ковчеге. К нему можно приклониться в любое, удобное время. Сюда приходят помолиться те, кто мечтают стать родителями, вылечиться от различных заболеваний.
Образ «Зачатия святой праведной Анны» – почитаемая святыня комплекса. Как известно, Иоаким и Анна являлись родителями Святой Девы Марии. Девочка была рождена спустя 50 лет их бесплодия. К данным святым также можно всегда прийти приклониться.
Также здесь хранится еще несколько икон, на которых изображены Святые Богоотцы. Самую популярную вы сможете рассмотреть, внимательно изучив стены Надвратного храма. Она находится немного правее от главного входа. Она помогает при разладе в семье и бесплодии.
Гробница преподобных Иулиании и Евпраксии Московских также являются почитаемыми объектами. Основательницы Иулиания и Евпраксия десять лет назад стали являться причисленными к лику святых. Сегодня в обители имеется икона и гробница с данными образами. Тут проводится освещение личных вещей болеющих людей.
Икона святого преподобного Стилиана Пафлагонского помогает при бесплодии и в трудностях воспитания детей. Это узнаваемый в народе образ. В руках старец держит младенцев. Увидеть святыню можно, если посетить главный храм.
Другими почитаемыми образами монастыря являются – крест-распятие с элементами Крови Христовой, икона «Помощница в родах», ковчег с частицами мощей Лазаря Четверодневного и другие. Паломнический тур ежегодно совершают тысячи туристов. Верующие преодолевают большие расстояния для того чтобы поклониться святым ликам. Здесь также функционирует подземный церковно-исторический музей. Он хранит в себе разнообразные элементы церковных построек 16-19 веков, предметы утвари и быта.
Полезная информация для верующих
Посещение монастыря возможно каждый день. Он работает с семи часов и закрывается в двадцать часов. В это время заканчивается вечерняя служба. Во время праздников режим работы может быть изменен. Приобрести всю необходимую церковную утварь можно в монастырской лавке. Здесь продаются свечи, книги, иконы и многое другое. Функционирует художественная лавка. Она принимает заказы на рукописные иконы. Перекусить можно в трапезной. Свежая выпечка и напитки всегда имеются в продаже.
Требы можно заказать, прейдя в часовню. Также можно воспользоваться официальным сайтом. Паломнические группы принимаются по предварительной записи. Запрещается в храме осуществлять фото и видео съемку. Заранее уточняйте расписание богослужений и молебен.
Гостиницы рядом
Если вы приезжаете в столицу на несколько дней, то рекомендуется позаботится о бронировании. Подойдут хостел «Тихий час», мини-отель «Остоженка», гостиницы «Кебур Палас», «Багратион», «Sleepathomehotel». Все объекты находятся вблизи монастырского комплекса.
Чудеса, которые происходят в монастыре, известны по всему миру. Молитвы, преклонения к иконам, вера к Богу помогают избавиться от бесплодия, вернуть счастье в дом. Святые мощи обладают целебной силой и избавляют от различных недугов. Монастырь удивляет своими чудесами и в настоящее время. Исцеление объясняется сильной верой в помощь Бога, силу икон. Обитель в настоящее время является мерилом православной веры. Обитель вернулась к христианам спустя несколько лет. Она проводит регулярно службы во благо людям. Каждый верующий человек может стать участником богослужений. Вопреки всем трудностям люди приходят сюда для того чтобы помолиться.
Также при монастыре функционирует богадельня. Здесь находят приют престарелые и больные люди. Функционируют библиотека, литературное издательство, швейная мастерская, пекарня. Православная литература доступна к продаже оптом и в розницу.
Надвратный храм Нерукотворного Образа Спасителя
Если вы будете проходить по древней улице Москвы, то перед вами откроется восхитительный вид на монастырь. Здесь с середины 14 века функционирует родник с живительной водой. Нарядный надвратный храм сразу попадается в поле зрения. Он, словно страж, охраняет владения от бурь и невзгод. Святыню построили в конце 17 столетия. Это старейшее здание территории. С ним связано много таинственных событий, мистических историй, загадочных явлений. Строительство осуществлялось неизвестными русскими мастерами. Объект комбинирует в себе древнейшие русские обычаи и нотки запада. С 20-х годов XVIII века храм стал менять свой облик. Возле ограды возвели новую лестницу и высокое кольцо. Многократные ремонты и реставрации также вносили изменения в облик. Лестницу устанавливали в другое место, пристроили гульбище. До середины 18 века на стенах красовалась древнерусская живопись. Она не сохранилась по причине пожаров. Роспись была проведена заново.
Внутреннее убранство полностью соответствует архитектурному замыслу. Наибольшего внимания заслуживает красивый иконостас с тремя ярусами. Он имеет позолоченную резьбу, выполненную в виде виноградной лазы.
На протяжении 80 лет храм имел тесную связь с жизнью семьи Римских-Корсаковых. Они приглашали сюда различных священнослужителей для совершения богослужений. За должным порядком следил дьячок. Он длительное время жил при храме. Церковь была приходской. Он использовалась для крестин, отпевания. Согласно историческим данным, здесь были крещены дети великого русского певца Ф.И. Шаляпина. С 1775 года церковь стала неотъемлемой частью монастыря. Здесь состоялось крещение детей всем известного в России певца Федора Шаляпина. Он длительное время проживал на территории слободы.
Церковь длительное время переходила из одних рук в другие. Верующие и городские власти часто вели споры по поводу принадлежности общины. Самое тяжелое время дл монастыря 1930-1956 гг. В этот период были украдены кресты, разорена просфорня. В 1957 году начались активные реставрационные работы. Руководил процессом архитектор И.И. Казакевич. Огонек молитвы появился в 1992 году. Святейший Патриарх Алексий II впервые приехал сюда в 1993 году.
Иконостас
Божественная литургия ежегодно проводится архиерейским чином. В 2008 году Надвратная церковь отметила 15-летие освещения. В 2013 году монастырь отпраздновал 20-летие. В честь этой даты установили новый иконостас. Разработка святыни проводилась на основе использования архивных материалов. Она выполнена в стиле барокко, но украшена сдержано. Задумка была полностью воплощена. Получился красивый, элегантный иконостас красно-бордового цвета с включением позолоты. Подбор иконы проводился с учетом особого Божьего Промысла. Применялись старинные образы, которые хранились в монастыре. Некоторые лики создавались специально в монастырской иконописной мастерской.
В 2013 году произошло еще одно знаменательное событие. В процессе гидроизоляционных мероприятий обнаружили плиту Михаила Андреевича Римского-Корсакова. Реликвия лежала рядом с постаментом. Она практически не повредилась. Надвратный храм нравится всем. Он божественно красив. Уютные своды, мощеные улицы, цветники, купола создают гармоничную, праздничную атмосферу. Многие утверждают, что на территории господствует необъяснимая, умиротворенная радость. В престольный праздник 16-29 августа проводится торжественное богослужение.
История храма продолжается и по настоящее время. Она словно чудесная книга наполняется необычными деяниями. Многие страницы, которые когда-то были утеряны, снова обновляются. Время создает новые события.
Возле входа находиться памятник Святителю Алексию, Митрополиту Московскому. Возле него есть небольшая памятная доска. Монумент играет важную роль в духовно и политической жизни. Святитель Алексей взял на воспитание князя Дмитрий Донского. Именно он является основателем монастыря. Памятник является творением рук Андрея Станиславовича Забалуева. Священнослужитель изображен просто, на нем митрополичье одеяние. Если вглядеться в одеяние, то можно рассмотреть такие узоры, как ткань, жемчуг, дробницы. Образ выглядит спокойно, одухотворенно. В левой руке священнослужитель держит макет собора, который возвели впоследствии.
Казанский придел монастырского Собора
Неисчерпаемо прекрасен мир чудотворных икон Богоматери. Здесь, в Казанском приделе собраны списки чудотворных икон Афона и России. Каждый из этих образов связан с событиями, происходившими в этой святой обители.
Иконостас
Архитектурный проект иконостаса был выполнен в иконописной мастерской Данилова монастыря.
Проект выполнен по мотивам иконостаса придела Василия Блаженного Покровского Собора. Радостное, многоцветное оформление иконостаса напоминает архитектуру иконостасов Покровского Собора.
На Царских В ратах помещены образ Благовещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира Иисуса Христа, а также образы четырех евангелистов, возвестивших об этом пришествии во плоти Сына Божия всему человечеству. Далее праздничный ряд. Это земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Иконы важнейших христианских праздников, то есть тех священных событий, которые послужили спасению людей.
Затем завершающий ряд Деисус. В центре этого ряда изображен образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне, как бы грядущего судить живым и мертвым. По правую руку от Него изображена Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую сторону от Спасителя — образ проповедника покаяния — Иоанна Предтечи. Эти иконы носят название Деисус — моление. По сторонам от Богоматери и Иоанна Крестителя расположены образы Архангелов — Михаила и Гавриила, следом за ними — образы обращенных ко Христу в молитве апостолов Петра и Павла. Архитектурный стиль иконостаса исполнен в лучших древнерусских традициях. Работа резьбы и покраски иконостаса выполнена новгородскими мастерами.
Икона Божией Матери «Достойно Есть»
Икона Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза»
Икона Божией Матери «Сладкое лобзание»
Чудотворный образ Божий Матери «Геронтисса»
Чудотворный образ Божий Матери « Геронтисса » находится в монастыре Пантократор На святой горе Афон. « Геронтисса » в переводе «Старица». Богоматерь на иконе в полный рост, в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа. На массивной серебренной ризе, изготовленной в России, сосуд с изливающимся из него елеем. Многократно Божия Матерь изъявила своё попечение об умирающих старцах на Афоне. Здесь же, в Казанском приделе есть список с этого дивного образа, который был привезён жертвователем со святой горы Афон. Т ак как в нашей обители есть Бога дельня, где сестры ухаживают за болящими старицами, то они молятся этой иконе о помощи болящим.
Икона Божией Матери «Помощница в родах»
Из других образов Пресвятой богородицы, в казанском приделе, особенно стоит отметить чтимую икону «Помощница в родах», пожертвованную в монастырь семьей беженцев и чудесно обновившуюся. Перед этим образом горит неугасимая лампада в помощь роженицам и непраздным женам.
Феодоровская икона Божией Матери
Чудотворный образ «Феодоровской пресвятой Богородицы» находится в Богоявленском о соборе города Костромы. Образ очень древний, по преданию написан апостолом Лукой С него имеется много списков, начиная с XII века.
Почитается эта икона как одна из Святынь дома Романовых, поскольку предание связывает ее с призванием в 1613 году на царство основателя династии Романовых царя Михаила Федоровича.
Чудотворная икона находилась в XIII веке в Богородицко-Федоровском монастыре около города Городец. При нашествии войск Батыя, монастырь сгорел, икона была утрачена. По легенде, 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня, близ реки Запрудни увидел висящую икону на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому.
Название «Федоровская» получено из повести народной. Видели как икону нес через город по воздуху некий воин, похожий на великомученика Федора Стратилата. Отсюда название Федоровская. Вскоре в Кострому пришел человек, который опознал в иконе ту, что пропала из их города Городца. Икона, находящаяся в Казанском приделе была пожертвована в монастырь в начале строительства собора. Письмо XIX века, написана масляными красками. Манера письма — академическая живопись. Композиция иконы довольно редкая. Образ поделен на две равные части. В верхней — образ Богоматери с предвечным младенцем. Иконография близка к Владимирской. Отличием является раскрытая левая ножка младенца Христа. Во второй, нижней части иконы, изображение чуда обретения образа на дереве. Моление перед образом духовенства и клира. Все стоят в благоговейной молитве на коленях.
Икона «Всех скорбящих Радость»
Полная композиция иконы «Всех скорбящих радость» отражает представление ранних христиан о вселенной и делится на три части: землю, небо, царство Божие (рай). На иконе Богоматерь пишется во весь рост, иногда с младенцем на руках, иногда без младенца, как на прославившейся в Петербурге, иконе с монетами («с грошиками»); во славе — с короною на главе и в царском одеянии, или в обычной одежде Ее земных дней и в белом плате на главе, окруженная болящими, скорбящими, алчущими, страждущими. Около этих бедствующих людей часто изображают ангелов, посланных Владычицей для утоления страданий. В Москве в середине XVII века прославилась иеона Богоматери «Всех скорбящих радость», находившаяся в храме Преображения Господня. В 1688 году от образа совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иоакима, Евфимии. После молебна перед святою иконою, принесенной священником из храма Преображения господня, Евфимия была окраплена святою водою, затем приложилась к образу и мгновенно почувствовала себя исцеленной. После этого болящие, немощные и скорбящие стали прибегать с усердными молитвами к чудотворной иконе и по вере получали исцеление и помощь.
Празднество святой иконе установлено 24 октября/6 ноября, иконе «Всех скорбящих Радость» с «грошиками» 23 июля/5 августа. На месте храма Преображения Господня в XVIII веке был выстроен храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость», где и по сей день пребывает чудотворный образ.
В нашей обители находится икона «Всех скорбящих Радость» XIX века ярославского письма. Пресвятая Богородица изображена в царском одеянии с Богомладенцем на руках, окруженная скорбящими, страждущими людьми, возносящими к Богоматери свои мольбы и прошения. Эти обращения к Богоматери на иконе изображены в виде свитков. По обе стороны от Богородицы в молитвенном предстоянии изображены святые: преп. Сергий Радонежский, святитель Феодор Студит, преп. Григорий Декаполит, преп. Варлаам Хутынский. Икона пожертвована в монастырь рабом Божиим Сергием.
Пресвятая Богородице, спаси нас!