икона умиление локотская история
Образ Божией Матери Умиление (Локотская). История иконы
19 марта 2019 года в 15-00 в соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади состоится встреча иконы Божией Матери УМИЛЕНИЕ «Локотская». В соборе святыня будет пребывать в нижнем храме до окончания Великого поста. Доступ к святыне будет осуществляться с 9-00 до 20-00.
Икона Умиление «Локотская», явленная в пос. Локоть Брянской области, представляет собой репродукцию «Серафимо–Дивеевской» иконы Умиление просроченного календаря, купленного в местном магазине с целью не допустить осквернения образа Матери Божией. 2 января 1998 года икона замироточила впервые.
Эта икона единственная в мире, на которой проявился нерукотворный лик Матери Божией и лик Иисуса Христа Туринской плащаницы. Икона одета ризой в Софрино с двух сторон в виде стопы Матери Божией.
Поделиться:
Два комментария
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА МОЛИТВЫ ТВОЙ ЗА НАС ГРЕШНЫХ АМИНЬ
Спаси и сохрани землю Русскую, Пресвятая Богородица! Помилуй нас грешных!
Добавить комментарий Отменить ответ
Свежие записи
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа
Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!
Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.
История обретения иконы, ее виды и описание
Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).
Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.
Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!
Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).
Образы типа Елеуса – скальные фрески в храме
В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.
Как выглядит образ
На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.
Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.
Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.
Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.
Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.
Владимирская
По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.
Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.
Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.
Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.
Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.
Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.
Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.
Псково-Печерская
Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.
Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.
Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.
Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.
Псково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре
Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.
Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.
«Взыскание погибших»
Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.
История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.
В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.
С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.
Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.
Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.
Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.
Серафимо-Дивеевская
Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.
Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!
Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.
Серебряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)
После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.
Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.
На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.
Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.
Локотская
Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.
Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.
Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!
Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.
Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Значение иконы «Умиление»
Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.
Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.
Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.
В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.
В чем помогает образ
Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.
Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.
Праздник иконы «Умиление»
День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.
Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:
Как правильно молиться иконе
Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.
Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.
Текст молитвы
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.
Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!
Иеромонах Мелетий (Демин) и Локотская икона Божией Матери «Умиление»
Близ того символичного пункта, где соединяются границы России, Белоруссии и Украины, зримо воплощая наше историческое триединство, расположен пос. Локоть Брянской области. Он отмечен святостью духа и трагизмом истории. Здесь находилось имение Великого Князя Михаила Александровича Романова, родного брата святого русского Царя.
Ныне в нашем сознании начинает формироваться образ Локоти как одного из ключевых духовных пунктов Отечества. Локотская икона Божией Матери «Умиление» явила великие чудеса мироточения, благодатной помощи людям, укрепления в вере. О. Николай Гурьянов, которого Святейший Патриарх назвал столпом русского старчества, узнав о ней, воскликнул: «Это диво всем дивам в России будет!»
Духовный подвиг иеромонаха Мелетия (в миру Матвея Ивановича Демина) чудесным образом соприкасается с личностью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его жизнь таинственно повторяет некоторые черты жития преп. Серафима Саровского, и глубинная связь Локоти и Дивеево раскрывается на наших глазах все в новых и новых гранях.
В лице иеромонаха Мелетия Господь даровал Русской Земле великого подвижника, с особенной силой запечатлевшего в себе образ Христов. И о нем должен узнать наш народ. Пусть же духовный облик дивного Локотского подвижника укрепляет нас в вере, мужестве, в стоянии за чистоту Православия и жажде послужить возрождению порушенного Отечества!
Родился Матвей Иванович в селении Столбово Брянской области в 1879 году, в многодетной благочестивой семье. С юного возраста мечтал о монастырской жизни, много молился. И Господь берег его. Однажды он упал в глубокий колодец с ледяной водой. Не скоро обнаружили его отсутствие. На удивление всем он не утонул и не замерз, был совершенно невредим. С тех пор стали дразнить его святым.
«Ты мой возлюбленный сын»
Родители Матвея желали, чтобы он никуда не уезжал, присмотрел за ними в старости, искали ему спутницу. Видя их настойчивость, Матвей уединялся, прятался, молился и постом и молитвою стремился изменить желание родителей. Господь не замедлил прийти на помощь. Батюшка Иоанн Кронштадтский, провидя все это духовными очами, вызывает Николая, мужа одной из сестер Матвея, которая находилась в Кронштадте, и говорит: «Сейчас же поезжай на родину и привези сюда Матвея Ивановича!»
Отец Мелетий вспоминал: «Той радости, которую я ощутил в этот счастливый для меня час, не забуду до самой моей кончины. В этом я увидел Промысел Божий и успокоился, а то закралась у меня мысль: «Может, я не прав? Против воли родителей иду!»
По приезде в Кронштадт отец Иоанн явился Матвею во сне, причастил его и сказал, чтобы утром он пришел к началу службы, и тогда он причастит Матвея уже наяву. В Андреевском соборе люди занимали очередь с вечера, чтобы войти в собор первыми. Матвей этого не знал, и когда пришел к службе, собор был полон народа, в него не войти, много верующих стояло на улице. И вот отец Иоанн выходит уже с Чашей. Матвей мысленно говорит:
Свершилось великое чудо: Матвей стоит первым около Чаши. Он никогда не вспоминал об этом без слез:
И слышит от о. Иоанна:
— Я же тебе говорил, что буду причащать тебя первым.
Причастил его и произнес:
— Ты мой возлюбленный сын, я ныне родил тебя.
С этого дня Матвей некоторое время жил, трудился и молился в Доме трудолюбия, основанном о. Иоанном.
«Я сам приду за тобой»
Святой Кронштадтский пастырь открыл юному Матвею его будущее: «Надлежит тебе прожить более ста лет, а когда придут твои последние дни, я сам приду за тобой. ». Благословил его на тайную христианскую жизнь в предсказанные им трудные годы, на подвиг исповедничества. В незыблемости пророчества Матвей Иванович не сомневался ни при каких обстоятельствах, даже когда его выводили на расстрел, а это было дважды. Но вот в 1982 году, сказав, что к нему приходил дорогой батюшка, отец Мелетий стал готовиться к смерти. Похоронен он был в сапогах св. Иоанна Кронштадтского.
Отца Мелетия арестовывали не менее четырех раз, давали различные сроки. В 1947 году он вновь возвратился на родину, в Столбово, где тайно совершал богослужения и окормлял жителей села, духовных чад, приезжавших к нему из разных мест.
Когда в Брянской тюрьме разрешили свидание, в изможденном, высохшем человеке с лицом не больше «кулачка» дочь Ф.Т. Сергачева Александра не узнала родного отца. Не выдержав нервного потрясения, она потеряла сознание. В тюрьме его жестоко пытали на электрическом стуле, истязали так, что вся одежда насквозь пропитывалась кровью. Из тюрьмы он вышел в 1956 г. тяжело больным человеком и прожил около года. Жена не дождалась его освобождения, умерла от голода и болезней. Так и остались пятеро сирот.
Приговоры и протоколы допросов христиан позже часто становились доказательством их духовного подвига и важным источником информации. То же произошло и с «делом» отца Мелетия. Вот скупые строки протокола допроса №23 от 14 апреля 1952 г.: «Определенного места жительства не имеет. Национальность: русский. Никаких документов не имеет.
Грамотный, окончил два класса сельской школы. Специальность: столяр и плотник. Место службы и должность: нелегально занимается священнослужением. Степень родства: одинокий. Происхождение: из крестьян. Судимость: трижды арестовывался за антисоветскую деятельность». Читая протоколы допросов отца Мелетия, нельзя не поразиться его духовной твердости. В его ответах нет и тени лукавства, желания смягчить свою «вину» перед советской властью. В них дышит спокойная и непоколебимая уверенность в своей правоте, полное бесстрашие перед физическими пытками и смертью.
Сколько было таких допросов по 5-6 часов? Сколько за листками протокола боли и страданий? Известно это только одному Богу. Объемны и увесисты три тома материалов и допросов к делу № 314-ПС, обосновывающих, с точки зрения советского правосудия, справедливость приговора областного суда г. Брянска: высшая мера наказания. Окончательный приговор гласил: исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.
Освободили всех, как и предсказал отец Мелетий, через 3 года, в 1956-м. О. Мелетий около года после этого жил в Столбово, а затем переехал в соседний поселок Локоть, где и оставался до самой своей кончины. По-прежнему совершал тайно богослужения, принимал у себя духовных чад.
Чудеса по молитвам отца Мелетия в заключении
Во время первого ареста Матвей Иванович находился в Бутырской тюрьме, его приставили в качестве санитара ухаживать за безнадежно больным осужденным. Тело больного представляло одну сплошную гниющую зловонную рану. Видя бесполезность лечения, врачи уже не подходили к нему и просто ждали, когда он отмучается. Никаких лекарств Матвею Ивановичу не выдали. Но он каждый день грел воду и с молитвою омывал ею больного. Через неделю больной исцелился, более того, его тело стало абсолютно чистым, не осталось даже шрамов от глубоких гнойников.
Матвея Ивановича повели на расстрел. Под конвоем он спустился в глубокий подвал. Солдат-латыш зарядил винтовку, до выстрела оставалось мгновение. Неожиданно подземную тишину нарушил телефонный звонок: «Казнь отменить». Когда Матвей Иванович вернулся в камеру, все заключенные в едином порыве встали и, несмотря на присутствие надзирателей, громко запели: «Христос воскресе из мертвых. »
Тридцатые годы, время массовых репрессий и расстрелов, а тюремный начальник, подвергая смертельному риску себя и свою семью, отпускает заключенного на волю. Воистину как в апостольские времена!
Чудеса по молитвам отца Мелетия в миру
Спасение со дна реки
После революции, несмотря на жесточайшие репрессии, Матвей Иванович ходил по городам, поселкам, деревням, распространяя Евангелие. Однажды вместе с тяжелой поклажей он провалился под лед глубокой реки, достиг дна, выбраться на поверхность в тяжелой одежде не было никакой возможности. По его собственным воспоминанием, он взмолился, и как будто невидимая рука взяла его и вытолкнула на берег. Вся одежда промокла, но книги были сухими.
«Тогда Домна умирать не будет»
Духовный сын о. Мелетия Дмитрий Григорьевич приехал из села Петровское Ставропольского края, где батюшка жил долгое время и где остались его духовные чада. Отец Мелетий спросил об Елизавете, своей духовной дочери. Дмитрий Григорьевич ответил, что сейчас она ухаживает за больной старенькой Домной, которой около 90 лет. Батюшка предсказал, что когда Дмитрий Григорьевич вернется домой, то Домна уже умрет. «Елизавета просила вам передать, что если Домна умрет и вы не возьмете Елизавету в свой дом, то она уедет на Урал».
Судьбы людей, о которых шла речь, сложились именно так, как предсказал о. Мелетий.
Мироточение на могилке
В 1999 году началось мироточение в доме его духовной дочери Натальи Николаевны Мурашкиной, а в 2000 году замироточили крест и земля на могиле отца Мелетия.
Есть удивительная связь между чудесами на могилке и в доме. Сходящее миро разное, оно зависит от календарного праздника, от состава молящихся, наверное, от других, уже непонятных нам причин, но по цвету и запаху миро на могилке и в доме идентично.
Весной 2004 года после пасхальной службы в Богородицкой Площанской пустыне я и четверо моих спутников посетили могилку о. Мелетия. Крест на могиле и земля вокруг были сухими, но, когда мы семь раз пропели: «Христос воскресе из мертвых. », крест покрылся мириадами микроскопических блесток, которые, объединяясь на наших глазах, превращались в капли, а капли, стекая вниз, сливались в струи. Через несколько минут весь крест уже обильно мироточил.
Соседка батюшкиной келейницы рассказала. Придя однажды на кладбище, она заметила, что к могиле о. Мелетия направляются две посетительницы, одна из которых (в поселке знали об этом) занималась черной магией и имела славу колдуньи.
Мироточение в доме духовных чад
Икона Божией Матери «Умиление»
В 1999 году стало мироточить изображение иконы Божией Матери «Умиление», вырезанное Натальей Николаевной из настенного календаря и находящееся у нее в доме. На обратной стороне репродукции проявился нерукотворный образ Царицы Небесной. Постепенно в доме замироточили все иконы. По молитвам перед мироточивыми иконами совершается множество чудес: люди исцеляются, получают вразумления в трудных обстоятельствах, встают на путь благочестивой жизни, укрепляются в вере. Миро сходит на иконы, привозимые многочисленными паломниками, на освящаемую воду. Многие иконы обновляются, происходят в доме и другие чудеса, которые подтверждаются многочисленными письменными свидетельствами и видеозаписями.
Дом, в котором мироточат иконы
При строительстве дома, где совершаются чудесные явления, в его фундамент были заложены частицы подрясника о. Мелетия. Ныне покойная келейница батюшки Клавдия пожертвовала песочек с Канавки Божией Матери в Дивеево, который она хранила в мешочке на груди. Не расставалась она с этим песочком даже в Тайшете, на лесоповале, где во время гонений отбывала срок за веру. Этим песочком посыпали по периметру будущего дома перед закладкой фундамента, у входа в дом, а затем и верх стен перед постройкой крыши.
Вновь и вновь вспоминает Наталья Николаевна загадочные слова батюшки, сказанные им перед смертью: «Скоро в нашем Локте будет второе солнце». Хранители чудотворной иконы Матери Божией «Умиление», а также все, кто соприкоснулся с этим чудом, убеждены: оно связано с о. Мелетием, с тем, что Сам Господь хочет прославить имя этого дивного подвижника, прославить духовный подвиг его богоугодной жизни.