икона в ханты мансийске

Ханты-Мансийск

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Содержание

История [ править ]

Историческим местом зарождения православной веры в Нижнем Приобье можно смело назвать местечко Кода, теперь известное как посёлок городского типа, районный центр Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Югра славилась богатствами. В XI-XII веках Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них «серебро и соболи и ина узорачья». Вскоре с новгородскими воеводами засоперничали в данепоборничестве владимиро-суздальские князья, а потом и московитяне.

Было у югричей и золото. С целью наживы шли на Югру русичи. Очевидно, довольно часто воинов сопровождали священнослужители, пытаясь вселить веру в сердца инородцев. За что и погибали. Так, в 1193 году воевода Ядрей, поп Легеной и двенадцать «лучших людей» были замануты остяками в свой осаждённый новгородцами город и «всех изсекоша». В 1383 году ростовский монах Стефан Храп стал первым епископом Пермской епархии с центром в городке Усть-Выме, построенном на месте языческого капища. Историки считают, что в отместку за это Полымские вогуличи в 1455 году напали на Пермь великую и убили Пермского епископа Питирима. Опять же в отместку великий князь Московский и всея Руси Иоанн III велел Устюжскому князю Василию Скрябе «Югорскую землю воевати», что тот и сделал в 1465 году. Десятилетия продолжалась война «в отместку» с переменным успехом.

1484 год в нашей истории примечателен тем, что впервые во взаимоотношениях русских и югричей миротворцем выступил Пермский епископ Филофей. По его ходатайству Иоанн III дал «опас» (охранную грамоту) пелымскому князю Юмшану. Филофей «печаловался» перед великим князем за других пленников и был одним из главных свидетелей при заключении мирного договора между русскими и югричами.

В конце XVI века «господарем» Сибири и, в частности, Югорской земли стал Ермак. Строгановы, а позднее и царь Иоанн IV не ставили ему в задачу вселение Православия в Сибирь, тем более в Югорскую землю. Обогащение за счёт порабощения югричей было их основной задачей. Атаманы Ермака повторили действия Стефана Храпа. В 1585 году, пытаясь обратно отвоевать Большой Обский город (возможно, он был рядом с Самарово – будущим Ханты-Мансийском), остяки прибегли к помощи своего верховного божества.

Осадив город, они водрузили на дерево «шайтана» и «начаша жрети перед ним, яко помощью его христиан взяти и смерти предати». Но метким пушечным выстрелом «шайтан» был разбит, а перепуганные остяки разбежались. Потом они приходили с данью и подарками к победителям, брали на себя обязательство платить ясак.

«Большой» князь Кодский (Кондинский) Алач (Алача) сам явился к казацкому атаману Богдану Брязге, когда была покорена большая часть Югорской земли, и заключил дружественный союз. В ответ Брязга «постави князя большого Алачея, яко богата суша», от устья Иртыша до устья Казыма. То есть, вместо себя назначил властелином на всю территорию, которую мы теперь называем Нижним Приобьем.

По преданиям, верховное божество находилось в Белогорском княжестве, столицу которого – Большой Обский город – захватили казаки, а идола разбили из пушки. Вероятно, идол был не в одном экземпляре, а может быть, шаманы изготовили другого, но есть предположение, что «шайтана» переправили в Коду. Сюда же потянулись божества и из других остяцких языческих племён.

Чтобы обеспечить их охранность, князь Алач в начале 90-ых годов XVI века едет в Москву и принимает православную веру. А в 1599 году уже вдова князя Алача тоже в Москве стала новокрещённой Анастасией. По её просьбе в 1600-ом году в Коде была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Руководствовалась княгиня, очевидно, тем, что стремилась упрочить могущество своего сына Игича, ставшего «большим» князем после смерти отца Алача. По той же причине в 1602 году едет в Москву и принимает православную веру князь Игич, сооружает в Коде ещё один храм – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

Годом зарождения православия на Югорской земле среди остяков (ханты) следует считать 1600 год. В христианство прежде всего стремилось так называемое знатное сословие. В первые годы XVII века в Коде были крещёными, кроме княгини Анастасии и её сына Игича, жена «большого» князя Анна Пуртеева, их дети – новообращённые Григорий, Михаил и Иван… Число прихожан в церквах было столь мало, что в 1608 году первый в Коде поп Евстратий бил челом царю, что «ему-де тут быть не у чего». И в том же году церкви были закрыты.

Однако внук Алача и сын Игича – Михаил, став «большим» князем, восстанавливает Свято-Троицкую и Зосимо-Савватиевскую церкви. Он не жалеет средств на содержание храмов. И в них имелось всё необходимое: «местные иконы, и у тех икон прикладные пелены и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и херувимы, и серафимы, и всякое церковное строение, алтарная казна, сосуды служебные, серебряные, и Евангелие, напрестольные кресты и благословляющие под окладом, с жемчугами и каменьями, и ризы».

Были возвращены из Берёзова образа, колокола и книги, присланные в Коду в 1600 году из Москвы. Кроме того, хранился здесь и княжеский арсенал, в том числе 40 панцирей, луки и стрелы… Князь Михаил даже сам даривал церкви серебряные сосуды. Поэтому надо полагать, что он свято хранил и наследие своего деда князя Алача, которому будто бы кто-то из татарских князьков подарил панцирь Ермака.

Не в отца пошёл его наследник князь Дмитрий. Подданные жаловались царю, что и сам князь, его мать и их люди «новокрещённые живут в православной христианской вере некрепко, к проклятым шайтанам мольбу прилагают и в скверное их требище бесовское шайтану в дар платье и лошадей дают, и люди ж его из пищалей на церквах по крестам стреляют». Более того, якобы князь Дмитрий шаману для принесения в жертву отдал «жёнку».

Дмитрию Алачёву вместе с семьёй было велено ехать в Москву. «Пограбя во церквах Божиих… церковное строение, сосуды серебряные и книги, он «учал продавать» их по дороге. Так «Триодь постная» продал он, князь Дмитрий, едучи из вотчины своей, из Коды, на дороге Самаровской ямщикам». Пресёк торговлю тобольский архиепископ Герасим. Он приказал Дмитрию продаваемое церковное имущество «принести к себе посмотреть, будто для купли». И конфисковал у незадачливого торгаша серебряные сосуды и печатные книги: комплект из 12 служебных Миней и два Октоиха. О случившемся владыка сообщил в Москву, оттуда распорядились всё отобранное вернуть в Троицкую церковь.

Надо сказать, князю Дмитрию вменялось в вину, кроме богохульства, воровства и спекуляции церковным имуществом, ещё и то, что он злоупотреблял служебным положением и довёл остяков до того, что они обратились к царю с просьбой освободить их из-под власти Алачевых, и принять под «государеву руку»…

Развитием Православия в Югре вплотную занялся новый тобольский архиепископ Симеон. В 1653 году, основываясь на челобитных остяков четырнадцати кодских волостей, он сообщил царю: «В прошлых-де годах в Кодском городке церкви Божии стояли многие лета, и пение Божественное совершалось по вся годы, и их братия, остяки многие, слышали православную христианскую веру, приходя в Кодский городок, крестились; а ныне-де тот Кодский городок стал впусте, и церкви Божии стоят без пения». Владыка Симеон просил царя: «чтоб им пожаловать, велеть на том месте, где церкви Божии стоят, быть монастырю и старцам, чтоб видя православие, крестились». И Алексей Михайлович 20 октября 1653 года подписал грамоту, в которой распорядился: «В том Кодском городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть и ругою и жалованьем их устроить».

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Так появился мужской Кодский монастырь. Со временем храм креп и рос, а церковь во имя святых Зосимы и Савватия с самого начала практически не использовалась и её совсем закрыли. Но рядом с Троицким храмом «в новой ограде» была выстроена «церковь новая, тёплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтарь и предел прирубные ж. А во имя та церковь Благовещения Пресвятой Богородицы».

Расширялись территориальные владения Кодского княжества, а значит – географически возросла зона влияния Кодского монастыря. Княжество территориально распространялось не только от Самарово до Берёзово по реке Обь, но имело плодородные земли на Исети, заимку близ Ялуторовска, своё подворье в Тобольске и в Самарове… Количество верующих было столь велико, что в городках по Оби строили храмы.

Второе возрождение придало Православию расцвет и размах. В 50-ые годы XVIII века в Коде появилось каменное здание Свято-Троицкой церкви, которое было самым высоким вплоть до Тобольска. Колокола здесь отливали из собственной меди, залежи которой «Иванище» Кодский (летописцы называют его то экономом, то строителем, то рудознатцем) обнаружил прямо под монастырём. Чтобы не нарушить спокойствие обители, он скрыл этот факт не только от Москвы, но и от Тобольска. Медную руду добывали тайно (это объясняет существование двух подземных переходов общей протяжённостью в полтора десятка километров), «Иванище» возил её в Москву, плавил и отливал колокола.

К 90-ым годам вновь, в третий уже раз, встал вопрос о закрытии мужского Кодского монастыря. Но решили запущенные дела передать в женские руки. В 1891 году он был преобразован в женский Свято-Троицкий монастырь, с подчинением Иоанно-Введенскому женскому монастырю Тобольско-Тюменской Епархии.

30 мая 2011 г. решением Священного Синода в пределах Ханты-Мансийского автономного округа была образована Ханты-Мансийская епархия. Это произошло путем выделения ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. Синод постановил правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 120) из состава епархии выделена Югорская епархия. Ханты-Мансийская епархия включена в состав Ханты-Мансийской митрополии.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Кафедральный Воскресенский Собор, г.Ханты-Мансийск. Ковчег с частицей честной главы и икона святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского; сапожек с мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Православные храмы [ править ]

Кафедральный собор Воскресения Христова (Ханты-Мансийск) [ править ]

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Огромный пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Выстроен в 2001-2005.

19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Были освящены три престола: центральный — в честь Светлого Христова Воскресения; северный — в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших; южный — в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17

Часовня Кирилла и Мефодия [ править ]

Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск) [ править ]

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Церковь построена в селе Самарово (ныне в черте города Ханты-Мансийск) в 1816 г. под руководством присланного из Тобольска архитектора Шаньгина. Около церкви размещалось училище, в котором некогда преподавал едва ли не весь церковный причт. На протяжении века церковь была средоточием духовной жизни населения северного края. В 1930-х гг. была разрушена. Заново построена на фундаменте прежнего храма. Освящена в 2000 году. Архитекторы Н.З. Казаков и В.Н. Филиппов.

Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 297

Храм Артемия Веркольского [ править ]

Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, Северное кладб.

Храм Владимира равноапостольного [ править ]

Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17

Источник

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Мiръ Россия Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Содержание

Православие в Ханты-Мансийском автономном округе [ править ]

Историческим местом зарождения православной веры в Нижнем Приобье можно смело назвать местечко Кода, теперь известное как посёлок городского типа, районный центр Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Югра славилась богатствами. В XI-XII веках Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них «серебро и соболи и ина узорачья». Вскоре с новгородскими воеводами засоперничали в данепоборничестве владимиро-суздальские князья, а потом и московитяне.

Было у югричей и золото. С целью наживы шли на Югру русичи. Очевидно, довольно часто воинов сопровождали священнослужители, пытаясь вселить веру в сердца инородцев. За что и погибали. Так, в 1193 году воевода Ядрей, поп Легеной и двенадцать «лучших людей» были замануты остяками в свой осаждённый новгородцами город и «всех изсекоша». В 1383 году ростовский монах Стефан Храп стал первым епископом Пермской епархии с центром в городке Усть-Выме, построенном на месте языческого капища. Историки считают, что в отместку за это Полымские вогуличи в 1455 году напали на Пермь великую и убили Пермского епископа Питирима. Опять же в отместку великий князь Московский и всея Руси Иоанн III велел Устюжскому князю Василию Скрябе «Югорскую землю воевати», что тот и сделал в 1465 году. Десятилетия продолжалась война «в отместку» с переменным успехом.

1484 год в нашей истории примечателен тем, что впервые во взаимоотношениях русских и югричей миротворцем выступил Пермский епископ Филофей. По его ходатайству Иоанн III дал «опас» (охранную грамоту) пелымскому князю Юмшану. Филофей «печаловался» перед великим князем за других пленников и был одним из главных свидетелей при заключении мирного договора между русскими и югричами.

В конце XVI века «господарем» Сибири и, в частности, Югорской земли стал Ермак. Строгановы, а позднее и царь Иоанн IV не ставили ему в задачу вселение Православия в Сибирь, тем более в Югорскую землю. Обогащение за счёт порабощения югричей было их основной задачей. Атаманы Ермака повторили действия Стефана Храпа. В 1585 году, пытаясь обратно отвоевать Большой Обский город (возможно, он был рядом с Самарово – будущим Ханты-Мансийском), остяки прибегли к помощи своего верховного божества.

Осадив город, они водрузили на дерево «шайтана» и «начаша жрети перед ним, яко помощью его христиан взяти и смерти предати». Но метким пушечным выстрелом «шайтан» был разбит, а перепуганные остяки разбежались. Потом они приходили с данью и подарками к победителям, брали на себя обязательство платить ясак.

«Большой» князь Кодский (Кондинский) Алач (Алача) сам явился к казацкому атаману Богдану Брязге, когда была покорена большая часть Югорской земли, и заключил дружественный союз. В ответ Брязга «постави князя большого Алачея, яко богата суша», от устья Иртыша до устья Казыма. То есть, вместо себя назначил властелином на всю территорию, которую мы теперь называем Нижним Приобьем.

По преданиям, верховное божество находилось в Белогорском княжестве, столицу которого – Большой Обский город – захватили казаки, а идола разбили из пушки. Вероятно, идол был не в одном экземпляре, а может быть, шаманы изготовили другого, но есть предположение, что «шайтана» переправили в Коду. Сюда же потянулись божества и из других остяцких языческих племён.

Чтобы обеспечить их охранность, князь Алач в начале 90-ых годов XVI века едет в Москву и принимает православную веру. А в 1599 году уже вдова князя Алача тоже в Москве стала новокрещённой Анастасией. По её просьбе в 1600-ом году в Коде была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Руководствовалась княгиня, очевидно, тем, что стремилась упрочить могущество своего сына Игича, ставшего «большим» князем после смерти отца Алача. По той же причине в 1602 году едет в Москву и принимает православную веру князь Игич, сооружает в Коде ещё один храм – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

Годом зарождения православия на Югорской земле среди остяков (ханты) следует считать 1600 год. В христианство прежде всего стремилось так называемое знатное сословие. В первые годы XVII века в Коде были крещёными, кроме княгини Анастасии и её сына Игича, жена «большого» князя Анна Пуртеева, их дети – новообращённые Григорий, Михаил и Иван… Число прихожан в церквах было столь мало, что в 1608 году первый в Коде поп Евстратий бил челом царю, что «ему-де тут быть не у чего». И в том же году церкви были закрыты.

Однако внук Алача и сын Игича – Михаил, став «большим» князем, восстанавливает Свято-Троицкую и Зосимо-Савватиевскую церкви. Он не жалеет средств на содержание храмов. И в них имелось всё необходимое: «местные иконы, и у тех икон прикладные пелены и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и херувимы, и серафимы, и всякое церковное строение, алтарная казна, сосуды служебные, серебряные, и Евангелие, напрестольные кресты и благословляющие под окладом, с жемчугами и каменьями, и ризы».

Были возвращены из Берёзова образа, колокола и книги, присланные в Коду в 1600 году из Москвы. Кроме того, хранился здесь и княжеский арсенал, в том числе 40 панцирей, луки и стрелы… Князь Михаил даже сам даривал церкви серебряные сосуды. Поэтому надо полагать, что он свято хранил и наследие своего деда князя Алача, которому будто бы кто-то из татарских князьков подарил панцирь Ермака.

Не в отца пошёл его наследник князь Дмитрий. Подданные жаловались царю, что и сам князь, его мать и их люди «новокрещённые живут в православной христианской вере некрепко, к проклятым шайтанам мольбу прилагают и в скверное их требище бесовское шайтану в дар платье и лошадей дают, и люди ж его из пищалей на церквах по крестам стреляют». Более того, якобы князь Дмитрий шаману для принесения в жертву отдал «жёнку».

Дмитрию Алачёву вместе с семьёй было велено ехать в Москву. «Пограбя во церквах Божиих… церковное строение, сосуды серебряные и книги, он «учал продавать» их по дороге. Так «Триодь постная» продал он, князь Дмитрий, едучи из вотчины своей, из Коды, на дороге Самаровской ямщикам». Пресёк торговлю тобольский архиепископ Герасим. Он приказал Дмитрию продаваемое церковное имущество «принести к себе посмотреть, будто для купли». И конфисковал у незадачливого торгаша серебряные сосуды и печатные книги: комплект из 12 служебных Миней и два Октоиха. О случившемся владыка сообщил в Москву, оттуда распорядились всё отобранное вернуть в Троицкую церковь.

Надо сказать, князю Дмитрию вменялось в вину, кроме богохульства, воровства и спекуляции церковным имуществом, ещё и то, что он злоупотреблял служебным положением и довёл остяков до того, что они обратились к царю с просьбой освободить их из-под власти Алачевых, и принять под «государеву руку»…

Развитием Православия в Югре вплотную занялся новый тобольский архиепископ Симеон. В 1653 году, основываясь на челобитных остяков четырнадцати кодских волостей, он сообщил царю: «В прошлых-де годах в Кодском городке церкви Божии стояли многие лета, и пение Божественное совершалось по вся годы, и их братия, остяки многие, слышали православную христианскую веру, приходя в Кодский городок, крестились; а ныне-де тот Кодский городок стал впусте, и церкви Божии стоят без пения». Владыка Симеон просил царя: «чтоб им пожаловать, велеть на том месте, где церкви Божии стоят, быть монастырю и старцам, чтоб видя православие, крестились». И Алексей Михайлович 20 октября 1653 года подписал грамоту, в которой распорядился: «В том Кодском городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть и ругою и жалованьем их устроить».

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Так появился мужской Кодский монастырь. Со временем храм креп и рос, а церковь во имя святых Зосимы и Савватия с самого начала практически не использовалась и её совсем закрыли. Но рядом с Троицким храмом «в новой ограде» была выстроена «церковь новая, тёплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтарь и предел прирубные ж. А во имя та церковь Благовещения Пресвятой Богородицы».

Расширялись территориальные владения Кодского княжества, а значит – географически возросла зона влияния Кодского монастыря. Княжество территориально распространялось не только от Самарово до Берёзово по реке Обь, но имело плодородные земли на Исети, заимку близ Ялуторовска, своё подворье в Тобольске и в Самарове… Количество верующих было столь велико, что в городках по Оби строили храмы.

Второе возрождение придало Православию расцвет и размах. В 50-ые годы XVIII века в Коде появилось каменное здание Свято-Троицкой церкви, которое было самым высоким вплоть до Тобольска. Колокола здесь отливали из собственной меди, залежи которой «Иванище» Кодский (летописцы называют его то экономом, то строителем, то рудознатцем) обнаружил прямо под монастырём. Чтобы не нарушить спокойствие обители, он скрыл этот факт не только от Москвы, но и от Тобольска. Медную руду добывали тайно (это объясняет существование двух подземных переходов общей протяжённостью в полтора десятка километров), «Иванище» возил её в Москву, плавил и отливал колокола.

К 90-ым годам вновь, в третий уже раз, встал вопрос о закрытии мужского Кодского монастыря. Но решили запущенные дела передать в женские руки. В 1891 году он был преобразован в женский Свято-Троицкий монастырь, с подчинением Иоанно-Введенскому женскому монастырю Тобольско-Тюменской Епархии.

30 мая 2011 г. решением Священного Синода в пределах Ханты-Мансийского автономного округа была образована Ханты-Мансийская епархия. Это произошло путем выделения ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. Синод постановил правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 120) из состава епархии выделена Югорская епархия. Ханты-Мансийская епархия включена в состав Ханты-Мансийской митрополии.

Населённые пункты [ править ]

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Православные монастыри [ править ]

Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге принял решение об образовании в Ханты-Мансийской епархии женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Умиление» (журнал № 55).

Первый епархиальный женский монастырь Югры расположен в городе Сургуте в 41 мкр. на территории храма «Умиление». Сегодня в монастыре проживает восемь сестер, которые несут молитвенное и трудовое послушание по становлению и развитию обители.

Игуменией нового монастыря назначена старшая сестра монашеской общины монахиня Георгия (Алгинина). Возведение в сан игумении будет совершено в ближайшее время митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом.

Источник

В Югре хранятся святыни с Афона

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

В центре Ханты-Мансийска на холме возвышается кафедральный собор Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова – это пятикупольное здание с отдельно стоящей колокольней. Высота главного купола почти 60 метров, высота подкупольной части внутри храма – 41 метр. Добраться до высоченного и величественного собора не так-то просто. Как считается у православных, путь к Богу – это тяжёлый путь отказа, прежде всего, от своих желаний и следование заповедям. Видимо, эту идею и старались воплотить архитекторы главного храма Югры: к зданию ведут многочисленные ступени.

От центра города к храму протянулась дорога, состоящая из 140-метрового каскада лестниц с мини-водопадами. В десяти водных каскадах расположились гранитные стелы с текстами заповедей Священного Писания, данные Моисею Господом на горе Синай. Каменные скрижали расставлены таким образом, что искатель благодати, поднимаясь к храму Воскресения Христова, читает все десять древнейших христианских законов один за другим (не прелюбодействуй, не поминай имени Господа твоего всуе, почитай отца и мать и т. д.).

Внутри величия

Вторник, ранние утренние часы. Скоро начнётся первая Божественная литургия. В полутьме с икон смотрят святые, в лампадках спокойно горит огонь. К богослужению всё готово, а пока можно просто осмотреться. Царственный иконостас, выполненный из тёплого дерева с вставками тёмно-вишнёвого цвета, заставляет приостановиться и просто молча постоять. Тишина в храме не кажется гнетущей, наоборот – всё внутри успокаивается. Храм расписан и изнутри. На тёмно-синем фоне изображены главные события земной жизни Иисуса Христа, сцены из ветхого завета, разные святые мужи и жёны. Левое крыло собора отведено для изображений сибирских святых: здесь можно увидеть обретение мощей святых после смерти и эпизоды из их жизни.

– Соборная роспись, явленная в житиях сибирских святителей, уникальна, – рассказывает Павел Иньков, пресс-секретарь Ханты-Мансийской епархии. – Например, духовная связь первого епархиального святого – святителя Нектария, служившего в XVII веке в Тобольске, при котором прославилась Абалацкая икона Пресвятой Богородицы, и старца Далмата Исетского, уроженца града Берёзова. Он не без влияния святителя Нектария принял иноческий постриг. Всё это можно прочесть в росписи стен Воскресенского кафедрального собора.

Роспись в сербско-византийском стиле выполнили иконописцы из художественной мастерской Томского союза монументалистов, скульпторов и дизайнеров. Объём работы для иконописцев – 4100 квадратных метров фресковой росписи.

Служба продолжается привычные один час сорок минут. После – небольшая проповедь священника. Слева от входа расположена маленькая церковная лавка: здесь можно купить иконы, свечи, заказать молебен о здравии или упокоении, приобрести книги и многое другое.

икона в ханты мансийске. Смотреть фото икона в ханты мансийске. Смотреть картинку икона в ханты мансийске. Картинка про икона в ханты мансийске. Фото икона в ханты мансийске

Прикоснуться к Афону

По числу монастырских святынь, привезённых в Югру со святой Горы Афон, Ханты-Мансийская епархия – одна из немногих в России. Большинство икон хранится здесь – в Воскресенском кафедральном соборе.

– За каждой святыней, хранящейся в соборе, стоит своя история, связанная с человеческими судьбами и Божьим провидением – будь то иконы Пресвятой Богородицы с камешками, омытыми святыми источниками святой Горы Афон, икона с мощами Иоанна Шанхайского, привезённая верующими прихода Сан-Франциско, где служил владыка Павел, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский, или ковчег с мощами святых покровителей семьи – Петра и Февронии, – рассказывает диакон Павел.

Ковчег с мощами святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского – дар Нило-Столобенского монастыря Тверской митрополии. Святыня была передана наместником монастыря архимандритом Аркадием Губановым.

Кстати, именно при архиепископе Нектарии произошло в 1636 году явление чудотворной Абалакской иконы Божией Матери «Знамение», особо почитаемой в сибирском крае.

Святителя Нектария теперь можно считать первым епархиальным святым. По решению епархиального совета 5 ноября определено как общеепархиальный праздник – день почитания сибирского святого, вернувшегося сегодня на прославленную его молитвенным трудом землю.

Кроме этой святыни в соборе хранятся икона с частицей мощей преподобного Далмата Исетского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, икона с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Крымского, и многие другие святыни.

– Владыка Павел очень много трудится на благо округа, – рассказывает о. Антоний, сотрудник информационного отдела Епархии. – Каждый раз, бывая на Афоне, он старается привезти сюда какие-нибудь мощи или икону. Его не остановить. Многие думают, что митрополит – это как президент, он недоступен для простых людей, но это не так. Он всегда рад провести беседу, ответить на вопросы.

Кстати, в официальной группе Ханты-Мансийской митрополии ВКонтакте есть раздел «Задай вопрос митрополиту». Каждые несколько дней сам владыка просматривает его и обязательно общается с прихожанами, нуждающимися в пастырском совете или наставлении.

Жизнь собора

Более 10 лет праздничные Пасхальные и Рождественские Богослужения транслируются телекомпаниями только из Воскресенского кафедрального собора. Здесь же проходят и отпевания отошедших к Богу, здесь откликаются на трагические события, молитвой разрушая их чёрную тень, в молебнах и панихидах даруя утешение родным и близким.

С богослужений в соборе начинают работу участники всех церковно-образовательных и многих светских форумов – от съездов сестёр милосердия до Кирилло-Мефодиевских и Рождественских чтений. Доброй традицией стало благословение владыки Павла в кафедральном соборе выпускников общеобразовательных школ и напутствие им во взрослую жизнь.

При соборе действует Православная гимназия, проводятся регулярные беседы с учащимися, лекции и экскурсии. Помимо этого в кафедральном соборе Воскресения Христова при «Духовно-Просветительском центре» действуют миссионерско-катехизические курсы, кинолекторий, а также дискуссионный клуб «Слово».

Место встречи с Богом

Любой храм – это дом Бога на Земле. Поэтому даже во вторник, будний день, ранним утром там собрались верующие люди – помолиться, спросить совета или просто побыть в благодатной тишине. Собор Воскресения Христова в Ханты-Мансийске, безусловно, стоит внимания каждого православного человека.

В 1988 году – в год 1000-летия Крещения Руси – епископом Тобольским и Тюменским Антонием было выбрано место под строительство храмового комплекса, и позднее здесь был установлен крест, где в дальнейшем служились молебны и проходили крестные ходы.

10 декабря 1999 года Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, освятил закладной камень с надписью «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Основалась сия церковь в честь Воскресения Христова при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие II при святительстве архиепископа Димитрия, при губернаторстве А. В. Филипенко в ознаменование 2000-летия Рождества Христова в лета от Рождества Христова. 1999 год, декабрь месяц, в 10 день» на месте строительства будущего комплекса.

12 августа 2001 года место строительства храмового комплекса посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

24 мая 2005 года архиепископ Димитрий освятил часовню в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия строящегося храмового комплекса в честь Воскресения Христова.

25 июня 2005 года впервые в строящемся храме в честь Воскресения Христова Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским, отслужен молебен.

С 21 по 24 мая 2006 года в Ханты-Мансийске проходили дни славянской письменности и культуры, и состоялось малое освящение храма, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *