икона в переводе с греческого означает
Значение слова «икона»
[От греч. ε’ικών — изображение, образ, подобие]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:
ИКО’НА, ы, ж. [греч. eikōn, букв. образ, подобие]. Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ико́на
1. религ. церк. в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) — живописное изображение на священную тему ◆ Икона сопровождает своего владельца всюду: в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах, иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки, и всякий, кто желает благополучно пройти охраняемую иконой территорию, должен снять шапку и обратиться к иконе с молитвою. С.А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На простой, из хорошо обработанного дерева подставке в красном углу стояла небольшая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лев Корнешов, «Газета», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова оголовок (существительное):
Что такое икона?
Лектор: Татьяна Черникова, доктор исторических наук
Если брать смысл самого слова «икона», то оно происходит от греческого слова είκόνα, которое в переводе на русский язык означает «образ». Поэтому когда некоторые люди называют иконы образами, это полный синоним греческого аналога этому слову.
Выяснив, что это за слово, надо немного поговорить о том, что такое икона на практике. Существует два подхода к тому, что такое икона – искусствоведческий и богословский.
Искусствоведческий подход представляет икону как особое произведение искусства, написанное на деревянной доске, покрытой левкасом – алебастром, размешанным на жидком рыбьем клею, – на котором выцарапывается контур изображения, покрываемый потом разными красками.
Кроме этого, в искусствоведческом подходе икона может быть сделана также на кости, металле, керамике, но это встречается гораздо реже.
Но если подходить к иконе так, как к ней вообще относятся в Церкви: богословы и люди верующие, то иконой может быть названо любое изображение, выполненное в любой манере, не только икона на дереве, но и мозаика, фреска и даже скульптурное изображение.
Вопрос о том, когда появилась икона, достаточно спорный, потому что мы можем только по косвенным документам, источникам времени говорить о том, когда она появилась. Предполагается, что где-то в I – II веке первые христиане использовали не столько изображения людей, сколько изображения символов. Шло это от того, что первыми христианами были во многом люди с Востока, в прошлом иудеи. Иудейская традиция изображение запрещает изображение всякого человека. Как мы помним, что во второй заповеди, которую получил от Бога Моисей, было запрещено изображать что-либо в небе, на земле, ниже земли, в воде, поэтому иудеи и вслед за ними мусульмане, воспитанные на этой же библейской, ветхозаветной традиции никогда не изображают людей, животных, тем более небожителей. Поэтому в римских катакомбах к I – II веку появилась традиция изображать символами неких важных персонажей.
Например, сокращенно на греческом языке – простонародной, международной речи койне, на которой между собой общались христиане разных народов, сокращенно фраза «Иисус Христос – Сын Божий» звучала как «ИХТИОС», в греческом языке это означает «рыба». Поэтому либо могла быть написана аббревиатура, которая означала слово «рыба», либо вообще нарисованы две рыбки.
Еще из древневосточных символов христианами был востребован знак пятиконечной звезды головой вверх, который, кстати, в христианской традиции был одновременно и знаком первого человека Адама. Но если эта звезда была красного цвета, что символизировало жертву, то такая красная звезда как раз символизировала Иисуса Христа как Спасителя, как Мессию, Искупителя грехов человеческих. Также были и другие изображения, например, четыре райские реки – это первые символические изображения четырех евангелистов.
Такая традиция – изображать символами – была чужда римлянам, грекам, эллинистическим египтянам, среди которых было много ранних христиан. Они привыкли выражать какие-то сюжеты и идеи через реалистическую картинку. И собственно античное классическое изображение достигло здесь больших успехов, и поэтому в III – VI веках появляется такое изображение, как мы себе его представляем.
Естественно, эти изображения, кроме икон VI века, до нас не дошли. Но мы знаем о них по сообщениям неких первых церковных источников. Был такой церковный историк – Евсевий Памфил, живший в III веке. И в своей седьмой книге «Церковной истории» он пишет, что есть изображения апостола Петра, апостола Павла и даже самого Иисуса Христа, нарисованные красками на дереве, что говорит о том, что к III веку иконы уже появились.
А таким, скажем, богословско-философским обоснованием того, что можно изображать святые образы на досках и другим способом было учение Дионисия Ареопагита, святого великомученика I века, который сказал о том, что возможны несходные подобия. То есть между изображением и Самим Иисусом Христом нет подобия, но само изображение может настраивать нас на мысль о Боге, помогать с Ним общаться. И в рамках христианского неоплатонизма это оказалось обоснованием того, что в римско-греческой среде икона была очень востребована.
Правда, отношение людей интеллектуальных и людей простонародья было разное. Простонародье, особенно после того, как христианство в IV веке стало государственной религией Рима, стало переносить свои какие-то языческие представления на иконы. Иконам начали в прямом смысле слова поклоняться. Иконы начали брать в крестные родители своим детям. И многие увидели в этом иконопоклонничество, равносильное идолопоклонничеству, вспомнили ветхозаветные требования «Не сотвори себе кумира», и одновременно появились иконоборцы.
Где-то в V – VI веках судьба иконы решалась драматично, потому что одни люди хотели почитать иконы, другие не хотели. Но прошедший в столице Византии Константинополе Трулльским Пято-Шестой Собор 691 – 692 годов. Трулльским он называется потому, что прошел в комнате под сводами, – труллями. Там было принято решение, что все-таки можно писать иконы, и было запрещено употреблять старо-катакомбные символические изображения. Иисуса надо было писать в виде человека, поскольку Он пришел сюда в человеческом естестве.
И, наверное, стоит отдельно поговорить об иконоборчестве, пока сказав только о том, что от VI века до нас дошло три иконы в монастыре святой Екатерины на Синае: изображение Богоматери на Престоле, изображение Самого Иисуса Христа и изображение апостола Петра.
Икона
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:
…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображённого на ней.
икона
Смотреть что такое «икона» в других словарях:
ИКОНА — ИКОНА (от греч. εικών образ, изображение) один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона… … Философская энциклопедия
икона — Образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. изображение … Словарь синонимов
ИКОНА — (н. греч. eikona, образ). Священное изображение предметов и лиц нашего религиозного поклонения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОНА новогреч. eikona, древнегреч. eikon. Живописное изображение И.… … Словарь иностранных слов русского языка
ИКОНА — жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).… … Толковый словарь Даля
Икона — Икона ♦ Icоne Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона – предметов… … Философский словарь Спонвиля
ИКОНА — (от греч. eikon изображение образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме … Большой Энциклопедический словарь
ИКОНА — ИКОНА, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИКОНА — ИКОНА, ы, жен. У православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2. | прил. иконный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Икона — (от греч. eikon изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком… … Художественная энциклопедия
Икона — (греч. eikon – изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Икона
Ико́на (от греч. εἰκών (икон) — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.
Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».
Божественная благодать, действующая в изображённых на иконах, сопричастна и их иконам, поэтому так благоговейно, так почтительно мы относимся к этим изображениям.
Некоторые иконы имеют особые названия:
Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту дел, наклон головы – внимание в своём сердце Божьему гласу, воздеяние рук – молитву, чуть склонённая фигура – смирение и послушание воле Божией.
Что общего и что отличного между иконой и картиной?
Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует использования определенных художественных методов и приёмов, художественного мастерства.
Между тем, икона отличается от картины по существу. Прежде всего нужно отметить, что икона представляет особую сферу человеческого бытия — духовно-религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.
Картина может отображать как действительный, так и вымышленный, воображаемый мир. Икона же — только действительный, однако в отличие от картины она являет его не с точки зрения живописца, а с опорой на Откровение Божье.
Мир, отображаемый на иконе, это не только, и даже не столько мир привычного для грешников земного бытия, сколько мир инобытия. Представляя даже и земной, видимый, чувственный мир, икона обнаруживает его таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы представляют нам и мир горний, и мир дольний.
Даже если речь идёт о религиозных картинах, где могут отображаться идеи, присущие Православной иконографии, эти картины, будучи независимыми от требований церковных канонов, несут на себе печать индивидуализма их авторов, след частного, субъективного мироощущения и связанных с этой частностью авторских ошибок, фантазий, мечтаний (в данном отношении разницу между иконами и картинами можно сопоставить с той разницей, какая прослеживается между церковной и вне-церковной религиозно-философской литературой).
Цель иконы — способствовать единению человека и Бога. Конечно, в какой-то мере картина тоже может служить этой цели, например, благотворно воздействуя на эстетическое и даже религиозное чувство и тем способствуя нравственному преображению личности. Однако, это относится далеко не ко всем образцам живописного искусства. Достаточно часто картины, даже и принадлежащие к области высокого творчества, возбуждают в человеке те чувства, с которыми совершенно не мирится понятие о христианской добродетельности, чистоте.
В отличие от картин, отображающих действительность с той или иной степенью конкретности, икона — глубоко символична; причём, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. Образы же символических картин нередко бывают понятными только для их авторов.
Наконец, икона служит окном в горний мир. Благоговейно взирая на образ Божий или Его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно возносится к Самому Первообразу; молясь перед ликом изображенного, он реально соединяется духовною связью с Самим изображенным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отвечает на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности).
Картина не имеет такого значения и предназначения. Более того, ложное картинное изображение Бога способствует формированию у доверчивого зрителя ложного о Нём впечатления, что может привести к созданию в душе некоего воображаемого идола.
Чем икона отличается от идола?
Изначально человек не был неверующим. До грехопадения первозданные люди живо ощущали присутствие Бога, пребывали в общении с Ним. Эти отношения были разрушены в результате дерзкого преступления. Первое время знание об Истинном Боге, Творце, распространялось между потомками от отцов и матерей к детям. Постепенно истинное знание о Боге вытеснялось ложным, обрастало мифами и легендами.
В конце концов, между народами распространились извращённые верования в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы вымышленных божеств, люди стали создавать себе кумиров и идолов. Нередко и сами кумиры «наделялись» сверхъестественными, божественными свойствами. Стало быть, идолы появились вследствие неведения Бога, как один из результатов греха.
Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.
В отличие от идолов святые иконы олицетворяют не обожествленную тварь, не воображаемых ложных богов. Они представляют образы воплотившегося Единого и Истинного Бога, а также образы Его угодников, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.
В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Православные относятся к иконам как к святыням, богоугодным средствам, способствующим единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, однако не наделяют их Божественными качествами.
При том, что сами по себе идолы не обладают никакой сверхъестественной силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство угодно дьяволу; почитая идолов и кумиров, люди вступают в общение с демонами ( 1Кор.10:19-20 ).
Совсем другое дело — иконопочитание. Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив» ( Числ.21:8 ). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.
Идолы бессильны. А по молитвам истинно верующих, молящихся перед иконами Бог преподаёт благодать. Икона помогает богомольцу возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на ней. Стало быть, взирая на образ, христианин вступает в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся предстоит образу, его молитву действительно, а не мнимо слышит сам первообраз. В этой связи икона нередко обозначается как окно в горний мир.
Поклонение идолам развращает нравы людей. Смиренное же и покаянное моление перед иконами способствует восхождению по лествице духовных совершенств.
Поклоняющиеся идолам могут быть подвергнуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они ставят себя под угрозу вечной погибели ( Втор.27:15 ). Почитающие же святые иконы нередко становятся объектами Божией милости, Божьих благословений.
Зачем освящать иконы?
Смысл освящения икон выражен в молитве, которую читает священник при освящении иконы: «Воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили».
По словам С.В. Алексеева, “освящение – это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение – это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.
Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной – эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему”.
Кто и когда написал самую первую икону?
Согласно Церковному Преданию, первая икона появилась во время земной жизни Спасителя. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Кратко оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Когда появились первые рукописные иконы?
Первые иконы Божией Матери Церковное Предание относит к святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы принадлежат евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой. Авторство апостола Луки нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
Все ли иконы являются чудотворными?
Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней. При этом в Церкви существует множество явленных образов (то есть чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная. Каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся Богу, святым или бесплотным силам, становится для молящихся чудотворной, так как пред данным образом совершается чудо преображения души.
Какие иконы кладутся в центре храма на аналое?
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В воскресный день кладут икону Воскресения Христова, кроме нее может полагаться и икона праздника или святого. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.
Почему верующие целуют икону?
Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих.
Как правильно целовать иконы?
К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Принято дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы. Если перед вами икона, которой кроме вас хочет поклониться большое количество людей, помолитесь заранее, чтобы не задерживать и не искушать других верующих.
Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?
Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» ( Исх.27:20-21 ). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.
Как устроить домашний иконостас?
Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены. Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Желательно, чтобы икона Троицы, Христа была не меньше остальных икон. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится рядом с изображением Спасителя, одесную (то есть справа, по правую руку) Его. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательно на видном месте должен поставляться святой крест, как символ спасения людей от вечной смерти.
Где устроить домашний иконостас?
Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть главной комнаты (или место в каждой комнате), по древнерусской традиции избирался передний угол, то есть при входе в комнату передний справа угол, который часто мог совпадать с востоком. В этом так называемом красном углу и обустраивается место исключительно для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон и не в углу комнаты, главное, создать своего рода домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близкого соседства с иконостасом телевизора, магнитофона и другой бытовой техники, которая вся служит земным, сиюминутным целям. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.
Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?
На иконах имеются обязательные надписи. Икона считается законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают – Сущий (Самобытный – имеющий жизнь, бытие в Самом Себе).
Что делать с иконой, если она пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы пускали по течению реки, но сейчас реки полны нечистот, поэтому лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.
Каковы основные типы иконографии Спасителя?
Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).
В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле.
Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда.
История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.
Уверовав во Христа, Авгарь обратил к истинной вере своих подданных. Согласно его распоряжению, Нерукотворный Образ был размещён в нише над городскими воротами; он почитался как великая святыня. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской.
Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.
Иконы «Спас Нерукотворный» в разных вариантах представляют лик Господа либо без намёка на плат, либо отображенным на плате (убрусе) или на черепице (чрепии). Два последних варианта определяются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соответственно.
На изображениях этого иконографического типа Господь бывает представлен фронтально: в рост или в форме поясного изображения.
Его десница пишется сложенной в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и стяжание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится раскрытое или закрытое Евангелие, либо свиток. Как Книга, так и свиток указывают на Евангельскую проповедь; с другой стороны Книга указывает на Книгу жизни.
Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всемогущего, Всевластного Царя (Пантократора, Вседержителя).
Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).
Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества и указывает на Божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небо, ангельский мир, а внешний и самый крупный четырехугольник, включающий символы Евангелистов, указывает на проповедь Евангелия по всему миру.
Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)
Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.
Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных ( Иез.1:4-28 ).
Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» ( Ис.7:14 ).
Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье.
Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.
Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.
Каковы основные типы иконографии Божьей Матери?
В иконографии Божьей Матери традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса
Оранта — один из наиболее древних образов Божьей Матери. В древности изображения молящейся жены нередко относились к христианам вообще, символизируя порыв души к Богу. Позднее этот образ закрепился в иконографии Богородицы.
Будучи Матерью Христа по человеческому естеству, а также в силу особой святости, праведности, нравственной чистоты Дева Мария имеет особенное дерзновение к Богу.
На иконах типа «Оранта» Она бывает представлена фронтально, с воздетыми кверху руками, в знак искренней, напряженной молитвы, как Заступница и Ходатаица перед Господом, Небесная Владычица.
Поясные (а иногда и ростовые) изображения Молящейся Богородицы с Младенцем (Отроком) Христом, отмеченным в медальоне, относятся к типу «Знамение».
Слово «знамение» сближается по смыслу со словом “чудо”. Иконография «Знамения» с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира — Воплощение Сына Божьего ради Спасения людей.
Иконы, принадлежащие этому типу, являют Богородицу с Сыном. Обычно Господь бывает воспроизведен сидящим на Её левой руке.
В свою очередь в Его левой руке — изображается свиток, символизирующий Евангельскую проповедь. Десница Христа бывает сложена в жесте благословения, в знак того, что Он благословляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.
По сюжету изображения Богоматерь указывает на Него (свободной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь ( Ин.14:6 ), подтверждая, что никто не приходит к Отцу, как только через Него ( Ин.14:6 ).
На иконах этого вида Богородица изображается таким образом, что Её щека бывает нежно (с умилением) прижата к Младенцу-Христу. Через данную иконографическую деталь воспроизводится идея высокой и бескорыстной любви Богоматери к Сыну, особая духовная близость (что также подчеркивается и сопряженностью Их нимбов).
Сын Божий может изображаться сидящим как на Её левой, так и на Её правой руке.
В более пространной интерпретации подобного рода иконы указывают на единение земного и Небесного, на близость Христа и Его Церкви, на близость к Богу всякой христианской души.
Протоиерей Алексий Уминский:
Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры.
Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества.
Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий воплотился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, человеческую душу. Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто в природе не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным. Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что мы знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем Евангелии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.
митр. Питирим (Нечаев):
Икона — это не объект поклонения, это только видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» предмет. Кумир, в отличие от иконы, — это то, что подменяет сам объект поклонения.