икона в троицком соборе в дивеево
Чудеса Троицкого собора в Дивееве
Рассказ, взятый из книги Ерофеевой Е.В. «Пасхальная память: Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине)». Издание третье, исправленное и дополненное. – Москва, Издание храма Казанской иконы Божией Матери, 2003. – 479 с.
Рассказ Рабы Божией Раисы
Далее приводятся случаи исцеления, взятые из фотоальбома «Обитель преподобного Серафима : Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. – Н. Новгород: «Полиграфическая компания «Экспресс», 2000 – 144 с.
Рассказ Василия (Клинтона) Хурта
(США, штат Техас, город Даллас)
«Затем все мы смогли приложиться к мотыжке св. Серафима (ею даже постучали по нашим спинам) и его обуви. Это поистине огромное благословение. Всенощное бдение проходило очень торжественно, но во время литии произошло нечто такое, чего я никогда не забуду. Около мощей святого Серафима неожиданно раздался крик. Через несколько мгновений кто-то опять закричал… и затем наступила тишина. Позднее я узнал, что это была бесноватая, которая не могла приложиться к святым мощам и кричала «Серафим, уйди!» Когда же монахини, наконец, склонили её к мощам, она упала и затихла. Мне приходилось слышать о таких вещах, но сам я никогда не сталкивался с этим…» /с. 139/.
Рассказ Бесединой Тамары Степановны (Курская область)
Страница создана 30.04.2009. Последнее обновление 19.07.2021. Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.
«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.
«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
«Собор-то какой у нас будет! Диво. Куда лучше саровского, и будут они нам завидовать!»
Преподобный Серафим Саровский
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!
Преподобный Серафим Саровский
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!
Преподобный Серафим Саровский
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного,
в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить
к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
Священник Василий Тигров
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного, в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконостаса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позолоченными по местам перилами, утвержденные на чугунных, местами позолоченных, треугольных решетках, прекрасно окрашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верхнюю и нижнюю. Вверху на таком же расстоянии от хоров, на каком они помещены от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем куполе – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существует между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутренность собора небесному своду.
Громадный собор, застроенный этими хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уютным и как будто небольшим зданием, в котором живопись, золото, художественность и симметричность поражают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней отделки и убранства этого храма невольно поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись внимательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и серебра, а в единой лишь труженической работе сестер имеющего 800 обитательниц монастыря, работе, состоящей в живописи икон и священных изображений и в исполнении других различных рукоделий.
Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
разные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громадные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сиянием. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного благословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»
Описание Троицкого собора 1886 года
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконостаса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позолоченными по местам перилами, утвержденные на чугунных, местами позолоченных, треугольных решетках, прекрасно окрашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верхнюю и нижнюю. Вверху на таком же расстоянии от хоров, на каком они помещены от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем куполе – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существует между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутренность собора небесному своду.
Громадный собор, застроенный этими хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уютным и как будто небольшим зданием, в котором живопись, золото, художественность и симметричность поражают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней отделки и убранства этого храма невольно поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись внимательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и серебра, а в единой лишь труженической работе сестер имеющего 800 обитательниц монастыря, работе, состоящей в живописи икон и священных изображений и в исполнении других различных рукоделий.
Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
разные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громадные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сиянием. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного благословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
История обители
История Дивеевского монастыря началась с того, что Александре, монахине Киево-Печерской Лавры, явилась Богородица и велела ехать на север, дабы найти место, где можно будет заложить новую обитель, которая прославится не меньше, чем Афон или лавра в Киеве. И матушка повиновалась, и приехала в село Дивеево в своих странствиях, и там ей снова явилась Богородица.
Монастырь сначала был всего лишь маленькой церковью, фундамент которой заложила матушка Александра. Освящение ее состоялось в 1780 году.
Казанская община
К маленькой церкви была пожертвована земля, на которой поселились первые четыре монахини. В 1789 году над крохотной общиной взял шефство молодой тогда иеродиакон Серафим, и к 1846 году количество сестер возросло до 40.
Мельничная община
Вскоре рядом с Казанской общиной была построена мельница, и к ней перешли 8 сестер. У них была своя настоятельница.
Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1842 году, через 4 года после смерти святого Серафима, обе общины были объединены в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он располагался неподалеку от Сарова, рос и благоденствовал вплоть до Октябрьской революции. В 1927 году, при советском режиме, он был закрыт. Ни осталось ни одной монахини или матроны, не проводились больше крещения, не служили больше Троице. Все разъехались, и, казалось, что история святыни прервалась.
Современная жизнь обители
Возрождение обители началось в 1988 году. Местонахождение у нее осталось то же, как и адрес, а вот храмы пришлось частично строить заново, частично реставрировать. Сейчас в ней живет больше 400 монахинь, действуют 7 храмов, есть своя церковно-православная школа, и едут в нее паломники со всей страны, чтобы прикоснуться к святыням.
Спасо-Преображенский собор
Собор был построен в 1916 году, а уже в 1917 г. его реквизировала советская власть. И только в 1991 г. его передали обратно монастырю, и с тех пор ведется работа по его реставрации.
Благовещенский собор
Собор построили по настоянию Серафима — он должен был стать в одной линии с колокольней и Троицким собором, в конце святой Канавки. Так и вышло, хоть и поздно — только в 2016 году.
Святыни комплекса
Монастырь в Дивеево может похвастаться несколькими значимыми святынями.
Святая Канавка
Святая Канавка – одна из важнейших святынь комплекса. Однажды к святому Серафиму явилась во сне Богородица и велела выкопать небольшой ров вокруг обители. Считается, что тот, кто пройдет по нему пятьдесят раз, прочтя молитву, получит отпущение грехов.
Икона Божией Матери «Умиление»
Икона «Умиление» ‒ одна из старейших икон обители. Ее очень любил святой Серафим, перед ней же и скончался. Много раз она даровала исцеления больным, перед ней совершались чудеса.
Святые мощи
В конце 1990 г. были обретены мощи Серафима, а в 1991 г. они вернулись в монастырь и до сих пор остаются в нем, как самая почитаемая из святынь.
Святые источники
В Дивееве истекают несколько источников:
Реликвии
В обители хранятся реликвии прошлых времен:
Скиты и подворья
В скитах сестры занимаются сельскохозяйственными работами. Подворья же выполняют представительскую функцию.
Всего скитов больше десятка, при каждом есть храм, и в каждом паломникам найдется, что посмотреть.
Полезные советы для посетителей
Людям, которые впервые хотят посетить обитель, желательно ознакомиться с советами опытных паломников, расписанием служб.
Лучшее время для поездки в монастырь
Говорят, что лучшее время для поездки в Дивеево, – лето. Солнечная теплая погода и обилие зелени настраивают на душеспасительный лад. К тому же даже у самых болезненных и мнительных людей не будет проблем с тем, чтобы посетить купель.
Для тех же, кто не боится возможных превратностей погоды, никаких ограничений нет. Обитель одинаково хороша в любое время года.
Как добраться до обители
Доехать из Москвы до Дивеево не так сложно: нужно любым способом попасть в Нижний Новгород, там найти развлекательный комплекс «Небо», сесть на автобус и через несколько часов с него сойти.
Для тех, кто желает добраться своим ходом, есть навигаторы — Дивеево большинство из них определяют безошибочно.
Где остановиться
Самый простой способ — использовать для размещения гостевой дом, в котором монастырь привычно селит паломников. Оборудованы дома современно, в них есть даже кондиционеры. Единственный нюанс — перед тем как заехать, нужно позвонить и договориться заранее. Посещение разрешено как для женщин, так и для мужчин.
Другой вариант — пожить в Дивеево, в деревне жилье паломникам сдают охотно.
Расписание Богослужений
График служб в монастыре не меняется годами:
В перерывах между богослужениями паломники могут сходить на экскурсии, осмотреть достопримечательности или отдохнуть.
План-схема монастыря
Стрелками на картинке обозначены входы, красными кружками — храмы и святыни.
Как получить разрешение на фотосъемку
Фото- и видеосъемка в общине не приветствуются, но можно попросить разрешения у игуменьи. Журналистам же придется связываться с Епархией Нижегородской области и вести переговоры с ней.
Что привезти из монастыря
Лучшее, что можно привезти из Дивеево, ‒ это впечатления. Но если хочется их материального воплощения, можно купить в местной лавке икону, книгу святых отцов или магнитик с видом на обитель.
Чудотворные иконы в Дивеево: описание, интересные факты, история
Недалеко от старинного города Арзамаса в Нижегородской области основано одно из самых известных святых мест на Земле — Дивеевский монастырь в селе Дивеево.
В нём свершалась история и житие великого молитвенника старца Серафима Саровского покровителя всей земли русской. Он покровитель Дивеевского монастыря, где и по сей день совершаются чудеса. О нём сама Богородица сказала: «Сей есть рода нашего».
Икона «Умиление» в Дивеево
Икона Божией Матери «Умиление» является фрагментом иконы Благовещения. Этот трогательный образ представляет перед нами Богородицу в момент принятия Ею благой вести Архангела Гавриила. Ее смирение проникает в саму душу молящегося. Неудивительно, что батюшка Серафим особо почитал икону «Умиление» и молился перед ней ночами. А приходящих к нему за советом старец часто помазывал маслом из лампады, горящей перед любимым его образом, и люди получали исцеление.
После удивительной коленопреклоненной кончины преподобного Серафима Саровского перед образом «Умиление» икону передали Дивеевскому монастырю, где она и пребывала в Троицком соборе до самой революции.
Сейчас в Троицком соборе находится точная копия чудотворного образа. Эту икону писали с батюшкиной в начале XX веке, и она тоже является чудотворной. Каждое воскресенье перед ней служится особый молебен Божией Матери – Параклис
Храмы Дивеевского монастыря
Казанский собор — старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.
Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.
Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.
Благовещенский собор — это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.
«Казанская» икона
Чудотворная икона Божией Матери «Казанская» тоже имеет свою интересную историю.
В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Богородицы «Казанский». Над родником стояла часовня, в которой какое-то время служили молебны даже после разгона Серафима-Дивеевского монастыря. В 1939 году часовню сломали. Но Господь явил чудо – из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего письма.
В советское время ее хранила схимонахиня Доминика. Она же стала свидетельницей многих чудес, бывших от иконы. А когда Серафимо-Дивеевский монастырь вновь открылся, схимонахиня Доминика передала Казанскую икону в дар обители, где она пребывает и по ныне в Троицком соборе.
Информация для паломников
Паломники могут прибывать в монастырь как самостоятельно, так и в составе организованных групп.
Организованное размещение производится только через паломнический центр монастыря. Обращаться в паломнический центр следует заранее (не менее чем за месяц до посещения).
Иконы из кельи Батюшки Серафима Саровского
Три старинные иконы, оказавшиеся после смерти преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители, находятся в храме Рождества Богородицы. В этой подземной церкви покоятся мощи преподобных Дивеевских жен, первоначальницы обители и матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.
После поклонения мощам, желающие могут приложится и к иконам из кельи Батюшки Серафима. Они находятся на левой стене перед выходом, три в ряд в старинных окладах. Образ Спасителя, Матери Божией и Иоанна Крестителя. Доступ в храм открыт с 8.00 до 17.00 ежедневно.
Скиты и подворья
Монастыри-скиты
Скиты
Подворья
Иконография Преподобного Серафима Саровского
Но раз уж речь у нас зашла об иконах, нам видится необходимым рассказать о существующих ныне иконах Серафима Саровского.
Столетие канонизации преподобного Серафима Саровскогого в России ждали, и готовились к торжествам не только в Дивеево и Сарове. На нижегородской земле и даже в Москве в июне-декабре 2003 года прошло множество мероприятий, конференций и выставок, посвященных истории Дивеевской и Саровской обителей, Духовному подвигу самого батюшки Серафима и историческому наследию, дошедшему до наших дней. Одним из таких событий были выставки в Нижнем Новгороде в музее Н.А. Добролюбова и в Москве в Центральном музее древнерусской культуры им. А. Рублева.
Так что же включает в себя иконография преподобного Серафима Саровского?
Существует несколько типов икон с изображением одного из самых любимых русских святых.
Святая Канавка Пресвятой Богородицы
Самая удивительная святыня монастыря — Святая Канавка. Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.
По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.
Значение икон Серафима Саровского
Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.
Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.
До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.
В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.
«Хочу теперь я показать вам, – сказала Елена Ивановна, – всю свою святыню, которая пока еще у меня хранится. Ведь вы знаете, чем был для моего покойного мужа о. Серафим. Батюшка очень его любил. Долго мой муж упрашивал о. Серафима позволить снять с него портрет, и только после неоднократных и долговременных настояний Батюшка согласился. Вот этот–то его первый портрет я и хочу показать вам – он необыкновенный: иногда он сурово смотрит, а иногда улыбается, да так приветливо… Вот сами увидите!
В моленной Елены Ивановны, над небольшим столиком, на стене я увидел этот портрет.
– Смотрите, смотрите, улыбается!
– Да еще как улыбается!
Лицо, прямо обращенное ко входящему, улыбалось такою улыбкою, что сердце светлело, глядя на эту улыбку – столько в ней благости, привета, теплоты, неземной, доброты чисто ангельской. И улыбка эта не была улыбкою застывшего портрета: я видел, что лицо все более и более оживлялось, будто расцветало»… («Великое в малом», СПб, 1903 г.)
После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.
Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.
Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.
В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.
Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.
До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.