икона византии божия матерь
Византийская икона Божией Матери
Из Википедии — свободной энциклопедии
Фрагмент иконы «Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери» (первая половина XIX века)
Византи́йская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, почитаемая в Православной церкви. Празднование совершается 7 апреля и 1 мая (по юлианскому календарю).
По преданию, икона была явлена 7 апреля 732 года. История её неизвестна, в Россию она была принесена из Рима, и перед ней молился Пётр I в благодарность о победе в Полтавской битве.
Византийская икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена поколенно, на её левой руке изображён младенец Иисус. Его голова повёрнута от Богородицы вправо, правая рука благословляет, а левой он касается Богородицы. В руках Девы Марии, обнимающей Богомладенца, скипетр и держава. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Данная иконография, по мнению Никодима Кондакова является влиянием на греческую живопись итальянского искусства и может быть датирована XVI веком. В русской иконописи царские регалии в руках Богородицы появляются на иконах с XVII века.
Гравированное изображение Византийской иконы, выполненное Григорием Тепчегорским, было включено в свод чудотворных икон, составленный в 1715—1716 годах. Известны клейма с изображением Византийской иконы на иконах конца XVIII века (например, «Явленные иконы Богородицы», конец XVIII — начало XIX века, Череповецкое музейное объединение).
Византийская икона Божией Матери Владимирская, первая треть ΧΙΙ в. (иконография, символика, стиль)
Иконография образа Божией Матери Владимирская относится к типу Елеус (с греч. ᾿Ελεοῦσα — Милующая, сострадание, милосердие). В Византии этот тип именовали «Гликофилуса» (с греч. Γλυκοφιλοῦσα — Сладкое лобзание). История появления ее первоначального образа, подробно зафиксирована в летописях и сказаниях. Например, согласно сказанию XV века, она была написана Евангелистом Лукой на доске от стола, где принимали трапезу Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Стоит отметить, что образ Божией Матери Владимирская возводится к авторству ап. Луки, говоря словами Л. А. Успенского, «в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом (…)». Поэтому здесь следует понимать именно иконографическую основу иконы, которая была заложена в основу последующих списков Божией Матери. На Руси эта иконография приобрела название «Умиление», что отражает суть материнских чувств изображенных на иконе.
В поясном изображении иконы Богоматерь на правом предплечье держит Младенца Христа, Который нежно обнимает Ее шею Своими ручками. Ее левая рука в молении поднята к Младенцу и как бы придерживает Его. Младенец одет в длинный до пят охристый хитон, украшенный тонкими многочисленными линиями ассиста. Его правая ножка слегка согнута в колене, а левая поджата под правую. Таким образом, они скрещены так, что правая ступня изображается в профиль, а левая демонстрирует подошву ступни. Данная иконографическая особенность отличает икону Богоматери Владимирская от Ее остальных икон типа «Умиление».
В связи с утратами и реставрационными работами живопись всей поверхности иконы приобрела многочисленные изменения. Однако лики Богоматери и Младенца достаточно хорошо сохранились, что дает представление о манере их письма и внутреннем содержании образов. Письмо лика Богоматери, выполненное несколькими прозрачными слоями охр разных оттенков плавно переходящих друг в друга и светло-розовой подрумянкой поверх зеленовато-оливкового санкиря, кажется светящимся изнутри. Освещенные части лика обозначены тонкими мазками белил, теневая моделировка по контурам обозначена красными и коричневыми описями. Лик Младенца Христа выполнен в той же манере, однако в более свободных мазках охр присутствует обилие белил, санкирь более светлый. Такой тоновый контраст с ликом Богоматери в сочетании с мягкой живописностью ликов делают образ еще более душевным, человечным и одновременно пронизанным тонкой одухотворенностью. Лик Божией Матери излучает материнскую любовь и нежность,которые выражены в тонких очертаниях Ее лика и плавных тоновых переходах. В продолговатом овале лица и изящной линии носа с небольшой горбинкой передано благородство неземной красоты. В мягких линиях Ее силуэта передано спокойствие и смирение. В выражении Ее взгляда миндалевидных глаз, погруженных в тень от верхних и нижних век, отражена глубокая печаль. Линии длинных прямых бровей, приподнятых ближе к переносице, киноварные сомкнутые небольшие уста, также передают скорбные чувства Богоматери. В лике Младенца выражено сострадание к внутренней скорби Своей Матери. Пытаясь Ее утешить, Он прижимается своей маленькой щекой к Ее щеке. Столь лиричный и трогательный образ связан с темой предстоящих страданий Сына, неизбежность которых предчувствует Божия Матерь. «…Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2:35), — говорит праведный Симеон Деве Марии.
Продолжение темы крестных страданий выражено на обороте иконы (Рис. 2), где представлен Престол с орудиями страстей, покрытый красной тканью, с золотым орнаментом, обрамленной синей каймой с золотым ассистом. На Престоле возложены закрытое в золотом окладе Евангелие с синим обрезом, четыре гвоздя синего цвета и терновый венец охристого цвета. На Евангелии изображен белый голубь с красными лапками и золотым нимбом. В соответствии с текстами Священного писания и комментариями святых Отцов, Престол символизирует Гроб Господень; кроме того изображение Престола может указывать на Воскресение Христа и служить символом Его второго Пришествия. Также изображения Престола, Евангелия, орудий страстей и голубя могут символически представлять Троицу. Хотя в композиции нет изображения Чаши, но само присутствие Престола уже говорит нам еще и о Таинстве Евхаристии. Подобное изображение Престола (рисунок, колорит, орнаментация) представлено на иконе «Преподание хлеба» (Рис. 3) из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где характерным является жест апостола Петра, бережно принимающего святые Дары из десницы Господа.
За Престолом изображен крест, по сторонам от которого представлены копье с левой стороны и трость с губкой с правой. Это напоминает нам о евангельских событиях, описанных св. ев. Иоанном Богословом: «(…) неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа, где воины распяли его» (Ин. 19. 18). После всех мучений, когда Господь взалкал, то воины, «(…) напоив, губку уксусом поднесли ее к Его устам, после чего Он умер, (…) а один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:28-34).
Таким образом, многозначность символов, заключенных в композиционный строй двухсторонней иконы Богоматери «Владимирская», имеют смысловую связь между собой. Посредством красок в иконе отражены новозаветные события, о которых предрекали еще ветхозаветные праведники: рождение Сына Божия (Ис. 7, 14), Его искупительная жертва (Ис. 53:2-7). Кроме того представленные символами темы: Крестная жертва, смирение, заступничество Богоматери за весь человеческий род, учение о Троице, Таинство Евхаристии, в совокупности объединяются одной общей темой — высшей совершенной Божественной Любвью, о которой в первом послании к Коринфянам св. ап. Павел говорит: «Любовь (…) все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:7). Именно эту любовь Божия Матерь вместила в своем образе, став тем самым выше не только всякого человека, но и ангелов. «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», — читаем мы в хвалебной песни Богородице. Важнейшей целью этой любви является Домостроительство и спасение через Церковь – символом которой предстает Божия Матерь. «Будем же мы (…) с трепетом поклоняться Нераздельной Троице, воспевая Приснодеву Марию, а в Ней со всей очевидностью Святую Церковь» (свт. Кирилл Александрийский). Символически Крестное знамение на обороте Богородичной иконы Владимирская выражает и другие темы из новозаветной истории: забота Сына о Матери, усыновления Своего любимого ученика. Явным образом они прослеживаются в живописных изображениях на оборотах других Византийских икон Богоматери и Ее Сына. Примером может служить двусторонняя икона «Христос-Душеспаситель» пер. четв. XIV в. (Рис. 4). На оборотной стороне которой, в композиции Распятия, представлены живописные фигуры в правильных пропорциях, характерных для искусства палеологовского ренессанса: распятый Христос, слева от Него склонившаяся в скорби Богоматерь, справа любимый ученик Господа ев. Иоанн Богослов. Этот образ напоминает нам о словах Господа Своей Матери и ученику во время своих страданий: « (…)Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой» (Ин. 19, 26-27). Согласно святоотеческому учению «научая нас тем самым заботиться о наших родителях до последнего издыхания». Свт. Димитрий Ростовский в своих нравоучениях, призывает каждого быть подобному по чистоте и святости Иоанну Богослову – любимому ученику Господа, чтобы быть достойным материнства и предстательства Божией Материи: «…Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом. Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной».
Подводя краткий итог, следует отметить, что икона Божией Матери Владимирская пер. трет. XII в. — это одно из лучших творческих выражений плода всей Церкви, связанное с Литургией, храмом, таинствами, в византийском искусстве XI-XII вв. О ней написано немало статей и книг известными учеными в области богословия, истории Византии, искусствоведения. Например, Попова О. С. написала об иконе Божией Матери Владимирская как о самом известном примере византийского классического искусства, характерными чертами, которого являются постепенное постижение и осознание символики образов в классически уравновешенной, живописной композиции иконы в сочетании с тонкой одухотворенностью, раскрывающей отдельные богословские темы и углубленные литургические смыслы.
Е. В. Кузьмина (магистр теологии)
Список литературы:
Примечания
[1] «(…) Исследователи видели в иконе выдающееся произведение византантийского искусства, принадлежащее кисти констонтинопольского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. (Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что Владимирская была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. (…) », — Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери //[Электронный ресурс]. (Дата обращения: 23. 07. 2020)
Иконы Богоматери
Богоматерь с младенцем. VI в. Музей им. Хоненко
Имя «Богоматерь» выражает исключительность Ее отношения ко Второму Лицу Святой Троицы, отношение материнства, к которому Ее человеческая личность была призвана Божественным Избранием. Это особое положение в деле спасения, эта единственная роль в Боговоплощении не была лишь инструментальной функцией. Мария, «Матерь Иисусова» (ср.: Деян.1:14 ), осуществила эту уникальную связь со Своим Сыном в Своей святости. И святость эта не может быть ничем иным, как той «всесвятостью», той полнотой благодати, которая дана Церкви – продолжению прославленного человечества Христова. Но если Церковь еще ожидает наступления будущего века, то Богоматерь уже переступила грань этого вечного Царствия: единственное человеческое существо, всецело обоженное, начаток будущего обожения твари, Она рядом со Своим Сыном правит судьбами мира, еще развертывающимися во времени.
Прославление Богоматери не может сравниваться с почитанием святых или ангелов. Многоразличные аспекты Ее славы, превосходящей все, что можно представить себе в земном мире, породили множество Ее икон, из которых мы здесь воспроизводим лишь некоторые основные типы.
Икона Божией Матери Знамение
Богоматерь Знамение. Россия. XVI в. Частное собрание
Наряду с торжественным изображением Божией Матери Оранты (без Христа) изображение Знамения служит запрестольным образом в православных храмах как иконографическое раскрытие Церкви, олицетворенной в лице Божией Матери, вместившей в себя невместимого Бога.
Изображение Знамения имеет два варианта: на одних иконах Христос изображается в мандорле, на других, как на фреске в «Чимитеро Маджоре», – без нее; кроме того, на одних иконах Божия Матерь изображается по пояс, на других – во весь рост (например, Ярославская Оранта XII–XIII вв. в Третьяковской галерее). На фоне иконы по сторонам Божией Матери помещаются иногда огненные серафимы или другие ангелы (как на воспроизведенной здесь иконе), чем подчеркивается значение Ее как высшей ангелов, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».
В иконостасах православных храмов, выражающих догматическое учение Церкви, икона Знамения, как мы видели, помещается обычно в середине пророческого ряда, так называемого Богородичного чина, т. е. является центральной иконой ветхозаветной Церкви, чающей искупления. Как известно, ветхозаветные пророчества о Боговоплощении завершаются уже не образным (как пророчества Соломона, Моисея, Иакова и др.), а явным и ясным предсказанием пророка Исаии, которого за ясность и точность его пророчеств называют «пятым Евангелистом»: Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). Изображение Божией Матери с Отроком Эммануилом в лоне и есть это Знамение, возвещенное пророком и явленное миру в своем осуществлении. Отсюда и название иконы. Знамение есть образ Боговоплощения, откровение Второго Лица Святой Троицы, явление Сына Божия через Его Человечество, воспринятое от Богоматери. Как само пророчество Исаии, икона Знамения является раскрытием пророческих предображений о Боговоплощении. Очевидно, по этой причине на некоторых иконостасах (см. ил. на с. 106) отсутствует сам пророк Исаия. Это не упущение, а, наоборот, особенно глубокое проникновение в смысл и содержание иконы Знамения: поскольку изображено само Знамение, данное Господом, то изображение пророка с его пророчеством является излишним повторением.
Богоматерь с младенцем Христом. Роспись катакомбы Чимитере Маджоре. Рим. Начало IV в.
Богоматерь Знамение. Запрестольная выносная икона. Москва. XVI в. ГИМ
Холодный тон закрывающего борта иконы оклада, сделанного из тисненого серебра, и гравированные венчики усиливают общий теплый тон иконы и, прекрасно сочетаясь с красками, придают ей торжественный и праздничный вид.
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия. Тверь. Первая четверть XV в. ЦМиАР
Богоматерь Одигитрия. Начало VII в.
Церковь Санта Мария ад Мартирес. Рим
Богоматерь Одигитрия. Византия. Первая половина XIV в. Галерея Темпл, Лондон
Сирийские прототипы Одигитрии, уже многочисленные в VI в., изображают Богоматерь стоящей и держащей на левой руке полулежащего спеленутого Младенца. Эти изображения изменяются под влиянием византийского понимания. Иконы Одигитрии, создаваемые в Византии, изображают Младенца Христа всегда прямо сидящим на левой руке Богоматери: здесь Он уже не грудной младенец, а тип Христа Эммануила; это «превечный Бог», исполненный премудрости, несмотря на свой юный возраст. Облаченный в одеяние славы – гиматий, разделанный золотом, – Христос Эммануил держит в левой руке свиток, а правой благословляет, глядя прямо перед Собой. Богоматерь стоит прямо и величественно, без выражения какой-либо нежности к Сыну. Она смотрит на зрителя или же отводит взгляд в сторону, поверх головы Младенца. Поднятая к груди рука может выражать жест молитвы, но скорее это жест указующий. Богородительница указывает людям на Сына Божия, через Нее пришедшего в мир. Можно понять этот жест и как царственный, представляющий Ее Сыну верующий народ, на что и отвечает Христос Эммануил Своим широким, величественным жестом благословения.
Икона Одигитрии, созданная в Византии, напоминает ритуальным распорядок императорского дворца, где жизнь «порфирородного» монарха превращалась в ряд официальных церемоний, в которых подавлялось всякое выражение человеческого чувства, дабы выявить священный характер императорского достоинства.
Однако в то же время эта величавая отрешенность, чуждая всякому выражению человеческих эмоций, лучше всего соответствует догматическому смыслу иконы, являющей Богоматеринство Приснодевы с Христом Эммануилом.
Богоматерь Одигитрия на троне. Моливдовул. 717–720 г. ГЭ
Богоматерь Одигитрия в рост с младенцем. Моливдовул. XIV в. ГЭ
Тип Одигитрии породил множество иконографических вариантов, освященных явлением чудотворных икон и носящих различные наименования. Здесь мы воспроизводим три списка с икон Богоматери Одигитрии, почитаемых в России: чудотворные иконы Богоматери Смоленской, Тихвинской и Казанской.
Богоматерь Смоленская. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)
Смоленская икона Божией Матери
Русская икона Смоленской Божией Матери особенно близка к византийскому типу Одигитрии. Здесь – та же величавость в позе Богоматери и Младенца Эммануила, те же торжественные жесты, которые мы пытались описать выше. Воспроизведенная здесь икона – прекрасная работа XVI в. (108×82 см). Утонченная голова Богоматери покоится на длинной грациозной шее; она покрыта мафорием, украшенным тремя звездочками: надо лбом и на каждом плече. Этот символ приснодевства (ἀειπαρθενεία) – т. е. девства до рождества, во время и после него – обязателен на всех иконах Пресвятой Богородицы. Это декоративное изменение трех первоначальных крестиков, обычно украшавших мафорий Богородицы на древнейших иконах. Гиматий Эммануила, покрывающий все Его тело, разделан золотом. Богоматерь изображена в полфигуры, но, очевидно, мыслится стоящей, так как Сын Ее не сидит у Нее на коленях: Она держит Его высоко и прямо на левой руке в церемониальной позе, как на византийских иконах Одигитрии.
Филигранные нимбы и богато разделанная серебряная риза XVII в. закрывают фон, на котором выделялись фигуры. Обрамление, сделанное, вероятно, тогда же, содержит одиннадцать иконок кованого серебра: наверху – ангел- хранитель и свт. Николай; на левой стороне – три сирийских мученика: Гурий, Самон и Авив – покровители брака; на правой – три отца Церкви: свтт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Внизу – три святых митрополита Московских: Петр, Алексий и Иона.
Богоматерь Тихвинская. Россия. Начало XVIII в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия).
Тихвинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы (празднование ее 26 июня) почитается в России с 1383 г. Она ближе всего к византийскому типу Одигитрии
Богоматерь Тихвинская. Россия. Первая половина XVII в. Музей икон. Реклинхауэен (Германия)
Воспроизведенная здесь слева икона восходит, вероятно, к XVI в. 167 Несмотря на поздние поправки, в ней видна рука большого мастера. Икона того же типа, воспроизведенная справа, характерна для русской иконописи XVII в. Сравнение этих двух икон может дать понятие о той свободе, которая предоставляется художнику при передаче одного и того же иконографического типа.
Богоматерь Казанская. Россия. Конец XVI в. Частная коллекция
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Богоматери (празднования ее 8 июля и 22 октября) была явлена в 1579 г. «Явлением» иконы согласно принятому в старых летописях и житиях святых словоупотреблению называется какое-либо чудесное событие, чрез которое неизвестная дотоле икона становится новым источником благодати. Сказание о явлении иконы Богоматери в Казани, столице татарского ханства, незадолго перед тем покоренного русскими, представляет типичный пример такого события. Пресвятая Богородица несколько раз являлась во сне одной девочке, повелевая указать церковным и светским властям место, где лежит под землей Ее чудотворная икона. Ни клир, ни светские власти не поверили девочке. Но ей и ее матери удалось откопать икону. Эта новоявленная икона Богоматери была с великой честью перенесена в собор, где от нее произошли чудеса. Эта икона сопровождала народное ополчение, которое в 1612 г. освободило Москву от поляков. В 1812 г. Казанская икона вместе со Смоленской хранила русское войско. Историческую роль Казанской Богоматери в России можно сравнить с ролью Влахернской Богоматери в Византии.
Списки образа Казанской Богоматери очень многочисленны. Можно сказать, что из числа Богородичных икон эта была наиболее распространенной в России. Воспроизведенная здесь икона была написана приблизительно в конце XVI столетия, т. е. вскоре после явления Казанской иконы.
На нашей иконе Богоматерь изображена только до плеч. Руки – левая, держащая Младенца, и правая, молебно к Нему простертая, – не видны. Младенец Эммануил также показан в полфигуры. Левая Его рука, обычно держащая свиток, покрыта гиматием, разделанным золотом, как на Смоленской иконе. Христос стоит прямо, лицом к верующим. Его благословляющая правая рука на нашей иконе попорчена огнем, но все же видно, что жест ее не столь торжествен, как на Смоленской Одигитрии. Богоматерь склоняет голову к Младенцу больше, чем на Тихвинской иконе. Лик Ее строг, но вместе с тем отражает женственную, грустную и серьезную нежность. Не обращая взгляда непосредственно на Своего Младенца, Богоматерь как бы созерцает посланничество Спасителя, приемлющего на Себя страдания мира. Здесь уже не церемониальное представление Его народу: византийская тема Одигитрии совершенно изменилась в русской иконе Казанской Божией Матери. Наша икона была недавно расчищена в Париже. Краски ее великолепны: мафорий огненно-пурпурного цвета выделяется на золотистом охристом Фоне.
Богоматерь на троне
Богоматерь на троне. Крит. Последняя четверть XVI в. Музей Бенаки.
Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в.
Богоматерь на престоле. Скульптура. Начало XIV в. Сербия. Монастырь Соколица.
Богоматерь с Младенцем и ангелами. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.
Критская школа, которой приписывается эта икона, восходит к XTV столетию. Будучи в XIV–XV вв. явлением чисто провинциальным (о чем свидетельствуют росписи на Крите), после падения Константинополя в 1453 г. она становится главной его преемницей 173 и начинает играть большую роль, особенно в XVI в., но уже широко используя заимствования с Запада.
Воспроизведенная на с. 142 икона представляет собой один из лучших известных нам образцов иконописи этой школы и показывает что отдельные мастера и в конце XVI в. держались иконописного канона. Величественная и строгая поза Богоматери со столь же величественным Отроком Христом, восседающим на Ее коленях как на престоле, резко контрастирует с позами ангелов, склоняющихся с молебно простертыми к Богоматери руками. Превосходство Божией Матери над ними как «высшей всех Ангел и Архангел и всея твари честнейшей» 174 подчеркивается здесь и размерами Ее фигуры – большей, чем фигуры ангелов.
Богоматерь Печерская (Свенская).
Не меньшей торжественностью дышат и фигуры святых, изображенных на бортах иконы. Эта несколько официальная торжественность, которая была свойственна строгой иерархичности Византийской империи, еще более подчеркивается здесь ярко выраженой линейностью и сухой, детализированной трактовкой формы, придающей, особенно одеждам святых, изображенных на бортах иконы, несколько металлический характер. Эти свойства, унаследованные критской школой от последнего периода византийского искусства, являются характерными ее чертами. Но эти особенности, придающие изображению некоторую холодность, отнюдь не нарушают общего единства иконы, которая производит строгое и сильное впечатление.
Иконы Божией Матери «Умиления»
Богоматерь Умиление. Вторая половина XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля
Богоматерь Донская. Конец XIV в. ГТГ.
Поэтому Божия Матерь и почитается как Радость всей твари, с которой Она имеет онтологическое единство, радость от сознания и веры в материнское заступничество «сердца милующего», которое не может вынести печали, претерпеваемой этой тварью. В образе Матери, скорбящей за распятого Сына, и находит наиболее полное выражение та всеобъемлющая любовь, которая не знает никаких законов, кроме жалости и сострадания.
«Источник Жизни». Прорись, XVII в.
Богородица. Деталь иконы Богоматерь с пророками. Начало XII в.
Монастырь Св. Екатерины. Синай
Это содержание икон Богоматери Умиления, при всей их теплоте и задушевности, совершенно исключает в них всякую сентиментальность и слащавость, свойственные узкому, эгоистическому чувству. Нет в них и отвлеченной сухой схематичности.
Общий тип Умиления разделяется на множество вариантов, из которых воспроизведенные здесь четыре иконы каждая по-своему раскрывают и передают его содержание.
Владимирская икона Божией Матери
Богоматерь Владимирская. Константинополь. XII в. ГТГ
Одним из древнейших вариантов образа Умиления является знаменитая византийская икона Владимирской Божией Матери XI или первой половины XII в., находящаяся в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве.
Отличительной чертой Владимирской иконы Божией Матери являются позы Ее и Младенца, Которого Она держит на правой руке, склонив к Нему голову. Левой рукой Она или касается плеча Младенца, или, почти всегда, держит ее у груди, молебно простирая ее к Нему и в то же время направляя на Него внимание зрителя. Богомладенец изображается всегда подобравшим под Себя левую ногу, от которой видна лишь одна ступня. Воспроизведенная здесь икона представляет собой один из вариантов отмеченной выше иконы XI–XII вв., от которой она отличается двумя чертами: Богоматерь смотрит здесь не на
Толгская икона Божие Матери
Фигура Божией Матери как бы лишена физического объема и тяжести. Ее непропорционально маленькие руки не прижимают, а лишь касаются обнимающего Ее Отрока Христа. Все здесь сосредоточено на просветленных, лишенных всяких эмоций ликах. Взгляд темных, с удлиненными ресницами и полных затаенной печали глаз, обращенных в пространство, направлен в то же время в свою собственную глубину. Просветленный, скорбный лик Божией Матери спокойно склонен к Сыну в уверенности в Его милости к твари; и Он, прижимаясь ликом к Ее щеке, как бы отвечает на Ее скорбь благословением Ей и миру.
Богоматерь Игоревская. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия).
Необычайной глубине иконы соответствует и ее исполнение. Мягкий, плавный ритм линий создает настроение спокойной сосредоточенности. Икона отличается замечательным рисунком и аристократизмом несколько «архаической» формы, которая подчеркивает и еще более усиливает духовное содержание образа. Написана она с необычайным художественным тактом, в простой колористической гамме. Лики исполнены в мягкой, сплавленной манере, с нежными переходами от света к зеленоватым теням. Мягкий же и обобщенный контур ликов придает им особую цельность, полноту и жизненность. Хитон Спасителя с зеленоватыми клавом и поясом, написанный жидкой желтой охрой и разделанный белилами, весь светится от проступающего сквозь краску белого грунта. Темный мафорий Божией Матери слегка высветлен красной охрой. Ни в рисунке, ни в форме, ни в красках здесь нет никакой тяжести. При взгляде на икону создается впечатление, что она как бы сама вылилась из под кисти писавшего ее мастера, как молитва, столь же естественная для святого, как дыхание.
Корсунская икона Божие Матери Умиление
Богоматерь Корсунская. Россия. Конец XVI в. Галерея Темпл. Лондон Икона московской школы XVI в., 26×19,5 см
Богоматерь Корсунская. XVI в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Богоматерь Корсунская. Московская школа. XVI в. Национальный музей. Париж
Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно летописи в 988 г. крестился св. князь Владимир. Корсунскими иконами назывались вообще греческие иконы, которые через этот порт приходили на Русь. Название это закрепилось за рассматриваемой ниже иконой Божией Матери Умиление, прототипом которой является греческая икона из Корсуни.
Характерной чертой этого типа икон является, во-первых, сильно склоненная в правую сторону голова Божией Матери, во-вторых, спущенный с верхней части тела Младенца гиматий, который открывает белый хитон, часто, как на воспроизведенной иконе, украшенный вышивкой. Позы Богомладенца на этих иконах различны. Так, например, на одних Он изображается в спокойном движении, опустив обе ноги; на других, как на нашей иконе, подобрав под Себя правую ногу, от которой видна лишь ступня. Кроме того, на многих иконах этого типа Он, ласкаясь к Богоматери, правой рукой держится за Ее подбородок или щеку. В отличие от многих других икон Умиления, поза Младенца на воспроизведенной иконе не лишена некоторого драматизма. Он, как бы в испуге, порывисто тянется к лику Матери, Которая, будто успокаивая Его, скорбно смотрит на зрителя. По сравнению с предыдущими иконами Умиления, исполненными строгой внутренней сосредоточенности, здесь в лике Божией Матери больше теплоты и интимности. Благодаря тому что взгляд Ее направлен не в сторону движения лика, а на предстоящего, сцена не замыкается здесь в своем действии, а, напротив, непосредственно связана с внешним миром. Материнская нежность Богоматери к Сыну обращена в то же время и вовне. Спокойно склоняясь к Младенцу, Она Своим взглядом объемлет этот представляющийся Ее взору мир, привлекая его к участию в молитве, с которой Она за него предстоит Богу.
Эта небольших размеров, очевидно домовая, икона привлекает внимание как своей внутренней теплотой, которая еще более усиливается ее общим теплым тоном, так и своим исполнением. Написана она с большим мастерством и даже изысканностью. Техника письма, которая дает иконе приятную эмалевую поверхность, отличается большой живописной мягкостью и в то же время необычайной тщательностью.
Отличительной чертой этого типа икон Умиления является то, что здесь изображается лишь верхняя часть фигур Богоматери и Богомладенца, почти одни только Их лики и руки, чем еще более подчеркивается интимность образа Умиления. Из воспроизведенных здесь икон этого типа данная икона больше других насыщена естественным человеческим чувством. Как в композиции, так и в содержании здесь наиболее сильно изображено материнство. Тесно прижавшиеся один к другому лики составляют как бы одно целое, подчеркивая плотскую связь Матери и Младенца. Все здесь сосредоточено на душевном порыве. Лишенные строгости лики полны особенной задушевности и теплоты. Богомладенец изображен в сильном, порывистом и даже несколько беспокойном движении. Он схватился правой рукой за край мафория Божией Матери и, прильнувши к Ее щеке, как бы притягивает Ее к Себе. Божия Матерь жестом, полным нежности, обеими руками прижимает к Себе Сына. Ее задумчивый, чистый и ласковый взгляд устремлен в пространство. В этой иконе, подчеркнуто выражающей плотскую связь и нежность материнства, белый свиток, который Младенец держит в левой руке у самого Своего лика, производит впечатление постороннего предмета, ворвавшегося в этот образ интимного человеческого чувства. В противовес подчеркнуто человеческой интимности образа этот свиток, в свою очередь, символизирует явление в мир в лице ласкающегося Младенца Премудрости Божией, от соприкосновения с которой страдания и скорбь, просвещаясь, превращаются в радость.
Поэтому иконы Умиления Божией Матери, показывая всю непостижимость сочетания детской беспомощности Младенца, нуждающегося в материнской нежности и ласке, с Его Божественным всемогуществом, создают и сообщают то чувство глубокой умиленности, которое приводит к «возгорению сердца у человека», по словам прп. Исаака Сирина, «до уподобления в сем Богу». Потому и в службах иконам Божией Матери скорбные и покаянные мотивы переплетаются с радостной верой в Ее неустанное заступничество и в милосердие принесшего Себя в добровольную жертву Ее Сына.
Страстная икона Богоматери
Богоматерь Страстная. Греция. Начало XVII в. Византийский музей
Этимасия. Оборот иконы Богоматерь Владимирская. XV в. ГТГ
Страстные иконы Пресвятой Богородицы принадлежат к иконографичекому типу, возникшему в XIV столетии в сербских стенных росписях (храмы Лесново и Конце). Здесь в верхних углах иконы изображены два ангела, несущие орудия Страстей Господних. Младенец Христос смотрит на них с изумлением, повернув голову. Он испуган и ищет защиты у Матери.
Воспроизведенная здесь икона представляет собой складень (каждая часть его размером 16×14 см), в средней части которого изображена Богоматерь. Она держит на правой руке Христа Эммануила, Который смотрит на одного из ангелов, повернув голову к левому углу иконы. В испуге Он хватает обеими руками левую руку Матери. Она слегка склоняет к Нему голову. Взгляд Ее полон страдания и смирения.
Богоматерь Страстная. Икона-складень. 1641 г. Частная коллекция о. М. Рю де Журнеля. Париж.
Рисунок выполнен очень тщательно и напоминает каллиграфический стиль миниатюр. Золотая, богато украшенная риза, современная иконе, покрывает ее, закрывая фон всех трех частей. Происхождение и время написания иконы явствуют из надписи на обороте средника: «22 марта (7) 149 (т. е. 1641 г. нашего летосчисления. – В. Л.). Троицкий келарь, старец Александр Булатников благословил этой иконой своего келейника, старца Иоакима Соловецкого». В неопубликованной работе, посвященной этому складню, отец М. Ж. Рю де Журнель указывает, что Александр Булатников – важное лицо, крестный отец царских детей, служивший келарем Троице-Сергиевой Лавры с 1622 по 1642 г. Он начал свою монашескую жизнь в Соловецком монастыре и туда же вернулся, оставив свое служение в Лавре. Связь его с этими двумя великими монастырями объясняет изображение на левой створке складня прп. Сергия (основателя Троице-Сергиевой Лавры) и прпп. Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Святой Александр Невский, свт. Иоанн Новгородский и три святые жены, изображенные на правой створке, являются, вероятно, семейными святыми Александра Булатникова.
Фреска эта, как полагает Кондаков, «является очевидной копией древнейшей восточной иконы Богоматери» (Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1. СПб., 14. С. 168). Другим древнейшим образцом Знамения является изображение на ампуле. привезенной в V столетии с Востока и находящейся в музее Болоньи (воспроизведено там же у Кондакова).
Василий Великий, свт. Беседа 3-я: На слова: «Внемли себе» ( Втор.15:9 ) // Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 31.
Канон Пресвятой Богородице, глас 4-й. Песнь 5-я.
Ср.: Воскресный канон, глас 1-й. Ирмос 7-й песни.
См., например, в одном месте 1-й книги исторической компиляции Феодора Чтеца (ок. 530 г.). Однако это место может являться и более поздней интерполяцией (греч. цитату см.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг-, 1915. С. 154).
См.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 152–293.
См.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 201–203.
См.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 211–212.
В настоящее время датируется нач. XVIII в. – Ред.
Празднование 9 июня.
Празднование 3 мая и 15 августа.
Об этом типе икон см.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 316–356.
См.: Там же. Рис. 199–202. С. 352–355.
Это Благовещение представляет почти полную аналогию с иконой, воспроизводимой в сборнике Кондаковского Семинария (см.: Seminarium Kondakovianum. Т. 1. Прага, 1927. С. 215), где ей посвящена статья Н. Беляева. Там тот же архитектурный фон с тем же деревом, те же складки одежд. Небольшая разница лишь в пропорциях Божией Матери и Архангела, которые на нашей иконе более удлиненные и более стройные. На основании стилистически-иконографического анализа и сопоставления этой иконы с памятниками афонского искусства, фресками и миниатюрами автор высказывает предположение, что это Благовещение написано критским мастером на Афоне во 2-й пол. XVI в.
См.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947. С. 256–258.
Ср.: Молитва Пресвятой Богородице после Акафиста.
Название это является, по-видимому, переводом греческого имени Божией Матери Ἐλεοῦσα – «Милостивая», хотя по своему значению оно глубже.
Исаак Сирин, прп. Слово 48-е // Творения: Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. С. 209.
См. раздел «Смысл и язык икон», с. 58–63. – Ред.
Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928 (Seminarium Kondakovianum: Зографика: Памятники иконописи. Вып. 1). С. 32.
В православной иконографии есть несколько икон Божией Матери, приписываемых Евангелисту Луке. Это отнюдь не следует понимать в том смысле, что именно данные иконы написаны рукой самого Евангелиста, а лишь так, что они соответствуют установленной им традиции. Иначе говоря, они являются списками с икон, написанных в свое время Евангелистом Лукой. Поэтому слова, произнесенные Божией Матерью при виде написанного св. Лукой Ее образа, Церковь сохраняет в службе нескольких икон Богородицы. Апостольскую традицию здесь следует понимать в том же смысле, в каком мы понимаем ее, говоря об апостольской литургии или апостольских правилах. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а по их апостольскому авторитету и характеру.
Минея, 26 августа. Вечерня. Стихира литийная, глас 8-й.
Память Владимирской Божией Матери празднуется трижды в году, и все три даты связаны с чудесным избавлением Москвы от татар: 26 августа в 1395 г., 23 июня в 1480 г. и 21 мая. С этой последней датой соединяется память двух событий: поновления иконы в 1514 г. при участии митрополита Варлаама (иконописца) и избавления от татар в 1525 г.
Слава Богоматери: Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божией Матери. М., 1907. С. 381.
Минея, 23 июня. Служба Влади-мирской иконе Божией Матери. Стихира на стиховне, глас 8-й; седален, глас 4-й.
Первоначально на месте явления иконы была построена маленькая церковь «однодневка» (так назывались церкви, которые строились за один день, что было довольно частым явлением в Древней Руси), в которой была помещена явленная икона; в тот же день, 8 августа, установлено было и празднование памяти ее явления (см.: Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского, 8 августа. Празднование Пречистой Богородице…).
Настоящая атрибуция – Богоматерь Игоревская. – Ред.
Минея, 8 августа. Утреня.
Одна из таких икон, с композицией, обращенной в сторону, противоположную композиции нашей иконы, воспроизведена И. Грабарем в «Истории русского искусства» (см.: Грабарь И. [Э.] История русского искусства. Т. 6, 1. М., (1913). С. 382). Икона эта, написанная одним из учеников известного иконописца строгановской школы Прокопия Чирина, датирована ок. 1620 г. Так же как и наша икона, она имеет типичную для этой эпохи контуровку силуэта золотой линией. Однако как по своему стилю, так и по своему содержанию она много ниже нашей иконы, которая написана гораздо свободнее, формы которой более обобщены, золотая Разделка лежит легко и непринужденно. Это дает основание полагать, что наша икона может относиться к концу XVI в.
На ризе иконы по ошибке гравировщика над Архангелом Гавриилом вырезано имя Михаила.