икона воскресение христа фото

Иконография Пасхи, Светлого Христова Воскресения

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

— Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

— В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

— Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

— Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

— Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

— Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Источник

Иконография Пасхи

Вари­анты ико­но­гра­фии

1. Вари­ант 1‑й. Вос­кре­се­ние как выве­де­ние Адама и Евы из ада (Хри­стос стре­ми­тельно дви­жется снизу вверх, держа их за руки). Икона XV в. из Пскова. Нахо­дится в Гос. Рус­ском музее, С.-Петербург.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

2. Вари­ант 2‑й. Вос­кре­се­ние как соше­ствие за людьми (Хри­стос скло­ня­ется к Адаму и Еве, дви­га­ясь сверху вниз). Даниил Черный и Андрей Рублев. Икона 1425–27 гг. из ико­но­стаса Троице-Сер­ги­е­вой лавры.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

3. Вари­ант 3‑й. Вос­кре­се­ние как явле­ние «сущим во аде» Христа во славе (Хри­стос в центре, изоб­ра­жен фрон­тально между Адамом и Евой, кото­рых Он держит за руки). Дио­ни­сий. Икона 1502 г. из ико­но­стаса Фера­пон­това мона­стыря. Нахо­дится в Гос. Рус­ском музее, С.-Петербург.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Есть еще много вари­ан­тов соче­та­ния 1, 2 и 3, но это – основ­ные, наи­бо­лее типич­ные.

4. Вари­ант 4‑й, соеди­ня­ю­щий вари­анты 2 и 3‑й (Хри­стос в центре, между Адамом и Евой, но скло­ня­ется к Адаму). Икона 1540‑х гг. из Карель­ского Сельца, Нов­го­род. Нахо­дится в Цен­траль­ном музее им. Андрея Руб­лева, Москва.

«Соше­ствие Христа во ад»

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Попро­буем про­ве­сти вир­ту­аль­ную экс­кур­сию по этой заме­ча­тель­ной иконе из собра­ния Цен­траль­ного музея древ­не­рус­ской куль­туры и искус­ства имени Андрея Руб­лева, 1540‑е гг., Карель­ское Сельцо, Нов­го­род.

«Соше­ствием во ад» обычно назы­вают иконы такой ико­но­гра­фии, потому что именно изоб­ра­же­ние схо­дя­щего во ад Христа мы на них и видим. Но ее назва­ние, напи­сан­ное крас­ной крас­кой в верх­ней ее части — другое: «Вос­кре­се­ние Хри­стово». Почему?

Суще­ствует широко извест­ная запад­ная ико­но­гра­фия, где Хри­стос изоб­ра­жа­ется вста­ю­щим из гроба. Он держит в руке свет­лое знамя с изоб­ра­же­нием креста — знак Его победы над смер­тью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю страж­ники. Такое изоб­ра­же­ние кажется более понят­ным, более доступ­ным для вос­при­я­тия — но это иллю­зия. Ведь Вос­кре­се­ние про­ис­хо­дит в тайне, это отнюдь не эффект­ное, почти теат­раль­ное собы­тие. Икона Вос­кре­се­ния, как и любая другая, пока­зы­вает не внеш­нюю сто­рону собы­тия, а его смысл, содер­жа­ние: тайное как явное, неви­ди­мое как види­мое. Поэтому на иконе Хри­стос не встает из гроба. Он, наобо­рот, дви­жется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и раз­ве­ва­ю­ще­муся плащу). Ад здесь — не ско­во­родки, не пламя и не лед, как в «Боже­ствен­ной коме­дии» Данте, но абсо­лют­ная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) бук­вально озна­чает «неви­ди­мое место», или «место, где ничего не видно».

Но, тем не менее, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то кре­сто­об­разно нало­жен­ные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?

Это адские двери, сорван­ные с петель, и то, чем они были замкнуты и зако­ло­чены. Теперь все запоры сло­маны вхо­дя­щим в ад Хри­стом. (Отметьте для себя: пись­мен­ный источ­ник изоб­ра­же­ния — не Еван­ге­лие, где (иллю­стра­ция) такого сюжета нет, а почи­та­е­мый в церкви более позд­ний текст — «Еван­ге­лие Нико­дима»).

Хри­стос изоб­ра­жен в сиянии небес­ной славы. Оно столь велико, что от адской тьмы ничего не оста­ется. Вокруг головы Христа — сия­ю­щий золо­той нимб, символ свя­то­сти, пол­ноты небес­ного света. Золото нало­жено здесь на икону в виде очень тонких листоч­ков (оно назы­ва­ется «сусаль­ным»). Одежда Христа покрыта бле­стя­щими полос­ками — это тоже золото (только «тво­ре­ное», т. е. рас­тво­рен­ное в свя­зу­ю­щем веще­стве, жидкое как обыч­ная краска).

Адская тьма побеж­дена этим светом. Люди, нахо­див­ши­еся в ней после смерти, видят Христа и устрем­ля­ются к Нему. Значит, содер­жа­ние образа Вос­кре­се­ния рас­крыто не столько через опи­са­ние того, как оно про­ис­хо­дило, но больше через явле­ние его смысла – победы Вос­крес­шего Спа­си­теля над смер­тью.

Однако здесь можно уви­деть и уди­ви­тель­ные по кон­крет­но­сти детали. Напри­мер, Хри­стос берет за руку чело­века, сто­я­щего справа, чтобы выве­сти его из ада. Этот чело­век — первый из сотво­рен­ных Богом людей, Адам. Взгля­ните: вроде бы несу­ще­ственно, как именно соеди­ня­ются их руки. Но это не так. Хри­стос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье — очень крепко, со вла­стью. При этом сам Адам про­тя­ги­вает свою руку Христу как-то неуве­ренно, словно он внут­ренне тре­пе­щет (состо­я­ние «страха Божия»). Это не слу­чайно: ведь именно его гре­хо­па­де­ние при­вело к тому, что все люди («дети Адама и Евы») уми­рают и ока­зы­ва­ются во тьме…

Здесь мы стал­ки­ва­емся с необ­хо­ди­мо­стью допол­нить общее пред­став­ле­ние об иконе. Известно, что икона, в отли­чие от кар­тины, условна, сим­во­лична, таин­ственна. И когда раньше иссле­до­ва­тели нахо­дили в ней какие-то живые детали, их было при­нято отно­сить к эле­мен­там реа­лизма, кото­рые, как думали, про­ти­во­стоят услов­но­сти иконы, раз­ру­шают ее образ­ный строй. Но осо­бен­ность ико­но­писи в том, что в ней услов­ное и кон­крет­ное в нор­маль­ном случае не кон­флик­туют, а лишь уси­ли­вают впе­чат­ле­ние необыч­но­сти образа.

Посмот­рим, как это про­ис­хо­дит. Рас­по­ло­же­ние фигур на перед­нем плане иде­ально урав­но­ве­шен­ное, сим­мет­рич­ное: в центре Хри­стос, слева от Него Адам, справа — Ева. Она тоже про­тя­ги­вает к Христу руки в жесте сми­рен­ной просьбы, закры­вая их краем своей одежды (такой прием в ико­но­писи назы­ва­ется «покро­вен­ные руки», это знак бла­го­го­ве­ния). Она чем-то похожа на Бого­ро­дицу, правда? Сход­ство не слу­чайно. Бого­ро­дица часто назы­ва­ется в бого­слу­жеб­ных текстах «новой Евой».

Адам в темно-зеле­ной одежде, Ева — в ярко-крас­ной. А справа от них — чело­век, в одежде кото­рого соче­та­ются оба эти цвета: на голове у него крас­ная шапка с зеле­ной ото­роч­кой, на плечах зеле­ное оде­я­ние, похо­жее на зве­ри­ную шкуру. Кто это?

Конечно. Камен­ная скри­жаль, т. е. плита с напи­сан­ными на ней Деся­тью запо­ве­дями Закона. Значит, это пророк Моисей.

А старец в короне и сто­я­щий рядом с ним юноша, тоже в короне?

— Давид и его сын Соло­мон.

Верно! Здесь много зна­ме­ни­тых святых Вет­хого Завета. Но обра­тите вни­ма­ние — все они с ним­бами, хотя и нахо­дятся еще в аду, во тьме. Значит, при­ше­ствие Христа не просто воз­вра­щает их к жизни, но более того: при­об­щает их к боже­ствен­ному свету. Нимбы есть даже у Адама и Евы! Ико­но­пи­сец этим при­е­мом пока­зы­вает, что они, первые греш­ники, не просто про­щены, но воз­ве­дены Хри­стом выше, чем были в рай­ском состо­я­нии, до гре­хо­па­де­ния.

И поэтому вся икона напи­сана в чрез­вы­чайно ярких, празд­нич­ных тонах, насы­щена светом.

Однако лик Христа наде­ля­ется не столько три­ум­фаль­ными, сколько тра­ги­че­скими чер­тами. Его взгляд полон вни­ма­ния и состра­да­ния к Адаму, за кото­рым Он и сошел во ад. В других иконах сход­ной ико­но­гра­фии, даже с таким же рас­по­ло­же­нием фигур, поза Христа может быть вер­ти­каль­ной, более тор­же­ствен­ной. Или зна­чи­тельно более дина­мич­ной: Он стре­ми­тельно спус­ка­ется в ад или, наобо­рот, так же стре­ми­тельно выво­дит из ада вверх нахо­дя­щихся в нем людей.

Слева, за фигу­рой Адама — чело­век с аске­ти­че­ским стро­гим ликом, запав­шими щеками и вскло­ко­чен­ными воло­сами. Он под­ни­мает руку, неве­ро­ятно тонкую (тоже знак аскезы, «утон­че­ния плоти»), и обра­щает ее к Христу. Но пальцы руки обра­щены на него самого: значит, он при­ни­мает от Христа бла­го­дать. Это Иоанн Кре­сти­тель (по-сла­вян­ски — «Пред­теча», т. е. пред­ше­ствен­ник). Вы вспом­нили, конечно, кар­тину Алек­сандра Ива­нова «Явле­ние Христа народу». Рас­по­ло­же­ние фигур Иоанна и Христа на нашей иконе и на этой кар­тине сов­па­дает. Но в иконе Хри­стос на перед­нем плане, Иоанн Кре­сти­тель — сбоку, даже сзади. А в кар­тине Ива­нова — наобо­рот. При­чина в том, что на кар­тине «явле­ние» Христа только ожи­да­ется, а в иконе оно уже про­изо­шло…

Икона «Вос­кре­се­ние — Соше­ствие во ад», на кото­рую мы смот­рели все это время, дает ощу­ще­ние радо­сти, света, духов­ного тор­же­ства. Но нельзя не отме­тить, что изоб­ра­жен­ная на ней победа Христа над смер­тью и адом, вместе с тем, испол­нена гар­мо­нии и внут­рен­ней тишины. Нельзя не обра­тить вни­ма­ния и на уди­ви­тельно крот­кие, глу­бо­кие, внут­ренне углуб­лен­ные лики святых.

Все изоб­ра­жен­ные на иконе люди — не ста­ти­сты, реа­ги­ру­ю­щие на явле­ние боже­ствен­ного света лишь внешне. Наобо­рот, они погру­жены в него всем суще­ством, пости­гают его как откро­ве­ние, сами ста­но­вятся его носи­те­лями и поэтому пре­об­ра­жа­ются.

Икона напи­сана в 1540‑е годы в нов­го­род­ских землях. Нов­го­род более чем за пол­века до этого утра­тил былую силу и славу, будучи насиль­ственно при­со­еди­нен к Москве Иваном III. Однако, судя по цель­но­сти и глу­бине образ­ного строя иконы, ико­но­пис­ные тра­ди­ции обоих горо­дов в ней орга­нично соеди­ни­лись. Нов­го­род­ские мастера сле­до­вали здесь мос­ков­ским, но не совре­мен­ным им, а более ранним: Андрею Руб­леву и Дио­ни­сию. «Икон­ни­ков», кото­рых можно было бы срав­нить с этими вели­кими худож­ни­ками, на Руси тогда уже не было. Но духов­ный идеал вре­мени Руб­лева и Дио­ни­сия – «золо­того века рус­ской иконы», – как видим, рас­про­стра­нился далеко за мос­ков­ские пре­делы и остался акту­аль­ным даже через много лет после их кон­чины.

Реко­мен­ду­е­мая лите­ра­тура:

1. Статья Н.В. Квли­видзе в «Пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии. Она о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом в целом, с ней нужно позна­ко­миться, чтобы ори­ен­ти­ро­ваться в бого­слов­ском пони­ма­нии Вос­кре­се­ния. См. в ней осо­бенно раздел «Ико­но­гра­фия».

2. Н.В. Покров­ский. «Еван­ге­лие в памят­ни­ках ико­но­гра­фии». М., Про­гресс-Тра­ди­ция, 2001. Об ико­но­гра­фии «Соше­ствия во ад»: с. 482–519.

3. Бобров Ю.Г. Основы ико­но­гра­фии древ­не­рус­ской живо­писи. СПб, АКСИ­ОМА, 1995. О Вос­кре­се­нии – Соше­ствии во ад: с. 158–167.

4. При­пач­кин И.А. О Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии. М., 2008. (бро­шюра). Кон­цеп­ция в ней мало­ин­те­ресна: автор пыта­ется дока­зать, что назы­вать ико­но­гра­фию «Соше­ствием во ад» непра­вильно, нужно только «Вос­кре­се­нием», но это умство­ва­ние на пустом месте. Зато у него много ссылок на отцов и др. лите­ра­туру.

5. Ката­логи (в них смот­реть справки об ико­но­гра­фии «Вос­кре­се­ния – Соше­ствия во ад»):

1) Иконы Твери, Нов­го­рода, Пскова: XV–XVI вв. Ката­лог собра­ния Центр. музея древ­не­рус­ской куль­туры и искус­ства им. Андрея Руб­лева. Выпуск I / Ред.-сост. Л.М. Евсе­ева, В.М. Соро­ка­тый. М., 2000.

2) Иконы Москвы XIV–XVI вв. Ката­лог собра­ния Центр. музея древ­не­рус­ской куль­туры и искус­ства им. Андрея Руб­лева. Выпуск II / Ред.-сост. Л.М. Евсе­ева, В.М. Соро­ка­тый. М., 2007.

3) Попов Г.В., Рын­дина А.В. Живо­пись и при­клад­ное искус­ство Твери XIV–XVI века. М., 1979 (ико­но­пись: с. 7 – 476)

4) Смир­нова Э.С. Живо­пись Вели­кого Нов­го­рода: Сере­дина XIII – начало XV века. М., 1976.

5) Смир­нова Э.С., Лау­рина В.К., Гор­ди­енко Э.А. Живо­пись Вел. Нов­го­рода: XV век. М., 1982.

Алек­сандр Копи­ров­ский. Вве­де­ние во храм. Очерки по цер­ков­ному искус­ству. – М.: Куль­турно-про­све­ти­тель­ский фонд «Пре­об­ра­же­ние», 2015. С. 193–198.

Источник

Значение иконы Воскресение Христово, в чем помогает Господь и молитва

Христианская иконопись призвана нести в мир изображение святых ликов, рассказывать о важнейших событиях, описанных в библейском писании, и ключевых моментах истории становления церкви. Икона с изображением воскресения Христова, отражающая главное Божественное таинство, имеет особое значение в православии. Существует несколько иконописных вариантов, каждый из которых показывает людям могущество Сына Господа и суть подвига спасения человечества.

Описание и значение классического образа

На иконах Воскресения Христова изображено событие, к которому приурочен праздник святой Пасхи, когда распятый Спаситель восстал из мертвых на третий день после жестокой казни. В главный день для верующих, день торжества жизни вечной над мирским существованием, Бог Отец воскресил Бога Сына, сошедшего в преисподнюю для спасения страждущих душ.

Передать в живописном образе таинства деяний Христа, спустившегося в ад для благой миссии, и сам процесс воскрешения, было непростой задачей для иконописцев. В основу изображенного сюжета было положено Евангелие Никодима. Писание не вошло в Библию, но повествует о событиях, скрытых от человеческих глаз.

В уникальном повествовании Никодим рассказывает о том, что происходило после погребения истерзанного тела Христа. Дьявол торжествовал и праздновал убийство Иисуса возле голгофского креста до тех пор, пока не узнал о пришествии Спасителя. Тогда наместник ада приказал помощникам запереть врата в преисподнюю, дабы Христос не смог проникнуть в страшную обитель.

Ухищрения лукавого не остановили Господа. Спаситель разрушил стены и забрал ключи от врат, за которыми томились человеческие души.

Праведные души последовали за Христом, который вывел из ада и души заблудших. Господь милостив и справедлив. На праведников снизойдет благодать Божья, а грешникам воздастся по деяниям их. Воскресший Иисус дарует праведникам вечную жизнь. Как поднялись чистые души с Господом в пасхальный день, так и воскреснут благочестивые Божии последователи в будущих веках.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Живописные иконы, посвященные восстанию Спасителя из гроба, олицетворяют могущество Бога, отсутствие чего-либо, не подвластного Его воле. Изображения напоминают верующим о великой жертве Иисуса, принесенной во имя людей.

Миссия Спасителя, спустившегося к вратам ада для спасения страждущих праведников и грешников, отражена в классическом образе, который показывает воскресение Господне в момент, получивший название «Сошествие Христа во ад». Первые православные иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и Дионисия.

На классических иконах воскресший Христос изображен в центре полотна в сияющем одеянии. Позади Спасителя – сине-голубая сфера, как символ Божией благодати. По обе стороны от фигуры Христа изображены ангелы (херувимы, серафимы), святые угодники и цари с золотыми нимбами.

Под ногами Сына Бога изображены обломки разрушенных стен преисподней, топор, гвозди, ключи, как символ того, что для всемогущего Господа не существует преград. Снизу, по сторонам от Христа изображены первые грешники, Адам и Ева, обращающие молящие взоры к Спасителю с безмолвной просьбой о прощении. Господь отпускает им грехи и берет покаявшихся за руки.

Икона воскресения Христова показывает людям, что путь к Богу и вечной жизни свободен, а куда пойти, должен решить сам человек.

Современные варианты иконы

Помимо классического изображения, иконописцы воплощали в работах иные сюжеты, символизирующие события пасхального дня.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Существуют следующие варианты икон, посвященных воскрешению Христа:

В современной иконописи таинство Воскресения изображено в виде восставшего Христа в момент выхода из пещеры, где Он был похоронен. Иисус, озаренный ярким светом, предстает перед стражниками, которые почтительно склоняют свои головы вниз. Часто на иконах изображают преклоняющихся перед Христом ангелов. Правой рукой Спаситель благословляет склонившихся, а в левой руке несет знамя, на котором изображен крест. Знамя символизирует победу вечной жизни над смертью.

На большинстве иконописных полотен живописный сюжет преподносят на золотистом фоне, свидетельствующем о торжестве Божественной силы над злом и тьмой, о несокрушимой мощи Всевышнего.

О чем просят перед иконой

Перед иконой Воскресения Христова верующие молятся о помощи в сложных житейских ситуациях, о разрешении физических и духовных страданий. Часто к образу обращаются те, кто чувствуют истощение физической силы и душевное опустошение.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Чтение молитвы перед святыней помогает молящимся:

Перед святыней молятся родители с просьбами о том, чтобы Господь помог образумить их чад, вступивших на греховный путь, и спасти неокрепшие души.

Молиться у иконы Воскресения Господня также принято в светлый праздник святой Пасхи, вспоминая о муках, жертве Иисуса и воспевая Его за спасение и благодать.

Текст молитвы перед образом

Чтение молитвы перед святыней обладает особенной силой. Главные условия – истинная вера в Бога, чистота помыслов, благие намерения совершаемых деяний и соблюдение православных устоев. Искреннее обращение верующего человека, всецело уповающего на Господа, будет услышано на Небесах.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

Верующие обращаются за небесной помощью и благодатью перед изображением таинства Воскресения Спасителя со следующими словами:

«Да воскреснет Господь, и все его враги рассеются, убегут все ненавидящие Его. Все Бесы исчезнут подобно дыму, подобно тому, как плавится воск от огня. Перед любящими Бога и экзаменующимися крестным знамением погибнут все дьявольские силы.

В радости и надежде все верующие восклицают: Радуйся, Чтимый и Животворящий Крест Господний, ты силою на тебе распятого Господа нашего любимого Иисуса Христа прогоняешь нечисть всякую. Сам Великий Господь наш Иисус Христос сошел в ад и изничтожил дьявольскую силу и даровал нам Тебя, Честный Крест, который поможет отогнать от нас всякого врага.

О, Чтимый и Животворящий Крест Господний, помоги мне верующему и молящемуся, помоги мне со Святою Богородицею и со всеми небесными святыми. Аминь».

Источник

Икона Воскресение Христово: описание, фото, как молиться

Христос совершил великую жертву, взяв на себя грехи рода людского. За это он заплатил собственной кровью. Икона «Воскресение Господне» служит напоминанием не только верующим, но и всем людям в мире, как напоминание причины нашего спасения.

Рождение Бога-Сына преобразовало реальность, изменило течение времени и событий. Однако без Воскресения Христа в этом было бы мало смысла. Пасха – великий праздник. Именно в этот день Сын Божий отправился в Ад, где забрал у Сатаны ключи от Рая. Теперь в Рай мог попасть каждый, кто своей верой и терпением прокладывал путь к Нему.

Описание святого образа

Событие считается одним из величайших в христианской истории. Каждый иконописец изображает его по-разному.

Обратимся к изображению «Воскресения Господня», хранящемуся в стенах Афонского монастыря Ставроникита. Считается, что за его авторством стоит Феофан Критский. Исполнение иконы фресочное ( XVI век).

Сюжет понятен без слов. На камне сидит архангел Гавриил, по правую сторону от него стоят женщины. Архангел показывает на гроб, который пуст. Самое примечательное, что на ней отсутствует главное лицо сюжета Иисус Христос. В православной традиции эта фреска редко копируется, в основном ей вдохновляются представители католицизма.

икона воскресение христа фото. Смотреть фото икона воскресение христа фото. Смотреть картинку икона воскресение христа фото. Картинка про икона воскресение христа фото. Фото икона воскресение христа фото

В мире существует небольшое количество икон, описывающих воскресение Бога-Сына. У всех есть общие черты, которые можно назвать каноничными:

В образном изображении событий кроется сообщение, где главная мысль – поверить в Спасителя и оставить земной грех ради небесной жизни.

В XVI веке изображение было дополнено новыми деталями, а в некоторых случаях и сюжетом. Например, появляются иконы, где стоит Иисус, его руки, держат Адам и Ева, а сзади стоят пророки Ветхого Завета. Этот сюжет сообщает нам о том, что праведники не могли войти в Царство Небесное до тех пор, пока Христос не спустился в Ад и не вывел их.

Источник

Иконография Воскресения Христова

епи­скоп Бала­ши­хин­ский Нико­лай

В неис­чис­ли­мом мно­же­стве икон Вос­кре­се­ния Хри­стова на Руси боль­шую часть состав­ляют иконы Соше­ствия во ад — сюжета, извест­ного в визан­тий­ском искус­стве, по край­ней мере, с VIII в.; древ­ней­шие из сохра­нив­шихся памят­ни­ков — глав­ным обра­зом, мини­а­тюры лице­вых руко­пи­сей — дати­ру­ются VIII–IX вв. При­нято счи­тать, что окон­ча­тельно эта ико­но­гра­фия сло­жи­лась к X–XI вв., т. е. Древ­няя Русь полу­чила ико­но­гра­фию Пасхи Гос­под­ней в гото­вом виде.

Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия не дер­зает непо­сред­ственно изоб­ра­жать непо­сти­жи­мую тайну Хри­стова Вос­кре­се­ния, рас­кры­вая ее сим­во­ли­че­ски, либо в форме сви­де­тельств, при­ве­ден­ных Еван­ге­лием — это Явле­ние ангела женам-миро­но­си­цам, Уве­ре­ние Фомы, Явле­ние Вос­крес­шего Христа уче­ни­кам и другие. Сюжет «Соше­ствие во ад» можно отне­сти также сви­де­тель­ству — сви­де­тель­ству про­ро­че­скому.

В Псал­мах Давида содер­жится целый ряд про­ро­честв о схож­де­нии Гос­пода в пре­ис­под­нюю и изве­де­нии оттуда душ пра­вед­ни­ков:

Есть намек на избав­ле­ние пра­вед­ни­ков от уз смерти Вос­крес­шим Хри­стом и у еван­ге­ли­ста:

Прямо гово­рит об этом избав­ле­нии апо­стол Петр:

Лите­ра­тур­ной осно­вой сюжета «Соше­ствия во ад» при­нято счи­тать так назы­ва­е­мое «Еван­ге­лие Нико­дима» — апо­кри­фи­че­ский источ­ник, появив­шийся во II в. С ним пере­кли­ка­ются состав­лен­ное в IV в. и исполь­зо­вав­шее этот источ­ник «Слово якор­ное» свя­ти­теля Епи­фа­ния Кипр­ского (Хри­стос вку­ше­нием смерти сокру­шил жало смерти, схож­де­нием во ад отнял [силу] ада, осво­бо­дил узни­ков); Гомилия 13‑я «О соше­ствии Иоанна Кре­сти­теля во ад» и Гомилия «О соше­ствии Гос­пода во ад» (частично дошед­шая до нас в составе серб­ского руко­пис­ного сбор­ника — РНБ) Евсе­вия, епи­скопа Алек­сан­дрий­ского — автора рубежа V—VI вв., а также целый ряд свя­то­оте­че­ских пас­халь­ных поуче­ний и бого­слу­жеб­ных тек­стов.

До нас дошел целый ряд икон «Соше­ствия во ад», что под­твер­ждает изна­чаль­ную уко­ре­нен­ность именно этой ико­но­гра­фии Вос­кре­се­ния Хри­стова в искус­стве Древ­ней Руси.

На иконе «Соше­ствие во ад» XII в. (она нахо­дится в Госу­дар­ствен­ном Эрми­таже) фрон­тально изоб­ра­жен­ный Хри­стос с кре­стом в руках три­ум­фально выво­дит из ада пра­отца Адама. Сюжет изве­стен и в лице­вом шитье — напри­мер, на сак­косе свя­ти­теля Мос­ков­ского Фотия (конец XIV в., хра­нится в Музеях Мос­ков­ского Кремля). Заме­ча­тель­ные памят­ники этого вре­мени нахо­дятся в Госу­дар­ствен­ном Руссом музее («Соше­ствие во ад» из Рож­де­ствен­ского собора Фера­пон­това мона­стыря, около 1500 г.), в Тре­тья­ков­ской гале­рее («Соше­ствие во ад» из Вос­кре­сен­ского собора Коло­мен­ского кремля, конец XIV в.) и ряд других.

На Руси сюжет «Вос­кре­се­ния Хри­стова — Соше­ствия во ад» полу­чил не только повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние, но и твор­че­ское раз­ви­тие; это т.н. раз­вер­ну­тая ико­но­гра­фи­че­ская редак­ция, извест­ная в рус­ском искус­стве с XVI в. Древ­ней­шей из дошед­ших до нас икон раз­вер­ну­той редак­ции явля­ется икона Дио­ни­сия Грин­кова «Вос­кре­се­ние ‑Соше­ствие во ад» 1568 г. из Ильин­ской церкви в Вологде (одно из клейм).

В нашей заметке при­во­дятся при­меры раз­ви­тия раз­вер­ну­той ико­но­гра­фи­че­ской редак­ции «Вос­кре­се­ния Хри­стова — Соше­ствия во ад» в памят­ни­ках, нахо­дя­щихся в про­вин­ци­аль­ных музеях.

Но прежде обра­тим вни­ма­ние на вос­тре­бо­ван­ность сюжета «Вос­кре­се­ние — Соше­ствие во ад», что выра­жа­лось, в част­но­сти, во вклю­че­нии его в более слож­ные ком­по­зи­ции хра­мо­вой рос­писи. В ака­фист­ном цикле выпол­нен­ных Дио­ни­сием рос­пи­сей собор­ного храма Рож­де­ства Бого­ро­дицы Фера­пон­това мона­стыря — древ­ней­шем из дошед­ших до нас изоб­ра­же­ний Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице в древ­не­рус­ском искус­стве — в иллю­стра­ции к 12-му кондаку худож­ник изоб­ра­зил сюжет Соше­ствия во ад с раз­ры­ва­нием руко­пи­са­ния. Фреска Дио­ни­сия лако­нична; ико­но­пи­сец стре­мился дать точную иллю­стра­цию текста ака­фи­ста: «Бла­го­дать дати вос­хо­тев, долгов древ­них, всех долгов Реши­тель чело­ве­ком, прииде Собою ко отшед­шим Того бла­го­дати, и раз­драв руко­пи­са­ние, слышит от всех сице: Алли­луиа». В рос­писи пред­став­лен попи­ра­ю­щий сокру­шен­ные адовы врат Вос­крес­ший Хри­стос, всех долгов Реши­тель. Он держит в правой руке раз­дран­ное руко­пи­са­ние, а левой извле­кает из пре­ис­под­ней пра­отца — пад­шаго Адама. Эта деталь позд­нее повто­рена во многих хра­мо­вых рос­пи­сях, посвя­щен­ных теме ака­фи­ста (напри­мер, в мос­ков­ском храме Троицы в Никит­ни­ках), а также в иконах Соше­ствия во ад. Надо отме­тить, что Дио­ни­сий в хра­мо­вой иконе Вос­кре­се­ния Хри­стова — Соше­ствия во ад того же собора Рож­де­ства Бого­ро­дицы Фера­пон­това мона­стыря (ныне она в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее) при сохра­не­нии неко­то­рых черт коло­ри­сти­че­ского и ком­по­зи­ци­он­ного реше­ния эту деталь не вос­про­из­во­дит.

Икона «Вос­кре­се­ние — Соше­ствие во ад» из Псков­ского музея пред­став­ляет собой слож­ную ком­по­зи­цию, вос­хо­дя­щую к целому ряду про­то­ти­пов. Вос­крес­ший Спа­си­тель изоб­ра­жен в круг­лой славе сто­я­щим на сокру­шен­ных адовых вратах. По правую руку от Него — Адам, за кото­рым плот­ной груп­пой стоят вет­хо­за­вет­ные цари и про­роки (на перед­нем плане Соло­мон и Давид). Слева — Ева, при­па­да­ю­щая к ногам Вос­крес­шего Христа (она, как и Адам — в самом нижнем реги­стре оби­та­те­лей ада), затем группа вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ных жен и пра­от­цев. Выше всех в этой группе — Иоанн Пред­теча, это самый недав­ний оби­та­тель ада, он бла­го­ве­стил сущим во аде явль­ше­гося плотию Бога.

При­сут­ствие трех жен, окру­жа­ю­щих Еву — доста­точно редкая деталь в ико­но­гра­фии Соше­ствия во ад. Одна из жен про­тя­ги­вает руки к Спа­си­телю, а Он про­сти­рает Свою левую руку к ней, пове­ле­вая выйти из пре­ис­под­ней.

Из харак­тер­ных для псков­ских икон Соше­ствия во ад ико­но­гра­фи­че­ских дета­лей отме­тим изоб­ра­же­ние двух анге­лов в крас­ных одеж­дах, свя­зы­ва­ю­щих сатану в глу­бине ада. В нижней части иконы изоб­ра­жены выхо­дя­щие из гробов пра­вед­ники в белых одеж­дах. Эта деталь встре­ча­ется в рус­ских иконах XVI в.

Еще одна псков­ская икона сере­дины XVI в. из того же музея про­ис­хо­дит из церкви жен-миро­но­сиц «на ску­дель­ни­цах», т. е. сто­я­щей на клад­бище, где погре­бали стран­ни­ков, нищих и людей, умер­ших во время эпи­де­мий (ср.: на Иудины трид­цать среб­ре­ни­ков была куп­лена земля гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков ( Мф. 27:7 ). Видимо, село ску­дель­ни­чье — место добычи глины для изго­тов­ле­ния посуды; в ямах из-под глины и про­из­во­ди­лись захо­ро­не­ния умер­ших от моро­вой язвы, нередко в брат­ских моги­лах. Во время чумной эпи­де­мии 1522 г. в Пскове в одну «ску­дель­ницу» похо­ро­нили 11 500 чело­век. Цер­ковь жен-миро­но­сиц «на ску­дель­ни­цах» была постро­ена в 1546 г.

Воз­можно, что икона напи­сана не псков­ским масте­ром, а нов­го­род­ским или даже мос­ков­ским: в ней нет типич­ных для псков­ской ико­но­гра­фии дета­лей: отсут­ствует крест в руке Спа­си­теля — он заме­нен на свер­ну­тый свиток. Ад, в отли­чие от боль­шин­ства псков­ских икон, изоб­ра­жен лако­нично.

Еще одна заме­ча­тель­ная икона «Вос­кре­се­ния — Соше­ствия во ад с празд­ни­ками, Стра­стями и Еван­гель­скими сце­нами» нахо­дится в Муром­ском исто­рико-худо­же­ствен­ном музее. Икона дати­ру­ется 1699 г. и про­ис­хо­дит из Геор­ги­ев­ской церкви города Мурома. Это — типич­ный обра­зец «раз­вер­ну­той редак­ции» Соше­ствия во ад.

Иконы такого типа имели целые циклы клейм с изоб­ра­же­нием основ­ных празд­ни­ков годо­вого бого­слу­жеб­ного круга, а также собы­тий Пост­ной и Цвет­ной Триоди. Сред­ник пред­став­лял собой мно­го­со­став­ную ком­по­зи­цию Соше­ствия во ад; тема Вос­кре­се­ния Хри­стова про­дол­жа­лась в клей­мах.

Муром­ская икона не явля­ется каким-то новым словом в ико­но­гра­фии Вос­кре­се­ния Хри­стова, это скорее типич­ная икона, исполь­зу­ю­щая мно­го­чис­лен­ные более ранние и крат­кие вари­анты ико­но­гра­фии. Иконы, по типу кото­рых создана муром­ская, известны по край­ней мере с начала XVII в.

На сред­нике муром­ской иконы изоб­ра­жена фрон­тально рас­по­ло­жен­ная фигура Вос­крес­шего Христа, попи­ра­ю­щего сокру­шенны врата ада. У ног Спа­си­теля — вос­ста­ю­щие из гробов Адам и Ева, группа про­роки и пра­вед­ники. По правую руку Спа­си­теля — Иоанн Пред­теча, за кото­рым рас­по­ло­жи­лись плот­ной груп­пой про­роки.

Допол­ни­тель­ные сюжеты сред­ника иконы — это шествие пра­вед­ни­ков в рай, изоб­ра­же­ние самого рая (он обне­сен стеной) и сто­я­щий у врат рая бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник с кре­стом в руках. Он пока­зан повторно уже в раю бесе­ду­ю­щим с пра­от­цем Енохом и про­ро­ком Илией и изоб­ра­жен непо­сред­ственно над главой Вос­крес­шего Христа. Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность муром­ской иконы ‑фигуры двух анге­лов, кото­рые держат над голо­вами выво­ди­мых Вос­крес­шим Хри­стом из ада пра­вед­ни­ков раз­вер­ну­тые свитки (над­писи на свит­ках сохра­ни­лись фраг­мен­тарно).

Свитки с над­пи­сями есть и в руках у неко­то­рых про­ро­ков:

Часть харак­тер­ных сюже­тов раз­вер­ну­той ико­но­гра­фи­че­ской схемы «Соше­ствия во ад» в нашей иконе пере­не­сена в самое боль­шое и подроб­ное из внеш­них клейм (18‑е), зани­ма­ю­щее около поло­вины ниж­него поля. Это клеймо иллю­стри­рует текст вос­крес­ного тро­паря 2‑го гласа, зву­ча­щий на полу­нощ­нице Вели­кой Суб­боты и в Неделю жен-миро­но­сиц. Здесь изоб­ра­жен пустой гроб со спя­щими вои­нами; под­хо­дя­щий к запер­тым вратам ада Хри­стос с анге­лами; ангелы, ско­вы­ва­ю­щие сатану; вет­хо­за­вет­ные про­роки, покло­ня­ю­щи­еся Христу. В правой части клейма изоб­ра­жен Хри­стос со сто­я­щими перед ним на коле­нях Адамом и Евой, а ниже — ангелы, выво­дя­щие вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков из пре­ис­под­ней.

Вокруг сред­ника рас­по­ла­га­ется шест­на­дцать клейм внут­рен­него ряда с изоб­ра­же­ни­ями дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков — кроме двух пере­хо­дя­щих, Входа Гос­подня в Иеру­са­лим и Воз­не­се­ния, время празд­но­ва­ния кото­рых непо­сред­ственно зави­сит от вре­мени наступ­ле­ния Пасхи. Эти сюжеты выне­сены во внеш­ний ряд клейм. Третий пере­хо­дя­щий празд­ник — Соше­ствие Свя­того Духа на апо­сто­лов — изоб­ра­жен в виде Святой Троицы (клеймо 13). Цикл дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков допол­няют изоб­ра­же­ния Зача­тия Бого­ма­тери, Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы и Покрова, а также три сюжета Страст­ного цикла — Снятие со Креста, Поло­же­ние во гроб, и Опла­ки­ва­ние Христа.

Во внеш­нем ряде клейм, помимо несколь­ких празд­нич­ных сюже­тов, подробно иллю­стри­ру­ются собы­тия, свя­зан­ные с Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым, и явле­ния Спа­си­теля уче­ни­кам после Вос­кре­се­ния.

Эти сцены в каче­стве лите­ра­тур­ной основы имеют тексты екса­по­сти­ла­риев — пес­но­пе­ний, кото­рые поются в вос­крес­ные и неко­то­рые празд­нич­ные дни на утрени после канона, вместо све­тиль­нов. Один­на­дцать екса­по­сти­ла­риев, состав­лен­ные в Х в. импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном Баг­ря­но­род­ным, кон­спек­тивно изла­гают содер­жа­ние один­на­дцати вос­крес­ных Еван­ге­лий, чита­е­мых на утрени.

Клейма с изоб­ра­же­нием явле­ний Вос­крес­шего Христа над­пи­саны. Вот содер­жа­ние над­пи­са­ний в порядке рас­по­ло­же­ния клейм, начи­ная с 6‑го:

Пред­став­ля­ется, что иконы Соше­ствия во ад «раз­вер­ну­той редак­ции» могут послу­жить про­то­ти­пами как при напи­са­нии хра­мо­вых икон Вос­кре­се­ния Хри­стова, так и при раз­ра­ботке про­граммы хра­мо­вой рос­писи.

Исполь­зо­ван­ная лите­ра­тура:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *