икона врубеля богоматерь с младенцем

Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем

Иконографически эта икона относится к типу Панахранта. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII веках.
Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица также изображена фронтально и с небольшим наклоном головы. Младенец Христос представлен строго анфас, видна правая рука с благословляющим двуперстным жестом.

Богоматерь изображена в красном мафории, представляющем символ страданий и воспоминание о царском происхождении. На лбу и плечах Богородицы изображены три золотые звезды в знак её «приснодевства» — по легенде, Богородица до Рождества, в Рождестве и после Рождества была девственницей, кроме того, три звезды — символ Троицы.

Необычный, притягательный образ, написанный вопреки канонам духовной живописи. Едва заметный наклон головы, простое, усталое лицо с широким носом и пухлыми губами, земное и неземное одновременно.
В огромных, завораживающих глазах любовь, боль, мольба, терпение и предвидение трагической судьбы художника. Это не парадная икона для всех, для громкого, блестящего убранством храма. Это икона для тихой церкви, написанная на большом эмоциональном подъеме, как обращение к сердцу конкретного человека.

1884 год. 28-летний студент Санкт-Петербургской Академии Художеств Михаил Врубель, в числе прочих, приглашен в Киев для реставрационно-восстановительных работ в Кирилловской церкви, как лучший ученик известного педагога Академии Павла Чистякова. Руководит работами профессор-искусствовед Адриан Викторович Прахов.

Почти все вечера Врубель проводит в доме профессора, обсуждая ход работ, изучает книги по истории византийского и русского искусства. Следуя стилистике сохранившихся в церкви старых фресок, художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиций «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач».

Он много беседует с женой своего руководителя, матерью троих детей и душой киевского художественного общества Эмилией Львовной Праховой. Выйдя замуж за профессора-искусствоведа в 16 лет, Эмилия Львовна хорошо знает мир искусства, закончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у самого Листа.

Вскоре Врубель понимает, что их разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце просыпается любовь.
Константин Коровин вспоминал, что однажды жарким летом он пошёл купаться с Врубелем на большой пруд в саду. «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» — спросил Коровин. Врубель ответил: «Да, это шрамы. Я резал себя ножом».

Врубель полез купаться, Коровин последовал за ним, продолжая разговор: «Хорошо купаться, летом вообще много хорошего в жизни, а всё-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом — ведь это должно быть больно. Что это — операция, что ль, как это?» Коровин, присмотревшись, увидел многочисленные большие белые шрамы.
«Поймёте ли вы, — ответил Врубель. — Значит, что я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Врубель действительно писал письма к Праховой из Венеции, и до наших дней дошли вырезанные из этих писем рисунки Врубеля, которые он делал, чтобы проиллюстрировать свой текст. На обратной стороне одной из таких вырезок с рисунком памятника кондотьеру Коллеони сохранилась фраза: «Лишь бы касаться до…»

Произошло ли объяснение Врубеля и его возлюбленной – остается загадкой. Последовавшее холодное отношение к нему Эмилии Львовны Врубель переживает тяжело и, несмотря на начавшиеся работы по росписи Владимирского собора, уезжает в Одессу. Через несколько лет он напишет своему другу М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».

Возвращение в Киев из Венеции для художника становится триумфом. Иконы на тяжелых цинковых досках были закончены, и в образе Богородицы все увидели черты лица Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа – портрет ее маленькой дочери Оли. Переполнявшие Врубеля чувства, ностальгия по Родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.

Эмилия Львовна Прахова пережила Врубеля на 17 лет. С мужем она рассталась, а свою дочь попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой влюбленный поклонник. Дочь просьбу матери выполнила.

Источник

Богоматерь с младенцем (Врубель)

Содержание

Описание и иконография

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Икона выполнена на цинковом листе маслом, с элементами золочения. Размеры 202 х 87 см.

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица также изображена фронтально и с небольшим наклоном головы. Младенец Христос представлен строго анфас, видна правая рука с благословляющим двуперстным жестом.

История создания

Выбор художника

— Войдите! — крикнул П. П. Чистяков. Дверь мастерской отворилась, и вошёл с довольно большой папкой в руках стройный, худощавый молодой человек среднего роста. С лицом не русского типа. Одет он был аккуратно, в студенческую форму, даже со шпагой, которую студенты в то время неохотно носили. — А вот — на ловца и зверь бежит! Вот тебе и художник! Лучшего, более талантливого и более подходящего для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать… [3]

Прахову не пришлось долго уговаривать никому не известного 27-летнего Михаила — для вынужденного подрабатывать репетиторством Врубеля 1200 рублей были огромной суммой, а для Прахова «скупо отпущенными по смете денежными средствами».

Подготовительная работа, эскизы

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Перед тем, как приступить к основной работе над четырьмя образами для алтаря, Врубель писал фрески в Кирилловской церкви, а также делал наброски для алтарных образов.

Сохранилось несколько подготовительных рисунков к образу Богородицы.

Работа в Венеции

Мурашко узнал в образе Богоматери некую «общую знакомую госпожу из России». По словам Мурашко, сходство было «ярко выражено», и он «не мог этого не заметить». Врубель в ответ на реакцию Мурашко рассмеялся: «А вы узнали?» Мурашко ответил: «Да, только вы дали ей другое выражение; в натуре это неудержимая крикуха, а у вас — кроткое, тихое выражение». Врубель вступился за свою модель: «Разве она крикуха? Нет, это вы её не знаете. Видимо, у нас от одного и того же субъекта были различные впечатления».

Влюблённость

Основанием предполагать объектом симпатии Врубеля Прахову послужили цитаты из его писем к своей сестре и воспоминания современников:

Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!) сказал мне: «Вы слишком много думаете о себе; это и вам мешает жить, и огорчает тех, которых вы думаете, что любите, а на самом деле заслоняете всё собой в разных театральных позах»… Нет, проще да и ещё вроде: «любовь должна быть деятельна и самоотверженна». Всё это простое, а для меня до того показалось ново. В эти полтора года я сделал много ничтожного и негодного и вижу с горечью, сколько надо работать над собой… Твой брат Миша.

— Письмо М. А. Врубеля сестре (Киев, ноябрь 1884).

Милая Анюта, редковато я с тобой переписываюсь. (…) Словом, жду не дождусь конца моей работы, чтобы вернуться. Материалу и живого гибель и у нас. А почему особенно хочу вернуться? Это дело душевное и при свидании летом тебе его объясню. И то я тебе два раза намекнул, а другим и этого не делал. (…) Горячо любящий тебя брат Миша.

— Письмо М. А. Врубеля сестре (Венеция, 26 февраля 1885).

Оценки и критика

Русский художник М. В. Нестеров, который был привлечён А. В. Праховым к росписи Владимирского собора, особенно выделял эту икону Врубеля, подчёркивая одновременность следования византийской традиции и врубелевскую оригинальность: «…вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но — главное — это чудная, строгая гармония линий и красок… В образе Богоматери (не юной) чувствовалась чрезвычай­ная напряженность, граничащая, быть может, с экзальтацией [2] ».

Критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля», и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме». В то же время Маковский отмечал, что Врубель «с точки зрения чисто религиозной, православной, вероятно, далеко не безупречен…» и что «из всех этих зрачков, пристальных, немыслимо расширенных, огромных, веет потусторонней жутью, что сродни соблазнительному пафосу его вечного спутника — Демона [7] ».

Реставрационные работы и опасность утраты

Из четырёх образов иконостаса в Кирилловской церкви самым проблемным является именно образ Богоматери. В Венеции Врубель писал его первым и не знал, что поверхность цинковой пластины необходимо было подготовить специальными образом, на трёх других образах иконостаса эту ошибку Врубель не повторил. Кроме этого, «Богоматерь» выполнена не на целом цинковом листе, а состоит из двух соединённых фрагментов.

По мнению музейных работников и реставраторов, использование Кирилловской церкви «по прямому назначению» ведёт к неизбежной порче и разрушению фресок и иконостаса. Копоть от свечей попадает на поверхность икон и фресок, режим влажности соблюсти невозможно, а в дни церковных праздников верующие спинами и плечами затирают уникальную стенопись.

Использованная литература и источники

Примечания

Литература

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Натурщик (1882—1883) · Натурщица в обстановке Ренессанса (1883) · Девочка на фоне персидского ковра (1886) · Надгробный плач (1887) · Восточный танец (1889) · Тамара в гробу (1890—1891) · Принцесса Греза (1896) · Египтянка · Гадалка (1895) · Маргарита (1896) · Муза (1900) · Лебедь (1901) · Кровать (1905) · Левая рука художника

Полезное

Смотреть что такое «Богоматерь с младенцем (Врубель)» в других словарях:

Врубель, Михаил Александрович — У этого термина существуют и другие значения, см. Врубель. Михаил Врубель … Википедия

Врубель Михаил — Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 ( … Википедия

Врубель М. — Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 ( … Википедия

Врубель М. А. — Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 ( … Википедия

Врубель, Михаил — Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 ( … Википедия

Врубель Михаил Александрович — Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 ( … Википедия

Врубель — Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт Петербург), выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно прикладного искусства; представитель символизма, выразитель тенденций модерна. Участник… … Художественная энциклопедия

Врубель Михаил Александрович — (1856 1910), российский живописец. Произведения («Демон», 1890; «Сирень», 1900) отмечены драматической напряжённостью колорита, «кристаллической» чёткостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщённости образов,… … Энциклопедический словарь

Михаил Александрович Врубель — Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 ( … Википедия

Источник

Богоматерь с младенцем

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Описание работы «Богоматерь с младенцем»

С мая по ноябрь 1884 года Михаил Врубель работал над росписью Кирилловской церкви в Киеве. «Богоматерь с Младенцем» – один из четырех образов, написанных им для иконостаса в 1885 году. С ним связана история страстной любви, которой воспылал художник к жене своего заказчика, матери троих детей Эмилии Праховой.

Их первая встреча состоялась, когда Врубелю было 28 лет, а ей – 35. Эмилия была гражданкой Франции, хотя родилась в Санкт-Петербурге. Она окончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у Ференца Листа. Несмотря на хорошее образование, Эмилия славилась своей эксцентричностью; ее потомки называли ее «дамой с придурью». «В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю – ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих, или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком – эдакая домашняя Салтычиха», – вспоминала ее правнучка, художница Александра Прахова.

По ее словам, Эмилии льстила любовь Врубеля, но ответных чувств к нему у нее никогда не было, ведь он вел себя «странно и просто по-детски». Однажды, к примеру, он пришел к ним в гости с носом, выкрашенным зеленой краской. На вопрос Праховой о причине этого грима художник простодушно ответил «Так красиво же!»

А в другой раз художник принес Эмилии одну из своих акварелей в подарок – «Восточную сказку». Зная о проблемах Врубеля со средствами на существование, Прахова предложила ему показать ее известному киевскому меценату Ивану Терещенко. Пылкий поклонник был настолько обижен, что просто изорвал акварель в клочья и поспешно ретировался. Спустя несколько дней он прибыл с извинениями и получил свой рисунок в заклеенном виде.

Поначалу чета Праховых не очень тяготилась выходками и чувствами эксцентричного художника, но в конце концов, когда его визиты к ним на дачу стали слишком частыми, его отослали в Венецию – «изучать византийское искусство». Там Врубель работал над всеми четырьмя образами для иконостаса Кирилловской церкви, и над «Богоматерью с младенцем» в том числе.

Одно время у него в Венеции гостил Николай Мурашко. Увидев начатый образ Богоматери, он обратил внимание, что ее «тип» написан с их общей знакомой – Эмилии Праховой. «Это было ярко выражено, и я не мог этого не заметить, – писал Мурашко в своих воспоминаниях. – Врубель рассмеялся:
– А вы узнали?
– Да, только вы дали ей другое выражение; в натуре это неудержимая крикуха, а у вас – кроткое, тихое выражение.
– Разве она крикуха? Нет, это вы ее не знаете. Видимо, у нас от одного и того же субъекта были различные впечатления».

Прообразом Младенца на коленях у Богоматери стала ее младшая дочь Ольга: ей было пять лет на момент написания картины. Именно ей Прахова доверила поручение сжечь все письма Врубеля после своей смерти, и этот факт принимается некоторыми как доказательство романа между ними.

Другие же считают, что эти отношения послужили причиной того, что Прахов отстранил Врубеля от росписи строящегося в Киеве Владимирского собора – художнику доверили лишь мелкие работы с орнаментом. Но мнение Таисии Мазюк, которая жила с юности в семье Праховых, опровергает эти домыслы. «Искусствовед прекрасно знал цену этому художнику, – рассказала она в интервью. – И говорил, что будь его воля, построил бы храм, который предложил расписывать только Врубелю – такому таланту нужны другие стены. Врубель не вписывался в компанию с такими традиционными художниками, как Васнецов и Нестеров». Кроме того, он даже опоздал на полгода с предоставлением эскизов для Владимирского собора.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Ссылки

Видео

Приложения

Новости

Фотоальбом

Стена

ДЖеревенская идиллия 1.

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемикона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Всегда под рукой

Шутливый гороскоп блоггера

Гороскоп для «Lida_shaliminova» на 15 декабря 2010

Лучшим решением на сегодня будет обратить больше внимания в оффлайн, нежели в дневник. Но если сильно потянет в Интернет, можно повнимательнее вчитаться в записи икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемVlad_Topalov. Яндекс в пятом такте. Что непременно влечет за собой стремление побольше комментировать икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемprazini. Имеется вероятность ссоры с ПЧ дневника икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемvideo_world. Вероятно, будет полезным знакомство с икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцемVertex.

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Описание картины
Михаила Врубеля
«Богоматерь с младенцем»

Икона, написанная в далеком 1885 году Врубелем, с одной стороны соответствует всем православным канонам иконографии, которые достаточно строго ограничивают предоставляемое художнику пространство для фантазии, с другой же необычна и оригинальна в этих пределах.

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Вместо выдержанных в едином строгом стиле почти неживых ликов смотрят с неё живые человеческие глаза – не страдающие, не всепонимающие, не скорбящие, не заглядывающие в самую душу и прожигающие её до дна, а обычные.
Напоминающие о том, что Христос с Богородицей не только Бог и Святая Дева, но и люди – одновременно нечто безмерно большое и безмерно малое. В иконе есть несвойственный обычно иконам реализм, намек на некое знание за лицом Богородицы.

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Впрочем, символизм иконы полностью соответствует уставам.

Так трон, на котором восседает Божья Матерь, означает величие и царственность (этот образ начали использовать ещё в Византии, в 11-12 веках), алый плащ – страдание, кровь и величие.

Три звезды, золотящиеся на лице Божьей Матери напоминают о том, что Бог триедин – Отец, Сын и Святой Дух, и одновременно о том, что и до, и после, и во время Рождества Богородица оставалась девой.

На её нимбе греческие буквы – аббревиатура слов «Божья Матерь», эти буквы можно встретить на любой иконе.

На нимбе же Христа – легко узнаваемый крест, напоминающий о том, какая судьба ждет младенца, сидящего на коленях матери.

Правая рука его сложена в двуперстие – благословение, прощение и успокоение, левая покоится на свитке, что означает, что Бог всеведущ.

Одновременно икона и картина, в неё вложено больше, чем обычно вкладывают в иконы, а создана она была Врубелем ещё в ту пору, когда он был никому неизвестным студентом и наняли его для росписи только потому что искали кого-нибудь, кому можно будет не платить слишком много.

1200 – для бедного студента-художника, подрабатывающего репетиторством, это были большие деньги.

Для руководителя же проекта – слишком маленькая смета, на которую никого, кроме недоучки, не нанять.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. «Богородица с Младенцем». Библейский сюжет

«Расписать Владимирский собор в Киеве?! Конечно я мечтал о росписи больших стен. Но собор! Что можно сделать после такого мастера как Рафаэль, чтоб критика не упрекнула в подражании? Нет, я хорошо сделал, что отказался».

Описание картины
Виктора Васнецова
«Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов.

До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы.

Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году.
Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть фото икона врубеля богоматерь с младенцем. Смотреть картинку икона врубеля богоматерь с младенцем. Картинка про икона врубеля богоматерь с младенцем. Фото икона врубеля богоматерь с младенцем

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним.

Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые.

Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон.
На полотне Васнецова зрители видят обычных людей.
Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка.
Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках.
В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *