икона вспоможение в родах в серпухове
Икона Божией Матери «Поможение родам»
История явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Поможение родам»
В 1993 г. Великим Постом я причащал на дому старушку и она, узнав, что я служу на вновь открытом приходе, попросила внучку достать с чердака икону Божией Матери и передала ее мне. Темная, в паутине и многолетней пыли, с закопченой ризой, она была подобна тем многим тысячам икон, «хранящихся» в годы атеизма на чердаках. Сам образ был мне не знаком, и лишь когда я расчистил оклад и изображение, то невольно ахнул, – икона называлась «Поможение родам».
Таким был мой приход в Церковь. И время моего рукоположения во священство почти совпало с первым классом дочери. Она начала учиться грамоте, а я – служению Богу.
Глядя на образ Божией Матери «Поможение родам», я составил настоящий акафист и сейчас, по прошествии долгого времени все еще удивляюсь, что мне это удалось всего за два вечера. Вначале я читал акафист дома. Однажды пришла в слезах женщина; ее дочери в это время должны были делать операцию. Врачи сказали ей, что для сохранения жизни матери-роженице предстоит внутриутробное иссечение (убийство) плода, причем срок беременности был достаточно большим. Мы с ней читали акафист пред святою иконой и, к моей радости, вечером она вновь пришла сияющая счастьем – удалось спасти мать и младенца. После этого случая я решился представить акафист нашему правящему архиерею Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому. И Владыка, сделав некоторые замечания, благословил акафист к служению в нашей церкви. С этого дня каждую субботу мы совершаем молебен с чтением акафиста и водосвятием пред этим святым образом.
К сожалению, вести какие либо записи о результатах молебнов мы начали лишь недавно, но вот два наиболее памятных случая произошли в семьях моих знакомых.
Галина и Игорь. Шесть выкидышей, да и седьмая беременность не была обнадеживающей. Мама Галины, ныне покойная, ушла на пенсию с должности старшей медсестры абортария – отделения больницы где совершаются узаконенные детоубийства. Вся семья исповедалась, причастилась, мы служили молебен, и весь оставшийся срок беременности Галина пила святую воду от Божией Матери. Их дочери Анне уже пять лет!
Светлана и Владимир. Он пришел в храм по делам производственным (наша церковь реставрируется) и в этот день, а была пятница, был явно чем-то удручен. Выяснилось, что обследование показало у Светланы неправильное расположение плода – ножками вперед, и в понедельник ей предстояло лечь в больницу. Я убедил Владимира придти с женой на молебен в субботу утром. И после субботнего молебна в понедельник вновь увидел их радостно-ошеломленных – Светлану осмотрели в больнице и отпустили домой – плод перевернулся! Я спрашивал об этом случае главного врача Серпуховского роддома Владимира Ирсеновича Кима, он лишь развел руками. Дивны дела Твои, Господи!
Протоиерей Владимир Андреев
1998 г.
Ныне образ Божией Матери «Поможение родам» пребывает в соборе Николы Белого, где также по субботам совершаются молебны с водосвятием пред дивной иконой и продолжаются свидетельства неоскудевающей помощи Богородицы всем с верою к Ней припадающих.
Непраздная надежда
Рождение ребенка – это великая радость. Но сколько тревог связано с его вынашиванием и самими родами, которые, увы, не всегда протекают успешно. Не так давно в Серпухове был явлен чудотворный образ иконы Божией Матери с названием, которое может вселить надежду даже в отчаявшихся. Называется она «Поможение родам».
Если вы окажетесь в этом подмосковном городе и спросите у прохожих, как найти икону, вам укажут на собор Николы Белого. Настоятель храма и благочинный Серпуховского округа протоиерей Владимир Андреев сам стал свидетелем обретения этой святыни в 1993 году. Великим постом отец Владимир причащал на дому одну старушку. Она попросила внучку достать с чердака икону Божией Матери и передала ее отцу Владимиру.
«Поначалу нельзя было даже разобрать, что это за образ, – рассказал батюшка. – Икона была темная, покрытая многолетней пылью и паутиной, с закопченной ризой. И лишь когда я расчистил оклад и изображение, невольно ахнул – на меня глянул светлый лик Богородицы с младенцем Иисусом. И я узнал икону “Поможение родам”».
В памяти отца Владимира сразу всплыли первые роды жены – молодые супруги потеряли тогда своего первенца. И опасались рожать снова. Однако через пару лет все-таки решились. Ребенок появился на свет здоровым, а вот жена угодила в реанимацию. Тогда еще студент Володя Андреев полгода растил свою грудную дочку один, параллельно заканчивая институт. И еще неумело, своими словами горячо молился Богу, чтобы Всевышний сохранил две жизни – жены и дочери.
«Тогда я не давал никаких обетов, интуитивно понимая, что Господь исполняет наши мольбы не в обмен на наши обещания, а исключительно в силу Своей благости и любви к нам. Потом, когда мои слова, обращенные к Богу, стали уже не просительными, а благодарственными, я почувствовал, что у меня появилась потребность в ежедневном общении с Творцом, в молитве. Так я пришел в Церковь. Время моего рукоположения в священники совпало с первым классом дочери. Она начала учиться грамоте, а я – служению Богу. Сегодня «вымоленной» дочке Настеньке 32 года, она кандидат наук».
Акафист за два вечера
Глядя на чудом обретенный образ Богоматери, отец Владимир буквально за два вечера сочинил («Нет, записал», – поправляет батюшка) акафист. Поначалу читал его дома. Но однажды к нему пришла женщина вся в слезах. Ее дочери в это время должны были делать операцию: врачи сказали, что для сохранения жизни матери необходимо внутриутробное иссечение (убийство) плода, причем срок беременности был достаточно большим.
«Мы с ней тут же начали читать акафист перед святой иконой, – продолжает батюшка, – и, к моей радости, вечером эта женщина вновь пришла, уже сияя счастьем, мать и младенца удалось спасти. После этого случая я решился представить акафист нашему правящему архиерею митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Владыка, сделав некоторые замечания, благословил акафист к служению в нашей церкви. С этого дня каждую субботу и воскресенье мы совершаем молебен с чтением акафиста и водосвятием перед чудотворной иконой».
Тетрадка с чудесами
С тех пор совершилось немало исцелений по молитвам перед Помощницей в родах. В соборе есть специальная тетрадь (их за эти годы исписано уже несколько), в которой люди благодарят Божию Матерь за помощь, а кто-то записывает свои чудесные истории. Вот одна из них: «Хочу выразить свою глубочайшую благодарность. Моя молитва Пресвятой Богородице была услышана, а просьба моя чудесным образом исполнилась. Мне 45 лет, а сыночку 7 месяцев. Я забеременела после долгих лет трудного лечения, и все врачи хором предостерегали меня от возможных отклонений в развитии ребенка, а также говорили, что обязательно будут делать кесарево сечение. В самом начале беременности я обратилась к иконе “Поможение родам”. Беременность моя протекала настолько легко, что я даже на учет в женскую консультацию встала не по необходимости получить медицинскую помощь, а по существующим правилам. А роды мои были настолько быстрыми и правильными, что врачи отменили кесарево сечение. Мой сыночек родился сам, совершенно здоровый и очень красивый. Не знаю таких слов благодарности, чтобы выразить все мои чувства. Пресвятая Богородица, слава тебе! Очень хочется, чтобы мою историю напечатали здесь в книге благодарностей – пусть люди видят и исполняются надеждой».
Много удивительных случаев может рассказать прихожанка Никольского храма Ольга Шландакова, заведующая женской консультацией при серпуховском роддоме. Она признается, что «Поможение родам» давно уже стала ее «профессиональной» иконой. Образ есть в ее рабочем кабинете. Бывало, придет женщина с настроем на аборт, Ольга Трофимовна с ней поговорит, пациентка увидит икону, и мысль о детоубийстве уходит сама собой.
«Нередко бывает, что с медицинской точки зрения заходишь в тупик: вроде все лечение прошли, а беременность не наступает или не может женщина выносить ребеночка. И я понимаю, что моих усилий как врача недостаточно, надо просить помощи у Бога и Божией Матери. Не всем, конечно, я могу посоветовать сходить помолиться, поскольку вижу, что кто-то просто далек от этого. Но если девочка верующая, я рассказываю ей об удивительной иконе, которая есть в нашем городе. И на молебне встречаю немало своих пациенток. Многие женщины даже на роды берут эту икону».
Больше всего об этой удивительной иконе знает отец Владимир: «Приходят к нам, рассказывают, что врачи поставили крест – детей не будет. В глазах – такая надежда. Я разъясняю: мы ничего не гарантируем, мы встаем с вами рядом и вместе молимся Богу. И на все Божья воля. Пришла как-то молодая женщина, у нее восемь выкидышей было. Они с мужем почти совсем надежду потеряли. Как утопающие за соломинку схватились – пришли в наш храм. И вот они уже счастливые родители.
Еще запомнилась мне пара – Светлана и Владимир. Он пришел в храм по другим делам, но я увидел, что он чем-то взволнован. Выяснилось, что обследование показало: у жены Светланы неправильное положение плода, ножками вперед. В ближайшие дни ей предстояло лечь в больницу. Я убедил Владимира прийти перед этим с женой на молебен. И после субботней молитвы увидел их радостно-ошеломленных в понедельник: Светлану осмотрели в больнице и отпустили домой – ребенок перевернулся. Чудны дела Твои, Господи!»
Молитва перед иконной Божией Матери «Поможение родам»
О, Всемилосердная, Благая и Истиннная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защищение. Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.
Празднование иконе совершается 8 января и 22 сентября
«Поможение родам» в Серпухове
В канун Старого Нового года 13 января отмечалась церковная память преподобной Мелании Римской. Этой святой принято молится о помощи и облегчении в родах. В Подмосковье есть чтимая святыня, которой молятся в этом же случае – икона Божией Матери «Поможение родам». Редкий образ Богородицы находится в храме Николы Белого в Серпухове.
Икона появилась в Серпухове в 1993 году. Образ подарила бывшему настоятелю Никольского храма Владимиру Андрееву пожилая женщина, которую священник причащал на дому. После расчистки лика от накопившейся грязи и копоти, оказалось, что подаренная святыня – это редкий образ Богородицы «Поможение родам». Как указано на сайте прихода, много лет в храме ведется журнал, в котором записывают случаи чудесной помощи беременным и бесплодным женщинам.
Образ имеет необычную композицию и детали. В отличие от большинства видов богородичных икон, Мария не держит Иисуса на руках. Младенец в золотом сиянии помещается внутри фигуры матери. Похожее расположение заметно на известной новгородской иконе «Знамение» и другой серпуховской святыне «Неупиваемая чаша». Голова Марии серпуховского списка «Поможение родам» покрыта белым платком. Белый платок – это деталь католической традиции. Тем не менее, в XIX веке появились три почитаемые православные иконы, где Богородица облачена на западный манер в белый платок: келейный образ преподобного Серафима Саровского «Умиление», «Спорительница хлебов» оптинского старца Амвросия, а также «Всех скобящих радость». Серпуховская икона «Поможение родам» расположена у главного иконостаса Никольского храма на аналое с сенью в виде часовенки. За ней находится большая копия в самом иконостасе.
У этой святыни молятся не только о помощи при сложных родах. В конце акафиста серпуховскому образу мы можем прочесть такие слова: «Преславный и светлый лик даровала еси нам, Богородице, святой и чудотворной иконой Твоею, «Поможение родам» именуемою, пред нею не токмо безплодные супруги или страшащиеся часа деторождения жены со умилением молятся, но и многие иноки, путь девства для служения Сыну Твоему и Богу нашему избравшие, во святых обителях возносят Тебе, Благодатной Деве, чистые и смиренные молитвы свои за мир грешный сей». Текст акафиста серпуховской иконе написал упоминавшийся священник Владимир Андреев вскоре после того, как святыня попала в храм Николы Белого. Если человек не знает, как ему молиться своими словами, помогает текст акафиста. В специальных стихах – икосах и кондаках – содержатся подходящие слова молитв.
В этом акафисте вспоминаются случаи чудесного избавления от бесплодия из церковного предания и житий святых. Например, есть такие строки: «Памятуя поношение за безчадие праведных родителей Твоих, Пресвятая Мати и Дево, услышала молитвы возносимые к Тебе пред святою Твоею иконою во храме Влахернском некоей Анной, просящей даровати ей сына: «Будешь иметь сына по прошению твоему», – в неизреченной милости объявила Ты ей, Владычице».
В первой части приведенного отрывка речь идет о бесплодии родителей самой Божией Матери. Иоаким и Анна прожили много лет вместе, но не могли иметь детей. Однажды Иоаким молился в пустыне вблизи Иерусалима, и ему явился ангел, предрекая долгожданное рождение Марии. Во второй части отрывка говорится о молитве матери мученика Стефана Нового. Согласно житию этого святого, его родители имели двух дочерей, но хотели сына. Анна слезно молилась о наследнике во Влахернском храме Константинополя у иконы Богородицы и удостоилась видения самой Марии. Вскоре Анна родила сына – будущего святого Стефана.
Тема бесплодия и чудесного исцеления от него не раз повторялась в книгах Ветхого Завета. Несколько библейских праведников и пророков появились на свет именно так. Порой библейский рассказ подчеркивал совершенную безнадежность молитв родителей. Авраам, например, вымолил сына Исаака, когда ему было сто лет, а его жена Сарра физиологически уже перестала быть способной к рождению. Имя другого праведника Самуила переводится с еврейского «Испрошенный у Бога». Его мать Анна была бесплодна, поэтому супруг даже взял себе другую жену. Анна молилась у Скинии – места поклонения Богу – и родила Самуила, а спустя годы еще трех сыновей и двух дочерей. В Евангелии от Луки рассказывается, как у священника Захарии и его жены Елисаветы в преклонном возрасте родился сын Иоанн – будущий Креститель и Предтеча Иисуса Христа. Захария не поверил ангелу, который возвестил ему о рождении сына, за что был наказан немотой до того, как Иоанн появился на свет. Ко всем этим библейским праведникам можно обращаться с молитвой о рождении детей.
Святых и праведников, которым молятся о зачатии ребенка достаточно много, а о помощи при самих родах христианки в старину чаще молились особым Богородичным иконам. Помимо образа «Поможение родам» к ряду «женских» святынь принадлежит похожая икона Божией Матери «Слово плоть бысть». На популярном православном сайте «Азбука» приводятся и другие иконы, к которым принято молиться о благополучных родах: «Феодоровская», «Скоропослушница», «Целительница», «Призри на смирение».
Существуют даже особые иконы Божией Матери, которым молятся в послеродовой период. Это Богородица «Млекопитательница» и «Блаженное чрево». На обеих иконах Божия Матерь кормит младенца грудью. Один из старинных подмосковных списков «Млекопитательницы» находится в храме села Вельяминово на Старом Каширском шоссе. Там и в наше время отмечали случаи, когда женщины, сталкивавшиеся с проблемами при кормлении ребенка, получали помощь после молитвы у этого образа.
С давних времен о родах и роженицах молятся святым Анастасии Узорешительнице, великомученице Екатерине и особенно Мелании Римской. Из жития святой Мелании известно, что она с юных лет желала остаться девой, но родители выдали ее замуж. Она предложила супругу жить как брат и сестра, а муж пообещал исполнить ее волю после рождения сына или дочери. Мелания родила дочь, однако супруг забыл обещание. Вторые роды были для святой Мелании тяжелыми, она едва не погибла. В народе считали, что святая, которая сама прошла через тяжелые роды, легче прислушается к мольбам женщин об облегчении страданий.
Церковное празднование иконе «Поможение родам» установлено на 26 декабря (8 января по новому стилю), то есть на следующий день после Рождества Христова. Второй по значению христианский праздник в году после Пасхи посвящен рождению Иисуса Христа от Марии. Многим святым и библейским праведникам молятся об исцелении от бесплодия. Те, кто не страдает этим недугом, также могут молиться о благополучных родах к Божией Матери, к ее чудотворной иконе в Серпухове.
Никольский Собор г. Серпухова
Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).
Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). «Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым. Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.
Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.
В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: «. и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину». В том же году храм освятили.
Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.
В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.
В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.) и Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).
В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.
Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их соору-жения некоторые изменения по сравнению с проектом.
Фотограф — Михаил Мамаев |
После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.
Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.
В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!
В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.
С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма «Стромальянс». В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.
За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери «Поможение родам». Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.
Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.
Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.
В память о шестерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи.
В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.
Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.
12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.
Возрождение собора силами всего города — знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.
Духовенство: прот. Владимир Андреев — настоятель, священник Олег Журба, священник Алексий Филатов, священник Валерий Гололобов, диакон Алексий Спигин
Телефон: 8 (4967) 72-49-17
Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 26/12
Проезд: с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее автобусом № 4 до остановки «Никольский собор» или другим автобусом до остановки «ул. Чехова»
Тропарь
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; темже усердно молим Тя: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех с верою Тебе молящихся, Тя бо Едину Помощницу и Предстательницу имамы.