икона встреча иоакима и анны
Богоотцы
Слово в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Память о них неразрывно связана с Девой Марией, Которая родила Богочеловека Иисуса Христа. Раз от Ее утробы воплотился и явился миру Сын Божий, значит, и Она родила не просто человеческую природу Сына, но Саму Личность, Лицо и Ипостась нетленного Бога Слова. А раз Мария – Богородица, то и Ее родители не просто дед и бабка Иисуса, но – родители Самой Богородицы и, таким образом, сами – Богоотцы.
В богослужебных текстах сегодняшнего праздника оба они – Иоаким и Анна – нередко обозначаются одним словом – родители, святая двоица, Богоотцы. Хотя рождает только Анна, но Иоаким как будто рождает вместе с ней; хотя отцом в собственном смысле слова является только Иоаким, но Анна, как неразлучная с ним, поминается в том же слове – Богоотец. Двое – как одно, святая двоица рождает, питает, воспитывает и вводит в храм Божественную Отроковицу.
Они уже не двое, но одна плоть (см.: Мф. 19: 6). Святые Иоаким и Анна являют пример исполнения заповеди, которую Бог дал Адаму в Раю: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24).
При этом они были не только единой плотью, но и единой душей и единым духом. Их брак был не иудейской обязанностью продолжения рода, не долгом перед обществом о решении демографической проблемы. Их соединяло благодатное, не поддающееся описаниям, глубокое взаимное безоглядное романтическое чувство, которое мы называем любовью. Их взаимная любовь длилась до глубокой старости, до самой смерти.
Эти черты человеческой любви между мужем и женой очень трогательно изображаются на православных иконах. Иконописцы создали удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния – не только духовного, но и плотского. Портрет святых Богоотцов Иоакима и Анны – уникальный случай, когда Церковь прославляет в красках супружескую любовь.
Вот в маленьком изображении вокруг иконы новгородского письма «Введение во храм Пресвятой Богородицы с житием» мы видим, как первосвященник изгоняет из храма Иоакима за бездетность, в последующих двух изображениях Иоаким и Анна порознь тоскуют: он в пустыне, а она в лесу. Иоаким, как проклятый, уходит в пустыню, поскольку священник не принял его жертвы. Птицы, вьющие гнезда на древесных ветвях, напоминают Анне то, о чем она плачет. Но их страдание поодиночке в пустыне и в лесу облегчается видением ангела-утешителя, возвещающего грядущую радость.
На иконах типа «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» Иерусалима Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе.
На иконе «Зачатие Анны» сугубо интимный смысл сцены, благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Созерцая икону, зритель не испытывает чувства неловкости и не ощущает себя подглядывающим за завесу балдахина супружеской спальни. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой, и поэтому лицезрение иконы «Зачатие Анны» оказывается даже поучительным для тех, кому предназначен этот урок любви.
На старинных иконах псковских храмов в изображении «Рождества Пресвятой Богородицы» можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. Домашние птицы – гусь и утка – сообщают картине характер счастливой семейной идиллии, в центре которой – взаимная любовь мужа и жены.
Как солнце от солнца и луна от луны, рождается Святая Мария от святых, исполненных любви родителей. Богослужебные песнопения праздника ставят Иоакима и Анну выше всех других родителей на земле. Они преодолевают ветхозаветную зависимость счастья супругов от факта наличия или отсутствия детей. А во времена Христа, между прочим, муж мог дать разводную, если жена всего лишь пересолит еду.
По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. При этом старец Паисий Святогорец называл их самой бесстрастной супружеской парой, поскольку «у них не было мирского мудрования». Святые Богоотцы были уже в преклонных летах, им было более 60 лет, когда они зачали Марию. В их взаимном влечении уже не было юношеской страстности. Они страдали от того, что у них не было детей, и поэтому горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им ребенка. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий, – но по послушанию Богу».
Судя по древним преданиям, святые Иоаким и Анны любили друг друга безраздельно, но бесстрастно. Их любовь характеризуется такими словами, как верность, сострадание и нежность друг к другу. Они хотели ребенка не от похоти плоти, а от взаимной любви.
Апостол Павел писал, что если в одном теле «страдает член, страдают с ним все члены, и если прославляется один член, с ним радуются и все члены тела» (см.: 1 Кор. 12: 26). Из жития святых Богоотцов мы видим, как трогательно они прячут боль друг от друга (и Иоаким уходит в пустыню, и Анна – подальше от дома) и как счастливы делиться друг с другом радостью (бегут навстречу друг другу и сжимаются в объятьях).
Как их портрет не похож на то, что мы видим сегодня!
Умы многих в наши дни заражены той идеей, что идеал мужчины – мешок с деньгами, а женщины – топ-модель с обложки журнала. На рождение ребенка, а это, как говорят, иногда происходит «случайно», толкает страсть, но отнюдь не любовь. Слова «верность» и «преданность» сейчас не в моде, главное – чтобы мне «было с ним хорошо». И если уж и решаются молодые люди «связать себя законным браком» (обратите внимание на негативный смысл каждого слова: себя, связать, закон, брак), то семья становится не центром счастья, а пространством, где каждый по-своему «отдыхает» от внешнего мира. Во вне, на работе в трудовом коллективе, каждый старается держать себя «в рамках», казаться «хорошим». Но дома, в четырех стенах небольшой квартиры, каждый позволяет себе «разряжаться», метать молнии на свою же второю половину, убивая тем и ее, и себя.
«Любовь не ищет своего, не радуется неправде, всё переносит, всё покрывает, всему верит», – писал апостол Павел (см.: 1 Кор. 13: 5–7). Если бы у нас был такой образ мыслей: «я верю ему, потому что он мой муж», «я покрываю его проступок, так как я могу ошибаться», «я переношу его недостатки, так как сама далеко не ангел», «я не радуюсь его недостаткам, так как его боль – это и моя боль», «я желаю ему счастья и ради этого дарю ему свою любовь», – то, возможно, такая семья не оказалась бы на грани развода.
Супружество Иоакима и Анны – это пример вневременного, непрестанного обращения друг к другу, постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Всё, что происходит вокруг святых супругов (новости, общество, работа), – всё вторично в сравнении с их отношением друг к другу. Каждый из супругов ищет себя в своей второй половине, в ней «самореализовывается», хочет всю гармонию мира видеть в ее лице, хочет себя ей подарить.
Образ такой устремленности друг ко другу – это образ Божественной любви. Бог ищет в человеке Свой образ, Бог хочет отразиться в человеке, Бог желает человеку Себя подарить.
Если мы сможем в себе изыскать любовь, хоть немного подобную любви Иоакима и Анны, мы станем на одну волну с любовью Божественной. Но если мы подыскиваем себе молитовки «о супругах» и при этом хладнокровно брезгуем своей второй половиной – мы напрасно тратим время и свое, и священника. Бог не глуп, и Он видит, есть ли в нашем сердце хоть капля любви. Если же в глубине души супруги или супруга уже царит «развод» – Бог не может ничего ей или ему больше дать.
Пусть же, дорогие братья и сестры, пример святых праведных Иоакима и Анны, которых мы ежедневно поминаем на богослужебном отпусте, будет для нас образцом того, какая должна быть любовь супругов: любовь вне пространства и времени, любовь до седых волос, любовь вечная.
Святые Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!
Святые Иоаким и Анна: встреча у Золотых ворот
«Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Альбрехт Дюрер.
Среди православных икон есть одна особенная, с довольно неожиданным сюжетом. На ней изображены мужчина и женщина, приникшие друг к другу в нежном объятии. Эта икона напоминает верующим о силе молитвы, о жизни в благочестии и чистоте, о доверии к Богу и награде за праведность.
Пятьдесят лет Иоаким и Анна прожили вместе. Всё это время они не оставляли молитв ко Господу, но детей у супругов так и не было. Однажды Иоаким пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Но первосвященник отверг подношение, сочтя Иоакима недостойным. Случившееся глубоко потрясло супругов. Они испытали сильнейшее унижение и стыд. Но муж и жена не возроптали на Бога. Иоаким удалился в пустыню, чтобы держать строгий пост и молиться Господу о милости. Анна осталась дома, она молилась Богу в своём саду.
По преданию, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами. Женщина зарыдала.
Анна скорбела о том даре, которым Господь наделил всё живое, даже крохотных птиц, но которого она была лишена. Анна сокрушалась, что не смогла родить детей, которые бы любили и прославляли Господа. И тогда ей явился Ангел Господень. Он принёс весть, что молитвы супругов услышаны, у них родится Дочь, которая Сама станет величайшим благословением всех людей. Такое же видение было и Иоакиму в пустыне.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Икона Иоакима и Анны
В православии есть немалое количество праведных примеров супружеских пар. Эти люди, житие, которое они оставили являют перед верующими множество положительных качеств, пример, которому нужно следовать. Иконы этих святых пользуются искренним почитанием. К таким относится и икона Иоакима и Анны – супружеской пары родителей Богородицы.
Многие верующие до сих пор обращаются к этим святым с молитвой, для того чтобы они могли ходатайствовать у Всевышнего.
История праведников
Иоаким и Анна могут благословить супружеские пары и людей, которые ищут крепких отношений или улучшения в отношениях. Тем не менее, для того, чтобы молитва перед иконой была более вдумчивой, полезно рассмотреть житие этих святых. Благодаря пониманию этой истории открывается и значение иконы Иоакима и Анны перед верующими.
Итак, история начинается в городе Назарет, который располагался в Галилее. Там жила супружеская чета, праведная и добропорядочная, но святая Анна (мать Богородицы) не могла на протяжении длительного времени зачать. Кстати, поэтому сейчас икона с ней часто используется женщинами, которые хотят ребенка.
Супруг ее мог оставить не рожающую женщину, таковы были законы того времени. Более того, основой супружества считалось именно деторождение, если ребенок не появлялся, искали другую супругу.
Однако супруги жили вдвоем и продолжали ожидать чуда. Они были большими праведниками и при этом обладали высоким достатком, пользовались положением в обществе, но из-за отсутствия ребенка страдали, многие люди порицали этот факт. Тогда Иоаким отправился в пустыню поститься и молить Господа, а святая Анна молилась в своем доме.
Чудесным образом им явились ангельские видения и оба они, не сговариваясь, отправляются в Иерусалим, где Анна Праведная и зачала ребенка, икона может описывать этот факт – чудесной встречи супругов там. В католичестве зачатие Богородицы тоже считается непорочным, но этот факт утвержден только в 19 веке католической церкви по решению римского понтифика.
Конечно, в православии данное зачатие не считается непорочным, оно было вполне земным, но вот сам факт появления у бездетной пары ребенка, причем такого особенного, является, безусловно, чудом.
Более того факт чуда подтверждается биографическими данными. Если посмотреть на иконы святой Анны и Иоакима, становится заметным преклонный возраст этих людей. К рождению Марии они достигли минимум семидесятилетнего возраста. Как не трудно понять, выносить и родить ребенка в подобном возрасте без благодати Божией является весьма трудным делом, даже современная цивилизация со всеми достижениями технического прогресса не может обеспечить условий для таких возрастных рожениц.
В чем помогает икона Анны и Иоакима
Чаще всего к этим святым обращаются по теме, связанной с браком и семейными отношениями, просят о том, чтобы Господь помог даровать ребенка или наладился семейный уклад. В общем, обо всем каким-то образом, связанным с семьей и гармонией в доме.
Во многом икона праведной Анны матери Пресвятой Богородицы является символом женского смирения и выдержки. Ведь Анне пришлось немало выдержать в те далекие времена, когда женщина ценилась в основном по наличию детей. Только представьте, как тяжело ей было на протяжении практически всего земного пути, но она не утратила веру и продолжала молиться, благодаря чему получила невероятное чудо.
К слову, есть другие образы с этим именем, которые говорят о женском смирении и выдержке. Речь про икону Анны пророчицы – она тоже на протяжении всего земного своего бытия много молилась и усердно трудилась, благодаря чему получила дар пророчества и свидетельствовала о приходе Христа. В свою очередь Анна Мученица, которая есть во многих храмах и также называется иконой Агнии мученицы, проживала в Риме в период гонений на христианство, но не отступила от веры даже в самые трудные времена.
Молитвы иконам
Особо почитается икона Анна мать Пресвятой Богородицы 7 августа, в день ее успения. Также икона Иоакима и Анны почитаются 22 сентября и 22 декабря – в день зачатия Богородицы.
Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая святым праведным Иоакиму и Анне
О, святи́и пра́ведницы, Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Моли́те Милосе́рдаго Го́спода, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленная прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас, раб Бо́жиих (имена), на путь покая́ния, и на стези́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре жизнь на́шу сохрани́те, и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и внеза́пныя сме́рти предста́тельством ва́шим нас избавля́юще и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же, со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот»
Выставка одного произведения, как правило уникального, нечастое событие. Музей русской иконы, основанный коллекционером Михаилом Абрамовым, для показа выдающихся образцов древнерусского искусства запустил долгосрочный цикл «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». Открылся цикл в прошлом году выставкой иконы XVI века «Иоанн Предтеча с праздниками» из музея-заповедника «Ростовский Кремль». Теперь же другой шедевр, икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот», тоже XVI века, привезли из Псковского музея-заповедника.
Много пережившая в революцию и 1930-е годы, во время Великой Отечественной войны эта икона, памятник времен Ивана Грозного, попала в руки немцев и оказалась в Германии, откуда и была возвращена на родину, в Псковский музей-заповедник. Поскольку за 400 лет своего существования она не раз подновлялась и в результате была покрыта толстым слоем записей и потемневшей олифы, ее отправили в музейные запасники. Там она и пролежала до 1991 года, когда началась кропотливая реставрация, длившаяся 25 лет. Теперь этот шедевр украшает постоянную экспозицию музея-заповедника. А в Музее русской иконы — ее первый выход на столичную публику. К этому знаменательному событию музей выпустил и каталог, подробно представляющий саму икону и перипетии ее истории.
Музей русской иконы
Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот. Обретение шедевра
С 21 сентября 2018 по 15 января 2019
Псковский музей-заповедник презентовал икону XVI века, реставрация которой завершилась в этом году
В экспозиции Поганкиных палат Псковского музея-заповедника состоялась презентация иконы XVI века «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Пресвятой Богородицы»), реставрация которой была завершена в начале этого года.
Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе музея, выставке предшествовала многолетняя кропотливая работа псковских реставраторов: в 1988 – начале 2000 годов заведующая отделом реставрации Псковского музея-заповедника Наталия Ткачёва выполнила укрепление красочного слоя и левкаса и частичное раскрытие иконы, а в 2007 – начале 2016 годов художник-реставратор Михаил Владыкин – сложную реставрацию деревянной основы иконы, повторное укрепление, полное раскрытие авторской живописи от поздних записей, вставок и потемневшей олифы, дополнительное укрепление и подведение реставрационного грунта, тонирование утрат живописи.
В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим, что Иоаким не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю». Опечаленный Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, провёл в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему.
Анна также предалась скорби, усилившейся из-за обидных слов её служанки Иудифи. Но, не теряя надежды, продолжала молить Бога о даровании ребенка по примеру праведной Сарры, жены праведного Авраама. В Протоевангелии описывается явление Анне ангела Господня, возвестившего ей, что Господь внял её молитве. Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении Иоакима, которому тоже было откровение через ангела о рождении ребенка.
Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, который отмечается 22 (9 по старому стилю) декабря.
Икона, представленная в экспозиции Псковского музея-заповедника, происходит, как предполагают реставраторы, из бывшей монастырской церкви Иоакима и Анны с Полонища, в фонды музея она поступила до Великой Отечественной войны. В 1944 году она вместе со всей коллекцией средневековой живописи Пскова была вывезена оккупантами в Германию. После войны в числе других псковских икон оказалась в Новгороде Великом. После возвращения в Псков в 1955 году находилась в неблагоприятных условиях Солодёжни, которая долгие годы являлась единственным хранилищем музея, откуда и поступила в мастерскую реставрации в 1988 году.
Тяжёлое состояние памятника потребовало серьёзного реставрационного вмешательства, включающего не только укрепление и раскрытие, но и сложную работу с деревянной основой, отметили в музее.
Рядом с иконой размещён стенд с фотофиксацией, демонстрирующей основные этапы реставрации.
Через четыре столетия после создания фресок Преображенского собора была написана икона «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». И почти столько же времени прошло с тех пор до нашего времени.
Реставраторы и хранители экспозиции Псковского музея-заповедника посвятили эту выставку одной иконы своим безвременно ушедшим из жизни коллегам, реставраторам и исследователям, внесшим неоценимый вклад в дело сохранения и изучения памятников культуры древнего Пскова: Владимиру Сарабьянову, Ирине Родниковой, Николаю Гаврилову и Юлию Селиверстову.