икона знамение софийский собор
ЗНАМЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород. |
«Знамение,» икона Божией Матери
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.
Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы
Описание иконы
Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.
История
В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:
Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.
Празднование и новые чудеса от Новгородского образа
Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.
Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.
В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.
Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.
В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.
В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.
В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.
Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.
После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.
15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.
Чудотворные списки
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.
Молитвы
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
См. также
Использованные материалы
[1] Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.
Икона Божией Матери «Знамение»
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.
В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.
[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.
[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.
[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.
[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.
[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.
[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.
[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.
[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.
[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.
[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).
[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».
[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).
[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).
[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.
[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.
[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.
[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.
[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).
[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).
[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).
[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.
[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.
Софийский собор Великий Новгород
официальный сайт по благословению митрополита новгородского и старорусского льва
Святыни
Икона «Богоматерь Знамение» XII в.
На оборотной стороне иконы находится парное изображение святых, надписи XVI в. называют их апостолом Петром и мученицей Наталией. Однако существуют предположения, что на самом деле это изображения свв. Иоакима и Анны — родителей Богородицы или св. апостола Петра и мученицы Анастасии (т.к. ранее написание имен Наталия и Настасья было весьма сходным). Некоторые исследователи считают, что изображения на оборотной стороне иконы носили патрональный характер и, следственно, здесь были изображены небесные заступники семьи, по заказу которой был написан образ Богородицы.
Фигуры обоих святых представлены в молитвенных позах, с приподнятыми руками и ликами, воздетыми к изображенному в полукруге образу Христа. Между фигурами есть небольшие отверстия для вложения частиц святых мощей. Авторская живопись на оборотной стороне сохранилась гораздо лучше: фигуры святых в среднике и два женских образа на полях (в верхней части) исследователи относят к XII в. На верхнем поле иконы изображены два архангела в медальонах, а на боковых полях свв. Климент, Никола, Екатерина и Евдокия (?). Изображения архангелов, Климента и Николы появились уже в XVI в.
В XVII в. для иконы был выстроен грандиозный Знаменский собор на Ильине улице. После его закрытия чтимый образ оказался в Новгородском музее, а 15 августа 1991 г. как главная новгородская святыня был передан в Софийский собор, в котором возобновились богослужения.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе, людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси./ Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан Похвало.
Икона «Богоматерь Тихвинская»
Слева от Царских врат в иконостасе Рождественского придела размещается одна из главных святынь Софийского собора – чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская», один из ранних списков образа, явившегося на Тихвине в 1383 г. История появления иконы в Новгороде связана с событиями освобождения Великого Новгорода в 1617 г. и заключением Столбовского мира со Швецией. Согласно царскому указу, русские послы прежде переговоров должны были посетить Тихвин и поклониться чудотворному образу, – столь велика была слава о чудесах иконы, спасшей обитель от шведов в 1613 г. К ее заступничеству решили прибегнуть и в этом случае: посольство сопровождал древний список, сделанный в «меру и подобие» Богоматери Тихвинской. После заключения в Столбово мира «победительницу и миротворительницу» встречал 15 марта 1617 г. крестным ходом весь Новгород, причем митрополит Исидор на руках нес икону в Софийский собор, где она была установлена для поклонения. В честь этого события царем Михаилом Феодоровичем был учрежден особый праздник «пришествия иконы» в пятую неделю Великого поста, подробности богослужения которого изложено в Чиновнике Софийского собора, сохранившего также сведения о ее происхождении. Там сообщается, что образ Пречистой списан «в меру и подобие» чудотворного, на доске того древа, на котором сидела Мария во время своего чудесного явления тихвинскому пономарю Юрышу («на соснове кладе сидящу…»). По преданию, сосновая колода, на которой сидела Богородица, была распилена на доски для изготовления крестов и икон. По-видимому, на одной из них еще в первой трети XVI в. и был написан тот образ, который московские послы брали с собой для заключения мира и который в 1617 г. оказался в Новгороде. Сообщение Чиновника подтверждаются данными, полученными при обследовании иконы и ее реставрации в 1994-95 гг. На оборотной стороне под нижней шпонкой была обнаружена процарапанная надпись-криптограмма, выполненная еще до скрепления досок и судя по палеографическим особенностям, не позднее начала XVI в.: «ДРЕВО МАРИИ СО НИКОЛОЙ». Особенности изготовления щита из комеля кедровой сосны также подтверждает, что прославленный в 1617 г. список с древней чудотворной иконы был написан на реликвии – на срубе того древа, на котором сидела Мария во время беседы с пономарем Юрышем.
Принесенная в Новгород «Богоматерь Тихвинская» была поставлена с правой стороны на солее Софийского собора, в богатом киоте со створами, на которых, подобно прототипу, были изображены архангелы Михаил и Гавриил. Об особом почитании иконы свидетельствует ее богатый драгоценный убор, не сопоставимый с другими Софийскими образами, включавший басму, серебряные позолоченные венцы, цаты, жемчужные убрус и очелье, бусы, серьги, вставки из дорогих камней, многочисленные подвески и приклады, подвесные пелены. Существующая ныне серебряная риза из гладких кованых позолоченных пластин, скрывающих поля и фон, была изготовлена в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны. Об этом свидетельствуют гравированные на дробницах оклада изображения святых, соименных членам ее семьи. Тогда же икона подверглась «реставрации», при которой древняя живопись XVI в. была заменена новой. В самом конце XVII в. киот с Тихвинской иконой был перемещен на левую сторону солеи, во время ремонта 1830-х гг. образ перенесли в ризницу, затем установили в иконостасе придельной церкви Иоанна Богослова. После закрытия Софийского собора (1929) святыня вновь оказалась в ризнице и только в 1960-е гг., – уже без многочисленных украшений, переданных в Грановитую палату Новгородского Кремля, – была установлена слева от Царских врат в приделе Рождества Богородицы,где она заменила стоявшую на этом месте икону «Богоматерь Владимирская» 1561 года. В октябре 1991 года после передачи Софийского собора Русской Православной Церкви был также возвращен драгоценный оклад.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
Икона «Успение Богородицы» — один из списков с чтимого образа, который находится в Киево-Печерской Лавре. Выполнен этот список был в 1914 г. Так как икону предназначалась в дар Новгородскому Софийскому собору, на ней поместили частицу мощей святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, скончавшегося в Киеве и погребенного в Антониевских пещерах Киево-Печерской Лавры. Епископ Нифонт, сумевший примирить увещеванием в 1135 г. новгородцев, черниговцев и киевлян был известен и как строитель храмов. В 1156 г. по его благословению была возведена близ Пскова церковь Преображения Господня и устроена при ней Спасо-Мирожская обитель. В Новгороде он возвел церковь Богоматери и занимался украшением Софийского собора.
До 1929 г. этот образ находился в Софийском соборе, затем был перенесен в Никольский собор на Ярославовом дворище, а после того как и этот храм был закрыт — в церковь Апостола Филиппа. Во время великой Отечественной войны икона Успения Богородицы была вывезена из города эвакуирующимися, причем именно ей приписывают верующие спасение железнодорожного состава с новгородцами от страшной бомбежки. Возвращена икона в Софийский собор 27 августа 1994 г. В 1995 г. на иконе была укреплена «Звезда Девства», в центре которой находится камень из Иерусалимского храма Успения Богородицы.
Святитель Никита, епископ Новгородский
Св. Никита, родом киевлянин, в молодые годы удалился в Киево-Печерский монастырь. В самом начале иноческого пути он, вопреки советам опытного игумена, ушел в затвор. Там его постигло тяжкое искушение: перестав молиться Богу, молодой инок предался чтению книг Ветхого Завета, пренебрегая чтением Евангелия и других книг Нового Завета. Опытные старцы поняли состояние затворника и молитвами избавили его от козней искусителя. После этого Никита встал на путь истинного смирения, воздержания и послушания и начал учиться снова.
За добродетели в 1096 г. он был поставлен епископом Великого Новгорода. Этот город обязан епископу Никите чудесным спасением от двух страшных бедствий: во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе большой пожар. Двенадцать лет Никита возглавлял новгородскую владычную кафедру и преставился 30 января 1108 г. Мощи его были обретены нетленными в 1558 г. и с тех пор покоились в Софийском соборе. После 1917 г. мощи святителя находились сначала в музее, затем (с 1957 г.) в Николо-Дворищенском соборе. Когда же и этот храм был закрыт, их перенесли в церковь Св. апостола Филиппа.
13 мая 1993 г. по благословению высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты крестным ходом перенесены в Софийский кафедральный собор. Рака святителя установлена на прежнем месте.
Тропарь
Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет душы наша.
Святитель Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский
(+ 1186, память 20 сентября по н. с.)
Св. Иоанн, избранный владыкой Новгородским в 1162 г., вскоре был возведен в сан архиепископа, который в дальнейшем закрепился за новгородскими архиереями.
В 1170 г., во время осады Новгорода суздальским войском, владыке Иоанну было откровение о том, что город будет спасен силой иконы Богоматери, находившейся тогда в церкви Спаса на Ильине улице. Когда икону вынесли на городскую стену, одна из стрел суздальцев попала в нее. Святой образ от удара обратился ликом к городу, и новгородцы увидели, как из глаз Богоматери потекли слезы. На полки осаждавших напала тьма, они стали слепнуть и в ужасе убивать друг друга. Новгородцы же, воодушевленные заступничеством Богоматери, выступили из города и разбили врага. В честь этого чудесного спасения впоследствии был установлен праздник Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря).
В житии Иоанна содержится рассказ о путешествии на бесе в Иерусалим. Однажды архиепископ в рукомойнике своей кельи с помощью крестного знамения пленил беса. За свое освобождение бес согласился в течение одной ночи перенести Иоанна в Иерусалим поклониться Гробу Господню. По возвращении владыка рассказал о таком необычном путешествии новгородцам. Бес стал ему за это мстить, стараясь бросить тень подозрения на безгрешную жизнь владыки. Новгородцы решили избавиться от такого пастыря и посадили его на плот, который должен был унести Иоанна из города по течению реки. Однако плот поплыл против течения и пристал неподалеку от Юрьева монастыря. Видя такое чудо, раскаявшиеся горожане просили прощения у святителя, после чего тот вернулся на кафедру.
Св. Иоанн преставился 7 сентября 1186 г. и был погребен в Софийском соборе. Мощи его обретены нетленными в 1439 г.
Тропарь
Днесь светло красуется славнейший великий Новград, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечные лучи испущающыя, и подающыя исцеления притекающым с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу, избавити град сей невридим от варварского пленения, и междуусобныя брани, и огненнаго запаления, святителю Богомудре и чудоносче, небесный человече и земный Ангеле: да сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, и великому Новуграду заступление и утверждение.
Святой благоверный князь Новгородский Владимир Ярославович
(+ 1052, память 17 октября по н. с.)
Князь Владимир (1020 — 1052 гг.), старший сын князя Ярослава Мудрого и княгини Анны, внук святого равноапостольного кн. Владимира — крестителя Руси. В 1035 г. юный князь Владимир был послан отцом на княжение в Великий Новгород. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята.
О воинских подвигах князя повествует летопись: в 1042 г. Владимир ходил с новгородской дружиной на финское племя Ям и покорил его. В 1043 г. он командовал русскими войсками в походе против греков, выиграл крупное морское сражение. Но не эти подвиги князя принесли ему славу, признание и любовь новгородцев и всех православных христиан. Главным делом жизни князя Владимира явилось строительство каменного храма Св. Софии в Новгороде (1045 — 1050 гг.). 14 сентября 1052 г. епископ Лука освятил собор во имя Святой Софии Премудрости Божией. А через двадцать дней после этого, 4 октября, князь Владимир скончался.
Святые мощи князя были положены в созданном им храме, рядом с мощами матери — св. княгини Анны (+1050 г.).
Тропарь
Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив, тело Твое в Нем предложил еси, и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы, молися низпослати и нам велию и богатую милость.
Святая благоверная княгиня Анна Новгородская
(+ 1050, память 23 февраля по н. с.)
Св. Анна, дочь шведского короля Олава, при рождении получила имя Ингигерд, на Руси была известна под христианским именем Ирина, а перед смертью приняла монашескую схиму под именем Анны. Новгородский князь Ярослав Владимирович (будущий великий киевский князь Ярослав Мудрый) стал ее супругом летом 1016 г.
За время жизни на Руси княгиня Анна совершенно сроднилась с новым отечеством, став матерью многочисленного семейства, состоявшего из семи сыновей и трех дочерей. Все дети были воспитаны в христианской вере, причем один из сыновей — князь Владимир Новгородский удостоился причисления к лику святых. С княгиней Анной связано и построение новгородского собора Св. Софии, заложенного в 1045 г. в ее присутствии сыном Владимиром.
Кончина Св. Анны последовала в Новгороде 23 февраля 1050 г. Перед смертью она приняла монашеский постриг, показав в этом пример великим князьям и княгиням. После нее, пострижение в монашество у князей вошло в обычай, который на Руси сохранялся долгие века. Княгиня Анна была похоронена в Софийском соборе, где покоится и ныне.
Тропарь
От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в ней же плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи, тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем.
Святой благоверный князь Федор Ярославич Новгородский
(+ 1233, память 18 июня по н. с.)
Князь Федор, старший сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии Мстиславны, брат святого Александра Невского, родился в 1218 г. в Переяславле. В 1228 г. вместе с отцом, призванным на новгородское княжение, братья Федор и Александр прибыли в Новгород. В 1232 г. Ярослав, готовя Федору новгородский престол, послал юного князя с дружиною в поход на языческую мордву, а затем задумал его женить. Но в день свадьбы — 5 июня 1233 г. — князь Федор внезапно скончался. Тело его положили в Юрьевом монастыре, а в 1614 г., во время нашествия на Новгород шведов, мощи князя Федора были обретены нетленными и прославлены исцелениями от них. Митрополит Исидор перенес мощи в Софийский собор.
Невеста князя Федора, княжна Феодулия, после его неожиданной смерти оставила мир и приняла постриг в Суздальском монастыре. В иноческом подвиге она прославилась как Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250).
Тропарь
От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси и, скончався в юности лета недолга твоими добродетельми исполнил еси, благоверный княже Феодоре, сего ради владеющему временами молися, да молитвами твоми подаст нам долготу лет, и ниспослет стране нашей велию и богатую милость.
Святой благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, Храбрый, Новгородский
(+ 1180, память 27 июня по н.с.)
Князь Мстислав, сын великого князя Ростислава из дома князей Смоленских, особую храбрость и мужество проявил, защищая права своих братьев на Киевский престол от посягательств князя Суздальского Андрея Боголюбского. Собрав огромное войско, объединившее силы более двадцати союзных князей, Андрей Боголюбский подступил к Киеву. Братья Мстислава оставили город, а храбрый Мстислав занял с малой дружиною небольшую крепость Вышгород. Девять недель он стойко выдерживал осаду. Однажды ночью многочисленное неприятельское войско вдруг обратилось в бегство, гонимое какой-то сверхъестественной силой. На рассвете, увидев беспорядок во вражеском лагере, Мстислав со своей дружиной отправился в погоню и разбил неприятеля. За этот подвиг князя Мстислава нарекли Храбрым.
В 1179 г. новгородцы пригласили благочестивого князя к себе на княжение, однако оно было очень коротким: 14 июня 1180 г., сраженный внезапной болезнью, князь скончался. По словам летописца: «Не было такой земли в России, которая не хотела бы ему повиноваться, и где бы о нем не плакали».
Князь Мстислав был погребен в Рождественском приделе Софийского собора, в гробнице из розовой яшмы, первоначально предназначавшийся для захоронения князя Владимира, основателя храма. Бог прославил своего угодника нетлением мощей.
Тропарь
Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной бытии и всем нам спастися.