икона звезда пресветлая чему молятся

«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)

Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)

Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.

Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.

Источник

Икона звезда пресветлая чему молятся

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ»
День памяти 13 января

___Обретена икона Божией Матери в XVII веке. Богородица изображена на фоне звезды с расходящимися лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. У ног Божией Матери – муромские святые. В княжеских одеждах – Константин, Михаил, Феодор, в монашеских – Пётр, Феврония и Иулиания. Богоматерь «Звезда Пресветлая» – иконографический тип изображения Богородицы с Младенцем. Богоматерь с Младенцем Христом изображается на фоне звезды, – желтого овала, из которого выходят лучи. К ногам Богоматери припадают с молитвой святые. Между лучами звезды в обрамлении из облаков располагаются пятнадцать клейм со сценами из жизни Богоматери и Спасителя: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Христос во храме поучающий книжников (Преполовение), Моление о чаше, Бичевание, Увенчание терновым венцом, Несение креста, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери. Изображение Богородицы и Младенца в разных изводах этой иконографии различно. Богоматерь может изображаться либо восседающей на троне, либо стоящей фронтально. Младенец либо сидит на левой руке Матери, либо стоит ножками на Ее правой руке. В левой руке Он может держать свиток или четки.

Изображения Богоматери в типе «Звезда Пресветлая» появляются в конце XVII века. Иконографический тип складывается под влиянием необычайно популярного и распространенного в большом количестве рукописных списков сборника «Звезда Пресветлая». Этот сборник был создан на Руси в XVII веке. В его состав входили легенды о чудесах Богородицы, как включенные в другие переводные сборники, так и разработанные составителем сборника самостоятельно. В сборнике Богоматерь наделяется символическими эпитетами, связанными с ветхозаветными прообразами, новозаветными символами и образами из Апокалипсиса: «утро светлейшее», «звезда незаходимая, звезда пресветлая, заря таинственнаго дне будущего покоя и веселия», «всех цветов прекраснейшая, всех доброт предобрейшая, всех светов всесветлейшая, всея твари святейшая», «заря пресветлая, честная голубице, нескверная агнице», и т. п. Один из эпитетов автор использовал для названия сборника. В этом сборнике, в частности, придавалось особое значение молитве «Богородице, Дево, радуйся» и четкам, по которым молящийся вел счет произнесенным им богородичным молитвам.

Одним из ранних примеров икон подобной иконографии является образ «Звезда Пресветлая» из церкви Рождества Христова в Балахне конца XVII века (в собрании Музея имени Андрея Рублева).

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Звезда Пресветлая»

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Аминь.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++

Источник

Пуцко В. Г. Муромская икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» и искусство запада (О роли и характере европейского наследия)

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятсяикона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

«Звезда Пресветлая» является оригинальным сборником, составленным под воздействием католического « Розария» — молитвенного правила, введенного доминиканским священником Аланом-де Рупом в ХV в. В 1583 г. папа Григорий ХIII в память о победе над турками в Лепанте в 1571 г. установил праздник « Розарий Пресвятой Богородицы» в первое воскресенье октября, который позже стал месяцем « Святого Розария». В 1556 г. вышла в Венеции, затем перепечатанная в 1585 г., книга Альберто ди Кастелло « Розарий славной Девы Марии» с иллюстрациями, основа которых — мотив цветка с пятью крупными и пятью мелкими лепестками, с венком в центре, внутри которого представлена Бого­матерь в различном иконографическом образе, а вокруг венка соединен­ные четками медальоны с изображением таинств. В 1677 г. в Вилъно была напечатана книга Александра Полубинского « Розариум», иллюстри­рованная гравюрами Александра Тарасевича, над выполнением которых он работал с 1672 г. 8 Судя по всему, именно это издание проникло на Украину, а затем и в Россию, и в значительной мере способствовало разработке рассматриваемой иконографической схемы.

Композиция муромской иконы — не первый опыт адаптации на русской почве западного образца с аналогичным сюжетом. Последней четвертью ХVII в., и даже конкретнее — 1670-­1680-ми гг., принято датировать произведение с тем же названием, известное также как « Богоматерь на престоле с предстоящими и сценами новозаветной истории», из Христорождественского собора г. Балахны 9 ( Ил. 2). Та же самая общая схема, с отсутствующими некоторыми деталями, но с тронной Богоматерью, которой предстоят коленопреклоненные иные святые. Икона была известна в Балахне как « Божия Матерь Корень Девства».

Явным отступлением от православной иконографической традиции оказывается представленное здесь изображение Богоматери с распущен­ными волосами, с короной на голове, в орнаментированном плаще, дер­жащей полуобнаженного Младенца Христа, с четками в руках ( количество бусин соответствует циклу из пятнадцати молитв Розария славной Девы Марии). Взоры Богоматери и Христа обращены на коленопреклоненных муромских святых во главе с припадающим князем Константином. В католической религиозной живописи обычно так представлены донаторы, по крайней мере с начала ХIV в. Вокруг центральной фигуры между лучами « звезды» веерообразно расположены композиции из жизни Богоматери и Христа, символически связанные с циклом молитв Розария: 1) Благове­щение; 2) Целование Марии и Елисаветы; 3) Рож­дество Христово; 4) Сретение; 5) Христос в храме перед книж­никами; 6) Моление о чаше; 7) Бичевание Христа; 8) Увен­чание Христа терновым венцом; 9) Несение креста; 10) Распятие; 11) Воскресение Христово; 12) Вознесение Христа; 13) Сошествие Святого Духа; 14) Вознесение Богоматери; 15) Коронование Богоматери. Некоторые из этих сюжетов ( Рождество как Поклонение волхвов, Воскресение с триумфирующим Христом, Вознесение как Восшествие, Сошествие Святого Духа с Богоматерью в центре) трак­тованы согласно западной традиции, а Вознесение Богоматери и Коронование Богоматери и в сюжетном плане являются католическими по своему происхождению. Тем не менее, было бы ошибочным приписать эти ново­введения муромскому мастеру конца ХVII в.: они, главным образом бла­годаря книжной гравюре, уже успели проникнуть в православную среду и даже отчасти закрепиться в иконописи. Сопоставляя муромскую икону с происходящей из Балахны, нельзя не отметить в последнем случае более аккуратный подход к подобным заимствованиям, проявившийся как в иконографическом образе тронной Богоматери с Младенцем Христом, так и в трактовке окружающих это изображение композиций, в целом более обычной для русской иконописи. Не совпадает и сюжетный репертуар. Отсюда можно сделать осторожный вывод о том, что русские иконописцы рассматриваемого времени не всегда были внимательными читателями « Звезды Пресветлой», а скорее руководствовались доступными им графическими образцами, допуская казавшуюся целесообразной их интерпретацию. Кроме того остается неизвестным, насколько частым представлялось само обращение к интересующей нас сложной иконографической ­схеме.

На Украине в этот период получил распространение жанр эпитафии, совмещавший Распятие с портретными изображениями умерших, ориентиро­ванный на подражание европейским образцам конца ХV в. 39 В России он остается неизвестным, но воздействие наследия этой эпохи существует, находя иные формы проявления, такие, как композиция рассматриваемой муромской иконы. В то же время, как можно убедиться, роль и характер европейского художественного наследия большей частью ограничиваются воздействием композиционной схемы или конкретной иконографии, тогда как их интерпретация, притом иногда радикальная, оборачивается явным переосмыслением заимствованного извне в соответствии с собственными эстетическими представлениями.

1 1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки. — М., 1988. — С. 142, 362. — № 174.

2 Сухова О. А. и др. Иконы Мурома. — М., 2004. — С. 37−38, 284−287. — № 53.

3 Вольф-де Й.-М. «Лучезарная звезда Мурома» // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 97−99.

7 Ровинский Д. М. Русские народные картинки. — СПб., 1881. — Кн. 3. — № 1155.

8 Степовик Д. Олександр Тарасевич. — Київ, 1975. — С. 14−33.

9 Бахарева Н. Н. Икона « Богоматерь Корень девства» из церкви Рождества Христова г. Балахны в культурно-историческом контексте конца ХVII века // Памятники христианской культуры Нижегородского края. — Нижний Новгород, 2001. — С. 58−71.

10 Запаско Я., Iсаєвич Я. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Українi. — Львiв, 1981. — Кн. 1 ( 1574−1700). — С. 101. — № 645.

11 Шамардина Н. В. Украинская ренессансная живопись во Львове // Сборник Калужского художественного музея. — Калуга, 1993. — Вып. 1. — С. 53, 58.

12 Поствизантийская живопись. Иконы ХV-ХVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани. Каталог выставки. — Афины, 1995. — С. 210. — № 44.

13 Moisan К. S. Matka Boska R€o€za€ncowa // Maryja orędowniczka wiernych ( Ikonografia nowoźytnej sztuki kościelnej w Pólsce. Howy Testament. Т. II). — Warszawa, 1987. — S. 44−94. — Il. 46−125.

14 Dobrzeniecki Т. Catalogue of the Mediaeval Painting ( Gallery of the Mediaeval Art. Vol. I. Mediaeval Painting). — Warsaw, 1977. — P. 291−294. — № 87.

15 Skubiszewska M. Malarstwo Italii w latach 1250−1400 ( Malarstwo europejskie w średniowieczu. Т. IV). — Warszawa, 1980. — S. 72. — Il. 62.

16 См.: Комашко H., Саенкова Е. Русская житийная икона. — М., 2007; Слово и образ. Русские житийные иконы ХIV — начала XX века. — М., 2010.

17 Weitzmann К. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinai // Art Bulletin. — Vol. 45 ( 1963). — P. 179−203; idem. Icon Painting in the Crusader Kingdom // Dumbarton Oaks Papers. — Washington, 1966. — Vol. 20. — P. 49−83; idem. Byzantium and the West around the Year 1200 // The Year 1200: A Symposium. — New York, 1975. — P. 53−93; Demus O. Byzantine Art and the West. — New York, 1970.

18 Chatzidakis M. Les débuts de l′éсо1е cretoise et la question de l′éсо1е dite italo-greque // In memoria di Sofia Antoniadis. — Venezia, 1974. — P. 169−211.

19 Голейзовский H. К. Два эпизода из деятельности новгородского архиепископа Геннадия // Византийский временник. — М., 1980. — Т. 41. — С. 130−140.

20 Пуцко В. Г. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в русской живописи ХVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. — М., 1999. — С. ­218−235.

21 Сычев Н. Икона Симона Ушакова в Новгородском епархиальном древле­хранилище // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического общества. — Пг., 1915. — Т. X. — С. 91−104; он же. Новое произведение Симона Ушакова в Государствен­ном Русском музее // Материалы по русскому искусству. — Л., 1928. — Т. 1. — С. 78−111.

22 Deluga W. The Influence of Prints on Painting in Eastern Europe // Print Quarterly. — Vol. X ( 1993). — P. 219−231; idem. The Influence of Dutch Graphic Archetypes on Icon Painting in the Ukraine, 1600−1750 // Revue des études Sud-Est Européennes. — T. 34 ( 1996). — Р. 5−26.

23 См.: Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Каталог. — М., 2005.

24 Сачавец-Федорович Е. П. Ярославские стенописи и библия Пискатора // Русское искусство ХVII века. — Л., 1929. — С. 85−108.

25 Иконы Мурома. — С. 280−283. — № 52 ( текст А. С. Преображенского и А. А. Сиротинской).

26 Словарь русских иконописцев ХI-ХVII веков. — М., 2003. — С. 310−311.

27 Комашко Н., Саенкова Е. Указ. соч. — С. 58−59.

29 Chatzidakis M. Icônes de Saint-Georges des Grecs et de la collection de l’Institut ( Bibliothèque de l’Institut Hellenique d’études byzantines et post-byzantines de Venise. № 1). — Venise, 1962. — P. 75−77. — Pl. VI, 37.

30 Звездина Ю. H. Тема времени и образы апостолов в культуре ХVII века // Искусство христианского мира. — М., 2000. — Вып. 4. — С. 287−290. — Ил. с. 289.

31 Русские мастера живописи и гравюры ХVI-ХVIII вв. Каталог выставки. — М., 1989. — № 38.

32 Русская живопись ХVII-ХVIII веков. Каталог выставки. — Л., 1977. — С. 108.

33 Словарь русских иконописцев ХI-ХVII веков. — С. 711−712.

36 Русская живопись ХVII-ХVIII веков. Каталог выставки. — С. 51−58.

39 Пуцко В. «Розн’яття» з портретом Леонтiя Свiчки: европейська спадщина в українському малярcтвi кiнця ХVII столiття // Maрра Mundi. Збiрник наукових праць на пошану Ярослава Дашкевича з нагоди його 70-рiччя. — Львiв-Київ-Нью-Йорк. — 1996. — С. 555−573.

Источник

Православная энциклопедия (А-К)
«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)

Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70-80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)

Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.

Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.

Источник

Икона звезда пресветлая чему молятся

икона БогоМатери «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ»

Местночтимая

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

____________________________________________

Обретена икона Божией Матери в XVII веке. Богородица изображена на фоне звезды с расходящимися лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. У ног Божией Матери – муромские святые. В княжеских одеждах – Константин, Михаил, Феодор, в монашеских – Пётр, Феврония и Иулиания.

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Звезда Пресветлая» молятся о торжестве Православия, за страждущих близких и о спасении близких.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Звезда Пресветлая»

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Также читайте у нас на сайте:

икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть фото икона звезда пресветлая чему молятся. Смотреть картинку икона звезда пресветлая чему молятся. Картинка про икона звезда пресветлая чему молятся. Фото икона звезда пресветлая чему молятся

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *