иконографические типы икон иисуса христа

Иконография и канон

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».

К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.

Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.

Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).

Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).

Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).

Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).

Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.

На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).

Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.

Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.

Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).

В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).

Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.

На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.

Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Икона Иисуса Христа — как изображают Бога

Проблема изображения Бога в христианстве

Икона Иисуса Христа — по-настоящему революционное явление. Ветхий Завет запрещал создавать изображения одушевленных существ. Еврейский народ имел склонность из любого изображения делать себе идолов. Тем самым евреи впадали в язычество и согрешали против Бога. Таким образом нарушали вторую заповедь: “не сотвори себе кумира”. Однако проблема изображения Бога основывалась не только на соответствующей заповеди. Бога никто и никогда не видел “лицом к лицу”, это просто невозможно.

Так, Господь предстал перед Авраамов в виде трех мужей (ангелов). А пророк Даниил описывает Бога Отца в виде старца:

“Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь” (Дан. 7:9).

Именно его слова в дальнейшем в христианском церковном искусстве послужили обоснованием возможности изображать Бога Отца в виде старца. Но в 1667 году Большой Московский Собор запретил любое изображение Бога Отца. Хотя во многих храмах этот запрет игнорировался. В наше время богословские споры о допустимости или недопустимости изображения Бога Отца продолжаются.

Изображение Иисуса Христа

Первой иконой, на которой изображен лик Спасителя, считается образ Спаса Нерукотворного. По Преданию Церкви, икона получила свое название благодаря тому, что лик Иисуса Христа не был делом рук художника. Правитель города Эдессы Авгарь Ухама был неизлечимо болен проказой. Он послал в Палестину своего слугу Ананию, чтобы изобразить Иисуса Христа на холсте. Христос умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу и Авгарь исцелился от проказы. Образ Иисуса Христа был размещен над вратами Эдессы. Со временем “Спас Нерукотворный” был утерян, но чудотворные списки этой иконы существуют в наши дни.

Изображения Иисуса Христа появились в первые века христианства в римских катакомбах. Часто образ Спасителя имел аллегорический вид. Господь изображался в виде

Также были распространены антропоморфные изображения: Орфей, играющий на арфе, пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Но Трулльский собор в 692 годузапретил изображать Иисуса Христа в аллегорическом виде.

Изображения Спасителя, близкие традиционным иконописным образам, распространены начиная с VI века.

Икона Иисуса Христа: основные типы

Изображение Спасителя является неотъемлемой частью церковных и домашних иконостасов. Существует множество вариантов иконографических образов Спасителя.

Спас Вседержитель (Пантократор). Один из главных образов Иисуса Христа, Он представлен как Судья и Небесный Царь. Чаще всего Спаситель восседает на троне или стоит. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, правой – благословляет.

Великий Архиерей. На ней Иисус Христос изображен в образе Первосвященника.

Деисус. В центре иконы Спаситель (стоя или сидящим на троне), а по левую и правую руку от него Богородица и Иоанн Предтеча. Также рядом со Христом могут изображаться апостолы и иные святые. Икона символизирует заступничество святых и их молитва перед Небесным Царем за людей.

Икона “Не рыдай Мене, Мати”. На иконе представлен Спаситель, наполовину находящийся во гробе, за спиной у Него крест. Рядом или немного позади Христа плачущая Богородица.

Спас Нерукотворный. Крупным планом лик Спасителя на плате или на черепице.

Икона Иисуса Христа, написанная сестрами монастыря Суроти. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, как он видел Спасителя. Старец так описывал случившееся:

“И тут я увидел, как исчезла одна из стен моей кельи (та, что в сторону мастерской, возле нее стоит кровать). Я увидел Христа — в Свете, на расстоянии примерно шести метров от меня. Я видел Его сбоку. Волосы Его были светлыми, а глаза голубыми. Он мне ничего не говорил, только смотрел — но не прямо на меня, а как бы чуть в сторону.

Я все это видел не телесными глазами. Тут телесные глаза открыты ли, закрыты ли — никакой разницы нет. Я все это видел глазами душевными”.

Монахиня-иконописец по детальным описаниям преподобного Паисия написала икону Господа.

Также изображение Иисуса Христа входит в ряд Праздничных икон: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретенье Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение Господне.

Иконография Пасхи

У людей, посещающих храм во время празднования Светлого Христова Воскресения, нередко возникает вопрос. Почему икона Праздника Пасхи в разных храмах может значительно отличаться по своему сюжету и написанию?

В некоторых случаях можно увидеть икону, на которой изображен Спаситель, выходящий из могильной пещеры. В других храмах представлен совершенно другой сюжет: Иисус Христос выводит людей из ада, начиная с Адама и Евы. При этом обе иконы считаются “правильными” пасхальными. Это иногда вызывает недоумение даже у верующих и давно воцерковленных людей. Ведь обычно сюжет праздника на иконах не отличается, даже при естественных отличиях эпохи написания и разных иконописцах.

Дело в том, что Пасха является исключением и имеет сразу два иконографических типа.

Первый тип

Одними из первых образцов иконографии праздника Пасхи являются византийские фрески и мозаики. На них чаще всего изображается сюжет, изложенный в не вошедшем в Библию апокрифе “Евангелие от Никодима”:

Согласно Церковному Преданию, Спаситель после Своей телесной смерти сошел в ад для спасения душ умерших людей. После грехопадения Адама и Евы никто из людей вне зависимости от их образа жизни и святости в рай не попадал. Их души томились в аду, ожидая пришествия Мессии – Спасителя. Но Господь своими крестными страданиями дает людям надежду на спасение. Этот великий момент в истории человечества и изображается на византийских иконах Пасхи.

Данный иконографический тип икон выстроен по определенным принципам:

— Спаситель занимает центральное место на иконе и вокруг Него изображены несколько окружностей, из которых исходят лучи света. Это является символом Его величия и божественного достоинства. Ведь даже в преисподней Иисус Христос оставался Богом.

— В руках Христос держит символ Своих страданий – крест.

— Края белоснежного одеяния парят в воздухе и напоминают крылья херувима. Это указывает на то, как Иисус Христос поднимается из ада.

— Под стопами Спасителя изображена кромешная тьма – бездна. На некоторых иконах из тьмы выглядывает антропоморфная фигура сатаны или бесов.

— Фон на иконах обычно золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют вечную славу Иисуса Христа.

— Первыми из ада Спаситель выводит Адама и Еву. Они обычно изображаются встающими с колен. Это символ выхода, подъема из греховного состояния, предшествующего спасению.

Второй тип

Второй иконографический тип: Спаситель выходящий из гроба. Появился в Европе. По обе стороны от Иисуса Христа могут быть изображаются ангелы. Иногда вместо пещеры изображается саркофаг с откинутой крышкой. Эта икона появилась в Европе, а в России широко распространена с XVII – XIX веков Ее как сюжет прост и привычен для восприятия верующих людей.

В то же время икона содержит некоторые несоответствия догматической традиции Церкви. Основное расхождение — для выхода Спасителя из пещеры не требовалось отваливать камень от входа в гробницу. Ведь тело Иисуса Христа после Воскресения не имеет внешних преград. По Преданию, караульные стерегли пустую пещеру. Ангелы отвалили камень рано утром, чтобы показать, что гробница пуста и Христос воскрес.

Также из евангельского повествования известно, что ангелы во время Воскресения Иисуса Христа находились в пещере, а не снаружи. Римские воины, которые иногда присутствуют на иконе, изображаются спящими, что также не соответствует истине. В Римской Империи была строжайшая дисциплина, сон во время караула карался смертью. Но несмотря на эти неточности, второй тип иконографического изображения Пасхи распространен среди праздничных икон.

Источник

Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско — богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Внешность Христа

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Плащаница

Христос Пантократор

Явление Божией славы

С нами Бог

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Екатерина СТЕПАНОВА

Читайте также:

Источник

Иконография образа Иисуса Христа – особенности и символика реликвий

Почитание икон – важный аспект христианства. Украшенные образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь – иконы всегда сопровождают верующего, являя ему лик Бога, Девы Марии, чтимых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатаны на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остаётся неизменной.

Впрочем, чтобы лучше понять показанные события, всё же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. И поможет Вам в этом наша статья! Из неё Вы узнаете, о типах подобных реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

История иконы Иисуса Христа: от древности до наших дней

Слово «икона» происходит от греческого «εἰκόνα» и означает «изображение». В Царьграде так называли любое творение, посвящённое Богу. Однако в православии почитаются лишь те образа, которые освящались в церкви – через это действие им сообщается Господня благодать. Именно она делает возможными все чудеса, которые происходят по молитве перед святыней. Таким образом, верующие поклоняются не лику Спасителя или праведника, но им самим.

Однако так было не всегда. В Ветхом завете существовал запрет на создание кумиров – ведь тогда Бог ещё не являлся на землю, а значит, любое Его изображение было бы ложным. В эпоху преследований христианства икона Иисуса Христа стала аллегоричной – Сына Божьего могли запечатлеть в виде рыбы, агнца, пеликана или пастыря с овечкой на плечах. Несмотря на кажущуюся простоту, эти символы очень многозначны – так, греческое слово «Ίχθύς», то есть «рыба», одновременно является аббревиатурой словосочетания «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Поэтому христиане часто рисовали рыбок на стенах катакомб, где проводились молебны, а также носили на шее их фигурки – как напоминание о покровительстве Господа.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Икона «Иисус Христос»

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Икона Христа Спасителя

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Икона «Спас Нерукотворный»

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Икона «Спас Вседержитель»

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Иконы в современном смысле этого слова появились не ранее V-VI ст. Примером подобных реликвий является образ «Пантократор». Работа выполнена в технике энкаустики (письмо горячим воском) и состоит из двух разнохарактерных частей. Такой приём позволил мастеру передать две ипостаси Господа – строгого Судии и всемилостивого Спасителя, принесшего людям благую весть. Другими ранними святынями, на которых запечатлён Иисус Христос, является композиция «Преображение» (VI ст., обитель св. Екатерины в Синае) и фреска Бога, Грядущего на облаках (VI-VII ст., храм св. Косьмы и Дамиана в Риме). Именно тогда сложились канонические особенности, которые позволяют отличить образ Спасителя. Главная из них – крестчатый нимб с вписанными греческими буквами «О», «ὤ» и «Ν», означающими «Я есмь Сущий». Они напоминают, что, хотя лик Иисуса и написан по подобию человеческому, всё же он является совершенным воплощением Бога.

Другими иконописными атрибутами Сына Божьего являются книга или свиток – знак учения, с которым Он пришёл в этот мир, а ещё красный хитон и синий плащ, олицетворяющие единение земной и духовной природы. Также на некоторых реликвиях можно увидеть нашивную тёмную полосу на правом плече фигуры – «клав», символ чистоты и совершенства Господа, признак Мессии. Эти черты свойственны всем образам Спасителя. Какими же они бывают? Читайте – и узнаете!

Нерукотворный Спас

Как следует из названия, Нерукотворный образ Иисуса Христа был создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением. Существуют разные легенды о том, как он явился людям – по одной из них, реликвия проступила на платке милосердной женщины Вероники, которая утёрла лик Спасителя, нёсшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была дарована царю Эдессы Авгарю, страдавшему от проказы. От этого зависит и вид иконы – в православной традиции лик Спасителя изображается умиротворённым и спокойным, тогда как у католиков Он выглядит страдальческим, испятнанным кровью и увенчанным тёрном.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Спас Пантократор (Вседержитель)

На таких иконах Господь предстаёт мужчиной среднего возраста, с прямыми, спускающимися на плечи волосами, небольшими усами и короткой бородкой. Правая рука Иисуса возложена на Евангелие, а левая поднята в благословляющем жесте. Композиция реликвий различна – они могут показывать Спасителя в полный рост, поясно, оплечно (как «Спас Ярое Око», написанный в XIV ст.) либо сидящим на престоле.

Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека. Прекрасный пример таких святынь – роспись «Христос Вседержитель» во Владимирском соборе г. Киева, созданная В. М. Васнецовым.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Спас на Престоле

Данный иконографический тип во многом похож на предыдущий, но Сына Божьего всегда показывают в полный рост, восседающим на троне. Прототипом Его облика стала икона Иисуса Христа «Образ Нерукотворный», а вот символика престола сложилась позднее. Этот элемент – воплощение всего мира, знаменующий царственную славу Господа и воздаваемую Ему честь.

Чаще всего Спасителю предстоят ангелы, святые и серафимы, но порой перед Ним рисуют фигуры императоров, королей и архиепископов, выражая идею сакрального происхождения их власти. Такие фрески можно увидеть в константинопольском соборе св. Софии и храме Торчелло (Италия, XII ст.).

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Спас в Силах

Традиция этой реликвии возникла в XIV-XV ст. на основании книги пророка Иезекииля и откровения Иоанна Богослова. Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.

К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Спас Эммануил

Это образ Иисуса Христа в возрасте 12 лет, когда Он впервые пришёл в Иерусалим. Название «Эммануил», переводящееся как «С нами Бог», происходит из книги ветхозаветного пророка Исайи, гласящей: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил».

Особенно популярным такой сюжет был в византийском и балканском искусстве, но и в иконописи Киевской Руси есть несколько подобных реликвий – например, Соловецкая святыня XVI ст.

иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть фото иконографические типы икон иисуса христа. Смотреть картинку иконографические типы икон иисуса христа. Картинка про иконографические типы икон иисуса христа. Фото иконографические типы икон иисуса христа

Спас Благое Молчание

Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.

На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.

Но, какую бы реликвию Иисуса Вы не выбрали для своего иконостаса, она в любом случае будет поддерживать Вас, ободрять и защищать от невзгод! А приобрести её поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» – здесь представлены уникальные иконы, высыпанные из янтаря и украшенные цельными самоцветами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *