иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Урок ОРКСЭ на тему «Икона». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с доступом к Интернету, толковый словарь В.Даля, мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: Православный храм нельзя представить без икон и сегодня на уроке мы поймем, что такое икона, узнаем, чем она отличается от картин и её значение для христианина.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Кто знает, что такое икона? (Ответы детей).

Учитель предлагает обратиться к словарю. (Слайд 4)

Толковый словарь В. Даля: ИКОНА ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль.

— Работа над смыслом пословиц, приведенных В.Далем в словаре.

Какие ещё есть источники информации? ( Ответы детей)

Информация из Википедии:

Икона — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

РАССКАЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА ОБ АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.

Если картину называют окном в мир, то про икону можно сказать, что это окно в мир невидимый.

— Почему христианин каждого человека воспринимает как святыню?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52

СВЕТ ИКОНЫ.

Давайте сравним икону и картину, и посмотрим, чем они отличаются по манере написания и содержанию.

— На картине все события происходят в одно время, а на иконе могут быть запечатлены события, происходящие и в разное время и в разных местах, так как на иконе прошлое, настоящее и будущие существуют одновременно, они не подчинены закону земного мира. О Боге мы не можем сказать, что он сказать «был» или «есть», или «будет» — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет и не изменяется. (Слайд 7 )

— На картине здания пропорциональны людям и показывает события внутри себя, а на иконе здание только указывает на место, где происходят библейские события. (Слайд 9 )

— На иконе используется обратная перспектива, линии не сходятся вдали, а расходятся, и кажется, что не вы смотрите на икону, а икона, как бы, смотрит на вас. (Слайд 10 )

— На иконе вокруг ликов святых можно заметить свечение, так называемый нимб. (Слайд 11 )

-На иконе свет исходит из глубины ликов и фигур, как символ святости, нет теней. (Слайд 12 )

— Каждый цвет имеет свой символ. (Слайд 13) Посмотрите на значение основных цветов :

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому символизирует свет.

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.

Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.

Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Работа с учебником стр.52-53.

— Почему на иконах нет теней?

— Откуда на иконах проступает свет? Какую роль он играет, сто символизирует?

— Что символизирует нимб над головой святого?

— Чем отличается изображение пространства на иконе от картины?

— Каким старым и точным словом можно назвать состояние, которое передают глаза святых?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Работа в тетради. Задание 2. (Слайд 14)

Дополни схему “Чем икона отличается от картины”.

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

На картину люди любуются, рассматривают её, а перед иконой молятся.

Обращение православного к иконе способствует очищению души. В ответ на молитвы, иконы могут творить чудеса: лечат, помогают человеку преодолеть трудности. Так как они являются проводником к Богу. (Слайд 15)

Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение служителей церкви и соблюдать ещё некоторые другие правила. Икона создается молитвой и для молитвы.

В христианстве считается, что молиться можно не только за себя, но и за другого человека. Так, например, родители могут молиться за детей, который в силу возраста еще не совсем понимают смысл молитв, главное, чтобы молитва была искренней. Часто христиане обращаются к священнослужителям с просьбой помолиться о них.

Работа с учебником стр.54-55.

Иконы, по содержанию, делят на три вида:

— Иисуса Христа (Слайд 17)

— Богородицы Марии (Слайд 18)

— Православных праздников(Слайд 17)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Рассказать про символику цвета на иконах (по выбору – один из цветов)

Источник

Презентация к уроку по теме «Икона» по ОРКСЭ 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОДУЛЬ: Основы православной культуры Урок 15. Икона Выполнила учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 2 г. Десногорска Луценко Людмила Николаевна

Самая трудная работа – это работа над собой. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей, Но зло вершиться без труда, Добро – творить трудней

Девиз урока: «Не хлебом единым жив человек» ИКОНА-ЭТО «КНИГА О ВЕРЕ» «И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы». монахиня Иулиания ВЫ УЗНАЕТЕ Почему икона так необычна Зачем изображают невидимое.

Древние иконы – «образа» Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий. На иконах не бывает ничего лишнего

Икона – явление совершенно уникальное Иконописец имел задачу: показать сокровенный мир души святого человека помочь человеку найти свой путь преображения.

Икона-достояние мировой художественной и духовной культуры. Самая прекрасная и любимая русская икона Троица А.Рублёв

Образ Богородицы На Русь икона попала из Византии в начале XII века. Самая почитаемая икона у православных христиан России, считается чудотворной. Владимирская Богоматерь Образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих Ее Сына.

Движение духа –передается… В ликах проступают мудрость и любовь. Каждая деталь несёт большой смысл Икона символическое изображение

Первое изображением Бога на иконе Легенда рассказывает… Спас Нерукотворный

Иконы завораживают своей красотой и учат людей относиться друг к другу с любовью БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ БОГОРОДИЦА ПОЧАЕВСКАЯ

Икона –символ материнства СМОЛЕНСКАЯ икона Божией Матери В русской Церкви почитается несколько сот чудотворных икон Божией Матери.

Икона – не портрет и не картина, а прообраз идеального человечества. Главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ

4 ноября совершается день памяти Казанской иконы Божией Матери Она не раз помогала России в борьбе с иноверцами.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ Серафим Саровский Святые НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА

Нужны ли сейчас современному человеку иконы? КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ в Десногорске Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Пусть в ваших сердцах всегда горит свет добра и любви!

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Номер материала: ДБ-725526

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по ОРКСЭ на тему «Иконы» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Смотреть картинку иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Картинка про иконы 4 класс по орксэ 4 класс. Фото иконы 4 класс по орксэ 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Иконы Подготовил ученик 4 класса Прудовского филиала МБОУ Сатинской СОШ Туев Александр 2015 г.

Иверская икона Божией Матери Название икона получила по месту пребывания в Иверском монастыре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами обители, отсюда ее греческое наименование – «Вратарница». Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Икона Казанской Божией Матери Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Казанская Божья Матерь считается одной из самых известных и почитаемых святых в православном христианском мире. За свою историю она много раз спасала людей, помогая одержать победу над недругами и освободить Россию от захватчиков. Кроме того, Казанская Богородица является покровительницей в семейных делах. День явления Казанской иконы — 21 июля общецерковный праздник в Русской Церкви. 4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.)

Икона Владимирской Божией Матери Владимирская икона Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Вывод: самыми распространёнными иконами у православных христиан считаются иконы с изображением лика Иисуса Христа и Богородицы; на иконах изображают также и некоторых святых людей, например Святитель Николай; Православная живопись изображает лики святых для того, чтобы мы их чествовали.

Источник

Проект урока по ОРКСЭ по теме «Икона» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проект урока на тему «Икона»

Цель урока
Формирование представления у учащихся о православной иконе, ее назначении и значении для православных христиан.

Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины.

Развивающая: развивать у учащихся способность к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к иконам,
как к изображению священных для православных христиан образов;
расширять кругозор учащихся.

Основные термины и понятия
Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Я начну наш урок отрывком из «Казачьей колыбельной песни»,
написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым.
“Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю”

— О каком образке идет речь в этом стихотворении? ( Ответы учащихся ).

— Для чего мать еще в младенчестве рассказывала сыну о святом образке? ( Ответы учащихся ).

О святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

— О чем пойдет наш разговор на уроке? ( Ответы детей )

Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам и их создателям, познакомимся с историей появления первых икон.

2. Актуализация ранее изученного.

Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? (Это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.)

-Где мы можем ее увидеть? ( В храме, церкви, соборе.)

Лучшим украшением человека и окружающего мира, по православной традиции, признаётся духовная красота. Поэтому православные храмы украшены иконами – образами святости, то есть духовной красоты.

— А для чего и почему люди идут в храм?
(Храм – место, где человек общается с Богом, где может помолиться, когда ему очень плохо.)

— Что такое иконостас? (Впереди в храме целая стена из икон.)

— Какие иконы в нем присутствуют всегда? (Икона Христа и икона Марии, Божией Матери.)

— Какие существуют правила поведения в храме? ( Ответы детей )

Для нас современных людей церковь представляется чем-то загадочным и непонятным. Но нужно заметить, что в архитектуре храма и его внутреннем убранстве, можем увидеть историю христианской культуры.

3. Изучение нового материала.

2) Откуда же появились иконы? Священное Предание христианской Церкви

гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый образ.

В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, правитель сирийского города Эдессы князь Авгар тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Но однажды князю открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Так как из-за болезни он не мог идти к нему, он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный нерукотворный Образ. Этот образ Спасителя и стал первой Иконой. Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

Иконы писали на деревянных досках. Из всех пород предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Прямоугольная форма доски также не случайна, четырёхугольник символизирует землю, земной мир.

Приготовленную доску долго высушивали, даже несколько лет. Затем плотник выглаживал её поверхность топором. Завершив работу, плотник передавал её иконописцу. Тот наклеивал холстину(паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывался левкас, грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом и алебастром. Эту массу несколькими слоями иконописец наносил на паволоку(холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом. Краски иконописцы делали сами. Как вы думаете, из чего делали краски? (ответы учащихся)

Для красок использовали травы, цветы, полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или с квасом с добавлением яичного желтка. Так вот, такая краска с добавлением яиц, называлась темпера. Ею писали иконы. Из рукописных наставлений для художников – иконописцев в 17 – 19 веках нам известно, что в выдержанном масле, нагретом до 250 – 325 градусов, плавили янтарь и получали янтарную олифу, создающую твёрдую, трудноразмягчаемую плёнку.

Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за свои труды.

3) Создание проблемной ситуации.

Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.

— Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории.)

— А как вы думаете, можно ли на картине изобразить душу человека?

Мы не знаем, как выглядит душа, как выглядит внутренний мир человека. Хорошие художники умеют читать внутренний мир человека и передавать его окружающим.

4) Работа по учебнику.

Давайте прочитаем материал статьи «Икона» на странице 52-53 нашего учебника и заполним таблицу отличий иконы от картины.

(таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется)

— Главное отличие иконы от картины мы сможем выявить, когда ответим на вопрос: для чего нужна икона? Когда верующий смотрит на икону, только ли он любуется изображением?

1. Какова главная задача?

Показать мир души святого.

2. Как показан свет?

Падает на человека, образуя тень

Проступает через фигуру святого.

3. Каким бывает фон?

Фон может быть любого цвета

Есть. Это знак вечности и Божией благодати.

5. Задний план и линия горизонта.

По ходу заполнения таблицы с детьми ведётся работа по рассматриванию и сравнению картины А. Д. Кившенко «Преподобнай Сергий благословляет Д. Донского» и иконы Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского и его дружину на бой с монголо-татарами.

— Как называют людей, которые пишут иконы? (иконописцы).

Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее.

— Что такое символ, почему он используется в иконописи?
Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.

— Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.

Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества). Одна группа выбирает из них добродетели и прикрепляет на доску. Другая группа выбирает недобрые качества.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

6. Изучение нового материала (продолжение)

1) Работа с учебником.

— Как икона и молитва связаны между собой?

Чтение текста с.54-55

2) Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. В каждом храме есть икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма.

7. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами говорили об иконах.
— Что такое икона?
— Какие иконы вы сегодня на уроке узнали?
— Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
— Где расположены иконы в доме?
— Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам? Почему посещают храм?

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи. В иконе мы

находим полное изображение всей внутренней истории русского

религиозного и вместе с тем национального самосознания и мысли.

Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что

заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти,

почувствовать радость мира и согласия. И как приятно сознавать, что

именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в

мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в

ранг одного из самых почитаемых и высокоценных жанров живописи.

Не оскудеет земля русскими талантливыми людьми. На смену

древним мастерам придут новые, такие же любящие свою Родину,

свой народ и мечтающие о её славе.

Стр. 52-55 учебника, вопросы. Дополнительное задание – расспросить родителей о тех иконах, которые есть у них дома.

Источник

Конспект урока по ОРКСе +презентация по теме «Икона» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Иконы.docx

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.

Это праздник глазам моим».

— дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,

— познакомить с историей развития древнерусской иконописи;

— познакомить с особым «языком » иконы;

— воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;

— развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

— воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.

Постановка темы и целей урока.

Отгадайте кроссворд. (Слайд 2)

Слово, которое вы получите по вертикале, и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Священная книга христиан. (Библия)

Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)

Как называется обращение к Богу? (Молитва)

Книги, написанные апостолами. (Евангелие)

Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

У кого из вас дома есть иконы?

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.

Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону.

— Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных изображениях? (Слайд 3)

(икона, портрет, фотография)

— Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?

— Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной?

Попробуем разобраться подробнее.

История русской иконописи.

— Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4)

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5)

Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.

Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов. (Слайд 6)

Отличия иконы от картины.

Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?

Вопрос: Что такое картина?

Изображение предметов, людей, событий.

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.

Какие бывают иконы.

Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.

Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 8)

Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

Работа с учебником.

Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся.

Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)

Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)

Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.

В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.

— Как называли человека, который писал иконы?

— Где вы можете встретить иконы?

— С какой же целью пишется икона?

Домашнее задание (дифференцированное)

Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».

Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».

Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.

Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *