иконы андрея рублева в третьяковке

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

«Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Как ни парадоксально, но известно о преподобном Андрее Рублеве очень мало. Он считался автором так называемого «Звенигородского чина» — трех образов деисисного ряда Деисис (от греч. δέησις — прошение, моление) — один из рядов иконостаса, как правило, первый или второй снизу, в центре которого находится образ Спасителя, а по бокам — обращенные к Нему в молитве святые, чаще всего — Богородица и Иоанн Предтеча. — Прим. ред. в иконостасе звенигородского Успенского собора на Городке, но недавно факт принадлежности этих работ ему был поставлен под сомнение. Известно, что Рублев участвовал в росписи иконостаса Благовещенского собора в Кремле, но после грандиозного пожара большинство икон было утрачено, и принадлежит ли что-либо из сохранившегося Рублеву — вопрос, на который нет ответа…

Единственное, что Рублев написал несомненно, — это знаменитая «Троица».

Как тогда можно говорить об особом «стиле Андрея Рублева»?

Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.

Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.

Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.

В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом.

А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость.

Круг художественных памятников, так или иначе связанных с Андреем Рублевым, очень отличается от всего остального искусства той эпохи. Так, как написал «Троицу» Рублев, ее не писали прежде никогда. Иконописцы традиционно обращались к сюжету «Гостеприимства Авраама»: изображали, помимо трех Ангелов, Авраама и Сарру, накрытый стол, заколотого тельца и т.д.

Икона «Гостеприимство Авраама»

Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).

Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…

Кроме того, «Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.

Где еще мы находим «почерк» Рублева?

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией Так в древности именовались листы папируса. – Прим. ред. с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил четырех животных Лев, медведь, барс и неназванный «зверь четвертый, страшный и ужасный» (Дан 7:1-7). – Прим. ред. из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.

А как же «Спас» из «Звенигородского чина»?

Мое мнение — этот образ тоже принадлежит Рублеву. Это такая выдающаяся работа, что ее обязательно должны были связать с кем-нибудь из мастеров. Если бы появился другой иконописец такого высокого уровня, его имя обязательно должно было бы выйти наружу. Князь Юрий Звенигородский, при котором проводилась роспись Успенского собора, не преминул бы похвастаться, если бы у него работал такой талантливый художник.

Но никаких других имен, кроме Андрея Рублева, в исторической литературе не звучит.

В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый. Необычны и боковые иконы: апостол Павел, иконописный образ которого обычно довольно строгий, здесь склоняется перед величием Господа, подносит Священное Писание словно бы к трону царя. И Архангел Михаил, которого Откровение Иоанна Богослова рисует в виде воина, возглавляющего битву с воинством сатаны, — здесь он вовсе не воинственный, а милостивый.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Не секрет, что Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского, который был связан с исихастской Исихазм — богословское движение, зародившееся в среде монашества на Афоне в XIV веке. Его отличительная особенность — повышенное внимание к «умной» молитве, сосредоточенной внутри человека. — Прим. ред. традицией. А в русском исихазме вообще особый акцент на милости Божией.

Иногда можно услышать, что будто бы Андрей Рублев просто перенял поздневизантийский стиль писания икон, который мог прийти на Русь через юго-западные границы. Но, всерьез изучая работы Рублева, мы приходим к однозначному выводу: даже если какое-то византийское влияние и было, он переработал, «переплавил» его до неузнаваемости в свою самобытную манеру.

Источник

Открытие выставки «Андрей Рублев: подвиг иконописания»

К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка, ставшая результатом совместной работы нескольких ведущих музеев страны, где хранятся произведения, связанные с именем Андрея Рублева: государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музеев Звенигорода, Сергиева Посада, Владимира и Санкт-Петербурга.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника

На пресс-конференции выступили организаторы выставки – сотрудники Третьяковской галереи и музеев, предоставивших произведения для экспозиции.

Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева во вступительном слове в частности сказала: «Название выставки «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» соединяет то главное, о чем мы думали при подготовке проекта: о единстве веры и культуры, о нашем национального достоянии. Мы все люди православной культуры независимо от степени нашей веры».

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Она рассказала, что на выставке впервые представлены фрагменты фресок не только из Спасо-Андроникова монастыря, но и сенсационные фрески, обнаруженные недавно при раскопках в Московском Кремле, была проведена обширная предварительная научная работа. В заключение выступления И. В. Лебедева выразила надежду в том, что эта выставка станет значительным событием в художественной жизни Москвы.

Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов рассказал о других экспонатах выставки: «После 20-х – 30-х годов зритель впервые увидит объединения таких комплексов, как иконостас Владимирского Троицкого собора, фрагменты фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, фрагменты из Благовещенского собора Московского Кремля, из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, а также роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря». Также среди экспонатов были названы три деисусные иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде и Владимирская икона Богоматери из Успенского собора во Владимире.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Лидия Ивановна Иовлева напомнила присутствующим журналистам, что «русское и византийское искусство в отличие от западного средневекового искусства, практически имперсонально, т.е. мы почти не знаем подписных, авторских икон до XVII века. Поэтому, если история и сохранила какие-то имена, то они превращены в легенду, предания».

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Куратор выставки, заведующая отделом Древнерусского искусства Наталья Николаевна Шередега представила результат многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства – каталог-альбом весом 5 кг и объемом 600 страниц. В своем выступлении на пресс-конференции она также обратила внимание на то, что Андрей Рублев — не только величайший русский средневековый художник, но и прославлен Церковью как преподобный.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Об этом же напомнил настоятель храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов обратился к журналистам с такими словами: «Сейчас мы переживаем подъем духовной жизни, и за этим стоит молитвенный подвиг великого преподобного Андрея Рублева. Он не оставил Россию своими заботами, и сегодня во многих храмах есть списки с его икон. Антология духовной жизни России предстает перед нами в творениях этого великого иконописца, соработника, сомолитвенника, сопостника наших русских святых Никона Радонежского и преподобного Сергия. Хочется надеяться, что эта выставка поможет всем нам обрести то сокровище духовной жизни, которое мы утрачиваем – любовь, согласие, мир. Образ Святой Троицы был написан со словами: «Чтобы люди, взирая на Святую Троицу, побеждали в себе ненавистную рознь мира сего»».

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Протоиерей Николай Соколов

Настоятель Успенского собора г. Звенигорода архимандрит Иероним (Карпов) на вопрос корреспондента портала «Православие и мир»: «Почему за шесть веков в русской живописи не появился художник, иконописец уровня преподобного Андрея Рублева?»- ответил:

— Чем глубже в веках, тем люди были ближе к Богу. Народ в то время жил религиозной жизнью, и, хотя люди были в большинстве своем неграмотные, но Священное Писание знал очень хорошо. Когда в XVII веке в Россию приезжал Патриарх Антиохийский, он посетил в том числе и Саввино-Сторожевский монастырь, и потом в записях об этой поездке было написано: «Создается впечатление, что вся Россия как целый монастырь». Народ жил Церковью, поэтому такое глубокое понимание иконографии. Внутренний духовный мир человек отображает в иконографии и, конечно, талант. Хотя и сегодня есть таланты. В Звенигороде при мне 7 лет строился новый храм, иконостас я заказывал сам, иконы получились очень одухотворенные. Иконография в стиле Семена Ушакова.

А что касается стиля Андрея Рублева, то на куполе нашего нового храма изображены апостолы во главе со Христом. На западной стороне изображен покровитель Дмитрия Донского Дмитрий Солунский, а с другой стороны изображен Георгий Победоносец, покровитель великого князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского. А сбоку в медальонах изображены новомученники и исповедники российские. Такая преемственность не случайна. То есть и сегодня есть очень хорошие иконописцы. Может, через лет сто это тоже будет считаться образцом иконографии?

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Архимандрит Иероним (Карпов) и протоиерей Николай Соколов

На последующем за пресс-конференцией вернисаже заместитель министра культуры России Андрей Евгеньевич Бусыгин огласил приветствие министра культуры России Александра Алексеевича Авдеева организаторам, участникам и гостям выставки, в котором в частности сказано: «Настоящая выставка – во многом результат научной реконструкции, осуществленной исследователями и экспозиционерами, поскольку дошедших до нас исторических сведений о Рублеве и произведениях, авторство которых документально подтверждено, явно недостаточно для составления его полноценной творческой биографии».

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

От себя лично Андрей Евгеньевич добавил, что он испытал некий энергетический шок от экспозиции. «Эта живопись воспринимается не взглядом, а исключительно душой и сердцем», – добавил Андрей Евгеньевич.

Митрополит Волоколамский Иларион зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с открытием выставки, собравшей произведения древнерусского искусства, связанных с иконописной традицией преподобного Андрея Рублева. С первых веков христианства иконопись воспринималась не как изобразительное искусство, а как свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе и о Его святых, как богословие в красках, образно раскрывающее великую тайну воплощения Бога Слова. Именно поэтому в православной традиции труд иконописца всегда считался особым церковным послушанием. Икона возносит наши души к Горнему миру, к Божественной реальности будущего века, где Бог будет все во всем (1 Кор. 15. 28). Среди многих выдающихся русских иконописцев преподобный Андрей Рублев занимает особое место. Его работы, унаследовавшие и развившие лучшие традиции византийского церковного искусства, стали символом святой Руси, выражением ее духовной жизни. В своей всемирно известной иконе «Святая Троица» преподобный Андрей зримо явил учение церкви о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Современный человек, зачастую утративший подлинные духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, взирая на икону, возводящую его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю.

Дай Бог всем нам, стране нашей, народу нашему идти по пути, указанному такими подвижниками духа, каким был преподобный Андрей Рублев. Он соединял высочайшее мастерство с глубочайшей верой, труды с молитвой. Только посредством такой синергии – Божественного и человеческого – мы можем достигнуть процветания общества, культуры, нации. Благословение Господне да пребудет со всеми вами, любящими и ценящими образный и совершенный язык русской иконы.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Митрополит Волоколамский Иларион

Митрополит Иларион также обратился к собравшимся:

— Были времена, когда культура была отделена от Церкви, а Церковь от культуры, и между ними была возведена высокая и глухая стена. В эти годы искусство преподобного Андрея Рублева служило мостом между очень многими людьми и Церковью, которая была гонимой. А вот эти иконы запретить было невозможно. Как только о них ни говорили, какие сказки о них ни рассказывали, но самим только умозрением в красках, которое запечатлелось в этих иконах, они безмолвно свидетельствовали о непреходящей красоте православия, об истине православия. И самим присутствием на стенах в музеях они подготавливали то возрождение церкви, которое сегодня происходит.

Преподобный Андрей Рублев был легендарным иконописцем уже при своей жизни. Некоторые считают, что и Рублевым он был прозван потому, что иконы его ценились очень дорого, за них платили не копейками, а рублями. Преподобный Андрей был известен и после своей смерти. Это один из немногих иконописцев, чье имя сохранилось в истории. Более того, он один из немногих людей, которого церковь прославила прежде всего благодаря его искусству, благодаря тем шедеврам, которые дошли от него и сохранились до наших дней. Сегодня преподобный Андрей Рублев стал символом иконописания, и он стал небесным покровителем всех наших иконописцев.

В заключение Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова исполнил духовные произведения Николая Голованова.

Источник

Андрей Рублёв. Первый русский художник и целая эпоха в русской истории

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

.«Крещение Христа» (1405).
Панель, темпера. 81 х 62 см. Византийский стиль.
Благовещенский собор Московского Кремля, Россия

Живописец Андрей Рублёв стал первым из русских художников, причисленных к лику православных святых. Он отступил от общепринятых в те времена византийских канонов и основал собственную школу иконописи.

Рублёв писал иконы, расписывал храмы и занимался книжной иллюстрацией. Это важно, но не это главное. С творчества Андрея Рублёва в России началась новая эпоха.

Она была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.

= Академик Дмитрий Лихачёв =

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига.

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев.

Из этой записи следует, что чернец Рублём был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

= Михаил Алпатов, искусствовед =

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)
Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью.

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию.

= Искусствовед Михаил Алпатов =

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Андрей Рублёв. Икона «Троица»

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Святая Троица (Около 1411). Дерево, темпера. 142×114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Икона «Троица» на настоящий момент считается самой известной работой Андрея Рублёва. Точная дата написания работы неизвестна. «Троица» датируется 1411 или 1425 – 1427 годами.

В основе сюжета иконы «Троица» (ещё одно название «Гостеприимство Авраама») лежит ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились, под видом странников, три ангела. Авраам и его супруга Сара приняли странников с большим почётом, омыли им ноги и приготовили богатый стол. Благодарные ангелы предсказали супружеской бездетной чете скорое долгожданного рождение сына и продолжение рода, который станет целым народом.

При написании иконы Андрей Рублёв отказался от большого количества деталей, которые в те времена было принято изображать по канону (нет на иконе Сары, отсутствует сцена омовения ног ангелов и заклания тельца, а ангелы за столом не трапезничают, а мирно беседуют). Ангелы сидят не в один ряд, а образуют подобие круга и воспринимаются, как единый образ. Рублёву в этой иконе удалось воплотить христианское представление о триединстве Бога.

Икона получилась яркая и чистая, с более насыщенными красками. На золотисто-жёлтом фоне расположились три ангела в розовой, зелёной и ярко-голубой одежде. Этот уникальный голубой оттенок впоследствии назовут «рублёвским голубцом».

Последние годы жизни Андрея Рублёва

В последние годы жизни Андрей Рублёв, совместно с Даниилом Чёрным, руководил работой иконописцев, которые расписывали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. После окончания работ иконописец поселился в Спасо-Андрониковском монастыре где занимался росписью Спасского собора.

В 1439 году Андрей Рублёв скончался от морового поветрия (чумы) и был похоронен на территории монастыря.

В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в лике преподобных святых.

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).
Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,
Владимир, Россия.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)
Фреска. 81 × 62 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.
Доска, темпера. 81 × 62 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Воскрешение Лазаря» (1405)
Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Святитель Иоанн Златоуст

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Благовещение» (1408)
Панель, темпера. 125 × 94 см
Благовещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире
Панель, темпера. 314 x 106 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире
Панель, темпера. 314 x 106 см
Сретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть фото иконы андрея рублева в третьяковке. Смотреть картинку иконы андрея рублева в третьяковке. Картинка про иконы андрея рублева в третьяковке. Фото иконы андрея рублева в третьяковке

«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)
Евангелие Хитрово, книжная миниатюра
Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *