иконы божией матери именуемой троеручица vii
Икона Божией Матери «Троеручица»
Русский народ издревле нашел в своей душе единственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духовно увидели, что не в каком-то условном аллегорическом смысле, а в высшей онтологической действительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Матерью каждого верующего.
Протоиерей Лев Лебедев
Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Церковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.
Дамаск. Современный вид Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия, решил коварно извести Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со стороны первого министра.
Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.
Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.
Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.
Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.
В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
Святой преподобный Иоанн Дамаскин Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь. ». Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра.
С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».
Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.
Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.
«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.
ТРОЕРУЧИЦА
Икона Божией Матери «Троеручица». VIII век. Афон. Монастырь Хиландар |
Троеручица (греч. Παναγίας της Τριχερούσας [1], Трихеруса), икона Божией Матери.
Икона прославилась и получила свое название в VIII веке, во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.
Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону.
В XIII веке Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому.
В XIV веке икона или ее список попадает на Афон в Хиландар. По одной версии, во время военного похода король Стефан Урош (1355-1371) вез икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропал и появился чудесным образом перед воротами Хиландара. По другой версии, после оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь [3]. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII веке, свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 года упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени» [4].
В Хиландаре икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.
Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.
Описание
Икона Божией Матери «Троеручица». (без ризы) |
Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу.
Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX века на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом [7].
Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 года [8].
Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.
Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной [10].
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы [11], а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) [12].
Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до 1340 года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.
На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 года или около этого времени [13].
Местонахождение
Прп. Иоанн Дамаскин с иконой Божией Матери «Троеручица». Современная икона с греческим и арабским надписанием. |
Икона «Троеручица» находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм».
Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV века. Рядом находится трон игумена монастыря.
Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря [14]. Чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
Молитвословия
Икона Божией Матери «Троеручица» |
Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.
Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.
Литература
Использованные материалы
[3] Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни. С. 300.
[4] Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.
[5] Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41
[6] Например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге (Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275), в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 года из Научной библиотеки МГУ в Москве (МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71).
[7] Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.
[8] Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.
[9] Расшифровка криптограммы соответствует иерейскому возгласу, возносимому после чтения первой паремии на службе Литургии Преждеосвященных Даров
[10] Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.
[11] Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.
[12] Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.
[13] Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.
[14] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.
История появления иконы Богородицы «Троеручица»
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.
Две версии возникновения образа Божией Матери
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.
Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна
Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.
С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.
Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.
Полезные материалы
Игуменья
Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.
Особенности иконографии
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.
Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.
Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.
Икона Божией Матери «Троеручица»
Иоанна Дамаскина принято считать святым заступником православия и икон. Его жизненный путь можно назвать тяжелым и полным трудностей. Но благодаря его трудам большому кругу людей стала известна история создания иконы «Троеручица», чудотворного образа, изменившего жизни многих людей по всему миру.
История создания иконы
В 717 году на территории Византийского государства правил Лев Исавр, ставший причиной жестоких гонений на святых и людей, относящихся к ним с особой благосклонностью. И только за пределами государства, а точнее в Дамаске, который принято считать мусульманским, можно было безбоязненно почитать христианство. Там почитали и Иоанна преподобного, как заступника народа. В то время он был на почетном посту советника в городском правительстве. Именно тут история подходит к тому почему икона божьей матери называется «Троеручица» и откуда взялась дополнительная ладошка на изображении.
Иоанн Дамаскин на протяжении определенного времени свято и самоотверженно выполнял порученную миссию, но завистники обвинили его в предательстве. Император, настроенный жестоко, приказывает лишить его кисти правой руки и расположить ее на главной площади для устрашения людей, желающих предать государственную власть. Мужчина предстал перед Пресвятой Богородицей и начал просить ее в молитвах о возможности исцелиться.
Во время сна к нему пришла Владычица и сказала, что рука, которая восстановлена, теперь должна служить ему для прославления дел Божьих
Когда он проснулся, то обнаружил, что кисть приросла к руке. Чтобы люди помнили и знали о случившемся к образу, точнее его нижней части, он изготовил кисть руки из благородного металла, которая должна служить напоминанием и прославлением. Поэтому икона и получила название «Троеручица», а значение тут подчеркивает милость Богородицы, которая по мольбам просящих может творить чудеса.
Когда перед вами троерукая икона Божьей матери, речь идет именно об этом каноническом образе, а значение тут простое – напоминание о чуде с Иоанном Дамаскиным. Хотя в глобальном смысле образ напоминает каждому верующем о потребности уповать на Господа и о его огромной милости.
В чем помогает икона «Троеручица»
Конечно, не следует считать икону Божией Матери «Троеручица» какой-то волшебной таблеткой. Образ говорит в первую очередь о вере, об обращении к Всевышнему и стремлении к Господу. Тем не менее, следует сказать и о том в чем помогает икона «Троеручица» в более прикладном смысле. Ведь такая помощь тоже дается по милости и по молитве верующих.
Как правило, икона Богородицы «Троеручица» помогает в лечении болезней рук и суставов, ног и восстановляет возможности видеть. Молитва поможет избавиться от тоски, апатии и печалей. Также поможет в работе по хозяйству и всем домохозяйкам, занимающимся ремеслом.
Значение иконы
Как, когда-то практически обреченный Иоанн Дамаскин обращался к Богородице, так сейчас верующие молятся иконе Божией матери «Троеручица», когда охватывает тотальная тоска и наваливаются невзгоды.
Этот образ оберегает всех напрасно обвиненных и осужденных, помогает восстановить справедливость по Божьей милости и вернуть истину
В этом, если возможно так сказать, заключается особая миссия данного образа, он фиксирует невероятное чудо и возможность уповать на Господа и его заступничество.
Помимо этого, Богородица в данном типе изображения исходит из канонической модели Одигидрия. История этого канона говорит о символическом изображении единственно верного пути. Детали тут строгие, Христос и Богородица не касаются друг друга, а Пречистая Дева указывает на Христа, как бы призывая верующих обратиться к нему. В свою очередь «Троеручица» только подчеркивает такое значение иконы указывая на путь, который помогает и на земле и также приведет в мир горний.
«Троеручица» станет защитой от бед, надвигающихся на дом
Она несет людям, почитающим ее почтение и благодать. Ее просят исцелить от болезней себя и близких людей. В храмах читается акафист иконе Божией матери «Троеручица» для того, чтобы эта благодать снизошла на верующих.
Молитвы перед иконой «Троеручица»
Молитва первая
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную – наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.