иконы божией матери именуемой троеручица viii
Икона Божией Матери «Троеручица»
Иоанна Дамаскина принято считать святым заступником православия и икон. Его жизненный путь можно назвать тяжелым и полным трудностей. Но благодаря его трудам большому кругу людей стала известна история создания иконы «Троеручица», чудотворного образа, изменившего жизни многих людей по всему миру.
История создания иконы
В 717 году на территории Византийского государства правил Лев Исавр, ставший причиной жестоких гонений на святых и людей, относящихся к ним с особой благосклонностью. И только за пределами государства, а точнее в Дамаске, который принято считать мусульманским, можно было безбоязненно почитать христианство. Там почитали и Иоанна преподобного, как заступника народа. В то время он был на почетном посту советника в городском правительстве. Именно тут история подходит к тому почему икона божьей матери называется «Троеручица» и откуда взялась дополнительная ладошка на изображении.
Иоанн Дамаскин на протяжении определенного времени свято и самоотверженно выполнял порученную миссию, но завистники обвинили его в предательстве. Император, настроенный жестоко, приказывает лишить его кисти правой руки и расположить ее на главной площади для устрашения людей, желающих предать государственную власть. Мужчина предстал перед Пресвятой Богородицей и начал просить ее в молитвах о возможности исцелиться.
Во время сна к нему пришла Владычица и сказала, что рука, которая восстановлена, теперь должна служить ему для прославления дел Божьих
Когда он проснулся, то обнаружил, что кисть приросла к руке. Чтобы люди помнили и знали о случившемся к образу, точнее его нижней части, он изготовил кисть руки из благородного металла, которая должна служить напоминанием и прославлением. Поэтому икона и получила название «Троеручица», а значение тут подчеркивает милость Богородицы, которая по мольбам просящих может творить чудеса.
Когда перед вами троерукая икона Божьей матери, речь идет именно об этом каноническом образе, а значение тут простое – напоминание о чуде с Иоанном Дамаскиным. Хотя в глобальном смысле образ напоминает каждому верующем о потребности уповать на Господа и о его огромной милости.
В чем помогает икона «Троеручица»
Конечно, не следует считать икону Божией Матери «Троеручица» какой-то волшебной таблеткой. Образ говорит в первую очередь о вере, об обращении к Всевышнему и стремлении к Господу. Тем не менее, следует сказать и о том в чем помогает икона «Троеручица» в более прикладном смысле. Ведь такая помощь тоже дается по милости и по молитве верующих.
Как правило, икона Богородицы «Троеручица» помогает в лечении болезней рук и суставов, ног и восстановляет возможности видеть. Молитва поможет избавиться от тоски, апатии и печалей. Также поможет в работе по хозяйству и всем домохозяйкам, занимающимся ремеслом.
Значение иконы
Как, когда-то практически обреченный Иоанн Дамаскин обращался к Богородице, так сейчас верующие молятся иконе Божией матери «Троеручица», когда охватывает тотальная тоска и наваливаются невзгоды.
Этот образ оберегает всех напрасно обвиненных и осужденных, помогает восстановить справедливость по Божьей милости и вернуть истину
В этом, если возможно так сказать, заключается особая миссия данного образа, он фиксирует невероятное чудо и возможность уповать на Господа и его заступничество.
Помимо этого, Богородица в данном типе изображения исходит из канонической модели Одигидрия. История этого канона говорит о символическом изображении единственно верного пути. Детали тут строгие, Христос и Богородица не касаются друг друга, а Пречистая Дева указывает на Христа, как бы призывая верующих обратиться к нему. В свою очередь «Троеручица» только подчеркивает такое значение иконы указывая на путь, который помогает и на земле и также приведет в мир горний.
«Троеручица» станет защитой от бед, надвигающихся на дом
Она несет людям, почитающим ее почтение и благодать. Ее просят исцелить от болезней себя и близких людей. В храмах читается акафист иконе Божией матери «Троеручица» для того, чтобы эта благодать снизошла на верующих.
Молитвы перед иконой «Троеручица»
Молитва первая
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную – наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Православная Жизнь
История этой чудотворной иконы Богоматери тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина († ок. 780; память 4 декабря).
Икона Божией Матери «Троеручица»
В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее ‘Троеручица’, глас 4
Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее ‘Троеручица’, глас 8
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.
Величание Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»
Величаем Тя, / Пренепорочная Дево, / и чтим чудеса образа святаго Твоего, / трех пречистых рук Твоих явление / в славу Божества, в Троице Бога нашего.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
Молитва иная Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Зачем Богородице третья рука? Икона Богоматери «Троеручица»
Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.
Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.
Икона Троеручица
В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.
Троеручица, деревенская икона XIX века
Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».
Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.
Троеручица, монастырь Хиландар, Афон
Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение
Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.
Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.
Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона
Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.
Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.
Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.
Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.
Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.
За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.
Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.
Троеручица, современная икона
Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.
Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев
Вы прочитали статью Зачем Богородице третья рука? | Икона «Троеручица». Читайте также:
История появления иконы Богородицы «Троеручица»
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.
Две версии возникновения образа Божией Матери
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.
Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна
Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.
С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.
Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.
Полезные материалы
Игуменья
Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.
Особенности иконографии
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.
Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.
Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.
ТРОЕРУЧИЦА
Икона Божией Матери «Троеручица». VIII век. Афон. Монастырь Хиландар |
Троеручица (греч. Παναγίας της Τριχερούσας [1], Трихеруса), икона Божией Матери.
Икона прославилась и получила свое название в VIII веке, во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.
Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону.
В XIII веке Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому.
В XIV веке икона или ее список попадает на Афон в Хиландар. По одной версии, во время военного похода король Стефан Урош (1355-1371) вез икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропал и появился чудесным образом перед воротами Хиландара. По другой версии, после оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь [3]. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII веке, свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 года упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени» [4].
В Хиландаре икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.
Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.
Описание
Икона Божией Матери «Троеручица». (без ризы) |
Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу.
Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX века на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом [7].
Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 года [8].
Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.
Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной [10].
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы [11], а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) [12].
Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до 1340 года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.
На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 года или около этого времени [13].
Местонахождение
Прп. Иоанн Дамаскин с иконой Божией Матери «Троеручица». Современная икона с греческим и арабским надписанием. |
Икона «Троеручица» находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм».
Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV века. Рядом находится трон игумена монастыря.
Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря [14]. Чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
Молитвословия
Икона Божией Матери «Троеручица» |
Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.
Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.
Литература
Использованные материалы
[3] Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни. С. 300.
[4] Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.
[5] Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41
[6] Например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге (Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275), в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 года из Научной библиотеки МГУ в Москве (МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71).
[7] Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.
[8] Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.
[9] Расшифровка криптограммы соответствует иерейскому возгласу, возносимому после чтения первой паремии на службе Литургии Преждеосвященных Даров
[10] Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.
[11] Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.
[12] Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.
[13] Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.
[14] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.