иконы это идолопоклонство или нет
Иконы это идолопоклонство или нет
Прочитал Ваш ответ по поводу протестантизма. Несомненно, М. Лютер отверг множество очевидных истин Писания. Но, все-таки, стоит ли такое внимание уделять святыням, какое существует в Православной Церкви? Не может ли увести это от Бога в идолопоклонство?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина, который опирался на идеи святого Максима Исповедника. Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» (Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12). Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 20–21).
Для чего создается икона? Святой Иоанн Дамаскин объясняет: «Итак, мы знаем, что невозможно увидеть глазами природу как Бога, так души, так и демона, но что они созерцаются посредством некоторого приспособления, когда Божественный Промысл облекает образами и формами то, что бестелесно, и лишено образов, и не имеет телесной фигуры, для руководительства нами и для [доставления нам по крайней мере] поверхностного и частичного знания их, чтобы мы не находились в совершенном неведении Бога и бестелесных созданий. Ибо Бог, конечно, по природе совершенно бестелесен. Ангел же, и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, [впрочем], Один только выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами они – бестелесны. И так Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами, [говорю], телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем» (Иоанн Дамаскин, преподобный. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. XXV).
В точном значении мы поклоняемся не иконам, не веществу, но посредством их Тому, Кто на них изображается. Воздаваемая иконе честь переходит на Первообраз. Поэтому в богословии проводится различие между служебным поклонением (греч. latreia – «служение, поклонение, культ») и почитанием (греч. proskunesis). В первом случае служебное поклонение воздается только Богу, тогда как неслужебное поклонение может относиться к святыням и святым. Неслужебное поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются сосудом Божественной благодати.
Но допустимо ли неслужебное поклонение, в чем православных упрекают протестанты? Вновь обратимся к священным текстам.
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5: 8).
«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98: 5).
«Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131: 7).
«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою» (Пс. 137: 2).
«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11: 21).
Иногда возражение против святынь основывают на том, что некоторые верующие готовы молиться иконе. Надо определенно сказать: во все времена были люди, которые имели неверные религиозные понятия. Причина здесь не в святыне, а в том, что некоторые не имеют необходимой духовной зрелости. Их надо просвещать. Есть люди, которые страдают обрядоверием. Формально-уставные стороны религиозной жизни для них важнее заповедей, но это не значит, что надо отказываться от обряда. Без него невозможно богослужение. Фарисеи и книжники заменили заповеди о любви и милосердии предписаниями закона (например, о субботе), но разве причина в законе, который был дан Богом, а не в них самих?
Переписка с протестантами убеждает, что все их выступления против святынь имеют начетнический характер. Мне ни разу не встретился протестант, который бы добросовестно изучил реальную практику Православия. Схоластические прения, основанные преимущественно на цитатах, не рассматривают такие принципиальные вопросы. Почему некоторых, одержимых демонами, невозможно подвести к чудотворным иконам или к святым мощам? Они начинают бесноваться и хулить. Почему ни одна картина на религиозную тему ни в одном музее мира ни разу не мироточила, а с иконами это происходит? Что мешало любому протестанту тщательно изучить Монреальскую Иверскую икону, которая 18 лет находилась в центре храма? Она была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль Иосиф Муньос Кортес, испанец, принявший Православие. Началось мироточение, когда икона была в его доме: «24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!» Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор эта икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда была сухая. Миро Монреальской иконы янтарных оттенков с нежным, но стойким благоуханием. И только первое миро, источаемое иконой на Пасху, после Страстной седмицы, бывало особенным: очень светлым и со своеобразным ароматом. Другим чудесным свойством мира была его способность умножаться, что отмечали многие его обладатели. Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в странах Западной Европы. Везде, куда бы ни прибыла эта икона, она распространяла любовь и согласие, как, например, в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церковному единению.
Недавно перешел в Православие известный немецкий лютеранский богослов профессор Карл Христиан Фельми. Произошло это потому, что он в течение нескольких лет честно изучал богословие и духовную жизнь Православной Церкви. У него не было предвзятого отношения к иконе. Он рассказывает в одном из интервью: «В 1956 году в Реклингхаузене, в 70-и километрах от Мюнстера, открылся Музей икон – самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы, по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути».
Почему икона не идол?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Является ли поклонение иконам и святым мощам пережитком фетишизма и идолопоклонства? Если нет, то почему?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина
А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
Все именно так. но посмотрите в глаза реалии. так называемый «воцерковленный» человек, просто таки не может обойтись без обхода и приложения губ и лба(!) ко ВСЕМ иконам Храма. Грешно говорить, но не могу без внутренней улыбки смотреть на это. Что это. Вот спросить бы у всех их, а не у священника. Интересно просто, до каких таких неизвестных мне тайн, они желают прикоснуться через свой лоб. )
Христианство это массовый вброс в неокрепшие умы.
Напротиа: церковная Традиция, Предание появилось раньше Священного Писания. И Писание являлось как раз результатом опыта церковной жизни первых поколений христиан. Не надо путать Православие с древним иудаизмом или с исламом, которые суть религии книги. В отличие от христианства. Несмотря на всё значение Писания, то, что Вы определили словом «подгонялось», было совершенно органичным способом реагирования на новые и новые искушения и трудности в деле спасения человека во Христе. И ничего, противоречащего Писанию Церковь при этом не предпринимала. Попытки это оспорить обычно связаны с очень слабым знакомством с историей Церкви и православно-христианским богословием.
Всё правильно писание выше всяких соборов измышлений человеческих ибо сам сказал не одна и одна черта не пропадет из закона доколе не исполнится всё остальное всё ересь
Даже не поняли, о чём я. 🙁
Арина, дискуссию считаю бессмысленной, а устраивать тут Вам трибуну мы не станем. Своё мнение Вы вполне смогли уже выразить. И довольно.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Иконы или идолы? Почему православные почитают святыни?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Нередко православных обвиняют в том, что поклонение иконам и святым продолжает языческие традиции почитания всевозможных идолов и кумиров. Что отвечать на это?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Обычно для ответа используют короткую притчу. Некий человек, отправляясь в командировку, взял с собой фотографию своей любимой жены: каждый вечер он целовал фотографию, постоянно носил ее с собой. Можно ли обвинить его в том, что он изменил своей жене и предал ее любовь? Ведь его действия были лишь выражением чувств к своей единственной возлюбленной. Совсем другое дело, когда человек забывает о супруге, игнорирует ее, не интересуется ее жизнью, а продолжает любоваться только ее фотографией, воспринимая снимок как нечто отдельное от заснятой на ней женщины. Любой согласиться, что такое отношение напоминает безумие.
В молитве перед иконой, православные обращаются к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. И точно также православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Господу, а молясь Богородице или святым угодникам, мы лишь просим об их совместной с нами молитве, опять же обращенной к Богу. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести.
В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался тогда в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Однако не стоит обвинять лишь одних гонителей: беда в том, что иконоборчество было вызвано в том числе и недолжным, языческим отношением к иконам со стороны многих верующих. Лишь церковный собор 843 год окончательно разрешил этот спор. В честь окончания иконоборческого периода по предложению византийской царицы Феодоры было установлено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Ныне этот праздник именуется «Торжество Православия», в знак победы истинно православного отношения к иконописным образам.
Господь говорит нам:Ис 44:9-19: «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, … выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»» Этим всё чётко сказано, а оправдания, вроде»это чтобы легче было представить Бога» не имеют никакого библейского основания, это языческое наследие. Также сказано:Втор 4:15-19: «Твердо держите в душах ваших, что вы … видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, …» у меня всё.
В молитве перед иконой, православные обращаются к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. И точно также православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Господу, а молясь Богородице или святым угодникам, мы лишь просим об их совместной с нами молитве, опять же обращенной к Богу.
Во 1 не к богу а к сыну
Во 2 истинное лицо не известно
В 3 не к дереву и краскам а к такому же богу только в место Иисуса нарисовано к Перуну или сварогу также нарисованному по памяти от отца к сыну
Я не старовер не язычки не ведист не христианин и ТД и тп ноПодмену понятий видно за версту и это невежество
Клайв Стейплз Льюис выражает важную для него — и для нас как христиан — мысль: он говорит, что Бог — это великий иконоборец…
«Мы, люди, склонны наш опыт, нашу веру запечатлевать, строить какие-то образы, «иконы». А живое общение с Богом всегда труднее, чем общение с этим нашим сконструированным, упрощенным, удобным для нас образом. Общение с Богом — это всегда опыт Иова, это всегда соседство с крестом. В присутствии Бога живого находиться трудно, поэтому мы строим себе образы. А задача Господа — эти наши образы ломать, с нашими «иконами» бороться.»
Иеремия 10:3-6
3 Адже звичаї народів — то омана.Хтось зрубав у лісі дерево,а майстер обробив його своїм знаряддям.
4 Його прикрашають сріблом і золотом,беруть молоток і прибивають його цвяхами, щоб він не впав.
5 Таж вони — як те опудало на огірковому полі, вони не можуть говорити.Їх носять, бо вони неспроможні зробити й кроку.Не бійтеся їх, вони не завдадуть вам жодної шкоди,але й добра зробити не зможуть»
6 Немає тобі рівного, Єгово!Ти величний, і твоє ім’я велике та могутнє.
Авакум2:18
18 Яка користь від різьбленого ідола,котрого витесав тесля? Яка користь від статуї з металу і від учителя брехні,навіть якщо майстер, виготовляючи нікчемних німих божків,покладається на них?
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Святые иконы
Понятие о святых иконах
Слово «икона» есть слово греческое (ή είκών), по-русски – образ, изображение. Святые иконы суть изображения тех образов, в которых Бог являлся людям, Божией Матери, святым ангелам и святым угодникам Божиим.
Учение Церкви об иконах
«Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как изображение честного животворящего креста, будут ли они написаны красками или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества и будут ли находиться в святых церквах Божиих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках или в домах и при дорогах, а равно будут ли эти иконы Господа Иисуса Христа или Владычицы Богородицы или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание и почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует только Божественному естеству. Все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны. С любовью принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема! Кто не допускает евангельских повествований, представленных живописью, тому анафема! Кто не лобзает икон как сделанных во имя Господа и святых Его тому анафема!» ( Деян.7 Всел. Собор.).
Святые иконы имеют божественное происхождение
Господь Иисус Христос, «будучи образом Божиим. принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек» ( Флп.2:6–7 ; Ин.1:18, 14:8–9 ; 1Ин.1:1 ). После Его пришествия в видимом человеческом образе уже миновала надобность посредством ковчега и херувимов напоминать людям о Боге. Как показано (ср. Исх.25:40 ), так и изображается Бог Отец во образе старца ( Дан.7:9 ); Бог Сын – во образе младенца ( Мф.2:11 ), отрока ( Лк.2:43 ), мужа ( Лк.3:23 ); Бог Дух Святой – во образе голубя ( Лк.3:22 ; Мф.3:16 ). Древнее таинственное изображение Распятого через изображение змия заменено ясным и совершенным образом Сына Человеческого, распятого на кресте. Вместо имен сынов Израилевых – иконы святых угодников, показанных у престола Божия ( Откр.4:4, 6:9, 7:9, 14:1–4 ; ср. Евр.12:22–23 ). «Тень Петра» была иконой его, а чудеса, через нее происходившие ( Деян.5:15 ), говорили христианам о богоугодности и спасительности священных изображений. Таким образом, в Новом Завете рукотворенные святыни, бывшие в ветхозаветное время, не отменены, а только исправлены ( Евр.9:10 ), согласно показанному Самим Богом, – тень заменена истиной.
Почитание священных изображений
Бог особою заповедью внушил людям благоговейное почитание рукотворенной святыни: «они(левиты) не должны подходить, смотреть святыню(Святое Святых с ковчегом откровения), когда покрывают ее, чтобы не умереть» ( Чис.4:20 ); и повелел совершать пред священными изображениями:
а) каждение:
«Сделай жертвенник для приношения курений. и поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения. где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ. и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый. это будет святыня великая» ( Исх.30:1, 6–7:34–36 ).
б) возжигание светильников и лампад:
«Сделай светильник из золота чистого. и к нему – семь лампад» ( Исх.25:31–37 ). «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон. пред лицом Господним» ( Исх.27:20–21 ; ср. Лев.24:2 ; 1Цар.3:3 – «светильник Божий»; 3Цар.7:49 ; 2Пар.4:7, 20 ).
Пред священными изображениями люди поклонялись:
Почитающих священные изображения Бог благословлял:
«И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. ради ковчега Божия» ( 1Пар.13:14 ).
Не почитавших священные изображения Бог наказывал:
В храме Соломоновом были святые иконы:
В храме, построенном Зоровавелем (1Ездр.5:2), были святые иконы
«Я буду показывать тебе. все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4 ). «Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы. у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма. На дверях храма херувимы. такие же, какие сделаны по стенам» ( Иез.41:17–25 ).
Как относились к святым иконам Иисус Христос и апостолы?
Святые иконы будут у христиан до конца мира
Ввиду того, что христиане православные чествуют святые иконы, лжепророк антихриста для обольщения живущих на земле велит сделать, как свидетельствует слово Божие, «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ говорил и действовал» ( Откр.13:11, 14–15 ). Если бы ко времени явления антихриста у христиан не было иконопочитания, то образ, лжепророком устроенный, и требование поклонения образу («убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»), как нововведение, не могли быть средствами обольщения.
Различие между святыми иконами и идолами
а) по происхождению
Святые иконы делаются людьми верующими в истинного Бога, вследствие ясного повеления Божия (ср. Исх.25:18, 40, 26:1 ; Чис.21:8–9 ). Идолы появились вследствие человеческого «заблуждения» ( Иер.10:15 ), «неведение о Боге» ( Прем.13:1 ), «тщеславия» – ( Прем.14:14 ), «вымысла» – ( Прем.14:12 ; Деян.17:29 ), внушения дьявола ( Прем.11:19–20 ).
б) по изображаемым лицам и событиям
На святых иконах изображаются существующие святые лица, действительные священные события: Бог – не в существе Своем, но как Он являл Себя людям, Святая Дева Мария, святые ангелы и святые человеки, Рождество Христово, Крещение, Преображение и др. От человека только изображение этих лиц и событий на иконах и украшение их (ср. Исх.25:18, 40, 26:1, 31, 31:1–11 ).
Идолы являются ложью, вымыслом человеческим, «есть ложь. Это – совершенная пустота, дело заблуждения» ( Иер.10:14–15 ). Таковы Дагон ( 1Цар.5:2 ), Ваал ( Иер.19:5 ), Вил ( Дан.14:3 ), Астарта ( 4Цар.23:7 ), Милхом, Хамос, Молох ( 3Цар.11:5, 7 ). Идолы не представляют собою ничего божественного, священного, по слову апостола: ничто ( 1Кор.8:4 ), – так как были обоготворяемы камни и др. вещи ( Прем.13:10 ; Ис.44:17 ; Иер.2:27 ; Авв.2:18–19 ), животные ( Прем.15:18–19 ; Деян.7:41 ; Рим.1:23 ), силы природы и небесные светила ( Прем.13:1–3 ; Деян.7:42–43 ), человек «тленный», грешный с его страстями ( Прем.14:15–21 ; Рим.1:23 ).
в) по религиозному значению
Святые иконы не суть боги; называются не богами, а «изображениями» ( 3Цар.6:23 ). Икона, например, Господа Иисуса Христа, не есть Сам Господь, а только изображение Его. Иконы – это как бы портреты святых лиц.
Идолопоклонники не только называли идолов богами ( Прем.13:2, 10 ), но и верили, что идолы – живые боги ( Дан. 14:6, 24 ). «Идол» и «бог» у язычников одно и то же ( Ис.44:17 ; Иер.2:27 ).
г) по нравственному влиянию
Святые иконы служат для нас средством к воспоминанию о Боге и святых Его, являются словом Божиим в образах: изображаемые события и лица учат святой и праведной жизни, возбуждают благоговейное чувство и молитвенное настроение. (ср. Гал.3:1 )
«Служение идолам. есть начало и причина и конец всякого зла. Надеясь на бездушных идолов, они (идолопоклонники) не думают быть наказанными» ( Прем.14:27, 29 ). Идолослужение сопровождалось человеческими жертвами и соединено было с развратом ( Пс.105:36–39 ; 4Цар.17:16–18, 23:6–7 ), вело к забвению о Боге и полному извращению истинных религиозных понятий.
д) по отношению воли Божией
Святые иконы – Божие установление ( Исх.25:18 и др.), являются орудиями Божией силы ( Нав.3:15–16, 4:18 ; 1Цар.5 гл.; 2Цар.6:6–7 ; Числ. 21:9 ), и чествование икон дело богоугодное ( 2Цар.6:11 ). Поэтому на святых иконах золото, дерево и прочее – святы (ср. Мф.23:17 ; 2Ездр.8:57 ; 3Цар.8:11 ; Исх.30:29 ). Кумиры, или идолы, воспрещены Богом ( Исх.20:4 ; Лев.19:4 и др.). Золото, дерево и проч. на идолах и сделавшие их – прокляты ( Прем.14:8 ). Идолопоклонники навлекают на себя гнев Божий ( Исх.32:7–10 ; 3Цар.11:7–9 ; 4Цар.17:18 и др.). Идолопоклонство есть служение бесам ( 1Кор.10:20 ; Откр. 9:20 ). Сравни: Соломон устроил храм Господень и в нем – изображения херувимов ( 3Цар.6–8 гл.), что Бог освятил ( 3Цар.9:3 ), и устроил затем капище Хомосу, и «Господь разгневался на Соломона за то, что уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева» ( 3Цар.11:5–10 ).
Несущественные (внешние) черты сходства идолов со священными изображениями
а) Те и другие устраивались из вещества людьми (были рукотворенны):
Телец – из золота ( Исх.32:3–4 ); «идола выливает художник и золотильщик» ( Ис.40:19–20 ), из дерева устрояет «древодел» ( Прем.13:11–14 ; ср. Ис.44:13–19 ).
Херувимы – из золота ( Исх.37:7 ), дерева ( 3Цар.6:27–29 ), шерсти ( Исх.26:1 ); змей – из меди ( Чис.21:9 ). Делали священные изображения Веселеил, Аголиав ( Исх.31:2–6 ), Хирам Авия ( 2Пар. 2:13–14 ).
б) лишены собственной силы и жизни:
«Повесил на стене, укрепив железом. ». ( Прем.13:15–16 ); «поднимают (идола)на плечи, несут его и ставят» ( Ис.46:7 ).
в) кадили им и возжигали светильники:
«Кадят иным богам» ( Иер.19:4 ). «У каждого в руке свое кадило» ( Иез.8:11 ). «Зажигают для них светильник» (Посл. Иер.1:18 ).
Пред святыми изображениями совершалось каждение ( Исх.30:1–7 ) и возжигание светильников ( Исх.27:20–21 ; 1Цар.3:3 ).
Несущественные черты сходства идолов со святыми иконами не унижают последних и не дают права смешивать их и отождествлять с первыми. Слово Божие повелевает: «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев.10:10 ; Иез.22:26, 44:23 ). Библия также имеет некоторые внешние черты сходства с книгами «несвященными», «нечистыми», но несмотря на это, остается книгою священною. Священное Писание говорит о «скинии Молоха» ( Деян.7:43 ) и скинии Давида» ( Деян.15:16 ), о «чаше Господней» и «чаше бесовской», трапезе Господней» и «трапезе бесовской» ( 1Кор.10:21 ) и, следовательно, отличает, а не отождествляет «святое» и «несвятое», – «чистое» и нечистое».
Свидетельства древних отцов
Святого Мефодия, епископа Патарского († 310–312 г.): «устрояемые из золота изображения ангелов, Его (Бога) начал и властей мы устрояем в Его честь и славу».
Святого Василия Великого: «восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Добавьте своим искусством это неполное изображение военачальника. Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет показана им палимая и побеждающая рука! Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах, Христос, Которому слава во веки веков. Царем именуется и образ царев, и не два царя: ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как однодержавствуюшее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие; потому что чествование образа переходит к первообразу».
Святого Иоанна Златоуста: «не к имени только его (святого Мелетия) вы питали такую привязанность, но и к внешнему виду. Как вы поступали с его именем, так поступали и с его изображением. Многие начертывали этот святой образ и на перстнях вместо камней, и на печатях, и на чашах, и на стенах комнат – везде, чтобы не только слышать святое имя его, но и везде видеть телесный образ его и иметь двойное утешение в разлуке с ним. Нам следует избегать хульных учений еретиков. Еретики рассуждают и выдают себя за учителей, имея своим орудием ложь, но своего учения ничем не подтверждают из божественных Писаний; а если что и приводят, согласно со своими страстями, то в таком случае искажают и обманывают, – подобное явление наблюдается и в наше время. Обвинители христиан, так называемые иконоборцы, многих соблазнили. Они не искали основания в божественных Писаниях, но прикрываются ложью и в ней утверждаются. А мы говорим, следуя Евангелию и держась православного вероучения, как приняла Святая Божия кафолическая Церковь».
Многочисленные и разнообразные памятники церковной живописи, найденные в катакомбах, где первенствующие христиане совершали богослужения и погребали своих умерших, ясно свидетельствуют об употреблении и почитании ими святых икон. Боязнь выдать себя язычникам вынуждала христиан употреблять изображения символические. Наиболее распространенными были изображения Спасителя под видом доброго пастыря, несущего овцу на своих раменах; под видом рыбы (ιχθυς – в этом слове заключались первыя буквы, означающия: Иисус Христос, Божий Сын Спаситель – Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σοτηρ), под видом агнца ( Ин.1:29 ). Открыты также несимволические изображения Спасителя и событий из Его земной жизни, изображения Божией Матери, святых апостолов и святых угодников.
Опровержение возражений
1) вторая заповедь Божия ( Исх.20:4–5 ) запрещает устройство икон и почитание их.
Вторая заповедь запрещает делать какие-либо изображения для обоготворения и поклонения им вместо Единого, Истинного Бога, «ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель» ( Исх.20:5 ), «не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ). Следовательно, только всякое обоготворяемое, идольское, заменяющее Истинного Бога изображение запрещено, а так как святые иконы напоминают и прославляют Его, то устроить их Он повелел ( Исх.25:18 ). «Какая разность между кумиром и подобием? Кумир, – отвечает блаженный Феодорит, – ничего не имеет для себя в основании, а подобие есть представление и изображение чего-либо. поелику эллины делают изваяния несуществующего: сфинксов, тритонов, кентавров, – а египтяне – кинопросопов и буцефалов, то такие подобия несуществующего называет кумирами; а изображения существующего, как то: солнца, луны, звезд, людей, зверей, пресмыкающихся и подобного тому – подобиями. Повелевает ни поклоняться, ни служить им».
2) «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ; Втор.6:13 ), а православные поклоняются и служат иконам.
3) Изображений Бога не может быть, так как «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), и Его «никто никогда не видел» ( 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ; Исх.33:20 ).
4) Всякие изображения запрещены ( Втор.4:12–19 ).
Нужно отличать священное от несвященного, истинное изображение от ложного ( Лев.10:10 ), святые иконы от идолов. В указанном месте запрещены только идольские изображения («дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» – Лев.10:16 ). Истинные изображения имеют некоторые внешние черты сходства с ложными идольскими изображениями. Так по повелению Божию сделаны были и поставлены на крышке ковчега два херувима с крыльями ( Исх.25:20 ), подобно «птице крылатой» ( Втор.4:17 ); медный змей ( Чис.21:9 ) был изображением «гада, ползающего на земле» ( Втор.4:18 ); пророку Иезекиилю были показаны Богом для второго храма изображения херувимов с лицами человеческими и львиными ( Иез.41:17, 19 ), т.е. «скотов, которые на земле» ( Втор.4:17 ).
5) Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (ср. Рим.1:23 ).
6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ).
Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав (стих 15), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость. а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – 8:15). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство, когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда (1:11). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим. по виду став, как человек» ( Флп.2:6–7 ). «Кто говорит, – учит преподобный Федор Студит († 826 г.), – что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову. Ибо как останется истинным то, что Он сделался во всем подобным нам, если Он не может изображаться на иконе, подобно нам. Но «осуетились в умствованиях своих» иконоборцы, «и омрачилось несмысленное их сердце» ( Рим.1:21 ); отвергая иконы Христа, Богородицы и всех святых, они отвергают спасительное домостроительство и, исповедуя Христа, как бесы, отвергают Его делами. Ибо Христос не есть Христос, если Он не может быть изображен; и не поклоняются Ему, если они не веруют, что следует поклоняться Ему в иконе. Через принятие иконы принимается изображенный на ней, как и наоборот: через отвержение ее он отвергается. Нет ни одной ереси. хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо, неистовствуя делом и словом. С одной стороны, она безумно утверждает, что Христос не должен быть изображаем в телесном виде; а это значит отвергать, что Слово стало плотию; ибо если Оно стало плотию, то, конечно, может быть и изображаемо; иначе евангельское сказание есть призрак, как думают манихеи. С другой стороны, она выскабливает, ломает, разрушает, сжигает всякий божественный храм, всякое священное приношение, на котором есть изображение Христа, Богородицы, кого-либо из святых».
7) Иконы херувимов были в Ветхом Завете, а теперь запрещено не только иметь их, но даже и говорить о них ( Евр.9:5 ).
Слова «о чем» относятся не только к херувимам, но и к скинии и к другим священным предметам: светильникам, кадильнице, ковчегу завета и проч. ( Евр.9:4 ). Апостол этим выражением не отрицает священных изображений и не запрещает говорить о них, а только находит ненужным излагать подробно устройство скинии, так как читателям послания (христианам из евреев) все это было известно, и об этом подробно уже написано в кн. Исход (гл. 25–40); описание апостолом этих предметов было бы излишним повторением. Апостол, говоря кратко о скинии, назвал херувимов (иконы их) высоким именем: «херувимами славы». Святому Иоанну Богослову был показан «ковчег завета Его в храме Его» ( Откр. 11:19 ), а на ковчеге были «херувимы славы» ( Исх.25:18, 37:6–7 ).
8) К православным относятся слова апостола ( Деян.17:29 ).
Апостол Павел, увидев в Афинах множество идолов ( Деян.17:16 ), говорит язычникам, что мы (все человечество), будучи родом Божиим, не должны думать, будто искусные изображения (языческие) вымышленных существ есть боги (ибо Бог не подобен золоту). Речь идет об идольских изображениях, а не о святых иконах, на которых с искусством (ср. Исх.26:1; 31 ) изображаются действительные святые лица и священные события. Мы веруем, что Бог есть дух ( Ин.4:24 ). Святая икона не есть Бог, а изображение Его, как Он явил Себя людям. Идолопоклонники идола почитали за бога ( Ис.44:17 ; Иер.2:27 ; Прем.13:10 и др.), в обличение их и направлена речь апостола Павла. «Назвал нас, – говорит блаженный Феофилакт, – родом Божиим, т.е. самыми близкими родственниками; так как от нашего рода Бог благоволил на земле родиться». – «Если мы, – замечает святой Иоанн Златоуст, – по душе не подобны этим вещам (золоту и проч.), то тем более Бог. Таким образом апостол отклоняет их (афинян) от этой мысли. И не только Божество не подобно искусственному изображению, но не подобно и другому какому-либо вымыслу человеческому».
В указанных местах нет речи о святых иконах. Господь и апостол Петр ( 1Пет.1:8 ) ублажают тех христиан, которые, не видев непосредственно Господа телесными очами, веруют в Него. Апостол Павел ( 2Кор.5:7 ) свидетельствует, что, живя на земле, «мы устранены от Господа» (т.е. имеем познание о Нем, но не столь ясное, а точно как бы сквозь тусклое стекло – 1Кор.13:12 ) и довольствуемся верою. Иконные изображения не устраняют веры и не уменьшают достоинства ее: так, напр., на святых иконах видим образ Иисуса Христа, а не самого Христа, и в бытие Его веруем («ходим верою» περιπατоυμεν от περιπατέω – ходить кругом, прохаживаться, жить, – т.е. «живем верою»).
10) Православные уподобляются самарянам, которые «чтили Господа, но и истуканам своим служили» ( 4Цар.17:41 ).
Православные, веруя в Бога и почитая священные изображения Его и святых Его, служат только единому Богу, а не «служат истуканам», изображениям ложных богов, подобно самарянам. Самаряне не знали, чему кланялись, а мы знаем. Уподоблялся самарянам царь Соломон, сперва устроивший святой храм Господень с изображениями херувимов, Богом освященный, а затем ставший служить Астарте, Милхому и Хамосу, мерзостям языческим ( 3Цар.11:5–10 ).
В этих местах говорится об идолах, которые «исчезают», когда язычники принимают христианство. Так произошло на Руси после крещения киевлян. Истребление идольских изображений, а не истинных, священных изображений, есть дело богоугодное ( 1Цар.5:1–7 ).
12) Икон нельзя вносить в дом ( Втор.7:26 ).
Под «мерзостью» разумеются «кумиры» ( Втор.7:25 ), запрещенные Богом ( Исх.20:4 ; Лев.19:4 ; Втор.27:15 ), а не святые иконы. Внесен был ковчег откровения в дом Аведдара, и «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия» ( 2Цар.6:12 ).
13) Мы не почитаем икон, потому что не желаем возвращаться к немощным и бедным вещественным началам ( Гал.4:9 ).
«Немощными и бедными вещественными началами» (στоιχεία) апостол называет не святые иконы (как из вещества устрояемые), а несовершенные, элементарные начала религиозной жизни, которыми руководилось иудейство и которые имели лишь подготовительное, воспитательное значение ( Гал.3:22–24 ). Галатийские христиане возлагали надежду на спасительность исполнения предписаний обрядового Моисеева закона ( Гал.4:10 ), становились опять рабами его ( Гал.4:7 ) и, следовательно, не верили в спасительную заслугу Христа, искупившего подзаконных ( Гал.4:5 ) и даровавшего им усыновление. Это заблуждение галатийских христиан было поводом к написанию апостолом приведенного места. Святой Иоанн Златоуст, объясняя ( Гал.4:9–10 ), говорит: «не своими усилиями вы обрели Бога, но проводили жизнь в заблуждении, а Он сам привлек вас к Себе. Стихии же называет он немощными и бедными потому, что они не имеют никакой силы к доставлению обетованных благ. «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Из этих слов видно, что (иудействующие) проповедовали галатам не только обрезание, но и необходимость соблюдения иудейских праздников и новомесячий».
14) Иконы нужно истребить, как истребил Езекия медного змея ( 4Цар.18:4 ), потому что и теперь бывают случаи названия иконы Богом.
Царь истребил змея, потому что «на Господа уповал» ( 4Цар.18:5 ), а сыны Израилевы кадили змею и называли его «Нехуштан», т.е. чародейный змей, обоготворяли его. Для исправления человеческих недостатков в Новом Завете – иной порядок, чем в Ветхом. Так по закону Моисееву, женщину, взятую в прелюбодеянии, предписывалось побить камнями ( Втор.22:22 ), но Господь простил такую женщину, только под условием, чтобы она впредь не грешила ( Ин.8:3–11 ). Сектанты извращают Священное Писание; неужели следует отсюда истребить его? Люди злоупотребляют языком: «им благословляют Бога и им проклинают человека» ( Иак.3:9 ); неужели нужно язык уничтожить?
Простолюдины, правда, иногда называют икону Богом, но это сокращенная форма словоупотребления вместо полной: изображение Бога. Например, «сделай из золота двух херувимов» ( Исх.25:18 ), ср. «сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар.6:29 ). Моисей называл ковчег «Господом» ( Чис.10:35–36 ), очевидно, не в буквальном смысле. Мы портрет царя называем царем, тогда как нужно сказать изображение царя. Если же кто из христиан называет по неведению икону Богом, то должно не икону истребить, как хотят сектанты, а разъяснить немощному брату разницу между иконой и Богом. «Любовь, – говорит апостол, – не радуется неправде, а сорадуется истине» ( 1Кор.13:6 ).
Пророчество Иеремии исполнилось, так как ковчега завета, устроенного Моисеем, нет у евреев (ср. 2Мак.2:4–7 ), и потому они «не приходят к нему». Эти пророческие слова касаются евреев, а не христиан, у которых будет восстановленная скиния Давидова ( Ам.9:11 ; Деян.15:16 ) и исправленная ( Евр.9:10 ). Так исправление ветхозаветных священных изображений в Новом Завете состоит в том, что Бог изображается в человеческом виде, тогда как евреям, склонным к идолопоклонству, образ Божий не был показан ( Втор.4:15–16 ), почему и ковчег для них заменял изображение Бога. Если же мы говорим о ковчеге, то подражаем Господу, Который говорил о медном змее, уничтоженном царем Езекиею ( Ин.3:14 ; 4Цар.18:4 ).
Во всех указанных местах говорится об идолах, которым евреи поклонялись и служили вместо истинного Бога. Сектанты не хотят видеть, что никто из пророков не обличал евреев за священные изображения, бывшие в храме, а только за идольские, следовательно, только последние есть «мерзость», так как для идолопоклонников заменяли Бога, а первые напоминали о Боге, почему они и богоугодны.
17) Зачем иконы украшаются, если должно поклоняться не иконе, а лицу, изображенному на ней?
Иконы украшаются по любви и усердию ко святому лицу, на них изображенному, за что нельзя осуждать украшающих (ср. Агг.1:4, 8, 9 ). Господь не отверг выражения любви к Нему грешницы ( Лк.7:44–47 ). Не украшают ли сектанты Библии? Так они поступают, очевидно, потому, что почитают не бумагу и чернила, а премудрость Божию, изложенную в Библии. Иконы – те же книги, написанные вместо букв образами. Кто искренно почитает и любит лицо, изображенное на иконе, тот дорожит и его образом.
18) Почему не всякая икона чудотворна?
Через всякую икону Бог может проявить Свою силу, была бы только в сердце молящегося истинная и живая «вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ). «Господь не мог совершить там(в Назарете) никакого чуда». Почему? «По неверию их» ( Мк.6:5–8 ). Кроме того, «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ).
19) Иконы от времени истлевают и разрушаются.
20) Если иконы святыня, то почему их безнаказанно рубят и жгут?
21) К почитающим иконы относятся стих 17—19—й 13 гл. Прем.
22) Подножие ног Его – земля, а не ковчег (ср. Мф.5:35 ; Ис.66:1 ).
В указанных местах земля называется подножием Божиим, а в других местах подножием Его – ковчег откровения (ср. Пс.79:2, 98:5, 131:7 ; 1Пар.28:2 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ), которому поклоняться велит слово Божие ( Пс.98:5, 131:7 ). Земле не поклоняются (ср. Быт.3:17 ).
23) В Ветхом Завете было повеление об устройстве херувимов, но в Новом Завете такого повеления нет.
Зачем давать новое повеление, когда существует ветхозаветное? Неужели и заповеди десятисловия нужно вновь давать? Непонятно желание сектантов. Важно, что повеление об устройстве икон херувимов Господь Иисус Христос не отменил (ср. Мк.11:11, 17 ).
24) Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением.
Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было ( 2Пар. 9:15–20 ; 3Цар.7:1–11, 10:16–21 ). Изображения херувимов, а не изображения цветов ( 3Цар.6:18 ), гранатовых яблок ( 3Цар.7:18 ; ср. Исх.25:31 ), львов и волов ( 3Цар.7:25, 29 ), бывшие простыми украшениями, – являются местом особого присутствия Божия: «Я буду открываться тебе. посреди двух херувимов» ( Исх.25:22 ). «Когда Моисей входил в скинию. слышал голос. между двух херувимов» ( Чис.7:89 ). «Назначение изображений херувимов, – замечает епскоп Сильвестр, – состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт.3:24, 24:7, 28:12–13 ; Иис. Нав.5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета».
25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании.
26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни.
27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами?
Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим.4:8 ; 1Кор.9:25 ; Откр.4:4 ). Сияние – символ блаженства и близости святых угодников к Богу, обитающему во свете ( Мф.13:43 ; 1Тим.6:16 ; Исх.34:29 ; 2Кор.3:7–8 ).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»