иконы и заповедь не сотвори себе кумира

Суть и значение заповеди «Не сотвори себе кумира»

Кто такой кумир

Ветхий Завет определяет этот термин, как изваяние или рисунок иного бога. Во времена язычества, когда процветали различные культы, люди наделяли святостью природные явления, представителей животного или растительного мира. С библейской точки зрения, такие поклонения нарушали Божьи Законы и считались большим грехом.

иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Смотреть фото иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Смотреть картинку иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Картинка про иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Фото иконы и заповедь не сотвори себе кумира Определение термина «кумир»

Богословы называют идолопоклонничество признаком потери истинной веры, духовного опустошения. Также это значит, что человек, создавший себе кумира, открыл сердце дьяволу. Современные идолы могут быть любыми:

Библейская история

Откуда к нам пришло крылатое выражение «Не создай себе кумира», знают многие. В Библии приводится небольшая притча об израильском народе, преступившем Законы Божьи. Однажды Моисей поднялся на священную гору Синай, чтобы получить от Создателя заветные скрижали с десятью заповедями. Пока пророк общался с Господом, израильтяне успели позабыть о нем и сотворили себе нового идола – золотого тельца. Как повествует библейский текст, произошло это из-за длительного отсутствия старца.

Вернувшись, Моисей с ужасом увидел разгул идолопоклонничества. В гневе он разбил каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей Господних. Однако израильтяне быстро поняли, что совершили ошибку, а потому принялись искренне каяться. Простив свой народ, пророк вернулся на Синай, где Всевышний подарил ему чудо – сильную бурю, сопровождаемую громом и молниями. Глас Создателя был настолько громким, что никакие природные явления не смогли заглушить его. Обратно старец спустился уже со вторыми скрижалями, несущими людям Законы Божьи.

Видео «О второй заповеди «Не сотвори себе кумира»

В этом видеосюжете представлены суть и значение выражения.

Суть и значение заповеди

Заповедь «Не создавай себе кумира» стоит на втором месте после первой, в которой объясняется истинное значение Бога. Толкование этого высказывания вытекает из определения единого Господа. Люди должны служить одному Всевышнему, признавать только Его создателем всего сущего. Нарушение это Закона, сотворение идолов или божков противоречит христианской религии.

Забыв о Слове Божьем, человек отдаляется от Творца, которому нет равных.

Ярким примером нарушения заповеди является язычество, которое процветало до крещения Руси. Наши предки поклонялись природным явлениям, животным и растениям. Они верили, что мир был создан целым пантеоном богов, а потому наделяли святостью множество разных идолов. Однако христианство учит нас, что вселенную сотворил Господь, являющийся единственным ее Создателем.

иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Смотреть фото иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Смотреть картинку иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Картинка про иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Фото иконы и заповедь не сотвори себе кумира Суть и значение заповеди

Сегодня люди уже не верят в сонм богов, но все же продолжают нарушать заповедь «Не возведи себе кумира». Они ставят свои низменные инстинкты и желания на первое место, забывая о душе. Имея слабую волю, легко поддаются похоти, чревоугодию или другим страстям.

Идолом не обязательно должны выступать материальные вещи. Очень часто отрицательные внутренние качества, на поводу которых идет человек, также становятся объектом поклонения.

Фраза «Не делай себе кумира» относится к любой вредной привычке. Грехом также может быть зависимость от диет или здорового образа жизни, если человек выносит их на первый план. Другая сторона медали – возведение в культ еды. Чрезмерное потребление пищи, гурманство, стремление набить живот приводит к нарушению главной заповеди, так как идолом становятся продукты питания.

Эгоисты, которые превозносят собственное «Я», нарушают завет «Не строй из себя Бога». Они перестают замечать окружающих, стремятся к славе и всеобщему признанию. Этот грех влечет за собой зависимость от материальных благ. Сделав своим божеством деньги, человек начинает искать любые пути обогащения, забыв обо всем на свете.

Борьба с почитанием кумиров

Верующий христианин борется со своими страстями в душе. Все, что делается в духовной плоскости, невидимо человеческому глазу. Соблюдение заповеди «Не ищи себе бога» означает победу над слабым духом, человеческими пороками, низменными желаниями. Чтобы соблюдать Закон Божий, нужно постоянно сдерживать свою греховную сущность, не давать ей возвыситься над духом. Для этого необходимо укреплять веру, развивать добродетели, стремиться к единению с Господом.

Только поняв для себя, зачем нужно избавляться от мнимых божков, можно вернуться на праведный путь. Хорошими помощниками в борьбе являются православная литература, общение со священниками, молитвы и регулярное посещение церкви.

Выражение «Не воссоздай себе кумира» уже давно стало крылатой фразой. Поиски истинного его смысла приводят нас к 10 заповедям, которые оставил нам Господь, чтобы мы жили по Законам Божьим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

«Не сотвори себе кумира…»

Кумир – это рок-музыкант или чемпион мира по боям без правил? Кто считал православные иконы идолами? И зачем израильтяне выковали золотого тельца? Ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.

Золотой телец

На Синайской горе Господь вручил Моисею каменные скрижали с 10 заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», с ужасом обнаружил, как его народ бодро нарушает первую и вторую заповедь. Не надеясь уже на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, так же участвовавшего в выводе иудеев из Египта, сделать… им нового бога.

«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:2-4)

Моисей, конечно же, пришел в гнев. Его можно понять. Он чувствовал свою ответственность за будущее своего народ и, быть может, всего человечества. Вдобавок, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей, что происходит внизу, Моисей упросил Создателя помиловать иудеев от Божьего гнева. Но спустившись, пророк своими глазами увидел, в чем дело. Пророку не удавалось сопоставить в уме только что состоявшийся акт договора Самого Бога с людьми и беспечную, безумную мольбу с плясками перед золотым идолом. В ярости Моисей разбил скрижали завета, уничтожил тельца, отчитал Аарона, а верным Богу израильтянам приказал устроить зачистку народа от идолопоклонников.

Прививка от язычества

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»

Первая половина заповеди ясна, особенно в исторической ретроспективе: Бог предостерегает людей от языческого идолопоклонства и язычества, а также попыток обожествлять материальные формы или стихии. А что со второй частью?

Мы видим предупреждение о том, что за прегрешения родителей могут пострадать дети, внуки и даже правнуки. Грех, как привычка, может передаваться по наследству, будучи посеян в одном поколении, а взойдя – гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский так пишет об этом:

«Наши помыслы и решения… Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и коснении в греховном».

Сколько народов в истории человечества свернули со спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали язычниками или заблудились в религиозном поиске, уверенно предпочтя собственное понимание Творца богоданной вере? Господь предупреждал об этом еще на Синае.

Икона или идол?

Христианство во все времена вело борьбу с идолопоклонством. Из житий мучеников первых веков в Римской империи мы в изобилии черпаем информацию о том, насколько жители самого крупного государства своего времени были заражены служением каменным изваяниям. Перед «божествами» приносились жертва, совершались ритуалы, попытки принуждения христиан к участию в идолопоклонстве.

Нередко соприкосновение христианских святых с языческими «культовыми объектами» наглядно демонстрировало их природу. Например, когда великомученицу Татьяну привели в храм Аполлона с целью заставить девушку принести истукану жертву, кровля здания вместе с изваянием рухнули, а из идола с громким воплем вырвалось нечто. Понятно, что свято место пусто не бывает: там, где нет Бога, обязательно появятся темные силы. Потому, что человек сознательно сделал выбор в их пользу.

Вот заговорив об идолах, мы невольно можем задаться вопросом: а как же быть, например, с православными иконами? Вопрос хороший, но он был снят в IX веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий при поддержке царицы Феодоры защитили православные иконы от возможных гонений. За 100 лет до этого события императора Лев III решил, что икона – это идол, а ее присутствие в храмах и домах прямо нарушает вторую Синайскую заповедь. Тысячи икон, фресок и мозаик было уничтожено в период иконоборчества. Кто же был прав?

VII Вселенским собором было объяснено просто:

«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Отметим, что на иконах изображаются люди и события. Иисус Христос – был и Человеком. Тем более – его святые. Ангелы и бесплотные силы также имели видимую глазу форму, когда являлись перед людьми. Православная икона изображает как бы невидимый мир, несет в себе глубокий символизм в образах, формирует нужный настрой на молитву и несет в себе напоминание о Боге.

Поклоняясь иконам, православные христиане поклоняются Богу и Его подобию, просиявшему в тех или иных святых.

Не сотвори себе кумира

В нашем языке нашего времени слово «кумир» приобрело примерно следующее определение: как правило, это эстрадный исполнитель или актер большого кино, деятель другой сферы искусства или выдающийся спортсмен. Реже политик, ученый, профессионал своего дела. Кумиром становится обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его обожатели. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.

Обычного человека, пусть и одаренного, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже ставят в центр своей жизни. Он становится богом для отдельных людей. После смерти Курта Кобейна из «Нирваны» по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, на которого равнялись. Очевидно, что самоубийство – это шаг, который верные фаны повторили за своим кумиром.

Еще жестче «почитание» своих гуру в сектах и даже приближающимся к ним православным общинам. Если светские кумиры, как правило, не претендуют на роль воплотившейся истины (скорее, сами люди наделяют талантливых любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп с большей уверенность встают на место Бога. Последствия – печальны для всех. А ведь мы забываем, что каждый из нас, какими бы выдающимися способностями он не обладал, да будь хоть святым при жизни – всего лишь человек, без Бога ни на что по-настоящему значимое неспособен.

Источник

Православная Жизнь

29 августа, на второй день после празднования дня Успения Пресвятой Богородицы, Святая Православная Церковь чтит память перенесения Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Этот праздник по большому счету является наравне с днем памяти Отцов VII Вселенского Собора и праздником Торжества Православия еще одним свидетельством победы Православной Церкви в борьбе за иконопочитание.

иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Смотреть фото иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Смотреть картинку иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Картинка про иконы и заповедь не сотвори себе кумира. Фото иконы и заповедь не сотвори себе кумира

То, что мы слышим из уст противников практики почитания святых икон, на самом деле не ново: вся новосектантская полемика строится по образцу и с использованием той аргументации, к которой прибегали иконоборцы еще в первые века существования Церкви. Поэтому если нынешние сектанты, обвиняя православных в идолопоклонстве (1), думают, что они оригинальны в своем противостоянии тем или иным истинам Православия, придется их, к сожалению, несколько разочаровать.

Если проследить историю иконоборчества, то первые попытки противостояния почитания священных изображений были еще в самом начале расцвета Христианской Церкви – в IV веке, когда известный церковный деятель Евсевий Кесарийский, имевший огромное влияние при дворе императора Константина, выразил свое возмущение по поводу желания сестры императора иметь у себя дома икону Господа Иисуса Христа. Однако при этом сам Евсевий приводит как контраргумент не ветхозаветную заповедь «Не сотвори себе кумира», а тот факт, что так как Христос – это Бог, а Божественная природа неизобразима, то и изображения Спасителя просто не может быть. Высказываясь против возможности изображать Христа красками, Евсевий говорит только об одной возможной иконе Спасителя, и икона эта – Евхаристия. Подобный взгляд Евсевия на сущность Евхаристии ошибочен, ведь, согласно учению святых отцов, Евхаристия – это вовсе не икона Христа, не изображение Его спасительной Жертвы. Евхаристия – это сама Жертва, и то, что предлагается нам на Литургии, – это реальные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Сам Христос на Тайной Вечери, подавая Своим апостолам Хлеб и Вино, не сказал, что они – только образ Его Тела и Крови, но ответил прямо: «Сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:26–28).

Следующим витком в иконоборческом процессе стало появление в V веке в христианском мире так называемого монофизитства – учения о том, что человеческая природа во Христе после соединения с Божественной была полностью поглощена последней. Исходя из этого, монофизиты считали невозможным изображение Иисуса Христа по той простой причине, что, как утверждают еретики, можно изобразить только Его человеческую природу, а в Воплощении она была полностью поглощена Божественной природой, потому икона Христа – невозможна. Один из самых ярких представителей монофизитского богословия Севир Антиохийский осуждал иконопочитание, считая его, между прочим, возвращением к ереси несторианства (2).

Выступая против монофизитов, святые отцы на IV Вселенском Соборе утвердили учение о том, что во Христе Божеская и человеческая природы соединены так, что ни одна из них не является ущербной по сравнению с другой и, следовательно, ни одна из них не поглощена второй. В противовес несторианству было принято, что соединение природ совершается в единой Ипостаси Бога Слова, таким образом, человеческая природа во Христе не имеет своей отдельной ипостаси, но воспринимается в Божескую Ипостась Сына. В результате изображение на иконе лика Христа возможно, потому что на ней запечатлена не природа Божества, Которую человек не может увидеть и при этом остаться в живых (см. Исх. 33:20), а Его Ипостась – тот Лик, Который ежедневно видели апостолы и современники Христа.

Таким образом, рассматривая последовательность христологических споров IV–VI веков, мы видим, что практика иконопочитания была оправдана тем, что икона – это вовсе не изображение Неописуемого Божества, а, по словам святого апостола Иоанна Богослова, свидетельство о том, что «видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:1–2).

Следующим этапом иконоборческого процесса можно назвать деятельность в VIII веке императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима. Они за свою ревность в борьбе против святых икон получили в истории именование императоров-иконоборцев. В IX веке, то есть уже после проведения VII Вселенского Собора, который утвердил практику иконопочитания, так называли таких императоров, как Лев V Армянин, Михаил II и Феофил. Отрицательное отношение к священным изображениям со стороны указанных императоров прежде всего было обусловлено стремлением подчинить Византийской империи народы, исповедующие иудаизм и ислам, которые отрицательно относились к иконам. Именно в этот период на первый план в борьбе против икон выступает неправильно интерпретируемый Ветхозаветный запрет создавать какие-либо священные изображения, имеющийся в Книге Исход.

Таким образом, обвинения иконопочитателей в идолопоклонстве появляются только в VIII веке из-за деятельности императоров-иконоборцев, преследовавших вовсе не богословские интересы, а политические. И в ответ на такие обвинения Церковь создает свое учение об иконопочитании, выраженное в определении VII Вселенского Собора: «Живописные иконные изображения… служат подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служат на пользу нам… На таком основании мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего Креста… будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству… Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Святые отцы VII Вселенского Собора определили, что почтение, воздаваемое иконе – это вовсе не почтение самой иконы как дерева и красок, но почтение Изображенного на ней. Православные не нарушают вторую заповедь Закона Божия, они не создают для себя некоего кумира, а только свидетельствуют о том, что было сделано Богом для спасения человека. Изображения напоминают нам о Господе и тем самым побуждают каждого к молитве. Поэтому и VII Вселенский Собор, объясняя иконопочитание, определил, что иконы должны быть везде для того, чтобы человек вспоминал о Спасителе, а вспоминая, чаще обращался к Нему с молитвой.

Таким образом, мы видим, что цель иконы – направить сердце человека к Тому, Кто на ней изображен. Святой апостол Павел пишет: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). И именно это явление Господа во плоти мы и почитаем. Икона, по словам одного современного богослова, не изображает Божество, она указывает лишь на возможность причастия человека к Божественной жизни.

Икона – это проповедь красоты Горнего мира и призвание к нему. Призвание, обращенное к человеку, чтобы он стал тем, чем должен был стать еще на заре своего существования – подобием Божиим. Икона только приоткрывает пред нами завесу Вечности; она показывает нам нашу будущую славу, то, кем мы сможем стать в «невечернем дне Царства Христова».

1. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а соответственно культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветную заповедь «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5).

2. Основоположником несторианства были епископы Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский, наименование же свое эта ересь получила от имени Константинопольского Патриарха Нестория, разделявшего богословские взгляды Диодора и Феодора, учивших, что во Христе одновременно присутствуют не только две природы: Божеская и человеческая, но и, соответственно, две ипостаси. Таким образом, можно было бы сказать, что во Христе действуют два субъекта, что было особенно ярко выражено до крещения Христа в Иордане, во время которого человек Иисус получает особую благодать Божью и становится храмом Святого Духа.

Источник

Не сотвори себе кумира

Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.

Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.

Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:

– Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?

Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и. не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:

– Отстань, невежа, со своими расспросами!

И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.

Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно – не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.

Попросить человека: «Скажи что-нибудь» – это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним. Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею – тщетно я сам хотел бы это изъяснить».

Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью – заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения – будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.

Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.

Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался

Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества – дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует. Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»

Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.

Источник

Что означает заповедь «не сотвори себе кумира»?

«Не сотвори себе кумира» — одна из самых известных заповедей. Однако трактуют ее многие неверно. Возникают проблемы с тем, кого считать кумиром, кому запрещено поклоняться. Чтобы это понять, требуется разобраться в истории появления этой заповеди.

Золотой телец

Когда Моисей вернулся с Синайской горы со скрижалями, полученными от Бога, он обнаружил, что израильтяне погрязли в грехах. Не рассчитывая на его возвращение, они обратились к брату Моисея Аарону, который также участвовал в выводе иудеев из Египта. Аарон попросили сотворить нового бога.

Брат Моисея приказал принести ему все золотые серьги, из которых отлил тельца, объявив его богом. Сам Моисей пришел в гнев от такого решения. Он разбил тельца и скрижали, приказав иудеям категорически отказаться от идолопоклонства.

Искоренить корни язычества

В исторической перспективе становится очевидным, что данная заповедь, в первую очередь, должна способствовать избавлению людей от влияния язычества. Всевышний предупреждает, что идолопоклонство – грех, предостерегает о недопустимости обожествления любых стихий и материальных форм.

Помимо этого, в заповеди содержится предупреждение о том, что пострадать за грех может не только сам человек, нарушивший заповедь, но и их дети и внуки. Об этом Бог предупреждал Моисея еще на Синае.

Борьба с идолопоклонством

Христиане всегда боролись с идолопоклонством. В Римской империи эта традиция была невероятно распространена. Об этом можно судить по жизнеописаниям ранних христиан. Языческим идолам приносились жертвы, в их честь проводили специальные ритуалы.

Сохранились свидетельства того, как при соприкосновении верующих с языческими культами случались разные несчастья. Например, в храме Аполлона рухнула крыша после того, как великомученицу Татьяну заставили принести жертву местному идолу.

Призывая бороться с идолопоклонством, сами христиане нередко обвинялись в том, что такими же идолами являются их иконы. Данное противоречие было устранено в IX веке во время Константинопольского собора. В специальном пояснении говорилось, что на иконах изображается первообраз, поэтому человек поклоняется не самой иконе, а изображенной на ней ипостаси.

За столетие до этого иконы были признаны идолом. За время иконоборчества были уничтожены тысячи изображений святых ликов.

Кого считать кумиром?

В современном русском языке слово кумир, как правило, применяются по отношению к артистам или спортсменам, которые становятся кумирами для своих многочисленных фанатов. Это человек, обладающий определенными талантами или выдающимися способностями, за что его ценят почитатели.

Согласно христианской религии, такое поведение также нарушает заповедь. Особенно, когда кумира наделяют сверхкачествами, фактически начинают ему поклоняться как богу. Нередко это приводит к трагедиям. Например, после самоубийства Курта Кобейна по многим странам прокатилась волна самоубийств его фанатов, которые не представляли дальнейшую жизнь без своего кумира. Они равнялись на него во всем, даже свели счеты с жизнью, когда он поступил таким же образом.

Еще более греховным становится почитание руководителей сект и лжеучений, которые явно объявляют себя новыми мессиями, даже новыми воплощениями Иисуса Христа. Поклоняясь таким людям, верующий встают на греховный путь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *