иконы монахини иулиании соколовой фото

Преподобный Сергий — иконы монахини Иулиании (Соколовой)

Тяжелое было то время. Русская земля страдала от татарских нашествий, от княжеских междоусобиц, от вражды, эгоизма и ненависти, царивших повсюду.

Известный иконописец, монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, сохранила и передала ученикам и последователям живые традиции древнерусской иконописи в один из самых тяжелых периодов в истории Русской Церкви. С начала 20-х годов прошлого века она начинает серьезно изучать русскую икону, работает с древними образцами. С 1946 года монахиня Иулиания деятельно участвует в возрождении древней обители — Троице-Сергиевой Лавры, которая находилась тогда в полном запустении. Здесь, в Лавре, дарование ее раскрылось наиболее полно. Она проявила себя как иконописец, реставратор и учитель молодежи.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Прорись иконы преподобного Сергия

3 мая 1319 года в семье радонежского боярина Кирилла и супруги его Марии родился сын, названный Варфоломеем. Но еще до его рождения Промысл Божий отметил это дитя, как будущего великого служителя Пресвятой Троицы. Детство, отрочество и юность Варфоломея протекали в годы, когда князья, обязанные ездить на поклон к ханам, не знали, вернутся ли они живыми, и, отъезжая, прощались с семьями, уходя, как на смерть; когда по всей Русской земле разъезжали татарские баскаки, творя, что хотелось: сжигали и грабили города и сёла, разоряли храмы, убивали и уводили людей в плен; когда и русские люди научились наносить обиды, и не только чужим, но и своим; когда страшно было и в дороге, и дома; когда русские князья, ссорясь между собой, ни один не хотел уступить другому и воевали, стремясь захватить каждый себе удел побольше. Никто не смел и думать об освобождении от страшного татарского ига.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Икона преподобного Сергия Радонежского с житием у раки святого

И вот в дремучем лесу, на Маковце, близ Радонежа, чтитель Пресвятой Живоначальной Троицы юный инок Сергий заложил Троичный храм, «чтобы, по словам жизнеописателя, постоянным взиранием на него побеждать страх ненавистной раздельности мира». Пресвятая Троица именуется Живоначальной, то есть началом, родником, источником жизни, как Единосущная и Нераздельная, ибо единство в любви есть жизнь и начало жизни. Апостол любви святой Иоанн Богослов говорит нам: «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 14). Сообразно с этим одна из многочисленных пословиц русского народа гласит: «Жить — любви служить». Возможно само возникновение этой пословицы относится ко времени жизни Преподобного Сергия.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Явление Божией Матери преподобному Сергию. Икона в Серапионовой палате

Не более двух-трех лет провел инок Сергий в одиночестве пустыни, как о нем всюду заговорили, как о духоносном подвижнике и молитвеннике, и из ближайших деревень и сёл потекли к нему все, угнетаемые тяготами тогдашней жизни, сначала за советом и поддержкой, за молитвой и наставлением, а потом, привлекаемые теплотой его любви и жаления. Один за другим начали селиться подле него искавшие укрыться под благодатным покровом Пресвятой Троицы от мрака, злобы и розни, разлитых повсюду.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Служа всем, преподобный Сергий сам носил воду, рубил дрова и, будучи игуменом, всегда пек просфоры. Роспись Серапионовой палаты

С детской преданностью и благоговением смотрела братия обители на своего возлюбленного наставника, который учил их во всём только своим примером, и старались подражать ему в служении друг другу, в смирении друг пред другом, в терпении, молитвах и трудах.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Господь показал преподобному Сергию в видении птиц множество его учеников. Роспись Серапионовой палаты

Идея Пресвятой Троицы для самого Преподобного Сергия была заповедью общежития, где не говорят: «это — мое, это — твое», «откуда изгнаны слова сии, служащие причиной бесчисленного множества распрей»,- как пишет св. Иоанн Златоуст. По введении в своей обители общежительного устава Преподобный, как истинно русский человек, заповедал своей братии добродетель гостеприимства и сам был в этом образцом, подавая всем дары всех родов, от хлеба насущного и до исцеления души и врачевания тела. Не забыты были даже в то тяжелое время служащие утешением детям игрушки. Их делал сам Преподобный. Всё это располагало исстрадавшегося во мраке всеобщей озлобленности и эгоизма, духовно изголодавшегося русского человека ко взиранию храма Пресвятой Троицы, к созерцанию в нем прообраза Божественного единства и любви.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Московского Димитрия Донского на Куликовскую битву и предсказыает ему победу. Роспись Серапионовой палаты

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Перед кончиной свт. Алексий предложил Преподобному Сергию золотой крест и митрополию Московскую. Преподобный Сергий со смирением отклонил это.

Поэтому, Троичное храмоздательство на Руси связано с именем Преподобного Сергия, и не без причины такие храмы имели обычно, Сергиевские приделы.

Из книги монахини Иулиании Соколовой «Труд иконописца».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Прп. Сергий, трапезуя с братией, безмолвно поклонился благословению свт. Пермского Стефана, проезжавшего в Москву далеко от обители

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Прп. Сергий, трапезуя с братией, безмолвно поклонился благословению свт. Пермского Стефана, проезжавшего в Москву далеко от обители

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Прп. Сергий во время Божественной Литургии сподобился видимого сошествия Святого Духа в образе огня на Святые Дары и сослужения Ангела.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Покров Пресвятой Богородицы

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Прп. Сергий передает игуменство прп. Никону

Источник

Ко дню памяти матушки Иулиании (Соколовой)

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)

35 лет назад ушла из жизни монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, один из крупнейших иконописцев XX века. Во многом благодаря ей в самые трудные для России времена на прервалась и сохранилась древняя традиция. Святые образы, созданные матерью Иулианией, стали не только значимым культурным явлением. Они явились живым свидетельством того, что духовная жизнь православного народа продолжалась и в годы богоборчества. О служении подвижницы благочестия рассказывает ее внучатая племянница и ученица, преподаватель иконописной школы Московской Духовной Академии, Наталья Алдошина.

— Трудно помыслить, как в 20-40-ее годы возможно было писать иконы, ведь тогда даже интересоваться христианством было опасно. Как удавалось матери Иулиании заниматься церковным искусством и что ее на это подвигло?

— Талант живописный у нее проявлялся с детства, да и ее родственники, отец, священник Николай Соколов, и дядя, были одаренными художниками. Поэтому уже тогда Мария Николаевна посещала все выставки и знала всех мастеров живописи, рисовала каждую свободную минуту.

Но с ранней юности ее отличал особый духовный настрой, почти монашеская строгость. Трудности революционного времени, а ей было тогда 18 лет, она воспринимала с необыкновенным мужеством, ее стойкость была удивительной. В самые страшные времена она не пропускала ни одной службы в церкви, была не просто прихожанкой известного московского храма Святителя Николая в Кленниках, но и впоследствии стала духовным стержнем его общины. Когда храм закрыли, а священники находились в ссылках и лагерях, Мария Николаевна собирала его прихожан для общей молитвы, к ней обращались за советом и за помощью.

С того времени сохранились десятки образов, написанных ей. Писать приходилось на разных картонках, холстах, досках небольшого размера, иногда с обоих сторон. И ведь каждую минуту мог быть обыск, даже за рождественскую елку могли арестовать, что уж говорить об иконостасе.

И ее стремление вести христианскую жизнь было и испытанием, и спасением. Действительно, почти невозможно представить, что, едва держась на ногах от голода, она не оставляла своих занятий, много читала, молилась, осознавала необходимость духовного бодрствования. Но Господь, посылая нам и нашей стране тяжелейшие испытания, в то же время дает всегда утешение и надежду. Первым таким утешением стала для Марии Николаевны община храма на Маросейке – настоящая христианская семья. Все ее члены помогали друг другу выжить. В общину входили сотни людей и, хотя они были разного достатка и положения, все отдавали в храм десятину, а из этой казны выделялась помощь особенно нуждающимся.

И вторым таким утешением, причем не только для Марии Николаевны, но для всей верующей России, стало открытие мира древнерусской иконы. В 1913 году состоялась первая выставка старинных образов, расчищенных от поздних записей. Это было настолько великое событие для русской культуры, что душа Марии Николаевны не могла не воспринять его. Потом она изучала иконы в доме Васнецовых, где было большое собрание, в студии художников Рерберга и Хотулева, куда заходил и Нестеров. Это все были замечательные мастера, но этот мир икон был тайным, так как люди умели молчать.

Много взяла она и у известного иконописца, реставратора и ученого Василия Кирикова. Например, вместе они копировали чудотворный образ Владимирской Божией Матери.

— Жизнь матери Иулиании – удивительный пример монашеского подвига в миру. Как она пришла к этому?

— Ее духовного отца, сейчас прославленного в лике святых, священника Алексия Мечева, называли «старцем в миру». Монахи тогда еще не закрытой Оптиной пустыни говорили приходившим к ним москвичам: «Зачем вы приезжаете к нам, у вас же есть отец Алексий?». Ему в миру удавалось достигать духовного сосредоточения как в монастыре. Удивительно, что этот духоносный человек встретился Марии Николаевне, когда умер ее отец и она особенно искала наставничества. Ей было тогда всего 12 лет.

Потом в зрелости Мария Николаевна говорила: «Как важно встретить в своей жизни человека, который является живым носителем духа. Можно много читать, размышлять, но если ты хоть раз увидел близко святого человека, это меняет в корне всю жизнь». Надо сказать, что матушка особенно чутко принимала все, чему учил ее отец Алексий и те дары, которые ей были получены от него, она укрепила своей неустанной молитвой.

По кончине отца Алексия настоятелем храма на Маросейке стал его сын, отец Сергий, впоследствии священномученик. Мария Николаевна, которая всей душой с ранней юности стремилась к монашеству, просила его благословения на постриг. Сохранился ответ священника, который он ей написал: «Отречение от мира шире пути иноческого. Иночество есть один из видов этого отречения. Его высшая форма. Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью и почувствуете, что идете тем же путем, что и иноки. Только не забывайте, что сейчас время особенного служения ближним. Пусть в Вашей мере это служение будет и Вашей молитвой, и Вашей жизнью в Нем и с Ним. Никогда еще не страдали так Его братия меньшие, как теперь. Главное, живите для Бога и в Нем с людьми, выполняя в меру все положенное каждому христианину. Тогда, в свое время, если благословит Господь, войдете легко и в лик ангелоподобных. Только так, а не иначе».

И Мария Николаевна выполнила указание своего духовника. Тайный монашеский постриг она приняла только в 1970 году с именем святой мученицы Иулиании (память 30 августа, совпадает с празднованием преподобного Алипия Иконописца). О том, что она была монахиней, все узнали только после ее смерти.

— Известно, что Мария Николаевна спасла несколько святынь Никольского храма. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

— У нее дома в комнате находился написанный ею образ Святителя Николая, внутри которого был спрятан антиминс храма на Маросейке. Также она хранила Феодоровскую икону Божией Матери, ту самую, перед которой молился отец Алексий Мечев и незадолго до революции он увидел, как слезы потекли из глаз Матери Божией. Святыни Никольского храма оказались у нее после того, как он был закрыт, а все священнослужители были отправлены в лагеря или ссылки. За Марией Николаевной тоже шла слежка, неоднократно были попытки ее арестовать, она буквально в последний момент иногда успевала выпрыгнуть в окно или уйти из дома через черный ход. Но, с другой стороны она ничего не скрывала – посещала священников в лагерях, дома у нее проходили тайные литургии, если находился священник. Много лет спустя мать Иулиания передала Феодоровский образ в Московскую Духовную академию, а в 90-е годы он был возвращен открывшемуся храму Святителя Николая в Кленниках.

— Как была создана знаменитая икона «Всех Святых, в земле Российской просиявших»?

— У Марии Николаевны была очень тесная духовная связь с владыкой Афанасием (Сахаровым), который составил службу Всем Святым, в земле Российской просиявшим. Как известно, в 1918 году было восстановлено церковное празднование этого дня. Именно Святитель Афанасий благословил и вдохновил Марию Николаевну на создание иконописного образа всех русских святых. Эта икона стала предельным выражением чаяний верующих людей в то время, молением о спасении ко всем святителям, преподобным, мученикам, юродивым русской земли, которые жили в разные исторические эпохи и с любовью и смирением разделили все испытания, которые были посланы Богом нашей Родине. Икона была освящена в 1934 году. Кто еще, как не наши дивные угодники Божии мог помочь выстоять, выжить в то время? Конечно, икона стала плодом духовного делания и многолетних размышлений Марии Николаевны. Владыка Афанасий сам свидетельствовал о том, что только она могла создать подобный образ. Ведь всегда сила и глубина иконы рождалась из внутренней ясности и духовного совершенства того, кто эту икону писал.

Подобных соборных икон до этого не было, такая иконография вообще была создана Марией Николаевной впервые. Были отдельные святые, собранные в ряд. А вот здесь они в таком созвездии, собраны вокруг Града Избранного, пришедшие от всех концов земли, что подчеркивает символическая география Руси, показанная на иконе. Круговая композиция, отражает полноту церковной соборности и подчеркивает икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева освящающую собор русских святых. Непосредственно живописному труду предшествовало глубокое изучение жития и иконографии каждого угодника Божия, который изображен на иконе.

Как вспоминал Владимир Быков, близкий человек к матушке Иулиании, тоже верный член приходской общины Никольского храма, тайный священник: «После написания этой иконы она перестала быть просто иконописцем Маросейской общины и стала иконописцем всей Русской православной Церкви».

— С момента кончины монахини Иулиании прошло больше 30 лет. Что для современных иконописцев значит ее наследие сегодня?

— Она оставила нам наследие не только художественное. Те 23 года, которые она трудилась в Лавре Преподобного Сергия и где она организовала иконописную мастерскую, все, кто хотел научиться иконописи могли воспринять это искусство непосредственно от нее, на практике. Она никому не отказывала и принимала всех желающих. Это было очень важно для нее, она хотела привить понимание древней иконы, любовь к ней в церковной среде. Все-таки для многих было непонятно каноническое искусство, традиции реалистической религиозной живописи были укоренены. И ее сообщения, лекции, рассказы были для учеников не только технической, но и духовной школой. Сама матушка говорила, что духовное видение, духовное прозрение являются основой изобразительного искусства – это как дар Божий, он дается только за смирение и чистоту жизни. Не каждый талантливый художник сможет написать икону.

Сейчас много споров о том, какой должна быть современная икона. Есть множество иконописцев, проводится много выставок, в храмах все доступно. Но что удивительно, именно работы матери Иулиании производят необыкновенное впечатление даже на искушенных современных профессионалов. Например, известная выставка ее работ в музее имени Рублева – сначала планировалось, что она пройдет в течении месяца, но из-за необычайного интереса к этим иконам она длилась втрое больше. Это действительно был живой интерес, а ведь многие хорошо знали творчество матушки по репродукциям, но все равно были поражены. Все отмечали необычную духовную атмосферу, от образов исходила необыкновенная тишина и ясность. Смотришь и понимаешь, что каждый образ очень молитвенный. Эти иконы отличает духовная наполненность – то, что делает икону иконой.

— В чем особенность метода обучения иконописи, который применялся матерью Иулианией в стенах Троице-Сергиевой лавры?

— Как известно, в старину мастерство иконописи передавалось от учителя к ученику. В монастырях молодые послушники долгие годы наблюдали за работой мастера, постепенно проходя все ступени обучения и духовного возрастания, от подготовки материалов и красок до непосредственно писания образов. До нас дошли также сведения о школе Палеха – о прорисях, методах припороха, переводов и т.д. Другой исторически сложившийся принцип обучения – академическая школа реалистической живописи.

Метод монахини Иулиании, можно сказать, синтезировал в себе все эти различные приемы обучения, в этом его уникальность. Всю жизнь она очень углубленно изучала все существующие научные труды, посвященные иконе, у нее была удивительно богатая библиотека – и потом она делилась этими знаниями с учениками.

Поэтому ее книга «Труд иконописца» действительно удивительное пособие, доступное, четко выстроенное по этапам сложности. Оно описывает весь процесс создания иконы от начала и до конца. Конечно, его нельзя назвать синтезом всего духовного наследия матушки Иулиании. Но оно дает нам ценную методику, понимание того, с каким молитвенным настроением должна писаться икона, и, с другой стороны, четкие технические рекомендации, теоретическую базу. Матушкой также были сделаны образцы, на которых она показывала этапы иконописания – это позволяло наглядно показать каждую стадию работы. По этим пособиям сегодня учатся современные иконописцы.

Роспись Серапионовой палаты Троице-Сергиевой Лавры

В обители преподобного Сергия
В 1946 года была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра, и ее наместник, архимандрит Гурий (Егоров), сразу же пригласил Марию Николаевну Соколову помочь восстанавливать обитель. Она как раз вышла тогда на пенсию и уже могла все свое время посвятить только иконописи. Если в 20-30 годы мать Иулиания накапливала мастерство, знания, с помощью своей огромной духовной библиотеки скрупулезно исследовала все тонкости древнего искусства, то в 50-годы наступил период ее творческого расцвета. В Лавре она могла свободно писать на полноценных больших досках, выполнять масштабные работы.

В 1949 году она сделала роспись Серапионовой палаты, места кельи преподобного Сергия – особой лаврской святыни. С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой лавре в храме Преподобного Сергия наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Мария Николаевна выполнила проект иконостасов и написала все иконы. Нужно отметить, что реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством матушки и при ее непосредственном участии.

В обители преподобного Сергия мать Иулиания основала иконописную мастерскую, которая стала alma mater для нескольких поколений современных иконописцев. Неизвестно в точности, сколько всего икон было ею написано. Именно в лавре Преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства для нее было очень важно утвердить традиции канонического искусства, значение которого тогда еще было недооценено многими даже в церковной среде.

Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь иконы ее письма. Как выяснилось потом, почти каждый, кто приходил в Лавру, учился или молился здесь длительное время, имел образ своего святого покровителя, написанный Иулианией. Теперь эти иконы находятся в разных монастырях, храмах и у частных лиц. Так до конца своей жизни она неустанно трудилась, умела очень четко организовать свое время, чтобы выполнить множество послушаний.

В 1990 году при Московской духовной академии была создана первая в стране иконописная школа. Образы, написанные матерью Иулианией, и метод ее обучения легли в основу программы школы.

16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иулиании. Чин погребения совершался в лавре в храме Преподобного Сергия. Первым простился с покойной Святейший Патриарх Пимен. Похоронена монахиня Иулиания на кладбище микрорайона «Семхоз» в Сергиевом Посаде.

В Московской духовной академии особо чтят память матушки. Ежегодно в день кончины монахини Иулиании, 16 февраля, в Покровском академическом храме совершается панихида, ученики и последователи замечательной подвижницы благочестия собираются, чтобы вместе помолиться о ней.

Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «О монахине Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившим Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси…»

2016 год.
По материалам книги Натальи Алдошиной «Благословенный труд».

Источник

«Давно я ждал эти глаза…»

К 120-летию со дня рождения монахини Иулиании (Соколовой)

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото 8 ноября – 120 лет со дня рождения выдающегося иконописца XX века монахини Иулиании (Соколовой, 1899-1981).

Творчеству Марии Николаевны было присуще послерублевское направление, близкое к Дионисию. Её иконы, как это свойственно древнерусской живописи, всегда были узнаваемы по звонкости, прозрачности и чистоте красок. Их художественное совершенство воспринималось как откровение. Они были оценены даже на уровне ЮНЕСКО.

Невозможно с точностью сказать, сколько ею было написано икон, трудно установить, где многие из них находятся. Ведь Мария Николаевна всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь их. И сегодня иконы, написанные монахиней Иулианией, есть в разных монастырях и храмах, в домах священников и мирян.

«В иконе образно выражена единая, незыблемая, общецерковная истина, – писала Мария Николаевна, – и её важно сохранить незамутненной».

Рискуя оказаться в ГУЛАГе, эта подвижница ездила по всей стране, копировала и сохраняла старые иконы, создавала новые.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Очень точно сказано о М.Н. Соколовой в предисловии к её книге «Труд иконописца», выпущенной в 1995 году (эта книга стала учебником для начинающих иконописцев):

«Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Мария Николаевна родилась 8 ноября 1899 года (в день святого Архистратига Михаила) в семье священника Николая Александровича Соколова, настоятеля московского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах близ Таганки.

Её мать – Лидия Петровна – была дочерью священника Петра Терентьевича Некрасова, служившего в одном из храмов Новодевичьего монастыря.

У Марии Николаевны были две младшие сестры – Лидия и Серафима. Родители сумели привить детям любовь к Богу и Церкви. Лидия Петровна почти каждую неделю ездила по четвергам в часовню великомученика Пантелеимона на молебен и брала с собой дочерей. Она рано научила детей читать по-славянски, и перед сном они читали на выбор один из акафистов.

…Уже с четырехлетнего возраста Мария много рисовала. В 9 лет она поступила в V Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Федоровны. В двенадцатилетнем возрасте Мария лишилась отца, который был для неё во многом примером и учителем. Она скоро почувствовала необходимость духовного руководства, молилась, просила святителя Николая указать ей её путь. Кто-то из друзей семьи посоветовал пойти в храм святителя Николая на Маросейке к отцу Алексию Мечёву. Батюшка встретил её словами: «Давно я ждал эти глаза…».

Отец Алексий Мечёв стал духовным отцом Марии Николаевны. С первой же исповеди у батюшки она начала записывать в дневнике его слова, сказанные ей. Эти записи она вела в течение почти 10 лет – до смерти батюшки. Его духовное наставничество определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь Марии Николаевны.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Именно она составила подробное «Жизнеописание старца отца Алексия Мечева». Этим она ускорила приближение дня прославления его в лике всероссийских святых на Архиерейском Соборе 2000 года.

«Отец Алексий, – отмечается в «Жизнеописании», – всегда возводил руководимых им к подвигу духовному, то есть наиболее трудному и существенному. Но всё трудное начинается с лёгкого. Внешний подвиг необходим, хотя самый малый, он воспитывает силу воли, без которой невозможен никакой, тем более духовный, подвиг. Но надо прежде взвесить силы и возможности». «Семь раз примерь, – говорил батюшка, – один раз отрежь, а на что уж решился, того надо держаться во что бы то ни стало. Иначе цель не достигается. Например, молитвенное правило пусть будет небольшое, но оно должно выполняться неопустительно, несмотря на усталость, занятость и другие помехи».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

…Время духовного становления Марии Николаевны совпало с бурными событиями в России. «Общее настроение, – говорится в «Жизнеописании старца о. Алексия Мечева», – было тревожно-выжидательное.

Отец Алексий имел обыкновение каждую субботу после всенощной выходить на краткий молебен перед чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Однажды во время такого молебна на виду у всех из глаз Царицы Небесной покатились слёзы.

Наступил 1917 год, которому суждено было стать роковым для всего прежнего строя России. Обычный круговорот жизни начал ломаться с каждым днём все более и более и самым коренным образом».

В 1917 году Мария Николаевна окончила гимназию. Ей было предложено занять место учителя рисования уже в советской школе. Она согласилась, но вскоре же ей было велено прочитать детям атеистическую лекцию.

Мария Николаевна решительно отказалась, ушла из школы и устроилась в частную студию Ф.И. Рерберга и А.П. Хотулева в Москве, где углублённо занималась рисунком.

Вскоре, благодаря своим знакомым, она поступила художником-графиком в издательство «Энергия». Исполнение сложных графических работ дома давало ей возможность свободно располагать своим временем.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

В 1923 году отец Алексий окончил свой земной путь. Всё попечение о пастве и церкви он передал своему сыну, иерею Сергию.

Отец Сергий благословил Марию Николаевну обучаться иконописи у Василия Осиповича Кирикова. Мария Николаевна написала в это время копию с чудотворного образа Заступницы Земли Русской – Владимирской иконы Божией Матери.

Желая изучить древние фрески, в 1928 и 1929 годах Соколова одна ездит в закрытые храмы и монастыри северных русских городов. Она делала копии с фресок в Ферапонтовом монастыре, зарисовывала их в Новгороде и Пскове, сознавая необходимость сохранения и развития древних традиций иконописи, твёрдо веря в то, что всё это не должно умереть.

В 1934 году храм Николы в Кленниках был закрыт. Незадолго до этого Мария Николаевна выполнила тринадцать высокохудожественных акварелей с детальной проработкой интерьера всего храма.

Вскоре начались преследования всех прихожан и духовенства Маросейского храма. Многие из них подверглись репрессиям.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Отец Сергий, также причисленный ныне к лику святых, был отправлен в ссылку, где Мария Николаевна его неоднократно посещала.

Она помогала членам общины, которые шли и шли к ней, всем, чем только могла. Всегда была спокойна и лишь предупреждала приходящих:

– Только не наступайте на четвертую, седьмую и десятую ступени.

Эти ступени сильно скрипели и могли выдать гостей следившему за матушкой соседу. По воспоминаниям близких ей людей, «на собрании прихожане никогда не впадали в осуждение кого бы то или чего бы то ни было, никогда не было пустых разговоров. Мария Николаевна всегда задавала тему и тон беседы, духовно питала, утешала и советовала; уезжали от неё радостные и обновлённые душой».После собрания матушка выходила «подмести» крыльцо, и, если все было спокойно, то гости по 2-3 человека быстро расходились. Она любила повторять:

– Всё в руках Божиих. Я молюсь, и Господь по милости своей хранит меня. Конечно, боюсь, но полагаюсь на волю Божию.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото Храм свт. Николая в Кленниках. 20-30 гг. ХХ в.

В 1938 году умерла мама Марии Николаевны – Лидия Петровна. Она всю свою жизнь окружала дочь особенной заботой, бережно относилась к её внутреннему миру. Таким же близким человеком для неё, особенно после смерти матери, стала её сестра – Лидия Николаевна.

В это время Лидия Николаевна с семьёй собиралась уехать из Москвы в Сергиев Посад. Мария Николаевна, по благословению отца Сергия, поехала в Рыбинск, где жила слепая матушка Ксения, к которой обращались за советом даже архиереи. Марии Николаевне она сказала:

– Марфа и Мария, Марфа и Мария.

Мария Николаевна поняла это так, что ей не надо оставаться в Москве, а следует соединиться с семьёй сестры. Они поселились в посёлке Семхоз, в нескольких километрах от Троице-Сергиевой Лавры.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Мария Николаевна продолжала неустанно трудиться: писала иконы и работала в издательстве. Досок для икон в то время достать было невозможно. Она писала миниатюрные иконы, удивительные по тонкости исполнения, с изображением двунадесятых праздников и избранных святых, на бумажных, картонных и грунтованных с двух сторон холстиках («таблетках»).

Маленькая комната-келия Марии Николаевны была напоена духом молитвы и мирной тишины. Все, кто переступал её порог, ощущали эту благодатную духовную атмосферу. В комнате теплилась лампада перед чтимой Феодоровской иконой Божией Матери из храма Николы в Кленниках. В последние годы своей жизни, чтобы спасти святыню, Мария Николаевна передала её в ризницу Покровского храма при Московской Духовной академии архимандриту Иоанну (Маслову). Когда в 1990 году вновь открывается храм Николы в Кленниках, святой Феодоровский образ Божией Матери по милости Божией и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вернулся в свой храм.

«Теперь, как и прежде, по средам после вечерни совершается молебен с пением канона и водосвятием перед этим чудотворным образом, – говорил в одной из проповедей приснопоминаемый настоятель храма Святителя Николая (с 1990 по 2009) протоиерей Александр Куликов (1933-2009). – Москвичи с благоговением прибегают к святому Феодоровскому образу Божией Матери, не прекращает она являть Свою дивную помощь и в наши дни».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

В 1946 году произошло знаменательное событие: была вновь открыта древняя русская святыня – Троице-Сергиева лавра, которая находилась в полном запустении. Мария Николаевна как художник-иконописец получила приглашение участвовать в возрождении обители преподобного Сергия. С этого времени начался основной период в её творческой жизни: нет в лавре храма, где бы матушка Иулиания не потрудилась как иконописец или реставратор.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

«Надо представить себе то время, – вспоминала об этом одна из учениц-помощниц Ирина Васильевна Ватагина (1924-2007). – Казалось, что нет возможности работать для Церкви. Реставратор икон при музее – вот предел. Мой учитель из Третьяковской галереи И. А. Баранов с тоской говорил: «Если бы мы с тобой работали для храма, как бы горело сердце!». Но это были только несбыточные мечты. И вдруг. Конечно, мне все представлялось чудом. Да так оно и было».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

…В августе-сентябре 1949 года (всего за два месяца!) ею были выполнены росписи Серапионовой палаты – «Труды Преподобного Сергия», «Видение Преподобному Сергию птиц», «Благословение князя Димитрия Донского», «Беседа Преподобного Сергия со святителем Алексием» и другие, изображающие события из жития преподобного Сергия.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

В 1950 году, во время реставрации в Троицком соборе, Мария Николаевна сделала копии почти со всех икон праздничного ряда иконостаса, принадлежащих кисти преподобного Андрея Рублева. Тогда же Мария Николаевна написала образ преподобного Сергия с 19-ю житийными изображениями – список с иконы XV века, приписываемый иконописцу Дионисию или мастеру его школы. Эта икона помещена в местном ряду Троицкого собора у раки с мощами преподобного Сергия.

В начале 50-х годов для Серапионовой палаты была написана большая икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото Икона Явление прп.Сергию Пресвятой Богородицы

В 1955 году под руководством Марии Николаевны группой молодых художников была расписана лаврская праздничная братская трапезная. Для другой лаврской трапезной Мария Николаевна написала три иконы: «Божия Матерь Одигитрия», «Преподобный Сергий», «Преподобный Никон».

В том же году по её эскизам и под её руководством группой тех же молодых художников расписан Покровский академический храм.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

В 1971 году ко Дню интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (много лет он был наместником лавры) монахиня Иулиания по специальному разрешению написала в Третьяковской галерее в размер подлинника копию с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

Монахиня Иулиания написала иконы для ризниц лавры и Академии, запрестольный образ в главный алтарь Трапезного храма, Плащаницы Спасителя и Божией Матери, кресты с изображением Распятого Спасителя, иконы на митры и панагии, много уникальных пасхальных яиц.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

…В 1976 году в лавре была создана реставрационно-иконописная мастерская. Бригадой этой мастерской во главе с монахиней Иулианией были реставрированы иконы из Никольского придела Успенского собора, Трапезного храма, притвора Троицкого собора, Предтеченского храма и ризницы лавры.

Живописные реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством монахини Иулиании и при её непосредственном участии.

Особое место в творчестве Марии Николаевны занимала тема «Русских святых». К ней она обращалась на протяжении всей своей жизни. Она собрала о русских святых большой материал: находила подобие каждого лика изображаемого святого по разным источникам, изучила весь житийный материал. Во многом эта работа была определена общением Марии Николаевны с известным иерархом Церкви – епископом Афанасием (Сахаровым), по просьбе которого она подготовила Лицевые святцы русских святых.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

В 1950-е годы ею были написаны четыре большие иконы «Собор русских святых». Две из них находятся в Троице-Сергиевой лавре, одна – в Свято-Даниловом монастыре в Москве и одна – в Воскресенском соборе в городе Тутаеве Ярославской области.

Ею созданы также иконы «Собор святых града Владимира», «Собор ярославских святых», «Собор святых Первосвятителей всея России», «Собор святых святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие иконы с избранными святыми.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в 1958 году Мария Николаевна организовала иконописный кружок при Московской Духовной академии. Студенты, желавшие заниматься в этом кружке, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, она постепенно опытным путём создала свою программу и метод обучения.

…После кончины монахини Иулиании Иконописный кружок в Московских духовных школах продолжал существовать под руководством её преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе была создана первая в нашей стране Иконописная школа.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото Храм свт. Николая в Кленниках. Современный вид

Когда Церкви вернули храм Николы в Кленниках, в нём, как это было в 1920-е годы, также было восстановлено иконописание. Ученица монахини Иулиании Ирина Васильевна Ватагина стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Эти две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве, послужили основной базой для открывшейся в 1992 году кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Первые студенты трудились непосредственно в мастерской маросейского храма, которая остается одной из главных мастерских кафедры и по настоящее время. Впоследствии на кафедру пришли молодые преподаватели – ученики маросейской школы, а также выпускники Иконописной школы при Московской Духовной академии.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото Роспись нижнего храма свт. Николая в Кленниках

В том же, 1970-м, Марию Николаевну награждают орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени. А в 1975-м Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен вручил ей орден святого князя Владимира II степени. Этим орденом за всю историю его учреждения награждены только четыре женщины. В 1980-м она удостоена ордена преподобного Сергия Радонежского.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото Выставка работ монахини Иулиании (Соколовой) в Музее имени Андрея Рублева 2010 г.

«О матушке Иулиании, – писал её внучатой племяннице и одной из верных учениц Н. Е. Алдошиной в апреле 1983 года приснопоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006)), – надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси. ».

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото

Символично, что, уже, будучи тяжело больной, монахиня Иулиания написала образ Святой Троицы. Эта работа, которая расположена ныне над входом в Святые врата Троице-Сергиевой лавры, стала для монахини Иулиании последней. 16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иулиании. За час до смерти она в полном сознании причастилась Святых Христовых Тайн. Господь милостиво избавил её от мучительных страданий, присущих её тяжкой болезни.

иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть фото иконы монахини иулиании соколовой фото. Смотреть картинку иконы монахини иулиании соколовой фото. Картинка про иконы монахини иулиании соколовой фото. Фото иконы монахини иулиании соколовой фото Прощание Святейшего Патриарха Пимена с монахиней Иулианией

Первым простился с покойной в Троицком храме лавры прибывший в обитель Святейший Патриарх Пимен, который благословил монахиню небольшой Владимирской иконой Божией Матери. Её погребли на кладбище в посёлке Семхоз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *