иконы печать на левкасе

Что такое иконы на левкасе?

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

Что такое иконы на левкасе и почему мастера «Иконного Дома» не печатают иконы на бумаге?

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

В мастерской «Иконный Дом» иконы выполнены по уникальной авторской технологии путем перенесения изображения на левкашенную иконную доску. Деревянная иконная доска после обработки и сушки оклеивается подложкой (паволокой), на которую слоями наносится левкас.

Что такое Левкас? Левкас – это иконописный грунт, изготовленный по древним рецептам из натуральных компонентов, таких как: мел, косный и мездровый клеи, различные растительные масла, мед и др. Состав можно найти в интернете, но вот пропорции каждый мастер держит в секрете.

Каждый слой левкаса выдерживается, обрабатывается вручную до достижения зеркальной поверхности. Затем на эту поверхность наносится изображение.

Левкас имеет свойство пропускать через себя свет. Отраженный от поверхности слоев свет создает оптический эффект светимости и объемности изображения, что максимально приближает икону к оригиналу.

Мастерам Иконного Дома впервые удалось достичь этого эффекта методом печати.

Используемые минеральные краски обладают высокой светостойкостью. То есть, икону можно ставить под солнечными лучами и она останется такое же яркой.

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасеиконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

А почему не бумага или холст?

Мы изготавливаем любой размер икон

Все иконы освящены

Икона сделана по иконописным канонам – на настоящей деревянной доске (сосна толщиной 2 см)

Печать в подготовленный и отшкуренный вручную левкас наносится минеральными (натуральными) красками

Иконы покрыты воском вручную для защиты от влаги

Наша мастерская Иконный Дом работает с 1997 года

Ефимов Сергей, руководитель мастерской «Иконный Дом»

Источник

Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.

Происхождение слова

Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».

Левкас – что это такое

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.

Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.

Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.

Рельеф и украшения

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.

Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.

Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.

Нанесение красок на левкас

Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).

Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

Стенной левкас

Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.

Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.

В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.

Левкас в западной традиции

Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.

Левкас в современном строительстве

иконы печать на левкасе. Смотреть фото иконы печать на левкасе. Смотреть картинку иконы печать на левкасе. Картинка про иконы печать на левкасе. Фото иконы печать на левкасе

Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.

Багет для живописи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *