иконы успенского собора в ярославле
Успенский Кафедральный Собор
Над входом в собор установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы, высота которой более восьми метров, а ширина – семь. На ее изготовление ушло более 600 изразцов
По инициативе Ярославского художественного музея были написаны копии древних икон : домонгольская икона «Спас Вседержитель» первой четверти XIII в., икона «Богоматерь Ярославская» XVI в., а также величественные иконы-рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» (1803 г.) и «Богоматерь Толгская» (конец XVIII в.). Этот выбор не случаен. Оригиналы икон висели в Успенском соборе XVII века, разрушенного в 1937 году, а сейчас находятся в собрании Ярославского художественного музея. Работа проходила в Митрополичьих палатах в Ярославле. Иконописцы работали рядом с оригиналами, кропотливо перенося изображения древних памятников на их современные копии. В храм возвращены и древние иконы «Спас Вседержитель», «Божией Матери Смоленская» в серебряных ризах, «Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», «Святителя Николая с житием» и многие другие.
Святыни храма
Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям.
Из Федоровской церкви перенесена рака с мощами 2-й Княжеской династии Ярославских князей Федора, Давида и Константина. Потомки Фёдора Чёрного правили Ярославским княжеством до присоединения его в XV веке к Московскому княжеству. Мощи хранятся в большой раке под сенью, рядом с мощами князей Василия и Константина.
5 мая 2013 года положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после исследования археологами строительной площадки.
Рядом с Успенским собором находится скульптура «Троица» — единственное в России изображение Святой Троицы в камне. Поставлена она была на месте алтаря взорванного в 1937 году Успенского собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Ни одна наша экскурсия не обходится без посещения этого собора. Вы можете заказать пешеходную экскурсию по историческому центру Ярославля, или более обширную, на которой вы проедите по следам 1000 рублевой купюры.
Успенский кафедральный собор (Ярославль)
Успе́нский собо́р в Яросла́вле — в XVIII—XX веках кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Дважды перестраивался — в начале XVI и, видимо, в середине XVII века. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля.
Содержание
История [ править ]
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».
Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно.
В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.
Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.
26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора.
Строительство, начавшееся в 2006 году после археологических раскопок, продолжалось четыре года. Строительство велось московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным, который взял на себя финансирование всех работ.
В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Тогда же были помещены на историческом месте ковчеги с мощами святых благоверных князей Василия и Константина и чтимый список Ярославской иконы Божией Матери.
2 октября 2011 года из Феодоровского храма, ранее бывшего кафедральным собором с воинскими почестями были перенесены мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина.
5 мая 2013 года в день Святой Пасхи молебном перед началом доброго дела положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после необходимого исследования археологами строительной площадки.
В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и поистине украшением седого Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов и весей.
Описание [ править ]
Облик нового Успенского собора чужд верхневолжской традиции; из древнерусских памятников ближе всего к нему Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве. Площадь храма составляет около 2 тыс. м², вместимость — более 4 тыс. человек, высота до основания креста — 50 м. В цокольном этаже разместился зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Паломнику [ править ]
В храме совершаются ежедневные богослужения.
В будние дни: 8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00 вечернее богослужение.
Воскресные дни и двунадесятые праздники: 8:40 часы, 9:00 Литургия.
Четверг: 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским.
Успенский кафедральный собор в Ярославле: история и достопримечательности
История Успенского собора
Этот поистине величественный собор неоднократно страдал от стихии и злых рук. Современное здание не является копией древнего оригинала, однако это пример традиций древнерусских мастеров.
Историческое фото собора в начале ХХ века
История храма в XIII-XX веках
Первый храм был заложен в 1215 г. по указу ростовского князя Константина Всеволодовича. В течение многих столетий он возвышался на живописном берегу реки и был украшением города. Несколько раз стены собора страдали от вражеских снарядов и огня, но их восстанавливали, а порой строили заново. Сохранились данные о служивших в соборе протоиереях, а также ведущих дела прихода старостах в период XVIII–XIX вв.
В середине XVII века обитель была небольшой и уже довольно обветшалой. Государь Михаил Федорович велел устранить первый храм, а немного поодаль построить ему замену с тем же названием. Когда мастера, следуя царскому указу, разобрали верх здания, оказалось, что его основание очень крепкое. Тогда было испрошено царское разрешение на имеющемся основании возвести новые стены, не перенося храм.
Здание уцелевшего храма большевики использовали для различных целей. Изначально в обители устроили пошивочную мастерскую. Затем в нем было складское помещение для хранения шедевров искусства, которые готовились для продажи за границу. После этого в храме держали зерно. В итоге древние стены были разрушены в 1937 г.
Восстановление Успенского собора
С распадом СССР прекратились гонения на православие, начали возрождать древние обители и возводить новые. В честь знаменательного события – 1000-летия крещения Руси (в 2018 г. отмечалось его 1030-летие) – было решено возродить Успенский собор. За основу был взят проект архитектора А. Денисова. В соответствии с задумкой новое здание должно было превышать масштабы предыдущего, а цокольный этаж – помещать ряд залов для разных нужд.
Новый проект собора неоднократно оспаривался, так как, по мнению специалистов, не соответствовал историческому образу Ярославля, который находится под эгидой ЮНЕСКО.
Осенью 2005 г. был освящен первый камень, а на следующий год началась постройка. Работами в течение четырех лет занималась «Корпорация ВИТ», финансирование предоставил Виктор Тырышкин. В 2010 г. (1000-летие города) готовый храм освятил патриарх Кирилл.
В 2011 году в обитель вернули ее ценность – мощи св. кн. Василия и Константина, поставили список Ярославского образа Пресвятой Богородицы. Были принесены мощи князя Феодора и его сыновей Константина и Давида.
Современное состояние
Храм действует со времени освящения, в нем регулярно проводятся богослужения. Кроме главных святынь собора – княжеских мощей – паломники приезжают поклониться иконам, украшающим храм. Особенно впечатляющий вид на храм открывается со стороны Волги.
Возле храма стоит скульптура Святой Троицы. Там же размещается звонница. В ней нашли обиталище более 10 колоколов, которые ранее принадлежали различным храмам. Их привезли к собору из Данилова монастыря, чтобы поместить в колокольне, но вопрос о ее строительстве все еще не решен. Самым большим колоколом является образец, отлитый в 2010 году в Тутаеве. Его масса составляет 2, 5 т.
Видео «Успенский собор в Ярославле»
В этом видеосюжете показано, как выглядит храм.
Особенности архитектуры
Архитектурное решение Успенского собора является собой повторение кубической формы, характерной для византийского стиля, в котором был выполнен предыдущий храм. Но современное здание превышает размер своего предшественника. Площадь современного строения составляет 2000 м², а его высота до основания креста достигает практически 50 м. Помещение храма вмещает 4000 человек.
Снаружи над входом в храм расположена икона Успения Пресвятой Богородицы, исполненная в технике мозаики. Белизну стен снаружи подчеркивают цветные изразцы. Над храмом сияет семь куполов. Для их оформления вместо благородного металла использовался нитрит титана – современный материал для золочения.
Успенский кафедральный собор в Ярославле
Внутреннее убранство
В настоящее время кафедральный собор выглядит просто и строго – стены и своды остаются белоснежными, без росписи. Но эта белизна визуально увеличивает пространство, делая помещение собора воздушным обиталищем любви и веры среди мирской тесноты и шума.
На фоне этой воздушной белизны ярко выделяется высокий иконостас, убранный блеском золота. Его закончили только к престольному празднику в 2012 году. Он выполнен в строгом соответствии с канонами. Кроме прочего, на нем присутствуют иконы святых русских князей.
В музее обители прихожане и паломники могут ознакомиться с документальными свидетельствами трудной судьбы древнего храма, описанием его прежнего вида. Сохранились фотографии конца XIX – начала XX веков, на которых видно богатое внутреннее оформление собора в тот период. Также в музее представлен ряд артефактов, обнаруженных во время раскопок разрушенной большевиками обители.
Высокий иконостас выделяется на фоне белых стен
Святыни храма
Каждый православный человек, посетивший эту прекрасную обитель, может поклониться хранящимся там святыням:
Святые княжеские мощи были случайно найдены во время работ по ремонту храма после случившегося в 1501 году пожара. Здание настолько сильно пострадало, что даже пол был поврежден упавшей на него кровлей. Разобрав часть пола, рабочие обнаружили две гробницы с мощами. Несмотря на сильное повреждение храма мощи не пострадали. Они были нетленными и чудотворными. Об их нахождении под храмом до того времени никто не знал.
На захоронениях было указано, что в гробницах покоятся князья Василий и Константин Всеволодовичи. Именно они правили в XIII ст., и указом князя Константина был основан собор. Святые братья были канонизированы. Прихожане и духовенство поняли, что пожар случился по промыслу Божиему для обретения людьми св. мощей.
Информация для посетителей
Подробнее о жизни прихода можно узнать на официальном сайте: http://yar-uspenie.cerkov.ru/
Отстроенный собор является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения:
Как добраться
Адрес собора: г. Ярославль, Которосльная наб., 2/1. Попасть сюда можно следующими путями:
Успенский собор украшает своими сияющими куполами и белоснежными стенами древний город. Он высится над широкой Волгой и звоном колоколов напоминает о непоколебимости православного духа, о славной истории России.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Успенский собор в Ярославле: новое рождение древней святыни
В Ярославле, на Стрелке рек Волги и Которосли, стоит величественный Успенский кафедральный собор. Трагична его судьба. Построенный в начале XIII века, он несколько раз горел и перестраивался, пока в 1937 году не был снесен окончательно. В 2004-2010 годах его восстановили, приурочив событие к 1000-летию Ярославля. Многие века это был духовный и культурный центр города.
История строительства Успенского собора
В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.
Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.
В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.
В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.
XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.
В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.
В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.
В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.
На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.
Внутреннее убранство Успенского собора
Успенский собор в Советские годы и в наши дни
Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.
Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания
Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания
В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.
В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.
Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.
Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора
Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.
Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор
Купола Успенского кафедрального собора
Сквозь молодую листву…
Белые стены и золотые купола
Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Колокола Успенского кафедрального собора
Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора
Иконостас Успенского кафедрального собора
Золотые купола Успенского собора
Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.
Успенский собор и Вечный огонь вечером
Успенский собор вечером
Купола Успенского собора
В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным
Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.
Зимним вечером
Белое и золотое
Информация для посетителей и карта
Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
Расписание богослужений:
Сайт: yar-uspenie.cerkov.ru
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Ярославль — место, где очень хочется побывать, но куда мы пока не доехали. Вообще в тех краях многое что хотелось бы посмотреть. Муж там видел гораздо больше, чем я, но он и жил там у бабушки каждое лето.
Интересная история строительства собора. А колокола — так вообще восхитительные! Настоящее произведение искусства.
Да, в Ярославле обязательно стоит побывать, город очень интересный, очень самобытная архитектура. А вот насчет собора — меня несколько удивляет, что его восстановили в совершенно новых формах. Интересно, почему не стали копировать тот, который был прежде?
Мне тоже это странно. У нас в городе та же история. Одну из самых первых церквей города «восстановили» в абсолютно современном стиле, я бы сказала даже — модерновом. С учётом того, что исторический центр города — довольно странно смотрится.
Мне всегда кажется, что лучше сохранять старое. А если не сумели сохранить — восстанавливать в том же виде. Есть в этом какая-то прелесть.
Но этот собор всё же смотрится вполне органично.
Он построен в классически-нейтральном стиле, как сейчас часто строят церкви, потому не особо выбивается. Но, на мой взгляд, судя по фотографиям, старый был красивее.
Мне тоже кажется, что старый был гораздо красивее. Новый тоже неплох. Но он довольно стандартный. Я такие видела. А у старого очень интересное оформление фасада, портал с чешуёй — очень эффектно, изящно и запоминается.
Я люблю, когда храмы один не похож на другой. Раньше умели так строить. Сейчас не особо заморачиваются на эту тему. Все новые храм имеют даже не свои прототипы, а зачастую — просто являются практически копиями уже существующих. Или, может, каноны определённые настолько сильны в современном храмовом зодчестве, что уже не остаётся места для творчества?
У меня временами складывается ощущение, что сейчас нет самобытных церковных архитекторов. В основном копируют старые образцы: либо строят на основе древнерусских храмов, или храмов XVI века. Реже можно увидеть классический стиль. В Финляндии и Швеции я видела современные церкви, у них очень интересная архитектура! Например, церковь Темппелиаукио в Хельсинки — ни на какую другую не похожа, настоящий шедевр! (фото с сайта e-finland.ru)
Очень интересно сопоставить дореволюционный образ с современным.
А Троица осталась загадочной — такой получился художественный эффект фотографии.
Мне дореволюционных храм нравится больше, по крайней мере, если судить по фотографиям. А современный… Вот даже не знаю, как точно определить. Красивый, да. Но не самобытный.
Новый Успенский собор в Ярославле — один из немногих, которые язык не поворачивается назвать новодельным. Достойная архитектура, вполне соответствует статусу городского кафедрального собора.
А Троица действительно как-то не пришлась по душе ярославцам. Я не знаю, слышала ли ты меткое ярославское выражение об этой скульптурной композиции, жители города окрестили её «три мешка с деньгами». Не буду ёрничать, но и сильно расхваливать скульптурную «Троицу» тоже не стану. Наверное, тут дело не столько в художественных достоинствах, сколько в исторических. Идея придать объём иконографическому изображению очень достойна. Воплощение слабовато.
Мария, ты воплотила интересную идею — собрать снимки собора в разное время года в одну статью. Получилось великолепно!
У меня двойственное отношение к архитектуре Успенского собора. С одной стороны, вполне каноническая постройка, в традициях русского церковного зодчества. Но вот что ли изюминки в нем нет… Я уже выше в комментарии Галине Шефер писала, что такое ощущение, что современные церковные архитекторы никак не могут найти свой собственный стиль. На Руси же всегда были самобытные традиции церковной архитектуры. Каждая эпоха привносила что-то свое, новаторское. Сколько было построено храмов, которые ни с какими другими не спутаешь, которые врезаются в память. А сейчас, как мне кажется, боятся предложить что-то новое и потому строят на основе традиций прошлых веков, что-то копируя. В результате — красивые постройки, но всегда в каком-то стиле. Я вспоминаю современные церкви, которые видела в Финляндии, Швеции, Андорре. Вот это, действительно, новый взгляд! Например, уже упоминавшаяся выше церковь Темппелиаукио в Хельсинки. Она запоминается, врезается в память. Её хочется смотреть вновь и вновь. Другой такой нет. А Успенский собор этим качеством, увы, не обладает. В отличие от старого, разрушенного. Скорее, он запоминается просто своим местоположением. К сожалению, как-то так 🙁
Маша, мы тоже, когда проходим Польшу насквозь не по автостраде «Вольность», а по маленьким мелким дорожкам постоянно разеваем рот на современные костёлы. Я уже порядочно снимков набрала на отдельный пост о современной польской культовой архитектуре. Я думаю, что дело тут не только в архитекторах, а в первую очередь, в заказчиках. Уверена, что наши зодчие могли бы нарисовать и воплотить достойные проекты. Но церковь их не воспринимает. Поэтому и строят — вроде как было. А на самом деле храмы получаются жалкой неинтересной копией прошлых церквей. Боюсь, что РПЦ вряд ли поменяет своё мировоззрение, поэтому строят и будут строить некрасивые и неинтересные соборы. Увы.
Да, я тоже подумала, что дело именно в заказчиках. Церковь сейчас у нас в силу ряда исторических причин выполняет очень сильную охранительную функцию, не допуская практически никакого новаторства. И это отображается, в том числе, и на современной церковной архитектуре. Вспомнилась церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Да, угадываются черты новгородских, псковских, ростовских храмов. Но в результате-то появился абсолютно гармоничный храм, не похожий на другие!
После Вашего замечательного рассказа, захотелось съездить в Ярославль. Разрабатываю маршрут.