иконы успенского собора дмитровского кремля

Успенский кафедральный собор (Дмитров)

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

Двухэтажный Успенский собор строился с 1509 по 1533 годы на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля.

Содержание

История [ править ]

Дмитров, основанный в 1152 г., в конце XIV в. был уделом князя Петра Дмитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского.

Существующий сегодня в Дмитрове Успенский собор относится к началу XVI в., когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович, брат московского князя Василия III. Со времен князя Петра остались белокаменные подвалы в подклете. Двухэтажный Успенский собор строился с 1509—1533 гг. на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля.

В Успенском соборе находится резной пятиярусный иконостас конца XVII в., покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX вв. Украшением собора является резное епископское место, перевезенное в Дмитровский собор в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. На стенах находятся изразцовые рельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора над порталом, а два других — с изображением Распятия — украшают южный и северный фасады.

Позднейшие перестройки мало исказили первоначальный облик собора. Четырехскатная крыша сделана в 1790 г., а крытая паперть появилась в 1820-х гг. В XIX в. к собору были пристроены два придела: в 1823 г. северный, по проекту архитектора Ф.М.Шестакова, а в 1841 г. южный, по проекту Д.Ф.Борисова. Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793—1796 гг. по проекту архитектора М.Я.Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 г. по проекту А.Ф.Элькинского.

Успенский собор закрыли в 1930-х гг.

В 1991 г. была зарегистрирована православная община Успенского собора. В будние дни служба совершалась в правом приделе преподобного Сергия Радонежского на втором этаже, а в праздничные и воскресные дни было разрешено служить собственно в Успенском храме. Остальные помещения использовались под экспозиции музея. С 2001 г. начаты масштабные работы — полностью воссоздан архитектурно-исторический облик собора. Под руководством В.И.Нестеренко группой живописцев были восстановлены росписи XIX в. и заново расписаны все приделы древнего храма.

Современное состояние [ править ]

При соборе действует библиотека и воскресная школа.

Описание [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11

Источник

Дмитров, Собор Успения Пресвятой Богородицы

Основанный в 1152 году, в конце XIV века был уделом князя Петра Дмитриевича, сына св. блгв. кн.Дмитрия Донского. Его братья, Андрей Можайский и особенно Юрий Звенигородский, как известно, активно вели в своих уделах каменное строительство, так что можно предполагать, что и князь Петр не отставал от своих братьев. Но точных сведений о его постройках нет.

Существующий сегодня Успенский собор в Дмитрове относится уже к началу XVI века, когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович (1509-1523), брат московского князя Василия Ш. Собор уникален по своему месту в истории России. С ним связаны имена святых Александра Невского, Михаила Тверского, Дмитрия Донского, а также Юрия Долгорукого и князя Дмитровского Юрия Иоанновича.

Остатки собора времен князя Петра Дмитриевича – это белокаменные подвалы в подклете. Нынешний храм был сооружен по проекту ростовского зодчего Георгия Борисова между 1509 и 1533 гг.. на средства князя Юрия Иоанновича. Это правильное по пропорциям и стройное здание. У историков и архитекторов существует предположение, что Успенский Собор в Дмитрове создавался под влиянием известного итальянского мастера Алевиза Нового, построившего Архангельский собор Московского Кремля. В Успенском храме можно увидеть множество архитектурных деталей, заимствованных из его творений. Основу сложной объемной композиции здания составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками. Собор имеет семь престолов: центральный в честь Успения Божьей Матери и в нем внутренний алтарь Георгиевского придела в южной апсиде, отделенный каменной преградой. Правый придел второго этажа – в честь преп. Сергия Радонежского, левый Покрова Пресвятой Богородицы. На первом этаже центральный алтарь в честь великомученика Димитрия Солунского и в нем устроенный Крестовоздвиженский придел, а также придел во имя святителя Митрофана Воронежского.

В соборе находится резной иконостас в пять ярусов, покрытый ажурной растительной резьбой с иконами XV-XIX веков. Сам иконостас изготовлен в конце XVII века. Особым украшением собора является резное «епископское место», перевезенное в Дмитровский собор в 1792 году из Крутицкого архиерейского дома. Стены собора украшают изразцовые барельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора, над порталом, а два других, с изображением Распятия, украшают южный и северный фасады. Изразцы выполнены из прозрачной глазури и обычно датируются первой половиной 16 века.

Позднейшие перестройки мало исказили первоначальный облик собора. Четырехскатная крыша сделана в 1790 году, а крытая паперть появилась в результате перестройки в 1820-х годах двухъярусных сводчатых галерей XVII века. В XIX веке к собору были пристроены два придела: в 1823 году северный, по проекту архитектора Ф. М. Шестакова, а в 1841 году южный, по проекту Д. Ф. Борисова.

Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793-1796 гг. по проекту архитектора М. Я. Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 году по проекту А. Ф. Элькинского.

С 1933 года в Успенском Соборе размещался краеведческий музей. Благодаря этому удалось сохранить многие святыни, в том числе пятиярусный иконостас 16-18 вв. на стенах и сводах сохранилась декоративная и сюжетная роспись.

В 1991 г. была зарегистрирована православная община Успенского собора. В будние дни служба совершалась в правом приделе прп. Сергия Радонежского на втором этаже, а в праздничные и воскресные дни было разрешено служить в главном Успенском приделе. Остальные помещения храма использовались под экспозиции музея. 15 мая 2000 года после Божественной литургии в Борисо-Глебском монастыре губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов огласил документ министерства Культуры о предоставлении Успенского собора в безвременное пользование Русской Православной Церкви. Были проведены масштабные восстановительные работы в результате которых восстановлен весь архитектурный облик не только величественного храма, но и всего Дмитровского Кремля. Благодаря администрации Дмитровского района под руководством Гаврилова Валерия Васильевича Краеведческому музею выделено новое отремонтированное помещение. В Успенском Соборе укреплен фундамент, проведены все инженерные коммуникации. Собору возвращены четыре исторически существовавших боковых купола, установлены новые двери окна, восстановлена настенная роспись.

Современные работы по восстановлению живописно-орнаментального убранства собора выполнил творческий коллектив под руководством заслуженного художника России В.И. Нестеренко. Особенна роспись притвора. Три фрески изображают три собора святых – собор вселенских святых на фоне церкви святой Софии в Константинополе, в центре – святые равноапостольные Константин и Елена ; собор русских святых на фоне Архангельского собора в Кремле, в центре – святые равноапостольные Владимир и Ольга; и собор новомучеников российских на фоне храма Христа Спасителя, в центре Царственные страстотерпцы. Смысл данных фресок в единстве и нераздельности Святой Вселенской Церкви.

Этапы реставрации собора:

В 2000 году начались реставрационно-восстановительные работы в Успенском кафедральном соборе. В 2001 году сотрудники музея окончательно освободили помещения собора. Глава района В.В.Гаврилов во взаимодействии с благочинным Дмитровского района архимандритом Романом (Гавриловым) приступили к организации реставрационно-восстановительных работ в кафедральном соборе г. Дмитрова. Реставрационно-восстановительные работы были проведены в течение трех лет. Успенский кафедральный собор расположен в исторической части города, то восстановление храма повлекло комплекс восстановительных работ всех исторических зданий «Музея-заповедника «Дмитровский кремль». Реставрационные работы в соборе велись комплексно: укрепление фундамента, штукатурка внешней стороны стен, восстановление настенной росписи, т.к. на протяжении многих десятилетий росписи были покрыты краской (восемь слоев), позолота пятиярусного иконостаса, восстановление тепловой и электрической систем здания, восстановление и установка утраченных куполов и барабанов на кровле собора, позолота крестов и куполов, установление пяти иконостасов, восстановление комплекта колоколов собора и полное укомплектование церковной утварью семи приделов собора.

При Успенском соборе было создано муниципальное учреждение» Центр дополнительного образования для детей и подростков «Русский дом», в котором проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества. По мере восстановления Успенского собора, главой района В.В.Гавриловым очень деликатно и уважительно был решен вопрос для размещения музейных коллекций – в городе построено новое здание Музейно-выставочного комплекса и передано музею еще пять зданий для хранения фондов. Вся территория Дмитровского кремля, где располагается Успенский собор, была восстановлена и облагорожена.

Рядом с собором установлены памятники Первоучителям словенским равноапостольным Кириллу и Мефодию, священномученику Серафиму (Звездинскому) епископу Дмитровскому, на южной стене первого яруса колокольни собора создана мозаика Георгию Победоносцу. Барабаны четырех куполов расписаны святыми.

Между настоятелем Успенского кафедрального собора и коллективом музея во главе с директором установлены тесные связи, все мероприятия музея проводятся по благословению и при участии священнослужителей: выставки художников и детского рисунка, подготовка и открытие новых экспозиций, православные праздники с участием хора собора, вечера для жителей города «Да не угаснет свеча», рождественские встречи, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, в музее работает сто сорок человек, большинство сотрудников – прихожане Успенского кафедрального собора, многие из них и участники реставрационно-восстановительных работ. Между музеем и Успенским кафедральным собором заключено соглашение о сотрудничестве.

К Успенскопу кафедральному собору приписан храм равноапостольных. Константина и Елены пос. Ново-Гришино Дмитровского района, расположенный в женской исправительной колонии №1 УФСИН РФ.

Источник

ДМИТРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля
Дмитровский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, 2014 год. Фото Евгения Ермакова с сайта sobory.ru

Дмитровский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Дмитровское благочиние Сергиево-Посадской епархии)

Двухэтажный Успенский собор строился с 1509 по 1533 годы на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля.

Позднейшие перестройки мало исказили первоначальный облик собора. Четырехскатная крыша сделана в 1790 году, а крытая паперть появилась в 1820-х годах.

В XIX веке к собору были пристроены два придела: в 1823 году северный, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова, а в 1841 году южный, по проекту Д.Ф. Борисова. Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793-1796 годах по проекту архитектора М.Я. Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 году по проекту А.Ф. Элькинского.

Успенский собор закрыли в 1930-х годах.

В 1991 году была зарегистрирована православная община Успенского собора. В будние дни служба совершалась в правом приделе преподобного Сергия Радонежского на втором этаже, а в праздничные и воскресные дни было разрешено служить собственно в Успенском храме. Остальные помещения использовались под экспозиции музея.

В соборе действует библиотека и воскресная школа.

Архитектура

Приписные храмы

Настоятели

Источник

В Успенском соборе Дмитрова.

В предыдущем материале я познакомил Вас с основными достопримечательностями Дмитрова.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского Собора, построенного в 1505 — 1508 г. итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана Третьего, отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа.

В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

Первоначальный облик храма:

Пятиглавый четырёхстолпный храм на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешнное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.

По мнению С. А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды.

Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена.

Метлин при описании ветхостей XVIII в. именно эту звонницу обозначил: «колокола висят на левой стороне паперти, что в углу». Предположение А. В. Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.

Перестройка и реставрации:

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793 — 1796 г. по проекту архитектора Агафонова, крепостного князя И. Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма.

В 1820-е гг. Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1825 — 1827 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Шестакова 1822 г. (подлинный авторский чертеж 1822 года Ф. М. Шестакова у наследников фотографа П. И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С. А. Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 г. архитектор Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842 г. Д. Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.

После революции собор долгое время функционировал, но в 1933 г. был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 г. была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961 — 1965 г.г. проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны.

В 2001 — 2003 г.г. после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили.

Источник

Иконы успенского собора дмитровского кремля

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор в Дмитрове.

Подготовила Н.В. Табунова.

Никаких документальных свидетельств о строительстве существующего каменного здания Успенского собора не сохранилось, точное время его постройки неизвестно, хотя большинство исследователей относят его к началу XVI в. Общепринятой считается датировка А.И. Некрасова, который считал, что «вряд ли можно сомневаться, что собор выстроен князем Юрием Ивановичем до 1533 г., но не ранее 1509 г.»

Известно, что на протяжении XVII в. Успенский собор неоднократно ремонтировался и подновлялся на средства казны. В первой половине – середине 1660-х гг. к западной паперти Успенского собора было пристроено крытое каменное крыльцо, которого первоначально не существовало – вход осуществлялся по единственной лестнице расположенной у северной паперти и ведущей в верхнюю церковь. Осенью 1714 г. по инициативе причта была освящена устроенная в пустующей западной палате подклета теплая церковь во имя вмч. Димитрия Солунского.
Наибольшего расцвета город Дмитров, заложенный Юрием Долгоруким в 1154 году на месте древнего славянского поселения, достигает в первой трети XVI столетия, в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (1480- 1536 г.г.), сына Ивана III от его второй жены Софьи Палеолог. Крестил Юрия игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий. В 1503 году Юрий становится Дмитровским удельным князем. Помимо города с волостями ему передаются во владение Звенигород, Кашин, часть Рузы, Брянск, Серпейск с волостями и селами. Вновь возрастает роль Дмитрова в социально-политической жизни Московской Руси. Через год Василий III и Дмитровский князь Юрий заключили договор по которому младший брат обязывался считать Василия господином. Именно при нем строится Собор Успения Пресвятой Богородицы.

В 1507 году разразилась война с Литвой. Польские послы, направленные королем Сигизмундом, ведут переговоры с Дмитровским князем Юрием Ивановичем о содействии в примирении с Великим Московским князем Василием III и о возвращении отторгнутых от Литвы западнорусских территорий. В письме князю Юрию Сигизмунд пытается спровоцировать его на борьбу с Василием III. Предлагалось, что если Дмитровского князя устраивает смысл «речей», выслать для скрепления договора посла, « своего человека доброго сына боярского».
Разразившийся конфликт между Василием III и князем Юрием, удалось устранить только преподобному Иосифу Волоцкому, игумену Волоцкого монастыря. С этого времени Дмитровский князь окружен специальными шпионами, в слежке участвуют даже собственные дети князя. Двор Дмитровского князя по своему составу и политическому весу был настолько внушительным, что Василий III после примирения с братом счел необходимым преподнести подарки и его боярам.

По мнению архитектора А.И.Некрасова, «Вряд ли можно сомневаться, что собор выстроен князем Юрием Ивановичем до 1533года, но не ранее 1509 г.». С ним соглашается М.А.Ильин: «по стилистическим и историческим данным он построен между 1509 и 1523 годом». Верхняя дата привязана ко времени освящения Архангельского собора в Московском кремле, с которым, по мнению А.И.Некрасова «Дмитровский собор находится в ближайшем родстве». В последнее время архитектором-реставратором А.И.Ягановым выдвинута другая версия датировки: 1507-1511г.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

Какого звания прихожанеЧисло
дворов

Число душМужск.
полаЖенск.
полаДуховного113343Дворян53853Военных11415Мещан115173Крестьян———28136189

С 1933 года в соборе размещался Дмитровский музей, изгнанный всесильным НКВД из зданий на территории Борисоглебского монастыря. Ведущие сотрудники музея во главе с директором – К.А.Соловьёвым были арестованы. Экспонаты, зиму пролежавшие во дворе исполкома, силами заключённых переброшены весной в здание Успенского собора, закрытого ещё в 1932г.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля
Перенос экспонатов силами каналармейцев в здание Успенского собора. Весна 1933г. Фото из архива МЗДК

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля
Этнографическая экспозиция в здании Успенского собора. 1930-е гг.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля
Так Успенский собор был «украшен» к сельскохозяйственно-промышленной выставке в ноябре 1936г.

В 1980-м г. прошла реставрация иконостаса. С середины 1900-х года собор находится в совместном использовании музея и общины верующих. В 1997 году из алтарной части Покровского придела была вынесена курная изба.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля
Историческая экспозиция в здании Успенского собора. 1990-е гг. Часть росписи сводов уже раскрыта.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля
Историко-художественная экспозиция в соборе.1980-е годы.

По решению Министерства культуры и Министерства государственного имущества в 2001 г. здание собора было передано в пользование РПЦ. Иконостас XVIII с иконами XVI – XIX – остался на учете государственной части музейного фонда.

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть фото иконы успенского собора дмитровского кремля. Смотреть картинку иконы успенского собора дмитровского кремля. Картинка про иконы успенского собора дмитровского кремля. Фото иконы успенского собора дмитровского кремля

Источники и литература

Город Дмитров от основания города до половины XIX века. Труды музея Дмитровского края, выпуск II Издание Дмитровского отд.работников просвещения. Дмитров 1925


XVI век — эпоха расцвета Дмитрова

Период времени с середины XV по конец XVI в. можно на­звать временем полного расцвета Дмитрова, самой блестящей эпохой его многовекового существования. Удель­ные князья забо­тятся об украшении своего стольного города. Князь Юрий Ива­нович зна­чительную часть своей жизни прожил в Дмитрове, о чем свидетельствуют летописные заметки и пометы на грамо­тах — «писан в Дмитрове».

К XVI в. относится отстройка лучших зданий Дмитрова: собора и Борисоглебского мо­настыря ***. В XVI в. Дмитров далеко славится своими чудными иконами. После большого московско­го пожара 1547 г. в Москву свозили иконы из Смоленска, Пско­ва, Звенигорода, Дмитрова и многих других городов. Любопытно указание на Звенигород и Дмитров, при­надлежавшие Юрию Ивановичу, знаменитому почитателю монастырей. Осмотр дмитров­ских храмов, сделанный после революции, когда возможно стало снять с икон сплошные ризы, вполне подтвердил высокое мнение о дмитровских иконах. Пятницкая церковь и собор Успения оказались обладателями целого ряда замечательных художественных памятников XIV—XVI вв.

Новые постройки и их внутреннее убранство должны были соответствовать экономи­ческому процветанию города. Некото­рый намек на обширность Дмитрова дает описание города на­чала XVII в., сделанное уже после Смуты.

Токмаков И.Ф.
Историко-статистическое и археологическое
описание города Дмитрова Московской губернии
с уездом и святынями. Т. I-II. – М. 1893.
-С.36

Дмитровский Успенский Кафедральный Собор, весьма древней огромной архитек­туры, двухэтажный, каменный, с таковою же колокольнею. О точном времени построения первоначального собора определенного не сохранилось в документах и рукописях Госу­дарственных Архивов и Библиотек. Престолов в соборе семь: 1) в верхнем этаже, в на­стоящей холодной во имя Успения Пресв. Богород. (празднование 15 Августа), 2) внутри алтаря означенного холодного храма с правой стороны во имя Великомученика Георгия (празднов. 23 Апреля), когда и кем устроен, неизвестно, 3) в приделе, с правой стороны также холодной церкви, устроенном в 1848 г. и перестроенном тщанием граждан в 1867 году, во имя Преподобн. Сергия Радонежского Чудотворца (празднов. 5 Июля и 25 Сен­тября), 4) в приделе с левой стороны той же холодной церкви, устроенном тщанием гра­ждан в 1827 году во имя Покрова Пресв. Богородицы, (празднов. 1 Октября), 5) в нижнем этаже в настоящей теплой церкви во имя Великомученика Дмитрия Мироточивого (празд­нов. 26 Октября), 6) внутри алтаря той же теплой церкви, с правой стороны, во имя Воз­движения Честного и Животворящего Креста (празднов. 14 Сентября), когда и кем уст­роен неизвестно, 7) в приделе нижней церкви, с правой стороны, устроенном в 1867 г. тщанием граждан во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца (праздн. 28 Ноября).Зданий, принадлежащих собору, кроме каменной часовни, построенной в память чу­десного сохранения жизни Императора Александра II от руки злодея, нет.

Земли при соборе: усадебной 2 десятины и 1208 квадратных сажен, пашенной, сено­косной и лесной 1603 десятины, а с неудобной 1659 десятин, на которую землю план и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице, ближайшей частью земли владеют сами священно-церковно-служители, а остальную отдают в наем.
Дома у священно-церковно-служителей собственные, деревянные, на церковной земле.

Приходских дворов при соборном храме; состоящих в г. Дмитрове, считалось по клировым ведомостям за 1890 г.

Какого звания прихожанеЧисло
дворов

Число душМужск.
полаЖенск.
полаДуховного113343Дворян53853Военных11415Мещан115173Крестьян———28136189

Псаломщики: 1-й Федор Иванович Инихов 52 лет, родился в Московской Губернии, из Духовного звания, сын дьячка, воспитывался в Звенигородском Духовном училище.

2-й Дмитрий Павлович Порывкин 64-х лет, родился в Московской Губернии, из духов­ного звания, сын дьячка, воспитывался в Вифанской Семинарии.

В 1886 г. 17-го ноября в 8½ ч. вечера после тяжелой и продолжительной болезни скончался протоиерей Дмитровского Успенского собора Павел Федорович Богоявленский. Покойный страдал пороком сердца и астмами. Несомненно, что на развитие болезни влияли и семейные несчастья, которые пришлось пережить Павлу Федоровичу под конец своей жизни. В 1884 году 11-го марта он лишается своего сына Николая, обучавшегося в 6-м классе Вифанской духовной семинарии (умер 25 лет от чахотки). Не успев еще по­койный немного оправиться, помириться со смертью своего сына, как последовало для него новое, всем известное несчастье. 3-го августа 1886 года 28-ми лет от роду при пере­праве на Воробьевы горы тонет его дочь Софья, оставляя после себя троих малолетних детей. Припадки болезни, немного было ослабевшие и повторявшиеся реже, после смерти дочери усилились и стали чаще. Незадолго до своей смерти покойному, по-види­мому, стало лучше. За несколько дней он принимал участие в торжестве по случаю 25-ти летнего юбилея своего сослуживца, смотрителя уездного училища А.Н. Попкова; в самый день смерти служил литургию, чувствовал себя хорошо, а вечером удары в колокол воз­вестили гражданам о смерти любимого их пастыря, Протоиерей Павел Федорович Богоявленский, сын дьячка села Спасского-Тушина (в 12-ти верстах от Москвы), родился в 1827 году, 27-го октября. Первоначальное свое об­разование он получил в Перервинском духовном училище, затем обучался в Вифанской духовной семинарии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *