иконы в успенском соборе енисейска

Енисейское благочиние

Новости

В православном мире сегодня отмечают один из самых крупных и почитаемых праздников — Покров Пресвятой Богородицы.

иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть фото иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть картинку иконы в успенском соборе енисейска. Картинка про иконы в успенском соборе енисейска. Фото иконы в успенском соборе енисейска

иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть фото иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть картинку иконы в успенском соборе енисейска. Картинка про иконы в успенском соборе енисейска. Фото иконы в успенском соборе енисейска

Объявления

Енисейск православный

Старинный город Енисейск вот уже 388 лет стоит на берегу могучей реки Енисей. Начал он своё существование с молитвы подвижника. В 1592г. инок Тимофей Иванов поселился на месте будущего мужского монастыря, построил келью и привлёк в свою обитель ищущих спасения. Только через 26 лет появится острог, через 50 лет- монастырь Всемилостивого Спаса – а в дремучей тайге уже возносилась ко Господу молитва подвижника.

В 1819 году боярский сын из г. Пелыма Пётр Албычев и тобольский стрелецкий сотник Черкасс Рукин по повелению родоначальника новой царской династии Романовых царя Михаила Феодоровича заложили небольшой трёхбашенный Енисейский острог на западном берегу Енисея при впадении в него речки Мельничной. Пётр Албычев стал первым воеводою Енисейска. Так появился город, который стал одним из первенцев Дома Романовых.

В 1642г. на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова был основан мужской Спасский монастырь. В башне над воротами висел Нерукотворный образ Иисуса Христа и икона Божией Матери Знамение.

Почитание этих образов было столь велико, что на средства Енисейцев были построены храмы Нерукотворного Спаса и Иконы Божией Матери Знаменской.

В середине 17 века начался старообрядческий раскол. Сибирь становится местом ссылки раскольников. Да и сами старообрядцы двинулись из Росси в Сибирские земли, спасаясь от преследования, ища свободной жизни и возможности устраивать её согласно своих понятий и древнерусских обрядов.

Неугодные едут в Сибирь… Каких только ссыльных не видел Енисейск! Это и старообдрядцы разных толков,и политические заключённые- декебристы, революционеры, а также сосланные Советской властью после революции, оклеветанные по 58-й статье так называемые враги народа, спецпереселенцы. Последняя их партия прибыла в 1960-х годах. Это были верующие, называющиеся истинно православными христианами.

В конце 17 века Енисейск становится основным центром, откуда распространилось и укрепилось Православие в губернии.

В 1722 году в городе появилось первое каменное здание Гостиного двора.

Жителями города изготовлялся кирпич хорошего качества, делались изящные каменные узоры, которыми особенно украшались церковные здания.

В 1731г. началось строительство первой каменной церкви в мужском монастыре.

В 1732г. возводится каменные сооружения: Богоявленский собор, Воскресенская церковь, Преображенская церковь, Троицкий собор. В дальнейшем город стал называться белокаменным. В 1793г.- начато строительства каменного здания Успенской церкви. Таким образом в городе было основано одиннадцать церквей и два монастыря. Все имели единство в своём архитектурном стиле, каждая из которых была неповторима.

В Енисейске переплелись разные эпохи и ценности, и этим он привлекает многочисленных паломников и туристов со всех концов света. На протяжении последних лет все чаще город посещают россияне и иностранные туристы из Германии, Швейцарии, Англии, Франции и других стран. Для гостей педагоги гимназии проводят экскурсии по православному городу.

Особую атмосферу, дух города создают православные храмы, купеческие особняки и красивейшие здания прошлых столетий и природный микроклимат. Уникальная природа позволяет создать великолепные условия для развития познавательного и оздоровительного туризма. В 30 километрах от города находится Монастырское озеро, где вновь построенный храм собирает верующих под свои своды.

В настоящее время в городе имеются два действующих монастыря с тремя церквями и один Успенский приходской храм.

С появлением гимназии возникла необходимость в гимназическом храме. Учитывая тот момент, что настоятель Успенского Кафедрального Собора протоирей Геннадий Фаст является председателем Попечительского Совета и учредителем гимназии, решили считать гимназическим храмом Успенский.

Необходимо было воцерковлять детей, которые происходили из нецерковных семей и имели лишь самые общие представления о церковной жизни и таинствах.

Храм – неотъемлемая часть жизни гимназистов, ведь в храме совершается духовное возрастание каждого человека.

На уроках основ духовной культуры дети старших классов получают теоретические знания, которые требуют практического применения и закрепления.

Служба в храме совершается по монастырскому уставу, без сокращений. Гимназисты участвуют в Богослужении: мальчики несут послушание в алтаре, девочки читают и поют на клиросе, после литургии дети помогают в уборке храма.

К великим и двунадесятым праздникам духовник гимназии проводит для детей исповедь. Гимназисты участвуют в Таинстве Евхаристии. Во время богослужения после чтения Евангелия духовник говорит нравственную проповедь, содержание которой отвечает на вопросы христианской жизни.

В День празднования просветителей славян Кирилла и Мефодия, он же является Днём рождения гимназии, совершается крестный ход от Успенского Собора до дверей гимназии. Участники крестного хода ощутимо чувствуют Благодать Божию, коснувшуюся их сердец.

Источник

Об иконостасах Успенской церкви в Енисейске

ИКОНОСТАСЫ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ЕНИСЕЙСКЕ

Успенская церковь города Енисейска является комплексным памятником культуры общероссийского значения. В ее интерьерах сохранены три иконостаса работы енисейских мастеров, достойно представляющие искусство сибирской иконописи и иконостасной резьбы.

Главный Успенский иконостас исполнен в 1800-х годах. Полукруглое зеркало иконостаса разделено на два яруса. Его архитектурный декор составляют витые колонны, филенчатые пилястры и ступенчатые карнизы (сандрики) над местными иконами. Ионийские капители колонн и пилястр имеют резные волюты, которые своей пластикой обогащают плоскую накладную лиственно-цветочную орнаментику иконостаса. Резные царские врата и орнаментальные накладки на тумбах под местными иконами датируются по опубликованным аналогиям 1840-ми годами. Вероятно, они перенесены из утраченного иконостаса верхнего северного придела. Двери жертвенника и диаконника с образами архидиаконов Стефана и Лаврентия первоначально принадлежали Спасскому иконостасу середины XVIII века.

Несмотря на сборный характер резного декора, и иконного наполнения нижнего яруса, Успенский иконостас выглядит как единый ансамбль благодаря сохранившемуся архитектурному оформлению. В нижнем ярусе Успенского иконостаса среди икон местного чина находится тезоименный храму образ Успения Богоматери, написанный одновременно с иконами второго яруса. На северной стороне чина помещена одна из древнейших икон Успенской церкви – Одигитрия конца XVII века.

Аналогии этой иконы находятся среди немногочисленных памятников ранней иркутской иконописи. Рамы местных икон увенчаны сложными по рисунку объемными резными очельями, составленными из волют и пальметт, стилизованных наподобие гребешков. Праздничный чин Успенского иконостаса составляют семь икон овальной формы. Над царскими вратами традиционно помещен образ Тайной Вечери. Слева расположены: Рождество Богоматери, Преображение и Сретение. Справа – Богоявление, Рождество Христово и Троица Ветхозаветная. Размещенный в двух уровнях ансамбль праздничных икон хорошо читается благодаря единообразной форме досок.

В состав апостольского чина входят образа четырех Евангелистов и апостолов Петра и Павла. Тема небесного предстояния апостолов раскрывается через небесно-облачные фоны икон и изображения двух херувимов на малых боковых образах. Программной особенностью Успенского иконостаса является размещение на главной оси образа Распятия с предстоящими вместо традиционного Вседержителя.

Иконы Успенского иконостаса написаны маслом, что свидетельствует о распространении в начале XIX века новой техники живописи среди енисейских иконописцев. Частичные расчистки, выполненные реставраторами, позволяют утверждать, что не только архитектурный и орнаментальный декор, но и живопись Успенского иконостаса отличается высоким художественным уровнем.

Иконостас 1827 года, изначально бывший Иннокентиевским, а с 1946 года именуемый Александро-Невским, имеет редкую архитектурную и конструктивную особенность: его центральное прясло выпуклое в плане. Иконостас двухъярусный, с гладкоствольными колоннами в нижнем ярусе. Из первоначальных капителей композитного типа in citu сохранилась одна (слева от царских врат), остальные капители и утраченные детали резной орнаментики заимствованы из Спасского иконостаса.

Во втором ярусе иконостаса на карнизе помещены два фронтона, первоначально располагавшиеся над входами в жертвенник и диаконник. Иконы на фронтонах (Перенесение мощей Иоанна Златоуста и Воскрешение дочери Иаира) не характерны для второго яруса. Вероятно, они были тумбовыми образами утраченного Петропавловского иконостаса. При довольно скромном резном орнаментальном декоре решающее значение в облике иконостаса 1827 года имеет его архитектурное оформление и живопись.

На створах царских врат помещена композиция Благовещения с круглыми клеймами четырех Евангелистов внизу. Фигуры архангелов Михаила и Гавриила, написанные на дверях диаконника и жертвенника, стилистически разнородны. Вероятно, дверь с образом Гавриила перенесена из Петропавловского иконостаса. Образ Архангела Михаила в иконостасе 1827 года – один из шедевров енисейской церковной живописи первой трети Х1Х века. Местный чин иконостаса составлен из разрозненных икон.

Из числа праздничных икон в иконостасе 1827 года сохранились круглые образа Тайной Вечери, Преображения и Рождества Богоматери. Написанный на доске трехлепестковой формы образ Входа Господня в Иерусалим, вероятно, первоначально располагался на выносном фронтоне над дверью диаконника. В центре верхнего яруса иконостаса помещен написанный на выпуклой доске образ Спаса Великого Архиерея, восседающего на небесном престоле в окружении херувимов. На осях, ближайших к центру, во втором ярусе должны были находиться ныне утраченные иконы предстоящих Вседержителю Богоматери и Иоанна Предтечи.

Четыре овальных иконы Страстного цикла размещены в изогнутом по форме свода фризе второго яруса иконостаса. На северной стороне помещено Биение у столба и Несение креста, на южной – Надевание тернового венца и Христос перед Пилатом. Утраченными следует считать такие важные сюжеты, как Моление о чаше и Положение во гроб. Развернутый Страстной цикл следует считать иконографической особенностью иконостаса 1827 года. Второй подобный цикл имелся во Входоиерусалимской кладбищенской церкви города Енисейска.

Перенесенный из Спасского собора енисейского Спасского монастыря иконостас использован при сооружении двух иконостасов в верхних приделах Успенского храма. Спасский иконостас был создан между 1756-1765 годами. Он хорошо документирован описями монастырского имущества и запечатлен на фотографии 1920-х гг., хранящейся в енисейском краеведческом музее. Изобилующий орнаментальной резьбой и скульптурой иконостас сохранился частично: утрачены царские врата, часть икон и скульптур, элементы резной орнаментики. Из его нижнего и верхнего ярусов составлен Петропавловский придельный иконостас Успенского храма.

Из прясел апостольского чина сооружены два клироса. Из прясел пророческо-праотеческого чина составлен северный придельный иконостас (ныне придел Александра Невского). Отреставрированная тумбовая панель с иконой на тему «И будет одно стадо и один пастырь» является примером живописно-декоративного ансамбля середины ХУШ века. В это время енисейские мастера являлись признанными лидерами иконостасного искусства в Сибири. Они смело обращались к нетрадиционным сюжетам и с ювелирной тщательностью выполняли из кедра сложные орнаментальные плетения.

Традиционную прямоугольную форму досок сохраняли только иконы местного чина. Остальные иконы имели усложненные многолепестковые формы и резные рамы, индивидуальные для каждого чина. Прорезными орнаментальными накладками были декорированы столбцы иконостаса и поля прясел вокруг икон. Традиционный по составу многоярусный Спасский иконостас был насыщен скульптурой, которая концентрировалась в его средней части.

Из восьми фигур ангелов сохранились только две. Над венчающим царские врата балдахином помещался резной образ Саваофа. Весь иконостас завершался резным изображением Распятия с фигурами предстоящих Христу Богоматери и Иоанна Богослова. Храмовые описи зафиксировали в составе Спасского иконостаса более тридцати резных херувимов. Позолоченная и частично посеребренная резьба Спасского иконостаса, полихромия его резных образов и икон создавали яркий, праздничный, виртуозно исполненный ансамбль, являющийся лучшим украшением храмового интерьера и свидетельством благочестия как исполнителей, так и заказчиков.

Непростая судьба древнейшего из сохранившихся енисейских иконостасов отразилась на состоянии его икон: все они требуют серьезной профессиональной реставрации. Успенская церковь города Енисейска – уникальный комплексный памятник истории, культуры и церковного искусства Сибири сохраняется благодаря усилиям ее настоятеля и прихожан. Свидетельствуя о благочестии и высокой культуре предков, храм-памятник взывает к нашим современникам: сделайте все возможное, чтобы донести это чудом сохраненное наследие до потомков!

Источник

Успенский кафедральный собор (Енисейск)

иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть фото иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть картинку иконы в успенском соборе енисейска. Картинка про иконы в успенском соборе енисейска. Фото иконы в успенском соборе енисейска

Успе́нский собо́р в Енисейске — старейший храм Енисейской епархии Русской православной церкви, памятник сибирского барокко. Кафедральный храм Енисейской епархии.

Содержание

История [ править ]

1 мая 1774 года (по документам благочинного градоенисейских церквей) по желанию жителей Енисейска и по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, бывшая приходская Гостинодворская праздная деревянная церковь, в связи с построением вместо неё каменной, со всем церковным украшением была перенесена и поставлена на гору за городом, где было тогда кладбище. Эта деревянная церковь на Гостином дворе прежде именовалась Знаменской. В 1774 году она была освящена в честь Успения Божьей Матери. За ветхостью её деревянное строение разобрали и употребили на дрова, так как решено было построить новое — кирпичное.

По благословению архиепископа Варлаама 9 сентября 1793 года была заложена на средства енисейского купца Ефима Трескина новая каменная Успенская кладбищенская церковь. 27 августа 1794 года купцом Петром Трескиным (братом Ефима) заложен второй (холодный) этаж церкви. В 1799 году было завершено строительство нижнего этажа и 11 июля того же года Успенская церковь была освящена с прежним антиминсом. Придел верхнего этажа был освящён 17 июля 1818 года во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1826 году епископ Иркутский Михаил заложил тёплый придел с северной стороны от Успенского. 23 ноября 1827 года придел освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского. Придел строился на средства енисейского купца 1-й гильдии Александра Кобычева.

25 августа 1843 года освящён второй (холодный) придел на втором этаже с северной стороны во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Построен он на средства почётного гражданина Енисейска и 1-й гильдии купца Александра Александровича Кобычева (сына Кобычева, построившего Иннокентьевский придел).

До 1823 года Успенская церковь была приписной кладбищенской церковью. Облик её в сравнении с другими енисейскими храмами отличает некоторая сухость. Но тем не менее и она весьма красива, близка к общерусским традициям того времени, но с сохранением черт сибирского барокко. Имеется массивная колокольня со шпилем, увенчанная крестом, пять основных куполов и два над алтарями.

иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть фото иконы в успенском соборе енисейска. Смотреть картинку иконы в успенском соборе енисейска. Картинка про иконы в успенском соборе енисейска. Фото иконы в успенском соборе енисейска

В 1923 году по Енисейску прокатилась первая волна закрытия церквей. В Успенском храме служили: протоиерей Николай Павлович Пикановский (род. 1884, рукоположён в 1906), он же благочинный и председатель уездного церковного управления, псаломщик Василий Алекссеевич Бакшаев (род. 1875), иерей Иоанн Вазингер из закрытой Иверской церкви, председателем церковного совета был Александр Анатольевич Колмогоров. В списках прихожан значится 67 учредителей. Всего прихожан 250 человек. Старостой был С. К. Самойлин.

17 апреля 1923 года заключён договор о передаче Успенской церкви общине верующих.

В 1920-е годы в Енисейске на фоне бурных советских преобразований продолжаются богослужения в Богоявленском соборе, Кресто-Воздвиженской, Успенской, Троицкой, Преображенской, Воскресенской, Входо-Иерусалимской (кладбищенской) и Спасской церквах.

В 1930-е годы началась вторая волна закрытия церквей. И к концу 1930-х были закрыты все церкви Енисейска и все 33 прихода бывшего Енисейского уезда, а также все монастыри Енисейской епархии. В соборе устроили котельную, в Троицкой церкви — гараж, в Воскресенской — цех мехзавода, в Иверской — клуб. В Успенской внизу жили спецпоселенцы, а вверху размещался клуб авиапорта.

В 1937 году в Енисейске расстрелян иерей Иоанн Вазингер — последний священник Иверского монастыря, служивший в Успенской церкви, затем работавший в миру.

В 1937 году с Успенской церкви сняли колокол.

3 июля 1946 г. заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви. Первым священником, настоятелем, открывавшим церковь был ссыльный протоиерей Евгений Бобовский. Он служил примерно по 1953 г.

Со стороны горсовета договор о передаче Успенского храма подписан Галиной Михайловной Галимовой. Со стороны Церкви, кроме настоятеля, договор подписан тремя членами церковного совета: исполняющим обязанности завхоза Макаровым, Татьяной Васильевной Гозовой и Любовью Ивановной Новотихаревой. Сохранились имена прихожан: председатель ревизионной комиссии Попищенко Иван Филиппович, Пургина Мария Ивановна, Шомполова Зинаида Ивановна, Солдатова Елена Степановна Елистратова Анна Павловна, член ревизионной комиссии Макаров Николай, Аксенова Татьяна Петровна, Шадрина Марфа Павловна, Жукова Ксения Николаевна, Яричина Фекла Яковлевна, Шадрин Алексей Иннокентьевич, Тараненко Надежда Николаевна, Чепалова Анисия Капитоновна, Чащина Афанасия Иосифовнв, Бредина Мария Андрияновна, Голублев Платон Степанович, Голублева Лукия Михайловна, Ситников Петр Александрович, Ситникова Фекла Гавриловна, Галкина Лидия Антоновна, Алексеевская Анна Васильевна.

Сначала в храме служил один священник Евгении Бобовский, Потом присоединилось из Маклаково ещё двое ссыльных священников-молдаван: Михаил Гордузя и Анатоний Устьян. Ещё служил диакон монах Василий Слемзин.

К 1950 г. ремонт собора был более менее завершен и наведен порядок. На колокольне отсутствовал колокол, его не было до 1988 г., не было и восьмерика, крест на небольшом шпиле поставили прямо на полусферу купола колокольни. С самого храма были снесены все семь куполов, полусфера над Петро-Павловским приделом тоже снесена и установлена плоская крыша. Поэтому прямо на плоской крыше и поставили крест. В таком виде простоял храм до 1986 г.

После освобождения от ссылки и отъезда в Ленинград протоиерея Евгения Бобовского в Успенской церкви в первой половине 50-х гг. служили священник Михаил Гордузя и о. Антоний. Протодиаконом был о. Симеон. З-4 года работал в Енисейске врачом и ссыльный священник Александр Гурич. Из Енисейска его сослали в п. Фомка около Туруханска. Там он и умер.

После о. Михаила и о. Антония служил около года в Успенском храме бывший красноярский благочинный игумен Иннокентий. После него с середины 50-х годов — священник Николай Корниенко.

К тому времени служил уже в Успенской церкви протоиерей Евгений Сакидон. Где-то с конца 50-х гг. по 1965 г. стал настоятелем храма сын о. Евгения, рукоположённый в Енисейске о. Всеволод Сакидон.

С 1961 г. председателем церковного совета избирается не настоятель, а мирянин. Первым был избран на эту должность Иван Пироженко, воспитанник служившего в начале 30-х годов в Троицкой церкви репрессированного отца Илии Пироженко. 10 лет пробыл Иван Пироженко старостой Успенской церкви (1961—1971). До этого 10 лет он был председателем ревизионной комиссии. Во время хрущёвской антирелигиозной кампании отцу Всеволоду Сакидону и старосте Ивану Пироженко вместе со всеми верующими пришлось выдержать довольно сильный натиск исполкома, требовавшего закрытия единственной в городе церкви. Особенно усердствовала тогдашняя уполномоченная по Енисейску заведующая ГорФО А. М. Одинцева.

Отец Игнатий Танчук служил в Успенской церкви с 1966 г. по 1978 г. При нём был построен второй этаж пристройки, а также отгорожена стеной часть Александровского придела, так образовалась в пристройке внизу ещё одна комната.

В целом в 70-е годы отношения властей к церкви в значительной мере смягчились. Но, ведущая неустанную борьбу с православными, А. М. Одинцева добилась отстранения с должности старосты Ивана Пироженко. И с 1971 г. старостой стала Александра Алексеевна Сумкина. После неё длительное время (до 1983 г.) старостой была Таисия Ермолаевна Хвоина.

С 1978 — три года в Успенской церкви служит протоиерей Максим Штонь. С 1981 по осень 1982 гг. на его место пришёл отец Виктор Захаров. Он тоже жил в пристройке храма. При о. Викторе и начались реставрационные работы: под всю северную стену храма был подведен основательный фундамент, а также восстановлены ликвидированные более 40 лет назад стяжки между стенами. Это спасло Успенскую церковь от дальнейшего крупного разрушения. При о. Викторе изготовлен также металлический престол с рельефными иконами.

С осени 1982 г. прибыл на служение протоиерей Александр Пивоваров. Его живая горячая проповедь, сила духа и любви буквально всколыхнули приход. Количество прихожан резко увеличилось, но при всем при этом начались и большие приходские распри. Полностью был сменен церковный совет. Старостой стала с февраля 1983 г. Татьяна Михайловна Овчаренко и пробыла на этой должности один год. 12 апреля 1983 г. Александр Пивоваров был арестован, а в августе 1983 г. осужден. До июля 1984 г. он отбывал наказание в Туве, с июля 1984 г. по осень 1985 г. был в ссылке в Кызыле. Обвинен был о. Александр в спекуляции, хотя фактической причиной ареста, конечно же, была его чрезвычайно активная и плодотворная пастырская деятельность, в том числе распространение православной литературы. Сами городские власти дали о нём положительный отзыв, особенно тогдашняя уполномоченная по делам религии по Енисейску завотделом культуры горисполкома В. И. Тагирова.

После ареста о. Александра два с половиной месяца Успенский приход был без настоятеля. С 1 июля 1983 г. и по сей день настоятелем Успенской церкви служит протоиерей Генадий Фаст.

В первые годы служения сделан целый ряд работ по благоукрашению и ремонту церкви, а 1986 г. на храме воздвигнуто семь куполов, хотя и не в том виде, как было раньше. В этом же году отреставрирован фасад. Весной 1988 г. завершена работа по восстановлению резьбы и позолоты иконостаса в Успенском приделе. К празднованию 1000-летия Крещения Руси музей передал церкви старинный колокол (видимо, голландского изготовления).

В 1985—1986 гг, снова было возбуждено уголовное дело на служителей Церкви. На сей раз на псаломщика Геннадия Яковлева и священника Геннадия Фаста. Но после семимесячного следствия дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Испытание было немалое. Но при этом надо отметить, что отношение самих городских властей к церкви в 80-е годы помягчело и было, как правило, доброжелательное.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Красноярский край, Енисейск, Рабоче-Крестьянская улица, 116

Источник

Свято-Успенский собор (Енисейск)

Материал из EniseyName.

Свято-Успенский собор — старейший храм Красноярско-Енисейской епархии РПЦ.

Содержание

[править] История

Рождение Успенского храма

В 1747 г. (или 1774 — по документам благочинного градоенисейских церквей) 11 мая по желанию всех жителей города и по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, бывшая приходская Гостинодворская праздная деревянная церковь, в связи с построением вместо нее каменной, со всем церковным украшением была перенесена и поставлена на гору за городом, где было тогда кладбище.

Эта деревянная церковь на Гостином дворе прежде именовалась Знаменской. В 1774 г. она была освящена в честь Успения Божьей Матери для кладбища, посему не имела ни прихода, ни своего притча. За ветхостью ее деревянное строение разобрали и употребили на дрова, так как решено было построить новое — кирпичное.

По благословению архиепископа Варлаама 9 сентября 1793 г, была заложена иждивением енисейского купца Ефима Трескина новая каменная Успенская кладбищенская церковь. 27 августа 1794 г. купцом Петром Трескиным (братом Ефима) заложен второй (холодный) этаж церкви. В 1799 г. было завершено строительство нижнего этажа и 11 июля этого же года Успенская церковь была освящена с прежним антиминсом. Придел верхнего этажа был освящен 17 июля 1818 г. во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1826 г. во время своего второго посещения Енисейска Епископ Иркутский Михаил лично заложил: Иннокентьевский (теплый) придел с северной стороны от Успенского. 23 ноября 1827 г. Иннокентьевский придел был освящен во имя всея Сибири чудотворца святителя епископа Иннокентия Иркутского. Построен был этот придел тщанием енисейского 1-й гильдии купца Александра Кобычева.

25 августа 1843 г. был освящен второй (холодный) придел на втором этаже с северной строны во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Построен он тщанием почетного гражданина Енисейска и 1-й гильдии купца Александра Александровича Кобычева (сына Кобычева, построившего Иннокентьевский придел).

До 1823 г. Успенская церковь была приписной кладбищенской церковью. Облик ее в сравнении с другими енисейскими храмами отличает некоторая сухость. Но тем не менее и она весьма красива, близка к общерусским традициям того времени, но с сохранением и черт сибирского барокко. Имеется массивная колокольня со шпилем, увенчанная крестом, пять основных куполов и два над алтарями.

В 1823 г. кладбищенская Успенская церковь, с дозволения высшего начальства, обращена в приходскую с назначением штатного причта, состоявшего из священника и псаломщика, а позднее и диакона. Образовался Успенский приход, существующий и поныне.

27 августа 1869 г. произошел страшный пожар. Город сгорел дотла, осталась лишь его седьмая часть. Но уцелела и не была тронута пожаром Успенская церковь, на колокольне не умолкал набатный колокол при каждой новой вспышке огня.

На 1916 г. по Успенской церкви указаны следующие сведения. Причт: 1 священник, 1 пасаломщик. Приход: 316 мужчин, 363 женщин.

В 1923 г. по Енисейску прокатилась первая волна закрытия церквей. В Успенском храме служили: протоиерей Николай Павлович Пикановский (род. 1884 г., рукоположен в 1906 г.), он же благочинный и председатель уездного церковного управления, псаломщик Василий Алекссеевич Бакшаев (род. 1875 г.), иерей Иоанн Вазингер из закрытой Иверской церкви, председателем церковного совета был Александр Анатольевич Колмогоров. В списках прихожан значится 67 учредителей. Всеого прихожан 250 человек. Старостой был С.К. Самойлин.

17 апреля 1923 г. заключен договор о передаче Успенской церкви общине верующих. 8 июня 1923 г. церковный совет привлечен к административной ответственности за «антисанитарное состояние». Но служба пока шла.

Обновленческий раскол, начавшийся в Москве, в высших сферах, затронул и церкви Енисейска. Обновленчество обосновалось в Успенской и Троицкой церквах. Протоирей Успенской церкви Николай Пикановский сочувствовал обновленчеству.

В 20-е годы в Енисейске на фоне бурных советских преобразований продолжаются богослужения в Богоявленском соборе, Кресто-Воздвиженской кладбищенской, Успенской, Троицкой, преображенской, воскресенской, Входо-Иерусалимской (кладбищенской) и спасской церквах. Храмы были наполнены народом, ходила молодежь и даже красноармейцы.

В 30-е годы началась вторая волна закрытия церквей. И к концу 30-х годов были закрыты все церкви Енисейска и все 33 прихода бывшего Енисейского уезда. А также все монастыри Енисейской епархии. Из рассказов очевидцев картина вырисовывается такая: храмы ломали назначенные по указу люди, стихийного их разрушения самим народом не было.

Умолкли енисейские колокола. В соборе устроили котельную. В Троицкой церкви гараж. В Воскресенской цех мехзавода. В иверской клуб, там проходило голосование. В Успенской внизу жили спецпоселенцы, а вверху клуб авиапорта.

Открытие Успенской церкви

3 июля 1946 г. заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви. Первым священником, настоятелем, открывавшим церковь был ссыльный протоиерей Евгений Бобовский.

Еще в 20-е годы отец Евгений Бобовский был в ссылке в п.Маковском. За то, что он там совершил отпевание псаломщика, был выслан в Енисейск. По закрытии в 1930-х годах Успенского храма в его пристройке жили отец Евгений, священник отец Александр Тихомиров, которого вскоре из Енисейска выслали. А матушка его — Александра потом будет много трудиться на клиросе в Успенской церкви. (Их сын Виктор Тихомиров и ныне живет в Подтесове). Отец Евгений служил с 1946 г.примерно по 1953 г.

Со стороны горсовета договор о передаче Успенского храма подписан Галиной Михайловной Галимовой. Со стороны Церкви, кроме настоятеля, договор подписан тремя членами церковного совета: исполняющим обязанности завхоза Макаровым, Татьяной Васильевной Гозовой и Любовью Ивановной Новотихаревой. Сохранились имена прихожан: председатель ревизионной комиссии Попищенко Иван Филиппович, Пургина Мария Ивановна, Шомполова Зинаида Ивановна, Солдатова Елена Степановна Елистратова Анна Павловна, член ревизионной комиссии Макаров Николай, Аксенова Татьяна Петровна, Шадрина Марфа Павловна, Жукова Ксения Николаевна, Яричина Фекла Яковлевна, Шадрин Алексей Иннокентьевич, Тараненко Надежда Николаевна, Чепалова Анисия Капитоновна, Чащина Афанасия Иосифовнв, Бредина Мария Андрияновна, Голублев Платон Степанович, Голублева Лукия Михайловна, Ситников Петр Александрович, Ситникова Фекла Гавриловна, Галкина Лидия Антоновна, Алексеевская Анна Васильевна.

Сначала в храме служил один священник Евгении Бобовский, Потом присоединилось еще двое ссыльных священников-молдован: Михаил Гордузя и Анатоний Устьян. Их о.Евгений пригласил из Маклаково. Еще служил диакон монах Василий Слемзин. Отец Антоний жил на квартире. Остальные — в пристройке при храме (второго этажа пристройки еще не было).

Когда прихожане впервые вошли в возвращенный храм, он был, конечно, разорен. Но к 1950 г. ремонт был более менее завершен и наведен порядок. На колокольне отсутствовал колокол, его не было до 1988 г., не было и восьмерика, крест на небольшом шпиле поставили прямо на полусферу купола колокольни. С самого храма были снесены все семь куполов, полусфера над Петро-Павловским приделом тоже снесена и усыновлена плоская крыша. Поэтому прямо на плоской крыше и поставили крест. В таком виде простоял храм до 1986 г., да и поныне в прежний вид он не приведен.

Начали служить в небеленном нижнем помещении, Наверху и вовсе было все разорено. Диакон Василий Слемзин установил иконостас в Петро-Павловском приделе, который был взят из Спасского монастыря. Но довольно скоро служба стала совершаться уже во всех трех приделах. На Пасху совершали три Божественные литургии.

После освобождения от ссылки и отъезда в родной Санкт-Петербург (тогда Ленинград) протоиерея Евгения Бобовского в Успенской церкви в первой половине 50-х гг. служили священник Михаил Гордузя и о. Антоний. Протодиаконом был о. Симеон. З-4 года работал в Енисейске врачом и ссыльный священник Александр Гурич. Трудился он в центральной больнице. Вспоминают, что это был очень грамотный, одаренный человек, имел высшее богословское и медицинское образование, говорят, имел еще какой-то диплом. Он ходил в церковь, читал. В ту пору, когда он учился и одновременно служил священником, его пытались не допустить до экзаменов. По этому поводу он сумел лично попасть на прием к Калинину, и тот обеспечил ему доступ до экзаменов. Трагична судьба этого глубоко верующего талантливого человека: из Енисейска его сослали еще дальше в п. Фомка около Туруханска. Там он и умер.

После о. Михаила и о. Антония служил около года в Успенском храме бывший красноярский благочинный игумен Иннокентий. После него с середины 50-х годов — священник Николай Корниенко. Жил ой при церкви. До него и при нем священники еше ходили служить панихиды на кладбище. Потом это прекратилось, видимо, последовал какой-то запрет от властей. Возобновились панихиды на кладбище только с 1984 года.

3 1955 г. привезли из п. Стрелки тело покойного священника протопресвитера Василия Голоднова и похоронили его в ограде Успенской церкви. Могила его и поныне около алтаря.

К тому времени служил уже в Успенской церкви протоиерей Евгений Сакидон. Где-то с конца 50-х гг. по 1965 г. стал настоятелем храма сын о.Евгения, рукоположенный в Енисейске о. Всеволод Сакидон.

С 1961 г. председателем церковного совета избирается не настоятель, а мирянин. Первым был избран на эту должность Иван Пироженко, воспитанник служившего в начале 30-х годов в Троицкой церкви репрессированного отца Илии Пироженко. 10 лет пробыл Иван Пироженко старостой Успенской церкви (1961-1971). До этого 10 лет он был председателем ревизионной комиссии.

Отцу Всеволоду Сакидону и старосте Ивану Пироженко вместе со всеми верующими пришлось вы¬держать довольно сильный натиск исполкома, требовавшего закрытия единственной в городе церкви. Особенно усердствовала тогдашняя уполномоченная по Енисейску заведующая ГорФО А.М. Одинцева. Предлагали прямо: отдайте храм, а молиться будете в молитвенном доме (который еще надо построить) у кладбища. Предлагали убрать церковную ограду со стороны улицы (которая сейчас считается памятником архитектуры республиканского значения!). Требовали даже отдать им Святую Чашу, чтобы взять ее на анализ.

Когда однажды о.Всеволод пошел в похоронном шествии за покойником ему запретили проводить его в последний путь. Потом стали требовать чтобы богослужения совершались только на нижнем этаже, а второй этаж отдать на нужды города. Отвращали от церкви детей, требуя, чтобы на храме повесили объявление о том, что вход в него детям запрещен, т.е. требовали прямого нарушения заповеди Христовой. Тогда Всеволод и прихожане написали в Москву жалобу на действия местных властей. Ответ пришел и3 Москвы в адрес уполномоченного по делам религии Красноярского края. А.М. Одинцева вызвала церковный совет, и обрушившись с упреками за жадобу, но ответ так и не сообщила. Однако с того времени действия местных властей в отношении верующих смягчились.

Отец Игнатий Танчук служил в Успенской церкви с 1966 г. по 1978 гг. Из всех послевоенных священников прослужил он дольше всех. Во время своего служения в Енисейске заочно закончил Московскую Духовную семинарию. Жил о. Игнатий с семейством в пристройке к храму. При нем был построен второй этаж пристройки, а также отгорожена стеной часть Александровского придела, так образовалась в пристройке внизу еще одна комната.

Тем не менее батюшка постоянно заботился о храме и его благолепии. Но разрушение церкви (отход северной стены, образование щелей в стенах), начавшееся во времена ее закрытия еще в ЗО-40-е годы, продолжалось. В церковной ограде о. Игнатий имел хозяйство: держал кур, свиней.

В целом в 70-е годы отношения властей к церкви в значительной мере смягчились. Но, ведущая неустанную борьбу с православными, А.М. Одинцева добилась отстранения с должности старосты Ивана Пироженко. И с 1971 г. старостой стала Александра Алексеевна Сумкина. После нее длительное время (до 1983 г.) старостой была Таисия Ермолаевна Хвоина.

Реставрационные работы по храму в 70-е годы не велись. Приходскую жизнь при о. Игнатий отличало спокойствие. Особых распрей не было. Батюшка с народом хорошо ладил. Когда его на месяц отзывали в Красноярск, в это время в Енисейске служил иеромонах Дорофей. В памяти людей он сохранился как большой ревнитель благочестия (позднее погиб в Кавказских горах). Крестил он полным погружением, всегда и везде ходил в рясе, хотя случалось, что и камни летели в спину.

С 1978 — три года в Успенской церкви служит престарелый протоиерей Максим Штонь. Жил с матушкой Евдокией в церковной пристройке храма. С 1981 по осень 1982 гг. на его место пришел отец Виктор Захаров. Он тоже жил в пристройке храма. При о. Викторе и начались реставрационные работы: под всю северную стену храма был подведен основательный фундамент, а также восстановлены ликвидированные более 40 лет назад стяжки между стенами. Это спасло Успенскую церковь от дальнейшего крупного разрушения. При о. Викторе изготовлен также металлический престол с рельефными иконами.

С осени 1982 г. в Успенскую церковь прибыл на служение протоиерей Александр Пивоваров. Краткое время его служения в Енисейске было очень ярким и памятным. За эту зиму много было сделано по внутреннему благоукрашению храма. Получено разрешение на строительство жилого дома для священника в ограде. Его живая горячая проповедь, сила духа и любви буквально всколыхнули приход. Количество прихожан резко увеличилось, но при всем при этом начались и большие приходские распри. Полностью был сменен церковный совет. Старостой стала с февраля 1983 г. Татьяна Михайловна Овчаренко и пробыла на этой должности один год. Но недолгим было служение отца Александра в Енисейске. 12 апреля 1983 г. протоиерей Александр Пивоваров был арестован, а в августе 1983 г. осужден. До июля 1984 г. он отбывал наказание в Туве, с июля 1984 г. по осень 1985 г. был в ссылке в Кызыле. Обвинен был о. Александр в спекуляции, хотя фактической причиной ареста, конечно же, была его чрезвычайно активная и плодотворная пастырская деятельность, в том числе распространение православной литературы. Сами городские власти дали о нем положительный отзыв, особенно тогдашняя уполномоченная по делам религии по Енисейску завотделом культуры горисполкома В.И. Тагирова.

После ареста о. Александра два с половиной месяца Успенский приход был без настоятеля. С 1 июля 1983 г. и по сей день настоятелем Успенской церкви служит протоиерей Генадий Фаст. В первые годы служения сделан целый ряд работ по благоукрашению и ремонту церкви, а ]98б г. на храме воздвигнуто семь куполов, хотя и не в том виде, как было раньше. В этом же году отреставрирован фасад. Весной 1988 г. завершена работа по восстановлению резьбы и позолоты иконостаса в Успенском приделе. К празднованию 1000-летия Крещения Руси музей передал церкви старинный колокол (видимо, голландского изготовления).

В 1985-1986 гг, снова было возбуждено уголовное дело на служителей Церкви. На сей раз на псаломщика Геннадия Яковлева и священника Геннадия Фаста. Но после семимесячного следствия дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Испытание было немалое. Но при этом надо отметить, что отношение самих городских властей к церкви в 80-е годы помягчело и было, как правило, доброжелательное.

[править] Духовенство

Священники Успенской церкви

В список не включены священники, служившие совсем мало в периоды между назначенными постоянными священниками.

Диаконы Успенской церкви

[править] Участники церковной жизни Успенского прихода

[править] Архитектура

[править] Иконы

[править] Престольные праздники

[править] Адрес

663130, г. Енисейск, ул. Дударева, 7, тел. (391-15) 2-22-89

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *